default_mobilelogo

Анри де Тулуз-Лотрек известен как богема, который рисовал своё время и придал ему тот порочный гламур, который с ним ассоциируют сегодня. Тот, кто помог "Мулен Руж" достичь мировой славы, кто любил общаться с танцовщицами, шлюхами и людьми, которые считались не очень приятными, и как тот, кто сократил свою жизнь с помощью абсента. И, конечно, за его взгляд из центра событий, за его композиции, которые создавались как фотографии в момент наблюдения. Картины Тулуз-Лотрека наполнены творчеством, цветом и чувством, а также надеждой и неудачей. Сам он происходил из высшего дворянства. Это было его удачей, поскольку позволило ему получать щедрое содержание и вести беззаботную жизнь. Благодаря своему происхождению он также рано научился предаваться застольным удовольствиям в подобающей его рангу манере. Можно легко себе представить его гостей как людей, которые набивают животы, а хорошо поданные анекдоты способствуют пищеварению. Однако Тулуз-Лотреку не повезло и с аристократической родословной: как и у всех, у него было две бабушки. Однако они были родными сестрами, а сам он страдал наследственным заболеванием и был невысокого роста – всего 1,52 метра. Это были не самые лучшие предпосылки для того, чтобы быть принятым вьсшим обществом, и поэтому он оставался аутсайдером. Он улавливал горько-сладкий аромат "Прекрасной эпохи (Belle Époque)" не только в борделях, танцевальных театрах и своей студии, но и на кухне. Здесь он стремился к совершенству, к идеальной драматургии на тарелке, к хорошим манерам (savoir-vivre). Детали блюд были так же гармоничны, как штрихи его литографий. Совершенство в несовершенстве.

Lotreck

Тулуз-Лотрек, конечно, был бы не против стать увековеченным в своих картинах, однако он был бы не менее счастлив войти в историю как гурман. Потому что этот страстный художник был также страстным обжорой, любителем выпить, барменом и шеф-поваром, который говорил о себе: "Я сладкоежка, как кот прелата". Он так любил еду, что отказывал людям, которым не нравилось его любимое блюдо: "Он недостоин есть дикого голубя с оливками. Он никогда не получит их и не узнает этого удовольствия", – так оно и передается по наследству, как и рецепт, который к нему прилагается. Существует история о путешествии Анри де Тулуз-Лотрека. в Испанию – должно быть, в 1895 или 1896 году – он взял на себя командование корабельным камбузом и заставил капитана зайти в бретонскую рыбацкую гавань, чтобы купить свежей рыбы и омаров. Эта идея не была спонтанной. Ещё до начала плавания он закупил вино и специи для переправы. И морская прогулка превратилась в путешествие для гурманов, в пиршество.

Lotreck 1

 Жизнерадостный человек в шезлонге: Анри де Тулуз-Лотрек, снято около 1859 года.

Тулуз-Лотрек оставил бесчисленное множество изображений женщин в моменты уединения, часто за своим туалетом. Здесь женщина занимает центр композиции и показана крупным планом, открывая зрителю вид на скульптурную спину. Плетеные кресла вокруг нее указывают на то, что сцена происходит в студии художника на улице Коленкур (Caulaincourt). Хотя в то время к теме женщины за туалетом обращались часто, особенно Мэри Кассатт и Боннар, в этой картине Лотрека преобладает прежде всего натуралистическое влияние Дега. Пренебрежение академической позой и довольно необычная для работ Лотрека ускоренная перспектива звучат как отголосок серии женщин за туалетом, которую Дега представил на восьмой и последней выставке импрессионистов в 1886 году. Обрамление сцены и высокая точка зрения заставляют вспомнить о виртуозных пастелях Дега, которыми Лотрек глубоко восхищался. Как и его наставник, Лотрек изображал женщин "без излишеств", словно "подглядывая в замочную скважину". Однако он отличается от Дега той человечностью, с которой он наблюдал и рисовал их. Эта картина вызвала множество недоразумений. Действительно, у нее было несколько названий, и ее дата была изменена. Теперь установлено, что она была написана в 1889 году, а не в 1896-м, как указано в старых каталогах. Несомненно, именно эта работа экспонировалась Лотреком под названием "Rousse" на выставке XX в Брюсселе в 1890 году. Это название, выбранное самим художником, напоминает о его предпочтении рыжеволосых моделей, которых он рисовал всю свою жизнь.

