Эта картина гражданской гвардии слева имеет ширину 7,5 метров и занимает почти всю стену большого зала Kloveniersdoelen. Ван дер Хелст не выстроил тридцать ополченцев в постоянный ряд, а разместил впереди тех, кто в самой светлой одежде, через равные интервалы. Художник включил себя в группу, крайнюю слева.
Испытав финансовые трудности в 1650-х годах, Рембрандт переехал в арендный дом на Розенграхте. Амстердамская элита больше не стучала в его дверь так часто, как раньше. Тем не менее он оставался популярным: эта важная гильдия поручила ему написать групповой портрет. Рембрандт создал живую сцену, заставив надзирателей оторвать взгляд от своей работы, как если бы они были прерваны нашим прибытием.
Самая большая и известная картина Рембрандта (Rembrandt van Rijn) была написана для одного из трёх штабов гражданской гвардии Амстердама. Эти группы гражданских солдат защищали город от нападения. Рембрандт был первым, кто изобразил все фигуры гражданской гвардии в действии. Капитан в черном отдает приказ выйти. Гвардейцы строятся. Рембрандт использовал свет, чтобы сосредоточиться на определенных деталях, таких как жестикулирующая рука капитана и молодая девушка на переднем плане. Она была талисманом компании. Прозвище "Ночной дозор" возникло намного позже, когда считалось, что картина изображает ночную сцену.
Капральство гражданской гвардии, в которой члены ополчения стоят на возвышении. Капитан Альберт Бас и лейтенант Лукас Конейн сидят в правом нижнем углу лестницы с тростью в руках. Остальные стрелки несут оружие (алебарды и винтовки) и знамена.
Во времена Рембрандта павлинов ели состоятельные люди: мясо добавляли в мясные пироги, помимо других блюд. Сразу после забоя птиц вешали, чтобы они истекли кровью, как Рембрандт показывает нам в этой кладовой. Несомненно, он был очарован великолепными узорами на оперении, буйством красок: синей, зеленой и желтой охрой.
Чтобы жену не убил царь Авимелех, Исаак скрыл свою любовь к Ребекке, притворяясь, что они брат и сестра. Однако их близость выдавала их, когда им казалось, что за ними никто не шпионит. Рембрандт изображает влюблённых в момент нежности. Кроме того, он работает с исключительной свободой, наносит краску густо и царапает её кончиком кисти.
Это единственный известный автопортрет, на котором Фердинанд Боль явно представил себя как художник. Одетый в "старинный" костюм и берет, держась за палитру и кисти, он источает уверенность в себе. Несмотря на то, что к тому времени Боль работал независимым мастером более десяти лет, отчетливые отголоски его учителя, Рембрандта, можно различить в освещении и плавной раскраске его одежды в желтое золото. Справа портрет ван Элизабет Делл, написанный Фердинандом Боль в 1653 году. Портрет показывает в половину роста Элизабет Делл в возрасте 25 лет, в черном платье поверх белого нижнего белья. На голове у неё черная шапка, украшенная жемчугом. Она стоит перед занавеской, ее взгляд направлен влево, Элизабет склоняется над каменной балюстрадой.
Мартен и Опьен – единственная пара, написанная Рембрандтом в натуральную величину, стоя и в полный рост. Мартен был сыном богатого фламандского иммигранта, которому принадлежал успешный сахарный завод в Амстердаме. Он носит черную шляпу. Одетый в роскошный костюм с дорогими кружевами и огромными розетками на туфлях, держа в левой руке он держит перчатку, Мартен самоуверенно позирует Рембрандту. Вероятно, они знали друг друга из Лейдена, где Мартен изучал право.
Опьен была старшей из трёх дочерей в старой богатой амстердамской семье. Она позировала Рембрандту через год после замужества. Ей было 23 года, и она была беременна первым ребенком. Брак был союзом семей, старых и новых денег. Чтобы отметить это событие, ведущему портретисту города Рембрандту были заказаны монументальные портреты. Опьен одета в драгоценное черное платье с кружевным воротником и манжетами и черной вуалью. Она носит драгоценные украшения, в правой руке держит веер из чёрных страусиных перьев.
Рейксмузеум получил в долгосрочную аренду редкую работу художника Виллема Дроста (Willem Drost), ученика Рембрандта. Картина "Цимон и Перо" (Cimon en Pero), написанная около 1655 года, принадлежит благотворительному фонду Броэра (Broere Charitable Foundation) и является десятым предметом из его коллекции, переданным в долгосрочное пользование Государственному музею. "Цимон ан Перо" – крупнейшее из известных полотен Дроста, умершего в раннем возрасте, и первое, попавшее в коллекцию Рейксмузеума. Сейчас картина находится в Галерее Почёта музея.
Крошечные фигурки в этом грандиозном пейзаже с стремительным водопадом почти потеряны. В композиции преобладают корявые деревья, их голые стволы и бурлящая вода. Драматический цикл рождения и упадка природы почти осязаем. Вдали возвышается церковная башня, словно маяк мира.
Мейндерт Хоббема (Meindert Hobbema) научился писать пейзажи у Якоба ван Рёйсдала (Jacob van Ruisdael). Хотя их работы во многом схожи, картины Хоббемы производят более дружелюбное и легкое впечатление. Верхушки молодых деревьев поднимаются высоко в воздух, а листва блестит на солнце. Водяная мельница, которую Хоббема нарисовала в восточной части Нидерландов, стала сюжетом этой картины.
Мельница величественно возвышается, бросая вызов темным дождевым облакам и затмевая замок и церковь Вейк-бий-Дуурстеде. На переднем плане протекает река Лек. Эта картина всемирно известна, и это правильно. В этой впечатляющей композиции Рейсдал объединил все типичные голландские элементы - низменную землю, воду и обширное небо - манипулируя ими, чтобы они слились в столь же характерной голландской водяной мельнице.
