В центре Турина имеется удивительная площадь, на которой можно увидеть театр без фасада (Regio), фасад дворца (Madama) без дворца и церковь без фасада (St. Lawrence). Эта площадь называется Пьяцца Кастелло (Piazza Castello). Узнать церковь Св. Лаврентия (Сан-Лоренцо) можно лишь по многогранному верхнему строению купола, колокольному звону, который звучит 10 раз каждый день в 5:15 вечера, и небольшой мемориальной доске на стене в память о погибших на русском фронте.
История этой церкви такова. В 1557 году Эммануил Филиберт, герцог Савойский, и его двоюродный брат Филипп II, король Испании, сражались с французами в Сен-Кантене во Фландрии. Они дали обет построить церковь во имя святого, праздник которого пришелся бы на день их желанной победы; эта победа наступила 10 августа, в день Святого Лаврентия. В Мадриде Филипп II построил монастырь Эскориал с церковью, посвященной св. Лаврентию, в форме решётки – орудия мученичества святого. Эммануэль Филиберт вернулся в Турин (4800 жителей) в 1562 году. Не в силах сразу построить церковь, он укрепил город и восстановил герцогскую часовню "Санта Мария ад Праеспе" (Святая Мария из кроватки), посвятив её святому Лаврентию. Это часовня теперь находится у входа в церковь. Вход в церковь Св. Лаврентия сделан с пешеходной улицы Гарибальди (Via Garibaldi) перед площадью Кастелло. Узнать его можно по табличке с надписью "Real Chiesa di San Lorenzo" на синем фоне.
Часовня Скорбящей Богоматери простирается в продольном направлении от входа в церковь. Она датируется XII веком и была сначала посвящена Мадонне Снежных, затем Святой Марии из детской кроватки (Saint Mary of the Crib) и, после битвы, святому Лаврентию в ожидании строительства нынешней церкви. Слева от алтаря – позолоченная королевская ложа, из которой герцоги совершали религиозные обряды.
Чтобы почтить память Плащаницы и уступив Святейшему Престолу, в 18 веке Бернардо Виттоне построил перед алтарем двенадцатиступенчатую святую лестницу, по которой можно подниматься только на коленях. В 1846 году Альфонсо Дюпюи восстановил часовню до ее нынешнего состояния; над прекрасным алтарем, спроектированным Бернардо Виттоне, находится замечательная скульптурная группа, выполненная в дереве (Мертвый Христос уног Мадонны) Тамоне (1870).
В 1563 году Турин стал столицей Савойи, а в 1578 году Эммануил Филиберт впервые перенес Плащаницу из Шамбери в Турин, где она и осталась в благодарность за окончание чумы и чтобы поощрить паломничество святого Карло Борромео, архиепископа Миланского, который пришёл пешком на поклонение. По этому случаю Плащаница была помещена на алтарь в часовне Св. Лаврентия. Эммануэль Филиберт умер в 1580 году, после чего наступили годы войн и территориального расширения герцогства. Только в 1634 году был официально заложен первый камень для новой церкви, созданной Витоцци и / или Кастелламонте. В 1666 году герцог Карл Эммануил II пригласил в Турин священника и архитектора Гуарино Гуарини. Родившись в Модене в 1624 году, он присоединился к конгрегации священников Св. Гаетано, основателя Ордена, когда ему было 15 лет. Он преподавал литературу и философию в Мессине и побывал во многих европейских городах, включая Лиссабон и Париж, чтобы увидеть и изучить старую архитектуру. Человек глубокой научной и религиозной культуры, мистик и экспериментатор, математик, астроном и неутомимый исследователь, Гуарини воспринимал архитектуру как религиозное выражение божественного и считал, что строительные технологии могут удивлять и поражать. Смелость и сила конструкции достойны большого гения: во время Второй мировой войны бомба упала на дворец рядом с церковью (в настоящее время резиденция регионального правительства), но, несмотря на сильные подземные толчки, сооружение не было повреждено.
