Сие́на или Сьена (итал. Siena) – город в итальянском регионе Тоскана, административный центр одноимённой провинции, один из крупнейших туристических центров Италии. В Средние века – столица Сиенской республики, средоточие художественной жизни. Список наиболее известных художников Сиенской школы включает Дуччо, Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти, Пьетро Лоренцетти, Мартино ди Бартоломео, Франческо ди Джорджо. Многие из произведений эпохи Возрождения можно увидеть непосредственно в сиенских храмах и палаццо, а также в богатых коллекциях художественных музеев города, таких как Сиенская пинакотека. Хорошо сохранившийся средневековый центр Сиены находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Город лежит на холме с плотно застроенными склонами, подняться по которым пешеходам помогают эскалаторы, оборудованные остановками на пересечении улиц. Этот вид транспорта не только удобен и экологически чист, но и даёт возможность укрыться в непогоду.
Почти как все города Италии, Сиена настаивает на своем римском прошлом. Легенда приписывает ее основание Асцию и Сению – сыновьям Рема, которого вместе с Ромулом родила весталка Рея Сильвия от бога войны Марса, Уже в раннее Средневековье вскормившая братьев волчица стала официальным символом города, – до сих пор ее изображение украшает герб Сиены, а статуи расставлены по всему городу.
Экономическому и политическому подъему города способствовали лангобарды. В 774 году их король сдал сиену Карлу Великому и город перешел к франкам. Из коренных сиенских родов, породнившихся с лангсбардской и затем с франкской знатью, происходят все прославленные аристократические семейства города. Пройдет совсем немного времени и Сиена станет одним из важных экономических и политических центров Тосканы. Поэтому понять её. не только развивавшуюся вместе с регионом, ной развивавшую его, можно лишь в кснтексте целостного восприятия всей Тосканы, ткань истории которой создана очень разными, но культурно равновеликими городами. Политической самостоятельности в форме городской коммуны Сиена добивается позже Пизы и Лукхи (коммуны с конца XI а.), но одновременно с Флоренцией. Это случилось после смерти правительницы Тосканы маркизы Матильды.
Как и во всех ранних городских коммунах, главным фактором, расшатывающим республиканские институты Сиены, стали противоречия между благородной рыцорсхой знатью и народом – торговцами, ремесленниками и купцами. Сигналом к перестановке политических сил стала смерть германского императора и сицилийского короля Фридриха II Штауфенз. Сразу после неё народ а 1250 году полностью взял власть в свои руки во Флоренции, Лукке, Орвьето. через 3 года в Сиене и Вольтерре, а в 1254 году – в Пизе.
Столкновение с Флоренцией – главная драматическая линия сиенской истории, период расцвета которой пришелся на XIII и XIV века. Его вехами стали два события: битва с флорентийцами при Монтаперти (1240 г.), успеха которой Сиена уже ни когда не повторила, и эпидемия чумы – "черная смерть" (1348), от которой Сиена так и не оправилась.
С 1287 года во главе Сиены находился Совет Девяти из наиболее уважаемых граждан, которые менялись каждые 2 месяца. Однако состояние относительного покоя и экономического благополучия не продлилось и более полувека. В конце XIV века сиенцы предложили миланскому герцогу Джан Галеаццо Висконти возглавить Синьорию, – он правил в городе до своей смерти в 1404 году. Французский политик и мемуарист Филипп де Коммин писал о Сиене: "Иэ-за постоянных раздоров этот город управляется так плохо, как никакой другой в Италии".
"Черная смерть" пришла в Сиену в 1348 году и унесла фактически половину ее стотысячного населения. Падение правительства во таве с Советом Девяти, случившееся 7 лет спустя после чумы, послужило началом фатального политического кризиса. Высший класс боролся за власть со средним. Купцы и мастера враждовали с рыцарями, бедный люд восставал против зажиточных. Ничто не могло примирить Толомеи с Салимбени, партию Девяти с партией Двенадцати. Иной раз власть успевала смениться четыре раза за 4 месяца.
В конце XV века городские власти хотели заключить союз с германским императором и королем Испании Карлом V Габсбургом, но сиенцы этому воспротивились. Тогда Карл V объединился с герцогом Тосканским Козимо I Медичи в борьбе против Сиены, которая попросила помощи у Франции, но было поздно: под натиском флорентийских и испанских отрядов защитники города сложили оружие (1555 г.). Войска, вошедшие в Сиену, позаботились о сносе многочисленных городских башен.
В это время население города не достигало и 10 000 человек. Утрата государственной самостоятельности стала для Сиены началом глубокого упадка. Именно поэтому улицы Сиены выглядят такими, какими их создали строители XIV и XV веков. Начатый и брошенный огромный неф нового Сиенского собора – наглядное свидетельство величия замыслов и внезапно исчезнувших средств.
