default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

Рейксмюсеум (Rijksmuseum)

 

DSC 0005 0DSC 0010

19 ноября 1798 года правительство Батавской республики решило создать национальный музей по французскому образцу. Задуманный как "престижный проект", чтобы вызвать патриотические чувства, он также будет предлагать место для хранения ценных предметов. Эта Национальная художественная галерея впервые открыла свои двери 31 мая 1800 года в традиционной резиденции голландской королевской семьи на окраине Гааги в Хёйс–тен–Бос (нидерл. Huis ten Bosch, что значит "Дом в лесу"). Он собрал более 200 картин и исторических объектов как из коллекций штатгальдеров (губернаторов), так и из национальных учреждений (некоторые из которых уже не существуют), таких как Голландская Ост-Индская компания. Первая покупка – "Лебедь" Яна Асселайна (Jan Asselijn) – стоила 100 гульденов и по сей день является одной из главных достопримечательностей Государственного музея.

DSC 0363DSC 0364В 1808 году Королевство Голландия находилось под властью Луи Наполеона Бонапарта. Он перевёз национальные коллекции в новую столицу страны Амстердам. И не просто в подходящее здание, а в Королевский дворец на площади Дам, изначально служившей ратушей. Там коллекции присоединились к наиболее значимым картинам города, в том числе к "Ночному дозору" Рембрандта. Этот Королевский музей официально открылся в 1809 году на верхнем этаже дворца.

DSC 0138DSC 0140После того, как король Виллем I вступил на престол в 1813 году, музей и национальная коллекция печати из Гааги были перемещены в Триппенхейс, городской дворец XVII века, расположенный на Кловениерсбургваль (Kloveniersburgwal). Его окрестили "Рейкс-музеем" или "Национальным музеем". Однако вскоре часть коллекций была перемещена в другие места, к большому разочарованию директора. Предметы классической античности были отправлены в новый Музей древностей в Лейдене, а предметы прикладного искусства – в недавно сформированный Кабинет раритетов в Гааге. В 1838 году в павильоне Велгелеген в Харлеме был создан отдельный музей, в котором размещалось современное искусство XIX века. В отличие от наполеоновского периода, в Рейкс-музей в это время поступило мало крупных работ.

DSC 0369DSC 0375С огромными художественными галереями, растущими по всей Европе, Нидерланды заслужили гордое здание собственного национального музея. Триппенхейс не подходил. Это открыло путь к созданию чего-то нового. Пьер Кайперс (Pierre Cuypers) был выбран архитектором, и он спроектировал Рейксмузеум в историческом стиле, сочетающем элементы готики и ренессанса с богатством национального символизма. После долгих лет споров – дизайн был слишком средневековым, слишком католическим и недостаточно голландским в глазах многих - в 1876 году началось строительство. В 1885 году оно официально открылось. В дополнение к существующей коллекции в Рейксмузеуме разместилась почти вся коллекция старых картин Амстердама, таких как еврейская невеста Рембрандта, завещанная городу банкиром А. ван дер Хоопом (A. van der Hoop). Работы из Харлема также вернулись, было выделено место для размещения части Кабинета раритетов, а коллекция гравюр получила собственную типографию. Великолепное здание для величественной коллекции.

DSC 0376DSC 0379За прошедшие годы здание Рейксмузеума претерпело немало изменений. На юго-западном конце между 1904 и 1916 годами было добавлено больше галерей, составляющих то, что сейчас является крылом Philips. В 1950-х и 60-х годах два первоначальных двора были перестроены, чтобы освободить больше места для галереи. После 1945 года коллекции отечественной истории и скульптуры и прикладного искусства были перенесены в отдельные части здания. Попытки создать новый музей голландской истории и превратить Рейксмузеум в настоящую художественную галерею ни к чему не привели. В 1950-х годах с поступлением коллекции Ассоциации друзей азиатского искусства был образован новый отдел азиатского искусства. К 1970-м годам музей процветал, собирая почти 1,5 миллиона посетителей в год. Но само здание все больше не соответствовало потребностям современного музея. Что можно было сделать?

DSC 0383DSC 0419Во время проведения последней реконструкции  (2003-2013), музей был восстановлен в соответствии с первоначальным архитектурным планом Кайперса. Несмотря на модернизацию, интерьер во всем своем величии ближе к зданию Кайперса. Стеклянные крыши и светлые полированные португальские каменные полы, отражающие дневной свет, придают Атриуму просторный и светлый вид. Теплые кирпичные фасады окружающего главного здания с множеством окон и ниш выходят во внутренние дворы. Живопись, прикладное искусство и история больше не выставляются в отдельных частях здания. Вместо этого все собирается вместе, чтобы рассказать единую хронологическую историю: историю голландского искусства и истории от средневековья до 20-го века. Сразу после открытия в 2013 году музей привлек беспрецедентное количество посетителей – более 2 миллионов – и отчасти благодаря многим туристам он продолжал делать это до пандемии коронавируса. Современный Рейксмузеум больше, чем когда-либо, является музеем для всех и для каждого. 

DSC 0385DSC 0045Специальные собрания включают более необычные предметы из богатых фондов Государственного музея. Например, коллекции миниатюрных изделий из серебра, музыкальных инструментов, патриотических реликвий, шкатулок и футляров, драгоценных камней, моды, волшебных слайдов для фонарей, стекла, фарфора, внушительный арсенал и большое количество моделей кораблей. Каждые полгода Рейксмузеум представляет новую презентацию своей обширной коллекции костюмов.

