default_mobilelogo

Amadeo

Амедео Модильяни в своей мастерской. 1915

Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani) родился 12 июля 1884 года в Ливорно, Италия. Его семья жила в скромных условиях и принадлежала к просвещенной еврейской буржуазии. Одним из братьев Амедео был Джузеппе Эмануэле Модильяни, который впоследствии стал политиком от партии Partito Socialista Italiano и членом итальянского парламента. В возрасте одиннадцати лет Амедео Модильяни перенес тяжелый плеврит. Два последующих приступа туберкулеза так сильно сказались на здоровье Амедео Модильяни, что он страдал от него до конца жизни. С 1898 по 1900 год Амедео был учеником художника Гульельмо Микели, работавшего на пленэре. В 1902 и 1903 годах учился в художественных академиях Флоренции и Венеции. Именно там Амедео впервые соприкоснулся с международными художественными движениями. В 1906 году он переехал в Париж и поступил в Свободную академию Каларосси. Там познакомился с Пабло Пикассо, Корнелисом Кесом ван Донгеном, Генрихом де Тулуз-Лотреком, Анри Матиссом, Пьером Боннаром, Хуаном Грисом и Полем Сезанном, которые впечатлили его своими работами.

DSC 0015

Леопольд Зборовский (Leopold Zborowski). 1916

Здесь Амедео культивировал образ еврейского аутсайдера. Особое влияние на Модильяни оказала его встреча с румыно-французским скульптором Константином Бранкузи в 1909 году и его работы. Это привело к глубокой дружбе, которая вылилась во взаимное художественное вдохновение. Бранкузи не только познакомил его с искусством скульптуры, но и привел его к скульптурам африканских негров. Из этого неевропейского стиля развились масштабные портретные формы Модильяни, которые он создавал целыми циклами. Амедео нашёл свой собственный язык выражения. Его интенсивная скульптурная деятельность продолжалась до 1915 года. В это время он создавал, в частности, женские головы. Однако ему пришлось отказаться от этой техники из-за пыли, образующейся во время работы над скульптурой, что не лучшим образом сказывалось на его и без того хрупком здоровье. С 1914 и 1915 годов он посвящает себя живописи, в которую переносит стилистические особенности, усвоенные им в скульптуре.

DSC 0004 1

Еврейка. 1907-1908. Laure Denier collection, Paul Alexandre's Family.

Модильяни написал портреты многих своих друзей-художников, получившие одноименные названия, такие как "Пабло Пикассо" (1915), "Анри Лоренс" (1915) и "Жан Кокто" (1917). Эти портреты, в которых ему удалось объединить фундаментальный формальный язык с элементами маньеризма, создали ему прочную славу. Фигуры стали вытянутыми, с экстремальными позами в меланхолическом стиле. Лица часто имеют слепые или опущенные глаза, как, например, на картине "Сидящая обнаженная женщина". Упрощенные контуры характерны для художника. Амедео Модильяни часто выбирал ржавые цвета. Для его живописи характерны стилизованные формы с удлиненными пропорциями и овальные лица с миндалевидными, неопределенными глазами.

DSC 0017 1

Диего Ривера (Diego Rivera). 1914. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Düsseldorf.

Его женские портреты, для которых часто позировала его собственная жена, отличаются лирической и нежной меланхолией. Работы Модильяни можно увидеть в самых известных музеях мира, таких как Музей современного искусства в Париже, Музей современного искусства в Нью-Йорке и Галерея Тейт в Лондоне. Поскольку его работы не находили покупателя, почти все они были подарены друзьям. От безысходности Модильяни сжег большое количество своих картин.

DSC 0010 1

Нищенка. 1909. Laure Denier collection, Paul Alexandre's Family.

Мать Модильяни, Эжени Гарсен (Eugénie Garsin), родившаяся и выросшая в Марселе, происходила из интеллектуальной, ученой семьи сефардского происхождения, которая на протяжении поколений жила вдоль побережья Средиземного моря. Ее предки, свободно говорившие на многих языках, были знатоками священных еврейских текстов и основали школу талмудических исследований. Семейная легенда прослеживает семейную родословную до голландского философа 17-го века Баруха Спинозы. Семейным бизнесом было кредитование с филиалами в Ливорно, Марселе, Тунисе и Лондоне, хотя их состояние то ухудшалось, то уменьшалось.

