Древний город Падуя расположился на северо-востоке Италии в регионе Венето, к западу от Венеции и является одним из важнейших культурных центров страны. История основания города уходит далеко в века и даже тысячелетия. По одной из легенд, его основателем за несколько веков до Рождества Христова стал троянский герой Антенор, гробницу которого, археологи безуспешно ищут и в наши дни. На самом деле, Падуя вырос в IV веке до н.э. из маленькой рыбацкой деревушки. В 45 году до н.э. стал частью государства, созданного древними римлянами, а во времена императора Августа достиг значительного экономического уровня, а в 1866 году окончательно вошёл в состав королевства Италия. Однако, уже до этого Падуя был довольно большим городом, уютно расположившимся в живописной долине между реками Бакиллионе и Брента. Исторический центр города в виде треугольника площадью 95 кв. км пересекается несколькими каналами, подобными тем, которыми славится рядом расположенная Венеция. Изначально Падуя назывался Патавией, будучи римской колонией, основанной на развалинах более древнего поселения, происхождение которого учёным-историкам и археологам до сих пор установить не удалось. Первыми жителями Патавии наряду с римскими колонистами были венеты, чья территория обитания в Падуанской долине, примыкающей к Адриатическому морю, была присоединена к Римской Республике, а позже стала неотъемлемой частью разросшейся до невиданных пределов Римской Империи. Постепенно племя венетов ассимилировалось с пришельцами, положив, таким образом, начало современной нации итальянцев в этих местах. Именно потомками венетов была основана впоследствии Венеция, так что можно говорить о том, что если бы Падуя в древние времена не была цветущим городом, привлекавшем внимание иноземных завоевателей после крушения Римской Империи, то не было бы и Венеции. Венеция просто не была бы нужна, так как венетам не было бы смысла переселяться в Венецианскую лагуну.ратоелла-Валле
Площадь Прато в Падуе – самая крупная в Италии и вторая по величине в Европе (после Красной площади в Москве), но по великолепию и величию ей нет подобных.
В центре знаменитой плщади находится остров Меммия (Memmia) с огромным садом в форме яйца, украшенный 4 мостами, 8 обелисками, 16 декоративными вазами и каналом, внутренняя и внешняя граница которого имеет постаменты, на которых возвышаются скульптуры, установленные в период с 1775 по 1883 гг. различными художниками. Всего 78 статуй: 38 – вокруг внутреннего кольца острова Меммия и 40 – вдоль внешнего.
Канал на площади Прато-делла-Валле
Название площади переводится как "луг в долине". В римскую эпоху на этом месте располагался императорский театр на 6400 зрителей и Марсово поле. Руины театра были разобраны в раннем средневековье на строительство других зданий. С 1257 года на площади проводились скачки в память об изгнании тирана Эццелино III да Романо; кроме того, она использовалась для проведения ярмарок.
Вид на базилику Святой Иустины Падуанской
Со временем площадь сильно заболотилась и в 1775 году была полностью перестроена по проекту архитектора Доменико Черато. Для её осушения был прорыт канал, который превратил центральную часть в остров, получивший имя Меммия по имени венецианского патриция Андреа Меммо, принявшего решение перестроить Прато-делла-Валле.
Мост через канал с видом на Лоджию Амулеа
Лоджия Амулеа – это дворец в неоготическом стиле, расположенный на Прато делла Валле, самой большой площади Падуи. С 1906 по 1989 г. в здании находился штаб пожарной команды Падуи, позднее в нем разместились некоторые муниципальные учреждения. Переднюю часть здания отличает элегантная лоджия; в зале, примыкающем к большому балкону, иногда проводятся гражданские бракосочетания.
Остров пересекают под прямым углом две аллеи, выводящие к четырём мостам над каналом. В центре острова в месте их пересечения расположен фонтан. Вдоль канала двумя рядами установлены 78 статуй самых выдающихся людей города, которые создавались с 1775 по 1838 годы. Раньше их было 88, но 10 статуй, изображавших венецианских дожей, были уничтожены по приказу Наполеона. Среди статуй были и фигуры риских пап, поэтому один из мостов называют Мостик Пап.
Фонтан на площади Прато-делла-Валле
Рядом с площадью находится базилика Святой Иустины Падуанской. Почитание св. Иустины, погибшей в 304 году во время гонения на христиан, началось в Падуе в VII в., когда в 617 г. епископ Агрипин освятил в её честь небольшую часовню. В XV в. ее значительно расширили и она стала называться церковью и известным монашеским центром. В 1418 г. монахи основали в этой церкви бенедиктинское реформаторское "Братство св. Иустины". Почитание св. Иустины приобрело особое значение в конце XVI в., когда в день ее памяти 7 октября 1571 г. произошло морское сражение в Патрасском заливе между флотами Священной лиги и Османской империи (битва при Лепанто). Поражение турецкого флота и победа Священной лиги над Турцией рассматривались как заступничество св. Иустины и как важнейшая победа христианства над исламом. После этого знаменательного события почитание св. Иустины быстро распространилось во всей Италии и в Венеции, а в городах Брешии и Фарраре были воздвигнуты церкви в ее честь. В Падуе св. Иустине посвятили перестроенную и украшенную девятью куполами огромную по размерам базилику, названная её именем. На самом высоком куполе храмового здания установлена бронзовая фигура падуанской святой. Первоначально базилика играла роль монастырской церкви при одноимённом аббатстве бенедиктинцев, в 1810 году монастырь был закрыт Наполеоном. В 1919 году был открыт вновь, а после Второй мировой войны в нём разместилась государственная библиотека Санта-Джустина. На металлических дверях главного входа базилики ныне можно видеть горельефные изображения св. Просдокима и св. Иустины.
