Флоренция расположена у подножья Тоскано-Эмилианских Апеннин в обширной долине, пересечённой рекой Арно и окаймлённой живописными холмами.Территория, занимаемая в настоящее время городом, была заселена ещё с незопамятных времён; в VII веке до н.э. земли, лежащие маежду реками Арно и Муньоне, были освоены италийскими племенами так называемой культуры Виллановы, занимавшихся, в основном, земледелием. В 59 г. до н.э. римляне основали здесь город, имевший первоначально квадратную форму укреплённой крепости (castra); На античную Флоренцию не раз нападали варвары, Так, ещё в 405 г. город осадили остготы под предводительством Радагаисия, разграбившие окружающие деревни. Однако город завоевать им не удалось. Его защитили войска Стилихона, в конце концов, окончательно победившие варваров. С 539 года город находился под властью Византии, но в 541 г. им овладели готы. Во время правления лангобардов (570) городу удалось сохранить некоторую независимость, в то время как при франках он лишился значительной части своих территорий и его население уменьшилось. На рубеже X-XI веков "город лилии" начинает постепенно выходить из состояния уппадка. Несмотря на многочисленные бедствия, войны и междуусобицы, Флоренция переживает подъём: возводятся\ новые оборонительные стены, строятся церкви и дома, постепенно набирают силу искусство и литература, дальнейшее развитие получают торговля и ремёсла. В 1183 г. в городе официально устанавливается коммуна (т.е. вольная община граждан), хотя на практике он давно уже обладал реальной свободой. Тогда же начинаются схватки между двумя группировками – гвельфами и гибеллинами (первые были приверженцами Папы, вторые – Императора), боровшихся за власть во Флоренции; Это борьба продолжалась до 1268 г. Тем не менее, несмотря на нестабильную социальную и политическую обстановку, в области культуры город достигает своего наивысшего расцвета. Это были годы творчества Данте и "нового сладостного стиля", Джотто и Арнольфо ди Камбио. В XV веке Флоренция, продолжая развиваться как торговый центр, страновится средоточием не только итальянской, но и европейской культуры. многие влиятельные семьи (Питти, Фрескобальди, Строцци, Альбици) борются за главенство в городе. Вскоре из аристократической среды выдвигается семья банкиров Медичи, которая, начиная с Козимо (впоследствии прозванного Старшим), фактически правит городом – вплоть до первой половины XVIII века. Ха время их правления Флоренция, колыбель идей Гуманизма и Возрождения, даёт миру мастеров, не знающих себе равных, – Леонардо да Винчи и Микеланджело. В 1737 г. на смену Медичи к власти пришла династия габсбурго-лотарингских правителей. Они продолжили умеренно либеральную политику своих предщественников. однако виликая эпох расцвета флорентийской культуры закончилась. Во время Рисорджименто (движение за воссоединение Италии), в результате плебисцит 1860 г. Тоскана вошла в состав объединённого королевства; в течении четырёх лет(1866-70) Флоренция была столицей новой державы.
Знакомство с Флоренцией лучше всего начинать с площади Микеланджело. Здесь оборудована широкая и удобная смотровая площака с чарующим видом на исторический центр города, имеется стоянка для автомобилий и много ненавязчивых торговцев сувенирами.
По склону холмов, окружающих с юга Флоренцию, протягивается почти на шесть километров дорога Виале дей Колли. На этой аллее, проложенной архитектором Джузеппе Поджи в 1868 году, располагается огромная панорамная терраса Пьяццале Микеланджело, откуда можно любоваться всем городом. На склоне холма Ольтрарно возвышается крепость Бельведере и Вилла Бардини.
Посредине площади установлена копия скульптурной группы Микеланджело – Давид и четыре Аллегорические фигуры; оригиналы последних украшают гробницы Медичи в Новой ризнице церкви Сан Лоренцо.
Со смотровой площадки хорошо видна река Арно с её великолепными мостами, кафедральный собор, синагога, галерея Уффици и другие популярные у туристов места.
Кафедральный собор (в центре), галерея Уффици (слева) и национальная библиотека (справа).
Вид на реку Арно и мосты (на заднем плане Понте Веккьо)
Вид на базилику Санта-Кроче (сдева) и синагогу (справа)
Самый древний городской мост "Понте Веккьо", сооружённый в 1345 году Нери Фьораванти и сохранивший свой первоначальный вид, имеет лёгкую и изящную конструкцию из трёх арок.