В XIII веке, чтобы как-то управлять разросшейся к тому времени коммуной, Сиену разделили на три части (терции): Терцо ди Читта (terzo di Città), Терцо ди СанМартино (terzo di san Martino), и Терцо ди Камолла (terzo di Camollìa). Во главе каждой стоял маэстро гонфалоньер ("главный знаменосец"), подчинявшийся народному капитану. К XIV веку, когда народовластие сошло на нет. в городе насчитывалось 43 аристократических клана, и это обусловило появление 43 контрад (итал. contrade – "квартал"). Потом контрады укрупнились, но их число сократилось до 23. По сей день сохранилось 17 контрад. У каждой свой герб, символ, флаг, парадная одежда и название: Орел, Гусеница, Улитка, Сова, Дракон, Жираф, Дикобраз, Единорог, Слон или Башня, Волчица, Баран, Раковина, Гусь, Волна, Пантера, Лес и Черепаха.
Палаццо делле Папессе, стящее почти напротив палаццо Киджи Сарачини, было возведено во второй половине XV века по заказу Катерины Пикколомини – одной из сестёр Пия II – но уже спустя столетие в народе его называли "Палаццо делле Папессе", ассоциируя таким образом с обеими сёстрами Папы. Строительством дворца руководил Антонио Федериги, и до сих пор нет единого мнения насчёт того, кто был автором проекта – сам Федериги или же Бернардо Росселлино; здание было реставврировано в начале двадцатого векаи в течении долгого времени его занимало местное отделение Банка Италии, а с 1998 года Дворец был отдан Международному центру современного искусства, созданного под эгидой муниципальных властей. Чуть дальше, по правой стороне улицы ди Читта, находится крутой и узкий спуск Барджелло, ведущий на площадь дель Кампо.
На первый взгляд никакой разницы между контрадами нет. Улицы похожи друг на друга, но ошибиться, перейдя границу между районами, невозможно: повсюду развеваются штандарты с соответствующими рисунками. Если на каком-то доме красуется один разноцветный кусок ткани, а на противоположном – совершенно другой, значит, они стоят по разные стороны невидимой границы.
Дворец Киджи Сарачини бывший первоначально фамильной резиденцией гибеллинов Марескотти, но в XVI веке перешедший в собственность семейства Пикколомини. Ныне принято называть Дворец по имени последнего владельца – мецената, столь страсно любившего музыку, что предоставил здание в распоряжение Муниципальной Академии Киджана – престижнейшего сиенского учебного заведения, пользующегося мировой славой. С 1806 года история здания неразрывно связана с благим делом популяризации искуства – тогдашний владелец дворца Гальгано Сарачини открыл для городской публики свободный доступ к своей коллекции художественных произведений, предварительно отреставрировав внутреннее убранство здания, чтобы подчеркнуть старинные корни своей династии.
Двор, обнесённый зубчатой оградой, Лоджия с настенными росписями XVI века, скульптурные портреты на стенах и колодец, привезённый из одного из монастырей, недвусмысленно давали понять посетителям дворца, что эта фамильная обитель имеет многовековую историю. Сразу же при входе в атриум была установлена скульптура, изображающая Папу Юлия III дель Монте; на самом деле она была изготовлена в 1609 году, как портрет Павла V Боргезе, и гораздо позднее, после того, как Гальгано Сарсчини приобрёл изваяние, переделана, чтобы почтить память человека, с которым его семья состояла в родстве.
Площадь Салимбени, реконструированная в конце XIX века, предоставляет в лучшем виде одноимённый готический дворец, возведённый на месте развалин древнего замка, история которого с XII века неразрывно связана с историей этой могущественной семьи Гибеллинов. Сам дворец также был расширен и перестроен в 1880 году, а ныне здесь находится штаб-квартира банка Монте деи Паски ди Сиена – одного из самых старых банков мира, основанного ещё в 1472 году под названием Монте Пио. Веками банк собирал произведения искусства, а начало собранию было положено, когда в 1481 годухудожнику Бенвенуто ди Джованни в честь празднования годовщины основания банка была заказана картина, известная ныне как Мадонна делла Мизерикордия (Богоматерь Сострадания).
Дворец Толомеи – это историческое здание в Сиене, расположенное на одноименной площади, вдоль главной улицы города Банчи ди Сопра (Via Banchi di Sopra). В нём проживала известная и могущественная семья банкиров, владельцев башен и замков. К этой семье гвельфов принадлежала упомянутая Данте в Чистилище Пия де Толомеи, которую муж выбросил из окна своего замка в Маремме. Это самый старый на настоящее время дворец, оставшийся в частном владении; ныне в нём располагается головной офис ещё одного кредитного учреждения – Касса ди Риспармио ди Фиренце (Сберегательный банк Флоренции). Фасад здания из серого камня демонстрирует типичные для XIII века линии с двумя широко расположенными этажами, разделенными кордонами с множеством окон, увенчанных остроконечными арками.
