"Здесь я сиживал каждое утро, как выздоравливающий философ, глядя на раскошный фасад собора, сверкающий на фоне насыщенно-голубого неба. За последние несколько лет он был щедро отреставрирован и новый белый мрамор шпилей, статуй, изображений животных и цветов, нагромождённых целыми группами, сверкал в солнечных лучах, наподобие мозаики из драгоценных камней. Это творение ювелирного искусства трудно запомнить и описать; здание возвышается над тремя большими вратами, огромные порталы которых украшены изысканными скульптурными композициями (из античного мрамора кремовогоцвета), увенчанными тремя узкими зубцами фронтона, также украшенными рельефными изображениями с задним планом из розового мрамора и рнльефами с позолоченной мозаикой. Невозможно представить себе в самых смелых фантазиях что-либо более вычурное и роскошное, чем этот фасад, но в то же время, вцелом, он выглядит великолепно. И весь этот триумф полутонов и оттенков лишь подготавливает входящего в храм к тому великолепию красочного многоцветия, которое встретит его в стенах собора, к сложному переплетению гармонии и контрастов, вычурной элегантности и дерзких архитектурных решений. Интерьер храма характеризуется чередованием полос чёрного и белого мрамора, но поскольку белые полосы со временем потемнели, приобретя мягкий коричневатый оттенок, весь антураж собора представляется гармоничным сочетанием лёгких и рассеянных цветов".
Такими впечатлениями о Сиенском соборе поделился американский писатель Генри Джеймс в своей книге очерков "Итальянские часы" (1873-1909). Утончённая чувствительность Джеймса и исключительность его литературного стиля вновь поражают нас в описании Сиенского собора, образ которого как живой встаёт перед внутренним взором читателя. Не менее искусно писатель смог передать свои впечатления от реставрации, проводившейся в то время, когда Джеймсу неоднократно доводилось останавливаться в городе – пусть он и не полностью одобрял её результаты, тем не менее отмечал, насколько сильно она улучшила облик Собора. Но самым изумительным в своей филигранной точности представляется определение, данное фасаду – "произведение ювелирного искусства из камня", предвосхищающее все последующие исследования касательно фундаментальной роли сиенских мастеров ювелирного дела в формировании художественных вкусов конца XIII и начала следующего, XIV века – периода, когда создавались скульптуры фронтальной части здания.
Возведение собора, посвящённого Вознесению Девы Марии, было начато в середине XII векапосле сноса старинной церкви, построенной, в свою очередь, на развалинах старинного римского храма, посвящённого Минерве. В 1215 году структурная часть здания была практически завершена, а вот возведение купола пришлось ждать до середины столетия, когда в город прибыл Никколо из Апулии – скульптор, более известный широкой публике как Никколо Пизано, хотя в его оригинальном имени яснее просматриваюся причины его тяготения к классическим образцам, характерных для художественных вкусов двора апулийского короля Фридриха II. Идея организации фасада в виде "галереи скульптур" принадлежит сыну Никколо Джованни, работавшему над проектом с 1285 по 1296 год. Оригинальные скульптуры, в целях обеспечения их сохранности, переданы в Музей произведений Дуомо и заменены копиями. Из оригинальных элементов фасада на прежнем месте остался лишь архитрав с Историями Иокима и Анны, работы Тино ди Камаино, в то время как вставки в тимпанах трёх ворот с бюстами блаженных Джованни Коломбини, Амброджио Санседони и Андреа Галлерани, работы Томмаза Реди, относятся к XVII веку. Они создавались по эскизам Джованни ди Чекко, в то время как мозаики, украшающие три шпиля, датируются 1877 годом.
Мозаики на шпилях создавались по эскизам Луиджи Муссини и Алессандро Франки и представляют собой интереснейшее свидетельство попытки мастеров XIX века возродить традиции древнего искусства мозаики. Пол паперти украшен мраморными инкрустациями, избражающими церемонию посвящения в монахи – это тоже копии работ, исполненных в XV веке резчиком по камню Настаджо ди Гаспаре. Верхняя часть фасада – это работа Камаино ди Крешентино (отца более известного Тино ди Камаино), который работал там между 1299 и 1317 годами. Три золотые мозаики, изображающие "Представление Марии в храме", "Коронация Девы Марии и Рождество Христово", были выполнены в Венеции в 1878 году по проекту Алессандро Франки. Круглое лтверстие (окулус) украшен витражом Пасторино деи Пасторини (середина 16-го века) с изображением Тайной Вечери и видимым изнутри.
