default_mobilelogo

DSC00509 1

Город расположен в долтне, замкнутой отрогами Тоскано-Эмилианских Апеннин и северной частью высокогорья Монте Пизано, поблизости от реки Серкио. Двревний благородный город и сегодня может похвастаться многочисленными романскими храмами, ренессанскими дворцамии и лабиринтом узеньких средневековых улочек. Особое очерование городу придаёт сохранившаяся до наших дней крепостная стена, окружающая исторический центр. 

DSC01027

На южной стороне старого города, неподалёку от крепостных ворот Сан-Пьетро, воздвигнут памятник павшим борцам за свободу и независимость Лукки в виде конной статуи знаменосца ны высоком пьедестале. Работа местного скульптора Альфредо Анжелони (Alfredo Angeloni), выполненная художественным литейным заводом Ф.Л. Микелаччи из Пистойи, была открыта в 1930 году в присутствии Витторио Эмануэле III.

DSC00505 1

В эпоху римлян Лукка была важным муниципием, затем она поочерёдно принадлежала готам, лангобардам, Каролингам. В 1119 гду город добился статуса независимой коммуны и начался период процветания.

DSC00511

Перед воротами Сан-Пьетро (Porta S. Pietro delle Mura Urbane) на площади Рисорджименто экспонируется скульпткра Хименес Дередия (Jiménez Deredia) Genesi Costa Rica.

DSC00515

Южные ворота городских стен – Сан-Пьетро – были спроектированы Алессандро Реста и возведены между 1565 и 1566. Они увенчаны элегантным классическим фронтоном. Под ним помещен картуш с гербом Святого Петра, по сторонам которого в нишах древних отверстий расположились два льва. Через эти отверстия раньше проходили цепи старого разводного моста.

DSC00519

Первые городские стены были возведены ещё в римский период. Второй пояс был начат в XI в. и завершён к середине XIII века. От четырёх ворот этого пояса стен остались нетронутыми porta dei Borghi (1198 - 1265) и porta San Gervasio (1255).Своим нынешним внешним видом городские стены обязаны реконструкции 1545 -1645гг. Они практически полностью сохранилась до нашего времени. При строительстве в новую стену были включены некоторые участки и башни предыдущей стены.

DSC00523

Изначально в стене было трое основных ворот: porta San Pietro (1565), porta Santa Maria (1592), porta San Donato (1639). В крепостной стене насчитывалось 12 куртин и 11 бастионов и внутреннее укрепление. Было также много потерн (коридоров, ходов и галерей, соединяющих части укреплений).

DSC01026

При Элизе Бонапарт были построены ворота, откуда открывался путь на Флоренцию – porta Elisa (1811).В 1818 году Мария-Луиза Бурбон поручила архитектору Лоренцо Ноттолини озеленить часть стены. С 1840 года эта городская стена официально превращена в зелёный парк, окружающий город. В этом парке работают кафе, он украшен статуями (статуя короля Виктора Эммануила II, 1885, Антонио Пассалья).

DSC01020

Во многих военных сооружениях разместились бары и рестораны. Последние вмешательства в структуру городских стен – открытие ворот porta Sant`Anna (1910) и porta San Jacopo (1930). Таким образом, сейчас в городской стене насчитывается 6 ворот.

DSC01017

Слева от ворот Сан-Пьетро стоит капелла Св. Марии построенная в семнадцатом веке в память о разрушенной базилике Сан-Пьер-Маджоре (Лукка). Снаружи её украшают три барельефа, иллюстрирующие истории трёх святых, наиболее почитаемых в Лукке: Павлина Ноланского, Мартина и Петра Внутри, на главном алтаре, находится восстановленной в восемнадцатом веке фрагмент более крупной фресковой композиции, изображающей Мадонну и Младенца между святыми Авертано и Ромео. Там же – надгробная плита, на которой изображены два святых паломника конца пятнадцатого века, относящиеся к Маттео Чивитали и, возможно, также барельеф пятнадцатого века с Троицей и Святыми Петром и Павлом.

DSC00529

Улочки старого города узкие, движение по ним организовано в одом направлении, а толпы туристов можно встретить повсюду, поэтому излюбленным транспотом горожан являются велосипеды и лошади.

DSC00527

Не столько страх перед злоумышленниками быть обворованными, сколько дань традиции движет жителями домов зарешечивать окна и выставлять у порога обувь, чтобы вор мог запнуться и поднять шум, услышав который соседи позовут ночную стражу.

