default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый коридор 

 

В этом коридоре находятся залы: Тосканская "примитивная" живопись, Дуеченто (XVIII в.) Джотто, Сиенское треченто (XIV в.), Флорентийское треченто (XIV в.), Интернациональная готика, Раннее Возрождение, дей Липпи, дей Поллайолло, Боттичели, Леонардо да Винчи, Географические карты, Кабинет Математических наук, Трибуна, Мантенья и Беллини, Живопись художников северной Италии (XV в.), Кабинет миниатюр.

С 1996 г. в восточном коридоре размещена большая часть произведений позднего XVI в., собранных Франческо I, основателем Галереи. После реставрации Коридора при распределении статуй и картин сверялись, среди прочего, с зарисовками Галереи, выполненными в 1748-1765 гг. Бенедетто де Грейссом. Гротески, украшавшие потолки, снова помещены на свои места, согласно указаниям Филиппо Пигафетта в 1597г. Наиболее старые портреты – из “Серии Джовиана", с изображениями выдающихся личностей каждой эпохи и каждой страны, частично реставрированы. Начатые для Козимо 1 художником Кристофано делл’Алътиссимо, который в Комо (1552-1589) скопировал знаменитую коллекцию Паоло Джовио, картины перешли из Питти в Уффици в 1587 г. Под "Серией Джовиана" эти картины более чем через два столетия вернулись на прежнее место. Большие портреты в три четверти фигуры из “Серии аулика”, созданные по желанию Франческо I и его последователей для прославления семейства Медичи, начиная с родоначальника Джованни ди Биччи, вдохновленные античными прототипами, тоже заняли свое место (некоторые еще остались в Зале Трибуна). Вдоль стен расположены бюсты и античные скульптуры из коллекций Медичи. Потолки в гротеске украшены художниками из группы Алессандро Аллори и мастерами из “Студиоло Палаццо Веккъо”. Полы покрыты большими квадратами белого и серого мрамора (XVIII в.).

Зал № 2 расположен под крышей, поэтому свет, попадающий сверху, обеспечивает оптимальное освещение золотого фона представленным здесь девятью шедеврам.

Авторы большинства картин неизвестны. Чтобы их различать, к слову “мастер” добавлен инвентарный номер. Автора самой древней в музее картины называют Мастер делла Кроче 432. Мастеру делла Кроче 434 приписывают "Распятие и Стигматы св. Франциска", в раме которой есть серия штрихов, существующих также в картине Мадонна ди Казале, где Мадонна рельефно выписана на золотом фоне.

Изысканный заалтарный образ, как образец ювелирного искусства, подписан и датирован 1271 годом флорентийским художником Мелиоре.

Небольшая деревянная панель с изображением коленопреклоненного святого в оригинале была частью диптиха. Автор картины до сих пор неизвестен. Полагают, что им был тот же художник, который написал Распятие с восемью сюжетами Страстей Христовых.

 

Алтарь из церкви Сан-Франческо в Пешие (ок. Пистойи), изображающий "Св. Франциска и шесть сцен из его жизни" (1235), атрибуирован по его подписи. Этому алтарю близки и панно "Стигматизация св. Франциска", диптих "Мадонна с младенцем" и "Распятие" из монастыря Санта-Кьяра в Лукке, также приписанные Бонавентуре Берлингьери. Произведения художника прекрасно иллюстрируют византийское влияние, характерное для живописи Лукки XII - начала XIII в. и прославленное отцом Бонавентуры, Берлингьеро. Бонавентура долгое время считался представителем "национального стиля", стремящимся освободиться от приемов поздневизантийской живописи. Однако некоторые исследователи, напротив, упрекают его в том, что он был чужд великому обновлению искусства, которое с романской эпохи волновало многих итальянских художников. 

 

P1190903 0

Имя художника 13-го века, написавшего единственную картину, темперу на дереве “Христос и четверо Святых“, известно лишь по подписи, которая читается просто: “Melior“, поэтому он был идентифицирован как Meliore, имея в виду живописца Мелиоре, из Округа Святого Джейкоба, принимавшего участие в Сражение Montaperti в 1260. Хотя о живописце почти ничего не известно и никто не знает наверняка, кем был этот флорентиец,  

Будучи одним из самых ярких флорентийских живописцев своей эпохи, неизвестный художник пометил картину надписью "Crucifix" ("Распятие"). Хорошее состояние картины позволяет оценить замечательный талант художника, особенно его яркую палитру и свежую манеру живописи.  