Перед дворцом установлена колонна, вершину которой венчает скульптурное изображение римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим. Колонна указывает на центр терциала – одного из трёх исторических районов, на которые делилась средневековая Сиена.
Напротив дворца Толомеи расположена римско-католическая церковь святого Христофора. Первая церковь в романском стиле с латинским крестом в плане была построена в XI-XII веках. Следы романских колонн видны в прилегающем небольшом монастыре. В XIII веке в этом монастыре размещался совет зарождающейся Сиенской республики. Считается, что на этом месте в 1260 году состоялась встреча членов Совета с послами из Флоренции. Последние потребовали сделать проёмы в городских стенах. Эти жесткие требования указывали сиенцам, что война с Флоренцией неизбежна; они прогнали послов и приготовились к сражению. Защитников города было недостаточно, а привлечь наемников не доставало средств. Услышав это, банкир Салимбени ушёл домой и вернулся с тачкой, полной 118 000 флоринов. Наёмники сыграли важную роль в победе Сиены в битве при Монтаперти. Также в этой церкви в 1376 году святая Екатерина Сиенская смогла добиться примирения жестокой вражды между семьями Макони и Толомеи / Римальдини. В присутствии враждующих сторон она вошла в транс, похожий на экстази, во время молитвы у алтаря. Церковь претерпела ряд изменений, в первую очередь после землетрясения 1798 года. В 1800 году кирпичный фасад храма в неоклассическом стиле был дополнен четырьмя колоннами и тимпаном, спроектированным Томмазо и Франческо Пакканнини. В нишах, окружающих вход, находятся статуи (1802 г.) Сен-Бернардо Толомеи и Блаженной Неры Толомеи, работы Джузеппе Силини.
В церкви есть Мадонна с младенцем, святыми Лукой и Ромуальдом (около 1508 г.) работы Джироламо дель Паккиа, фреска Пьета и орудия Страстей Мартино ди Бартоломео, а также мраморная скульптурная группа, изображающая Славу святого Христофора (1693 г.) ) Джованни Антонио Маццуоли. Сейчас в нем находятся Мадонна с Младенцем из школы Деллы Роббиа XV века, Святой Георгий и Дракон и Святой Христофор, приписываемые мастеру триптиха Osservanza, который считался тем же человеком, что и Сано ди Пьетро; и тондо Мадонны с Младенцем мастера Сан-Пьетро-а-Овиле.
Войдя в церковь, мы находим слева гробницу 1711 года, посвященную Германику Толомею; внизу вы можете увидеть алтарь начала 16 века с изображением Мадонны с младенцем и святыми.
На главном алтаре мы находим Транзит Сан-Бенедетто 1693 года и Мадонну с Младенцем 15 века. Ещё одна работа, которая находится внутри, – это фреска с Пьета и символами Страстей.
Первую церковь, стоявшую на месте нынешного храма святого Франческо, начали строить практически сразу после смерти основателя ордена, св. Франциска (1228). В конце XIV- начале XV в. её перестроили в готическом стиле. Известно, что фасад церкви был декорирован белым и зеленым мрамором по подобию боковых стен Дуомо, портал и круглое резное окно проектировал Франческо ди Джорджо Мартини. В 1655 г. сильный пожар разрушил здание церкви, окончательное восстановление произошло в конце XIX в.
Фасад церкви был выстроен в неоготическом стиле в 1894-1913 годах, оригинальный мраморный декор 13 века и портал 15 века были заменены современными.
Нынешний облик церкви – это результат многочисленных переделок и реставраций, а получить представление об оригинальном виде фасада можно лишь по картине Сано ди Пьетро "Проповедь свтого Бернардина на площади Сан Франческо (1444-1450 гг.), выставленной в Музее Кафедрального собора (Опера дель Дуомо).
Церковь построена в форме египетского креста, с одним нефом, с деревянным потолком и простыми стенами - такое внутреннее устройство было свойственно церквям средневековых нищенствующих орденов. Витражи были выполнены в конце XIX в., некоторые из них восстановлены после Второй мировой войны. На контфасаде находятся две гробницы XIV в. и две снятые фрески - Коронование Богородицы (1447- 1450) Сассетты и Сано ди Пьетро с ворот Порта Романа, и Рождество (1531) Содомы, с Порта Писпини.
Главный алтарь содержит современный мраморный престол, спроектированный Джузеппе Партини и скульптурный Леопольдо Маккари (XIX век), и большой витраж, один из самых красивых современных витражей. На нём изображено одобрение папой Гонорием III правления Св. Франциска. Это работа стекольного завода Ф. Цеттлера в Мюнхене в 1889 году. На левой стене два бюста, изображающие родителей сиенского Папы Пия II, Сильвио Пикколомини и Витторию Фортегуэрри. Это останки гробниц родителей понтифика, заказанные самим папой римским Антонио Федериги в 1459 году в память о пропавших без вести родителях. По этому случаю тела были перенесены из Пиенцы в церковь Св. Франциска.