Гуарино Гуарини хотел, чтобы его архитектура оставила множество символов, а его искусство можно определить как построение со светом, как символ Абсолюта. Архитектура и геометрическая структура церкви Сан-Лоренцо следует по символическому вертикальному пути на нескольких уровнях к свету (в человеческой жизни этот путь соответствует уровням духовного роста, которых человек может достичь, если пожелает, посредством внутреннего отражения). В 1666 году герцог Савойский попросил Гуарини построить новую церковь, посвященную святому Лаврентию. Церковь была открыта 12 мая 1680 года, для строительства сложной конструкции потребовалось чуть более 13 лет. Гуарино Гуарини отпраздновал торжественное открытие, на котором присутствовал весь двор Савойи. Гуарини умер в Милане в 1683 году в возрасте 59 лет.
Часовня Распятия расположена первой справа от входа. Она была создана Гуарино Гуарини (1676), а алтарная часть - иезуитом Андреа Поццо (1645-1709). На алтарной картине изображен распятый Христос (следы от гвоздей на запястье, как на Святой Плащанице, на которую ссылался художник) с Богородицей, Марией Магдалиной и Иоанном у подножия креста. Небольшая нижняя часть алтаря изображает Святую Плащаницу, которую несут ангелы, в память о её присутствии в часовне герцогского дворца с 1578 года. Плащаница и Савойя образуют неразрывную связь. Благочестие всех князей и заявленная важность присутствия Святого Покрывала в Турине пронизывают историю Сабаудийского двора. Во фронтоне изображена Вероника среди ангелов, воспетая в пьесе Франческо Марсалья (1784). Картина была выставлена спустя почти столетие после смерти художника. Над алтарем видны слова "VENI ET VIDE", ответ на вопрос Иоанна "Где ты, господин (раввин)"? Твердо и авторитетно: Приди и посмотри ... возьми свой крест ... верь ... и нам?
В Писании сказано: Христианин верит в Иисуса Христа, истинного Бога, истинного человека, который умер (крест) и воскрес (Плащаница, символ воскресения). Вера, подчеркнутая двумя боковыми статуями и библейскими ссылками внизу. Справа ангел-хранитель идёт к ребенку в поисках защиты. "Я буду хранить тебя".
Слева архангел Михаил, защитник веры, как описано в книге Даниила и Апокалипсиса (Откровения). "Protegam destera mea", моя правая рука защитит вас, в котором Бог посылает Моисея ангела за Синаем в качестве руководства к земле обетованной. В левом верхнем углу часовни, над картиной, другой ангел несет терновый венец в правой руке.
Второй справа от входа находится часовня святого Гаэтана Тиенского. Спроектированная Бенедетто Альфьери и построенная Бернеро в середине XVIII века, она во многом похожа на часовню Благовещения (облицовка), однако статуя Святого Гаэтано принадлежит работе неизвестного художника. Св. Гаэтано является основателем ордена Театинцев, проповедников, посвятивших себя научному и религиозному обучению. Орден был приглашен в Турин в 1621 году Чарльзом Эммануилом. Гуарино Гуарини был театинским священником.
Святой Гаэтано – это святой Провидения: каждый день многие верующие перестают молиться. Правильно и уместно для христианина надеяться на Божье провидение и верить в него, но ... над часовней есть предостережение: "QUERITE PRIMUM REGNUM DEI", сначала ищите Царство Божие. Вверху слева ангел несет большую книгу: Библию. Вверху справа другой ангел показывает путь, которому нужно следовать, слово Божье.
Богатая часовня: мрамор (зеленый от Серравецца-Масса Каррара, красный от Франции, белый от Фрабоса Кунео) и геометрические вставки, которые различаются по цвету и форме от алтаря до алтаря, делают часовню и всю церковь уникальными в своей барочной пышности. Спуская взгляд из ниши (которая на самом деле не является нишей! При взгляде со стороны она плоская. Оптическая иллюзия, видимая спереди), видны два ангела: один слева с крестом; другой справа с бьющимся сердцем и амфорой. Вера, надежда и милосердие: богословские добродетели.
