default_mobilelogo

DSC 0026DSC 0085Более 250 лет назад Фридрих Великий построил в 1771-72 годах дворец Барберини на старой рыночной площади Альтер Маркт (Alter Markt) в историческом центре Потсдама. Здание в стиле барокко, которое жители Потсдама называли "дворцом" вплоть до двадцатого века, имело богатую событиями историю: спроектированный архитекторами Георгом Кристианом Унгером и Карлом фон Гонтардом, дворец был построен по образцу барочного дворца Барберини в Риме. Здание было изменено и перестроено в середине XIX века при короле Фридрихе Вильгельме IV. Два крыла на задней стороне создали новые жилые помещения, а на обоих верхних этажах разместились величественные комнаты, предназначенные для культурных учреждений Потсдама. С середины девятнадцатого века дворец Барберини на берегу реки Хавель стал центральным местом проживания жителей Потсдама, а также сценой для общественной жизни, искусства и культуры. Помимо многочисленных выставок, художественных лотерей и чтений, здесь давали концерты такие великие артисты, как Клара Шуман, Антон Рубинштейн и Вильгельм Фуртвенглер. Позже здесь даже показывали фильмы в первом городском кинотеатре Clou Potsdams. Вплоть до начала Второй мировой войны здесь находилась библиотека, а также молодежное общежитие и бюро регистрации гражданских браков.

DSC 0011 1DSC 0069Дворец Барберини был построен как величественный таунхаус (Townhous) в непосредственной близости от Городского дворца.  Наряду с церковью Святого Николая и Старой ратушей, этот ансамбль на старой рыночной площади Альтер Маркт долгое время был центральным элементом королевской резиденции прусских королей.  Здание было разрушено в апреле 1945 года во время воздушной атаки союзников, а руины были снесены в 1948 году. В эпоху ГДР на этом месте был разбит парк и устроена автостоянка. В 1989 году, еще при правительстве СЕПГ, началось строительство муниципального театра. После падения Берлинской стены и воссоединения Германии здание театра было снесено, а в 1991 году был построен временный театр, обшитый алюминиевым сайдингом и известный как "банка". Временный театр продолжал использоваться до 2006 года.

DSC 0084 1DSC 0079В 2005 году было принято решение о реконструкции исторического центра Потсдама с целью воссоздания площади, которая когда-то считалась одной из самых великолепных в Европе. В рамках этого плана дворец Барберини, одно из характерных зданий Потсдама, должен был быть реконструирован как можно ближе к своей первоначальной форме. Помимо фасада, планировка, пропорции и такие детали, как портик, должны были соответствовать дизайну более раннего здания. За короткий период строительства, длившийся с 2013 по 2016 год, музей, спроектированный архитекторами Hilmer & Sattler und Albrecht, был построен в соответствии с самыми современными техническими требованиями. Проект был инициирован и осуществлен Фондом Хассо Платтнера. После реконструкции в 2017 году Музей Барберини своими художественными выставками возвращает зданию его первоначальное назначение как места проведения культурных мероприятий.

DSC 0142 1DSC 0141Расположенный в историческом центре Потсдама художественный музей Барберини был создан по инициативе Хассо Платтнера, основателя немецкой компании по производству программного обеспечения SAP и мецената. С момента своего открытия в 2017 году Барберини зарекомендовал себя как один из самых популярных музеев Германии с международными выставками и выдающейся коллекцией импрессионистских картин. Помимо коллекции Хассо Платтнера, здесь ежегодно проводится до трёх специальных выставок, часто в сотрудничестве с международными партнерами. От Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога, Рембрандта Ван Рейна и Герхарда Рихтера до античной скульптуры, французского импрессионизма и живописи барокко – музей охватывает все стили и эпохи и стремится постоянно предлагать новые взгляды на искусство.

DSC 0249DSC 0251Помимо специальных выставок, в музее Барберини постоянно демонстрируется обширная коллекция импрессионистских и постимпрессионистских картин основателя музея Хассо Платтнера, включая шедевры Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Берты Моризо, Гюстава Кайлеботта и Поля Синьяка. Более ста работ двадцати художников представляют историю французского импрессионизма – от его зарождения в девятнадцатом веке до его дальнейшего развития через пуантилистов и фовеев в начале двадцатого века. Тридцать восемь картин Клода Моне – больше работ этого художника не представлено ни в одном выставочном центре Европы за пределами Парижа. Это делает Потсдам одним из самых известных центров импрессионизма в мире.

DSC 0091 1DSC 0094 1Арман Гийомен (Armand Guillaumin/1841-1927). Вид на Пюи-де-Дом. 1899. В своих пейзажах Арман Гийомен предпочитал сильные цветовые сочетания. Большую часть поверхности этой картины занимают снежные просторы, изображенные в тонких градациях голубого и розового. Акцент на поверхности и контурах указывает на стилистическое отдаление от импрессионизма. 

Альфред Сислей (1839-1899). Около Лувесьенна. 1873. В холодных тонах Альфред Сислей воспроизвел впечатление позднего осеннего вечера. В простом пейзаже деревни под Парижем преобладали огороды. Сислей, живший там с 1870 по 1874 год, опробовал динамичный, импрессионистский мазок на случайных мотивах.