На левой стене нефа помещен портал фасада, выполненный Франческо ди Джорджо Мартини, а также барельефы с первой, романской церкви (XIII). Далее по нефу по обоим стенам идут работы художников XVI-XVII веков: Пьетро да Кортона, Джузеппе Назини, Алессандро Казолани и Винченцо Рустичи, а также Распятие (кон. XV) Джироламо ди Бенвенуто. В правом трансепте в крайней капелле находится Мадонна с младенцем и святыми Липпо ди Ванни. Напротив, во второй капелле справа – мраморный барельеф Джованни д’Агостино, в следующей капелле стоит саркофаг работы Урбано да Кортона (1462). В капелле слева - фреска Мадонна с младенцем Андреа Ванни (вторая половина XIV). На стене центральной капеллы размещены два бюста, отца и матери Энея Сильвия Пикколомини, выполненные Антонио Федериги. В капелле слева от нее – фреска Распятие (1332) Пьетро Лоренцетти. Фрески Мученичество францисканцев и Св. Людовик Тулузский перед папой Бонифацием VIII (1335-40) его брата, Амброджо Лоренцетти, находятся в третьей капелле слева. Еще левее – фреска Мадонна с младенцем (1396) Якопо ди Мино дель Пелличчайо. Фрески перенесены сюда из зала капитула церкви и клуатра.
Внутренне убранство также представляет собой совместный результат усилий многих поколений мастеров; особого внимания заслуживают исключительно редкие фрески Пьетро и Амброджо Лоренцетти, датируемые приблизительно 1331 годом, первоначально украшавшие стены Зала Капитула и внутреннего дворика монастыря, а впоследствии перенесённые в капеллы левого трансепта. В глубине правого трансепта установлена статуя святого Франциска – произведение XV века работы Франческо диВальдамбрино. Предметом особого почитания верующих является хранящиеся в ней Частицы Святых Даров – освящённые частицы гостии, ставшие предметом кощунственной кражи 14 августа 1730 года, найденные три дня спустя, и с тех пор чудесным образом сохранившиеся, без всяких признаков порчи. С тех пор 17 числа каждого месяца, в день находки Святых даров, проводится праздничное богослужение, для чего в храме отведены две капеллы: одна в левом трансепте, используемая в летнее время, а другая в правом трансепте, используемая в холодные мясяцы года. Левая стена зимней капеллы украшена фресками ложного полиптиха кисти Липпо Ванни.
На контрфасаде находятся остатки двух гробниц XIV века, а наверху – две большие фрагментарные фрески, отделенные соответственно от Порта Романа и Порта деи Писпини: Коронация Богородицы, начатая Сассеттой в 1447 году и завершенная Сано ди Пьетро в 1450 году (слева), и Рождество Христово в Содоме в 1531 году (справа).
На площади Пьяццетта дель Индипенденца, расположенной к северу от площади Пьяцца дель Кампо, находится Театр деи Розци и высокая лоджия, прикрывающая средневековый дворец Палаццо Баллати с его высокой зубчатой башней. Площадь была увеличена в начале XIX века за счёт сноса церкви Сан-Пеллегрино; следовательно, раньше она называлась Пьяцца Сан-Пеллегрино.
Пьяцца-дель-Кампо (итал. Piazza del Campo), главная площадь города, на которой св. Бернардин Сиенский в XV веке собирал на проповеди толпы народа, кажется специально приспособленной для публичных выступлений. Это не случайно: форма пьяццы повторяет очертания римского театра, камень которого пошел на ее строительство. Подобно античным театрам, часто размещавшимся на склонах холмов, площадь понижается к палаццо Пубблико. Однако для истинного сиенца Кампо – это плащ Девы Марии, укрывающий сердце города.
Одна из самых красивых площадей Европы вымощена камнем разных оттенков и разделена полосами из травертина на 9 секторов, в память о том времени, когда городом правил Совет Девяти.
Пьяцца-дель-Кампо известна рядом привлекательных особенностей. Во-первых, площадь заглублена к центру и назад чуть ли не на 5 метров и представляет собой что-то вроде вогнутой раковины. Во-вторых, от неё расходятся лучами 11 главных улиц города. В-третьих, именно здесь проводят ежегодное Палио – традиционные скачки.
На возвышенной стороне площади находится фонтан "Источник радости" (Fonte Gaia), созданный в 1409-1419 годах и соединивший в себе элементы готики и Возрождения. Около 1340 года сиенская Синьория постановила соорудить общественный фонтан на главной площади города Пьяцца дель Кампо. Работы были поручены сиенским скульпторам и архитекторам Агостино и Аньоло, которые соорудили прямоугольную чашу фонтана и провели к ней по свинцовым и глиняным трубам воду. 01 июня 1343 года состоялось торжественное открытие фонтана. После этого Аньоло уехал в Ассизи. Агостино же начал делать рисунки для мраморного украшения фонтана. Делая рисунки, он и умер на площади около созданного им фонтана.
