Этот уютный баварский город и столица Швабии был основан как военный лагерь по приказу императора Августа в 15 году до н.э. Позже стал центром римской провинции Реция и в течение следующих 400 лет римского владычества активно развивался и процветал.
В Средние века Аугсбург стал одним из крупнейших торгово-финансовых центров Европы со статусом вольного имперского города Священной Римской империи. Расцвет пришёлся на первую половину XVII века – аугсбургские купцы были одними из богатейших в Европе, а императора Священной Римской империи Максимилиана I даже стали называть "мэром Аугсбурга" из-за его частых визитов в город.
В 1806 году, в ходе наполеоновского переустройства Европы, Аугсбург лишился статуса вольного города и был включён в состав Баварского королевства. От средневековых времён, времён расцвета Аугсбурга, сохранился общий стиль исторического центра города и наиболее значимые архитектурные сооружения: великолепная ратуша и башня Перлахтурм (нем. Perlachturm), соборы, части городских укреплений. Перлахтурм – башня, расположенная в центральном районе Аугсбурга. Она была построена в 1182 году и имела сторожевые функции. Высота этой колокольни – 77 метров. Вид на Аугсбург и его окрестности с колокольни, как на ладони.
Главным символом Аугсбурга считается Ратхаус (нем. Rathaus, рус. Дом Совета) на Железной горе. Строгая элегантность её архитектуры берёт начало от стиля зданий Флоренции. Новая Ратуша стоила Аугсбургу больше 100 000 золотых гульденов – огромная по тем временам сумма. Построенный в начале XVIII столетия, Рахаус Аугсбурга долгое время был самым крупным в Германии. В настоящее время он считается самым красивым светским зданием к северу от Альп. Наиболее впечатляющей его достопримечательностью является “Золотой зал”, который так назван из-за богатства украшений: восхитительный ансамбль фресок, гравированные колонны, потолок из пластинок, покрытых золотом.
Фонтан Августа был построен в 1588-1594 годах по случаю 1600-летия города и освящен 17 апреля 1594 года в то время на Яичном рынке. Он был спроектирован голландцем Хьюбертом Герхардом и отлит городским мастером Петром Вагнером. Главная фигура представляет собой бронзовую скульптуру римского императора Августа, изображенную с лавровым венком и вытянутой правой рукой, указывающей на ратхаус. Четыре речные аллегории символизируют четыре реки Аугсбурга: Лех, Вертах, Сингольд и Брунненбах. Бронзовая фигура императора Августа, который был основателем Аугсбурга, теперь хранится в вестибюле ратхауса, на фонтане установлена её копия.
На самом высоком месте Аугсбурга расположена базилика Святых Ульриха и Афры, которую возвели в готическом стиле в XV столетии. Она является признанным местом паломничества для многих верующих, в первую очередь потому, что здесь находятся мощи Святого Афры и Святого Ульриха, которые помогли остановить венгерские войска у ворот города в битве при реке Лех. Останки 3-го защитника города, Святого Симперта, хранятся в аккуратненькой часовне при базилике. Храм украшает восьмиугольная башня. В 1937-м году церковь стала папской базиликой, перейдя в прямое подчинение Ватикану.
При входе в храм прихожан встречает мраморная кропильница со святой водой, установленная на массивном основании и удерживаемая двумя бронзовыми фигурами херувимов. Эту работу, выполненную в 1605-1607 гг., приписывают мастеру Хансу Рейхле (нем. Hans Reichle). Рядом на полках аккуратно уложены библии, которыми пользуются прихожане во время церковной службы.
Основная часть северного (левого) алтаря Святой Афры посвящена Троице (Пятидесятнице), сошествию Святого Духа. Чудо объясняется отказом Афры поклоняться идолам (языческим богам) и покровительством Бога. Из трёх святых покровителей Аугсбурга, Святая Афра – единственная, принявшая мученическую смерть ради веры. На южном (правом) боковом алтаре, посвящённом святому Ульриху и празднованию Пасхи, в большом арочном поле изображено воскресение Христа в окружении фигур отцов латинской церкви Августина (слева) и Амброзиуса, на верхних сегментах выше к которым добавлены два других отца церкви Григорий и Иероним. Два события из жизни св. Ульриха можно увидеть в Пределле и наверху – изображение молящегося Св. Ульриха, к которому снизошло благословление Божье. Рядом – Святой Бенедикт и его сестра Схоластика. Главный алтарь, названный Рождественским, датирован 1604 годом, создан скульптором Вайльхайма Хансом Деглером (1564-1635), замысел был перенят Элиасом Грейтером Старшим. (1565 / 70-1646). Дизайн приписывается Гансу Крумперу (около 1570-1634). В отличие от четырехярусных боковых алтарей, главный алтарь построен на пяти ярусах. Центральная сцена алтаря показывает рождественские события, рождение Христа в хлеву в Вифлееме, куда уже поспешили пастухи. Скульптурная группа "Распятие", созданная Хансом Райхле (нем. Hans Reichle) из Шонгау в 1605 году, завершает иконографический контекст трёх главных алтарей с мотивом смерти на кресте и помещает акт искупления Христа как ядро послания спасения в центре церкви.