Святой Антоний Падуанский (слева) поверил в Провидение, когда он покинул Лиссабон, где он родился, в Северную Африку, чтобы распространять Слово Господа, хотя его братья вернулись в гробах, мученически убитые мусульманами.
Святая Роза Лима (справа), первая латиноамериканская святая. Она жила в начале 16-го века и работала для молодых семейных пар с проблемами. 500 лет спустя её посредничество все еще необходимо!
Часовня Непорочного Зачатия – третья справа от входа. Спроектированная Гуарино Гуарини, она была построена под патронатом принцессы Людовики Савойской, сестры Карла Эммануила II, в память о её муже Морисе Савойском, который умер в 1675 году, вскоре после их свадьбы. Снаружи часовни ангел-глашатай держит штандарт с надписью: Непорочная Мадонна. 12 мая 1680 года состоялось освящение церкви, первая месса, совершенная Гуарино Гуарини за два столетия до провозглашения догмы веры (Пий IX, 8 декабря 1854 года). Христиане всегда верили, что Мария была зачата без греха. На алтаре, созданном художником из Болоньи Доменико Марии Муратори, изображена Богородица, окруженная благословенным Домом Савойи (Амадей IX, сестра Маргарет, Гумберт, жившая в XIV-XV веках). Ниже ангел предлагает маленький укрепленный город (Турин, который в то время имел 5-10 000 жителей) для защиты Девы; венец мирской власти Савойи лежит на земле. В небольшом мраморном алтаре у подножия имеются замечательные полихромные объединенные гербы двух сабаудских домов Людовики и Мориса, означающие любовь после смерти. Над часовней есть небольшое отверстие. Когда солнечный свет проходит через это отверстие, он освещает фреску Бога-Отца, благословляющего мир в Его руке. Это явление можно наблюдать в течение нескольких минут в полдень в дни весеннего и осеннего равноденствия. Отражение света также делает видимой другую фреску, диаметрально противоположную, над алтарем Душ в Чистилище, с Иисусом Христом в акте Благословения. Рано утром в те же периоды года тот же эффект можно увидеть над двумя другими боковыми алтарями Рождества и Распятия.
С левой стороны часовни статуя святого Франческо Саверио, который был иезуитским миссионером на Дальнем Востоке.
Справа статуя Св. Франчески Романа, мистика, невесты, матери, вдовы и монахини (1384-1440); она с большой осторожностью относилась к своему раненому и прикованному к постели мужу и, будучи овдовевшей, вступила в орден непрофессионалов Тордеспеччи.
Главный алтарь от Гварино Гварини (Guarino Guarini) выполнен в совершенно новом стиле: он был первым, оторванным от задней стены, чтобы придать больший акцент столу Господа (многие архитекторы вдохновлялись этой моделью в последующие века). Мрамор, цветные камни, объединенные в бесконечные чередующиеся геометрические фигуры, изогнутые и инкрустированные мраморные панели, спиральные колонны, позолоченная пресвитерия и королевская ложа (зарезервированная для герцогов), позолоченные и инкрустированные деревянные решетки (Кирико Кастелли) – всё это свидетельствует о фонтазии Гуарини и его творческом подходе. В алтаре изображён дьякон Лоуренс (Антонио Франческини – конец XVII века) с инструментами его мученичества. Родившись в Испании, он был хранителем ценностей Папы Сикста II. В 258 году римский император Валериан приказал дьякону передать все церковные сокровища. Традиция гласит, что три дня спустя Лоуренс предстал перед императором с искалеченным, хромым и слепым из Рима, сказав, что они были настоящими сокровищами церкви. Император посчитал ответ провокацией и приказал убить Лоуренса. Говорят, что когда Лоуренса положили на горящие угли, чтобы сжечь, он попросил перевернуть его, чтобы прожариться лучше; легенда ... но в каждой легенде есть доля правды. Небольшой алтарь Тантардини показывает обетную клятву, данную святому Лаврентию Эммануилом Филибертом во время битвы при Сен-Квентине во Фландрии 10 августа 1557 года (день святого) – сердце всей Королевской церкви.