DSC00894

Если же гость приходит с добрыми намерениями, он непременно воспользуется вот такой колотушкой в виде головы льва, служащей ещё и дверной ручкой.

DSC00992

Иногда можно встретить стремительно бегущий и весело журчащий, одетый в каменные берега ручеёк, который без помощи современных приборов навигации безошибочно приведёт, например, к городским воротам и стоянке автобусов.

DSC01012

До сегодняшнего дня сохранились ворота Св. Гервасия (Porta San Gervasio) в старый центр Лукки, почти полностью разрушенные при возведении крепостных стен эпохи Возрождения. Средневековые стены имели высоту около 11-12 метров в окружении цилиндрических башен, согласно римскому уложению. Первоначально названные в честь святых Гервасия и Протасия, ворота также известны как Благовещение (Annunziata). Их строительство было завершено в 1255 году. Две башни из серого песчаника с белыми известняковыми украшениями изначально соединялись оригинальным проходом и имели зубцы на вершинах. Ворота защищал ров, наполненный водой ручья, который сохранился и течёт в живописных берегах вдоль улицы Дей Фосси (via dei Fossi).

DSC01016

По какой бы улочке старой Лукки Вы не пошли, она обязательно приведёт Вас к церкви, рядом с которой всегда есть уютное кафе, где можно посидеть с бокалами прохладительных напитков, полакомиться местными сладостями и дать отдых ногам. В этот раз нас ждала церковь Девы Марии За Воротами (Chiesa di Santa Maria Forisportam), название которой объясняется тем, что к моменту её основания в VIII веке и вплоть до XIII столетия церковь находилась за старыми крепостными стенами города. Второе название – Церковь Белой Девы Марии – дано храму из-за белой статуи Богородицы, украшающей алтарь.

DSC00899

Одна из таких улочек открывает вид на очень странную башню, вершина которой густо покрыта зеленью лиственных деревьев. Это башня Гуиниджи (Torre Guinigi) – одна из немногих сохранившихся башен старого города, образец местной романо-готической архитектуры. Маленькая дубовая роща на вершине башни сделала её визитной карточкой города. 

DSC00978

Башня и дворец, к которому она примыкает, построены семейством Гвиниджи в конце XIV века. Многте семьи тогда строили бащни, чтобы показать своё могущество и влияние. Гвиниджи решили выделить свою башню из множества других не только высотой. В средние века они установили ящики с землеё на вернем перекрытии строения и высадили в них деревья.  Последний представитель семейства завещал дворец вместе с башней городу.

DSC00903

Приятная прохлада под кронами дубов и чарующий вид на пёстрые крыши домов города, окружённого отрогами Тоскано-Эмилианских Апеннин, привлекает много туристов, желающих укрыться под тенью деревьев на высоте 45 метров и подышать свежим возжухом, однако получить эти удовольствия можно лишь преодалев 230 ступеней.

DSC00927

Лукка, известная своей средневековой архитектурой и нетронутыми городскими стенами, когда-то была домом для многих высоких башен, предшественников небоскребов. Из 250 подобных башен, которые когда-то украшали лицо города, Торре Гуиниджи, к сожалению, одна из девяти, которых до сих пор не тронуло время.

P1340449 0

С верхней площадки башни Гуиниджи хорошо просматривается северо-восточная часть окружённого крепостной стеной города Лукка с его базиликой Св. Фридиана и площадью Амфитеатра. Базилика святого Фридиана (Basilica di San Frediano) основана в VI веке и перестроена в XII веке в ломбардском стиле. Над порталом выполнена византийская мозаика. Внутри – романская круглая мраморная купель с искусными барельефами из жизни пророка Моисея. В Сан-Фридиано покоятся мощи Святой Зиты.

DSC00920 0

Площадь Амфитеатра в римские времена служила ареной, на которой проходили бои гладиаторов. Амфитеатр выполнял также и оборонительные функции: во время нашествий жители города укрывались на площади, арочные входы наглухо закрывались, а воины занимали позиции на верхних зрительских рядах, откуда отлично просматривались окрестности. В средние века сооружение начало разрушаться и камни из кладки стен стали растаскивать для строительства церквей. По периметру арены начали возводить жилые дома – и в результате появилась площадь необычной круглой формы. Все дома на площади имеют разную высоту и, как утверждают местные жители, по их очертаниям легко прочесть нотны одного из шедевров Пуччини.