Возле центрального входа в базилику находится список её почетных посетителей, который включает множество именитых деятелей религии, политики и искусства начиная со времен церквей-предшественниц и до наших дней. Это Папа Римский Пий VI и император Оттон I, Вольфганг Амадей Моцарт и король Баварии Людовик III, и многие другие известные личности.
В Аугсбурге имеется одна из самых многочисленных русскоязычных общин Баварии. По статистическим данным, здесь проживает свыше 20 000 русскоязычных жителей. В подавляющем большинстве это эмигранты последней волны – с начала 90-х годов ХХ века.
Церковь святой Анны была основана монахами-кармелитами и построена в Аугсбурге в 1321 году, одновременно с постройкой монастыря. Неоднократно её реконструировали, расширяли, пристраивали новые капеллы. В 1420 году на средства супругов Хирн построили капеллу Ювелиров – после этого площадь храма расширилась вдвое (эта капелла интересна своей многоцветной фресковой росписью, сохранившейся до наших дней). В 1518 году появилась капелла Фуггеров, оформленная в ренессансном стиле и построенная на средства семьи Фуггеров. В тот же период храм приобрёл несколько картин на религиозные сюжеты работы Лукаса Кранаха, Йорга Бре и Генри Эйхлера.
Осенью 1518 года в кармелитском монастыре останавливался Мартин Лютер. Он тайно встретился во дворце Фуггеров с кардиналом Гаэтаном, а после, ночью, покинул город. Встреча была крайне опасна для лидера движения протестантов, но Лютер верил в перст Божий, и в то, что люди не в состоянии силой изменить его земную судьбу. В 1545 году церковь стала первым евангелическим храмом в Аугсбурге. С 1983 года в церкви создан уголок памяти Мартина Лютера с его портретом и небольшой музей, посвящённый основателю протестантизма.
Уже само название расположенного в историческом центре Аугсбурга Дома ткачей является прямым свидетельством того, что в древности Аугсбург славился как один из крупнейших в Европе центров ткачества. Историческое здание, выполненное в позднеготическом стиле и за годы своего существования неоднократно перестраивалось, но несмотря на все изменения, знаменитые аллегорические росписи стали одной из главных достопримечательностей Баварии.
Великолепный фонтан изображает греческого героя Геркулеса, сражающегося с Гидрой, змеиным монстром из греческой мифологии, у которого девять голов и появляются две новые головы, когда он теряет одну из них. Сцена показывает одно из двенадцати испытаний, которые должен был пройти Геракл. Этим фонтаном жители Аугсбурга хотели сказать, что их богатство основано на использовании гидроэнергии, которая научились вырабатывать в Аугсбурге. Кроме того, Геркулеса можно рассматривать как символ культурных достижений человека: После убийства Гидры, он осушил болото, где жил зверь, чтобы сделать его пахотным. Геркулес стоит на прочной центральной колонне из белого зальцбургского мрамора.
Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Dom Unserer Lieben Frau, или Mariendom) – главный храм Аугсбургской католической епархии. Собор представляет собой пятинефную базилику, к которой пристроены восточный и западный хоры. Трансепт расположен перед западной апсидой. Издалека видны две башни с остроконечными шпилями и треугольными фронтонами, построенные из бутового камня. Наиболее известной достопримечательностью собора являются пять высоко расположенных окон на южной стене, в которые вставлены самые древние из сохранившихся (середина XII в.) витражей, изображающих святых.
Собор был построен на месте древнего поселения Augusta Vindelicorum, основанного римскими легионерами в 15 году до н.э. В ходе проведения археологических раскопок в 1978-1979 г.г. на территории собора были обнаружены остатки фундамента, датируемые временным интервалом между V и VIII веками. Первые упоминания о церковных постройках, располагавшихся на месте собора, датируются VIII-IX веками. В XI веке собор представлял собой трехнефную романскую базилику, которая на протяжении последующих столетий перестраивалась и расширялась.