Базилика Святой Иустины Падуанской
Интерьер создавался во второй половине XVI века, алтарь и хоры базилики авторства Паоло Веронезе. Базилика Санта-Джустина принадлежит к числу крупнейших церквей Италии, её длина 122 метра, ширина – 82 метра. Верующими почитаются хранящиеся в базилике мощи нескольких святых – евангелиста Луки, Иустины Падуанской, Просдоция и ряда других.
Центральный неф базилики
Почитание св. Иустины началось в Падуе в VII в., когда в 617 г. епископ Агрипин освятил в ее честь небольшую часовню. В XV в. ее значительно расширили и она стала называться церковью и известным монашеским центром. В 1418 г. монахи основали в этой церкви бенедиктинское реформаторское «Братство св. Иустины». Почитание св. Иустины приобрело особое значение в конце XVI в., когда в день ее памяти 7 октября 1571 г. произошло морское сражение в Патрасском заливе между флотами Священной лиги и Османской империи (битва при Лепанто). Поражение турецкого флота и победа Священной лиги над Турцией рассматривались как заступничество св. Иустины и как важнейшая победа христианства над исламом. После этого знаменательного события почитание св. Иустины быстро распространилось во всей Италии и в Венеции, а в городах Брешии и Фарраре были воздвигнуты церкви в ее честь. В Падуе св. Иустине посвятили перестроенную и украшенную девятью куполами огромную по размерам базилику, названная ее именем. На самом высоком куполе храмового здания установлена бронзовая фигура падуанской святой. На металлических дверях главного входа базилики ныне можно видеть горельефные изображения св. Просдокима и св. Иустины. В украшении интерьера базилики вложен труд многих итальянских мастеров скульптуры и живописи. Главный алтарь базилики украшает большая алтарная картина "Мученичество святой Иустины" работы П. Веронезе.
Главный алтарь П. Веронезе.
Согласно изданным в 2002 г. аббатством Св. Иустины информационным материалам, основанным на древних житийных текстах и рукописях XIV – XV вв. (См.:2), на территории прилегающего к монастырю кладбища в XI – XII вв. были обнаружены многие мощи раннехристианских святых. В 1177 г. здесь раскопали дубовый саркофаг с предполагаемыми мощами св. Луки, о чем свидетельствовали написанное имя евангелиста и изображение на саркофаге символа трех быков – эмблемы, связываемой со святым евангелистом Лукой. Трактовка этого символа свидетельствует о том, что апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а бык (телец) часто использовался как жертвенное животное. В монастырских документах рассказывается о том, что по настоянию епископа Падуи и с разрешения бенедиктинских монахов – хранителей христианской реликвии было решено провести серьезное научное исследование мощей св. Луки с привлечением ученых разных наук. Для сравнительного анализа костной ткани скелета и черепа на несколько дней из Праги привезли в Падую реликварий с честной главой св. Луки. 17 сентября 1998 г. гробница была вскрыта и из нее извлекли запечатанный сургучом свинцовый саркофаг весом 300 кг, доставленный в Италию из Константинополя в VIII веке. В установлении истины принимали участие десятки экспертов, которые провели 74 научных сессии.
Свинцовый саркофаг
Сохранились сведения, что уже в X-м в. монахи-бенедиктинцы из аббатства Св. Иустины особо почитали святые мощи апостола и евангелиста Луки. В 1313 г. для дальнейшего хранения свинцового саркофага с мощами венецианские мастера по поручению аббата, итальянского историка и поэта из Падуи – Альбертино Муссато (1261–1329) изготовили из цветного мрамора специальную гробницу, поддерживаемую пятью каменными столбами и установленную в одной из часовен. В год завершения строительства базилики в 1562 г. гробницу перенесли установили в левом нефе базилики, где она находится и поныне.
Капелла и саркофаг св. Луки
Капелла делла-Пьета́ (La cappella della Pietà – капелла оплакивания)
Капелла Св. Бенедикта Нурсийского (Cappella di san Benedetto Abate)
Капелла Невинных Святых (La cappella dei santi Innocenti)
La cappella di sant'Urio
Altare e la tela di Pietro Damini
La "pergula" del VI secolo nel Sacello di San Prosdocimo
La cappella di san Massimo di Padova
La missione degli Apostoli (1631) Battista Bissoni
I Santi Cosma e Damiano salvati dall'angelo Antonio Balestra
Базилика Святого Антония
В XIII в. город становится центром паломничества, т.к. здесь хранятся чудотворные мощи Святого Антония Падуанского. Будучи при жизни одним из самых почитаемых францисканцев, он был канонизирован практически сразу после смерти. Святой Антоний, согласно его воле, был похоронен в маленькой церкви Santa Maria Mater Domini, возле которой в 1229 году им был основан монастырь. Строительство базалики началось в 1232 году и продолжалось 78 лет. Церковь, в которой был похоронен Святой Антоний, была включена в базилику как Капелла делла Мадонна Мора (итал. Cappella della Madonna Mora, Часовня Тёмной Мадонны). Росписью храма занимались многие художники, среди которых Альтикьеро да Дзевио, Джакопо д’Аванцо, Стефано да Феррара (Stefano da Ferrara), Джироламо Тессари (Girolamo Tessari) и др. Над скульптурными композициями храма работал Никколо Пиццоло. Некоторые изменения и реконструкции производились также в XIV и XV веках. Базилика Святого Антония (итал. Basilica Pontificia di Sant'Antonio di Padova) – католическая церковь и памятник архитектуры, крупнейшая по размерам и числу паломников церковь Падуи, хотя и не соборная. Находится в собственности и юрисдикции Ватикана.