DSC 0097 1DSC 0101 1Альфред Сислей (Alfred Sisley/1839-1899). Снег в Лувесьенне. 1874 год. Эта зимняя картина была написана в 1874 году – в год, когда Альфред Сислей привлек к себе внимание своим участием в первой выставке импрессионистов в Париже. Сильные тени, отбрасываемые на переднем плане, направляют взгляд зрителя на группу гуляющих, придавая картине элемент сиюминутности.
Альфред Сислей (Alfred Sisley/1839-1899). Белый иней, лето Святого Мартина. 1874. Название картины относится к погодному явлению, которое часто случается в День святого Мартина 11 ноября. Хотя в это позднее время года температура может подняться до удивительных высот, она также может совпасть с заморозками, как это показал Альфред Сислей на белесых остатках инея в бороздах дороги.

DSC 0108 1DSC 0110 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Льдины в Беннекуре. 1893. Хотя сход льда на большой реке часто приводит в действие огромные силы природы, Клод Моне изобразил это как тихий момент в нежных градациях цвета. Отражение деревьев на гладкой поверхности Сены рядом с маленькими островками льдин, кажется, предвосхищает картины с водяными лилиями, которые станут определяющими в позднем творчестве Моне.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Пруд в снегу. 1874. В лучах полуденного солнца люди гуляют на открытом заснеженном поле возле дома Моне в Аржентее. Художник запечатлел светлый момент и обилие света, дополняя желтый цвет синим, оранжевый – фиолетовым.

DSC 0114 1DSC 0116 1Клод Моне и Пьер-Огюст Ренуар, стоя бок о бок, написали один и тот же вид этого сада зимой. Оба использовали тонко нюансированные оттенки коричневого и синего, хотя Моне добавил элемент тепла в свой вид с помощью желтоватого света и оттенка красного. Он выполнил ветви сильными мазками, в то время как у Ренуара кусты изображены более филигранно (Музей Оранжереи, Париж).
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Лиметц в снегу. 1886. Картина написана в классической манере с многочисленными линиями перспективы, отступающими к центральной исчезающей точке. Однако Клод Моне приглушил эту формальную строгость, самоуверенно смягчив строгие линии композиционных элементов энергичными мазками. Фигура в центре дороги лишь намекается.

DSC 0121 1DSC 0124 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). При въезде в Живерни зимой. 1885. Клод Моне передал нежные приглушенные цвета вечернего неба, которые отражаются в заснеженной дороге, используя грубые и уверенные мазки. Яркие световые эффекты подчеркивают динамику композиции, в которой доминируют декоративная форма ствола дерева и резкий изгиб дороги.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Конькобежцы в Живерни, 1899. Теплый оранжево-желтый цвет заходящего солнца, перемежающийся с розовыми и голубыми акцентами, является доминирующим оттенком, с помощью которого Клод Моне выстроил композицию в почти абстрактной манере. Движение фигуристов и наклон тополей придают картине динамизм, который контрастирует с жесткой холодностью.

DSC 0127 1DSC 0131 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Мороз в Живерни. 1885. Художник разделил пейзаж на поверхность земли, деревья и небо, просто используя различные мазки кисти и подчеркивая их белыми, розовыми и голубыми оттенками. Эти разделения плавные, а формы обозначены в эскизной манере. Только две фигуры слева создают впечатление пространственной глубины. Энергичность мазков подчеркивает процесс рисования.
Камиль Писсарро (Camille Pissarro/1830-1903). Вид на Базенкур, снег, закат. 1892. Писсарро рисовал этот вид снова и снова, в любое время суток и в любое время года. Небо и земля, покрытая снегом, написаны одинаковой импастой, хотя температура красок различна. И облака, освещенные солнцем, и фиолетовые деревья производят общее теплое впечатление.

DSC 0135 1DSC 0138 1Гюстав Луазо (Gustave Loiseau/1865-1935). Иней в Понтуазе. 1906. Во многих пейзажах импрессионистов фигурируют фабричные трубы как признак современности, но редко они так заметно выделяются своими клубами дыма. Гюстав Луазо передал вид полей и деревьев, покрытых инеем, с помощью коротких мазков. Нанесение краски методом импасто воспроизводит их поверхность.
Арман Гийомен (1841-1927). Вид на Пюи-де-Дом. 1899. В своих пейзажах Арман Гийомен отдавал предпочтение сильным цветовым аккордам. Большую часть картины занимают просторы снега, изображенные в многочисленных тонких градациях голубого и розового. Акцент на поверхности и контурах указывает на стилистическое отдаление от импрессионизма.

DSC 0144 1DSC 0147 1Альфред Сислей (Alfred Sisley/1839-1899). Мой дом в Морете. 1892. Сислей рисовал цветущую сирень в своем саду из окна своей студии. Детали кажутся случайными, как это часто бывает в фотографии. Сине-фиолетовый цвет, который привлек его здесь, также присутствует на фасадах и крышах окружающих домов. Даже женщина и ребенок на садовой дорожке включены в эту гармонию синего цвета.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Яблоня, 1879. В этой композиции, напоминающей моментальный снимок, Моне направляет взгляд на великолепие цветущей яблони – многообещающей и мимолетной, как движущиеся облака. Картина была создана недалеко от расположенной на Сене деревни Ветей, где Моне, помимо собственного сада, неоднократно посвящал себя фруктовым деревьям у подножия холмов Шантемерля.

