Привлекательность Зальцбурга в сочетании атмосферы Старого города, множества великолепных храмов и старинных бюргергских домов с замечательными фасадами, величия роскошных дворцов правивших князей-архиепископов, господствующей над всем крепости и всегда и повсюду присутствующего Вольфганга Амадея Моцарта, великого сына этого города. И, наконец, – это также очаровывающий ландшафт, в котором покоится Зальцбург: между двумя лесистыми городскими холмами, открывающими с разных точек прекрасную панораму города, разделённого голубой лентой реки Зальцах.
На севере и с востока город окружён озёрной равниной Трумер и Зальцкаммергутом с многочисленными прозрачными озёрами с купальнями и известными курортами. На юге и западе – отрогами восточных Альп с великолепной кулисой чисто покрытых снегом горных вершин. Гармоничное сочетание культуры, архитектуры, музыки и природы – вот что создаёт прелесть Зальцбурга.
Чтобы по-настоящему познакомиться с Зальцбургом, лучше прогуляться по горе монахов (Mönchsberg) или Капуцинов (Kapuzinerberg) и осмотреть город со всех сторон, побродить по уютным переулкам, не спеша проникнуться величием и блеском раскошных зданий и посетить несколько из многочисленных музеев.
Самая большая площадь Старого города – площадь Резиденции. Она лежит между старой Резиденцией князей-архиепископов и Новым зданием Резиденции. В центре возвышается 15-ти метровый фонтан. Он был создан в 1656-61 гг. итальянским скульптором Томмазо ди Гарона и признан самым большим и красивым фонтаном в стиле барокко за пределами Италии. В середине фонтана возвышается скала в окружении четырёх играющих в воде морскиъ коней, на ней стоят три атлета и держат на плечах чашу, в которой большие рыбы на хвостах возносят следующую за ней раковину. В ней сидит морское чудовище Тритон и из рога в форме раковины выдувает высокую фонтанирующую струю.
С обратной стороны храма расположена площадь Соборного совета. Слева в глубине площади находится фонтан "Нептун". Он был установлен скульптором Антоном Пфаффингером в 1732 г. и некогда служил купальней для лошадей Соборного совета. Скульптурная группа работы Г.Р. Доннера представляет Нептуна, выезжающего на морском коне в сопровождении двух извергающих воду тритонов.
Скульптура "Плащ Совести" установлена под южными сводами Зальцбургского собора. Этот бронзовый памятник представляет собой очертания сидящего человека, завёрнутого в плащ, но внутри плаща – пустота. Скульптура создана Анной Хроми по мотивам оперы Моцарта "Дон Жуан". Пустоту, обрамленную плащом, автор трактует как бестелые следы, остающиеся в нашем мире после ухода человека. Они не существуют материально, о чем говорит пустота под плащом, но их импульсы продолжают трансформировать реальность, придавая ей формы, подобно складкам ткани поверх духовной сущности Командора из "Дон Жуана".
Величественный кафедральный собор, уже третья по счёту храмовая постройка на том же месте, одно из самых значительных итальянских монументальных сооружений северных Альп. В 774 году, 25 сентября епископом Виргилием Зальцбургским на месте нынешнего был освящён первый христианский храм, построенный в романском стиле. В ночь с 4 на 5 апреля 1167 года Зальцбург – и собор вместе с ним – был сожжён графом фон Плайн по приказу императора Фридриха Барбароссы за то, что зальцбургский архиепископ Конрад II фон Бабенберг отказался признавать выдвинутого Фридрихом антипапу Виктора IV. Собор был заново отстроен при архиепископе Конраде III Виттельсбахе, но в 1312 году сгорел. При последнем пожаре огонь был столь силён, что расплавились церковные колокола.
После четвёртого пожара 1598 года по указанию архиепископа Вольфдитриха фон Райтенау старое здание вместе с 55 другими повреждёнными домами было снесено, и на их месте по проекту итальянского придворного архитектора Сантино Солари было начато строительство нового храма в 1614 г. при архиепископе Маркусе Ситтикусе. Дом божий был в 1628 г. освящён архиепископом Парисом Лодроном, однако возведение башен было закончено лишь в 1652-1655 гг. Этот праздник освящёния, по мнению некоторых историков, являлся самым пышным празднованием за всю историю существования Зальцбурга. Новый пожар последовал во время реставрационных работ в 1859 году. 16 октября 1944 года Зальцбургский собор был повреждён при бомбардировке города американской авиацией. При этом рухнул купол здания. Восстановительные работы были в целом закончены к 1959 году.