Базилика Святого Антония
Поклонение Святому Антонию
Капелла Святого Антонио или капелла Гроба Святого
Оформленная в барочном стиле Капелла Реликвий находится в деамбулатории – полукруглой обходной галерее вокруг алтарной части базилики св. Антония, во многом сходной по своему архитектурному решению с базиликой Св. Иустины. В этой капелле хранится не только богатейшее собрание святынь, но и созданные в разные эпохи произведения итальянского церковно-ювелирного искусства. Большинство хранящихся здесь реликвий посвящены католическому св. Антонию Падуанскому и другим святым. Драгоценные реликварии, дароносицы и литургические сосуды перенесены в капеллу из ризницы только в 1745 г. На полках трех застекленных ниш выставлены высокий (97 см) и декорированный хрусталем в стиле эпохи Возрождения реликварий с частицей Святого Креста (1436-1437) работы Джанагостино Элини и Джованни ди Пьетро; реликварий с тремя шипами из тернового венца Спасителя; высокий реликварий работы Амброзио ди Христофоро ( XV в. ) с мощами святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, святой великомученицы Екатерины Александрийской, святой мученицы Иустины Падуанской и др.; реликварий ( высота 60 см; XV в.) с мощами св. Просдокима и др. падуанских святых. Здесь же хранится реликварий с мощами блаженного Августина (†430 ) и др.
Капелла реликвий
В Капелле святых Иакова и Феличе, по правой стороне нефа, напротив гробницы святого Антония, имеются фрески работы веронского живописца Альтикьеро да Дзевио, последователя Джотто ди Бондоне, и Якопо Аванцо (1376).
Капелла святых Иакова и Феличе
Центральный неф базилики Святого Антония
Главный алтарь расположен не в апсиде, а в пресбитерии центрального нефа. Он признан шедевром ренессансного искусства, композиция, статуи и рельефы которого созданы выдающимся флорентийским художником, скульптором Донателло. В центре алтаря на троне – бронзовая фигура Мадонны, относящаяся к иконографическому типу Маэста (итал. maestà – величание, возвеличивание). Дева Мария изображена фронтально, в торжественной позе, как бы возвышающейся над троном. Её голову венчает корона, образуемая крыльями Херувимов. Впереди себя Она держит Богомладенца. Боковые части трона оформлены в виде сфинксов. На плечи Девы накинута тяжелая мантия, скреплённая на груди брошью в виде Херувима. Фигура Мадонны в образе "Царицы Небесной" приподнята на постаменте, по левую сторону от Неё – статуя Св. Антония Падуанского, по правую – Св. Франциска Ассизского. Над Мадонной – бронзовое Распятие, первое произведение Донателло в Падуе (1443—1444); внизу, в пределле – рельефы, также работы Донателло, изображающие сцены чудес из жизни Св. Антония ("Чудо заговорившего новорождённого", "Чудо с раскаявшимся сыном", "Чудо с ослицей", "Чудо сердца скупого"). По сторонам алтаря установлены фигуры Св. Иустины и Св. Даниила.
Главный алтарь базилики Святого Антония
Конная статуя итальянского кондотьера и правителя Падуи Эразмо да Нарни (итал. Erasmo da Narni) по прозвищу Гаттамелата
Работа Донателло (итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi)
Один из самых красивых дворцов в Падуе – Палаццо делла Раджоне ("Дворец Разума"). Размеры его единственного зала столь велики (87 м. длины, 27 м. ширины и 24 м. высоты), что ставят в ряд самых больших залов Европы, потолки которых не удерживаются промежуточными колоннами. Строительство здания было начато в 1172 и закончено в 1219 годах. В 1306 монах-августинец Джованни дельи Эремити (Giovanni degli Eremitani) надстроил его, оснастив деревянной крышей в виде перевернутого днища корабля и окружил несколькими ярусами лоджий. Помещение использовалось для заседаний городского cуда.
Палаццо делла Раджоне
После пожара 1420 года дворец был восстановлен венецианскими мастерами, которые объединили три его помещения в один зал. В начале XIV века стены были украшены фресками на астрологические темы, замысел которых приписывают падуанскому медику и астрологу Пьетро д’Абано, а исполнение – Джотто. Во время пожара 1420 года фрески погибли, но были восстановлены в середине XV в. Николо Мирето (Nicolo Miretto) и Стефано из Феррары (Stefano da Ferrara). Дворец расположен между двумя городскими площадями – Пьяцца делле Эрбе ("Площадь трав") и Пьяцца делле Фрутти ("Площадь Фруктов"), на которых много столетий подряд устраиваются городские рынки.
Палаццо делле Дебите – дворец в Падуе, построенный по проекту Камилло Бойто в 1874 году. Ему было поручено спроектировать здание, гармонирующее со старинными постройками площади и в то же время отвечающее требованиям современной жизни. По проекту Бойто дворец выполнял как коммерческую, так и жилую функцию: на первом этаже располагались магазины, а на верхних – частные дома. В свое время Палаццо делле Дебите служил тюрьмой для неплательщиков.