DSC 0150 1DSC 0152 1Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte/1848-1894). Дикий сад в Ле Пти Генневилье. 1882-1884. После 1882 года Кайлеботт все больше сосредотачивается на пейзажной живописи. Многочисленные картины были посвящены окрестностям его дома в деревне Ле Пти Генневилье на Сене под Парижем. Применение насыщенных цветов и свободная работа кистью свидетельствуют о влиянии садовых картин Клода Моне.
Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir/1841-1919). Грушевое дерево". 1877. Изогнутый ствол направляет взгляд зрителя в центр картинного пространства, вокруг которого разворачивается мерцающая игра желтой и оранжевой осенней листвы. Листья, которые колышет ветер, выполнены в насыщенной импасто. Дополнительный контраст со светло-голубым небом усиливает яркость красок.

DSC 0158 1DSC 0161 1Анри Ле Сиданэ (Henri Le Sidaner/1862-1939). Окно с гвоздиками. Жерберуа. 1908. Вид из дома художника ведет в сад. Накрытый стол перед открытым окном был одним из любимых мотивов Анри Ле Сиданэ, который он изображал примерно в 80 картинах. Своим повествованием, меланхоличным настроением и приглушенной тональностью Ле Сиданэ дистанцировался от своего образца для подражания Клода Моне.
Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte/1848-1894). Сирень и пионы в двух вазах. 1883. В 1881 году Гюстав Кайботт купил загородный дом в деревне Ле Пти-Генневилье на Сене напротив Аржантёя. Там он разбил цветочный сад с оранжереей для орхидей. Он обменивался идеями с Моне, который также был страстным садоводом. Вдохновленный примером Моне, Кайботт создал 25 натюрмортов с цветами из своего сада.

DSC 0164 1DSC 0169 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Сад в Ветейе. 1881. Этот вид частично загораживают ветви деревьев и прутья саженцев. Кажущаяся неупорядоченной, композиция не придерживается академических правил, придавая сцене в саду Моне в деревне Ветей на Сене современный характер спонтанного снимка. Это одна из первых картин Моне, лишенная человеческих фигур и посвященная исключительно цветущим растениям.
Камиль Писсарро (Camille Pissarro/1830-1903). Сад и курятник у Октава Мирбо. Ле-Дамп. 1892. Писатель Октав Мирбо, близкий друг Моне и Писсарро, разделял увлечение художников садами. Писсарро написал сад, который Мирбо разбил в Лез-Дамп в Нормандии, как праздник красок. Эта буржуазная идиллия контрастирует с антиавторитарными и антибуржуазными сочинениями Мирбо.

DSC 0173 1DSC 0176 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Кусты роз в саду в Монжероне. 1876. Клод Моне создал эту садовую сцену по заказу в поместье торговца текстилем Эрнеста Хошеде в парижском пригороде Монжерон. Художник нарушил классически выстроенное пространство картины, разместив цветущие кусты необычно близко на переднем плане. Такое расположение могло быть обусловлено назначением композиции как настенного украшения, которое должно было имитировать вид на пейзаж.
Пьер Боннар (Pierre Bonnard/1867-1947). Натюрморт. 1939. Боннар однажды назвал себя "последним из импрессионистов". В своих работах он сочетал заимствования из живописи Клода Моне с интенсивным колоритом фовистов. Приземистая перспектива и узко подобранные детали картины придают натюрморту мечтательную отчужденность.

DSC 0178 1DSC 0186 1Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir/1841-1919). Гранаты, 1913 год. Гранаты и инжир декоративно разложены на белой ткани. Контраст между дополняющими друг друга красным и зеленым цветами заставляет их сиять. Тесное живописное пространство словно пульсирует благодаря использованию динамичной кисти. Ренуар перенес опыт пленэрной живописи на все жанры: ничто не определено, и все является сенсацией.
Эжен Буден (1824-1898). Онфлёр. Ферма Сен-Симеон. Сидящие фигуры. 1855-1857. Эта сцена, необычно анекдотичная для работ Эжена Будена, описывает простую деревенскую жизнь на ферме Сен-Симеон в Онфлёре, недалеко от Гавра. В 1854 году Буден арендовал там помещение и собрал вокруг себя последователей живописи на открытом возду. Гюстав Курбе и Клод Моне позже присоединились к этой ранней группе художников в устье Сены.

DSC 0183 1DSC 0195 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Натюрморт с медовой дыней. 1879. Этот осенний натюрморт Моне следует традиции фламандской живописи XVII века, в которой роскошные композиции из южных фруктов символизировали процветание и наслаждение жизнью. Нарезанная дыня, казалось бы, готовая к немедленному употреблению, стимулирует чувство вкуса.
Альфред Сислей (Alfred Sisley/1839-1899). Орванна и канал Лоинг зимой. 1891. Пейзаж рек и каналов вокруг Морет-сюр-Луан, примерно в семидесяти километрах к югу от Парижа, и его сезонные изменения дали Альфреду Сислею мотивы его позднего творчества. Зимой 1891 года он стоял на полосе земли между судоходным каналом дю Луан слева и рекой с порогами справа. В этой работе вертикального формата, необычной для импрессионизма, Сислей проводит параллели между двумя полосами воды, текущей рядом, и высокими тополями.

