default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

DSC 0966

Галерея Уффици – один из самых знаменитых музеев в мире. Главное его достояние составляют богатейшие коллекции произведений искусства XIII-XVIII вв. Основная особенность галереи в том, что в ней, как в зеркале, полностью отражён один из периодов высочайшего искусства всех времён – период Возрождения. В числе знаменитейших художников здесь представлены Джотто, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Понтормо, Тициан, Караваджо.

DSC03544

В 2016 году Уффици посетило более двух миллионов посетителей, сделав его самой посещаемой художественной галереей в Италии. В летний сезон (особенно в июле) время ожидания может составлять до пяти часов. Билеты доступны в режиме онлайн заранее, однако, чтобы значительно сократить время ожидания. Музей постоянно обновляетс, а количество комнат, используемых для показа художественных работ, увеличилось более чем в два раза.

DSC 0190

 

История галереи 

 

В 1560 году первый великий герцог Тосканы Козимо I Медичи (1519-1574) решил построить дворец, где бы располагались административные (''uffici'') и судебные (''Uffizi'') учреждения Магистратуры Тосканского герцогства. Здание должно было стать новым и современным центром, символизирующим герцогскую власть. Его планировалось расположить рядом с Палаццо-Веккьо, который, тем временем, из муниципального здания превратился в роскошный эрц-герцогский дворец. Козимо I обратился к своему любимому придворному художнику и архитектору Джорджо Вазари.

P1190893Время начало работ над грандиозным зданием Уффици – 1560 год. Мастер Вазари спроектировал большой дворец с двумя крыльями, о чём позже с гордостью писал: "Никогда мне не приходилось работать над сооружением здания, строительство которого было таким сложным и опасным, поскольку оно закладывалось на берегу реки, и почти что в воздухе". Пришлось снести много соседствующих зданий, в том числе и старинную церковь Сан – Пьер – Скераджо. Со стороны улицы делла Нинна до сих пор видны арки и колонны этой старой романской церкви, которая была поглощена зданием Уффици. Центральный неф Сан – Пьер – Скераджо остался почти нетронутым и теперь является одним из залов Уффици, вход в который находится на первом этаже галереи, рядом с главным входом в музей.  

 

                           

P1190889 0

Зал Сан – Пьер – Скераджо обычно закрыт, его открывают лишь по случаю выставок, конференций и торжественных церемоний. Внутри зала выставлен цикл фресок кисти Андреа дель Кастаньо, изображающий знаменитых героев античности и выдающихся тосканцев. Здесь же находится великолепная фреска Сандро Боттичелли “Благовещение”. К западному крылу комплекса примыкал старинный монетный двор, где чеканили золотые и серебряные флорины, которые в те времена пользовались в Европе самым большим спросом в связи со своим стабильным весом и стоимостью. В нишах пилястров портика предполагалась разместить различные скульптуры согласно популярным во Флоренции традициям, уже нашедшие свое отражение, находящейся неподалеку церкви Орсанмикеле. Статуи должны были представлять знаменитых людей, чтобы воскресить в памяти величие античного форума императора Августа. Но лишь только в середине 19 века в пустые ниши Вазари были помещены 28 статуй, которые от Джотто до Галилея и от Макиавелли до Микеланджело, были призваны на протяжении веков восхвалять тосканский гений. 

P1190890 1

Первые коллекции Медичи составили ядро Галереи Заметим, многие из которых настоящие шедевры. В прошлом они находились в других зданиях, но затем были помещены в эту Галерею, стоящую в сердце города, и расположены в ней с полным уважением к вкусу и выбору заказчиков: общественных лиц, частных граждан, торговцев, банкиров, литераторов, а также светских и религиозных институтов. В ранний период XV в. высококультурный, богатейший Палла Строцци для своей капеллы в церкви Санта-Тринита заказал у Джентиле да Фабриано "Поклонение волхвов": произведение по своей экзотике далекое от волшебного мира работавшего в эти годы тосканца Мазаччо, который вместе с Мазолино писал для влиятельного Феличе Бранкаччи в капелле Бранкаччи, а до него – для монахинь церкви Святого Амвросия.

 

 

Коридор Визари

В 1565 году, по случаю свадьбы сына Франческо Иоанны Австрияской, Козимо I Медичи поручает Вазари соорудить потайной коридор, чтобы принц мог выйти из королевского дворца и пройти через город без сопровождения военного кортежа. Проход длиной почти в 1 км был проложен в течение нескольких месяцев. Этот удивительный коридор Вазари проходил вдоль здания Уффици, затем поверх мастерских через Арно, и исчезал среди домов и дворцов. Выход из коридора, находился в одном из гротов садов Боболи за воротами города. Так, во Флоренции появилось новшество в мировой урбанистике – Коридор Вазари: важнейшие точки города – река, старый мост, административный центр были объединены воздушным проходом, использовавшимся тогда исключительно представителями двора.