Палаццо делле Дебите
В самом сердце Падуи, между двумя рукавами канала, находится кафедральный собор (итал. Duomo di Padova), названный также Собором Успения Девы Марии (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta). Храм начали строить в XVI в. а освятили – в XVIII в. Ранее на этом месте стояла христианская церковь, построенная в в IV в. и разрушенная землетрясением в 1117 году; затем романский собор, который простоял почти 400 лет (его внешний вид можно видеть на фресках Джусто де Менабуои в прилегающем к собору баптистерии), а в 1551 году епископом Падуи было принято решение о перестройке собора. Проект существующего собора в стиле ренессанс был разработан архитекторами Андреа делла Валле и Агостино Ригетто, по некоторым данным – под руководством Микеланджело. Строительство нового, третьего собора Успения Святой Марии, продолжалось 200 с лишним лет и было закончено только в 1754 году. Внешний облик падуанского собора сдержанный и лаконичный. Главный фасад представляет собой реконструкцию, осуществлённую после войны, когда здание значительно пострадало от бомбардировок. В результате попадания снаряда был разрушен торжественный портик, классический фронтон, поддерживавшийся мощными полуколоннами коринфского ордера. Сегодня фасад, фактически лишённый декоративных элементов, украшают только три обрамлённых мрамором портала и два небольших круглых окна – розы.
В плане собор имеет форму латинского креста, это трёхнефная базилика с капеллами в боковых нефах, с криптой, двумя ризницами по сторонам пресвитерия и колокольней, примыкающей к северному нефу. Просторное и гармоничное внутренне пространство освещается двумя куполами над центральным нефом: первый овальный купол располагается на уровне капелл, посвящённых святому епископу Лоренцо Джиустиниани и святому кардиналу Грегорио Барбариго, второй большой купол возвышается над средокрестием.
Центральный неф базилики
Визит в Собор начинается с бокового левого нефа, где находится часовня Мадонны Слепых. Здесь, на алтаре восемнадцатого века из белого мрамора Каррары, можно видеть картину неизвестного веронского художника XVII в. с Троицей и Святым епископом Антонио Буттафого (Antonio Buttafogo). В центр картины помещена икона XV века с Мадонной с Младенцем, работы Стефано Дел' Арцере.
Капелла Мадонны Слепых.
Капелла Святого Иеронима также находится в левом нефе. Большой барочный алтарь из краного и белого мрамора был заказан Джроламо Сельватико (Girolamo Selvatico) в 1603 г. Полотно, центральное место в котором посвящено коленопреклоненному над открытой книгой со священным Писанием Святому Иерониму с камнем в руке, написано венецианским художником Пьетро Дамини из Кастельфранко-Венето (Pietro Damini da Castelfranco). В верхней части картины видны ангелы, на которых устремлён взор Святого; внизу слева изображён заказчик полотна и алтаря. На стене справа от алтаря закреплена мемориальная плита из чёрного мрамора с именем преподавателя практической медицины университета Падуи, собирателя и создателя уникальной библиотеки, Бенедетто Сельватико (Benedetto Selvatico, 1533-1603)
Капелла Святого Иеронима
Третья капелла посвящена итальянскому кардиналу, дипломату и богослову Грегорио Барбариго (Gregorio Barbarigo). Он был канонизированному католической церковью причислен к лику святых, прославившись своей бескорыстной заботой о вдовствующих женщинах и бедствующих сиротах. Тело Святого хранится в алтаре из белого и зеленого мрамора, над которым помещена его статуя с двумя ангелами по сторонам, два мраморных ангелочка внизу и четыре бронзовых бюста, работы Анджело Скарабелло (A. Scarabello), которые представляют святых защитников Падуи. Алтарь был задуман венецианским архитектором Джорджио Массари (Giorgio Massari ) в 1762 и выполнен падуанским скульптором Франческо Андроси (Francesco Androsi). За алтарём картина Пьетро Дамини из Кастельфранко (Pietro Damini, XVII в.) с Распятием, Святой Магдалиной в розовом платье и пышными волосами, обличённой короной Екатериной с пальмой мученичества и колесом. Потолок капеллы расписал фресками в 1762 году падуанский художник Джованни Баттиста Мингради (Giovanni Battista Mingardi).
Кпалла Святого Грегорио Барбариго
Саркофаг с телом Святого Грегорио Барбариго
Четвертая капелла посвящена Святому Иосифу (S. Giuseppe). За барочным алтарём висит удивительная картина Джованни Антонио Пеллегрини, изображающая Мадонну с Младенцем, Св. Кесария (S. Cesareo) слева и Св. Иосифа (S. Giuseppe) справа, написанную в 1716, когда было построено мраморное основание, которое украшают также два мраморных герба по сторонам и надписи, напоминающие о его основателе – графе Сангинетто, аббате Габриеле де Леоне. Алтарь храненит остатки блаженного падуанского бенедиктинца Джордано Форцате, которые были перенесены в 1952 из церкви Св. Бенедикта. Хор из орехового дерева – так называемый “зимний хор” – создан во второй половине XVI века или первой половины XVII века. Между двумя пилястрами, слева, могильная плита Св. Бенедикта и Св. Кесария (1350), напоминающая об освящении капеллы епископом Ильдебрандо (Ildebrando), который был большим другом флорентийского поэта Франческо Петрарка (Francesco Petrarca). Рядом находится бюст и могильная плита кардинала Джузеппе Каллегари (Giuseppe Callegari), епископа Падуи (1907). Мраморная могильная плита у южного бокового выхода свидетельствует о визите Папы Пия VI в 1782 году. На переднем плане установлен бюст поэта Франческо Петрарка, сделанный в 1818 году из белого мрамора Каррары падуанским скульптором Ринальдо Ринальди. Надпись на могильной плите из черного мрамора говорит о том, что Петрарка был также каноником Собора.