DSC 0198 1DSC 0202 1Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir/1841-1919). Дорога в Берневаль. 1880. Ренуар наносил краску тонкими слоями на белый, загрунтованный холст. Как и в акварели, свет исходит от грунтовки. Дорога направляет взгляд, как воронка света, на группу из трех фигур в синей рабочей одежде, которые идут с уборки мидий. Мидии с побережья Нормандии продавались в Париже как "устрицы бедняков".
Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir/1841-1919). Пейзаж Кань. 1900. Ренуар запечатлел окрестности своего средиземноморского дома в работе, напоминающей эскиз. В дополнение к акцентам белого и ярко-желтого цвета, грунтовка холста проявляется во многих местах, способствуя яркости сцены. Быстрая работа кистью придает неожиданно динамичную силу неброскому мотиву в этом небольшом формате.

DSC 0204 1DSC 0208 1Камиль Писсарро (Camille Pissarro/1830-1903). Вид на Базенкур, закат. 1892. После короткого периода, посвященного пуантилизму, Камиль Писсарро отказался от этой трудоемкой техники около 1890 года. Он вернулся к более свободному стилю живописи, который позволял ему быстрее передавать впечатления от света и погодных условий. Здесь интенсивная яркость заходящего солнца придает вечерней сцене праздничную атмосферу.
Камиль Писсарро (Camille Pissarro/1830-1903). Изморозь, крестьянская девочка разводит костёр. 1888. В 1880-х годах Камиль Писсарро писал идеализированные картины сельской жизни. Здесь двое крестьянских детей греются у костра из хвороста холодным зимним утром. Прозрачные облака дыма состоят из сетки мазков, а пейзаж и фигуры написаны точками в стиле неоимпрессионизма.

DSC 0210 1DSC 0215 1Поль Сезанн (Paul Cézanne/1839-1906). Лесной интерьер. 1897/98. Поль Сезанн изобразил это пространство концентрированными мазками кисти в тусклых тонах зеленого, синего и коричневого. Подлесок структурирован стволами деревьев, выступающих параллельно друг другу, как перекладины. Темные мазки цвета сохраняют предварительный рисунок, присутствующий в завершенной картине. Благодаря переплетающимся поверхностям и сдержанной красочности Сезанн стал пионером кубизма.
Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir/1841-1919). Тропинка в лесу. 1874-1877. Свежие оттенки ярко-зеленого и голубого накладываются на пятна чистого белого, которые напоминают яркие блики солнечного света в подлеске. Хотя вся поверхность покрыта зелёными листьями, туманный солнечный свет создает ощущение прозрачности. Таким образом, тропинка ведёт в глубину пространства картины, где стоит одинокая фигура.

DSC 0218 1DSC 0222 1Арман Гийомен (Armand Guillaumin/1841-1927). Стога зерна в Иль-де-Франс. 1894. Серия картин Клода Моне "Стога зерна" сделала эту тему популярной. Арман Гийомен, который был примерно одного возраста со своим коллегой, вскоре сам занялся этой темой. Его интенсивное нанесение краски и более четкое определение поверхностей исключают легкость и атмосферное мерцание. Точное описание форм, таким образом, контрастирует со стилем импрессионизма.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Пейзаж на острове Сен-Мартен. 1881. После того как в 1878 году Клод Моне переехал в Ветей, небольшую деревню на Сене, расположенную в шестидесяти пяти километрах к северу от Парижа, пышный пейзаж полей и лугов стал центром его творчества. Присутствие человека часто лишь косвенно предполагается через такие мотивы, как дороги или здания вдали, которые можно смутно различить. Здесь, например, за рядом деревьев ярко светится башня церкви Ветей.

DSC 0226 1DSC 0229 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Цветущий луг. 1885. После переезда в Живерни в 1883 году Моне посвятил себя сельским окрестностям. Здесь он направляет взгляд зрителя через высокие растущие травы на играющих детей. На лугу есть множество вещей, способных заинтриговать чувства. Художник делает травинки осязаемыми для зрителя. Трава сохраняет свет и тепло весеннего дня и вызывает свежий запах лугового пейзажа.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Пшеничное поле. 1881. С помощью простого горизонтального расположения пейзажа и неба Моне создал картинное пространство, которое подчеркивает группы тополей. Он закрасил поверхности нюансированной кистью. Тонкие градации цвета, сложные внутренние структуры и игра сизых облаков добавляют ощущение изобилия к общей статичной концепции. Как это часто бывает в картинах Моне, дорожка на переднем плане служит для направления взгляда в композиции.

DSC 0232 1DSC 0235 0Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Тополя в Живерни. 1887. Помимо стогов зерна, ряды тополей были центральным мотивом в первые годы жизни Моне в Живерни. Только слоистость деревьев и нюансированная штриховка их листьев дают представление о пространственной глубине. Отсутствие центра и кажущийся случайный выбор сторон придают картине элемент декоративной плоскостности. Отсутствие линии горизонта и резкая обрезка тополей создают впечатление, что границы были устранены.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Под тополями. 1887. В этой беззаботной летней сцене Клод Моне подчеркивает интенсивный яркий красный цвет маков. Неторопливость детей, окруженных цветами и травами, подчеркивает изящную легкость. Импасто поверхности, состоящей из спонтанных мазков, отражает переливающиеся цвета наполненного солнцем момента.

