Италия, провинция Абруццо. Вид на Маноппелло.
В центре Италии, от склонов Аппенин до побережья Адриатического моря, зажата среди гор богатая виноградниками и оливковыми рощами провинция Абруццо, в глуби которой, всего в трёх часах езды на машине от Рима, затерялась маленькое селение Маноппелло. Как ни странно, но имеено сюда, в церковь Св. Николая, в один из дней сентября 1506 года прибыл таинственный паломник. Перед церковью Святого Николая он встретил Джакомо Антонио Леонелли, известного человека с хорошей репутацией. Паломник пригласил его в церковь. Здесь он передал ему ценный пакет. Леонелли открыл его и был поражен и тронут, увидев чудесное изображение лика Господа. Он хотел поблагодарить паломника, но тот исчез. Около 100 лет реликвия бережно и благоговейно хранилась потомками Леонелли. В 1608 году между наследниками возник спор о наследстве Джакомо Антонио. Панкрацио Петруччи, солдат и муж Марции Леенелли, одной из наследниц, силой завладел драгоценной реликвией, но хранил её без должной осторожности. Позже Петруччио был отправлен в тюрьму Кьети как заключённый – неизвестно за что. Его жена Марция, которой нужны были деньги, чтобы выкупить мужа, также продала священную ткань (которую многие жаждали заполучить). В 1618 году её купил Донато Антонио де Фабритис, человек большой набожности, также из Манопелло. Он отдал ткань, которая была в очень плохом состоянии, капуцинам. Отец Клемент из Кастельвеккьо отрезал потрёпанный и изъеденный молью край, а брат Ремиджио из Рапино поместил её между двумя стеклами в раму из орехового дерева. Это стекло и рама защищают святой лик и сегодня. В 1638 году де Фабритис передал ткань капуцинам, которые выставили реликвию для почитания народом в 1646 году. С тех пор монахи хранили ткань. Они постепенно перестраивали паломническую церковь, чтобы удовлетворить духовные потребности многочисленных паломников и посетителей.
Маноппелло, церковь Св. Николая.
В Евангелии от Иоанна говорится о двух платах, найденных в пустой гробнице Христа в Иерусалиме. Согласно этому источнику, Петр и "другой юноша" (вероятно, сам Иоанн) побежали к гробнице на раннем рассвете пасхального воскресенья. Юноша побежал быстрее и первым добрался до гробницы. Иоанн пишет: "Они оба побежали, но другой ученик опередил Петра и первым пришел ко гробу; и, наклонившись, увидел лежащие пелены и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда и другой ученик, первый пришедший ко гробу, также вошел, и увидел и уверовал". Именно этот плат, который была на голове Христа, жители Маноппелло всегда считали тем, что есть у них в городе.
Интерьер церкви Св. Николая
Самая древняя легенда (VI век) говорит об отпечатке облика Христа, который был доставлен в Константинополь в 574 году из маленького городка Камулиана, расположенного недалеко от Эдессы. В текстах из Тбилиси, написанных в VI веке, говорится, что Мать Иисуса после воскресения своего Сына хранила полотно с отпечатком Его облика, который образовался на полотне, когда Иисус пребывал в Гробу. Комментатор объясняет, что Бог дал ей это полотно, чтобы она могла молиться, глядя на облик своего Сына. Другая легенда, пытавшаяся объяснить появление чудесного отпечатка облика Иисуса, говорит о царе Эдессы, Абгаре, который болел проказой, и, услышав о чудотворной силе Иисуса, выслал посланников с просьбой, чтобы тот приехал в Эдессу и исцелил его. Иисус не поехал к царю, но написал ему письмо и передал платок с отпечатком своего облика. Когда же царь Абгар увидел божественный облик Иисуса на платке, исцелился от болезни. Существует также легенда о Веронике, которая вытерла лицо Иисуса Христа, несшего крест на Голгофу. Вероятно, эта легенда возникла в средние века, и была очередной попыткой объяснить происхождение чудесного отпечатка облика Иисуса. Однако на платке не найдено следов крови, а женщина по имени Вероника не существовала. Когда говорится о "платке Вероники", имеется в виду платок, забранный из гроба Иисуса Христа, а имя "Вероника" происходит от латинско-греческого выражения vera eikon – "истинный образ".