DSC 0033 1

Портрет девушки (Виктория). 1916. Tate, London.

Отец Модильяни, Фламинио (Flaminio), был членом итальянской еврейской семьи успешных бизнесменов и предпринимателей. Хотя они и не были такими культурно развитыми, как Гарсины, они знали, как инвестировать и развивать процветающий бизнес. Когда семьи Гарсин и Модильяни объявили о помолвке своих детей, Фламинио был богатым молодым горным инженером. Он управлял рудником на Сардинии, а также управлял почти 30 000 акров (12 141 га) лесных угодий, принадлежавших семье.

DSC 0069 1

Пинхус Кремень (Pinchus Krémègne). 1916. Kunstmuseum Bern

Амедео Модильяни умер 24 января 1920 года в Париже в возрасте 36 лет в крайней нищете от туберкулеза и алкоголя. На следующий день его беременная на девятом месяце невеста Жанна Эбютерн покончила с собой. Их дочь Жанну удочерила сестра Модильяни во Флоренции. Лишь посмертно ему была посвящена первая персональная выставка.

DSC 0031 1

 Женский портрет. 1918. Denver Art Museum Collection.

Елена Поволжская (формально Элен Жозефина Бернье Поволозки) (1882–1979) была французской художницей, которая переехала в Париж, чтобы продолжить свою карьеру, и там она познакомилась с такими художниками, как Пикассо, Сутин и Модильяни. В 1911 году она вышла замуж за русского эмигранта Жака Поволожского, владельца книжного магазина и галереи в Сен-Жермене. В то время они были очень активны в мире авангардного искусства Парижа, проводя множество выставок своих работ. Модильяни и Елена Поволцкая стали хорошими друзьями, и он часто бывал в гостях у них дома. В обмен на их щедрость Модильяни подарил им этот портрет. В нём Модильяни гармонично соединил элегантную линию и меланхоличный дух с уже тогдашней искусной техникой. Прохладная палитра и сильная пластическая моделировка лица с помощью цветовых модуляций свидетельствуют о том, что Модильяни усвоил уроки Сезанна; настроение тоскливой грусти, характерное для поздних портретов, показывает его в расцвете сил.

DSC 0044 1

Елена Поволжская (Elena Povolzky). 1917. The Phillips Collection, Washington, D.C.

Завораживают и притягивают взгляд портреты Модильяни. Длинные шеи, искаженные лица, странные глаза без зрачков – казалось бы, наивные и странные изображения, но они отражают характеры, чаяния и тайную суть моделей мастера. Мастера, убежденного в том, что "человеческое лицо – наивысшее создание природы".

DSC 0041 1 Горничная. 1916. Kunsthaus Zürich.

Жак и Берта Липчиц – картина Амедео Модильяни, написанная маслом на холсте в 1916 году. На ней изображен друг Модильяни, скульптор Жак Липчиц, стоящий рядом со своей сидящей женой Бертой. Модильяни и Липчиц переехали во Францию в юном возрасте, оба были выходцами из еврейской среды и стали близкими друзьями, которые посещали одни и те же художественные круги в Париже. Несмотря на общие черты, между ними были и заметные различия: Липчиц был примером трудолюбия, в то время как Модильяни был склонен к богемной распущенности.

DSC 0067 1

Жак Липшиц и Берта Липшиц (Jacques and Berthe Lipchitz). 1916. The Art Institute of Chicago.

Считается, что Модильяни, уехавший из Италии в Париж в 1906 году, познакомился с испанским художником Хуаном Грисом в квартире писательницы и мецената Гертруды Стайн в 1909 или 1910 году. На момент написания портрета Грису было двадцать семь лет, а Модильяни – тридцать. Хотя Модильяни находился под влиянием художников-кубистов, таких как Грис, он также недолго работал в скульптуре под руководством Константина Бранкузи. К 1914 году Модильяни сосредоточился исключительно на живописи, но он представлял свои объекты с простыми контурами, вытянутыми формами и свободными, стилизованными чертами, которые параллельны тем, что были в его трехмерном искусстве.