DSC 0047DSC 0057Множество столов, как полноформатных, так и складных, чаши для чая и кофе, закрытые супницы, кофейник, кувшин, блюдо для торта, кусочки торта, подсвечники, сливочник; декорированный чеканным бисером кувшин из серебра сферически расширен снизу, имеет коническую, расширяющуюся вверх полость с зубчатым венцом; ювелирные изделия, в том числе пряжки, броши, булавки, украшения, ожерелья, серьги, нож для открывания писем, подсвечники, щипцы для сахара, колокольчики, браслеты.

DSC 0393DSC 0042В начале XVII века в одной из мастерских Амстердама была представлена новая специализация – столярные изделия из чёрного дерева. Краснодеревщики производили мебель, облицованную шпоном ценных экзотических пород дерева. Герман Думер (Herman Doomer) был самым известным в Амстердаме краснодеревщиком, и этот шкаф – его шедевр. Рембрандт, восхищавшийся творчеством Германа Думера, изобразил его и его жену в 1640 году. В это же время на голландскую мебель сильно повлияла Англия, настолько, что неясно, в какой из двух стран был изготовлен этот стул. Во всяком случае, этот тип – с высокой спинкой без обивки – пришел из Англии и был известен здесь как "английский стул". Изогнутая спинка призвана сделать сидение более комфортным.

DSC 0041DSC 0040Коллекционный шкаф с миниатюрным аптекой, изготовленный в 1730 году из дуба и сосны, шпонирован оливковым и другими видами дерева, имеет черепаховый панцирь, украшен слоновой костью, позолоченной латунью и другими материалами. В шкафу находится множество маленьких горшочков и бутылочек с лекарственными ингредиентами. Несколько ящиков заполнены минералами, окаменелостями, образцами древесины, семенами и т. д. Многие другие ящики пусты. Первоначально в шкафу могла быть "универсальная коллекция", в которую входили небольшие артефакты, а также продукты природы, вероятно, собранные культурным и преуспевающим джентльменом.

DSC 0067DSC 0069Этот чайный сервиз из раннего мейсенского фарфора (1731–1732) богато расписан в китайском стиле. Для него была сделана специальная подставка из ещё более дорогого материала – позолоченного серебра. Ансамбль – великолепное украшение стола, в котором отдельные предметы вносят свой вклад в общее впечатление. Вероятно, сервиз был изготовлен для русской царицы Елизаветы.

Из этой пушки раздавались салюты, приветствуя гостей короля Канди. Его символы находятся на стволе: солнце, полумесяц и сингальский лев. Голландцы захватили великолепную пушку в качестве добычи во время военной кампании 1765 года. Они подарили её принцу Вильгельму V для его кабинета раритетов в Гааге.

DSC 0066 1DSC 0386Слева коллекция панелей греческих и балканских костюмов, в которые одеты мужчины и женщины с островов Китнос (Термия), Китнос, а также наряды с греческой свадьбы.

Справа бюст Христа Спасителя, работы Джованни Баттиста Каччини, ок. 1598, был частью скинии семьи Бенедетти в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. С нежным выражением лица Спасителя Каччини дистанцировался от традиционно прохладного стиля дня. Скульптура пронизана чем-то от грядущего стиля барокко.

DSC 0412DSC 0410 1Алтарь с Богородицей с Младенцем на троне между Святым Иеронимом и Святым Николаем Мирликийским был выполнен в стиле современного тогдашнего Возрождения. Форма и мотивы лепнины восходят к классической римской архитектуре. Материал был тоже современный: фаянс оловянный. Надпись переводится как: "Сестра Катерина, дочь Томазо ди Сальвестро, сына Нуккарелло, изготовила этот алтарь в 1502 году". Он происходит из церкви Сант-Антонио Абате в Кортоне (Италия). 

Используя несколько резко очерченных плоскостей без фона, скульптор эффективно воспроизвел резкий профиль этого пожилого человека. Натурщик – венецианский художник Джентиле Беллини. Даже точно описанные пряди волос кажутся лежащими на одной плоскости. Скульптор использовал один из собственных эскизов Беллини.

DSC 0397DSC 0401Терракота со старой полихромией, выполненная в 1500-1525 годах Мистером ван де Ластиг Киндерен (Meester van de Lastige Kinderen), Джанфранческо Рустичи (Gianfrancesco Rustici), представляет обнажённыого младенца Иисуса игриво привлекающего внимание своей матери, распахивая её лиф. Обнаженная грудь Марии отсылает к ее роли "Девы Лактанс", кормящей Богородицы. Её божественное материнство стало популярным благодаря чудесному видению святого Бернара Клервоского, в котором он получил каплю молока из груди Девы. 

Этот рельеф – одна из самых ранних известных работ Антонио Риццо ((1465–1470)), первого скульптора в Венеции, работавшего в стиле ренессанс. Хотя первоначальное положение этого тондо неизвестно, оно должно быть расположено довольно высоко. Это видно из тонкой наклонной плоскости позади Девы Марии. Возможно, оно выполняло роль венчающего элемента гробницы или церковного портала.