Убранство Собора характеризуется в первую очередь необычной цветовой гаммой: все архитектурные элементы интерьера, за исключением сводов, облицованы чередующимися горизонтальными полосами тёмного и белого мрамора. Пространство храма разбито на три нефа полукруглыми арками, образованными пучковыми колоннами.
До 1506 года главный алтарь был украшен образом Девы Марии "Похвала Богородицы", окружённой ангелами, поющими ей славу; по-другому, Маэста́" (итал. maestà – величание), работы Дуччо ди Буонинсенья, который теперь выставлен в близлежащем Музее дель Опера дель Дуомо. Маэста́ располагалась между четырьмя бронзовыми ангелами, которые сегодня мможно видеть на главном алтаре. Замена старого алтарного образа Дуччо нынешним алтарем стала результатом не только изменения художественного вкуса в пользу нового стиля эпохи Возрождения (средневековый алтарь считался старомодным и устаревшим), но и растущего внимания к культу Тела и Крови Христа.
Основным элементом Клироса, конечно же, является Главный Алтарь, возведённый Балдассаре Перуцци в 1532 году. Скульптор поместил в центр композиции большую бронзовую дароносицу работыы Веккьетты (1467-1472), перенесённую сюда в 1506 году из церкви Благовещения при больнице Санта Мария делла Скала, с двумя парами ангелов-держателей для канделябров, самый нижний из которых – изысканное творение Франческо ди Джорджо Мартини; Беккафуми принадлежит восемь ангелов на кронштейнах пилястров.
Беккафум стал также автором фресок абсиды, которые частично пришлось восстанавливать после землетрясения 1798 года, а в вершине открывается вид на большой многоцветный витраж – копию работы Дуччо ди Буонинсенья, оригинал которой ныне выставлен в Музее произведений Дуомо. На центральной панели надписи "HIC EST PANIS VIVUS DE COELO DESCENDENS", что означает "Это Хлеб с небес сходящий"
Царящий в апсиде витраж – произведение, представляющее исключительный интерес как благодаря художественности, так и месту в истории витражного искусства. Это действительно один из самых древних итальянских витражей среди известных. Искусствовед Карли и многие его коллеги полагают, что он выполнен около 1288 г. по картонам Дуччо, хотя иные исследователи находят сходство с почерком Чимабуэ и его круга. Витраж находился в старой апсиде, а в 1365 г. был перемещен в новую. Он разделен на девять сегментов со следующими сюжетами: Успение, Вознесение и Коронование Девы Марии; четыре Евангелиста; небесные покровители Ансан, Савиний, Крискентий и Св. Варфоломей. Кажется почти чудом, что после стольких перипетий такое хрупкое произведение до сих пор освещает один из самых прекрасных соборов в мире.
В абсиде установлены великолепные еревянные хоры: центральные кресла были изгтовлены в период с 1567 по 1570 годы по эскизам Риччо, а по краям стоят кресла XIV века – творения Франческо и Якопо дель Тонгио с инструстированными вставками работы монаха из Орвието Джованни да Верона (1503 г.), переданные в Сиенский собор в начале XIX века, после упразднения монастыря оливетанского братства.
Последнее вмешательство произошло в 1813 г., когда на спинки XIV в. вставили инкрустации фра Джованни да Верона, снятые с кресел из аббатства Монте Оливето Маджоре близ Сиены (начало XVI в.).
Фрески Вентуры Салимбени "Падение манны небесной" и "Амброз Сиенский и другие сиенские блаженные преподносят Сиену папе Григорию" (слева).
Фрески Вентуры Салимбени "Святая Екатерина Сиенская между святыми и блаженными сиенцами" и "Свадьба Эсфирь и Артаксеркса" (слева).
Хоры сиенского собора заменяют утраченные древние скамьи XII в. Работы по их изготовлению были начаты примерно в 1362 г. сперва Франческо дель Тонгио, потом в 1378 г. к нему присоединился сын Джакомо. К сожалению, во время работ в полукружии апсиды в XVI в., когда там были установлены новые кресла, многие прежние части хоров погибли.
В левом поперечном нефе, где сразу же за пределами подкупольного шестиугольника, стоит Пергам – шедевр готической скульптуры, над которым в 1266-1268 годах работали Никколо Пизано с сыном Джованни и учениками Арнольфо ди Камбио, Донато и Лапо ди Ричевуто.
Восьмиугольная конструкция опирается на колонны, причём центральная окружена группой аллегорических фигур свободных искусств; на панелях парапета разворачиваются истории из жизни Христа.