Название фонтана Фонте-Гайа (итал. Fonte Gaia) в северной части Кампо означает по-итальянски "радостный источник". Фонтан – один из символов городской власти – знаменит тем, что панели для него (1408-1419) создал один из лучших мастеров раннего Ренессанса в Италии, скульптор Якопо делла Кверча. Еще вместе с отцом, работавшим с Арнольфо ди Камбио в качестве помощников Никколо Пизано над созданием кафедры для Дуомо, Якопо начал работать в Сиене. В рельефах фонтана видно, как внимательное изучение древнеримских статуй и саркофагов непосредственно отразилось в его творчестве: в них уже нет готических острых форм, усложнилась и стала мягче пластика, он качал заимствовать с античных саркофагов классические мотивы – типы лиц, одежды, орнаменты. В знании анатомии и в передаче индивидуальности изображаемых лиц Якопо делла Кверча уступает своему современнику Донателло, но в величественности форм, в силе и глубине чувства, одухотворенной экспрессии он может считаться преемником Джованни Пизано и предшественником Микеланджело. Фонте Гайа – одно из лучших произведений художника – украшен рельефами, на которых изображены Виртус (аллегория Доблести), Акка Ларенция (воспитательница Ромула и Рема), Рея Сильвия (их мать) и Спее (аллегория Надежды).
Якопо украсил мраморными скульптурами три стены фонтана. В центре он поставил скульптуру Девы Марии с младенцем Христом на руках, а вокруг неё мраморные же скульптуры двух ангелов, семи Добродетелей и Реи Сильвии с младенцами Ромулом и Ремом на руках. Также выполнены мраморные рельефные композиции – "Изгнание из Рая" и "Сотворение Адама". Внизу же под фигурами и рельефами он поставил скульптуры львов и волков, служивших эмблемой города Сиены. Мраморное украшение фонтана было готово в 1419 году и вызвало такой восторг сиенцев, что скульптора Якопо делла Кверча после этого стали звать Якопо делла Фонте.
Башня Торре-дель-Манджа (Torre del Mangia), примыкающая к палаццо Пубблико (1338-1348), построена, согласно преданию, по проекту Липло Мемми, ученика и затем зятя Симоне Мартини. Её строили братья Минуччщ и Франческо ди Ринальди. Башня получила своё название от Джованни Дуччо – первого её смотрителя и звоноря, который тратил все свои доходы, пируя в тавернах города, за что жители Сиены прозвали его "mangiaguadagni" (съедающий заработанное). Как рассказывает предание, в основание башни при её строительстве в 1325-1348 годах, по распросраненному в те времена обычаю, были замурованы монеты, призванные приносить удачу, а на каждом из углов башни есть камни с надписями на латинском и еврейском языках, которые должны защищать ее от "громов и молний". Высота Торре-дель-Манджа – 88 м (с громоотводом – 102 м), и, чтобы подняться на её вершину, где расположена смотровая площадка, придётся преодолеть 512 ступеней.
Первый раз колокол зазвонил в 1348 году, когда в город пришла чума – "черная смерть". Качество звучания было не наилучшим, поэтому в 1634 г. колокол заменили. Но и новый набат оставлял желать лучшего, из-за чего в 1665 г. был поднят большой колокол "Кампаноне", он же – "Сунто" (прозвище дано в честь Вознесения Девы Марии, Санта Мария Ассунта), который находится на колокольне и сегодня. Из-за больших размеров (а весит он чуть больше 6,5 т) горожане установили его над звонницей.
К башне примыкает здание парламента – Палаццо Пубблико (итал. Palazzo Publico). Его начали строить в 1297 году. В 1299 году возведён главный корпус, а в 1310 году закончено строительство боковых крыльев. Главный корпус палаццо выполнен в стиле тосканской готики. Верхний ярус фасада украшают солнечные часы с монограммой Христа, а двумя ярусами ниже красуется герб семьи Медичи, напоминающий о присоединении Сиены к Великому герцогству Тосканскому. Со времени строительства палаццо Пубблико подвергся лишь незначительным переделкам. В конце XVII века знаменитый римский архитектор Карло Фонтана надстроил боковые крылья и несколько изменил интерьер с целью укрепления его внутренней конструкции. Палаццо Пубблико был учреждён для собраний "Правительства Девяти" Сиенской Республики. Правительство Девяти, в свою очередь, издало указ, который обязывал всех владельцев домов вокруг площади придерживаться единого архитектурного стиля с дворцом, но не превосходить его по высоте и красоте. Фасад парламента украшает монограмма имени Христа (хризма), восходящая к 1425 году, под ней находится герб Медичи, занявший здесь свое место после установления флорентийского владычества в 1560 году. Окончание великого мора сиенцы отметили строительством у подножия башни лоджии Капелла ди Пьяцца (итал. Cappella di Piazza) в благодарность Деве Марии за спасение от чумы, поразившей город в 1348 году. Ее завершили в 1352 году, но перестроили в следующем столетии в стиле ренессанс: нижние части пилястр до карниза отделаны готической скульптурой и острыми арками, верхние – ренессансными нишами с раковинами, гирляндами и античными мотивами а в 16 веке над алтарём появилась фреска работы Содомы (позже её переместили в городской музей).