 

                              

P1200168 0После смерти Вазари в 1574 году, постройку Уффици продолжили Бернардо Буонталенти (итал. Bernardo Buontalenti) и Альфонсо Париджи Старший (итал. Alfonso Parigi the Younger ). Краеугольный камень в основание Галереи заложил сын Козимо I Франческо I Медичи (1541-1587}. При участии Великого герцога был оснащен картинами и ценными предметами его кабинет "Студиоло" в Палаццо Веккьо, который со временем тоже связывается с коллекцией Уффици проходом, построенным поверху. В 1581 году Франческо I перенёс в Уффици наиболее ценные предметы семейной коллекции произведений искусства, помещения на последнем этаже были переделаны в выставочные залы, в которые можно было зайти только через приватные входы Палаццо-Веккьо. На втором этаже восточного крыла галереи были выставлены античные статуи и другие ценные произведения искусства. В этом же году последний этаж дворца превращается в Галерею, где можно "прогуливаться, рассматривая живопись, статуи и другие ценные предметы".

DSC 0183 1Сердцем первоначальной коллекции музея считается Трибуна, зал выполненный Буонталенти в 1584 году. Так как Франческо I увлекался алхимией, Трибуна посвящена четырем стихиям – воде, огню, воздуху и земле – и украшена перламутровыми ракушками, цветным мрамором и полудрагоценными камнями. В 1586 году эклектик Бернардо Буонталенти создает Театр Медичи, соотносящийся по высоте с нижним н первым этажами современного здания музея, где теперь собраны коллекции графики, и с другими выставочными залами. Галерея была закрыта широкими витражами, украшена античными скульптурами и потолочными фресками. Но самая блестящая идея воплотилась в создании Зала Трибуна, помещения символического, необычного и очаровательного, с восьмиугольным куполом, инкрустированным раковинами, богатого произведениями искусства и мебелью, освещенных сверху световым фонарем. Соседнюю с Залом Трибуна террасу в 1589 г. Великий герцог Тосканы Фердинанд I, брат Франческо I, закрыл, чтобы превратить ее в Зал Географических карт. В конце другого крыла Галереи, кроме Фондерии и различных лабораторий, был в то время висячий сад, расположенный непосредственно над Лоджией делл’Орканья.

P1190902 0С годами коллекция росла все больше и больше, постоянно пополняемая страстными любителями искусства Медичи. Так продолжалось до середины 18 века, вплоть до полного исчезновения династии. В XVI в. по просьбе Аньоло Дони работал Микеланджело и, кроме того, по совместному заказу с Лоренцо Нази, Рафаэль; Бартоломео Панчатики заказал Бронзино портрет своей красавицы жены. В XIV-XV вв. важную роль в этом смысле играли корпорации: среди них "Арте дель Камбио", заказавшая Орканье триптих пня пилястра (плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба) в церкви Орсанмикеле, резиденции ремесленных Цехов; "Арте делла Мерканциа" запросила у Пьеро Поллайоло, а затем и у Боттичелли, серию ''Добродетелей'' для своего Трибунала.

 

 

P1190892Многие произведения, находящиеся сейчас в Уффици, обязаны церквям, монашеским братствам, монастырям Флоренции и её окрестностей, где начинали работать монахи-художники, такие, как Фра Анджелико, Лоренцо Монако, Фра Бартоломео. Существовали и иные исторически сложившиеся возможности для пополнения Уффици: Флоренция, с XIV в. имевшая крепкую сеть международных связей, совершала плодотворные обмены, случалось, и не впрямую, произведениями искусства с другими странами. К примеру, Портинари, представитель Медичи в Брюгге, переслал в церковь Святого Эгидия в большице Санта-Мария-Нуова важнейший "Алтарь Портинари", работы Хуго ван дер Гус, и портрет, полученный от фламандца Мемлинга. Кроме того, официальные визиты в город сановников и духовных лиц почти всегда влекли за собой разные художественные "новости": кардиналу Португальскому, скончавшемуся во Флоренции в 1459 году, посвящена капелла в церкви Сан-Миниато-аль-Монте, откуда произошла великолепная надалтарная картина Антонио дель Поллайоло.

P1200187 0В связи с бракосочетанием Марии Медичи с Генрихом IV, королем Франции, в 1600 г. Филиппо Пигафетта (1533-1604), уроженец Виченцы, проектирует в Уффици особую комнату для изучения военной архитектуры и публикует описание Галереи для иностранцев. Пожертвования дипломатов, подарки, связанные с получением приданого при браках с лицами из других стран, обогащают собрания Великих герцогов, с особым вниманием всегда относившихся к произведениям искусства других итальянских и иностранных школ и к нефлорентийским художникам того времени. Фердинандо I (1549-1609), который в Риме уже в 1583 г. купил тогда только что обнаруженную знаменитую античную скульптурную группу ''Борцы'' (в Зале Трибуна с 1677 г.), получил в подарок от кардинала Дель Монте Медузу Караваджо и унаследовал миниатюры и другие произведения в качестве приданого своей супруги Кристины Лотарингской, внучки Екатерины де ’Медичи.

