default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эжен Буден написал свои первые пляжные сцены около 1860 года по инициативе своего друга Фердинанда Мартена. Попытавшись обосноваться в Париже, Буден удалился в Трувиль-сюр-Мер в 1862 году. В это же время в Париже Эдуард Мане (1832-1883) писал картину "Музыка в Тюильри". Мане и Буден общались с Шарлем Бодлером (1821-1867), сторонником "современности". Мода, по своей природе быстротечная, пароходы, фонарные столбы на пристани и приморская архитектура, изображенные Буденом, принадлежали к лексикону этой "современности". Трувиль-сюр-Мер был морским курортом с собственным казино и роскошными отелями, обслуживаемым новыми железнодорожными линиями из Парижа. Зажиточные горожане наслаждались здесь новым видом отдыха: пляжным. Некоторые люди шли купаться (в новых смелых купальных костюмах), но многие собирались просто для того, чтобы насладиться морским воздухом и пообщаться. Утверждая, что "три мазка природы стоят больше, чем три дня в студии", Буден писал на небольших деревянных панелях, которые было легко перевозить и хранить, что позволяло ему рисовать на открытом воздухе. Быстрота исполнения и свободный стиль придали его искусству мгновенность и схожесть с набросками. Этот жанр быстро стал очень популярным среди любителей, настолько, что художник написал своему брату в 1865 году: "Я буду заниматься другими вещами, но я всегда буду пляжным художником". В период с 1860 по 1896 год он создал почти триста картин с изображением этих "кринолиновых" пляжей. Но из 4 500 или около того картин Эжена Будена, зарегистрированных на сегодняшний день, только 8% изображают "кринолиновые пляжи". Отношение Будена к своим объектам не всегда было сочувственным, и в 1867 году он назвал эти сцены наслаждения высшего класса "отвратительным маскарадом", а своих объектов – "ужасными паразитами".

DSC 0035 1

Эжен Буден (Eugène Boudin). Купальщицы на пляже Трувиля. 1869

Сын моряка из Онфлера, Эжен Буден провёл свою юность в Гавре, а затем переехал в Париж. С 1864 года каждое лето он проводил в Трувиль-сюр-Мер и Довиле. Эти пляжи были ареной новых общественных событий, которые художник любил изображать с быстротой исполнения и свободным стилем, что придавало его искусству мгновенность и схожесть с набросками. Это делает пляжного живописца современным художником, который ещё до импрессионистов стремился покорить естественный свет морского побережья, способствующий размыванию контуров и красок.

DSC 0039 1 Kopie

Эжен Буден (Eugène Boudin). Пляж в Трувиле. 1867

Палитра, использованная в этой картине, типична для портретов, которые Лотрек писал в саду пьера Фореста, участке земли, используемом для стрельбы из лука на углу бульвара Клиши и улицы Кауленкур. Спутанные растения и деревья, кажется, изолируют персонажей в почти нейтральном пространстве. Лотрек использует свой обычный синий цвет с фиолетовым оттенком для платья и шляпки. Ярко-красный шейный платок модели подчеркивает зелень на заднем плане благодаря взаимодействию дополнительных цветов. Сидящая лицом к художнику в центре картины Жюстин Дьюль излучает поразительное присутствие. Она внушительно сидит на довольно неустойчивом складном стуле. Ее несколько скованная поза немного неуклюжа, и широкие, неуклюжие руки подтверждают это впечатление. При взгляде сверху ее тело просто очерчено. Широкие синие линии, описывающие ее платье, придают ему выразительность; только форма ее коленей обозначена более четкими, мягко закругленными линиями. Ее сложная прическа настолько высока, что едва вписывается в картину. Большинство женщин, нарисованных Лотреком в этом саду, профессиональные модели или проститутки, были известны только по именам: Берта, Габриэль и т.д. Хотя мы знаем фамилию Жюстин, никаких подробностей о ее жизни не сохранилось. Это единственный портрет, в котором Лотрек стремится передать психологию персонажа. Это достигается в мягкой и типично юмористической манере.

DSC 0938 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Жюстин Диель (Justine Dieuth). 1891

DSC 0939 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Женщина в чёрном боа. 1892

Анри де Тулуз-Лотрек увлекся ночной жизнью Парижа, особенно секс-работниками. На протяжении 1890-х годов он все больше времени уделял рисованию повседневных сцен жизни в официальных публичных домах. В 1892 году ему поручили написать картины для салона в борделе на улице д'Амбруаз (d'Ambroise). Он провёл время, наблюдая за борделем, его обитателями и посетителями, во время работы и в более спокойные моменты, и сделал шестнадцать портретов работниц секс-индустрии. Эти картины демонстрируют пристальное и интимное наблюдение и сострадание к объектам, без какого-либо чувства сенсационности или вуайеризма. На картине изображены две женщины в кровати, пристально смотрящие друг на друга. Белые простыни кровати контрастируют с красным покрывалом, а также с изголовьем и стеной позади. Бесплотные головы женщин обращены друг к другу, их тела скрыты под горами постельного белья. Картина наполнена теплым свечением, возможно, розовым утренним светом или газовой лампой. Картину часто интерпретируют как изображение лесбийской связи. Похожая работа, Au lit, le baiser, изображающая двух целующихся женщин, была продана на аукционе Sotheby's в Лондоне в феврале 2015 года за £10 789 000, а другая работа с аналогичным названием была продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке в ноябре 2015 года за US$ 12 485 000.