Главный алтарь церкви Св. Николая
Итак, платок Вероники попал в Рим в VIII веке и хранился в капелле св. Вероники в Базилике св. Петра. В 753 году в папских хрониках появилась запись, что папа римский Стефан II шёл босиком в процессии, неся образ Облика Христа, не нарисованный человеческой рукой. Эта реликвия называлась "первой иконой", "платком из Камулиана", "мандилионом из Эдессы". Все были убеждены, что этот образ не был нарисован человеком, поэтому он носил название Acheiropoietos. Несомненно, это была наиболее известная реликвия, хранимая в Базилике св. Петра в Риме. Множество паломников приходило сюда именно затем, чтобы увидеть платок Вероники. Члены таких групп носили маленькие образы Нерукотворного Облика в качестве отличительных знаков. В 1028 году папа римский Иннокентий III ввёл обычай выносить платок Вероники на торжественную процессию в первое воскресенье после праздника Явления Христа. Церемония начиналась в Базилике св. Петра и шла в церковь Святого Духа, где для самых бедных жителей Рима раздавали милостыню по три динара на хлеб, вино и мясо. Данте Алигери (1265-1321) писал в произведении Vita nuova, что толпы людей приходили посмотреть на облик Христа, отпечатанный на платке Вероники. Также в Божественной комедии он многократно упоминает платок, подчеркивая, что на нем изображен Божественный Облик. Кульминационным пунктом Божественной комедии была сцена, в которой паломник предстает в небесах перед Богом, показанным сперва как источник света, из которого навстречу паломнику появляется облик Христа. Эта сцена вдохновила папу римского Бенедикта XVI к написанию своей первой энциклики Бог есть любовь. Также другой великий итальянский поэт, Францеско Петрарка (1304-1374), писал о Божественном Облике на платке Вероники в произведении Familiari canzoniere. Святая Бригида Шведская, которая участвовала в праздновании Юбилейного года 1350 в Риме, также писала об истинном облике Христа, отпечатанном на платке Вероники. На одной из колонн, поставленных во время постройки нового здания Базилики св. Петра в XVI веке, находится надпись: "Для воздания почести величию Спасителя, чей облик отпечатан на платке Вероники, папа Урбан VIII построил и украсил это место в Юбилейном году 1525". Эта колонна носит название "святая Вероника Иерусалимская".
Статуя святой Вероники в базилике Св. Петра в Ватикане.
На всех официальных копиях платка Вероники до XV века нарисовано то же лицо Иисуса с открытыми глазами, волосами и бородой, отчётливым носом и прикрытыми ушами и шеей. Отпечаток Вероники писали величайшие художники Европы: Ван Эйк, Ганс Мемлинг, Роберт Кампинг, Андреа Мантенье, Дирк Боутс. До начала XVII века все мастера кисти рисовали Христа с открытыми глазами, по образцу Божественного Облика, отпечатанного на платке, ныне хранящемся в Маноппелло. Ещё в 1618 и 1620 годах на титульной странице печатных изданий Opusculum de Sacrosanto Veronicae Sudario, написанных нотариусом Якопом Гримальди, изображали Божественный Облик с платка Вероники, точно такой же, каким его рисовали на всех картинах. Но уже на книге Opusculum…напечатанной в 1635 году появился совсем другой облик Христа – с закрытыми глазами... Радикальный перелом в рисовании портретов Христа наступил после освящения папой римским Урбаном VIII нового здания Базилики св. Петра в 1626 году. В это время вместо облика живого Иисуса начали появляться портреты умершего Иисуса с закрытыми глазами. Можно сказать, что после 1620 года в христианской иконографии произошла настоящая революция. В своей книге Божественный Облик. Платок из Моноппелло Поль Бадде предполагает, что примерно в это время подлинный платок Вероники был украден из Базилики св. Петра, а вместо него подложили платок с нарисованным обликом мертвого лица Иисуса. В начале 1616 года начали появляться слухи об исчезновению платка св. Вероники, с VIII века хранившегося в ватиканской Базилике. Предполагается, что последний раз подлинный платок держал в своих руках папа римский Павел V во время процессии 25 января 1606 года. Однако неизвестно, был ли это подлинник. Уже в 1617 году Павел V запретил выполнять копии платка Вероники без специального разрешения Ватикана.
