default_mobilelogo

Расположенный на руинах римского цирка, монастырь известен уже с 823 г. Свое полное название он получил после 964 г., когда император Оттон I передал в дар монастырскому комплексу реликвию святого Маурицио. Из документа 1034 года (Судебник Ариберто) следует, что епископ Ариберто д'Интимиано, перед тем как отправиться на завоевание Бургундии, сделал пожертвования этому монастырю, подчеркивая его важность, а также нескольким другим церквям в Милане. В 1447 году монахини монастыря, обвиненные в нарушении правил, перешли под руководство реформированных августинцев. Даже в начале XIX века все ещё помнили обширные фруктовые сады, которыми был окружен религиозный комплекс. Строительство церкви, которую мы видим сегодня, было начато в 1503 году на месте другой, более древней церкви, форма и точное местоположение которой, однако, неизвестны. Надпись на плите сообщает, что работы должны были завершиться в 1509 году. Во втором десятилетии XVI века был приглашен Бернардио Луини, который завершил большую часть росписи церкви. Здесь же находятся портреты Ипполиты Сфорца, жены Алессандро Бентивольо, владельца одноименного дворца на площади Сан-Джованни-ин-Конка, который, по-видимому, был истинным покровителем украшения ренессансной церкви. В 1864 году обитель перешла в собственность муниципалитета. Чтобы использовать обширную территорию, были проложены улицы Ансперто и Луини; таким образом, разделенный на две части монастырский комплекс Сан-Маурицио аль Монастеро Маджоре был предназначен с одной стороны для использования в качестве пожарной станции, с входом с улицы Ансперто с 1885 года, а с другой – в качестве муниципальной школы. Внутри позднее разместился Археологический музей. Здесь, в подвале, когда-то омываемом рекой Севезо, можно полюбоваться хорошо сохранившимися стенами времён империи во всем их великолепии. В период с 1894 по 1896 годы музей отреставрировал фасад, провел исследования живописи и очистил внутренние фрески. Церковь украшена обширным циклом фресок леонардеской школы и также известна как "Сикстинская капелла" Милана или Ломбардии. 

DSC 0205 1

Фасад церкви Сан Маурицио

При входе в церковь Сан-Маурицио трудно не зажмуриться: в здании нет ни одного квадратного сантиметра, который не был бы украшен фресками, за исключением тех мест, где протекающий под церковью ручей частично нарушил стены. Помимо красоты, эти фрески рассказывают о влиятельных людях того времени и художниках-виртуозах, которые ценились в Милане XVI века. По обе стороны от двери находятся фрески из последней оригинальной живописной росписи 1573 года работы Симоне Петерцано (ученика Тициана и мастера Караваджо). Любопытен контраст сцен: на левой половине стены изображены семейные сцены: в люнете Иаков ухищрениями получает благословение Исаака, а внизу – сцена возвращения блудного сына. На второй половине, напротив, изображены довольно жестокие сцены: на люнете Моисей собирается бросить на землю скрижали Декалога, поняв, что в его отсутствие израильтяне предались идолопоклонству, а на картине ниже Иисус кнутом изгоняет из храма  торговцев.

DSC 0213 1

Портик с входной дверью

Алтарная преграда является работой Луини, выполненной до смерти патриарха Бернардино. На фасаде три уровня: верхний слева изображает мученическую смерть святого Маурицио и его фиванского легиона, отказавшихся истребить христианских единоверцев во время гонений. В центре – Успение и, наконец, справа – сцена, в которой бургундский король Сигизмунд посвящает аббатство Святого Маурицио Агаунского одноименному святому и его смерти от рук франков. На втором уровне появляются покровители цикла: Алессандро Бентивольо и его жена Ипполита Сфорца на коленях в окружении святых, а другие святые изображены на нижнем уровне. 

DSC 0209 1

Алтарная преграда работы Бернардино Луини

В центре стоит мраморный алтарь XVIII века, а за ним видна решётка, отделявшая зал монахинь от зала прихожан; изначально эта решётка была гораздо шире, но святой Карл (san Carlo) хотел укрепить ограждение, и в 1579 году он уменьшил её и поместил наверху полотно с Поклонением волхвов работы Антонио Кампи (Antonio Campi).