DSC 0941

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Постель. 1892

Тулуз-Лотрек оставил бесчисленные изображения женщин в уединенные моменты, часто за своим туалетом. Здесь женщина заполняет центр композиции и изображена крупным планом, предлагая зрителю вид на скульптурную спину. Плетеные стулья вокруг нее указывают на то, что сцена происходит в студии художника на улице Caulaincourt. Хотя в то время тема женщины за своим туалетом часто рассматривалась, особенно Мэри Кассатт и Боннаром, в этой картине Лотрека преобладает, прежде всего, натуралистическое влияние Дега. Пренебрежение академической позой и довольно необычная для работ Лотрека ускоренная перспектива звучат как отголосок серии женщин за своим туалетом, которую Дега представил на восьмой и последней выставке импрессионистов в 1886 году. Обрамление сцены и высокая точка зрения заставляют вспомнить виртуозные пастели Дега, которыми Лотрек глубоко восхищался. Как и его предшественник, Лотрек показывал женщин "без излишеств", словно "подглядывая в замочную скважину". Однако он отличается от Дега той человечностью, с которой он наблюдал и рисовал их. Эта картина вызвала ряд недоразумений. Действительно, у нее было несколько названий, а ее дата была изменена. Теперь установлено, что она была написана в 1889 году, а не в 1896, как указано в старых каталогах. Несомненно, именно эту работу Лотрек выставил под названием "Рыжая" на выставке XX в Брюсселе в 1890 году. Это название, выбранное самим художником, напоминает о его предпочтении рыжеволосых моделей, которых он рисовал всю свою жизнь.

DSC 0946 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Рыжая (Туалет). 1889

DSC 0602 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Женщина расчесывает волосы. 1891

Этот портрет типичен для "этюдов", которые Лотрек писал на улице, в саду Пера Фореста на Монмартре, примерно в 1888-1891 годах. Каждый раз он использовал одну и ту же цветовую гамму и применял блестящую, быструю технику живописи маслом, разбавленным скипидаром, на картоне. О модели мы знаем только ее имя: Онорин Платцер. Лотрек явно испытывал к ней некую привязанность, поскольку трижды просил ее позировать в этом саду. Запечатленная почти вопреки себе, ее взгляд устремлен куда-то вдаль, молодая женщина, кажется, не замечает художника. Изящный профиль ее тонкого лица виден за небольшой вуалью, повязанной на ее огромную шляпу. Одетая в пальто с небольшой накидкой и пышными рукавами, она держит зонтик в правой руке в перчатке – деталь, подчеркивающая достоинство ее осанки. Женщина в перчатках" – это, пожалуй, один из портретов, в котором Лотрек ближе всего к импрессионистам, которые часто писали на улице, используя цвета, брызжущие солнечным светом. Но если импрессионисты искали уходящее мгновение, эфемерную природу эффектов света и не задерживались на чертах лица в этом типе портрета, то Лотрек, напротив, пренебрегал изменчивыми элементами, чтобы передать внутреннюю индивидуальность своих моделей. Землянично-светлые волосы Онорин, сочетающиеся с теплыми тонами ее шляпы, мощный графический стиль и нежный колорит ее лица, мягкость линий, определяющих ее тело и одежду, – все это подчеркивает достоинство и отличие этой молодой женщины.

DSC 0622 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Женщина в перчатках. 1890

Подобно Ла Гулю и клоуну Ча-У-Као, Джейн Авриль была частью ночной жизни и шоу-бизнеса, которые любил изображать Тулуз-Лотрек. Дочь демимонден и итальянской аристократки, Джейн Авриль начала танцевать в "Мулен Руж", продолжила свою карьеру в "Декадентах", затем перешла в "Японский диван", а затем стала триумфатором в "Фоли-Бержер". Хотя ее хрупкий, скорее, бесплотный облик делал ее незаметной фигурой в этом теневом мире, на сцене она проявила себя как акробатическая танцовщица, полная энергии и грации. Современники даже считали ее "воплощением танца". Используя текучесть масляной краски, разбавленной скипидаром, художник уловил элегантность танцующего силуэта и живость ее ударов. С силой и экономией, характерными для его стиля, Лотрек набросал широкими мазками основные движения танцовщицы и передал несколько элементов обстановки, в которой она исполняет свой сольный номер. Две фигуры появляются на заднем плане, на куске картона, оставленном почти пустым. Хотя женщина в шляпе неизвестна, мужчина слева от нее - импресарио Уорнер, послуживший моделью для знаменитой литографии "Англичанин в Мулен Руж". Будучи другом всей жизни, Джейн оказалась в центре нескольких других работ Тулуз-Лотрека, а также плакатов для Le Divan Japonais или Le Jardin de Paris в 1893 году, которые сделали имя и художнику, и модели.