С конца XVIII века в Сиене стало появляться все больше туристов и ради их удобства залы со знаменитыми фресками освободили от занимавших их городских служб, а с 1930 г. в палаццо Пубблико открыт музей с одной из лучших в Тоскане коллекций художественных произведений искусства известных живописцев Спинелло Аретино, Парри ди Спинелло, Якопо делла Кверча, Таддео ди Бартоло, Содома, Симоне Мартини, Веккьетта, Сано ди Пьетро.
На Стенах Зала дель Маппамондо – две великолепные фрески Симоне Мартини: Маэста и Гвидориччо да Фольяно (перв. пол. XIV в.). Последний этаж занимает этрусский отдел, составленный на основе археологических раскопок в посёлке Мурло.
Городской собор Сиены (итал. Dumo di Siena), один из прославленных памятников архитектуры Италии, стоит на месте древней церкви IX века. Новый трёхнефный храм в честь Вознесения Девы Марии освятил в 1179 году папа Александр III, великий уроженец Сиены, но строительные работы продолжались ещё несколько столетий. Строителем собора называют Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano; 1250-1315). Архитектурное решение и убранство храма соединяют романский и готический стили. Фасад завершён в конце XIV века. В нём нетрудно узнать черты собора города Орвьето, бывшего для строителей обектом соперничества и подражания. Полукруглые романские арки с тремя порталами увенчаны треугольниками фронтов, после чего композиция неудержимо устремляется ввысь, завершаясь остроконечными шпилями. Естественность смены стилей без нарушения гармонии под силу только гениальным мастерам, какими были в XIII веке отец и сын Николо и Джовани Пизано (Niccolo e Giovanni Pisano). Их пригласили из Пизы монахи-чистерченцы для строительства собора.Собор отделан белым мрамором с использованием этого камня других цветов.
Верхняя часто фасада выполнена в начале XIV в.: две пары евангелистов справа и слева стоят в основании центральных шпилей собора, между которыми помещено окно-витраж "Тайная вечеря", работы Пасторино де Пасторини (середина XVI в.). Венчает центральную композицию фронтон с позолоченной мозаикой "Коронование Богоматери", выполненной венецианскими художниками Л. Муссини (Luigi Mussini) и А.Франчи (Alessandro Franchi) в XIX в.. Боковые фронтоны украшены их работами: "Поклонение волхвов" и "Введение во храм Богородицы".
Украшение нижнего фасада выполнил Джовани Пизано в 80–90-е годы XIII в. В тимпанах трех входных фронтонов помещены (без подписей) рельефы 3-х святых Сиены. Изваяния львов у центрального входа служат подножием для статуй библейских царей Давида и Соломона. Фигуры, венчающие нижний портал слева: Исайя, Валаам (тот, кому Валаамская ослица внушила: "Восходит звезда от Востока" – эту надпись он и держит в руках); Платон, Даниил и одна из сивилл-прорицательниц. Справа от центрального входа расположены: Моисей и Симеон-Богоприимец, Мариам – сестра Моисея и Аристотель. В число пророков Христа, увековеченных на фасаде Сиенского собора, попали, таким образом, вместе с библейскими пророками и греческие сивиллы, и античные философы. Их статуи покоятся на изваяниях лошадей и быков.
Для украшения собора граждане Сиены приглашали прославленных мастеров, щедро оплачивая их работу. Отделка интерьера и фасадов продолжалась в XIX в., когда фронтоны были украшены мозаиками с позолотой, в XXв. отлили из бронзы центральную дверь с барельефом "Прославление Богородицы".
Внутри собор состоит из трех продольных коридоров-нефов и поперечного перекрытия – трансепта. Между нефами – аркады 18-метровых колонн из черно-белого мрамора, создающих впечатление легкого головокружения от обилия красоты. Полукруглые арки между массивными колоннами нефа – признак романского стиля: мощного и строгого. Колонны коринфского ордера несут на себе своды потолка. Справа и слева гладят вниз с огромной высоты карнизов бюсты 172 Римских пап и 36 императоров. Почти все они на одно лицо, т.к. сделаны по трафаретам, индивидуальность запечатлена в подписях имен под скульптурами. Галерея на карнизах была создана во времена Ренессанса – в начале XVI века.
