Строительство этой церкви началось 19 марта 1882 года. Сначала она строилась по проекту архитектора Франсиско де Паула дель Вильяр, но в 1883 году строительство храма Святого Семейства продолжил архитектор Антонио Гауди. После того, как Гауди получил анонимное пожертвование, он решил заменить первоначальный дизайн готического возрождения более современным и инновационным дизайном храма. Единственный раз, когда строительство было остановлено на несколько лет, было во время гражданской войны в Испании. До своей смерти в 1926 году Гауди работал над храмом, и с тех пор его сменили несколько архитекторов. В 2019 году было завершено 70% храма Святого Семейства, всего восемь из 18 башен. Текущая официальная ожидаемая дата завершения строительства – 2026 год (это 100 лет после смерти Антонио Гауди). Руководители строительства говорят, что храм Саграда "может быть готов где-то в первой трети XXI века".
Дизайн базилики включает восемнадцать шпилей, символизирующих в восходящем порядке Двенадцать апостолов, четырех евангелистов, Деву Марию и Иисуса Христа. По состоянию на 2010 год было построено восемь шпилей, соответствующих четырем апостолам на фасаде Рождества и четырем апостолам на фасаде Страстей. Центральный шпиль Иисуса Христа будет увенчан гигантским крестом и скульптурами традиционных символов евангелистов – быка (святой Лука), крылатого человека (святой Матфей), орла (святой Иоанн) и льва (святой Марка) – украсит четыре меньших шпиля. После завершения Саграда Фамилия станет самым высоким церковным зданием в мире.
У здания церкви будет три фасада, каждый из которых представит этап в жизни Иисуса Христа. Фасад Рождества, обращенный на восток, является самым старым из трех и посвящен рождению Иисуса. Фасад Страстей, обращенный на запад, посвящен Страстям (смерти и воскресению Христа). Третий – Фасад Славы, обращенный на юг, который будет выступать в качестве главного фасада базилики и посвящен славной природе Иисуса даже после его смерти. На пятиметровых дверях храма Святого Семейства выгравированы слова "Отче наш" на каталанском языке и "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" на 50 языках.
Юго-западный фасад показывает страсти Христа, его смерть и воскресение; этот мрачный фасад более современен и украшен угловатыми статуями (по проекту Хосепа М. Субиракса). Руководствуясь рисунками Гауди, работа над Фасадом Страстей началась в 1954 году и была завершена в 1976 году.
Фасад представляет собой Страсти, Смерть и Воскресение Христа и часто считается самым культовым фасадом базилики. По словам Гауди, этот фасад должен был быть "твердым, голым и как бы сделанным из костей", и фасад действительно вызывает ощущение, будто он сделан таким.
Разительно отличающийся по форме от Фасада Рождества, он напоминает скелет, с колоннами, похожими на кости, и выразительными скульптурами, воспроизводящими последнюю неделю жизни Христа. Этот фасад поддерживается шестью большими колоннами, напоминающими стволы секвойи. Он имеет пирамидальный фронтон с 18 колоннами в форме костей на шести колоннах, и все это завершается большим крестом с терновым венцом.
На фасаде вылеплены сцены, которые разделены на три уровня: последняя ночь Иисуса перед распятием на самом нижнем уровне, Голгофа Христа на среднем уровне и Смерть, Погребение и Воскресение Христа на самом высоком уровне. На самом высоком уровне можно увидеть золотую скульптуру Иисуса, которая показывает его вознесение на небеса.
Всего Саграда Фамилия будет иметь 18 башен; двенадцать башен, представляющих двенадцать апостолов, и четыре башни, окружающие праздничный шпиль, представляют четырех евангелистов вокруг Иисуса Христа, плюс праздничная башня для Марии и одна для Иисуса. Центральная башня со временем достигнет 170 метров; почти такой же высоты, как Монжуик, самый высокий холм Барселоны. Из уважения к создателю Гауди хотел, чтобы шпиль был чуть короче этого холма Монжуик. Можно купить специальные билеты на башню, чтобы подняться на лифте на полпути к башням евангелистов.