DSC 0611 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Танцующая Джейн Авриль. 1892

Танцовщица и клоун в цирке "Нуво" и "Мулен Руж", Ча-У-Као обязана своим японским именем фонетической транскрипции французских слов "chahut" (акробатический танец, происходящий от канкана) и "chaos", означающих суматоху, которая возникала при ее появлении на сцене. Как и Ла Гулю, Ча-У-Као является повторяющейся фигурой в творчестве художника и принадлежит к миру парижского шоу-бизнеса конца XIX века. Ее работа в качестве клоуна, а иногда и акробата, тем не менее, сближает ее с цирковой традицией, которая также увлекала художника, а не с кабаре. В отличие от серии рисунков или литографий, в которых Ча-У-Као появлялась под светом софитов, Тулуз-Лотрек здесь предлагает более приватный взгляд на свою героиню, изображенную в ее гримерной или частной комнате. Нарисованная маслом на картоне, Ча-У-Као пытается прикрепить большую желтую оборку к лифу своего сценического костюма. Огромная оборка, занимающая большую часть удивительной композиции, перекликается с желтой лентой, которая почти иронично прикрепляет белый парик клоуна. Над маленьким столиком виден портрет или зеркало, в котором отражается пожилой человек, который может быть близким другом, поклонником или клиентом. Тулуз-Лотрек покрыл всю поверхность картины серией живых, красочных мазков, зеленых для стен или красных для дивана. Необычное кадрирование и тщательная проработка текстур хорошо сочетаются с тривиальным и частным характером этой сцены.

DSC 0616 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Клоунесса Ча-У-Као. 1895

В 1897 году Лотрек решил написать портрет Поля Леклерка (1872-1856), молодого писателя, который был одним из основателей журнала La Revue Blanche. В течение месяца Леклерк приходил в парижскую студию художника на авеню Фрошо. Он сам рассказывал о том, что происходило на этих встречах: "Как только я приходил, он просил меня сесть в большое плетеное кресло. [...] Затем он пристально смотрел на меня сквозь очки, зажмуривал глаза, брал кисть и, внимательно изучив то, на что он смотрел, наносил несколько мазков довольно жидкой краски на холст. Затем он откладывал кисть и требовательно заявлял: "Хватит работать. Погода слишком хорошая!", и мы отправлялись на прогулку по кварталу". Надо сказать, что, в отличие от Сезанна, который требовал от своих моделей длительного сохранения позы, Лотрек предпочитал видеть более оживленные объекты. Таким образом, он создал очень красноречивый портрет Леклерка. Писатель кажется совершенно спокойным в обстановке студии. Но его вопросительный взгляд показывает, что он был озабочен тем, какой эффект он хотел передать художнику. Видно также, что его интересует метод работы Лотрека. Неоспоримое присутствие модели на этом исключительном портрете является доказательством успешного диалога между двумя мужчинами.

DSC 0619 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Поль Леклерк (1872-1956). 1897

Этот удивительный этюд на картоне является наброском к литографии, опубликованной под названием "Lassitude" в альбоме "Elles", изданном в 1896 году. На ней изображена женщина, лежащая на спине на неубранной постели. Серия Elles иллюстрировала близкое знакомство художника с публичными домами. Он часто посещал эти заведения, начиная с 1892 года, и был рад поселиться там на постоянной основе, чтобы наблюдать за девушками в свое удовольствие. В отличие от писателей-натуралистов своего времени, Золя, Мопассана, Гюисманса и братьев Гонкур, Тулуз-Лотрек смотрел на мир проституции без морального осуждения. Вместо того чтобы рисовать профессиональных моделей в обычных позах, он предпочитал делать наброски этих дам в бессознательные и спонтанные моменты. В данном случае для создания почти мгновенного рисунка использована "живопись по сущности" – жидкая и быстрая техника. Модель, нарисованная нечетко, запечатлена такой, какая она есть, в позе полной отрешенности, ее черные чулки контрастируют со складками на тускло нарисованных простынях. Тулуз-Лотрек, художник современной жизни, здесь предвосхищает экспрессионистские фигуры Густава Климта и Эгона Шиле, а также фигуры голубого периода Пикассо.