Оживленная группа путешественников в запряженной лошадьми повозке проезжает мимо фермерских домов среди деревьев. Фигуры на обочине проселочной дороги отзываются на это энергично машущими руками. Когда Мейндерт Хоббема (Meindert Hobbema) писал это, он был на пике своей карьеры, начав как ученик Якоба ван Рейсдала (Jacob van Ruisdael). Хотя пейзажи Хоббемы часто напоминают пейзажи его учителя, они более радостные и легкие. Его верхушки деревьев уходят высоко в небо, а листья блестят на солнце. Интересно, что деревья Хоббемы подсвечиваются сзади, что усиливает ощущение глубины.
Это панорамный, залитый солнцем речной пейзаж – немного туманный вдали – с схематично нарисованными облаками. Два голландских офицера останавливаются у реки и поят лошадей рядом с пастухом и его отдыхающим скотом. Эта идиллическая сцена разворачивается не в Италии, а вдоль Ваала между Неймегеном и Клевесом, где Кейп делал пейзажные рисунки, которые он забрал в свою мастерскую в Дордрехте.
Несколько боевых кораблей в спокойном море: поднимают паруса, поднимают якоря. Маленькая эскадрилья готовится к выходу в море. Шлюпка с сановниками проходит мимо кораблей под звуки труб и салюты. Уже в 1778 году эта картина была описана в торговом каталоге как исключительная: "одна из лучших жемчужин этого выдающегося художника-мариниста".
Этот большой британский военный корабль с 70 орудиями терпит бедствие. Сильный порыв ветра сломал одну из его мачт, и парус оторвался. В 1672 году Виллем ван де Вельде II вместе со своим отцом, который также был художником-маринистом, поступил на службу при английском дворе. Он написал эту картину и её пару "Пушечный выстрел" в Англии.
Виллем Кальф не писал самый распространенный тип азиатских предметов, циркулирующих в Голландской республике, но обычно выбирал редкие образцы, которым уже несколько десятилетий. Иногда он сочетал элементы из разных предметов. Например, внутреннее убранство этой чаши типично для клапмуцена (чаш с плоским ободком) более раннего века, в то время как украшение снаружи основано на современном куске фарфора.
Лебедь отчаянно защищает свое гнездо от собаки. В последующие века эта драка была интерпретирована как политическая аллегория: считалось, что белый лебедь символизирует голландского государственного деятеля Йохана де Витта (убит в 1672 году), защищающего страну от врагов. Именно это значение придавалось картине, когда она стала самым первым приобретением, попавшим в Nationale Kunstgalerij (предшественник Государственного музея) в 1880 году.
За красной занавеской и кисточкой сидит знатный гражданин, одетый в приличное черное. Ян Стен, известный прежде всего своими юмористическими сценками с простыми людьми, здесь изображал себя крайне самоуверенным. Он также регулярно включал себя в другие картины, но обычно в комических ролях.
В обмороке от лихорадки молодая женщина кладет голову на подушку. Возможно, она тоскует по любви? Она беременна? Чтобы выяснить это, шарлатан клал полоску одежды пациента в жаровню, чтобы она тлела – запах раскрывал её секрет. Ян Стин представляет здесь такого шарлатана, который ставит диагноз. Его старомодный наряд характеризует его как комического персонажа.
Широко расставив ноги и подбодрив правую руку, Крозер сидит на крыльце своего дома на канале Ауд-Делфт в Делфте. Его тринадцатилетняя дочь Катарина смотрит прямо на нас. Ян Стен включил в этот портрет повествовательный элемент: бедная женщина и ребенок просят милостыню у богатого торговца зерном. В 1657 году, всего через два года после создания этого портрета, Крозер поручился за Стена, который имел серьезные долги.
День принца! В этот популярный праздник отмечали день рождения (14 ноября 1650 г.) принца Вильгельма III Оранского-Нассауского. Как это было сделано, объясняется на листе бумаги на полу посередине переднего плана. Это переводится как: "За здоровье парня Нассау, в одной руке рапира, а в другой – радостно поднятый бокал". Это обязательно поднимет настроение; гуляки не обращают внимания на портрет князя, "смотрящего" на сцену.
Мужчина и женщина настолько пьяны, что даже не подозревают, что их грабят. Их глупость подчеркивается листком на перегородке. На нём изображена сова, считавшаяся в XVII веке глупым существом. В конце концов, она не могла видеть днём, даже при свечах или в очках. Таким образом, пьяная пара так же слепа, как сова, и это послание сохранилось в английской идиоме "слепой, как летучая мышь".
Эта шумная семья издает много шума: отец поет во все горло, поднимая стакан; вмешиваются мать и бабушка; а дети либо дуют в духовые инструменты, либо курят длинную трубку. Записка, висящая на каминной полке, раскрывает мораль этой истории: "Как старик поёт, так и молодой щебетает". Что будет с детьми, если их родители подадут неправильный пример?
Богатство мотивов и юмористических виньеток на картинах Яна Стена часто затмевает его великое художественное чутьё. Мастерство Стена заключается как в его тонких цветовых комбинациях, так и в его воспроизведении различных текстур. Цветовая гамма этой картины довольно тусклая и серая: только одежда женщины посередине выполнена в нежных оттенках фиолетового и зеленого.