Истории из жизни Христа представлены Рожеством, Поклонением волхвов, Введением в Храм, Крещением, Избиением младенцев, вплоть до кульминационной картины Страшного суда с Христом, восседающим на линии, разделяющей две панели с изображением праведников и грешников.
Рядом с входом в библиотеку Пикколомини находится грандиозный алтарь, созданный в 1481-1485 годах Андреа Бреньо, посвященный папе Пию ll, и в тоже время был призван прославлять все семейство Пикколомини, игравшее важную роль в политической и культурной жизни Сиены. Этот алтарь состоит из трех рядов ниш. Четыре статуи работы Микеланджело (святой Петр и святой Пий справа, и святой Григорий и святой Павел слева) установлены в нижнем ярусе в самом начале шестнадцатого века. В верхнем ярусе алтаря представлена скульптура "Мадонна с младенцем" (1397-1400), ранняя работа Якопо делла Кверча. Верхняя левая ниша алтаря пуста, поскольку Микеланджело так и не завершил предназначенную для неё статую святого Матфея.
В алтарной нише хранится полотно Паоло ди Джованни Феи 1385 года, на котором также изображена Мадонна с младенцем.
Рядом с алтарём Пикколомини находится библиотека Пикколомини. Она была построеан в 1492 году архиепископом Сиенским, кардиналом Франческо Тодескини Пикколомини (позже папа Пий III), для охраны богатого библиотечного наследия, собранного его дядей папой Пием II. Она расположеан вдоль левого прохода, перед трансептом, и была создана из нескольких комнат священнослужителей. Ей предшествует мраморный фасад Лоренцо ди Мариано, слева от которого находится мемориальный памятник, увенчанный воскресшим Христом между двумя ангелами, по заказу Франческо Бандини Пикколомини для его брата Бандино и племянника Германика, которые умерли в 1521 и 1569 годах соответственно (автор и дата неизвестны).
На переднем плане изображена Коронация Пия III, фреска, которую заказали наследники Папы Римского, умершего в 1503 году всего через 26 дней после его избрания Папой, созданная в 1504 году Пинтуриккьо.
Одна из главных достопримечательностей собора – библиотека Пикколомини (Libreria Piccolomini). Ее основал в 1492 г. архиепископ Сиены кардинал Франческо Пикколомини Тодескини (в последствии Папа Пий III) для хранения богатейшего книжного собрания Папы Пия II (Пикколомини), умершего в 1464 г. Левая арка над бронзовой дверью работы Антониоло ди Джакомо ведет в Библиотеку, никогда не увидевшую книг Пия II, но зато расписанную превосходнейшими фресками по сводам (1502–03) и по стенам (1505–07) Пинтуриккио, начавшим эти вещи уже после смерти Пия III.
В десяти картинах художник с подмастерьями создал жиписный рассказ о жизни папы Пия II. Перед нами – фантасмагорический парад сотен персонажей, почти всегда в церемониальных одеждах, с живейшими тонами прекрасной сохранности (картины кажутся только что написанными). Плафон Библиотеки, с гербом кардинала Пикколомини в центре весь покрыт "гротесками" в стиле римского Возрождения.
В центре помещения Библиотеки была установлена мраморная группа Три грации (дар кардинала Тодескини), считающаяся лучшей древнеримской копией среди восьми известных с греческого оригинала. Она была создана в III в.
Десять сюжетов на стенах, начинающиеся с правого края от окна, могут быть определены так: Отъезд 27-летнего Энеа-Сильвио Пикколомини в Базель; Чтение Энеа-Сильвио в присутствии шотландского короля Джеймса I; Фридрих III чествует Энеа-Сильвио Пикколомини как поэта; Подчинение Энеа-Сильвио папе Евгению IV; Встреча Энеа-Сильвио, сиенского епископа, с обрученными Фридрихом III и Элеонорой Португальской в Сиене у Ворот Камоллиа; папа Каллист III избирает Энеа-Сильвио Пикколомини кардиналом; Энеа-Сильвио Пикколомини, ставший папой Пием II, вступает во владение Латеранской базиликой; Пий II созывает в Мантуе христианских государей на Крестовый поход против турок; Перед мощами Екатерины Сиенской Пий II причисляет еёк лику Святых 29 июня 1461 г. (считается, что юноша со свечой на первом плане слева – это Рафаэль, с которым, на самом деле, маэстро имеет весьма отдаленное сходство); Прибытие тяжелобольного Пия II в порт Анконы для встречи венецианскаго флота крестоносцев. В этом городе области Марке 15 августа 1464 г. папа-сиенец и скончался после нескольких месяцев напрасного ожидания.