DSC00953

В 1830 году архитектор Лоренцо Ноттолини снёс некоторые из зданий внутри овала, чтобы приспособить площадь под городской рынк. Теперь эта площадь, окруженная частными домами, построенными на руинах Амфитеатра, занята несколькими летними кафе и палатками торговцев, а в центре площади регулярно устраивается роскошный цветочный базар – ведь Лукка издавна славится своими цветочными традициями. Особым спросом покупателей пользуются всевозможные виды приправ, настоек, сиропов и, конечно же, оливкого масла, плантации деревьев которых раскинулись далеко за пределы крепостной стены.

DSC00959

Здесь же, на площади, выставлена скульптурная композиция "Пара", работы известного скульптора из Коста-Рики Хорхе Хименеса, названного в искусстве Дередиа Jimenez Deredia). В своих работах Хименес Дередиа связывает воедино символику и мифологию стран американского континента. В основе его скульпутрных проектов, реализованных через сферические прасимволы, лежит своеобразная концепция развития жизни человека во Вселенной, ее пульсации, зарождения и развития.

DSC00963

Однако миру Хименес Дередиа известен больше своим глобалистическим (в прямом и переносном смысле) видением человека в современном мире и развитием в скультуре темы женственности и материнства на основе использования таких ее элементов как сфера и окружность.

DSC00967

Другой  главной достопримечательностью города по праву считают кафедральный собор Св. Мартина на Пьяцца Сан Мартино. Построенный в XII веке в романском стиле, собор был полностью переделан в XIV–XV веках. Три разномасштабные арки со сложными колоннами в нижнем ярусе его фасада всё ещё сохраняют романский облик, верхние три яруса украшены лоджиями.

DSC00908 2

Освященная в 1070 году папой Александром, первоначально с пятью нефами, церковь была перестроена и расширена в несколько раз. Наиболее значительное вмешательство датируется 1308 годом, когда фасад был перестроен в существующую асимметричную структуру с добавлением роскошных украшений колонн и карнизов.

DSC01022 1

Как только Вы открываете двери собора Лукки, сразу же погружаетесь в сценарий, который захватывает дух. Готическая атмосфера, обогащенная романскими элементами, изумительная игры света витражей оставляют открытыми рты от их красоты и необычности. 

DSC00881

Перекрытие храма полностью состоит из поперечных сводов, что является уникальным случаем среди церквей города. Вдоль боковых проходов расположены десять алтарей, выполненных флорентийцем Дж. Пиккарди (1589–1591) по проекту А. Лупи из Лукки.

DSC00563

Подчеркнутый вертикальный стиль, характерный для готики, с умеренным преобладанием круглых арок, делает архитектуру Сан-Мартино довольно уникальным образцом для Италии.

DSC00635 0

В апсиде центрального нефа, сразу за трансептом, расположен главный алтарь, потолок которого расписан фресками Джованни Коли (Giovanni Coli) и Филиппо Герарди (Filippo Gherardi) на тему "Слава Св. Регула" в 1681 году.

DSC00551 0

В правом боковом нефе расположена отдельно стоящая капелла из каррарского мрамора, построенная в 1484 году скульптором-архитектором из Лукки Маттео Чивитали (Matteo Civitali). В ней хранится особо почитаемая в городе драгоценное деревянное распятие, выполненное в византийском стиле, называемое Святым Ликом (итал. Volto Santo di Lucca). 

DSC00647

Согласно средневековой легенде, Никодим, которого часто называют фарисеем, по слухам встречались с Христом, вырезал по памяти лицо Иисуса. Однако, он никак не мог завершить свою резьбу из-за страха сделать образ неточным. Измученный работой, он уснул. Проснувшись, Никодим увидел, что лицо было закончено, и заявил, что это работа ангела.Распятие является копией оригинала из горельефа Цикла месяцев иатьянского архитектора и скульптора Бенедетто Антелами (Benedetto Antelami), созданного в начале XIII  века. Похоже, что оригинал был разбит и безвозвратно утерян паломниками–искателями реликвий. 

DSC00661

В трёхнефном интерьере хранятся надгробный памятник Иларии дель Карретто и статуя Св. Иоанна Богослова, выполненные Якопо делла Кверча, работы Тинторетто (Тайная Вечеря), Чивитали (надгробные памятники Да Ночето и Бертини) и Гирландайо (Мадонна с Младенцем и святые)

DSC00823

Саркофаг и надгробная плита Иларии дель Карретто, работы Якопа делла Кверча, 1408

DSC00733

Другим предметом редкой ценности, присутствующим в храме является орган, очень востребованный для свадебных браков, отмечаемых в соборе.