DSC 0946 1

Rousse (Туалет). 1889

Палитра, использованная в этой картине, типична для портретов, которые Лотрек писал в саду пьера Фореста – участке земли, используемом для стрельбы из лука на углу бульвара Клиши и улицы Коленкур. Спутанные растения и деревья, кажется, изолируют персонажей в почти нейтральном пространстве. Лотрек использует свой обычный синий цвет с фиолетовым оттенком для платья и шляпки. Ярко-красный шейный платок модели подчеркивает зелень на заднем плане благодаря взаимодействию дополнительных цветов. Сидящая лицом к художнику в центре картины Жюстин Дьель излучает поразительное присутствие. Она внушительно сидит на довольно неустойчивом складном стуле. Ее несколько скованная поза немного неловка, и широкие, неуклюжие руки подтверждают это впечатление. При взгляде сверху ее тело просто очерчено. Широкие синие линии, описывающие ее платье, придают ему выразительность; только форма ее коленей обозначена более четкими, мягко закругленными линиями. Ее сложная прическа настолько высока, что едва вписывается в картину. Большинство женщин, нарисованных Лотреком в этом саду, – профессиональные модели или проститутки – были известны только по именам: Берта, Габриэль и т.д. Хотя мы знаем фамилию Жюстин, никаких подробностей о ее жизни не сохранилось. Это единственный портрет, в котором Лотрек стремится передать психологический склад характера героини. Это достигается в мягкой и типично юмористической манере.

DSC 0938 1

Жюстин Дьель (Justine Dieulh). 1891

Тулуз-Лотрек начал интересоваться парижской сценой развлечений в конце 1880-х годов. Здесь он изобразил актера Анри Самари, одну из звезд Театра Франсе, исполняющего роль Рауля де Вобера в комедии Жюля Сандо "Мадемуазель де Ла Сейгьер". Представленный на фоне очень легкого пасторального пейзажа, актер, одетый в сиреневый охотничий костюм и держащий монокль, кажется, смотрит на зрителя с улыбкой, витающей на его губах.

DSC 0625 1

Анри Самари (Henri Samary). 1889

В 1897 году Лотрек решил написать портрет Поля Леклерка (1872-1856), молодого писателя, одного из основателей журнала La Revue Blanche. В течение месяца Леклерк приходил в парижскую студию художника на авеню Фрошо. Он сам рассказывал о том, что происходило во время этих встреч: "Как только я приходил, он просил меня сесть в большое плетеное кресло. [...] Затем он пристально смотрел на меня сквозь очки, зажмуривал глаза, доставал кисть и, внимательно изучив то, на что смотрел, наносил на холст несколько мазков довольно жидкой краски. Затем он откладывал кисть и требовательно заявлял: "Хватит работать. Погода слишком хороша!, и мы отправлялись на прогулку по кварталу". Надо сказать, что, в отличие от Сезанна, который требовал от своих моделей длительного сохранения позы, Лотрек предпочитал видеть более оживленные объекты. Таким образом, он создал очень красноречивый портрет Леклерка. Писатель кажется совершенно непринужденным в обстановке студии. Но его вопросительный взгляд показывает, что он был озабочен тем, какой эффект он хотел передать художнику. Видно также, что его интересует метод работы Лотрека. Несомненное присутствие модели на этом исключительном портрете является доказательством успешного диалога между двумя мужчинами.