Вазари считал, что рисунки для фресок исполнил Рафаэль. Три эскиза, подтверждающие эту гипотезу, хранятся в Галерее Уффици во Флоренции.
Наряду со стенописью Пинтуриккио, наиболее ценными и восхитительными произведениями искусства здесь являются большие антифонники – книги богослужебных голосовых партий, помещенные в закрытые витрины. Ослепительной красоты рисунки, украшающие страницы этих фолиантов, принадлежат к шедеврам итальянского искусства; можно смело утверждать, что это одни из самых замечательных работ во всей европейской миниатюре XV в.
Потолочные своды библиотеки. В центре эмблема Пикколомини.
С 1317 по 1318 год сиенским скульптором Тино ди Камайно был установлен похоронный памятник кардиналу Риккардо Петрони (Сиена 1250 - Генуя 1314, юрисконсульт папы Бонифация VIII). Он сменил своего отца в качестве главного строителя Сиенского собора. Мраморный памятник в левом трансепте - самый ранний образец погребальной архитектуры XIV века. Он состоит из богато украшенного саркофага, поднятого на плечи четырех статуй. Над саркофагом два ангела раздвигают занавес, обнажая кардинала, лежащего на смертном одре, в сопровождении двух ангелов-хранителей. Памятник венчает шпилированная скиния со статуями Мадонны с Младенцем, Святым Петром и Павлом.
Справа от памятника Риккардо Петрони расположен алтарь, посвящённый святому Ансану Сиенскому. Согласно преданию, святой Ансан (Ansano) принёс христианство в Сиену, в ту пору бывшую римской колонией, именовавшейся Saena Julia.
Франческо Ванни. Святой Ансан крестит сиенцев.
Орган
Фрески Вентуры Салимбени "Свадьба Эсфирь и Артаксеркса"
По обеим сторонам центрального нефа, у его первых колон, установлены водосвятные чаши из белого каррарского мрамора. Их высота составляет 140 см., а максимальный диаметр – около 80 см. Не найдено ни одного документа, который бы указывал дату и авторство этих чаш, а также обстоятельства, при которых они были созданы.
На первый взгляд они идентичны, но при внимательном рассмотрении можно увидеть заключённое в них различное аллегорическое послание: правая чаша выражает падение человека, который с первородным грехом низвергается благодатью Божьей. Чаша святой воды слева показывает искупление человека, который также на земле может найти знаки Божьей благодарности (гирлянды на уровне основания) и благодаря толчку дельфинов (символы Христа-Искупителя) возвращаются наверх, где орлы с расправленные крылья (символы спасения и, более того, победив демона, символизируемого змеёй) снова ведут его в рай. Спасение дано Христом-Искупителем и опосредовано тем, что посетитель омывает себя святой водой.
Горизонтальное лепное украшение вокруг нефа и пресвитерии содержит 172 гипсовых бюста пап XV и XVI веков, начиная со Св. Петра и заканчивая Люциусом III. В пазухах круглых арок под этим карнизом изображены бюсты 36 императоров. Сводчатый купол украшен синим цветом с золотыми звездами.
Потолочный свод центрального нефа
Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) с золоченым куполом, заменившая капеллу XV в., была построена по проекту Лоренцо Бернини и находится в правом трансепте.
Купол капеллы Мадонны дель Вото
Главное сокровище капеллы – Мадонна – хранительница Сиены, почитаемая по сей день. "Ни одно значительное событие в жизни Сиены не обходилось без повторения обета, передавшего город в руки Мадонны. Пять раз в истории Сиены ключи от городских ворот бывали торжественно вручаемы алтарному образу в соборе, известному под именем Мадонны дель Вото (Мадонна даров). Впервые это было сделано в 1260 году перед битвой при Монтеаперти. Блестящая победа Сиены над ее вечной соперницей, Флоренцией, послужила свидетельством того, что Богоматерь приняла предложенный дар". Из четырех мраморных статуй в нишах две – Святой Жером и Мария Магдалина – выполнены Бернини. Восемь мраморных колонн перенесены из Латеранского дворца в Риме (до Ватикана там была папская резиденция).