Для отделки трёхэтажного фасада и четырёхярусных башен был употреблён унтерсбергенский мрамор. Входят в собор через одну из трёх пар тяжёлых бронзовых врат, установленных в 1958 г. и симыолизирующих Веру, Любовь и Надежду. Внешние решетчатые ворота храма украшают 4 крупные скульптуры, изображающие святых Вергилия, Петра, Руперта и Павла, которые считаются главными покровителями Зальцбурга.
Внутреннее пространство собора (длина 86 м, ширина 62,5 м) выдержано в холодном белом тоне и вмещает свыше 10.000 человек. Фрески свода в центральном нефе были исполнены Арсенио Маскани и Игнацио Солари. Они изображают сцены из жизни Иисуса и страсти Господни и ведут к большому полотну работы Маскани "Вознесение Христа" на главном алтаре.
Фрески пронизанного лучами света восьмигранного купола (высота 71 м) отражают события Ветхого завета. В 1944 г. купол собора был сильно повреждён авиабомбой. Восстановление и реконструкция фресок завершилась в 1959 г.
Большинство церквей в Зальцбурге – каиолические, но есть и русская православная церковь – храм Покрова Пресвятой Богородицы, и украинская греко-католическая церковь урсулинок Маркускирхе. Церковь урсулинок расположена в северной части Старого города Зальцбурга и тоже внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расстояние до кафедрального собора не превышает одного километра. Сама церковь, ранее служившая в качестве католического собора, с 1999 года передана украинской греко-католической епархии.
Ранее на этом месте стоял старый собор святого Маркуса, примыкающий к горе Менхсберг. Он был сооружён в 1616-1618 годах, однако был разрушен в ходе обвала в 1669 году. Спустя тридцать лет началось строительство новой церкви, вошедшей впоследствии в состав монастыря святой Урсулы.
Церковь разместилась в довольно узком месте – с одной стороны она отделена отвесной скалой горы Менхсберг, а с другой – высокой монастырской стеной. Поэтому и церковное здание не особо широкое. Оно выполнено в барочном стиле и отличается выделяющейся колокольней и ярко украшенным фасадом с изящными ионическими колоннами и треугольным фронтоном, увенчанным фигурами святых.
Внутреннее убранство церкви относится к середине XVIII века. В 1756 году был расписан купол – в нём изображен апофеоз святой Урсулы. Главный алтарь посвящён святому Маркусу и был закончен уже только через 10-12 лет. Боковые алтари посвящены святому Августину и святой Урсуле. Кафедра роскошно украшена лепниной и фигурками ангелочков. В 1999 году храм отошёл к греко-католической церкви, в 2000 году здесь был возведён монументальный деревянный иконостас, выполненный мастером из украинского Львова.
Церковь Святого Андрея (Kirche St. Andra) – действующая римско-католическая церковь, построена в 1748 году в стиле барокко, а в 1898 году перестроена в неоготическом стиле. Каждый четверг на площади перед церковью открывается продуктовый рынок (Schrannenmarkt). В ней также регулярно проводят концерты классической музыки. Первоначально приходскую церковь тут освятили ещё 29 ноября 1418 года. Согласно документам, городской судья Мартин Рейтер (Martin Reuter) отдал приказ исполнить желание его уже покойного дяди Ганса Рейтера (Hans Reuter): построить для народа церковь Святого Андрея... Работами руководил мастер Георг Бауэр (Georg Bauer).Гробница Мартина Рейтера поэтому и находилась внутри церкви. Первоначально готическая церковь была переделана в 1610 году архиепископом Вольфом Дитрихом Фон Райтенау в ренессансном стиле, а в 1748 году архиепископ Дитрихштайн (Dietrichstein) отреставрировал и стилизовал её под барокко. В 1818 году церковь почти не пострадала во время городского пожара. Но после долгих дискуссий было решено снести церковь в 1861 году просто для расширения проезжей части. Затем было принято решение опять ее восстановить, и в 1892 году начали строить... Новая неоготическая церковь с башней высотой в 61 метр была построена по планам архитектора Йозефа Вессикена (Josef Wessicken) мастером Якобом Чекони (Jakob Ceconi) в неоготическом стиле на нынешнем месте ("оригинальная" версия храма стояла на улице Linzergasse), открыта и освящена 20 ноября 1898 года; посвящена Апостолу Андрею. После бомбардировок во время второй мировой войны 17 ноября 1944 года и 27 февраля 1945 года невредимой осталась лишь ее западная часть, и она была реконструирована по планам Михаэля Курца (Michael Kurz) к 1949 году. Изначальный облик во время реконструкции полностью утрачен. Орган был построен Францем Маурером в 1903 году, однако его оригинальная версия была уничтожена во время вышеупомянутых авианалетов. До 1969 года церковь имела очень высокие башни-шпили, но во время следующей реконструкции в 1969 - 1972 года, по предложению Клеменса Хольцмейстера (Clemens Holzmeister), согласно планам Франца Виндхагера (Franz Windhager), их решили укоротить. Сейчас остались лишь небольшие пирамидальные купола с крестами. Фасад был окрашен в светло-серый и белый цвета, чтобы вписать церковь в городской пейзаж (ранее, с 1898 года у церкви были красные кирпичные стены).