Высокие крестообразные своды, резные скамьи, алтарь, на стенах частично сохранились фрески, древние витражи создают прекрасный интерьер храма. В нефе находятся созданные аугсбургским живописцем Гансом Гольбейном Старшим четыре картины из жизни Девы Марии.
С восточной стороны кафедрального собора, на небольшой площади, расположен фонтан, сделанный из гранита, который украшают бронзовые фигуры трёх покровителей епархии в натуральную величину: Св. Ульрих, Св. Афра и Св. Зимперт. Фонтан создал Йозеф Хензельман (нем. Josef Henselmann).
Бывшая епископская резиденция представляет собой комплекс сооружений в старом центре Аугсбурга. Первоначально она состояла из 3-х средневековых зданий и башни, построенных в 1508 году. Основное крыло сегодняшнего здания было реконструировано в 1743 году в стиле позднего барокко. Красочный балкон, который поддержан колонами был достроен в 1789 году в честь визита Папы Пия Шестого. В в 1878 году перед дворцом был разбит общественный парк, который изначально служил как площадь.
Долгое время Аугсбург играл важную роль в судьбах Германии и всей Европы. Во все времена город был более богатым, более блестящим, более впечатляющим, чем его соседи. Роскошные фонтаны, степенные здания гильдий, великолепные церкви и, конечно же, ратуша – наиболее значительный памятник светской архитектуры эпохи ренессанса в регионе севернее Альп: все это – неотъемлемые составляющие уникального облика Аугсбурга.
Скульптурная композиция, на которой изображён Святой Георгий как рыцарь, но без лошади, убивающей дракона, изначально была установлена напротив старой ратуши. В 1833 году фигура была доставлена к фонтану перед Городским дворцом. С 1961 по 1993 год Св. Георгий находился на колонне фонтана перед церковью Св. Иакова, сегодня она снова перед Штадметцем.
Городской дворец Аугсбурга представляет собой историческое здание в стиле позднего ренессанса. Он был построен между 1606 и 1609 годами Элиасом Холлом и расположен в районе реки Лех в нижней части Перлахберга – короткого участка улицы с трамвайными путями в центре Аугсбурга. Улица была названа в честь расположенной там башни Перлах.
Городской театр – главная театральная сцена Аугсбурга и одна из достопримечательностей старинного баварского города. За время своего существования Городской театр размещался в нескольких зданиях. Первое здание муниципального театра Аугсбурга было построено в 1777 году. В результате пожара, произошедшего 22 марта 1874 года, театр сгорел, поэтому, решением городских властей, в 1876 году началось строительство нового здания театра, которое было построено в стиле неоренессанса по проекту венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Хельмера. Торжественное открытие театра состоялось 26 ноября 1877 года оперой Людвига ван Бетховена "Фиделио". На открытии, в присутствии 1400 зрителей, звучала "Юбилейная увертюра" Карла Марии фон Вебера.
Фонтан Меркурия был спроектирован голландцем Адрианом де Врисом в 1596 –1599 годах и отлит городским мастером Вольфгангом Нейдхардтом. Меркурию поклонялись в Аугсбурге в древние времена. Кельты считали его изобретателем искусств, путеводителем и путешествиям. Как бог торговли, он должен обратить внимание на важность города как торгового мегаполиса. В скульптурной группе фонтана высотой 2,5 м доминирует Меркурий, который держит в правой руке змеиный посох (знак счастья и покоя) и носит крылатый шлем. Крылатый мальчик-купидон, вооруженный луком, похоже, ослабляет или привязывает башмак Меркурия. Четырехсторонний фонтан стоит в десятиугольной мраморной раковине. Вода течет тонким потоком из бронзы на колонне: две головы собаки, две головы Медузы, две маски льва и четыре головы орла – символы опасностей, которые угрожают торговле и движению и от которых должен защитить Меркурий.
Жилые дома занимают лишь четверть территории города, причём, вместе с прилегающими свободными зонами. Форма домов простая, фасады – красочные. Отдельные здания могут быть названы виллами. Их фасады зданий часто украшены евангельскими сценами, святыми, ангелами, серафимами и херувимами.