Капелла Священного Сердца Иисуса
Капелла Святого Иосифа
В левой части поперечного нефа (трансепта) расположена капелла Святых Таинств (Santissimo Sacramento). На левой стене, под балдахином, на каменных консолях лежит созданный итальянским скульптором Пьер Паоло Мазенье (Pier Paolo delle Masegne) саркофаг, в котором покоится епископ Падуи Пилео да Прата (Pileo da Prata). На противоположной стене установлен подобный саркофаг епископу Пьетро Бароцци (Pietro Barozzi), выполненный венецианским скульптором Алессандро Витториа (Alessandro Vittoria). Над траурными памятниками помещены два восхитительно красивых полотна восемнадцатого века, работы неизвестных авторов, которые описывают, соответственно, Моисея, разбивающего скрижали Завета и Падение манны небесной. В центр капеллы Святых Таинств помещён грандиозный барочный алтарь из белого мрамора Каррары, над созданием которого трудились скульпторы восемнадцатого века Джованни Глория (Giovanni Gloria) и Джиорджио Массари (Giorgio Massari). Алтарь украшен в 1751 году двумя большими мраморными ангелами работы Томмазо Бонацца (Tommaso Bonazza) справа и Якопо Габано (Jacopo Gabano) слева. Стараниям последнего также принадлежат бронзовые панели на алтаре, которые символизируют: Моление о чаше в Гефсиманском саду, Тайная вечеря, Омовение ног, Проповедь Иоанна Крестителя, Чудо о манне небесной и Чудо умножения хлебов и рыб. В ризнице хранятся три полотна: "Благовещение" и "Встреча Марии и Елизаветы" французского художника Джованни Рау (Giovanni Raoux, XVIII в.), "Успение" падуанского художника Франческо Цанела (Francesco Zanella, XVII - XVIII вв.) в богатом позолоченном багете. Раньше в ризнице и капелле содержались различные произведения искусства знаменитых художников, которые работали в падуанской среде на протяжении XIV - XVII вв.: Джусто де Менабуои (Giusto De’Menabuoi); Никколо Семитеколо (Niccolo Semitecolo); Джандоменико Тьеполо (Giovanni Domenico Tiepolo); Андреа Мельдолла (Andrea Meldolla), известный как Андреа Скьявоне или просто Скьявоне, то есть "славянин" (Andrea Schiavone); Якопо даль Понте (Jacopo Dal Ponte), прозванный Якопо Бассано (Jacopo Bassano); Джакопо да Монтаньяна (Jacopo da Montagnana). Сейчас многие из этих произведений находятся в соседнем Епархиальном музее.
Капелла Святых Таинств
Фрагмент капеллы Святых Таинств с Тайной вечерей на бронзовой панели алтаря
Первая капелла от входа в правом нефе встречает алтарем из белого мрамора, подаренным в 1760 году гильдией сапожников. Залтарный образ создал художник из Падуи Дионисио Джардини и изображает причисленного к лику святых римского папу Пия X, который обучался в семинарии Падуи и закончил свои классические, философские и богословские исследования с отличием. Первоначально в капелле была размещена картина Джованни Баттиста Мингарди (Giovanni Battista Mingardi) с изображением страданий защитников сапожников, святых Криспина (Crispino) и Криспиниано (Crispiniano).
Следующая капелла правого нефа была создана по настоянию епископа Падуи Николо Антонио Джустиниани (Nicolò Antonio Giustiniani) и посвещена его предку, первому патриарху Венеции, святому Лаврентию Джустиниани.
Капелла Лаврентий Джустиниани
В правом поперечном нефе на грандиозном алтаре, созданном в 1647 году итальянским скульптором Маттиа Карнери, установлена икона неизвестного художника XIII века с ликами Пресвятой Богородицы и Младенца. Деревянный помост, на котором выносят икону во время торжественныых церемоний, украшен волютами с херувимами, стоит на возвышенной площадке со ступенями, по которым поднимается епископ или каноник, чтобы почтить святой образ. По бокам возвышаются две статуи святых Петра и Павла – изваяния швейцарского скульптора Бернардо Фальконе (Bernardo Falcone. По обе стороны алтаря расположены бронзовые решетки, ранее огораживающие пресвитерий, – великолепное произведение Анджело Скарабело (Angelo Scarabello). Вверху виднеются два полотна: "Поклонение Волхвов" Франческо Цанела (Francesco Zanella) и "Коронование Марии" в исполнении Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini). На правой стене возвышается монументальная готическая аркосолия (ниша в стене храма для захоронения), на которой помещены пять статуй (Богородица и Святые), а также саркофаг и многоцветное скульптурное надгробие кардинала Франческо Цабарела (Francesco Zabarella), работы Ринальдо ди Франциа (Rinaldino di Francia). На другой стороне расположены траурные памятники священослужителям, среди которых кардиналы Бартоломео Цабарела (Bartolomeo Zabarella) и Ахилла Цабарела (Achille Zabarella).