DSC 0211

Главный алтарь и решётка

До сих пор неизвестно имя архитектора, хотя критики давно пытаются разгадать эту загадку, заинтригованные большой элегантностью и высоким качеством архитектурных решений, выбранных для церкви, необычной для Милана тех лет. Необычен, например, дизайн, отличающийся большой геометрической чистотой, интерьера: единый неф, разделенный на десять пролетов угловыми контрфорсами. На уровне четвертого пролета поперечная стена, на которую с одной стороны опирается необычный портик, выполненный в виде эллиптической арки, отделяет зону, предназначенную для монахинь, от зоны прихожан: решение, которое станет основополагающей моделью, и которому будут много подражать, для всех миланских церквей женских монастырей, а позже будет четко указано как пример для подражания Карлом Борромео в части его инструкции, посвященной церквям монастырей. 

DSC 0263 1

Арочный портик, разделяющий неф на две части 

Стены выполнены с идентичной утонченностью, отмеченной двойным порядком дорических пилястр, тонко архитравированных непрерывными карнизами. Внутри этой строгой сетки разворачиваются три наложенных друг на друга регистра: прежде всего, капеллы с бочкообразными сводами и округлой входной аркой; выше – непрерывная последовательность serliana matroneum, мотив, над которым размышлял Браманте в те годы в Риме и который до тех пор был беспрецедентным для Милана; наконец, регистр с люнетами, завершенными в верхней части окном-розой. Здание церкви закрыто большим бочкообразным сводом, отмеченным чисто декоративными ребрами, переплетающимися между собой и напоминающими кресты.

DSC 0236

 Потолок церкви с окном-розой

Первая попытка росписи в монастырском здании, началась, возможно, вскоре после окончания работ по строительству церкви, около 1510-11 годов. Все работы анонимны и выполнены разными руками: к архаической культуре относится автор фресок на внутренней части алтарной преграды; более современным, с другой стороны, представляется художник, расписавший хороводы женской галереи, которые иногда приписывают, по крайней мере частично, Больтраффио. Когда был вызван Бернардино Луини и кто поручил ему выполнить вторую часть декора, мы точно не знаем. Дата вмешательства Луини должна более или менее совпадать с датой возвращения Франческо Сфорца в Милан в 1522 году: одна из дочерей Алессандро (Бентивольо) и Ипполиты Сфорца, Алессандра, приняла постриг и стала бенедиктинской монахиней в монастыре Святого Маурицио: её мать Ипполита в предыдущем году пожертвовала ей большую сумму денег, скорее всего, на украшение церкви. По словам хорошо знавшего её Маттео Банделло, Ипполита Сфорца была очень культурной женщиной, и, возможно, именно благодаря ей Бернардино Луини был выбран для создания фресок в Сан Маурицио. Фактически, Луини использует очень схожие манеры во фресках в публичной части и в других закрытых монастырских помещениях; идентична свободная манера и плавное повествование эпизодов, идентичен композиционный ритм, пауза, спокойствие, идентична четкая цветовая гамма, идентична торжественная геометрия фигур и пространства. Бернардино Луини умер в 1532 году и работа в Сан Маурицио была прервана на долгое время. Лишь в середине века по инициативе миланских семей, владевших капеллами в общем зале, дело было возобновлено.

DSC 0228

Зал монахинь с хором и резными деревянными креслами 

В зале для прихожан находится восемь капелл, часто так или иначе связанных с семьей Бентивольо (Bentivoglio). Кроме капеллы Фьоренца (1573 г.), другие датируются четвертью века 1530-1555 гг. Начиная с первой слева, мы видим капеллу Бергамини, изображающую воскресение Христа, фрески которой написали Аурелио и Джованни Пьетро Луини (сыновья Бернардино); Капелла посвящена Боне дель Монастироло, известной как графиня Бергамина от ее брака с Пьетро Бергамини, и интересно отметить, что и ее муж, и ее сводный брат Джованни Паоло Сфорца (в свою очередь зять Алессандро и Ипполиты) были незаконнорожденными детьми Людовико иль Моро (от Сесилии Галлерани и Лукреции Кривелли соответственно).

DSC 0220

Капелла Бергамини (Bergamini)

Следующие две капеллы принадлежат семье дель Карретто (Del Carretto), маркизам Финале (Finale) и верным союзникам семьи Сфорца (Sforza), которым они гарантировали единственный выход к Лигурийскому морю. Первая – Джан Джакомо дель Карретто (Gian Giacomo Del Carretto) и изображает сцены из жизни и мученической смерти Святого Стефана, а также покровителя, одетого как гостеприимный рыцарь; вторая – Джованни II, зятя Бентивольо (Bentivoglio), и имеет фрески того же неизвестного художника, изображающие сцены из жизни Иоанна Крестителя.