DSC 0238 1DSC 0241 1Альфред Сислей (Alfred Sisley/1839-1899). Луг в Венё-Надоне. 1881. Стройные тополя с нежными листьями уводят взгляд в глубину картинного пространства и придают ему устойчивость в этом широком летнем пейзаже. С помощью сопоставления мерцающих цветовых полей и сокращения мотивов Альфред Сислей придает переливчатую жизненную силу и напряжение, казалось бы, однообразной теме. Сислей показал эту картину на Седьмой выставке импрессионистов в 1882 году, на которой группа сосредоточилась на пейзажах.
Камиль Писсарро (Camille Pissarro/1830-1903). Холмы в Ле-Шу, Понтуаз. 1882. Необычный вид склона холма, изображенного по диагонали на переднем плане, сочетает в себе предельно крупный план и живописную глубину. С помощью нюансной палитры цветов и мельчайших мазков кисти Камиль Писсарро создал пульсирующую текстуру, которая напоминает пышное разнообразие цветов и трав летнего луга.

DSC 0247 1DSC 0220Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir/1841-1919). Затененная тропа. 1872. Как и художники предыдущего поколения в Барбизоне, Пьер-Огюст Ренуар и Клод Моне также посещали лес Фонтенбло. В этом изображении лесной тропинки, которое на самом деле показывает художника за работой, Ренуар, кажется, следует моделям своих предшественников. Однако растворение формы является характерной чертой импрессионизма.
Выставочный зал.

DSC 0254 1DSC 0256 1Анри Эдмон Кросс (Henri-Edmond Cross). Рио Сан-Тровазо, Венеция, 1903/04. Картина принадлежит к группе композиций, которые Кросс выполнил во время длительного пребывания в Венеции. В ярком свете полуденного солнца канал окутан светящейся дымкой. Импастовое нанесение драгоценных цветов характерно для поздних пуантилистских работ художника.
Клод Моне (Claude Monet). Форт. 1888. Моне изобразил исторический центр Антиба, растущего туристического центра на Лазурном берегу, на фоне силуэта заснеженных Альп. Он увеличил яркость цветов, чтобы передать в красках интенсивный южный свет. Начав с белого и добавляя другие цвета, он осветлил тональные значения, чтобы получить синие, красные, зеленые и оранжевые оттенки.

DSC 0261 1DSC 0265 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Рио делла Салюте. 1908. Как и многие другие художники, Клод Моне был очарован Венецией. Во время десятинедельного пребывания в 1908 году он закончил тридцать семь картин, последняя серия которых была создана за пределами его сада в Живерни. Моне интересовали мгновенные сопоставления разноцветных зданий, мостов и мерцающих поверхностей воды.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Палаццо Дукале. 1908. Контуры Дворца дожей четко очерчены, в то время как другие здания на Большом канале и Кампанила Святого Марка затянуты туманом. Причальные столбы справа, известные как пали, усиливают впечатление глубины произведения. Своими атмосферными градациями цвета пространство картины напоминает картины Уильяма Тернера, у которого Клод Моне учился в Лондоне.

DSC 0268 1DSC 0271 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Палаццо Контарини. 1908. Изобразив Палаццо Контарини в обрезанном фронтальном виде, Клод Моне свел фасад к декоративной поверхности. Отражение дворца в воде также ограничено несколькими темными участками. Как и в своих современных картинах с водяными лилиями, он создал картину, используя один цвет и его оттенки.
Клод Моне. Виллы в Бордигере. 1884. Во время своего первого длительного визита на Ривьеру Клод Моне был очарован великолепными цветами и экзотикой средиземноморских растений. В Бордигере он написал сад виллы Гарнье, которую архитектор Парижской оперы построил здесь для себя. Переместив пальму в центр картины, он преуменьшил значение работы знаменитого архитектора.

DSC 0274 1DSC 0277 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Страда Романа в Бордигере. 1884. Даже в Бордигере Моне писал виды, которые, кажется, были выбраны наугад. В этом изображении пустынной улицы Страда Романа, лишенной людей, художник не представлял никаких живописных достопримечательностей, а вместо этого показал уличную сцену, которая кажется случайной. Свет и атмосфера раннего южного полудня – вот настоящая тема картины.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Бордигера. Италия. 1884. Моне экспериментировал с техникой кадрирования в фотографии. В то время фотографы уже массово рекламировали пейзажи итальянского побережья как paesaggio italiano. Они также создали популярный прием обрамления пейзажа соснами. Вслед за Моне многие художники отправились в Средиземноморье. Поль Синьяк и Анри-Эдмон Кросс поселились там на постоянной основе.

DSC 0280 1DSC 0284 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Край обрыва в Пурвиле. 1882. Моне писал не только туристические места, такие как Порт д'Аваль. Здесь он выбрал маргинальный мотив и сделал его эффектным с помощью перспективы. Как на фотографии, травянистый край утеса находится в резком фокусе, в то время как поверхность моря, небо и скалы залива вдали размыты.
Гюстав Луазо (Gustave Loiseau/1865-1935). Пляж в Фекампе. 1910. В 1893 году Гюстав Луазо впервые участвовал в выставке неоимпрессионистов на Салоне независимых художников в Париже. После периода пуантилизма он разработал свой собственный индивидуальный стиль постимпрессионистской живописи, хотя часто заимствовал мотивы у Клода Моне. Этот похожий на эскиз вид также был создан по следам его подражания.

DSC 0287 1DSC 0292 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Обрыв и Порт д'Аваль. 1885. Клод Моне неоднократно посещал курорт Этретат в Нормандии, который славился своими впечатляющими скалами. Для этой картины он дождался момента, когда солнце засияло сквозь проем характерной арки из природного камня Porte d'Aval – популярного мотива на современных гравюрах и фотографиях.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Прилив в Петит-Далле. 1884. Les Petites-Dalles – небольшой курорт недалеко от Фекампа, известный своими сверкающими белыми скалами. Клод Моне выбрал перспективу, подчеркивающую их монументальность. Для него скалы были не только мотивом, но и проекционной поверхностью для отраженной воды и солнечного света. Сильные контрасты цвета усиливают драматический эффект сцены, в которой Моне обозначил купающихся, используя всего несколько мазков краски.