DSC00566

В кафедральном соборе Св. Мартина, получил крещение известный итальянский композитор Джакомо Пуччини. В этом же соборе служили все его предки как органисты, композиторы и концертные исполнители. В то время церковь была оснащена двумя великолепными инструментами, которые, к сожалению, в настоящее время разобраны.

DSC00568 1

На улице Виа-дель-Фоссо (Via del Fosso) с 1687 года возвышается над городом и защищет его мраморная статуя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии с венцом и звездным венчиком, стоящим на полумесяце и змее. Статуя стоит на коринфской колонне, на основании с мраморным рельефом с видом на город Лукка

DSC00996

Уникальная церковь Сан-Пьетро-Сомальди VIII века, построена на площади святого Петра Сомальди в классическом романском стиле. Особенностью строения церкви является роскошный фасад из серого песчаника с двойной аркатурой. Над центральным входом в здание располагается резной барельеф, изображающий передачу ключей святому Петру. Два льва покорно охраняют вход внутрь храма, где хранится коллекция прекрасных картин XV- XIX веков. Особый интерес вызывает сохранившаяся фреска XIII века с ликом Богородицы.

DSC00982 1

В городе имеется два национальных музея. Один из них расположен во дворце, который был впервые возведен на месте прежних домов-башен, купленных в 1616 году торговцем шелка из Лукки Асканио Манси (Ascanio Mansi) и его потомками. Фасад здания сохранил более ранние черты и окна эпохи Возрождения. Между 1686 и 1691 годами сын Асканио Раффаэлло нанял архитектора Раффаэлло Маццанти для дальнейшей реконструкции ныне существующего дворца, в ходе которой комнаты для фортепьяно приобрели современное убранство и парадную лестницу, а более холодные комнаты первого этажа были превращены в летние апартаменты. В середине 1960-х его дети продали дворец государству, которое превратило его в Национальный музей искусств и гобеленов.

DSC05838

Художественный музей хранят коллекцию гобеленов и коллекции произведений искусства, сохданных, в основном, c начала XIX века. Многие комнаты имеют свой оригинальный облик, а их украшения остаются на старом месте.

DSC05850

Помещения второго этажа палаццо сохранили декор и меблировку парадных апартаментов, куда и ведёт большая лестница. На этом этаже можно увидеть фрески XVII века и фламандские гобелены того же времени, а также обильные лепные украшения.

DSC06150

Третий этаж музея занимает собственно музейная экспозиция. Здесь собраны картины, по которым можно проследить эволюцию живописи в Лукке в хронологическом порядке, с конца 18 в. по середину 20 в. Экспозиция поделена на три основных секции. В первой можно познакомиться с местной живописью от истоков неоклассицизма до иконографии Рисорджименто. Вторая включает заказные художественные работы, которые писались для клиентов-буржуа в 19—20 вв. В третьей собрана коллекция традиционных тканей и костюмов, созданных вручную. Многие картины в галерее были подарены великим князем Леопольдом II Асбургским городу Лукка по случаю присоединения его к Великому княжеству Тосканскому. В настоящее время их распределили в четыре комнаты, разделив по стилю и возрасту:

DSC05884

Национальный музей, расположенный на территории Виллы Гуиниджи, представляет одну из самых богатых и интересных коллекций произведений искусства, созданных художниками, родившимися в Лукке, и иностранцами, которые работали в городе над частными или церковными заказами. Основу коллекции составляют картины, которые изначально были церковным достоянием, а также находками из городских раскопок, новыми приобретениями, дарами и вкладами различных лиц. В позднеготической вилле, которая была домом Паоло Гуиниджи, лорда Лукки в первые тридцать лет пятнадцатого века (1400-1430), выставка прослеживает историю города: с восьмого века до нашей эры от археологической коллекции до картин конца восемнадцатого века.

DSC01010 0

Национальный музей "Вилла Гуиниджи" расположен в северо-восточной части города Лукка, которая первоначально находилась за пределами городских стен тринадцатого века и только позже строительства новых стен XVI века вошла в город. Вилла является одним из старейших и престижных зданий города. Её строительство началось в 1413 году как "дома восхищений" Паоло Гуиниджи, владыки Лукки, до 1430 года. Основанное в виде загородной виллы и летней резиденции для представительства, здание было окружено большим огороженным садом, из которого на сегодняшний день остается только небольшая часть перед главным фасадом с длинным портиком. После смерти Паоло Гуиниджи здание подверглось серьезному повреждению, пока в 1924 году его не предназначили для размещения различных коллекций в качестве первого Городского музея в Луккке. В 1948 году музей был продан итальянскому государству и после реставрации здания был вновь открыт как Национальный музей города Лукка в 1968 году.