Капелла Св. Мария деи Мираколи
В XIII веке один из священослужителей храма оставил в наследство собору написанную в византийском стиле старую икону с изображением в анфас сидящей на троне Богоматери и запеленатого полосами льняной ткани Младенца. В особо торжественных литургиях собора эту икону он выставляли на передний план и совершали божественные песнопения. Создание священного образа приписывали Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), но в действительности она оказалась гораздо старше (ок. 1290 – 1299) и представляет собой плод реставрации или список XVI века. В XVII веке историческая икона была выставлена на специальном алтаре в правом поперечном нефе, но разрушилась при падении в 1647 году и была заменена идентичной копией, что было обнаружено только в 1974 году. В настоящее время известны две копии иконы: одна, работы итальянского живописца Гвариенто да Арпо (Guariento di Arpo, 1310 - 1370) находится в Метрополитен-музее Нью-Йорка; другая – работы Джусто де Менабуои (Giusto de' Menabuoi, 1320 – 1391), известного также под прозвищем Джусто из Падуи, хранится в музее епархии Падуи в Палаццо-Весковиле.
Мадонна и Младенец в полосах
Центральный неф собора венчает светлый пресвитерий. 2 января 1551 собрание каноников одобрило проект строительства нового престола, представленный итальянским скульптором, художником и архитектором Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) на замену устарешего пресвитерия работы выдающегося флорентийского скульптора и архитектора эпохи Высокого Возрождения Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino). Над проектом Микеланджело велись работы в течение нескольких десятилетий. Престол был освящён епископом Падуи Федерико Корнаро (Federico Cornaro) 14 апреля 1582 года. Слева в портике на стене установлен бюст Франческо Шипьони Донди дель Оролоджио (F.S. Dondi dell’Orologio), который в 1807 был назначен епископом Падуи после четырех веков венецианских прелатов; cправа – барочный памятник умершему в Падуе и похороненному в соборе кардиналу Пьетро Вальер (Pietro Valier). На боковых стенах смонтированы два старых органа, построенных Антонио Калидо (Antonio Callido). На левой стене пресвитерия закреплён памятник из мраморе Каррары с двумя бюстами папы Бенедетто XIV и епископа, кардинала Реццонико (Rezzonico), выполненными в XVIII в. итальянским скульптором венецианской школы Морлайтер Джованни Мария (Morlaiter, Giovanni Maria). Между двумя органами установлен освященный 2 декабря 1770 епископом Антонио Марино Приули (Antonio Marino Priuli) большой мраморный алтарь, созданный по проекту падуанского архитектора Даниеле Даньелетти (Daniele Danieletti), а над ним – балдахин, работы скульптора из Падуи Чезаре Бово (Cesare Bovo), с изображением Господь-Бога, написанного падуанским художником Франческо Цанела (Francesco Zanella). По сторонам от балдахина висят полотна французского художника первой половины XVIII века ”Отдых на улице Египта” M. Лаос, и ”Обрезание Господне” веницианца Джованни Антонио Фумиани (Giovanni Antonio Fumiani), за ними следует ”Рождество” мастера из Вероны Антонио Балестра (Antonio Balestra). Большой хор с тридцатью пятью резными креслами из орехового дерева, работы Филиппо Пароди (Filippo Parodi), XVIII в., восстановлен в 1997 году.
Обновлённый пресвитерий
В центре пресвитерия на переднем плане размещён алтарь из белого мрамора Каррары, удерживаемый четырьмя ангелами, играющими на античных инструментах. По обе стороны алтаря фигуры покровителей и защитников Палуи: слева – Святой Просдоций (ученик апостола Петра и первый епископ Падуи) и крещёная им Святая Иустина. Справа – фигура Св. Антонио в позолоченной бронзе. Святой представлен бегущим по побережью, что символично напоминает об одном из его чудес – Проповеди рыбам, – описанном в Главе XL книге "Цветочки Франциска Ассизского". Рядом в многоцветном мраморе изображён Святой Грегорио Барбариго – итальянский кардинал, дипломат и богослов, епископ Падуи, канонизированный Католической церковью. Перед алтарём установлен амвон, выполненный в виде молящейся девы, позолоченный облик которой сосредоточен на размышлени Слова Божьего. Её волосы переплетаются за спиной с ветвями растущего дерева, покрытого густой листвой. Именно библейское дерево жизни даёт плоды во все времена, потому что оно пускает свои корни к Слову Божьему. Епископская кафедра размещена в пресвитерии и характерна умеренной простотой. Она выделяется лишь рисунком листьев на подлокотниках и оконтуривающими борта спинной части ветвями. Позади алтаря, в апсиде, Распятие из никеля и золота с уже воскресшим Христом, глаза которого излучают свет. Современный алтарь с четырьмя святыми заступниками Падуи, кафедра, амвон и распятие Христа созданы итальянским скульптором Джулиано Ванги (Giuliano Vangi).
Наиболее почитаемые в Падуи святые
Покровители Падуи Св. Просдоций и Св. Иустина
Амвон в виде молящейся Девы и Дерева Жизни
В стоящем рядом баптистерии можно посмотреть на скрупномасштабный фресковый ансамбль из сцен Страшного суда и Страстей Христовых, созданный итальянским художником эпохи раннего ренессанса Джусто де Менабуои (итал. Giusto de' Menabuoi; 1320-1391),известным также под прозвищем Джусто из Падуи (итал. Giusto da Padova).