Главный алтарь создал один из лучших итальянских архитекторов позднего Ренессанса Бальдассаре Перуцци (итал. Baldassare Tommaso Peruzzi; 1481 – 1536), уроженец сиенской округи; киворий над алтарём принадлежит Лоренцо ди Пьетро, прозванного Веккьетта (итал. Lorenzo di Pietro, Il Vecchietta; 1410-1480). Из четырёх ангелов по его сторонам, держащих канделябры, два исполнены Джованни ди Стефано (итал. Di Stefano); 1443-1506) и два – Франческо ди Джорджо Мартини (итал. Francesco di Giorgio Martini; 1439–1501). Украшавшие апсиду фрески сиенского художника Доменико Беккафуми (итал. Domenico di Giacomo di Pace Beccafumi, 1486 – 1551) отчасти пропали, но сохранился древнейший итальянский витраж, выполненный в 1288 году по рисунку Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, 1255/1260 – 1319). .
Из левого нефа собора можно пройти в Библиотеку Пикколомини. Она сооружалась после 1492 года по воле кардинала Франческо Тодескини Пикколомини (будущего папы римского Пия III) в память его дяди папы Пия II) как хранилище его личной библиотеки.
Стоящая в центре зала скульптурная группа "Три грации" (римская копия II века с греческого оригинала III в. до н.э.) будто воплощает собою главную идею Ренессанса и гуманистических студий – завороженность античностью и страсное его изучение.
Потолок и стены библиотеки расписал, соответственно, в 1502 и 1505-1507 годах фресками со сценами из жизни Пия II умбрийский художник Бернардино Пинтуриккью итал. Bernardino di Pinturicchio; 1454-1513) . Нарядный колорит, разнообразие и занятность сцен, миловидность лиц придают настенным картинам особую праздничность и декоративность.
Фрески изображают самые значительные сюжеты из истории деяний папы: Пикколомини прибывает в Анкону, получает кардинальскую шапку, отправляется на Базельский церковный собор, избирается папой, канонизирует Екатерину Сиенскую, устраивает брак Элеоноры Португальской и императора Фридриха III, молится перед иконой Девы Марии в сиенском Дуомо.
Сиенский собор был спроектирован и построен в период с 1215 года по 1263 год на месте более раннего здания. Но не успели сиенские горожане нарадоваться на новую городскую церковь, как из соседней Флоренции пришло известие о строительстве грандиозного храма. Сиена не могла оставить подобный вызов без ответа. По замыслам сиенцев, это их Дуомо должен был стать самым большим христианским собором во всей Европе. Но этим планам не суждено было сбыться: в 1349 году, вскоре после начала строительных работ, началась эпидемия чумы и работы по перестройке Дуомо были остановлены. Гигантский собор так и не был завершен, а заготовки стен Дуомо Нуово (Нового собора), сохранили как исторический памятник.
Музей кафедрального собора размещен в незавершенном правом нефе "нового Дуомо". Здесь хранятся многочисленные произведения искусства высокой художественной ценности, созданные для собора и когда-то его украшавшие. На нижнем этаже можно увидеть скульптуры, созданные Джованни Пизано и его помощниками для фасада собора. Здесь же выставлены фрагменты мраморной отделки фасада и полов собора, а также работы других мастеров: панель древнеримского саркофага, барельеф (Люнет Казини, 1438) Якопо делла Кверча и небольшое тондо Мадонна с младенцем (Madonna del Perdono) Донателло. Великолепный круглый витраж со сценами из жизни девы Марии был создан по рисункам Дуччо ди Буонинсенья в 1287-88 г.
На втором этаже находится зал Дуччо. Алтарный образ Маэста (Величие), вполне соответствующий своему названию, был заказан Дуччо ди Буонинсенья в 1308 г. и торжественно помещен в собор 9 июня 1311 года (день был объявлен праздничным; весь город во главе с Советом Девяти участвовал в процессии). Это одно из самых значительных произведений итальянской живописи XIV века. Панель была демонтирована в начале XVI века и полностью разобрана в 1771 году, а впоследствии были утрачены все крнструктивные детали, требовавшиеся для сборки композиции. Ещё до того, как в 1878 году картина была передана в недавно открытый Музей, было утрачено несколько панелей, обрамлявших основную композицию, восемь из которых позднее появились в зарубежных коллекциях. Фронтальная часть внушительной композиции представляет собой алтарную картину "Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов и святых". На переднем плане четверо святых-покровителей Сиены – Ансано, Савин, Кресцентий и Виктор преклонили колени. На сттупени трона выгравирована надпись с мольбой Деве Марии даровать Сиене мир, а художнику Дуччо – "многие лета" за то, что так красиво он изобразил Мадонну: "Mater Sancta Dei Sis Causa Senis Reguiei – Sis Ducio Vita Te Quia Pinxit Ita" (О, Святая Богородица, даруй мир Сиене и жизнь Дуччо, который написал тебя так"). Большая центральная композиция дополнялась обрамлениями с Историями жизни Богородицы, чередующимися с изображениями пророков и апостолов; сейчас эти доски выставлены отдельно.
Отдельно выставлены также панели, составляющие заднюю часть полиптиха, с изображением эпизодов из Страстей Христовых, характеризующиеся необычайной живостью цветовой гаммы и оригинальной композицией.