Церковь Святой Троицы – Dreifaltigkeitskirche. Действующая римско-католическая Церковь Святой Троицы была построена в 1694 - 1702 годах и её "прототипом" считается церковь Святой Агнессы на площади Навона (Piazza Navona) в Риме. Тут находятся мощи Святого Эрнеста. Церковь Святой Троицы выходит фасадом на Площадь Макарта, названную в честь австрийского художника Ганса Макарта, который родился в Зальцбурге. Площадь несколько раз меняла своё название, а в 1938 - 1945 годах даже носила имя Адольфа Гитлера. Это первое строение архитектора Иоганна Бернарда Фишера Фон Эрлаха (Johann Bernhard Fischer Von Erlach). Внутри Церковь Святой Троицы представляет собой вытянутый овал. Освящена церковь еще до завершения сторительства – в 1699 году. Над фасадом четыре скульптуры – три из которых символизируют Надежду, Веру и Любовь, а четвертая – Мудрость. Скульпторы – Бернард Михаэль Мандль (Bernhard Michael Mandl) и Фон Эрлах. там же виден герб архиепископа Эрн та Фон Туна (Johann Ernst von Thun), именно он инициировал постройку церкви.
Парк Мирабель легко обнаружить по пёстрому миру цветов и парковой скульптуры, искусно подстриженным кустарникам, зелёным аркам и перголам, цветению и брызжущим фонтанам. Архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау повелел в 1606 г. устроить здесь, перед въездгыми воротами в город Зальцбург, увеселительный дворец "Альтенау" для своей фаворитке Саломе Альт.
Его последователи расширили дворец и превратили здание с прилегающим парком и превратили их в архиепископскую летнюю резиденцию Мирабель. Сегодняшний облик дворцового комплекса, созданного по планам Фишера фон Эрлаха, восходит к 1690 г.
В центре Большого Партера расположен восьмиугольный фонтан, пульсируующие струи которого освежают воздух и привлекают детей и взрослых насладиться иргивой красотой мельчайших капель прохладной воды.
Вокруг высоко бьющего фонтана в центре установлены 4 скульптурные группы работы Оттавио Мосто, которые представляют природные элементы – воздух, землю, огонь и воду: Парис по воде несёт похищенную им Елену, Плутон уводит под землю Персефону, Геркулес поднимает в воздух гиганта Антея и Эней выносит своего отца Анхиса наплечах из охваченного пламенем города Трои.
Юго-восточную часть Большого партера украшают статуи античных богов. Четыре времени года олицетворяют богини: Диана и Флора – весну, Минерва и Церера – лето, Помона – осень, Венера и Веста – зиму. В этой же части сада находятся и статуи богов противоположного пола: Аполлона, Меркурия, Вулкана, Марса, Юпитера, Вакха и Хроноса.
Тема греческой мифологии отражена и в изваянии Пегаса в Малом Партере, протянувшемся вдоль западной стены дворца Мирабель. В отличие от большинства конструкций в Саду Мирабель, фонтан Крылатый Конь выполнен из меди. Он был разработан в 1661 году Каспаром Грасом для водоема на небольшой площади Капительплац, вблизи собора Зальцбурга, но после некоторых перестановок нашел свое окончательное пристанище в центре Малого Партера.
Парк Мирабель, наряду с театром Фельзенрайтшуле и монастырём Ноннберг, является важными кулисами знаменитого голливудского фильма-мюзикла „Звуки музыки“. В фильме Мария и дети танцуют вокруг фонтана Пегаса перед дворцом Мирабель и поют песню „До ре ми“. В конце этой сцены фильма семья Трапп становится на ступени лестницы перед холмом роз для заключительного совместного пения. Зрителей очаровывает уникальный вид на весь парк Мирабель с крепостью Хоэнзальцбург на заднем плане. Сад роз с цветниками из декоративных роз раскинут вдоль южной стены Дворца Мирабель.