Джусто де Менабуои. Рай. Купол Баптистерия Падуи, фрагмент, 1375-1378.
Джусто де Менабуои. Фрески северной стены.
Джусто де Менабуои. Фрески западной стены.
Джусто де Менабуои. Фрески южной стены.
Джусто де Менабуои. Сцена справа – "Полелуй Иуды"
Алтарь баптистерия и фркски Джусто де Менабуои
Фрески Джусто де Менабуои над алтарём баптистерия
Капелла Скровеньи
Главной достопримечательностью Пудуи, всё-таки, остаётся капелла Скровеньи, известность которой принесли фрески великого мастера Джотто. В 1303 году банкир Энрико Скровеньи приобрёл земельный участок неподалёку от северных стен города, на месте руин древнеримской Арены, смежной с монастырём Отшельников (Эремитани), чтобы там построить семейный особняк и капеллу, посвящённую Пресвятой Богородице, для поминования души покойного отца Реджинальдо, ростовщика, о котором упоминает Данте в XVII песни Ада. В марте 1305 года Скровеньи удаётся получить от капитула венецианской базилики Св. Марка саркальное облачение для торжественного обряда освящения капеллы: работы были почти закончены, по крайней мере, что касается кладки стен; но и цикл фресок, покрывающий всю внутреннюю часть храма, был близок к завершению. Возможно, что Джотто работал и в качестве архитектора: несомненно, капелла Скровеньи была спроектирована для органической серии росписей, распределённых на нескольких ярусах и полностью покрывавших всё внутреннее пространство.
Целиком построенное из неоштукатуренного кирпича, здание отличается простотой и чёткостью линий, почти лишённых декоративных украшений. У фасада – типичная форма в виде "хижины", с орнаментальными терракотовыми арочками вдоль водостоков. В верхней части большое трёхарочние окно является единственным источником света для интерьера, вместе с четырьмя удлинёнными и узкими, одноарочными окнами на правой боковой стене и с окнами небольшой апсидальной части. Снаружи выступают контрфорсы, поддерживающие четырёхугольное строение и крышу, не загромождая внутреннее пространство структурными элементами. Таким образом, капелла состоит из единственного помещения, покрытого барочным сводом и замкнутого находящейся за престолом апсидой.
Родившаяся в те же годы, что и "Божественная комедия" Данте, капелла Скровеньи задумана как единый комплекс, а не последовательность расположенных рядами эпизодов. Подобно тому, как отдельные Песни и различные персонажи у Данте обретают свой смысл и и силу в рамках общей структуры поэмы, так и расписанные Джотто сцены являются главами последовательно и логично связанного визуального повествования на средневековую тему пути человеческого спасения. Переменивший многократно владельцев и потерпевший коренные изменения, дворец Скровеньи, облик которого документирован старинными гравюрами, был снесён в 1827 году после того как он обрушился по природным причинам. Зато капелла после эпохи Джотто не знала никаких значительных архитектурных вмешательств, учелев до наших дней, даже если ей урожали сильные землятресения и опустошающие бомбордировки.Росписи, которые всегда считались драгоценнейшими произведениями искусства, неоднократно реставрировались. Последняя реставрация закончилась в 2002 году, закрепив сохранность цикла и подтвердив исключительное техническое и исполнительное качество росписей и их несравненную стилистическую красоту.
Кроме фресок Джотто, в капелле присутствует другой шедевр начала XIV века, несправедливо мало ценимый посетителями: это погребальный памятник Энрико Скровеньи, находящийся в хоре и украшенный изумительной мраморной Мадонной, работы Джованни Пизано, виликого тосканского скульптора, с которым соперничал Джотто.
Гробница "Мадонна" Джованни Пизано
Удлинённая, нервная готическая линия Мадонны растворяется в ласковой и душевной беседе между Матерью и Сыном, обменивающихся взглядами и чувствами, о которых, по Джотто, европейская живопись и не смела думать. Группа Мадонна с Младенцем окружена двумя динамическими фигурами ангелов, держащих канделябры.
Гробница "Мадонна" Джованни Пизано
Церковь святых Филиппа и Иакова
Церковь Святых Филиппа и Иакова, известная также как церковь Эремитани, расположена рядом со старой римской Ареной, остатки которой служили домом созданной в 1242 конгрегации Пресвятой Девы Марии Милосердия, дававшей приют проституткам, добровольно пожелавшим покончить со своим ремеслом и встать на путь праведный. В 1276 итальянский архитектор Джованни Эремитани (Giovanni degli Eremitani) получил заказ от городской коммуны и возглавил строительство новой церкви, которое было завершено в 1306 чудесным деревянным потолком и фасадом с псевдо-лоджими из каменных арок. Церковь служила местом поклонения монахам Августинского ордена отшельников (eremitani), большой монастырь которых находился совсем рядом с северной стороны. Начиная с 1509 горожане приходили в церковь каждый год 17 июля, в день святой Марины Антиохийской, чтобы отпраздновать сопротивление "Империи" во время войны с Камбрейской лигой, а с 1571 – праздновать победу в битве при Лепанто. Здесь принимали короля Франции Генрих III Валуа, встречавшегося со святым Франциско Сальским, когда тот был студентом университета. В пристройке монастыря пребывал Мартин Лутеро во время своего путешествия через Падую в Рим. 28 июня 1806 года монахи были удалены из их дома наполеоновским декретом, но уже в 1808 церковь и превращенный в военную казарму монастырь открылись вновь. Здание являляет собой необычайный пример получившего развитие в Падуе "псевдоклассического" стиля и хранит выдающиеся произведения искусства, среди которых первые красочные фрески Гварьенто, Андреа Мантенья и Ансуино да Форли. Внутри хранятся останки кавалера Цанино да Перага (Zanino da Peraga), Иларио Сангуйначчи (Ilario Sanguinacci), Якопо да Форли (Ilario Sanguinacci), гуманиста Марко Мантова Бенавидес (Marco Mantova Benavides), знаменитой итальянской красавицы Виттории Аккорамбони (Vittoria Accoramboni), врача и биолога Антонио Валлиснери (Antonio Vallisneri), певицы, актрисы и композитора Барбары Строцци (Barbara Strozzi). В 1944 церковь была подвержена тяжелой воздушной англо-американской бомбардировкой: были частично разрушены фасад, потолок и часть абсиды, полностью уничтожены капеллы Дотто и Оветари. В послевоенный период церковь была полностью восстановлена.