DSC 0181 1Фердинандо II (1610-1670) получил вместе с приданым супруги, Виттории делла Ровере, среди Прочего, ''Диптих'' Пьеро делла Франческа и ''Венеру Урбинскую'' Тициана и приобрел картины северных художников с помощью художника Агостино Тасси, первого посредника семейства Медичи. Пополнениями Галереи были заняты: Козимо II (1590-1621), ценитель эмилианца Гверчино и его сына; эрудированный кардинал Леопольдо (1617-1675), основатель Академии дель Чименто, где впервые были размещены автопортреты и рисунки; Козимо III (1642-1723), купивший картины иностранцев, главным образом фламандцев, например, два холста Рубенса, поврежденные взрывом 1993 года и теперь реставрированные. И, наконец, Великий принц Фердинандо (1663-1713), пригласивший во Флоренцию художников Джузеппе Мария Креспи, Маньяско и обоих Риччи.

P1200313 0Последняя из угасающей династии Медичи, Анна Мария Луиза (1667-1743), назвав Галерею “всегда открытой публике“, тем самым определила, что Уффици выживет и в дальнейшем, с вступлением во власть Лотарингов. Просвещенному Пьетро Леопольдо (Великий герцог Тосканский в 1765-1790 гг.) мы обязаны большой входной лестницей, вестибюлем и Залом Ниобеи. Вновь возникший интерес к “примитивистам” вызывает и новые приобретения – древние картины поступают сюда из ликвидированных монастырей. К этому времени составляется ядро французской живописи и издаются первые “научные” путеводители (Бенчивенни Пелли, 1779; Луиджи Ланци, 1782). Галерея была открыта широкой публике в 1769 году, благодаря великому герцогу Петру Леопольду. Этот представитель австрийской династии Габсбургов – Лотарингов, которая унаследовала Герцогство Тосканское после Медичи и правила им вплоть до объединения Италии, считается одним из самых образованных и просвященных правителей Тосканы.

P1200315 1

Начиная с XIX века, в связи с ростом пинакотеки, преобразования следуют одно за другим; переоборудуются и открываются, в зависимости от потребностей, новые залы; этот процесс происходит непрерывно, несмотря на разрушения от взрыва 1993 г., и вплоть до сегодняшнего дня. В послевоенные годы реорганизации и реставрации проходили под руководством директоров музея: Роберто Сальвини, Луизы Бекеруччи, Лучано Берти. С 1987 года директор Уффици Аннамария Петриоли Тофани, хранители Джованни Агости, Катерина Канева, Алессандро Чеки, Антонио Натали, Пьера Боччи Пачини, архитектор Антонио Годоли (восстановил, среди прочего, Королевские почты на первом этаже, выставочные залы и лоджию на нижнем этаже) продолжали эти работы, включая филологическую реконструкцию трех коридоров, а также переоборудование в соответствии с современными критериями многих залов.

 

DSC04552 1В марте 2004 года началось расширение музея за счет первого этажа, отведенного под служебные помещения. Благодаря оптимальной системе размещения шпалер, картин и других предметов хранения, при предполагаемых в будущем перемещениях некоторых уже выставленных произведений (более всего это относится к картинам XVII-XVIII вв., которые до сих пор находятся в последних залах Третьего коридора), будет возможно продолжить экскурсионный художественный маршрут, удобный с точки зрения развития художественных школ и хронологии. В окончательный порядок приводится, бывшая прежде в Меридиане Палаццо Питти, великолепная Коллекция Контини Бонакосси (вход с виа Ламбертеска); со временем она будет соединена непосредственно с основным музейным маршрутом.

 

DSC03523 1Кроме того, прекрасная Лоджия над Арно, открытая в декабре 1998 г. на нижнем этаже (соответствующая южному коридору Галереи), уже стала частью маршрута обновленного музея Уффици. Коллекции галереи были полностью реорганизованы в соответствии с новыми научными критериями Эпохи Просвящения. Некоторые экспонаты вошли в коллекции Музея Зоологии и Естествознания, более известного как La Specola. Многие статуи эпохи возрождения стали ядром Национального Музея Скульптуры Барджелло, а некоторые экспонаты, относящиеся к искусству этрусков, присоединились к коллекциям Археологического Музея Флоренции. В наши дни галерея Уффици является одним из самых посещаемых музеев мира.