Праздник святителя Николая Чудотворца проходится на декабрь. В Нидерландах он отмечается таким же образом на протяжении веков. Хорошие дети получают подарки от святого. Например, у маленькой девочки на переднем плане ведро с угощениями. Непослушные дети, такие как плачущий мальчик слева, получают только прутик (пучок веток) в ботинке. Ян Стин был прирожденным рассказчиком. Ему удалось объединить в этой картине все элементы народного застолья.
Эти дети озорничают: они учат кошку танцевать под музыку шаума – духового инструмента XVII века. В то время как они явно наслаждаются собой, кошка протестующе визжит, к ней присоединяется лай собаки. Старик у окна сердито упрекает детей: разве они не должны чему-то учиться, а не давать уроки танцев кошке?
Пекарь и его жена с гордостью демонстрируют свою свежую выпечку. Старая надпись на обратной стороне картины указывает имя пары. Также упоминается мальчик; он сын художника. Ян Стен соединил в одной картине несколько жанров. Это одновременно и портрет, и изображение профессии, и хлебный натюрморт.
Вермеер выбрал для этой картины необычную точку обзора. Из тёмного пространства на переднем плане можно увидеть другую комнату с домашней сценой. Элегантно одетая женщина выжидающе смотрит на служанку, которая только что вручила ей письмо. Морской пейзаж на стене позади них вполне может отсылать к теме письма: в XVII веке море часто сравнивали с любовью, а любовника – с кораблем.
Это необычная картина в творчестве Вермеера, примечательная для своего времени как портрет обычных домов. Композиция увлекательна и сбалансирована. Практически ощутимы старые стены с их кирпичом, побелкой и трещинами. Адрес: Vlamingstraat 40–42 в Делфте. Тетя Вермеера, Ариаентген Клаас, жила в доме справа со своими детьми примерно с 1645 года до своей смерти в 1670 году.
Наслаждаясь тихим уединенным моментом, эта молодая женщина поглощена чтением письма в утреннем свете. Она всё ещё в синей ночной блузе. Все цвета в композиции вторичны по сравнению с его сияющим голубым лазуритом. Вермеер написал эффекты света с необычайной точностью. Особенно новаторским является его изображение кожи женщины с использованием бледно-серого цвета и теней на стене светло-голубого цвета.
Служанка разливает молоко, полностью поглощенная своим делом. За исключением потока молока, все остальное по-прежнему. Вермеер взял это простое повседневное занятие и сделал его предметом впечатляющей картины – женщина стоит как статуя в ярко освещённой комнате. Вермеер также запечатлел, как свет с помощью сотен разноцветных точек играет на поверхности предметов.
Эта монументальная цветочная композиция – главная работа дельфтского художника Джейкоба Восмаера (Jacob Vosmaer), пионера в области рисования цветочных натюрмортов. Красочный букет на этой картине состоит из множества живых цветов, расположенных вокруг оранжевой Императорской короны, – цветка, завезённого в Европу из Турции через Вену всего несколькими десятилетиями ранее. Хотя основное внимание привлекают цветы, есть много чего посмотреть и в остальной части картины, например, в тщательно прорисованных трещинах и бороздках в нише из натурального камня или в приятной мышке, осматривающей упавший лист.
Николаас Рококс, мэр Антверпена и хороший друг художника, построил часовню для себя и своей испанской жены Адрианы Перес задолго до своей смерти в 1640 году. Для этого он выбрал церковь Воспоминаний братьев Минор в Антверпене. Около 1613 года он попросил Рубенса сделать триптих для часовни. Этот триптих был завершен в 1615 году и оставался в церкви до 1794 года. Затем французские войска отвезли ее как военную добычу в Лувр в Париже. После Венского конгресса картина вернулась в Антверпен и была выставлена в Музее изящных искусств. Неверие Фомы было горячей темой в эпоху барокко. Такие художники, как Караваджо, которому Рубенс здесь явно обязан, часто изображали предмет очень графически, с Томасом, впивающимся в рану Иисуса. Рубенс остановил свой выбор на более скромной версии. Фома, который выглядит поразительно молодо, но носит типичный зеленый плащ, не прикасается к Христу. Хотя невозможно с уверенностью идентифицировать двух пожилых мужчин рядом с ним, большинство историков искусства считают, что это Павел и Петр. Эти святые тоже не всегда были верны христианской вере. Павел преследовал христиан до своего обращения, а Петр отрекся от Иисуса после ареста. Таким образом становится понятным назначение центральной панели. Даже самые важные Святые согрешили, но тем не менее получили место в Раю. Рококс и его жена надеются на такое же мягкое обращение. Сам Христос получил от Рубенса красивое, анатомически правильное тело, сильно освещенное. Художника, несомненно, вдохновило то античное искусство, с которым он познакомился во время пребывания в Италии. Оба супруга изображены на боковых панелях. Адриана держит в руке четки, символ веры. Рука Николая лежит на груди в знак любви. Хотя они носят строгую одежду, такие детали, как жемчужное ожерелье Адрианы Перес, выдают богатство мэра и его жены. Гербы пары изображены на задней стороне боковых панелей.
Фламандский художник Питер Клас был лишь одним из многих художников, эмигрировавших в Северные Нидерланды в начале XVII века. Этот стол изобилует роскошными продуктами, в том числе азиатскими. Особенно привлекают внимание фарфоровая тарелка и раковина наутилуса. Даже в неожиданных предметах скрыто присутствует Азия – например, в пикантных пирогах, которые содержат такие ингредиенты, как корица, мускатный орех, гвоздика и имбирь.
Фрукты, хлеб и сыр, сгруппированные по видам, сервированы на столе, накрытом дорогими булатными скатертями. Иллюзия реальности поразительна; оловянная пластина, выступающая за край стола, кажется достаточно близкой, чтобы ее можно было коснуться. Художник из Харлема Флорис ван Дейк входит в число пионеров голландского натюрморта.