В этом же зале экспонируется ещё один шедевр, датируемый 1342 годом – картина рождение Девы Марии, написанная художником Пьетро Лоренцетти для алтаря Святого Савина – угловой капеллы левого поперечного нефа Собора, и впоследствии, ввиду мутации вкусов, убранная в запасники. Картина интересна тем, что священное событие рождества Мадонны перенесено в контекст современной художнику эпохи, причём искусно отображены не только современные художнику обычаи, но и настроения отдельных персонажей.
В следующем Зале Якопа делла Кверча экспонируются работы сиенского резчика по дереву XVI века Бартоломео Нерони, также известного как Риччо, деревянны статуи работы Якопа делла Кверча, созданные в период с 1419 по 1425 год для церкви Святого Мартина; другие шедевры сиенской деревянной скульптуры, в частности – "Страждующие" Доменико ди Никколо деи Кори – выставлены в соседнем Зале Распятия.
В Зале Апостолов установлен большой большой многоцветный витраж, созданный Дуччо ди Буонинсенья в 1287-1288 годах для круглого окна апсиды собора. Это самый древний из известных витражей итальянского производства. Окно имеет диаметр 5,6 метра. Оно разделено на девять отсеков греческим крестом и содержит в центре – Деву в миндале в окружении четырех ангелов; Коронация Богородицы (выше); Смерть Богородицы (внизу); по бокам четыре святых покровителей Сиены; в оставшихся четырех сегментах изображены четыре евангелиста.
По лестнице можно подняться на верхнюю площадку незавершенного нового фасада, откуда открывается замечательный вид на город и собор.
Церковь Святого Августина
Национальная Пинакотека, открытая в 1932 году, – это крупная художественная галерея в Сиене, имеющая национальное значение. Сегодня в ней хранится обширное собрание работ итальянских художников позднего Средневековья и эпохи Ренессанса. Коллекции расположены в двух старинных роскошных дворцах в самом центре Сиены – Палаццо Бриджиди и Палаццо Буонсиньори. Первый был построен в 14-м веке – считается, что в нем находилась резиденция знатного семейства Панноккьески. Палаццо Буонсиньори были возведено веком позднее – в середине 15-го столетия, однако в 19-м веке было значительно переделано: в частности, был изменен фасад здания, который сегодня имеет определенное сходство с другим знаменитым дворцом Сиены – Палаццо Пубблико.
В Национальной Пинакотеке хранится одно из самых больших собраний работ сиенских художников, ценнейшей частью которого являются произведения искусства 14 и 15-го веков. Среди выдающихся картин галереи можно назвать "Мадонну Францисканцев" и Полиптих №28 кисти Дуччио ди Буонинсенья, "Благовещенье" Амброджио Лоренцетти, написанное в 1344 году, "Поклонение волхвов" Бартоло ди Фреди, "Рождение Девы Марии" и "Архангела Михаила, изгоняющего восставших ангелов" Доменико Беккафуми, изображение святого Петра на троне, нарисованное Гвидо да Сиена и т.д. Также в галерее представлены работы Уголино ди Нерио, Пьетро Лоренцетти, Сассетты, Доменико ди Бартоло, Таддео ди Бартоло, Франческо ди Джорджио Мартини, Маттео ди Джованни, Нероччио ди Бартоломео и других живописцев.
Вид на город из окна Пинакотеки
Базилика Сан Доменико, которую также называют Базилика Катериниана, - это одна из важнейших и самых почитаемых церквей Сиены. Ее строительство велось в 1226-1265 годах, но в 14-м веке здание было значительно модифицировано, и приобрело свой нынешний готический облик. Эта большая церковь, как и многие другие церкви нищенствующих орденов, построена из кирпича и снабжена величественной колокольней слева. Последняя была несколько уменьшена в размерах после землетрясения 1798 года. Внутреннее убранство базилики весьма необычно – оно выполнено в форме египетского креста с огромным центральным нефом, перекрытым фермами, и трансептом с роскошными часовнями. В церкви хранится несколько реликвий, принадлежавших святой Екатерине Сиенской, а её дом расположен неподалеку.
Не менее интересны и картины, украшающие стены нефа, среди которых можно назвать "Мадонну с Младенцем" Франческо ди Ваннуччио, "Вечность" Иль Содома и пределлу с 15-ю сценами из Нового Завета кисти Антонио Маганья. Алтари с правой стороны украшены работами Стефано Вольпи и Алессандро Казолани, там же находится ковчег святой Екатерины. В крипте, открытой для посещения, можно увидеть распятие Сано ди Пьетро.
Пределла с 15-ю сценами из Нового Завета, работы Антонио Маганья (итал. Antonio Magagna).
Рядом стоит часовня, в центре которой в алтаре хранится голова святой и ее большой палец. Мраморное покрытие пола часовни с изображением Орфея и разнообразных животных приписывают Франческо ди Джорджио.