DSC01007

Первый этаж здания посвящен древним цивилизациям, которые населяли эту область Тосканы. Здесь представлены этрусские артефакты, датируемые восьмым веком до нашей эры (мемориальные камни и погребальные предметы). Несколько комнат посвящено керамике и, в значительной степени, архитектурным фрагментам, происходящим из частных домов и римского некрополя города Лукки. Среди них два яруса глиняных фрагментах и ​​одна мозаика с морской сценой. Весьма интересным является мраморный алтарь, украшенный черепами волов и гирляндами, относящимися к августовскому периоду.

DSC06365

Большой центральный зал, вид которого напоминает центральный неф романской церкви, содержит фрески, богатые картины на золотом фоне, скульптуры местных и иностранных художников, которые работали в городе Лукка. Среди них имеются изысканные мраморные фигуры, вырезанные Джирольдо из Комо (Giroldo from Como) для церкви Святого Фредиано; Мадонна с Младенцем Тино из Камайно (Tino from Camaino); деревянная статуя Святого Антония Франческо ди Вальдамбрино (Francesco di Valdambrino); распятый страдалый Христос, написанный Деодато Орланди (Deodato Orlandi) в 1288 г.; два драгоценных триптиха Спинелло Аретино (Spinello Aretino) и Анджело Пуччинелли (Angelo Puccinelli). В центре экспозиции стоит алтарь – готический полиптик, разработанный сиенским художником Приамо делла Кверча (Priamo della Quercia), который гармонично сочетает в себе архитектуру, живопись и скульптуру. Изюминкой этой большой комнаты является деревянная статуя сиенского художника Якопо делла Кверчия (Jacopo della Quercia), представляющего молодого святого Ансано.

DSC06440

"Переход" от готики к ренессансу решен в следующей комнате с работами, которые отражают тесную связь города Лукки с флорентийским художественным пространством. Основные моменты этой комнаты – две терракоты, приписываемые Донателло с изображением Мадонны с Младенцем, обнаруженные в средневековых городских улицах.

DSC06768

Визит на первом этаже музея заканчивается красивыми деревянными вставками Амброджо и Николао Пуччи (1522) и резными деревянными скамейками из часовни старейшин Лукки, рядом с ними три картины Джорджо Вазари, сделанные в 1543 году для Церковь Святого Пьера Чиголи.

DSC06615

Церковь Сан-Франческо и часовня Гуиниджи (или Санта-Лючия) совместно с другими строениями образуют монастырский комплекс, расположенный в северо-восточной части обнесённого крепостной стеной и земляным валом старого города. В Лукке францисканские монахи обосновались в далеком 1228 году. Именно здесь и был основан их орден, а в начале четырнадцатого столетия здесь началось масштабное строительство нового храма. В настоящий момент монастырь и базилику можно увидеть в первозданном её облике – это нетронутые временим строгие, но очень простые очертания, которые были приняты в то время у францисканцев. Интерьер по красоте значительно отличается от фасада здания. Здесь можно увидеть работы живописцев XV-XVI столетий, а также осмотреть средневековые.

DSC01000 1

Проведенные архитектурно-реставрационные работы  монастырского комплекса затронули также часовню, известную прежде всего потому, что она использовалась в качестве места захоронения знаменитой семьи Гуиниджи со второй половины XIV века до второй половины XVII века. В ходе рхеологических раскопок были обнаружены склепы и гробницы общей численностью около пятидесяти человек.

DSC07005

Часовня Санта-Лючия построена по заказу Франческо ди Бартоломео Гуиниджи как частная капелла для погребения членов его семьи. Здесь были найдены останки трёх жен Паоло Гуиниджи, в том числе, прекрасной Иларии дель Карретто, ставшей бессмертной из-за скульптурного портрета, сделанного Якопо делла Керчию в знаменитом саркофаге, сохранившемся в соборе Сан-Мартино, датируемом 1406-1408 годами.

DSC07006

Сегодня монастырь занимает площадь более 12 тысяч квадратных метров, разделенную на три квартала, внутренний двор, зеленые насаждения и  помещения расположенного здесь университетского городка.

DSC07010