По обеим сторонам моста расположены ряды набольших домиков, в которых, как и много лет назад, живут простые флорентийцы и ведут бойкую торговлю свежеиспечённым хлабом, сыром, ветчиной и, конечно же, сувенирами. Наверху, над всей конструкцией моста, проходит Коридор Вазари, построенный Вазари по заказу Козимо I, чтобы соединить Палоццо Питти с Палаццо Веккьо.
В центре моста ряд домов прерывается, уступая место открытой площадке; здесь установлен бронзовый бюст известного итальянского мастера художественного литья из бронзы, ювелира, скульптора и живописца, воина и музыканта эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини.
С площадки можно любоваться рекой Арно и другими мостами города, например, ренисаннсным Понте Санта Тринита, названным в честь древней церкви Святой Троицы, расположенной на ближайшей улице Виа-де-Торнабуони.
На набережную реки Арно с северной стороны выходит фасад Галереи Уффици, здание которой начал строить в 1560 году Джорджо Вазари по заказу Козимо I де' Медичи, а закончили Альфонсо Париджи и Бернардо Буонталенти в 1580 году.палаццо Уффици, прилегающее к Палаццо Веккьо, после расширения последнего, предназначалось для размещения городских магистратур.
Архитектурный ансамбль в форме буквы П состоит из двух параллельных друг другу флигелей, в глубине соединённых третьим корпусом с огромной аркадой, обращённой к набережной Арно, в то время как открытой стороной примыкает к площади Синьории. Образовавшаяся между корпусами улица, проходящая под соединительной галереей, замечательно интересна производимым архитектурным эффектом: перспектива тесно сближенных между собой фасадов уводит глаз к соединяющей их изящной арке. Фасадное исполнение Уффици бесспорно шедевр творчества Вазари. Архитектура фасада вполне оригинальна; основное здесь – специфичность вазариевской манеры. Карниз, тяги, вся тектоника, соотношения отдельных этажей, пропорции – новы и своеобразны. Влияние Микеланджело отчасти дает себя знать в цветовом выделении несущих частей, в профилях карнизов, в архитектурной проработке между первым и вторым этажами и в применении некоторых элементов, например скульптуры (группа над центральной аркой во втором этаже).
На нижнем этаже обоих флигелей Вазари построил высокие лоджии , над которыми возвёл длинную лоджию без особого предназначения. Преемник Козимо I де' Медичи, Франческо I де' Медичи решилустроить в верхней лоджии художественную галерею и поручил Буонталенти создать так называемую Трибуну, в которой Великий герцог хотел поместить многочисленные предметы искусства и древние медали.
Первый коридор Франческо I де' Медичи предназначал для галереи древнегреческой и древнеримской скульптуры, принадлежавшей семейству Медичи, под названием Галерея Статуй. После смерти Франческо Фердинандо I де' Медичи обогатил флорентийскую галерею классическими статуями из римской Виллы Медичи, образцами оружия из Оружейной палаты Медичи и собранием Математических инструментов, тоже принадлежавших семейству. Значение Галереи повысилось, когда в XVII веке в неё поступили ценные работы , включас картины Рафаэли и Тициана, – приданое супруги Фердинандо II, Виктории делла Ровере, щедрый дар её деда Федерико, герцога Урбинского. Ещё большую ценность пинакотеке придал Козимо III де' Медичи, который не только расширил ей художественными произведениями, оставленными ему дядей Леопольдо, но и построил новые залы, кабинеты, монументальный вход.
Дочь Козимо III де' Медичи, Анна Мария Людовико, последняя из рода Медичи и вдова Элетторе Палатино, после приобретения картин немецких и фламандских художников, в 1737 годудобилась от дома Лотарингских герцогов согласия на то, чтобы коллекции художественных проихведений, собранных семейством, были переданы в собственность Флоренции. Так Галерея Уффици превратилась в первый городской музей изящных искусств, организованный по последнему слову современной музеологии, расширяющийся за счёт новых поступлений и со времени давший жизнь другим престижным музейным образованиям.
Рядом с Галереей Уффици разместился Палаццо Веккьо. Даорец начали строить в 1294 году по проекту Арнольфо ди Камбио как укреплённую резиденцию приоров. Квадратное в плане здание увенчано выступающей крытой галереейс зубчатым бруствером. Характерный облик дворцу придаёт высокая Башня, поднявшаяся над всем городом.
