Музей Орсе (Musée d'Orsay) расположен в Париже на левом берегу Сены. Он разместился в здании бывшего вокзала Гар д'Орсэ, построенного в стиле изящных искусств в 1898-1900 годах. В музее хранится в основном французское искусство 1848-1914 годов, включая картины, скульптуры, мебель и фотографии.
Здесь собрана самая большая в мире коллекция шедевров импрессионизма и постимпрессионизма таких художников, как Берта Моризо, Клод Моне, Эдуард Мане, Дега, Ренуар, Сезанн, Серат, Сислей, Гоген и Ван Гог. Многие из этих работ до открытия музея в 1986 году находились в Национальной галерее Жё-де-Пом. Это один из крупнейших художественных музеев в Европе.
В 2021 году в музее побывал один миллион посетителей, что на 30 процентов больше, чем в 2020 году, но значительно меньше, чем в предыдущие годы из-за пандемии COVID-19. Несмотря на падение, в 2020 году он занял пятнадцатое место в списке самых посещаемых художественных музеев. Яркие черты здания, такие как высокий сводчатый потолок и витражи на крыше, сохранились до наших дней и пропускают большое количество естественного света в главный зал. Плитка на полу была отреставрирована, а позолоченные патроны для ламп, свисающие с потолка, также были восстановлены до их первоначального великолепия. Вишенкой на торте вестибюля являются позолоченные часы в стиле барокко, которые видны отовсюду и отбивают каждый час – ещё одно напоминание об изначальной функции здания.
Здание музея изначально было железнодорожной станцией Gare d'Orsay, расположенной рядом с рекой Сена. Построенный на месте Дворца Орсе вокзал для парижско-орлеанской железной дороги, вокзал был удобным для путешественников и принял первых пассажиров к Всемирной выставке 1900 года. Поскольку поезда были большшим новшеством для того времени, архитекторы и дизайнеры ожидали, что здание будет воплощать современные черты нового вида транспорта. Вместо этого Гар д'Орсэ в концепции фасада черпал вдохновение из прошлого, скрывая передовые технологии внутри. До 1939 года он был конечной станцией железных дорог юго-западной Франции. К 1939 году короткие платформы станции стали непригодны для длинных поездов, которые стали использоваться для магистральных перевозок. После 1939 года станция использовалась для пригородного сообщения, а во время Второй мировой войны часть станции стала почтовым центром.
В 1970 году станцию решили снести, но министр по делам культуры Жак Дюамель (Jacques Duhamel), выступил против планов строительства на её месте нового отеля. В 1978 году вокзал был внесён в список исторических памятников. Предложение превратить вокзал в музей поступило от Дирекции музея Франции. Идея заключалась в том, чтобы построить музей, который стал бы мостом между Лувром и Национальным музеем современного искусства в Центре Жоржа Помпиду. План был принят Жоржем Помпиду и в 1974 году было заказано исследование. В 1981 году итальянский архитектор Гае Ауленти (Gae Aulenti) была приглашена для проектирования интерьера, включая внутреннее обустройство, отделку, мебель и оборудование музея. Спроектированное ею расположение галерей было тщательно продумано и занимало три основных уровня, расположенных под бочкообразным сводом атриума музея.
Особенность музея в том, что он показывает все грани художественного творчества относительно короткого, но очень плодотворного периода 1848-1914 годов: живопись, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, фотографию. У посетителя есть возможность заново открыть для себя художников, таких как художники Академии, которые давно не получали признания.
На главном уровне здания центральный неф был образован окружающими каменными конструкциями, которые ранее были железнодорожными платформами здания. Структуры центрального нефа разделили огромные пространства скульптур и галерей и обеспечили более организованные места для просмотра произведений искусства. В июле 1986 года музей был готов к приему экспонатов. На установку около 2000 картин, 600 скульптур и других произведений ушло 6 месяцев. Музей был официально открыт в декабре 1986 года тогдашним президентом Франсуа Миттераном.
Главный зал в основном состоит из скульптур. Во время реставрации по бокам зала были добавлены новые мраморные секции, разделившие площадь на более мелкие секции, каждая из которых содержала свою коллекцию. Также были включены верхние части зала, так что теперь посетители могут увидеть больше произведений искусства на антресольном этаже. Главный вход по-прежнему открыт и просторен. Самые яркие скульптуры здесь принадлежат Полю Гогену, Эдгару Дега и Огюсту Родену. Есть множество возможностей отдохнуть на скамейке и полюбоваться окрестностями. В вестибюле царит спокойная, уважительная атмосфера, мало чем отличающаяся от атмосферы места отправления культа – это иллюстрирует, как музей приглашает посетителей расслабиться и поразмышлять.
Кафе Campana, расположенное у выхода из Галереи импрессионистов, является обязательным местом для тысяч посетителей, которые каждый день приходят в Музей Орсе, чтобы полюбоваться знаменитыми Ренуаром, Дега и другими Моне. Внутреннее убранство было выполнено братьями Кампана, известными бразильскими дизайнерами, которые хотели создать "сказочно-водную" атмосферу, говорят они, вдохновленные Эмилем Галле и его рисунками морских животных. Результат: странное изобилие оранжевой металлической фурнитуры, золотых люстр, металлических стен и стульев в форме гальки...
Кафе Campana было отремонтировано с учетом деталей в стиле модерн бывшего вокзала Орсе, построенного для Всемирной выставки 1900 года. В архитектуре интерьера кафе особое внимание уделяется большим часам, которые, хотя и прозрачны, украшают внешней стены и предлагает потрясающий вид на правый берег Сены, от Лувра до Тюильри.
На террасе Музея Орсе доминируют скульптуры XIX века. Шедевры французского скульптора Огюста Родена раскинулись на целое крыло.
С террасы также открывается потрясающий вид на Сену, Лувр и базилику Сакре-Кёр (Святого Сердца).