По бокам алтарной части и спиральных колонн расположены две статуи. Слева статуя блаженного Амадея IX (1435-1472), третьего герцога Дома Савойи. Будучи благочестивым и милосердным человеком, полным христианских добродетелей, он был особенно предан Святой Плащанице. Он оставил актуальное до сих пор духовное завещание: соблюдать закон, действовать справедливо, помогать бедным, укреплять веру. Его прах покоится в соборе Верчелли. Справа статуя блаженной Маргариты Савойской, из акайской ветви рода (1390-1464). В 13 лет она вышла замуж за пожилого дворянина Теодоро Палеолого просто для того, чтобы обеспечить мир между семьями. Будучи вдовой, она удалилась в Альбу, помогла бедным и больным и стала домениканкой третьего порядка. С благосклонностью Папы она реформировала клаустральный порядок. После Второго Ватиканского Собора алтарь получил новый стол Господа, поддерживаемый двумя парами ангелов, взятых из скульптурной группы 17-18 веков.
Скиния, киборий и трон – шедевры гармонии из позолоченного мрамора и бронзы с драгоценными камнями: агат, яшма, лазурит, оникс, гранат. По бокам алтаря расположены две инкрустированные двери из позолоченного дерева XVI века, называемые "турчиной", которые были установлены там в 1828 году королем Чарльзом Феликсом. Св. Лаврентий изображён на куполе пресвитерии в окружении ангелов; свод имеет шесть сторон. Шестиконечная звезда является визитной карточкой Гуарини; уё можно найти на сводах боковых алтарей со ссылкой на книгу Бытия. Бог сотворил человека в шестой день; знак благодарности за полученный интеллект и креативность. Четыре основные добродетели показаны на четырех сторонах: Благоразумие с зеркалом, Справедливость с весами, Стойкость со скипетром, Умеренность, льющая воду из одного кувшина в другой. Символы помогают размышлять о значении основных добродетелей. Над алтарём находится третий маленький купол: Гуарино Гуарини ещё раз подчеркивает концепцию света Божьего, омывающего всё. Над пресвитерией видны герб Савойи и сияющий глаз Бога-Отца в треугольнике, представляющем Троицу. Над внешней аркой пресвитерии восседают два золотых ангела. Тот, что слева, имеет лавровую корону, славу Божью; у того, кто справа, ладонь мученичества. Вместе они выступают в качестве введения в алтарь Святого Лаврентия, показанный в алтарной части с инструментами его мученичества (Антонио Франческини – конец XVII века). Между двумя ангелами расположен орнаментальный свиток: "Всевышнему Богу: Эммануил Филиберт совершил обетное жертвоприношение (1557 г.), Мария Джованно Батиста (Немур) Савойи (вдова Карла Эммануила II) завершена (1680 г.), Карл Феликс восстановлен" (1828 г., оказав достоинство церкви).
Капелла Рождества расположена третьей по счёту слева от входа. Она была спроектирован Гуарини, но построен его другом Антонио Беттини в 1677 году. Театинские отцы сочиняли песни и литургию на латыни для рождественской новенны в этой церкви. Сегодня церкви празднуют новенну по-итальянски, но в память об этом событии каноны Коллегии Святой Троицы празднуют должным образом в подлиннике. Алтарная часть показывает Рождество Спасителя и является работой Пьетро Дюфура (конец XVII века). Небольшой алтарь между рогами изобилия из драгоценного полихромного мрамора особенно интересен тремя панелями из тисненого металла: на боковых сторонах изображены гербы с переплетёнными листьями и цветами, в центральной части изображена смерть св. Иосифу в присутствии Мадонны и Иисуса – довольно редкий образ в наших церквях. Рождество – это праздник мира и спокойствия; над сидят два ангела с надписью: один ангел (слева) держит трескнутый лук; у другого (справа) – колчан с расколотыми стрелами: сломанные орудия войны!
