Церковь и монастырь Святой Марии Ангельской (Санта-Мария-дельи-Анжели) франсисканцев-обсервантов были возведены в конце XV века на южном краю центра средневекового городка, расположенного у подножья горы Святого Лоренцо. Посвящение церкви Богоматери ангелов напоминает название маленькой церкви в Ассизе, которая называется Порциункола (что означает, маленькая часть) и которую Святой Франциск (1181/82-1226), основатель францисканского ордена, выбрал для своего проживания. Строительство монастыря началось в 1490 году, в то время как церковь была заложена в 1499 и освященна в 1515 году при поддержке местных властей и известных семей города. В 1448 году монастырь был упразднён и вместе с церковью был конфискован государством. В 1850 году бывший монастырь был включен в "Hôtel du Parc" (1798-1876). В сохранившихся частях ансамбля с 2015 года располагаются административные офисы нового культурного центра ЛАК Лугано Искусство и Культура. Своим сегодняшним видом церковь обязана реставрации, проведенной под руководством Эдоардо Берта (1867-1931), первого контонального инспектора исторических памятников. Благодаря этим реставрационным работам, направленным на восстановление и сохранение внешнего стиля здания эпохи Возрождения, была выявлена и восстановлена большая часть фресок, которыми можно любоваться сегодня. Внешний вид храма типичен для церквей обсервантов, возведённых в течение пятнадцатого и шестнадцатого веков в Ломбардии и Пьемонте. Это свидетельствует о том, что францисканская строительная традиция определялась как Бернардинианский модуль в честь своего создателя Сан Бернардино Сиенского (1380-1444), предусматривающего однонефную базилику, оснащённую разделительной стеной высотой до потолка, способной разделить зону, отведённую для верующих, от зоны, предназначенной для монахов. Фамильные склепы были расположены вдоль одной из сторон нефа и под разделительной стеной. Религиозный зал был закрыт квадратным хором. С внешней стороны, вдоль нефа без часовен, были расположены монастырские помещения. В частности, церковь Ангелов имеет апсиду, обращённую на запад, и зал, разделённый на четыре пролёта поперечными стрельчатыми арками, оставляющими открытым потолок с терракотовой плиткой. С другой стороны разделительной стены следуют два помещения квадратной планировки с крестовыми сводами и полукруглой апсидой 17772 года.
Церковь известна тем, что в ней сохранились некоторые важные произведения искусства зрелого возраста Бернардино Луини (известного с 1501 - умершего в 1532 году), одного из самых известных художников эпохи Возраждения в Ломбардии. Среди его произведений ярко выделяется покрытая фресками Страсти Христовы в 1529 году внутренняя стена, разделяющая поперёк неф. Стена служила визуальной поддержкой проповедей, проводимых монахами с амвона. В центре широкой стены (около 110 м2) изображены три высоких креста, скандирующие сценическое пространство, ограниченное по обе стороны двумя ложами, и на дальнем плане открывается прекрасный вид Иерусалима. Сцена построена на трёх планах, спускающихся к зрителю, на которых отображены события. Повествование, делящееся на семь эпизодов, начинается в левом верхнем углу с Моления о чаше в Гефсиманском саду, продолжается под лоджией Увенчанием терновым венцом и Шествием на Голгофу. В центре, на переднем плане, располагается Распятие. Позади него, справа, Следуют Оплакивание, Неверие Фомы (Томассо) под ложей, а в правом верхнем углу – Вознесение.
Луини написал грандиозное и сложное изображение Страстей Христовых и Распятие Христа в чудесных тонах под опорной аркой церкви. Он даже добавил себя на сцену, где его лицо можно найти у сидящего на лошади человека над фигурой молодого Иоанна, положившего руку на сердце, изображенного с длинными золотистыми волосами и вытянутой рукой, как будто тянущейся к кому-то другому.
Внизу изображены Святые Себастьян и Рох (Рокко), а также пророки Исаия, Симеон, Осия, Иеремий, Захарий и Давид.
Для ликвидации строго соблюдения областей сцен, применяемой до тех пор в похожих произведениях (как на разделяющей стене в в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Беллинцоне около 1513-1515 гг.), работа учитывает заповеди Леонардо да Винчи (1452-1519) о композиции "сцен историй".
Не менее увлекательна, чем Страстная фреска, Тайная Вечеря в представлении Луини. Она была написана для трапезной монахов около 1529 года и первоначально была размещена на стене монастыря с опорными колоннами, поэтому разделена на три панели. В церкви Святой Марии Ангельской фреска помещена на левую стену нефа.
Фреска была отделена от стены и нанесена на холст в 1851 году с потерей оригинального архитектурного обрамления.