DSC 0619 1

Поль Леклерк (Paul Leclercq / 1872-1956). 1897 

Ле Лит ("Кровать") – картина Анри де Тулуз-Лотрека, написанная примерно в 1892 году, на которой изображены две женщины в одной постели. Картина находится в государственных коллекциях Франции с 1937 года, а в Музее Орсе в Париже – с 1986 года. Тулуз-Лотрек был очарован ночной жизнью Парижа, особенно секс-работниками. В течение 1890-х годов он проводил все больше и больше времени, рисуя повседневные сцены жизни в официальных публичных домах, мезоны закрываются. В 1892 году ему было поручено создать картины для салона в борделе на улице д'Амбруаз. Он проводил время, наблюдая за борделем, его обитателями и посетителями, пока они работали и в более спокойные моменты, и сделал шестнадцать портретов секс-работниц. Эти картины демонстрируют пристальное наблюдение и сострадание к предметам, без какого-либо чувства сенсационности или вуайеризма. Картина является одной из четырех картин аналогичной датировки, изображающих людей в постели, которые часто интерпретируются как лесбийские пары. На ней изображены две женщины в постели, пристально смотрящие друг на друга. Белые простыни кровати контрастируют с красным покрывалом, изголовьем и стеной позади. Бестелесные головы женщин обращены друг к другу, их тела скрыты под горами постельного белья. Картина залита теплым сиянием, возможно, розовым утренним светом или газовой лампой. Картину часто интерпретируют как изображающую лесбийскую связь.

DSC 0941 0

Кровать. 1892

Этот удивительный этюд на картоне – эскиз к литографии, опубликованной под названием "Усталость" в альбоме "Elles", изданном в 1896 году. На рисунке изображена женщина, лежащая на спине на неубранной постели. Серия Elles иллюстрировала близкое знакомство художника с публичными домами. Он часто посещал эти заведения, начиная с 1892 года, и был рад переехать туда на постоянное место жительства, чтобы наблюдать за девушками в свое удовольствие. В отличие от писателей-натуралистов своего времени, Золя, Мопассана, Гюисманса и братьев Гонкур, Тулуз-Лотрек смотрел на мир проституции, не вынося никаких моральных оценок. Вместо того чтобы рисовать профессиональных моделей в обычных позах, он предпочитал делать наброски этих дам в бессознательные и спонтанные моменты. Живопись по сущности, текучая и быстрая среда, используется здесь для создания почти мгновенной картины. Модель, нарисованная нечетко, запечатлена такой, какая она есть, в позе полной отрешенности, а ее черные чулки контрастируют со складками на тускло нарисованных простынях. Тулуз-Лотрек, художник современной жизни, здесь предвосхищает экспрессионистские фигуры Густава Климта и Эгона Шиле, а также фигуры голубого периода Пикассо.

DSC 0597 1

Одна (Seule). 1896 

Луи Бугле (Louis Bouglé) родился в Орлеане, Франция, в 1864 году, но большую часть своей юности провёл в США. Постоянные поездки и путешествия через Ла-Манш и Атлантику позволили ему усовершенствовать наш язык настолько, что он написал несколько своих статей на языке Шекспира. Луи также был ярым велосипедистом, добившимся успеха как гонщик, тренер и летописец под именем Л.Б. Споке (в этот момент мы находимся в конце XIX века, и велоспорт начал оказывать влияние как вид спорта на французское общество). Он регулярно посещал велодромы, в частности парижский "Буффало", которым в то время управлял Тристан Бернар. Он стал французским торговым представителем британского производителя велосипедных цепей Simpson и владел магазином велосипедов на бульваре Хауссман в Париже. Именно там, в 1896 году, он заказал Тулуз-Лотреку плакат, рекламирующий знаменитые цепи. Художник был очарован движением, спортом в целом и велоспортом в частности. 