Диапазон серых тонов, которые мог нарисовать Виллем Хеда, поражает. С помощью этой тонкой палитры он ловко воспроизвел на этом столе предметы из олова, серебра, дамасской стали, стекла и перламутра. Несколько желтых и охристых акцентов дополняют эту изысканную игру цветов. Хеда специализировалась на почти монохромных натюрмортах, так называемых "тональных банкетных произведениях".
Этот милиционер весело поднимает бокал и произносит тост за нас – кто бы не захотел присоединиться к нему? Исполнение так же свободно и легко, как и сам натурщик: быстрые, спонтанно нанесенные мазки кисти усиливают ощущение живости и оживленности портрета. Кажется, что мужчина действительно двигается. Этот стиль бравурной живописи обеспечил Франсу Хальсу постоянный успех.
Заказ на портрет гражданской стражи редко давался художнику из-за пределов города. В исключительных случаях Франсу Халсу (Портрет Маритдж Клаэсдр Воогт. Франс Хальс (Frans Hals) из Харлема было поручено написать этот групповой портрет. Однако вскоре он оказался в разногласии с гвардейцами, и амстердамскому художнику Питеру Кодде (Pieter Codde) пришлось вмешаться, чтобы закончить семизначную фигуру справа. Известный своими мелкими, очень плавными и тонко выполненными работами, Кодд, тем не менее, как мог, имитировал свободный стиль Хальса.
Франс Хальс написал множество превосходных изображений представителей высшего сословия Харлема: он явно знал, как удовлетворить запросы своих выдающихся покровителей. Маритдж Воохт, жена мэра Питера Оликана, изображена здесь в традиционной позе, гордо сидящей прямо и смотрящей прямо на зрителя. Слева Хальс отметила свой возраст – 62 года. Её герб был добавлен позже другой рукой.
Почему этот портрет так популярен? Потому что на нём изображена очаровательная девочка, одетая в свой лучший воскресный костюм? По обычаю того времени, юную девушку изображают невысокой взрослой дамой. То, что она играет роль, выдаёт только выражение её лица. К сожалению, нам ничего не известно о её личности или её семье. Возможно, она жила в Харлеме, как портретист Верспронка.
Эта счастливая улыбающаяся пара удобно сидит рядом друг с другом. В то время изображать пару таким образом было довольно необычно. Возможно, это было вызвано дружбой натурщиков с художником и поводом для заказа – их свадьбой в апреле 1622 года. Таким образом, картина содержит отсылки к любви и преданности, такие как сад любви справа и синеголовник слева. Чертополох, известный по-голландски как "mannentrouw", или мужская верность.
В комнату входят два джентльмена, один держит куропатку, другой – зайца. Однако, учитывая их безупречную элегантную одежду, они не могли только что вернуться с охоты. Двойное значение изображения было бы очевидным для зрителей XVII века: голландские выражения "заяц-охотник" и "наблюдение за птицами" можно было вульгарно использовать для обозначения "занятия любовью".
В этой таверне царит веселье. Авраам Диепрам специализировался на таких популярных и юмористических сценах. В то время как его персонажи имеют грубые и резкие манеры, манера письма художника, напротив, точна и изысканна. Гримасничающие лица проницательно наблюдают. Тонкая деталь – отражение стекла на столе.
Распутная Мессалина, обнаженная женщина в центре, была женой императора Клавдия. Она совершила прелюбодеяние, выйдя замуж за Силия, и они устроили чрезмерно пышный банкет, чтобы отпраздновать свою свадьбу. Группа, выглядывающая из окна, что-то подмечает; Император Клавдий приближается ко дворцу, чтобы положить конец неверности, пьянству и веселью. Неистовая жадность Мессалины в конечном итоге привела к её падению.
Надвигается буря. Мужчина слева явно уже слишком много выпил, но заказывает еще. Опасный кинжал человека в синем сигнализирует о беде. Пара справа занимается любовью без энтузиазма. А дородный нищий монах, увлеченный карточной игрой… разве он не дал обет бедности? Это не закончится хорошо.
Ссутулившись в кресле, с расстегнутыми штанами, мужчина выпускает дым из трубки через нос. Его глаза остекленели, как будто он в ступоре. В XVII веке у курения были как горячие сторонники, так и противники. Некоторые ученые считали, что табачный дым оказывает лечебное действие как на тело, так и на дух; другие были убеждены, что курение трубки так же вредно, как и чрезмерное употребление алкоголя.
Крестьяне в сценах кермиса Тенирса (деревенских праздников) обычно ведут себя безупречно. Они едят и пьют, танцуют под музыку волынки или просто болтают. Единственная фальшивая нотка в этой веселой сцене вызвана выпивкой; мужчина на переднем плане слева больше не может стоять на ногах. Цвета яркие и жизнерадостные, с множеством белых акцентов в свежевыстиранных рубашках и фартуках.
Трое мужчин и женщина обсуждают повседневные дела, а ребёнок ест суп или кашу, пока собака наблюдает. Крестьянская жизнь кажется совсем не плохой. В ранних работах Ван Остаде крестьяне регулярно ссорятся друг с другом, но на его более поздних картинах, таких как эта, они обычно спокойнее и собраннее.
Пожилой крестьянин и мужчина помоложе, которые охотились – рядом с ним лежат его сумка с дичью и ружье – сидят с кружкой пива или трубкой в саду гостиницы. После 1670 года Адриан ван Остаде написал очень мало интерьеров; сцены, происходящие на открытом воздухе, взяли верх. Эти картины не содержат морализирующего послания; вместо этого они превозносят неспешную, простую деревенскую жизнь.