Подвергаясь внимательному изучению, интерпретация этого события от Луини похожа на более известную легенду Леонардо Да Винчи в Милане, которую когда-то приписывали ему. Между двумя художниками мало исторической связи, но считается, что Луини был учеником мастера или, по крайней мере, сильно повлиял на его более позднюю работу. "Тайная вечеря" Луини, возможно, была данью уважения, закодированным ответом или даже пародией. Бернардино Луини нарисовал себя в образе Иуды Искариота, держащим мешок с монетами, и любимую кошку у своих ног.
Близкий взгляд на фигуру апостола Иоанна, по правую руку от Христа, отчётливо выражен в "Коде Давинчи" романа американского писателя Дэна Брауна, весь сюжет которого основан на идее, что Давинчи символически нарисовал Марию Магдалину в своей Тайной Вечере в образе Апостола Иоанна. У Бернардино Луини Апостол Иоанн также очень женственен, его окрашенные глаза почти закрыты, как будто он предан молитве, нежно склоняется к Иисусу. Художники-историки давно рассуждают о том, что молодые мальчики изображались в итальянском религиозном искусстве эпохи Возрождения как женоподобные, но интересно, что некоторые из них происходят из различных женских образов Апостола Иоанна. Апостолы Луини держат руки в довольно четких жестах, возможно, в его секретном коде. Очень мало известно о личной жизни мастера, хотя он сумел изобразить себя здесь на трех фресках, как высший эгоист с чувством иронии или проецирования собственного кода. Он умер всего два года спустя в 1532 году, поэтому его "Тайная вечеря" может быть последним словом Бернардино Луини по этому вопросу.
Первая декоративная кампания затронула хоры в 1523 году созданием монохромного рисуунка истории жизни Девы Марии на боковых стенах апсиды главного алтаря в исполнении Маэстро хора Ангелов, вдохновлённого ксилографиями Альбрехта Дюрера (1471-1528).
До нашего времени фрески сохранились не в самом лучшем состоянии, но вполне различимы.
Тем же художником, изображённым на фреске в образе Маэстро и индентифицированным как Джованни Антонио, прозванным Кодоло, из Лекко (документированным с 1515 года и умершим уже в 1547 году), написаны некоторые фрески в часовне Богоматери Розарио (торсы Святых и блаженных обсервантов и Святых Франциска Ассизийского и Космы или Домиано) и баптистерия (Сан Бернардино Сиенского), а также на колонне между первыми двумя часовнями нефа (Ангелы, поддерживающие зановес).
В люнете баптистерия есть ещё одна фреска Луини, изображающая Мадонну с Младенцем и Святым Иоанном Крестителем.
В боковом проходе имеются два больших люнета работы неизвестных мастеров XVI века, на которых изображены, с одной стороны, Город Иерусалим, с другой стороны, Елеонская гора. Удивительно богатство фигуративных деталей, сопровождаемое обильными надписями. Благодаря чтению того, что осталось от надписей и изображений, наиболее вероятным является интерпретация топографии Иерусалима, как это видно из этого первоначальных свидетельств. Францисканские монахи XIV века имели постоянные контакты со Святыми местами в Палестине и создали некоторые из наиболее точных карт этого района. Однако эти изображения написаны независимо от известных карт, анализ отдельных элементов которых позволяет точно указать исторический момент, к которому они относятся.
Помимо Луини в украшении церкви принимали участие два неизвестных художника, названые впоследствии именами Маэстро хора Ангелов и Маэстро капеллы Камуцио. Первый расписал в 1523 году церковный хор Историями Богородицы и часть боковой капеллы со святыми и благословенными францисканцами (внутридольная проходная арка) и святыми Франциском и Космой. Справа видна особая сцена группы людей, пораженных различными физическими заболеваниями (слепые, чумные, мертвый ребёнок в колыбели и т. д.) и психическими (человек с эффектной медалью на головном уборе, вероятно, является любовным романом, потому что в нем появляется слово philocaptus и изображение Амура).
Второй художник, названный по имени основателя четвертой капеллы нефа Святого Иосифа, врача Лодовика Камуцио, написал сцены жизни Девы Марии и Младенца Иисуса в 1524-25 гг. Сцена в Египете представляет собой копию картины Брамантино, сохранённую в церкви Мадонна-дель-Сассо в Орселине, в то время как другие восстанавливают некоторые ксилографии Альбрехта Дюрера.
Этот же мастер написал в нефе мертвого Христос со святыми Франциском Ассизским и Бернардино Сиенским с длинным текстом латинской молитвы о снисходительности.