Когда строительство Саграда Фамилия будет завершено, базилика станет самым большим церковным сооружением в мире. Скорость, с которой продвигается строительство храма Святого Семейства, во многом зависит от количества подарков, пожертвованных посетителями. Работы над базиликой ведутся так долго, что даже готовые части Саграды начинают изнашиваться и требуют ремонта во время вашего визита. Это не редкость для церквей такого размера. Хотя Саграда Фамилия ещё не завершена, церковь Гауди была освящена уже 7 ноября 2010 года Папой Бенедиктом XVI. Внимательное наблюдение за дизайном Гауди показывает, что он представлял себе структуру Храма как иерархическую, вертикальную, которая изображает восхождение человека к божественности, а башня Иисуса находится на самом верху всего этого. Прямо посреди башен четырёх евангелистов будет стоять самая высокая башня Иисуса. Он поднимется на высоту 172 м и станет самой высокой церковной башней в мире и самым высоким сооружением в Барселоне. Завершение башни станет кульминацией более чем 140-летней работы и может закончиться в 2026 году – к 100-летию со дня смерти Гауди.
План Саграда Фамилия включает шесть центральных башен, четыре из которых посвящены четырем евангелистам – Матфею, Марку, Луке и Иоанну, чьи работы привели к сохранению христианской истории и религии. Эти башни строятся в настоящее время и достигли высоты 103,56 м, а после завершения строительства будут 135 м, что сделает их третьими по высоте башнями. Они небольшие по размеру по сравнению с башнями, посвященными Деве Марии и Иисусу Христу, и содержат лестницы и лифты, ведущие внутрь башни Иисуса Христа. Две из четырёх башен – Луки и Марка, как ожидается, будут завершены к концу 2022 года, если все пойдет хорошо. Каждый из трёх фасадов включает в себя четыре башни, посвященные одному из 12 преданных последователей Иисуса. В настоящее время построено всего 8 башен – четыре фасада Рождества с восточной стороны и четыре фасада Страстей с западной стороны. Со стороны Фасада Славы необходимо завершить ещё четыре башни. Самая старая из них, посвященная святому Варнаве, была построена при жизни Гауди и завершена в 1925 году. Каждая из этих башен возвышается от 90 до 112 м в высоту и является самой маленькой из 18 башен.
Самым старым из трех Фасадов является Фасад Рождества, посвященный ранней жизни Иисуса. Этот фасад был построен между 1894 и 1930 годами и является единственной частью храма Святого Семейства, построенной Гауди при жизни.
При внимательном наблюдении можно заметить, что фасад Рождества разделён на три портала. Тот, что слева, посвящён Иосифу и известен как портал Надежды; тот, что справа, называется порталом Веры, он посвящён Деве Марии, а средний, посвящённый Иисусу, называется порталом Милосердия.
На этом фасаде можно увидеть скульптуры рождения Иисуса, пастухов и трех волхвов, а также ангелов вокруг них. Двери и стены содержат сюжеты природы и узоры из листьев, цветов и мраморных животных, таких как черепахи, саламандры и пеликаны, а также огромное дерево жизни, окруженное белыми мраморными голубями. Он представляет рождение Христа и является символом рождества, жизни и света. Фасад завершается четырьмя колокольнями, посвященными св. Варнаве, св. Матфею, св. Иуде и св. Симону.
Рождение Иисуса Христа изображено на фасаде Рождества (северо-восточная сторона), который также является самым старым фасадом, построенным между 1892 и 1930 годами. Он окружён тринадцатью природными сценами и библейскими событиями жизни Святого Семейства из Назарета.
Портал Надежды
Портал Милосердия
Портал Веры
Дизайн Саграда Фамилия впечатляет тщательно продуманными решениями. Гауди намеренно сделал башню Иисуса не выше высоты холма Монжуик в знак уважения к Творцу и позаботился о том, чтобы башня Девы Марии не выходит за пределы Иисуса. Эта башня была открыта 8 декабря 2021 года. Изюминкой башни является красиво обработанный мозаичный верх и звезда Девы Марии, которая ежедневно подсвечивается.