Перед зданием дворца расположен ряд статуй. Среди них выделяются копия статуи Давида, работы Микеланджело (оригинал которой находится в Галерее Академии), и Геркулес, убивающий Какуса (Баччо Бандинелли, 1534). При входе во дворец
Статуя Давида
Статуя Геркулеса, убивающий Какуса
Пьяцца делла Синьория – центр политической жизни города со Срндневековья до наших дней – считается одной из самых прекрасных площадей Италии. Справа от Палаццо Веккьо находится Лоджия дей Ланци – строение в стиле поздней готики, воздвигнутое архитекторами Бенчи ди Чоне и Симоне Таленти (1376 – 82).
Два больших мраморных льва украшают вход в лоджию. Лев с правой стороны входа был создан в античные времена, а второго льва создал в 1598 году итальянский скульптор Вакки.
В лоджии размещены замечательные скульптуры, среди которых выделяется знаменитый Персей (Челлини, 1554), Похищение сабинянок (1583) и Геракл и Кентавр (1599) – обе работы Джамболоньи, а также "Похищение Поликсены" – скульптурную группу XIX века, созданную итальянских скульптором Пио Феди. Шесть других статуй Сабинянок выстроились вдоль стен Лоджии Ланци. Мраморные римские статуи женщин были установлены тут в 1789.
Персей
Похищение сабинянок
Геракл и Кентавр
Слева от Палаццо Веккьо устроенживописный Фонтан Пьяццы или Фонтан Нептуна (Бартоломео Амманнати, 1563 – 75), а рядом с фонтаном – конная статуя Козимо I (Джамболонья, 1594).
Фонтан Нептуна
Конная статуя Козимо I
Напротив фонтана Нептуна и рядом со статуей Козимо I расположилась сверкающая на солнце огромная "золотая" черепаха с маленьким наездником, общим весом 5,5 тонн. Чудесное изваяние принадлежит бельгийскому скульптору Яну Фабр и называется "В поисках Утопии" (Searching for Utopia).
Кафедральный собор Санта Мария дель Фьори – произведение многих художников и архитекторов, работавших зесь с 1296 года, таких как Арнольфо ди Камбио, Джотто, Андреа Пизано и Брунеллески. Фасад собора, построенный Арнольфо ди Камбио, в 1587 году был разобран и для его восстановления было предложено несколько проектов, Но только в 1871 г. был принят проект архитектора Де Фабриса, который работал по возведению фасада до 1887 г.
На трёх порталах представлены сюжеты из Жития Девы Марии, над ними, в люнетах (слева направо) – Милосердие, Мадонна с Небесными патронами города и Вера. Фронтон центрального входа представляет Мадонну во славе. Соединительным звеном между боковыми и центральным окнами-розетами является горизонтальный фриз со статуями Апостолов и Девы Марии. Вверху, над серией бюстов художников, возвышается тимпан с горельефом Бог-Отец.
Огромный купол, задуманный Брунеллески без украшений, в 1572 – 1579 годах был расписан Джорджо Вазари и Цуккари. Сцены Страшного Суда представлены на трёх концентрических полосах, Пророки – над иллюзорной балюстрадой фонаря.
Баптистерий Сан Джованни, возведённый в IX-X веках и перестроенный в романском стиле в 1293 году, сраружи облицован белым и зелёным мрамором. Особого внимания заслуживают три бонзовые двери. Самые древние Южные двери (Андреа Пизано, 1330 – 1336 ), представляют сюжеты из Жития Иоанна Крестителя и Аллегории христианских добродетелей. Северные двери (Лоренцо Гиберти, 1403 – 1424) изображают Новозаветные сюжеты, Евангелиствов и Учителей Церкви; в работе над ними участвовалиДонателло, Бернардо Чцффаньи, Паоло Уччелло и Бернардо Ченнини. Восточны двери, названные "Вратами Рая" (см. фото), сформированы из десяти паннелей (оригиналы находятся в музее собора), на которых воспроизведены Ветхозаветные сюжеты. Этот шедевр Лоренцо Гиберти – самое значительное произведение искусства XV века.
Галерея Академии, здание которой в плане имеет вид латинского креста, содержит необыкновенно важную коллекцию скульптур Микеланджело. Внутри Галереи можно полюбоваться недавно отреставрированной статуей Давида (1501 – 1504).
Статуя Давида установлена в центре просторного помещения, т.н. Трибуна, специально построенная архитектором Эмилио Де Фабрисом в конце XIX века.
В зале, ведущем к Трибуне, украшенном шпалерами, расположены Пьета из Палестрины (авторство Микеланджело до сих пор оспаривается), незавершённая статуя Св. Матфея, предназначавшаяся для флорентийского кафедрального собора, и четыре статуи Рабов, высеченных для гробницы Юлия II в римском соборе Св. Петра. Эти статуи мужских фигур, стремящихся вырваться из жёстких оков мрамора, остались незавершёнными.