DSC 0597 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Одна. 1896

Луи Бугле родился в Орлеане, Франция, в 1864 году, но большую часть своей юности провел в США. Его постоянные поездки и путешествия через Ла-Манш и Атлантику позволили ему настолько усовершенствовать знание языка, что он написал несколько своих статей на языке Шекспира. Луи также был ярым велосипедистом, который добился успеха как гонщик, тренер и летописец под именем Л.Б. Споке (L.B. Spoke). Он регулярно посещал велодромы, особенно парижский "Буффало", которым в то время управлял Тристан Бернар. Он стал французским торговым представителем британского производителя велосипедных цепей Simpson и владел велосипедным магазином на бульваре Хаусман в Париже. Именно там, в 1896 году, он заказал Тулуз-Лотреку плакат, рекламирующий знаменитые цепи. Художник был очарован движением, спортом в целом и велоспортом в частности. Утонченный вкус Бугле к спорту не исключал большого восхищения художественными вещами, и он входил в группу, которая была увлечена молодой школой живописи и пропагандировала работы своего друга Тулуз-Лотрека, в то время, когда проще было поступить иначе. Таким образом, художник дважды делал наброски спортсмена ("Бугле в лодке" и "Бугле в кепке"), прежде чем написать его портрет в 1898 году.

DSC 0632 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Луи Бугле (Louis Bouglé). 1898

Тулуз-Лотрек был частым посетителем публичных домов и поэтому мог наблюдать проституток в их повседневной обстановке. Эта женщина, натягивающая чулок, одна из редких обнаженных натур, зарисована художником в откровенной манере, выполняющей знакомый жест. Сосредоточившись на полностью женском мире этих борделей, художник стремится быть простым наблюдателем и отмежеваться от роли вуайериста этих женщин.

DSC 0599 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Женщина натягивает чулок. 1894

Это эскиз для композиции, изображающей медицинский осмотр в парижском борделе [Rue des Moulins, 1894, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия]. Частично одетая модель, Габриэль, готовится к обязательным тестам на венерические заболевания. Изображая самые банальные детали повседневной жизни этой женщины, Тулуз-Лотрек отражает дебаты конца XIX века вокруг санитарных норм и проституции.

DSC 0606 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Проститутка-блондинка, также известная как Этюд для "Медицинского осмотра". 1893-1894.

Тулуз-Лотрек начал интересоваться парижской сценой развлечений в конце 1830-х годов Здесь он изобразил актера Анри Самари, одну из звезд Театра Франсез, играющего роль Рауля де Воборта в комедии Жюля Сандо "Мадемуазель до Ла Сейжер". Изображенный на фоне очень легкого пасторального пейзажа, актер, одетый в сиреневый охотничий костюм и держащий монокль, кажется, смотрит на зрителя с улыбкой, витающей на губах.

DSC 0625 1

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Анри Самари. 1889

DSC 0958 1

Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet). Пастушка с отарой овец. 1863

DSC 0955 1

Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet). Возвращение отары овец. 1846

DSC 0988 1

Констан Тройон (Constant Troyon). Чешущаяся корова. 1859

DSC 0953 1

Констан Тройон (Constant Troyon). Пастбище с пастушкой гусей. 1854

DSC 0961 1

Шарль-Франсуа Добиньи (Charles-Francois Daubigny). Урожай. 1851.

DSC 0965 1

 Жюль Бретон (Jules Breton). Возвращение собирательниц колосьев. 1859

DSC 0966 1

Жюль Бретон (Jules Breton). Вечер. 1860

DSC 0969 1

Нарциссо Диас де ла Пенья (Narcisse Diaz de la Pena). Бас-Брео, лес Фонтенбло. 1846.

DSC 0992 1

Жюль Дюпре (Jules Dupré). Дубовый пруд. 1850-1855

DSC 0971 1

Камиль Коро (Camille Corot). Утро. Выпас коров. 1865-1870

DSC 0980 1

Камиль Коро (Camille Corot). Вечер. Далёкая башня. 1865-1870

DSC 0985 1

Камиль Коро (Camille Corot). Мельница на Сен Николя Ле Аррас. 1874

DSC 0982 1

Нарсис Диас де ла Пенья (Narcisse Díaz de la Peña). Браконьер. 1869

DSC 0993 1

Нарсис Диас де ла Пенья (Narcisse Díaz de la Peña). Опушка леса. 1871

DSC 0995 1

Теодор Руссо (Theodore Rousseau). Аллея в лесу Л'Иль-Адам. 1849

DSC 0999 1

Теодор Руссо (Theodore Rousseau). В лесу, известном как Старый Дормуа в Бас-Брё. 1867

DSC 0974 1

Роза Бонёр (Rosa Bonheur). Вспашка в Ниверне, также известная как первая пахота. 1849