DSC 0072

Хуан Грис (Juan Gris). 1615. The Metropolitan Museum of Art, New York

Гастингс регулярно писала остроумные очерки о прозе, поэзии и драматургии для журнала The New Age, а с 1907 по 1914 год она была активным соредактором. Как отмечает Кэри Снайдер, стиль письма Гастингс, подрывающий типичную женскую журналистику того времени, был острым и порой почти жестоким в своей пародии на других писателей. Гастингс в конце концов рассорилась с Орейджем, утверждая, что он отказывался отдавать ей должное за ее работу и намеренно подавлял ее творчество и социальную жизнь. Гастингс стала удобной моделью для Модильяни. Она не только была бесплатной, но и жила с ним. С 1914 по 1916 год, в период расцвета эмиграции авангардистов в столицу Франции, она и Модильяни снимали дешевую квартиру в Париже. Они были неженатыми любовниками, что было скандально для того времени, но оба были слишком богемными, чтобы беспокоиться об этом. Гастингс согласилась стать моделью для четырнадцати работ Модильяни, а в 1916 году он снял с неё разумную одежду и написал обнажённой.

DSC 0037 1

Голова молодой женщины (Beatrice Hasting). 1915. Пинакотека Брера, Милан

Портрет художника Леопольда Сюрважа относится к самому творческому периоду Амедео Модильяни во время его пребывания в Ницце в 1918 году. Натурщик Леопольд Сюрваж (1879-1968) посещал художественную школу в Москве и переехал в Париж около 1908 года. Он познакомился с Модильяни в кафе "Ротонда" в 1911 году. Фамилия Сюрважа первоначально была Штурцваге. Его дед переехал в Москву из Лаппеенранты в 1842 году, но семья сохранила связь с Финляндией. Модильяни был вынужден попросить Сюрважа вернуть портрет, поскольку он должен был отправлять четыре картины в месяц своему арт-дилеру Леопольду Зборовскому, а у него на тот момент не было достаточно картин для отправки. Портрет попал в Атенеум в результате покупки в Швейцарии в 1955 году.

DSC 0075 1

Леопольд Сюрваж (Léopold Survage). 1918. Finnish National Gallery, Ateneum Art Museum, Helsinki

Модильяни написал несколько портретов художника Хаима Сутина (1894-1943), который был младше его на десять лет, его соседом по Парижу и произвел фурор своими экспрессивными картинами. Фронтальный этюд головы отличается большей непосредственностью, чем более поздние поясные портреты. Модильяни с четкой акцентированностью передает диковатое мальчишество 21-летнего литовца, грубые черты лица которого с раскосыми глазами, широкими скулами и полными губами так тщательно вылеплены, что их уродство (от которого Сутин страдал всю жизнь) кажется иконически одухотворенным, несмотря на их живость.

DSC 0078 1

Хаим Сутин (Chaïm Soutine). 1915. Staatsgalerie Stuttgart.

Амедео Модильяни был воспитан в стиле итальянских художников пленэра XIX века. Однако к 1906 году, когда приехал в Париж, он практически отказался от традиционного обучения в пользу экспериментального модернизма, охватившего Западную Европу. Ломаные плоскости и строгие контуры его портретов отчасти основаны на преувеличенной угловатости африканской скульптуры – ещё одном ключевом стилистическом влиянии. Несмотря на то что Модильяни опирался на эти источники, его уникальная эстетика не поддаётся классификации в рамках определенного художественного направления. Модильяни написал множество портретов современных художников и писателей, в том числе своего близкого друга, французского поэта Макса Жакоба. Портрет, представленный в Художественном музее, с его удлиненным силуэтом, разнообразными линиями контура и тонкой модуляцией плоских цветовых пятен, типичен для работ художника середины-конца 1910-х годов.