Пьета из Палестрины
Апостол Матфей. 1505–1506 гг.
Раб
Слева от Трибуны, в трёх небольших залах выставлены произведения известных мастеров XIV века; там же, слева, в большом зале собраны работы флорентийцев XV века.
Центральная национальная библиотека Флоренции является одной из самых популярных в Италии, наряду со всемирно известной библиотекой Рима. Она была основана в 1714 году, когда Антонио Мальябеки – популярный итальянский ученый, завещал ей свою огромную коллекцию ценных книг, включающую в себя около 30 000 томов. Изначально Центральная национальная библиотека Флоренции называлась Библиотека Мальябеки, общественности она была открыта только в 1747 году. В средине 1861 года ее фонд объединился с фондом библиотеки Платана. С 1870 года здесь стали собирать копии всех известных итальянских публикаций. В конце 1935 года все книжные коллекции были перемещены в здание, расположенное вдоль Реки Арно, которое спроектировал Чезаре Баццани. До этого они были размещены в помещениях, принадлежащих книголюбу Галерее Уффици. В 1966 году произошло серьезное наводнение, во время которого река Арно затопила достаточно большую часть города. В результате была повреждена почти одна треть книжного фонда библиотеки, в особенности пострадало несколько редких коллекций книг и периодические издания.
Палаццо Питти – самый большой из дворцов Флоренции, выдающийся памятник архитектуры кватроченто. Находится на покатой площади того же имени, рядом с садами Боболи. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским (из родов Медичи и Габсбургов Лотарингских), затем итальянских королей. Сегодня это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции, где помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма (крупнейшее в Италии собрание, посвященное истории моды).
Кто думает, что в Италии нет недовольных, сильно ошибается – недовольные в Италии есть! Но выражают они свое недовольствие так, как-будто всем довольны. Набережная реки Арно. Полиция перекрыла движение автотранспорта, чтобы не мешать проведению акции протеста.
Во главе колонны эстрадный оркестр исполняет латиноамериканские мелодии в зажигательных ритмах. Пританцовывая в ритм лъющейся из медных инструментов музики и посвистывая, демонстранты гордо несут развёрнутые транспоранты и воздушные красные шарики.
Среди протестующих против чего-то идут представители близлежащего города Сиена. Когда-то, давным давно этот город был столицей Сиенской республики, но 21 апреля 1555 года коварнык испанцы низвергли демократию и город был включён в состав великого герцогства Тосканского со столицей во Флоренции. С тех пор сиенцы ездят сюда защищать свои права и требовать улучшенного финансирования.
Руководители колонн оживлённо обсуждают проводимое мероприятие, на ходу подсчитывают вызванные им расходы и возможные преференции от правительства региона Тоскана. Они ещё не знают, как отреагирует город и сама природа на эту акцию протеста.
Реакция оказалась непредсказуемой: подмытое водами Арно основание набережной не выдержало такой нагрузки и к вечеру рухнуло. Под водой оказались десятки искорёженных автомобилей. К счастью, обошлось без жертв.
Мотивы борьбы и её результаты всегда востребованы и любимы флорентийцами, особенно художниками и скульпторами, охотно украшающими улицы и площади города своими шедеврами.
Флорентийцы любят свой город и бережно относятся к его истории и архитектуре. Большинство узких улиц имеет одностороннее движение, о чём предупреждает дорожный знак, который может быть заклеен частными объявлениями.
Большие здания на широких улицах часто оснащены аркадными проходами, по которым удобно прогуливаться во время дождя без риска промокнуть. В таких пассажах любят устанавливать палатки мелкие торговцы и оборудовать престижные магазины фирмы со своими брендами на витринах.
Многие фрорентийцы, особенно молодые, предпочитают передвигаться на мотороллерах и мопедах, постоянно создавая курьёзные помехи водителям обычных автомобилей. Особую остроту поведению на дорогах итальянцы придавать не хотят; правила дорожного движения здесь носят даже не рекомендательный, а ознакомительный характер.
Одна из самых больших цкрквей в городе, базилика Санта Корче имеет неоготический фасад, реконструированный в XIX веке. Авторство здания приписывают Арнольфо ди Камбио (XIII в.). Будучи самой крупная в мире францисканской церковью, она знаменита фресками Джотто и гробницами великих людей Италии.
Главный фасад базилики Санта-Кроче
Жилой дом на площади Санта-Кроче