В Аугсбурге сохранилось немало интересных фамильных домов, среди которых и Дом-музей Бертольда Брехта – известного литератора. Это историческое здание было построено еще в 16 веке и является классическим образцом национальной архитектуры. В этом доме в 1898 году родился Евгений Бертольд Фридрих Брехт, жизни и творчеству которого посвящен ныне расположенный в здании музей. Его открыли в 1998 году к 100-летию со дня рождения литератора. Сегодня в стенах музея хранится интересная коллекция личных вещей литератора, а еще произведения искусства и антикварная мебель. Одним из самых эффектных памятников архитектуры считается Оружейный дом, он был построен в начале 16 столетия. Сегодня главной отличительной особенностью исторического здания являются эффектные скульптурные композиции. На них изображен Архангел Михаил, который повергает Сатану. До 1895 года историческое здание использовалось как арсенал, а в конце 19 столетия его переоборудовали в пожарное депо. Историческое здание сильно пострадало в годы Второй Мировой войны, его реставрация завершилась лишь в 80-х годах прошлого столетия. Сегодня историческое здание переоборудовано в выставочный зал, в котором проходят разнообразные культурные мероприятия.
В Аугсбурге есть исторический жилой комплекс, построеный в 1520 году банкиром Якобом Фуггером, который носит название Фуггерай. Он выделил 10 тысяч гульденов на строительство Фуггерея. Селение славится своей красотой и богатой историей. Но больше всего людей поражает то, что постояльцы комплекса сегодня платят ту же самую арендную плату, что и почти 500 лет назад – один рейнский гульден; его современный эквивалент – 0,88 евро или всего один доллар. Поэтому жилой комплекс довольно привлекательный, и любой, кто хочет пожить там некоторое время сталкивается с некоторыми ограничениями. Например, лист ожидания сформирован на четыре года вперёд. Во-вторых, люди, желающие поселиться в Фуггерае, должны быть католиками и принимать участие в молитвах три раза в день. В-третьих, минимальный возраст претендента составляет 60 лет, и он должен проживать в Аугсбурге последние два года. И хотя этот комплекс предназначен только для бедных и нуждающихся, им не разрешат проживать там, если у них будут долги. Люди, проживающие в Фуггерае, также обязаны вносить свой вклад в развитие сообщества, работая ночными сторожами или садовниками. Более того, в Фуггерае действует строгий комендантский час. Ворота комплекса закрываются в 10 часов вечера. Чтобы попасть в него после этого времени, нужно заплатить ночному сторожу 0,5 доллара (или 1 евро).
Архитектором Фуггерая выступил Томас Кребс. В 1582 году Ганс Холл построил церковь. К 1938 году в Фуггерае появились дополнительные жилые комплексы, фонтаны и прочие объекты. На территории была построена католическая школа. Одним из самых известных жителей Фуггерая был прадед Вольфганга Амадея Моцарта, он проживал там в период с 1681 по 1694 год.
Церковь Фуггерая – Markuskirche (храм Святого Маркуса) построена в 1581 году. Некоторые предметы интерьера и церковная утварь сохранились с момента строительства. Алтарь украшен "Распятием", написанным в стиле маньеризма Джакомо Пальма-младшим в 1600 году. С XVII века в этом здании помещалась школа, учителем в ней был местный священнослужитель.
Якоб Фуггер был состоятельным банкиром и отвечал за управление финансами Священной Римской империи и династии Габсбургов. Он был одним из самых богатых финансистов в истории и оставил более семи тонн золота своей семье.
Фонтан Ювелира на площади Мартина Лютера был создан в 1912 году фондом вдовы банкира Сабины Бюлер. Ювелирное искусство в Аугсбурге ведёт свою историю со времён средневековья. Уже в XV веке Аугсбург стал одним из самых известных центров ювелирного искусства Европы. В Германии с Аугсбургом соперничали только мастера из Саксонии и Шлезвига.
Фигура ювелира с кружкой гильдии повторно отполирована. Вода льется в бассейн из натуральной каменной колонны в четырех направлениях.
В XX веке Аугсбург по-прежнему оставался очень крупным промышленным центром, здесь обосновался танковый завод "Ман", заводы "Мессершмитт" и "Сименс". Этот факт сыграл роковую роль в истории города. В феврале 1944-го года англо-американские ВВС разбомбили в Аугсбурге всё, что только было можно, причём не только заводы, но и жилой центр города. Большинство замечательных памятников в послевоенное время отреставрировали, но целостность создаваемой веками городской среды, конечно, восстановить не удалось.