 

                                                                                                                                    

Gotto 1

На картине, написанной Джотто ок. 1300 для главного алтаря флорентийской Бадии, изображены Мадонна с Младенцем, окружённые святыми: слава – Иоанн Богослов и Николай, справва – Пётр и Венедикт. 

На каждом треугольном завершении – небольшие тондо (в центре Бог-Отец, по сторонам ангелы). В структуре треугольных завершений с трёхлопастными рамами, откуда "выглядывают" святые, мастер использовал кьяроскуро (свето-тень) и изысканно изобразил детали. Полагают, что в Падуе этот полиптих Джотто держал при себе, а также брас с собой, когда ездил в Рим и Римини.

 

 

 

P1190906 1P1190907 1

Темпера на дереве Святой Люк Евангелист (1280-1290) поступила из женского монастыря Сантиссима-Аннунциата (итал. Santissima Annunziata) во Флоренции. Вероятно, она была написана первоначально для францисканской церкви, учитывая присутствие монаха-францисканца и монашки-клариссинки в ногах святого. Евангелист опознан  по надписи i: “S(an) c (tu)s Lucas”.  Работа, которая передает влияние Чимабу?э, приписана неопознанному живописцу, известному как Мастер Маддалена по картине, изображающей Св. Марию Магдалену теперь в галерее Академии г. Венеция.

Авторство на темперу "Распятие Христово, с восемью таинствами и сценами Страстей Христовых" (Крест № 434) датировали и приписывали различным художникам, следовавшим устоям флорентийской живописи. Среди них живописцы Ченни ди Пепо по прозвищу Чимабуэ (1240-1302) и Коппо ди Марковальдо (1225-1276). В 1964 проводились реставрационные работы, которые показали, что облик Христа гораздо более древний и присудить авторство тому же Коппо ди Марковальдо невозможно. Большинство учёных полагают, что он оказал глубокое влияние на формирование Коппо ди Марковальдо, самого известного флорентийского художника до появления Чимабуэ.

DSC03652DSC03675 0

Панель "Мадонна Пиза" обычно приписывается живописцу флорентийской школы тринадцатого века маэстро Сант-Агата и датируется второй половиной XIII века (ок. 1250-1280 гг.). Своим названием картина обязана Луиджи Пизе (Luigi Pisa), который передал её в Галерею Уффици в 1933 году, сначала на хранение и выставку, а затем в качестве пожертвования. Статичность с очень заметными темными оттенками типична для византийских икон, к которым вернулся анонимный художник. Особенно характерными являются почти бесформенные детские ступни. Пальцы Марии чрезвычайно длинные и сужены настолько, что они кажутся тонкими веточками, особенно в руке, которая держит платье ребенка. На синей мантии вышиты звезды, древние символы божественной благодати, спускающиеся на Марию, и память о звезде Вифлеема. Как типично эпохи, взгляды божественности немного расходятся, избегая взгляда зрителя.

 

 

DSC03657 0

DSC03680 0

Панель "Мадонна с Mладенцем на престоле с Благовещением" написана в 1210-1215 годах и обладала первоначально серебряным фоном. Вероятно, написанная для монастыря Валломбросана Санта-Мария-Монтескалари, который, как известно, существовал в 1014 году, но его церковь была переделана в 1212 году – панель впоследствии перенесли в небольшую часовню Санта-Мария-дель-Касале около провинциального городка Греве-ин-Кьянти. В стилистическом выражении художник проявляет близость с мастером Тресса, который в то время работал в Сиенской области, и, по крайней мере, частично проявляется в стиле автора этой работы. Создание картины оказало решающее влияние на историю средневековой живописи в центральной Италии. Рядом панель "Мадонна с Младенцем", написанная Липпо ди Бенивьени в период 1310 - 1330 годы, который работал во Флоренции около 1290 - 1330 гг. 

Зал посвящен средневековому искусству, раннему Возрождению и художникам Поллайоло. Широкий и высокий проход во входной стене зала позволяет проносить картины больших размеров: здесь, например, находилось Распятие Чимабуэ (в 1966 г. возвращено в церковь Санта Кроче; пострадало от наводнения того же года; после реставрации в Музее при этой церкви). В помещении с потолком со стропилами, воскрешающем в памяти архитектуру средневековой церкви, кроме первых свидетельств оригинальной тосканской живописи, отведено место трем шедеврам выдающихся мастеров – Чимабуэ, Дуччо ди Бонинсенъя и Джотто – под общим названием Маэста. Произведения этих мастеров искусства демонстрируют революционные изменения, которые произошли в живописи Тосканы и Италии в конце 13-ого века. Большинство представленных здесь работ были написаны в соответствии с византийскими канонами: стилизованные двухмерные изображения с резкими контурами.