DSC 0295 1DSC 0297 1Анри Море (Henry Moret/1856-1913). Вид на залив с парусником. 1912. Анри Море, писавший вместе с Полем Гогеном в Понт-Авене в Бретани, после 1900 года сменил свой стиль на импрессионизм. Как и во многих других его пейзажах, в этой картине явно чувствуется вдохновение Клода Моне, который путешествовал вдоль побережья Бретани в 1886 году. Освещенные солнцем скалы окружают залив, как хомут. Лодка с красным парусом создает акцент в сцене, лишенной людей.
Поль Синьяк (Paul Signac/1863-1935). Порт-ан-Бессин. 1883. Как и его образец для подражания Клод Моне, Поль Синьяк написал эту пляжную сцену на открытом воздухе во главе мотива. Море и скалы обозначены ритмичными, длинными мазками кисти. Всего год спустя Синьяк и его коллега Жорж Сёра разработали радикально новый стиль живописи - пуантилизм. Они сопоставляли отдельные точки краски, которые должны были смешиваться в глазах зрителя.

DSC 0301 1DSC 0304 1Анри-Эдмон Кросс (Henri-Edmond Cross/1856-1910). Коррида. 1891/92. Кросс изобразил парижскую арену для боя быков с помощью техники вырезания, заимствованной из нового средства фотографии. Зрители в своих модных шляпах написаны темно-фиолетовым цветом. Бинокль соединяет их с танцем тореро вокруг быка. В данном случае Кросс преувеличил близость фигур участников корриды, изменив их масштаб.
Анри-Эдмон Кросс (Henri-Edmond Cross/1856-1910). Пляж в Сен-Клере. 1896. В 1891 году Кросс переехал на Лазурный берег, который он прославлял как земной рай в своих пуантилистских картинах. Драгоценные цвета и мерцание заходящего солнца придают роще сосен атмосферу праздничного вечера. Интенсивные цвета свидетельствуют об обмене Кросса со своим другом Полем Синьяком, который также поселился на Средиземноморье.

DSC 0308 1DSC 0314 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Стог соломы при солнечном свете, снег. 1891. В серии "Стога соломы" Моне рассматривает сезонные изменения пейзажа и меняющееся влияние солнечного света в зависимости от времени суток. Моне запечатлел характерное настроение света в холодный зимний день и описал отражения на заснеженном поле в нежных тонах желтого и оранжевого.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Стога соломы. 1890. В обширной серии из двадцати пяти картин Моне сосредоточился на стогах соломы, которые стояли на полях возле его дома в Живерни. Он систематически рассматривал их при разном освещении и в разных погодных условиях. В этой композиции Моне направляет взгляд по диагонали вдоль ряда стогов в глубину пространства картины. Лучи солнечного света пересекают эту диагональ. Яркая игра красок достигает кульминации на краях стога на переднем плане.

DSC 0317 1DSC 0320 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Водяные лилии. 1914-1917. В 1893 году Клод Моне спроектировал в Живерни водный сад, вдохновленный японскими образцами. В течение почти тридцати лет он посвятил себя исключительно мотиву пруда с кувшинками. Отсутствие горизонта и пространственной глубины создает атмосферу безграничности. Таким образом, в сочетании с использованием свободной кисти и выразительных цветов, Моне стал пионером абстракции в двадцатом веке.
DSC 0306DSC 0324Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Пруд с водяными лилиями. 1918. Сосредоточенность художника на поверхности пруда с кувшинками приводит к невиданной в пейзажной живописи плоскостности. Отражения плакучей ивы и облаков обозначены пятнами краски. Картину можно представить себе за ее краями. Примерно в то время, когда была создана эта картина, Моне начал работать над панорамами с водяными лилиями, которые после его смерти были установлены в Музее Оранжери.

DSC 0344 1DSC 0347 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Здание парламента, закат. 1900-1903. Моне создал серию из девятнадцати картин Вестминстерского дворца в Лондоне при различных погодных условиях. Силуэт недавно возведенного неоготического сооружения отражается зеленым цветом в воде Темзы. Красновато-фиолетовый свет солнца пронизывает наполненный смогом воздух; хотя оно расположено на краю картины, оно выполняет функцию энергетического центра.
Эжен Буден (Eugène Boudin/1824-1898). Гавр: Закат на море. 1885

DSC 0369 1DSC 0372 1Поль Синьяк (Paul Signac/1863-1935). Порт на закате. Опус 236 (Сен-Тропе). 1892. Пейзаж южного порта изображен в вибрирующем переливе фиолетового и оранжевого цветов. Хотя солнца уже не видно, его свет пронизывает всю сцену, объединяя призматически преломленные цвета. В контрасте с фиолетовыми тенями лодок отражение солнечного света в воде создает интенсивное свечение.
Феликс Валлоттон (Félix Vallotton/1865-1925). Желто-серая дымка. 1913. В этой горизонтально сочлененной композиции солнца не видно, оно лишь отражается на поверхности воды. Пляж на переднем плане изображен в виде узора из темных пятен. Графическое уменьшение изображения в манере японских ксилографий передает природное явление в стилизованной форме.