DSC 0081 1

Макс Жакоб (Max Jacob). 1916-1917. Cincinnati Art Museum

Среди работ, представленных на выставке, преобладают портреты друзей и знакомых: однокашники по Школе изящных искусств, скульптор Морис Друар и художник Константин Бранкуси, подруга Модильяни, аристократическая английская поэтесса Беатрис Гастингс, и его последняя возлюбленная Жанна Эбютерн, молодые Пабло Пикассо и Хуан Грис, другие художники, коллекционеры и меценаты. Никогда не делая портретов на заказ, художник живописал только тех, судьбы которых хорошо знал. В остро выразительных портретах точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа – всегда тонко уловленное характерное "состояние души".

DSC 0021 1

Морис Друар (Maurice Drouard). 1909. Laure Denier collection, Paul Alexandre's Family.

DSC 0097

Девочка в чёрном фартуке. 1918. Kunstmuseum Basel

DSC 0100 1

Мария. 1918. Kunstmuseum Basel

Женский портрет, характеризующийся меланхоличным взглядом, живым тоном желтого платья и арабесковым фоном, относится к тому напряженному периоду творчества незадолго до преждевременной смерти в возрасте 35 лет Амедео Модильяни, в котором определились основные черты его поэтики. Очевидны ритмическая сила и конструктивная функция линии, выработанная в контакте с африканской скульптурой и впоследствии подвергшаяся прямому эксперименту в скульптуре архаических каменных голов. Работа, в которой слышны матиссианские отголоски, – портрет Рене Модо, жены Гастона Модо, художника-любителя и известного актера парижского кино первой половины XX века.
DSC 0104 1

Молодая женщина в жёлтом платье (Renée Modot). 1918. Collezione Fondazione Francesco Federico Cerruti per L'Arte 

В апреле 1918 года Амедео Модильяни уехал из Парижа на юг Франции, где встретился со старым монмартрским художником, ставшим киноактером, Гастоном Модо. Жесткое кадрирование и фронтальное расположение модели характерны для стилизации, которую Модильяни неизменно навязывал своим моделям. Из слегка перекошенного треугольника белой рубашки вырисовываются руки и сильно удлиненная шея.  Модо стал известной фигурой французского кино 1930-х годов, сыграв, в частности, главную роль в фильме Луиса Бунюэля "Времена года".
DSC 0109

Гастон Модот в берете (Gaston Modot). 1918. Centre Pompidou, Paris, Musee national d'art moderne 

DSC 0125 1

Жанна Эбютерн (Jeanne Hébuterne) в жёлтом свитере. 1919. Ohara Museum of Art, Kurashiki

DSC 0130 1

Сидящая женщина (Итальянка). 1918-1919. The Metropolitan Museum of Art, New York 

DSC 0154

Кариатида. 1911-1912. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Düsseldorf

DSC 0197 1

 Полуобнажённая девушка в рубашке. 1918. Albertina, Wien

DSC 0181 1

Лежащая на левом боку обнажённая женщина. 1917. Nahmad collection

DSC 0169 1

Лежащая обнажённая женщина с переплетёнными руками. 1917. Pinacoteca Agnelli, Nurin

 DSC 0173 1

 Лежащая на белой подушке обнажённая женщина. 1917. Staatsgalerie Stuttgart

DSC 0418 1

Алиса. 1918. Копенгаген, SMK

DSC 0935 1 Молодая женщина. 1918. Национальный музей Осло.

DSC 0916 1

Женщина с белым воротничком. 1917. Музей Гренобля

DSC 0141 1

Толстый ребенок (L'Enfant gras). 1915. Пинакотека Брера, Милан 
DSC03388 1

Стоящая обнажённой (Эльвира). 1918. Художественный музей. Берн
DSC 0517 1

 Проститутка. Канны. 1918. Музей Альбертина. Вена

DSC 0005 1

Гастон Модо (Gaston Modot) в шляпе. 1918. Музей изобразительных искусств в Тель-Авиве