P1190950 1P1190915 1

Икона Величание Божьей Матери, установленная первоначально в главном алтаре церкви Санта Тринита, написана Чимабуэ, имела высоту 465 см (оригинальная рама утрачена). Около Мадонны с Младенцем – восемь ангелов, симметрично по четыре с каждой стороны. Внизу, внутри крайних арок, святые Иеремия и Исайя смотрят вверх, в подтверждение пророчества о Непорочном зачатии, в центре – Авраам и Давид, в роду которого должен был появиться Спаситель.

Икона Божья Матерь во Славе, написанная Дуччо ди Буонинсенья в 1285 году для капеллы братства Лаудези в церкви Санта Мария Новелла, первая большая работа сиенского художника. Сидящая на богато украшенном троне Мадонна с Младенцем окружена с двух сторон шестью коленопреклоненными ангелами. По ее лицу, написанном согласно византийским традициям, скользит едва заметная улыбка. Кромка одежд Марии украшена золотом. На раме, являющейся неотъемлемой частью картины, помещены тридцать небольших медальонов с изображениями святых и библейских персонажей.

P1190913 1P1190905 1Картина Мадонна д ’Онъисанти, работы Джотто, написана для алтаря дельи Умильяти (справа от дверей алтарной преграды) в церкви Оньисанти. Как и Маэста Дуччо ди Бонинсенья в церкви Санта Мария Новелла, Джотто написал взгляд Мадонны и сместил положение трона таким образом, что этот ракурс предполагает нахождение зрителя чуть правее центра картины, что ощущается и при взгляде на нее. Это большое религиозное полотно является гимном Непорочности, Материнству и Величию Девы Марии. Один из ангелов препод¬носит Ей изысканную корону, другой протягивает Младенцу чашу для причастия, что напоминает о Страстях Господних. Каждый ангел (стоят на коленях) предлагает Мадонне склянку с розами и лилиями. Фигуры в глубине, при расположении их в едином пространстве, смещены по отношению к трехмерному трону. Реалистически изо¬бражены лица, разноцветные мраморы, цветы и дерево под ногами Мадонны.

Деревянная панель "Мадонна с Младенцем на троне и два ангела" (1230) хранилась в конце 19 века у антиквара Стефана Бардини (итал. Stefano Bardini, 1836-1922) и была выкуплена государством в 2006. Ранее картина принадлежала Обществу Бегалло, чьё имя происходит от больницы Св. Марии во Флоренции, которую патронировало это общество, и которая также называлась Бигалло. 

DSC03704 1DSC03722 0Панель "Мадонна с младенцем на троне и шесть ангелов" была написана около 1320 г. в часовне доминиканского монастыря Санта-Мария-Маддалена в Пиан-дель-Муньоне (Физоле) в 1863 году, одноко её изначальное происхождение неизвестно. Считается, что это была поздняя работа Мастера Св. Цецилии, который иногда отождествлялся с прародителем семьи художников Гаддо Гадди. Первоначально, в XV веке, круглая панель была выстроена в квадрат с добавлением двух фигур со сценами Благовещения, написанных, вероятно, Бичи ди Лоренцо. Картина находится в постоянной аренде у Музея Сан-Марко.

Две панели с изображением Св. Петра и Иоанна Крестителmя; Апостола и Св. Павела (в пределле) созданы сиенским художником Бартоломео Булгарини (1337 - 1378) в период 1355 - 1360 гг. являются крыльями полиптиха, который находится теперь в Национальной Пинакотеке Сиены (но первоначально был установлен в городской больнице Санта-Мария-делла-Скала). Это зрелые произведения Бартоломео Булгарини, который приобрёл опыт в кругу Пьетро Лоренцетти. 

DSC03725 0

Этот алтарный образ “Мадонна с Младенцем на троне в окружении восеми ангелов” был написан Пьетро Лоренцетти в 1340 году для церкви Сан-Франческо в Пистойе, где оставался до 1799 года и был перенесен в галерею Уффици. Как и его брат Амброджо, Пьетро не остаётся равнодушным к достижениям Джотто, что выражается в организации трёхмерной композиции. Среди последних работ Пьетро Лоренцетти картина демонстрирует нежный мотив тихого разговора, который связывает Мать и Ребенка, что характерно для стиля других современников мастера, таких как Джотто или скульптор Джованни Пизано. Пределла алтаря, описанная Вазари, утеряна.