Два человека из среднего сословия (просто, но аккуратно одетые) и офицер (узнаваемый по элегантной одежде и шпаге) поглощены своей игрой. Смотрят двое мужиков. Человек, стоящий слева, вот-вот бросит кости. Азартные игры, особенно когда они касались денег, осуждались с церковной кафедры, но здесь Тенирс не выносит суждения: он просто снимает сцену.
Девушка в экзотической шляпе с широкими полями и обнаженным плечом предлагает зрителю корзину с фруктами: эротическое послание безошибочно. Изначально картину планировалось повесить высоко на стене, над дверью или каминной полкой. Это объясняет, почему девушка смотрит на нас сверху вниз.
Среди купающихся женщин видно, как младенца Моисея с некоторым усилием вынимают из тростниковой корзины, в которой он был выброшен на берег. Эйтенбрук даёт понять, что действие этой библейской истории происходит в Египте: на переднем плане статуя сфинкса с головой собаки, а на заднем плане – заросший обелиск.
Молодая женщина греет руки над блюдом с раскаленными углями. Она олицетворяет Зиму. В это время года обычно изображали плохо одетых стариков или женщин: старых, потому что год подходит к концу, и бедных, потому что урожай зимой не собирают. Таким образом, выбор ван Эвердингена молодой, богато одетой женщины довольно необычен.
Смеренбург на норвежском острове Шпицберген был поселением голландских китобоев. Художник там никогда не был и сочетал известные ему образы и рассказы о нём. Снежная гора слева находится, вероятно, на острове Ян-Майен (Беренберг), рядом с которым видны мачты китобоев. Слева на берегу лежит пойманный кит. В многочисленных печах и ваннах на берегу нарезанные кусочки китового жира готовятся для приготовления ворваня. В дальнем правом углу видны мужские бараки.
Томас Хис служил дипломатом в Алжире, Тунисе и Триполи, ведя переговоры о выкупе голландских галерных рабов и борясь с каперством голландских кораблей, среди других миссий. Имя и возраст его слуги-африканца указаны на обратной стороне полотна: "Фома-негр, 17 лет". Томас сидит во весь рост за столом с трубкой в левой руке. На столе – открытый атлас, книги, чернильница и глобус. На задней стене висят ружья, мечи, охотничьи рога, ветви кораллов и герб с голландским львом.
В 1651–1652 годах голландский посол Джоан Куней и его секретарь Корнелис Спилман отправились в Исфахан в Персии, чтобы стимулировать торговлю лошадьми и шелком. Спилман описал путешествие, щедрые приемы и посещение древних археологических памятников. Двое джентльменов, вероятно, находятся здесь в сопровождении султана Бендер–Аббаса. Куней носит шелковый плащ, подаренный шахом.
Семья Трип – влиятельные международные торговцы оружием – владели этим пушечным заводом на юге Швеции. Это было идеальное место: здесь добывали железную руду, было достаточно воды, недорогой рабочей силы и топлива (дров). Семья построила дом на Кловениерсбургвале в Амстердаме. Государственный музей размещался в этой величественной резиденции в XIX веке.
Под командованием Якоба Корнелиса ван Некка восемь голландских кораблей отправились в Индию в 1598 году. Первые четыре вернулись из Бантама (Ява) годом позже, 19 июля 1599 года. Остальные корабли отправились на Молуккские острова (острова Малуку). ). Они тоже вернулись живыми и невредимыми, груженные мускатным орехом, мускатным орехом и гвоздикой.
Полотно справа было заказано Питером Стертемиусом, директором торгового гарнизона Хугли. На нём изображена сцена деятельности экспедиционного корпуса. Голландцы из Восточной Индии плывут по реке Ганг, директор торгового гарнизона навещает индийского высокопоставленного лица, а в правом верхнем углу происходит акт религиозного самобичевания: человека подвешивают на крюке за ребра и вращают вокруг шеста.
На этой картине изображен сюжет из древнегреческой эпохи. Орест и Пилад (слева) были пойманы при попытке украсть статую Дианы из храма (слева на заднем плане). Одному из них придется умереть. У алтаря друзья спорят, кто отдаст свою жизнь за другого. Плотные композиции Ластмана, его яркие краски и выразительные жесты фигур – все это произвело впечатление на молодого Рембрандта.
В Библии рассказывается, как Иаков, притворившись своим братом Исавом, обманом заставил их слепого отца даровать ему законное благословение. Идея подражать волосатым рукам Исава в перчатках из шкуры животных пришла от их матери Ребекки, которая смотрит из-за кровати. Флинк заимствовал и эту технику рисования, и стиль повествования от Рембрандта, у которого он обучался.
Сюжет этой картины – загадка: призыв восхвалять Бога пением и струнной музыкой или сцена соблазнения со старухой в качестве сводницы? Во всяком случае, в этой ранней работе Рембрандт использовал элементы своего собственного окружения: его мать изображала старуху, а в молодом человеке можно было узнать собственные черты Рембрандта. Слева мужчина в восточной одежде и тюрбане играет на альте да гамба. Рядом с ним молодой человек с арфой. Молодая женщина сидит за столом с раскрытым песенником на коленях и поёт. Позади неё стоит и смотрит старуха с покрытой головой. На переднем плане музыкальные инструменты (лютня, скрипка) и стопки книг. На стене картина, изображающая бегство Лота из Содома.
Справа сидящая старуха читает большую книгу, лежащую у неё на коленях. Свет идёт из-за спины: самый яркий свет падает на книгу и её сморщенную руку, запачканную краской. Лицо старушки остается в тени. Это могла быть пророчица Анна, пожилая вдова, которая, согласно Библии, служила Богу постом и молитвой. По преданию, для этой картины позировала мать Рембрандта Нилтген Виллемсдр Ван Зуйтбрук (Neeltgen Willemsdr van Zuydtbroeck).