Алебастровая чаша над алтарем изображает Успение Богородицы в мандорле(нимбе) из цветов и фруктов: MAIESTAS DEI. Границы мандорлы подчеркивают божественное чувство: Мадонна переполняет мандорлу и заливает все вокруг, как водопад. Этот тип изображения довольно часто встречается в средневековом искусстве. Две статуи получают это изобилие благодати и любви: Иоанн Креститель (слева) предшественник Господа нашего Иисуса и Мария Магдалина (справа), свидетельство о поразительном обращении, рождении истинной веры.
Св. Мария Магдалина
Св. Иоанн Креститель
Капелла Благовещения – вторая слева от входа. Создана Гуарино Гуарини в 1682 году. Красота часовни с полихромным мрамором, куполом и всей церковью, залитым светом, заставляет наши сердца петь от радости и благодарности, как Мадонна: "моя душа прославляет Господа, и мое сердце радуется Богу, моему искупителю…". Скульптурная группа из мрамора с Богородицей и ангелом Гавриилом принадлежит Джузеппе Марии Карлоне (итал. Giuseppe Maria Carlone), в то время как алтарный стол относится к более поздней дате и был закончен в 1794 году. На столе находится икона Мадонны Ченстоховской, подарок от папы Иоанна Павла II польския жителям в Пьемонте, капеллан которых является настоятелем этой церкви. Выше, торжествующий ангел поёт "Радуйся Благодатная" (AVE GRATIA PLENA). Другой ангел, справа, держит полумесяц (считалось, что женщины забеременели только на этой фазе луны), подчеркивая двойственную природу Иисуса: истинного Бога и истинного человека, подчиняющихся человеческим законам! ... Концепция подтверждается в алтаре Рождества, где вверху справа находится убывающая луна, противоположная фаза которой девять месяцев спустя.
Статуи по бокам капеллы помогают размышлять о святости этого события через точные свидетельства: слева сатуя Сен-Мориса, римского солдата, принявшего мученическую смерть в Савойе в 286 году; является покровителем Дома Савойи; справа статуя Агнессы (III в.), смиренной слуги Божьей, которая в 12 лет пожертвовала собой, чтобы защитить свою девственность, и была обезглавлена.
Капелла Душ в Чистилище расположена первой слева от входа. Она была построена в середине XVIII века Альфонсо Дюпюи(итал. Alfonso Dupuy) и перестроена после наполеоновской эпохи миланскими архитекторами и скульпторами, как показано в надписи над алтарным образом. На алтаре изображены Души в Чистилище (внизу), Мария (маленькая женская фигура), Святая Анна (более крупная женская фигура) и Бог-Отец с распростертыми объятиями (вверху). Работа была выполнена в 1815 году художником Пьетро Айресом (итал. Pietro Ayres ) из Савильяно, чтобы заменить оригинальное, более ценное произведение Перуцци, пожертвованное королем Чарльзом Альбертом, которое теперь находится в королевской церкви Санта-Кристина (площадь Сан-Карло). Над часовней, посвященной Душам в Чистилище, сидят два ангела: левый держит факел (частично испорченный); правый, встревоженный, держит череп.
Слева в нише установлена статуя Святого Петра с ключами от райских ворот.
Справа находится статуя святого Карло Борромео, миланского епископа. В 1578 году он отправился в Турин, чтобы поклониться Святой Плащанице в благодарность Богу за конец чумы (1576)
Между капеллами Рождества и Благовещения находится кафедра проповедника (1748), вырезанная из цельного куска орехового дерева туринским скульптором Стефано Мария Клементе (Stefano Maria Clemente) (по другим сведениям, автором кафедры является Игнацио Перукка (Ignazio Perucca)). Покрывающие кафедру барельефы посвящены знаменитому евхаристическому чуду, которое произошло в Турине 6 июня 1453 года (облатка, похищенная во время войны французскими солдатами вместе с другими церковными сокровищами городка Эксиллес, чудесным образом вознеслась к небесам и затем милосердно вернулась в чашу, принесенную епископом). Барельефы по бокам изображают кражу дароносицы из Эксиллеса, а на центральной сцене показано, как гостия поднимается ввысь в присутствии народа, мэра и епископа, которые молятся о возвращении гостии в чашу. Ценная кафедра изначально предназначалась для туринской базилики Корпус Домини, построенной на месте, где произошло чудо. Однако, поскольку кафедра не прошла в дверь и не могла быть разделена, ее в 1752 году подарили церкви Сан-Лоренцо.