DSC 0374 1DSC 0377 1Альберт Дюбуа-Пилле (Albert Dubois-Pillet/1846-1890). Утро на Марне у города Мо. 1886. В 1884 году Альбер Дюбуа-Пилле отличился при основании Общества независимых художников в Париже – прогрессивной группы художников, выступавшей против консервативной эстетики Салона. Здесь он передает атмосферу весеннего утра, используя плотные мазки кисти. Выбор мотива, цветов и композиции соответствует концепции пейзажа импрессионистов, а манера живописи следует за развивающимся стилем пуантилистов.
Альфред Сислей (Alfred Sisley/1839-1899). Лоинг в Морете. 1883. Просторное небо и река доминируют в этой композиции, а в общей цветовой гамме картины преобладают свежий синий и белый цвета. Справа ярким акцентом служит красная крыша деревянной лодочной верфи. Несколько человек стоят вместе на левом берегу реки, куда их только что перевез паромщик. Такие детали являются типичными элементами пейзажей Альфреда Сислея, запечатлевших конкретный момент времени.

DSC 0380 1DSC 0382 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Река. 1881. Клод Моне изобразил вечер на реке, используя сокращенный формальный словарь. Импульсивная игра линий кажется стремительной, как будто художник хотел завершить композицию перед самым заходом солнца. Несколько ветвей светятся в красном свете его последних лучей. Хотя картина имеет вид эскиза, подпись художника свидетельствует о том, что он считал ее самостоятельной, законченной работой.
Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Осень в Джефоссе. 1884. Клод Моне превратил насыщенные цвета осенней листвы в лоскутное одеяло из разноцветных мазков краски. Контрасты между чистыми, тонко нанесенными тонами создают мерцающий эффект, улавливающий движение листьев по берегу реки и их отражение в воде. Течение реки Сены оставалось одним из любимых мотивов художника до конца 1890-х годов.

DSC 0386 1DSC 0390 1Клод Моне (Claude Monet/1840-1926). Дерево в форме шара. Аржантёй. 1876. В отличие от своих видов Сены с мостами и парусниками, здесь Моне сосредоточился на отражении домов и деревьев на поверхности воды. Величественные виллы свидетельствуют о богатстве состоятельных парижан, которые проводили свои летние каникулы в Аржентейле. Подобно японским художникам ксилографии, живописец составил композицию из параллельных полос.
Альфред Сислей (Alfred Sisley/1839-1899). Каменные карьеры в Вене на солнце. Утро. 1880. Известняк на берегу Сены ярко сверкает. Альфред Сислей выбрал различные оттенки для белого материала. Для передачи фрагментарного склона он использовал импастовое нанесение краски. Легкое движение воды передано горизонтальными мазками зеленого, синего и белого цветов. Художник написал более шестидесяти работ с изображением этого города, который находился недалеко от его дома в Морете.

DSC 0393 1DSC 0397 1Альфред Сислей (Alfred Sisley/1839-1899). Рядом с Морет-сюр-Луан. 1881. В 1882 году Альфред Сислей переехал в Морет-сюр-Луан, город к югу от Парижа, где он исследовал пейзаж, пересеченный реками и каналами. Деревянная постройка на переднем плане, вероятно, принадлежит одной из лодочных верфей, усеивавших канал Луан, который использовался в промышленных целях. Детали строения добавляют современный элемент к вечному пейзажу.
Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte/1848-1894). Мост Аржентёйе и Сена. 1883. Мост в Аржантёй был восстановлен после франко-германской войны 1870-71 годов. С его массивными чугунными арками он был впечатляющим продуктом французской инженерной мысли. В этой дерзкой композиции Гюстав Кайлеботт сосредоточился на отношениях между природой и техникой. Многих импрессионистов привлекал Аржантёй, промышленно развитый пригород Парижа, который также был излюбленным местом для парусного спорта, предлагая культовые мотивы современной жизни.

DSC 0399 1DSC 0407 1Альфред Сислей (Alfred Sisley/1839-1899). Зимнее утро. 1874. В отличие от Клода Моне и Пьера-Огюста Ренуара, Альфред Сислей писал исключительно пейзажи. Он написал эту утреннюю сцену зимой, используя яркие цвета, контрастируя ярко-синий цвет неба и реки с оранжевыми тонами кустов и деревьев. Длинные тени от тополей придают композиции ритмическое напряжение.
Альфред Сислей (Alfred Sisley. Зима в Морете. 1891. Сислей снова и снова посвящал себя реке Лоинг, которая зимой регулярно выходила из берегов. Мельница в правой части картины стоит на мосту XIV века. Сислей выбрал перспективу, в которой этот живописный мотив отсутствует. Голые тополя и снег, тусклая синева воды и рассеянный свет неба передают зимнее настроение в бледных тонах.

DSC 0405 1DSC 0408 1Альберт Дюбуа-Пилле (Albert Dubois-Pillet). Утро на Марне в Мо. 1886. В 1884 году Альбер Дюбуа-Пиле отличился при основании Общества независимых художников в Париже – прогрессивной группы художников, выступавшей против консервативной эстетики Салона. Здесь он передает атмосферу весеннего утра, используя плотные мазки кисти. Выбор мотива, цветов и композиции соответствует концепции пейзажа импрессионистов, а манера живописи следует за развивающимся стилем пуантилистов.
Максимильен Люс (Maximilien Luce). Сена у моста Сен-Мишель. 1900. Около 1900 года Люс создал четыре вида Пон-Сен-Мишеля. Его изображения динамичного мегаполиса перекликаются с парижскими картинами таких коллег, как Гюстав Кайлеботт. Стилистически композиция представляет собой гибрид между свободной бравурной кистью импрессионистов и мозаичной структурой пуантилистской живописи.