Этот шкаф был изготовлен для Амалии фон Зольмс, вдовы штатхальтера принца Фредерика Генри. Инкрустация по дереву на дверях имела политическое значение: она намекает на славное будущее внука Амалии и Фредерика Генри, принца Вильгельма III (родился в 1650 году). Поскольку отец Уильяма умер незадолго до его рождения, судьба Дома Оранских зависела от молодого принца.
18 июня 1648 года: банкет в гильдии арбалетчиков Амстердама. Поводом стало подписание Мюнстерского мирного договора, положившего конец войне с Испанией. Капитаны роты гражданской гвардии пожимают друг другу руки в знак мира и разносят рожки для питья. Поэма на барабане провозглашает радость вооруженных ополченцев Амстердама тем, что отныне их оружие может быть похоронено.
Портреты будущего штатгальтера Вильгельма II, принца Оранского, и его невесты принцессы Марии Стюарт, дочери Карла I. Молодые люди стоят во весь рост перед колонной, держась за руки. Мальчику четырнадцать, а девочке всего девять. Отец Уильяма, Фредерик Генри, поручил знаменитому фламандскому художнику Ван Дейку (Anthony van Dyck) изобразить молодого голландского принца и английскую принцессу по случаю их свадьбы в Лондоне 12 мая 1641 года. Союз с дочерью английского короля повысил статус Дома Оранских. На своем платье Мария носит подарок от Уильяма – большую бриллиантовую брошь.
Портрет Фредерика Хендрика (Frederik Hendrik), принца Оранского, изображённого в половину роста, стоящим в доспехах. В правой руке принц держит командирский жезл, левая рука лежит на шлеме.
Амстердамский купец Авраам Антонис Рехт (Abraham Anthonisz Recht) был убежденным протестрантом и большим поклонником министра Ремонстранта Йоханнеса Втенбогаерта (Johannes Wtenbogaert). Он заказал этот портрет Рембрандту в 1633 году и повесил его у себя дома. Втенбогаерт изображён в половину роста, держащим перчатки в правой руке, левая рука на груди. Справа от стены – открытая книга, перед ней чёрная шляпа с широкими полями. Втенбогаерт смотрит проницательным взглядом, он явно человек морального авторитета. И человек Слова, как предполагает открытая книга. Но какая именно книга, остается неизвестным.
Отец Марии Трип нажил огромное состояние за счет торговли железом и оружием. В 1639 году ей было 20 лет, и она все еще не замужем. На этом портрете она не скрывает того факта, что у нее есть деньги, которые она может потратить. Е шейный платок сделан из тончайшего, почти прозрачного кружева, и она носит целое состояние в жемчуге. В 1639 году такие вееры, как тот, что у неё в левой руке, были ещё редкими и ценными аксессуарами.
Готовясь к работе над своими картинами, Фредерико Бароччи провел многочисленные исследования фигур и драпировки, а также композиций. Этот большой рабочий рисунок, также называемый этюдом для фрески, является частью заключительного этапа подготовки. Акцент сделан на распределение света и тени, с помощью которых он моделировал фигуры. Белые блики подчеркивают фигуру Христа, выделяя его на темном фоне.
Этот пышный букет может выглядеть естественно, но тюльпаны, анемоны, розы и гвоздики не цветут одновременно. Тем не менее Боллонгиру удалось собрать сбалансированную композицию. Натюрморт был написан вскоре после краха голландского фондового рынка в 1637 году, когда многие люди обанкротились из-за спекуляции луковицами тюльпанов. Таким образом, этот праздничный букет может указывать на скоротечность земных дел.
До того, как на этой картине была обнаружена подпись Геркулеса Сегерса (Hercules Sergers), её приписывали фламандскому художнику Йоосу де Момперу (Joos de Momper). Воображаемый пейзаж, видимый с высокой точки обзора, и цвета – коричневый для переднего плана, желтый для среднего и сине-зеленый для фона – действительно выглядят "фламандскими". Рембрандт очень восхищался работами Сегерса и даже владел восемью его картинами.
Нищий пытается раздобыть немного денег, а другой мужчина проделал дыру во льду в надежде поймать рыбу. Бедным приходится трудиться, чтобы зарабатывать на жизнь; те, кому лучше, развлекаются на льду: а самые богатые – на правом переднем плане – смотрят. Некоторые обеспеченные дамы носят бархатные маски, чтобы защитить нежную кожу вокруг глаз от холода.
Ван дер Нер был художником по двум направлениям: зимние пейзажи и ночные залитые лунным светом пейзажи. Благодаря ограниченному цветовому диапазону Ван дер Нер здесь создал идеальную иллюзию лунной ночи. Холодный лунный свет отражается в воде, скользит по оконным стеклам домов слева и освещает белые перья уток на переднем плане.
Эта картина примечательна тем, что никогда прежде голландский художник не изобразил свой родной плоский, водный пейзаж в таком монументальном формате. Опускаются сумерки, и свет начинает тускнеть. Сверкающая река уносится вдаль, увлекая зрителя мимо бесчисленных маленьких фигурок.
Публика XVII века пришла бы в восторг от этого забавного зрелища. В то же время зрители знали бы о его скрытом послании: жизнь на земле – это нечто большее, чем еда, питье и веселье. Характерной особенностью является прикованная обезьяна: она символизирует грешного человека, который позволяет сковывать себя своими низменными инстинктами.