Алтарь капеллы Мадонны дель Вото
Украшением алтаря Конгрегации святого Петра служит Распятие из полихромного дерева, которое долгое время ошибочно считалось тем, которое несли сиенцы накануне битвы при Монтаперти и в Карроччо в день и которому они всегда приписывали причину победы над флорентийцами. На самом деле, Распятие не является произведением неизвестного художника середины четырнадцатого века, характеризующегося жесткими формами и чрезмерной фронтальностью. Рельеф в белой штукатурке, который сопровождает Распятие, восходит к началу восемнадцатого века и не без сомнений можно отнести к мастерской Джузеппе Маццуоли или его преемников; изображает Богородицу, Иоанна Богослова, Марию Магдалину, стоящую на коленях, и облако ангелов и херувимов.
Алтарь Распятия Христа
Алтарь музея Опера-дель-Дуомо. Мадонна с Младенцем и кардиналом Казини.
Рафаэлло Ванни. Исступление Франциска Сальского. 1654
Пьетро Дандини. Мистический брак Святой Екатерины.
Аннибале Маццуоли. Экстаз святого Иеронима. 1671
Пьетро Сорри. Поклонение волхвов.
Франческо Тревизани. Христос со святыми Иаковом и Филиппом.
Франческо Тревизани. Четыре увенчанных мученика.
Великолепны инкрустации пола Собора, оценить в полной мере гениальный замысел которого ad maiorem gloriam dei (к вящей славе Божией) можно лишь представив себе, как выглядят эти творения с высоты ангельского полёта, от входа – к алтарю храма; в целях сбережения бесценных напольных картин большинство композиций практически постоянно защищено специальными панелями от истирания ногами и лиш один раз в году пол открывается взглядам посетителей во всей своей красе. Мозаичный пол объединяет множество сюжетов на различные темы: все начинается с мира язычников (Сиенская волчица, Сивиллы) и продолжается темой античных философов, затем напольные мозаики повествуют о сюжетах из Ветхого Завета, а затем на мозаичном полу появляется фигура Иисуса Христа.
Сиенская волчица среди символов союзных городов
Дети Рема – Сениус и Аскиус – привезли с город и статую волчицы, вскормившей их отца. Жители Сиены считали её своим символом. Вокруг Сиенской волчицы изображены знаки 12 подчиненных Сиене городов, среди которых Флоренция (лев), Вольтерра (орел) и даже Рим (со знаком слона). Сюжет с сиенской волчицей – воплощение амбициозных настроений города. Сегодня это единственное изображение, которое никогда не закрывается от туристов.
Напольное панно Мудрость и Фортуна, выполненое мастером Паоло Маннуччи в 1505 году, возможно, по замыслу Пинтуриккьо (автора фресок в библиотеке Пикколомини). Фортуна в правом нижнем углу одной ногой опирается на шар, а другой – на корабль со сломанной мачтой. В руках у Фортуны надутый ветром парус. Странники в центре взбираются мимо ядовитых змей на гору. Их цель – Мудрость на вершине горы, у неё в руках книга и пальмовая ветвь. По правую руку Мудрости стоит Сократ, который считался мучеником-философом, по левую – Кратет Фиванский, философ-циник, ради обладания мудростью выбрасывающий в море земные богатства.
Смерть Авессалома. Доменико ди Бартоло.
Фрагмент мозаики с изображением Сигизмунда Люксембургского (1368-1437) в исполнении Доменико ди Бартоло в 1434 году. Король Венгрии и Чехии, последний император Священной Римской империи из Люксембургской династии, Сигизмунд был вторым сыном императора Карла IV и Елизаветы, дочери герцога Померании Богуслава V.
23 августа 1339 г. Большой городской совет провозгласил строительство нового, громадного храма, для которого существовавший должен был стать коротким поперечным трансептом. Был торжественно заложен первый камень, закипели работы по возведению трех больших нефов переднего корпуса, тянущихся сейчас вдоль, так называемого Пьяно Mанетти ("яруса Манетти”) и заканчивающихся фасадом, прозванным Фаччатоне, т.е. "громадный фасад".
Но честолюбивые замыслы сиенцев прервала нагрянувшая чума 1348 г., унесшая жизни множества горожан. Тогда же произошло разрушение нескольких новых фрагментов собора из-за серьезных конструктивных недостатков. Поэтому в июне 1357 г. правительство республики не только было вынуждено временно прекратить работы, но и предписало разрушить части здания, находившиеся в аварийном состоянии. От грандиозного храма остались стоять под открытым небом лишь колонны трех нефов, незавершенный фасад и часть левого крыла, с изумительной дверью.