DSC 0632 1

 Луи Бугле (Louis Bouglé). 1898

Эта работа Анри де Тулуз-Лотрека, известного своими картинами, изображающими ночную жизнь Парижа XIX века, была впервые выставлена в галерее Гупиль (Goupil Galeri) в Лондоне в 1898 году и называлась "Портрет девушки". Галерея Гупиль была самой популярной художественной галереей во Франции в XIX веке. Эта галерея, имевшая филиалы в Лондоне, Брюсселе, Берлине, Вене, Вене и Нью-Йорке, была известна как очень популярный арт-дилер, где покупались и продавались картины. В Париже таким местом в 1860 году была галерея Гупиль. На этой картине, выставленной в галерее Goupil в 1898 году, неизвестная женщина с белым лицом, покрытым рисовой пудрой, и немного странным выражением лица, которое может иметь эффект роковой женщины. Позже картина была названа "Женщина с черным боа". Кажется, что художник дал нам понять, что он хотел передать в картине, с помощью языка тела фигуры на картине. Это одна из самых впечатляющих картин Лотрека, который, как считается, написал её очень быстро.

DSC 0939 1

Женщина с черным боа (Женщина с черным шарфом). 1892

Тулуз-Лотрек был частым посетителем публичных домов и поэтому мог наблюдать проституток в их повседневной среде. Эта женщина, натягивающая чулок, одна из редких фронтальных обнаженных натур художника, зарисована в откровенной манере, выполняющей знакомый жест. Сосредоточившись на полностью женском мире этих борделей, художник стремится быть простым наблюдателем и отрешиться от роли надзирателя, наблюдающего за этими женщинами.

DSC 0599 1

Женщина надевающая чулок. 1894

Начиная с 1886 года, Лотрек часто изображал женщин, "пишущих письма, расчесывающих волосы, наносящих макияж или просто сидящих без всякого выражения в ожидании чего-то". Однако следует помнить, что эти композиции не всегда основывались на спонтанной сцене, а были искусственно созданы Лотреком в его студии. Лотрек не делал простых композиций и нейтральных портретов, он работал в двух направлениях: экспериментировал с новинками момента и исследовал соцреализм и искусственность студийных композиций. На этом этапе Лотрек проявляет интерес к самому процессу художественного исполнения, что оправдывает его тенденцию с тех пор оставлять незавершенные работы и пустые участки. Следует помнить, что датировка и подпись часто происходили в тот момент, когда Лотрек дарил картину кому-то, а не во время ее исполнения. На картине "Расчесывание волос" ("Celle qui se peigne") 1891 года рыжеволосая девушка расчесывает волосы перед зеркалом, а теперь, подняв обе руки, завивает волосы, в момент, предшествующий укладке волос. В ночной рубашке рисунок более точный, с легкой штриховкой, проработанной в ткани. Контрастом по сравнению с другими работами является фон, на этот раз выполненный обилием белых мазков; по-прежнему без декора, без перспективы глубины, в центре внимания – интимные действия этой анонимной героини. Однако в этой работе присутствует контекст декорации: женщина сидит, а ракурс выше, как будто Лотрек стоит и наблюдает за ней. Можно легко определить окружающие её предметы, такие как простыни, мебель и картины, которые, кажется, изображены в одном и том же месте, что, учитывая год и контекст, позволяет считать, что это этюды одной и той же модели.

DSC 0602 1

 Расчесывание волос. 1891

Эта работа на картоне – этюд для композиции, изображающей медицинский осмотр в парижском борделе (Flue des Moulins, 1894, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия). Частично одетая модель, Габриэль, готовится к обязательным тестам на венерические заболевания. Изображая самые банальные детали повседневной жизни этой женщины, Тулуз-Лотрек отражает дебаты конца XIX века вокруг санитарных норм и проституции.

DSC 0606 1

Белокурая проститутка, известная также как "Этюд для Медицинского осмотра". 1893-1894