Люди вокруг стола отсылают к "Пяти чувствам". Женщина с болонкой представляет Запах; человек с листом бумаги – Зрение; поющая пара – Общение; мужчина в красном с бокалом вина – Вкус; и играет на лютне Слышащий. На стене позади них висит картина "Всемирный потоп". Это предупреждение: жизнь – это нечто большее, чем чистое чувственное наслаждение.
Игрок на клавесине. Интерьер с молодой женщиной, играющей на клавесине. Крышка инструмента расписана изображением влюблённой парочки на природе, на крышке – обезьяна. Позади клавесина – мальчик и девочка, предположительно младшие брат и сестра художника. Справа вид на мужчину, стоящего в дверях. С потолка свисает клетка для птиц. Ранее интерпретировался как портрет Джудит Лейстер (Judith Leyster), жены художника, с детьми.
Джейкоб Маррель специализируется на "портретах" цветущих тюльпанов. Луковицы тюльпанов фанатично собирали в Голландии XVII века, и иногда за одну луковицу платили астрономические цены. В этой картине тюльпаны также играют ведущую роль. Особенно ценились тюльпаны причудливой формы в красно-белые и красно-желтые полосы. Хотя природа создает их, она также позволяет им увядать и умирать – как мертвая лягушка справа.
С высоты птичьего полета картина превращается в образец жизни человека и животных в суровую зиму. Сотни людей вышли на лед, большинство из них для удовольствия, другие работают по крайней мере. Аверкамп не уклонился от мрачных подробностей: слева на переднем плане вороны и собака лакомится тушей замерзшей насмерть лошади.
Цветы, фрукты, бабочки, пауки, кузнечики, рак-отшельник в панцире: эта картина приглашает зрителя полюбоваться творением Бога. Когда она была новой, картина, должно быть, производила более красочное впечатление, чем сейчас. Серая скатерть, например, когда-то была пурпурно-розовой, но слой прозрачной красной глазури, который первоначально ее покрывал, исчез.
Маленькие круглые пейзажи, должно быть, пользовались большим спросом у покупателей искусства. Ван Гойен нарисовал десятки из них за эти годы. Летом он объединил несколько типичных "голландских" мотивов: старый дом в тени высокого дерева, ветряную мельницу на бастионе и церковную башню. Картина "Зима" представляет собой подвеску такого же большого тондо, как и "Лето", датированного также 1625 годом. Как и следовало ожидать, для Зимы художник изобразил толпу людей, отдыхающих на замерзшем канале возле воображаемого замка. Однако, несмотря на то, что зима у Ван Гойена морозная, на земле нет снега. Зимний голландский пейзаж без снега действительно редкость!
В лесу с величественными гигантскими деревьями можно увидеть, как разговаривают несколько крошечных фигурок. Их незначительность заставляет деревья с их причудливыми формами и эксцентричной листвой казаться ещё больше. Ван Гиль стоит особняком от большинства голландских художников-пейзажистов. Его не интересовали реалистичные пейзажи, он предпочитал воображаемые.
Джерард Хукгест (Gerrit Houckgeest) специализировался на церковных интерьерах и использовании перспективы. С большим вниманием к деталям он запечатлел, как солнечный свет, льющийся через витражи, отбрасывает цветные блики на колонну в центре. Раскрашенный зелёный занавес – остроумный иллюзионистский приём, имитирующий обычай XVII века защищать картины от света и пыли занавеской.
Сидящая женщина пытается соблазнить молодого человека, предлагая ему бутоны роз. Он отворачивается от нее, кладя руку на голову своей собаки, своего мудрого наставника. Этому молодому человеку не причинят вреда. Другая пара, однако, выбирает бессмысленную любовь; они оставляют перчатку – символ брака – лежать на земле.
Мужчина смотрит через окно. В правой руке он держит золотое кольцо с камнем. Его левая рука опирается на пробный камень – инструмент для оценки чистоты золотых и серебряных предметов. Натурщиком мог быть ювелир Бартоломеус Янс ван Ассенделфт (Bartholomeus Jansz van Assendelft). В 1617 году, когда был написан портрет, его назначили мастером-приёмщиком гильдии ювелиров Лейдена, что объяснило наличие пробного камня.
Поющий лютнист изображен di sotto in su, с низкой точки обзора. Его экстравагантные красные бриджи с желтовато-золотыми и черными полосами слегка не в фокусе, создавая иллюзию, будто зритель смотрит на него с близкого расстояния. Юдит Лейстер (Judith Leyster) была одной из очень немногих профессиональных художниц своего времени.
Военный корабль De Zeehondt буксируют в море из гавани Мидделбурга на четырех мускулистых упряжных лошадях. Личность уходящего человека, привлекающего столько внимания множества людей низкого и высокого ранга, неизвестна. Однако, должно быть, это был кто-то высокого ранга, потому что здесь присутствует даже яхта штатгальтера Мориса; он отдает салют.
Ван де Венн использует прибытие принца Мориса и его младшего брата Фредерика Генри в карете, запряженной шестью серыми лошадьми, чтобы подчеркнуть контраст между элегантным поведением гаагских придворных и грубыми манерами крестьян. Артист запечатлел атмосферу ярмарки виньетками с певицей и женщиной, торгующей фруктами и овощами, у которой отбирают кошелёк.
Родители потратили все свои деньги на то, чтобы дать сыну хорошее образование. Они просят его о помощи, но он категорически отказывается, потому что должен стоять на своем. Поступая таким образом, он нарушает библейскую заповедь "Почитай отца и мать". Но даже родители не поступили библейски: им не следовало опрометчиво отдавать свои деньги, так что теперь они нуждаются.