Особое месторасположение парка, оптически ориентированного на Кафедральный собор и Крепость, производит грандиозный эффект и одновременно включает его в общую картину исторического облика города.
Летний театр, окаймлённый живой изгородью, находится в западной части парка Мирабель. Он считается одним из старейших летних театров с живой изгородью в Европе севернее Альп. Летом там часто проходят народные праздники.
В летний солнечный день приятно отдохнуть в тени деревьев, присев на удобную скамеечку, и послушать чарующие звуки „Вольферлю“ – так жители Зальцбурга ласково называют Моцарта, многочисленные концерты, фестивали и экскурсии в наши дни отдают дань великому композитору и пронизаны духом Моцарта.
Зальцбург, где родился и вырос Вольфганг Амадей Моцарт, может по праву называть себя городом Моцарта. На каждом шагу гости Зальцбурга наталкиваются на его следы. Одним из самых популярных музеев Австрии является Музей рождения Моцарта на ул. Гетрайдегассе. Многочисленные подлинные выставочные экспонаты, портреты и отреставрированная квартира среднего сословия приглашают в путешествие в 18-й век.
Дом Nr. 9 – дом рождения Вольфганга Амадея Моцарта. Самый знаменитый сын Зальцбурга родился здесь 27 января 1756 года. 26 лет подряд, с 1747 года, семья Моцартов проживала в квартире на третьем этаже. Вместе со своими родителями Леопольдом и Анной Марией, а также сестрой „Наннерль“ Моцарт провёл здесь детство и юность. В 1773 году семья переехала в Жилой дом Моцарта на пл. Макартплатц.
В 1773 году семья Моцартов, дружившая с семьёй Шпекнеров, вернувшись из третьего путешествия в Вену, переезжает на новую квартиру. Дом рождения Моцарта на ул. Гетрайдегассе не располагал достаточным местом для общественных приёмов. В доме на пл. Макартплатц Вольфганг Амадей Моцарт жил до 1781 года - до своего переезда в Вену. В 1778 году умерла мать Моцарта, а в 1784 году сестра Моцарта Наннерль вышла замуж и переехала жить в Санкт-Гильген. Отец Моцарта стал жить в одиночестве в большой квартире, а с 1785 года с внуком Леопольдом Алоисом Пантелеймоном, который остался на попечении своего деда.
Рядом с домом, в котором родился Моцарт, находится прямоугольная вытянутая площадь с фонтаном – Альтермаркт, или Старый рынок. Она расположена между улицей Гетрайдегассе и кафедральным собором Зальцбурга. Площадь Альтермаркт застроена в основном домами XVIII–XIX вв. Среди ее достопримечательностей: "самый маленький домик" города, фонтан 17 в. посреди площади со статуей Святого Флориана и красивой кованой решеткой, здание бывшей придворной аптеки, старинное кафе "Томаселли", принимающее посетителей с 1703 г., кондитерская Фюрста. Знаменитые конфеты "Моцарткугель" делают в кондитерской Фюрста. Между прочим, это ручная работа. Кондитерская находится напротив старейшего кафе города – "Томаселли". Стоят "моцартовские шарики" недешево. В 1905 г. эти конфеты завоевали золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Сейчас выпускаются промышленным способом в серебристой фольге с синим портретом Моцарта и в золотистой с красным. Считается, что конфеты в золотистой фольге можно купить во всем мире, а в серебристой – только здесь, в Зальцбурге.
Неповторимые дома, половина из которых датируется XIII-XVI вв. и большая часть которыых имеет прелестные, украшенные небольшими колоннами и аркадами внутренние дворики и сквозные пассажи, прдают неповторимый облик городу Моцарта.
На вершине горы Мёнхсберг, над крышами барочного Старого города, возвышается крепость Хоэнзальцбург. Самая большая и полностью сохранившаяся средневековая крепость в Центральной Европе, являющаяся символом Зальцбурга, каждый год привлекает миллионы туристов в город Моцарта.