Самым новым является фасад Славы, который после завершения обеспечит доступ к центральному нефу базилики. Фасад Славы представляет вечную славу Христа и показывает сцены восхождения Христа на небеса и вечного блаженства. Строительство фасада началось в 2002 году и еще далеко от завершения. Несмотря на то, что он недостроен, он уже является самым высоким из всех фасадов. Гауди прекрасно понимал, что строительство фасада Славы не будет завершено при его жизни, и поэтому сделал всего несколько набросков с общим представлением о том, каковы были его видение и план, включая изображения Смерти, Страшного суда, Ада и Славы. В то время как его модели были снесены в 1936 году, оригинальные фрагменты были использованы для разработки дизайна фасада. На фасаде будут высокие колонны, посвященные семи святым дарам, внизу будут изображены семь смертных даров, а вверху – семь небесных добродетелей. Фасад будет иметь пять дверей, соответствующих пяти нефам храма, а центральный вход будет иметь тройной вход, всего семь входов, представляющих семь таинств Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Покаяния, Священства, Брака и Миропомазания. больных. На центральных дверях написаны слова "Хлеб наш насущный дай нам" на пятидесяти разных языках. На дверных ручках изображены буквы "А" и "G", которые образуют инициалы Антонио Гауди в фразе "не введи нас в искушение".
Как и внешний вид Саграда Фамилия, интерьеры представляют собой витрину готического натуралистического архитектурного стиля Гауди. Уникальные колонны церкви подобны деревьям и ветвям, которые поддерживают крышу храма; структура ветвей такова, что она отлично выдерживает вес потолка, а также обеспечивает наилучшее распределение света и звука. Витражи добавляют магический эффект цвета и света и создают неповторимое ощущение спокойствия в церкви Саграда Фамилия.
Внутренние колонны Саграда Фамилия сделаны из разных материалов, которые отражают твердость разных типов камня. Самые протяженные и толстые колонны сделаны из твердой вулканической породы, называемой красным порфиром. Эти колонны поддерживают пять центральных башен храма Святого Семейства. Базальт, ещё одна вулканическая порода, составляет более мелкие и темные колонны, поддерживающие внешний ряд базилики. Наконец, гранит с горы Монжуик образует самые миниатюрные колонны, поддерживающие часть хора за трансептом и перед алтарем.
Более высокие крыши в центральном нефе состоят из ряда пирамид, соединенных друг с другом, и больших окон с несколькими большими параболоидами, кульминацией которых являются фонарные столбы со ссылками на Святое Семейство.
Крыша и свод около 25 метров разделены на четыре части соединяющими их небольшими винтовыми лестницами. Плоские крыши боковых нефов позволяют увеличить окна в верхних стенах центрального нефа.
Внешние стены храма Святого Семейства должны выдерживать только собственный вес, потому что вес и давление сводов передаются на пол через внутренние колонны. Стены полностью пронизаны окнами-розетками, стрельчатыми окнами, большими окнами и другими отверстиями, которые значительно облегчают их вес.
Внутри Саграда Фамилия пять нефов. Центральный неф поднимается выше и дальше остальных, соединяясь с трансептом с одной стороны и заканчиваясь хором с часовнями сзади. Алтарь стоит перед впечатляющим набором витражей.
Апсида представляет собой полукруглую область внутри церкви, обычно расположенную за алтарем. Крипта Саграда Фамилия находится внутри этого полукруга. Среди тех, кто похоронен в склепе, покоится Антонио Гауди, как и другие известные фигуры в истории архитектуры. Лестницы, ведущие на верхние этажи, расположены по обе стороны алтаря. Внутри апсиды находятся семь часовен, каждая из которых имеет свой дизайн и предназначение. С одной стороны апсиды находится трон, на котором восседает Иисус Христос на кресте. За алтарем имеется ещё одна лестница, ведущая к органным трубам, из которых звучит прекрасная музыка.
Вокруг Иисуса большие витражи. Эти окна наполняют интерьер светом и цветом, которые меняются каждый день, с утра до вечера.
Церковь имеет полукруглую вершину и состоит из семи часовен, расположенных вокруг центрального амбулатории и алтаря. Витражи возвещают о пришествии Мессии, которого призывают под семью разными именами. Объединение инициалов каждого слова дает латинскую фразу Ero Cras, что означает "Завтра я приеду".
Склеп под алтарем является самой старой частью базилики, а также местом, где Гауди был похоронен 12 июня 1926 года. Из окон открывается вид на склеп. Посетить этот склеп можно только во время мессы.