Центральный неф. Слева Mausoleo di Marco Mantua Bonavides.
Фрески Гвариенто ди Арпо
Фрески Гвариенто ди Арпо (деталь)
Фрески Гвариенто ди Арпо (деталь)
Фрески Гвариенто ди Арпо (деталь)
Tomba di Ubertino da Carrara
Tomba di Jacopo II da Carrara con epitaffio del Petrarca
Фрески Ансуино да Форли, Боно да Феррара и Андреа Мантеньи "Истории Святого Христофора"
Фрески Андреа Мантенья. Мученичество и перенос тела встого Христофора, cappella Ovetari
Фрески Андреа Мантенья
Cappella Ovetari. Фрески Андреа Мантенья. Miracolo di San Giacomo dopo il restauro
Музей Эремитани
Археологический музей
Пинакотека
Другие достопримечательности Падуи
Виа Беллуди Беато Лука (Via Belludi Beato Luca) и Базилика Сант Антонио.
Пьяцца делла Синьория – одна из многочисленных площадей, представляющих исторический центр города Падуя. На протяжении многих веков она была местом проведения гражданских праздников, турниров и представительным местом города. На восточной стороне площади находится древняя церковь Сан-Клементе (Chiesa di San Clemente), окруженная средневековыми домами.
Церковь Папы Сан-Клементе I – средневековое культовое сооружение, расположенное на площади Синьоров. Согласно древней традиции, церковь была подарена городу падуанцами, основавшими в V веке общины Ривоальто и Дорсодуро – "первобытную Венецию". Бывшая приходская церковь, в настоящее время она является приходом, принадлежащим кафедральной базилике Санта-Мария-Ассунта.
На левой стороне площади стоит колонна Сан-Марко (середина восемнадцатого века), возведённая из частей церкви Сан-Марко, которые были найдены в 1764 году. Лев – это работа Кристофера Санавио (1870), заменившая тот, который был уничтожен французскими войсками в 1797 году. Флагшток имеет мраморное основание шестнадцатого века с горельефными украшениями. Мраморные панели со всех четырех сторон символизируют основные достоинства. Монумент стоит здесь со второй половины восемнадцатого века. Лоджия дель Консильо, также известная как Лоджия делла Гран Гуардиа, строилась с 1491 года по проекту Аннибале Магги (Annibale Maggi) как резиденция Большого совета. Работы были завершены в 1536 году. Верхние комнаты расписана фресками Пьера Антонио Торри в 1667 году. Во время австрийского господства лоджия стала резиденцией "Великой гвардии", военного командования города.
В западной части площади возвышается Часовая башня, возведённая в первой половине XIV века как восточные ворота дворца Каррарезе, впоследствии была поднята, украшена в готическом стиле и оснащена знаменитыми астрономическими часами, выполненными по проекту Новелли братьями Калдиере в 1437 году. Башня окружена по бокам симметричными зданиями Капитанио и Камерленги, построенными в XVI-XVII веках в стиле маньеризма. В двух нишах установлены бюсты святого Просдоцимуса и святого Антония. Оба выполнены из камня и были замурованы в антиклерикальный период наполеоновской оккупации. Бюсты отреставрированы в 1990-х годах.
Дворец Монте ди Пьета – средневековое здание финансового учреждения, основанного францисканцами для борьбы с ростовщичеством и действовавшего в Падуе с 1491 года.
Кафе "Педрокки" (Caffè Pedrocchi)
Триумфальная арка, возведенная в 1632 году по проекту Джована Баттисты делла Скала, посвящена Альвизе Валарессо, капитану города с 20 июля 1631 года по 19 декабря 1632 года. Валарессо участвовал в ликвидации эпидемии чумы 1630 года. Он ввёл энергичные санитарные меры, которые позволили вывести город из чрезвычайной ситуации. Кроме того, взял под контроль местные финансы, страдавшие от снижения налоговых поступлений из-за ослабления административного контроля. Здание имеет четыре дорические колонны на высоких пьедесталах, на которые опирается аттик с хвалебной надписью.
В своей многовековой истории Падуя пережила и завоевание лангобардами в VII веке, времена свободной коммуны XII века и бомбежки времен второй мировой войны. Однако, вопреки разрушениям, Падуе удалось сберечь свои сокровища и остаться одним из красивейших городов Италии.