В 1614 году политика и религия неразрывно связаны друг с другом, что очень ясно видно на этой картине. Слева – протестантские министры и лидеры республики (включая Мориса), а справа – эрцгерцоги, правящие югом, с бесчисленным количеством католических священников. У Севера, по мнению художника, многообещающее будущее: там светит солнце, деревья покрыты листвой. Тем, кто хочет спастись, лучше плыть на протестантской лодке.
Йорданс изобразил антверпенского купца Роже Ле Витера и его жену Катарину Бехагель на роскошном фоне. Как великий служитель Антверпена Ле Витер отвечал за сбор благотворительных подарков для заключенных. На столе есть ссылка на эту функцию, табличка для пожертвований с надписью "[A] lemos [e] 1623", год, когда Ле Витер вступил в эту должность. Пожилая женщина – мать Рожье Ле Витера (справа). На ней чёрная шапочка вдовы и несколько старомодный плащ. В руках она держит платок и молитвенник, символизирующий её благочестие. Тюльпан намекает на преходящее земное существование. К этому портрету относятся два других изображения, рядом с которыми он висит. То, что эта серия до сих пор не повреждена, является исключительным.
Йорданс был одним из самых известных и разносторонних художников Антверпена. Здесь он иллюстрирует эпизод из "Одиссеи Гомера". Одиссей, обнажённый и измученный после кораблекрушения, пугает принцессу Навсикаю и её свиту из девушек. В конце концов, отец Навсикаи помогает ему вернуться домой, в его собственное королевство.
Женщины из разных стран и эпох штурмуют Капитолий в Древнем Риме в знак протеста против предложенного постановления, которое отныне разрешает мужчинам иметь двух жен. Этот слух распространил мальчик Папирий, которого видели стоящим справа между своей матерью (желтый) и несколькими сенаторами (красные).
Ван Бассен расписал интерьер, а его коллега Ван де Вельде – фигуры. Композиция представляет собой элегантную компанию в большом, стильном доме с картинами на стенах, украшенными шкафами, монументальным камином и тщательно продуманным деревянным кессонным потолком. Украшения были вдохновлены проектами архитектора Ханса Фредемана де Фриза. Такого интерьера на самом деле никогда не было – это идеализированный образ.
Фламандец Адриан ван Утрехт (Adriaen van Utrecht) здесь продемонстрировал, что может написать практически всё, от дорогой посуды до стекла, фруктов, огромного лобстера на китайской тарелке, разрезанного теста и многого другого. Учитывая поразительно низкую точку обзора, эта большая картина, скорее всего, должна была висеть над камином.
Греческие философы Демокрит и Гераклит считались полярными противоположностями. Гераклит был известен как плачущий философ, потому что оплакивал безумие человечества, в то время как его противник Демокрит мог только смеяться над этим. Здесь Гераклит выглядит меланхоличным стариком. Унылый, он опирается на земной шар и снисходительно жестикулирует левой рукой, как бы говоря: "Всё напрасно, мир ни к чему не приведёт". В отличие от него Демокрит предстаёт в образе молодого смеющегося гедониста. Он указывает вдаль, как будто именно там находится безумие человечества. Вместе эта пара картин несёт морализаторский посыл: смеетесь вы или плачете, мир остается неизлечимо глупым.
Бог решил разрушить грешный город Содом, пощадив только праведного Лота и его семью. Поскольку дочери Лота боялись остаться бездетными – все мужчины погибли – они напоили отца и соблазнили его. Гольциус создает разительный контраст между загорелой кожей пожилого Лота и гладкой кожей двух его дочерей.
Когда Ирод, царь Иудеи, узнал, что в Вифлееме родится ребенок, которому суждено стать "царем евреев", он приказал убить всех мальчиков младше двух лет. Художник изобразил резню как ужасный кошмар. Ужас следует за ужасом: слева внизу солдат перерезает горло ребенку, а над ними женщина выкfлвает глаза солдату.
Прометей украл огонь у богов и передал его человечеству. В качестве наказания Вулкан приковал его к скале, где орел выклевал его печень, причинив ему мучительную боль. Здесь мы видим, как Прометей скован цепями, его лицо искажено страхом, а Меркурий смеется над ним. Ван Бабюрен позаимствовал драматическое освещение и загорелые руки и лицо фигуры у своей великой модели Караваджо.
Смеющийся сатир наклоняется над нимфой и нежно касается ее лица, а нимфа теребит его за бороду. Геррит ван Хонтхорст нарисовал две мифологические фигуры на переднем плане композиции, отвлекая внимание от леса на заднем плане и уходящего вдаль вида.
Мужчина в экстравагантной итальянской одежде застал нас врасплох. Он появляется из-за гобелена и высовывается из окна, в правой руке скрипач держит стакан с вином (беркенмайер), в левой – скрипку с смычком. На голове шапка с перьями. Исполнение Хонтхорста настолько реалистично и убедительно, что скрипач, кажется, выскользнул из рамы картины, чтобы присоединиться к нам, пытаясь взаимодействовать со зрителем, чтобы чокнуться.
Картина "Падение человека", написанная Корнелисом Корнелиссен ван Харлемом (Cornelis Cornelisz van Haarlem) в 1592 году, показывает осень и стоящих под деревом познания Адама и Еву. Змея протягивает Еве яблоко. Вокруг фигур всевозможные животные: обезьяна, кошка, собака, голожаберники, ёжик, лягушка, лиса и сова. На левом фоне мы видим Бога (облако с человеческим лицом и руками), предупреждающего Адама и Еву. Они могут есть плоды всех деревьев, кроме дерева "познания добра и зла". Соблазненные змеем (с человеческим торсом), Адам и Ева, тем не менее, съели запретный плод, за что были изгнаны из Рая.