Этот портрет типичен для "этюдов", которые Лотрек писал на улице, в саду Пьера Фореста на Монмартре, примерно в 1888-1891 годах. Каждый раз он использовал одну и ту же цветовую гамму и применял блестящую, быструю технику рисования маслом, разбавленным скипидаром, на картоне. О модели мы знаем только ее имя: Онорин Платцер (Honorine Platzer). Лотрек явно испытывал к ней симпатию, поскольку трижды просил её позировать в этом саду. Запечатлённая почти вопреки себе, её взгляд устремлен куда-то вдаль, молодая женщина словно не замечает художника. Изящный профиль её тонкого лица виден за небольшой вуалью, повязанной на ее огромную шляпу. Одетая в пальто с небольшой накидкой и пышными рукавами, она держит зонтик в правой руке в перчатке – деталь, подчеркивающая достоинство ее походки. "Женщина в перчатках" – это, пожалуй, один из портретов, в котором Лотрек наиболее близок к импрессионистам, которые часто писали на улице, используя цвета, брызжущие солнечным светом. Но если импрессионисты искали мимолетность момента, эфемерность эффектов света и не задерживались на чертах лица в этом типе портрета, то Лотрек, напротив, пренебрегал изменчивыми элементами, чтобы передать внутреннюю индивидуальность своих моделей. Землянично-светлые волосы Онорин, сочетающиеся с теплыми тонами её шляпки, мощный графический стиль и нежный колорит её лица, мягкость линий, определяющих её тело и одежду, – всё это подчеркивает достоинство и отличие этой молодой женщины.

DSC 0622 1

Женщина в перчатках. 1890

Джейн Авриль, подруга художника, танцевала канкан и прославилась в кабаре "Мулен Руж". Тулуз-Лотрека привлек ее необычный облик: хрупкий, но энергичный силуэт, а также выделение, которое было заметно даже в диком и необузданном танце, когда она поднимала юбки, чтобы показать движения ног. С большой экономией стиля он пишет движения танцовщицы широкими мазками и набрасывает несколько элементов пространства представления. Текучесть разбавленной масляной краски подчеркивает динамизм фигуры, выделяющейся на фоне, сквозь который видна картонная опора.

DSC 0611 1

Джейн Авриль Дансинг (Jane Avril Dancing). 1892

Эта картина – типичный пример opus magnum Лотрека, его рисунка, структура которого напоминает пастель. Кабаре "Мулен Руж" открылось на Монмартре в 1889 году и стало "вторым домом" художника на рубеже 1880-х и 1890-х годов. Изображ#нные на картинах люди не были анонимными; Лотрек всегда писал конкретных людей – танцующая пара на этой картине – это Ча-У-Као и Джейн Аврил. Ча-У-Као была комиком, одной из немногих женщин-клоунов своего времени, и вместе с танцовщицей Джейн Авриль входила в число лучших друзей Лотрека. Обе артистки довольно часто появлялись на его картинах. На картине царит особая атмосфера напряжения и покоя.

DSC 0216 0

В Мулен Руж (Две женщины вальсируют). 1892. Национальная галерея Прага.

Танцовщица и клоун в цирке Нуво и Мулен Руж, Ча-У-Као (Cha-U-Kao) обязана своим японским именем фонетической транскрипции французских слов "chahut" (акробатический танец, происходящий от канкана) и "chaos", означающих шум, который возникал, когда она выходила на сцену. Как и Ла Гулю, Ча-У-Као – повторяющаяся фигура в творчестве художника и принадлежит к миру парижского шоу-бизнеса конца XIX века. Тем не менее, работа в качестве клоуна, а иногда и акробата, сближает её с цирковой традицией, которая также увлекала художника, а не с кабаре. В отличие от серии рисунков или литографий, на которых Ча-У-Као появлялась под светом софитов, Тулуз-Лотрек предлагает более приватный взгляд на свою героиню, изображенную в гримерке или частной комнате. Нарисованная маслом на картоне, Ча-У-Као пытается закрепить большую желтую оборку на лифе своего сценического костюма. Негабаритная оборка, занимающая большую часть удивительной композиции, перекликается с жёлтой лентой, которая почти иронично прикрепляет белый парик клоуна. Над небольшим столиком виден портрет или зеркало, в котором отражается пожилой мужчина, который может быть близким другом, поклонником или покупателем. Тулуз-Лотрек покрыл всю поверхность картины серией живых, красочных мазков – зелёных для стен или красных для дивана. Необычное кадрирование и тщательная проработка текстур хорошо сочетаются с тривиальным и частным характером этой сцены.

DSC 0616 1

Клоунесса Ча-У-Као. 1895