Крепость Хоэнзальцбург была построена в 1077 году по приказу князя-архиепископа Гебхарта, который тем самым коренным образом изменил панораму города Зальцбурга. В последущие годы его преемники продолжили дальнейшее развитие архитектуры крепости. Примерно в 1500 году князь-архиепископ Леонхард фон Койчах придал ей сегодняшний облик. Первоначально крепость должна была выполнять роль оборонительного сооружения и защищать духовное княжество и князей-архиепископов от вражеского нападения. На протяжении своей долгой истории никому из осаждающих не удалось её покорить.
Вид на крепостной двор
Внутренний двор с высоким шпилем церкви Святого Георгия и памятник князю-епископу Леонарду фон Койчаху.
Особое внимание занимают многочисленные музеи крепости: Крепостной музей с историческими экспонатами из придворной жизни князей-архиепископов, Музей марионеток, Старый арсенал и Мемориальный музей городского полка эрцгерцога Райнера приглашают совершить путешествие в прошлое. На четвёртом этаже крепости располагаются Княжеские палаты, состоящие из Княжеского зала, Золотой комнаты и Золотого зала.
Внутреннее убранство этих помещений представлено в оригинале и сохраняется в неизменном виде с 1501/1502 годов. Неизгладимое впечатление производят имитация ночного неба с золотыми звёздами на лазурно-голубом и синем фоне, а также кафельная печь в Золотой комнате. Инновационные Магический театр и современные Информационные станции предлагают посетителям новые ощущения!
Тенистые сады пивных трактиров, традиционные кафе, фешенебельные рестораны, модные бары и уютные рестораны приглашают посетителей насладиться высоким кулинарным искусством в крепости. Размеры гастрономического предложения громадны: гурманы, лакомки и гуляки найдут здесь полное удовлетворение своих желаний. Прекрасные виды на окрестности Зальцбурга располагают к хорошему аппетиту.
Буквально в ста метрах на запад от кафедрального собора святых Руперта и Виргилия находятсяцерковь и монастырь святого Петра, основанные в 696 году франкским миссионером Рупертом. Особенностью монашеского сообщества, созданного в то время, значится тот факт, что оно сохранилось до наших дней и является старейшим монашеским орденом на немецкоязычной территории. После многочисленных пожаров церковь и монастырь подвергались реставрации в разные эпохи. Сегодня архитектура этих религиозных зданий включает в себя элементы романтики, Ренессанса и рококо.
В 17 веке по пожеланию князя-архиепископа Гвидобальда фон Туна аббатство Св.Петра основало собрание картин „Длинная галерея“. Построенная по итальянскому образцу, она представляет собой длинный коридор с окнами на одной стороне и сплошной стеной для картин на другой стороне. В наше время „Длинная галерея“, входящая в музейный комплекс Соборного квартала, открыта для общественности.
Кладбище Св.Петра с его уникальным природным окружением считается одним из красивейших и старейших кладбищ в мире. Многочисленные могильные памятники и склепы вокруг расположенной в центре кладбища часовни Св.Маргариты в стиле поздней готики создают особую атмосферу. Известные личности, художники, учёные и коммерсанты нашли здесь свой последний покой, как и сестра Моцарта Наннерль.
Эта маленькая часовня святой Маргариты является позднеготическим памятником церковной архитектуры с единственным залом. При раскопках в ней были найдены дороманские остатки стоявшей здесь ранее капеллы Св. Аманда, которая была построена св. Рупертом. Обновленная при архиепископе Арно, она была восстановлена после пожара в 1127 году. В 1485 - 1491 годах в честь святой Маргариты была построена ветхая старая церковь.
В XVIII веке часовня была украшена главным алтарем в стиле барокко работы Пьетро Антонио Лоренцони (сейчас находится в Длинной галерее Святого Петра). Под художественным руководством художника и архитектора Георга Петцольдт часовня святой Маргариты была перестроена и вновь открыта для прихожан в XIX веке.
Современный неоготический алтарь был спроектирован с использованием готических статуй Георгом Петцольдом и установлен в апсиде часовни в 1864 году. На центральной панели образ Пресвятой Богородицы с Младенцам. На боковых панелях изображены сцены из жизни Девы Марии: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов и Оплакивание Христа.
Самой большой достопримечательностью кладбища Св.Петра являются прорубленные в горе Мёнхсберг катакомбы. Они берут своё начало со времён поздней Античности. Мистические пещеры в скале служили как пристанищем для отшельников, так и местом погребения.
Вход в катакомбы оформлен в виде триптиха, центральная панель которого представлена Распятием Христа на кресте, по сторонам которого оплакивающие Пресвятая Богородица и святая Мария Магдалина. Боковые створки содержат панели со сценами Плясок смерти.