Над входом в церковь установлен большой орган, построенный компанией Vegezzi Bozzi в 1917 году. Он находится внутри позолоченного деревянного корпуса, построенного в 17 веке монахом из Камальдоли, Амедео Ботто (итал. Amedeo Botto). Музицирующие ангелы играют на скрипке, трубе и читают музыкальные партитуры. Таким образом, верующие, собравшиеся в церкви, с помощью кифары и органа приглашаются к восхвалению Бога. По обе стороны от входа возвышаются две статуи: справа статуя – св. Андреа Авеллино (1521-1608), главе ордена Театин, магистру послушников и выпускнику юридического факультета, посвятившего катехизису для детей младшего возраста и детей-сирот. Друг святого Карло Борромео, он стал начальником Ордена и реформировал духовенство. Он умер от сердечного приступа во время празднования мессы.
Слева статуя святого Гаэтано, созданная по желанию Гуарино Гуарини.
Рядом с капеллой Непорочного Зачатия есть дверь, отворяющее небольшое помещение, в котором представлены экспонаты, связанные со Святой Плащеницей: историей её приобретения, хранения, изучения и т.д.
Документированная история Плащаницы начинается примерно в середине XIV века, когда Джеффруа из Чарни (итал. Geoffroy of Charny) показал его в Лирее, в 190 км к юго-востоку от Парижа. В 1453 году герцог Людовик I Савойский приобрёл в Женеве Святую Плащаницу и перенёс её в Шамбери и разместил в специально построенной для неё капелле во дворце Савойя. В 1506 году папа Юлий II признал Плащаницу объектом всеобщего поклонения и дал ей литургическое признание. Ежегодный праздник приходился на 4 мая. В 1532 году пожар в герцогской часовне Шамбери серьезно повредил Плащаницу, поэтому Эммануил Филиберт перенёс её в Турин. Плащаница была размещена в капелле нынешней Королевской церкви Св. Лаврентия (Сан-Лоренцо), которая сейчас называется капелой Пресвятой Богородицы. В 1694 году архитектор Гуарино Гуарини построил для Плащаницы новую капеллу между собором святого Иоанна Крестителя и Королевским дворцом.
В 1898 году поверенный Секондо Пиа (итал. Secondo Pia) был уполномочен сфотографировать Плащаницу. Удивительно, но негатив показал положительную и четко очерченную форму тела и лицо величественного спокойствия, несмотря на очевидную боль.
Святая Плащаница – это льняная ткань длиной 4,42 метра и шириной 1,13 метра. Два её края имеют особую редкую окантовку. В верхней части видна полоска 8 см из той же ткани, искусно пришитая к основной части плащаницы. На полотне просматривается изображение обнаженной фигуры высокого, стройного, взрослого мужчины с бородой, усами и длинными волосами. Многочисленные травмы показывают нам, что этот человек был распят гвоздями после того, как его избили, увенчали шипами и пробили копьём бок после смерти. Восстановления в 2002 году Плащаница смотрится теперь без заплат и пятен. Она вмонтирована в новую раму и хранится в атмосфере инертного газа в герметичной бочке, расположенной в Туринском соборе.
В память о торжественной выставке Священной Плащаницы, состоявшейся в Турине в мае 1898 года, было изготовлено шёлковое полотно (77,5х43 см) с изображением Судария, вставленного в рамку с растениями на синем фоне; по углам – символы Страстей Христовых на красном фоне, в центре нижней границы – надпись "Tuam Sindone veneramus Domine" золотом на красном фоне; был добавлен герб Дома Савойи. Важная реликвия экспозиции 1898 года, созданная в ознаменование пятидесятилетия выдачи Альбертинского статута, "Выставки сакрального искусства и католических миссий" и брака Витторио Эмануэле III и Елены Черногории, который состоялся в 1896 году.