DSC 0411 1DSC 0415 1Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte). Улица Халеви, вид с балкона. 1877. Гюстав Кайботт изобразил впечатляющие многоквартирные дома вокруг Парижской оперы на трех картинах. В этом ракурсе растения на балконе загораживают вид, заставляя зрителя присмотреться. Холодный, туманный утренний свет в сочетании с серебристо-серым цветом цинковых крыш создает симфонию сине-фиолетовых оттенков.
Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte). Улица Халеви, вид с шестого этажа. 1878. Вид из мансардного окна показывает улицу в центре Парижа. Оперу Гарнье можно узнать только по венчающей фасад золотой фигуре. Два года спустя Кайботт переехал в квартиру в доме справа.

DSC 0428 1DSC 0426 1Гюстав Кайботт. Проспект Виллы де Флерс в Трувиле. 1883. Даже находясь в отпуске, художник оставался фланеристом, фиксирующим случайные наблюдения и встречи. Здесь к нему подходит одетая в черное женщина, которая с трудом несет корзину. Она удаляется от моря, которое виднеется вдали. Реалистичным изображением солнечного света художник обязан этюдам на пленэре, которые Кайлеботт выполнял вместе с Ренуаром в течение предыдущего лета.
Камиль Писсарро (Camille Pissarro). Бульвар Монмартр, сумерки. 1897. В серии из четырнадцати картин Камиль Писсарро сосредоточил свое внимание на бульваре Монмартр в центре Парижа. Из своего номера в Гранд-Отеле де Русси, за которым находилось здание оперы, он имел вид на оживленную улицу, по которой ежедневно проносились двадцать тысяч экипажей, мимо дорогих магазинов и популярного кафе "Тортони". На этой фотографии изображен бульвар со свежей зеленью деревьев в весеннее время.

DSC 0417 1DSC 0422 1Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte). Пара на прогулке. 1881. В 1860-х годах морские курорты в Нормандии стали самым популярным местом летнего отдыха парижской буржуазии. Здесь молодая пара (вероятно, художник и его партнерша Шарлотта Бертье) прогуливается мимо роскошной виллы "Италиен" в Трувиле. Красный зонт добавляет акцент в картину, в которой преобладают свежие зеленые тона. Изображение фигур со спины позволяет зрителям поставить себя на место отдыхающих.
Эмиль Отон Фриез (Emile-Othon Friesz). Сцена в парижской брассери, ок. 1905/06 гг. Как и импрессионисты, фовист Отон Фриез также писал сцены в парижских кафе и брассери. Как и в ранних композициях этого жанра, трое гостей сидят изолированно за столом, как будто их ничего не связывает друг с другом. Выбор диссонирующих цветов кажется таким же обескураживающим, как и апатичная встреча. Люстра, отражающаяся в зеркале, подчеркивает женщину в центре, которая носит красную шляпу и вызывающе смотрит из картины.

DSC 0431 1DSC 0434 1Иоахим фон Зандрарт (Joachim von Sandrart). День. 1643. Оживленно шагающий юноша держит в руке маленький символ солнца. В качестве светской аллегории дня он несет с собой солнечный свет. Его лицо выражает радость по поводу наступления нового утра. Свеча, освещающая ночь, погасла. За его спиной растут подсолнухи, всегда обращенные своими соцветиями к солнцу.
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens). Аполлон в солнечной колеснице. 1621–1625. Аполлон мчится навстречу нам на дикой колеснице. Он разгоняет свою сестру Луну, богиню Луны. Олицетворения часов и месяцев также уступают ему дорогу. Рубенс скопировал композицию с фрески из дворца Фонтенбло. Эта победа света как символ успешного царствования часто украшала потолки представительских покоев.

DSC 0444 1DSC 0441Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens). Падение Фетона" 1604/05, vermutlich überarbeitet um, вероятно, переделано ок. 1606-1608. Стремясь управлять солнечной колесницей, сын Аполлона Фетон переоценил свои силы. Он проехал слишком близко от земли, воспламенив ее. Молния Зевса положила конец неудачному путешествию. Фаэтон, кони и Горы – олицетворения часов – падают в диком беспорядке, под ними – горящая земля, а над ними – зодиак, символ космического порядка.
Лоран Дабос (Laurent Dabos) с Анны-Луи Жироде-Триозон (Anne-Louis Girodet-Trioson). Наполеон I в лучах солнца, 1806 г. В этом необычном изображении натуралистический портрет Наполеона I сочетается с символическим солнечным лучом. Лучи вокруг головы правителя говорят о том, что он, подобно солнцу, освещает землю. Лавровый венок является не только атрибутом Аполлона, но и символизирует императорский сан, который Наполеон занимал с 1804 года.

DSC 0437 1Апулия (Apulian). Гелиос на квадриге, ок. 340-330 гг. до н.э. Взлетающие вверх кони изображают восход солнца. Гелиоса отличает корона из лучей, а также солнечный диск, обрамляющий его голову. Возможно, этот сосуд использовался в качестве погребального дара, а Гелиос и солнечная колесница символизировали торжество света над тьмой смерти.