Санктуарий со святым Ликом
Профессор христианской истории искусств Папского Григорианского университета в Риме Генрих Пфайфер много лет занимался исследованием платка Вероники с точки зрения истории искусства, сравнивая её с древнейшими христианскими источниками. Он пришёл к выводу, что образ из Маноппелло был образцом для всех икон, изображающих облик Иисуса Христа. Профессор занялся этими исследованиями после того, как узнал об открытии немецкой монахини-траппистки, фармацевта и иконописцы, сестры Бландины Пасхалис Шломер, занимавшейся написанием икон. Сестра Бландина после многих лет наблюдений и исследований доказала, что лицо с платка из Манопелло идеально соответствует отпечатку лица на Туринской Плащанице. Она обнаружила, что эти два изображения идентичны: на обоих изображен один и тот же человек. Каждая деталь обоих лиц в точности совпадает: одинаковый размер и форма, одинаковые раны. Одно отличие: на Плащанице раны еще открыты. На ткани Маноппелло раны затянулись.
Турин, собор Св. Лаврентия, фотогравия Туринской Плащаницы.
Ватиканист немецкого издания Die Welt Пауль Бадде (Paul Badde) сделал поразительное открытие: ткань почти наверняка является биссусом, редкой древней тканью, на которой, помимо прочих свойств, невозможно рисовать. Профессор Донато Виттори из Университета Бари и профессор Джулио Фанти из Университета Падуи с помощью микроскопических исследований обнаружили, что на всей ткани вообще нет следов цвета или краски. Только в черных зрачках обоих глаз видно легкое ожоги нитей, как будто их нагрели. Ткань тонкого плетения, такая тонкая, что кажется, что она поместилась бы в скорлупе грецкого ореха, если бы её плотно свернули. Биссус был самой дорогой тканью в древнем мире. Его находили в гробницах египетских фараонов, и он часто упоминается в Библии, где говорится, что он обязателен для ковров Святая Святых и для "Ефода", облачения первосвященника. Выдержанный в лимоне, он становится золотистым. 1 сентября 2004 г. в Манопелло приехала Кьяра Виго (Chiara Vigo). Она родом с небольшого острова Сант-Антиоко у побережья Сардинии, где является последней живой ткачихой на земле, наследницей нерушимой традиции, восходящей к древним временам. Каждый май Кьяра Виго ныряет под полной луной в море на глубину пяти метров, чтобы собрать нити, которые образует определенный вид морских мидий ("pinna nobilis"), чтобы цепляться за землю. Затем их расчесывают, прядут и ткут в самую драгоценную ткань – биссус. После того, как Кьяра Виго поднялась по ступенькам за алтарем и приблизилась к святому Лику, она упала на колени. Ей никогда не приходилось видеть такой тонкой вуали. "У него глаза ягненка", – говорила она и крестилась, "И льва". А потом: "Это биссус!". Его можно покрасить в фиолетовый цвет, но рисовать на нём невозможно. Если изображение в Манопелло не было раскрашено – а похоже, что это так – трудно объяснить, как оно было сделано. Пауль Бадде утверждает, что на самом деле это "вуаль Вероники", утраченная в течение веков, и, таким образом, это ... истинный лик Иисуса Христа.
Святой Лик Христа