Длинный и узкий проход с вырубленными в скале ступенями ведёт к скрытым от поверхности помещениям, в которых в раннехристианскую эпоху, ещё до основания аббатства, жили отшельники. Скрытые от чужиз глаз помещения служили им скитами и могильниками. В некоторые из них монахи уходили навсегда, лишая себя всякой связи с миром. Лишь с помощью веревки, которую опускали вниз, они могли получить воду. Полным отрешением от всего мирского затворники стремились достичь высшей духовной цели.
Серия камнепадов, случившихся в более поздние времена, привела к тому, что часть подземных помещений, о которых все давно забыли, снова обнажилась и стала видна. В XII веке были проведены восстановительные работы, в глухих скитах прорубили окна и вставили стёкла для освещения и защиты от непогоды. Лестница ведет к двум часовням – святой Гертруды и святому Максиму.
Эта часовня была восстановлена в 1178 году при настоятеле монастыря Св. Петра Генрихе II и 17 марта 1178 года, через 8 лет после смерти архиепископа Кентерберийского Томаса Бекет (Фомы Кентербери́йского), освящена архиепископом и кардиналом Конрадом III, который был его личным другом. Фрески оставшиеся внутри, особенно над главным порталом, показывает мученичество Томаса Бекетса. Хотя фрески сохранились до наших дней очень плохо, изображение Беккета на них считается одним из самых ранних и важным свидетельств святого. Позже, во времена герцога Виттельсбах, часовню Томаса освятили в честь святой Гертрауды Нивельской.
Часовня святого Максима расположена выше других помещений. Она была освящена в 1172 году и отреставрирована в 1659 году при настоятеле монастыря Св. Петра Аманде Пахлере. В стене имеется три арочных окна, в самой пещере – ниша и круглая апсида. Внешний вид и тональность часовни были были воссозданы в 1860 году по эскизам Георга Пезольта.
В 17 веке возникла легенда о священнике Максиме, который в 477 году нашей эры, несмотря на предупреждение Северина Норикумского, остался с 55 монахами и погиб вместе с ними от варваров. Однако достоверность этой легенды не установлена, а личность Св. Максима и его деяния исторически не доказаны.
На мраморной плите, расположенной в нише часовни, имеется текст легенды аббата Килиана 1521 года:"Года Божьего 477 Одоакер, король рутенов (лат. Odoacer Rex Rhutenorum), а также гепидов, готов, унгар и герулов, выступая против церкви Божией. Благочестивый Максим с его 50 учениками, что молились с ним в этой пещере, за исповедание веры жестоко мучен и сброшен вниз, а провинция Норикум мечом и огнём опустошена".
Широко распространённая легенда о священнике Максиме, созданная аббатом монастыря Святого Петра Килианом Путтрихером (аббат с 1525 по 1535 год) опровергнута из-за ошибки. В тексте говорится, что эти катакомбы использовались как укрытие от варваров в 477 году, когда римляне уже покинули провинцию. Несмотря на предупреждения Северина из Норикума, Максим остался с 55 спутниками в пещерах и после осады Тевтонов был сброшен вместе со своими спутниками с обрыва. В отчете о мученической смерти св. Максимус (глава 24 описания жизни святого Северина) говорится о Ioviacum, бывшем римском форте в Шлёген / Ашбах на Дунае. Аббат Пюттрихер, как и многие ранние историки, допустил ошибку, приравнивая название города "Ioviacum" к Iuvavum (Зальцбург), а также перепутал человека Максима со священником Максимианом из Ioviacum. Он был уверен, что нашел главу в ранней истории Зальцбурга благодаря его исследованиям биографии Северина и сообщениям о мученике Максимиане. Чтобы увековечить эту теорию в камне, зальцбургский художник Георг Пезольт создал в 1860 году мемориальную плиту, пытаясь обогатить драматическую историю формирования раннехристианской общины в Зальцбурге и полить её кровью мученика.
На полпути между двумя часовнями есть смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на город, реку Зальцах и холм Капуцинберг на полпути к вершине которого находится церковь Святого Иоганна, построенная в 1681 году. В средние века на вершине холма находился замок, который был частью укреплений Зальцбурга. Позднее этот замок стал частью комплекса монастыря капуцинов, строительство которого было завершено в 1602 году. На небольшом расстоянии от этой церкви можно посетить виллу, в которой жил писатель Стефан Цвейг.