DSC 0217 1

Капелла Джан Джакомо дель Карретто (Gian Giacomo Del Carretto)

DSC 0216 1

Капелла Джованни II

Далее находится капелла Бесоцци (Besozzi), которая является одновременно первой капеллой, расписанной фресками (1530), и последней работой Бернардино Луини. Здесь представлены сцены Страстей Христовых и мученической смерти святой Екатерины, которой был очень предан покровитель Франческо Бесоцци и которой он посвятил эту капеллу (сцена обезглавливания святой могла быть основана на сцене Бьянки Марии Скапардоне).

DSC 0224 1

Капелла Бесоцци

Капелла Симонетты (или Пьета) была построена по заказу братьев Франческо Бернардино и Джованни Баттиста Симонетты, родственников Ипполиты Сфорца (ее мать была Бьянка Симонетта). В центре процессии путти и святых находится картина "Оплакивание"; над всем этим работали Каллисто Пьяцца и его сын Фурио.

DSC 0222

Капелла Симонетты (Пьета)

Последней по порядку и дате постройки является капелла Фьоренца (Fiorenza), датируемая 1573 годом. Она была украшена Оттавио Семино (Ottavio Semino) и имеет очень поврежденные фрески, изображающие жизнь Святого Павла, и несколько лепнин, обрамляющих полотно и покрывающих свод и углы самой капеллы.

DSC 0221

Капелла Фьоренца (Fiorenza)

Минуя проём в капелле Бентивольо, вы попадаете в зал монахинь; сразу же бросается в глаза деревянный хор с сотней хорошо изношенными пятью веками сидений, а также большой орган Антегнати 1556 года. Ко второй половине XVI века относятся последние фрески в зале, написанные сыновьями Бернардино в тесном сотрудничестве: Джован Пьетро, Эванджелиста и Аурелио. Первым двум приписываются сцены, написанные на задней стене: Снятие с креста, Бичевание, Тайная вечеря и Поцелуй Иуды, а также две сцены, написанные на перегородке над арочным проемом. Стиль этих двух художников традиционен и спокоен. DSC 0227

Зал монахинь

В центральной части простенка, где расположены решетка и два небольших проёма, предназначенные для прохода к причастию и поклонения Пресвятым Таинствам, Луини изобразил нежные фигурки святых, оживленных ангелочков, а также святых Роха и Себастьяна. Зал для монашек-хористок был первым, который был расписан фресками, начиная со второго десятилетия XVI века. Самой ранней фреской, вероятно, является та, что покрывает свод арки алтарной преграды, за которой собирались монахини-хористки. Свод украшен полуночно-синим фоном, усеянным золотыми звездами, на котором изображены четыре евангелиста, ангелы-музыканты и медальон с благословением "Вечный Отец" в центре. Работа, выполненная в стиле конца XV века, приписывается мастерской Винченцо Фоппы и отличается нежностью изображенных фигур, а также яркостью красок. На арке также изображено Благовещение, видимое с хора монахинь, с Марией у аналоя справа и Архангелом, возвещающим о своем появлении, слева, вдохновленное Леонардо и, возможно, приписываемое Больтраффио. Передние капеллы зала, изображающие Воскресение и сцены в Елеонском саду, и фрески под алтарной преградой (с фигурами святых и сценами Страстей) выполнены мастерской Луини; в верхней части самого простенка в центре – сцена Свадьбы в Кане школы Пьяцца, а по бокам – Поклонение и Крещение Христа работы Джованни Пьетро и Аурелио Луини. 

DSC 0231 1

Вид на зал монахинь с хором

На алтарной преграде перед перегородкой находятся самые старые фрески Сан-Маурицио, изображающие Бога-Отца в окружении ангелов и евангелистов, а также Благовещение (с необычной сценой Младенца, летящего к Марии вместо голубя); росписи канделябров на пилястрах и многочисленные святые в верхней части капелл и в женских галереях датируются 1610-ми годами.

DSC 0231 0

Фрагмент росписи алтарной преграды

DSC 0233

 Орган XVI века

Также работы братьев Луини – капелла Ковчега, расписной алтарь и контрфасад со Страстями и Тайной вечерей. Над решеткой находится картина Распятия, которую братья Луини перенесли в люнет капеллы Бентивольо. Выделяется стиль младшего сына, Аврелия, фламандца по происхождению. Он пишет эпизоды с большим вниманием к деталям и призванием, что делает сцены особенно живыми и одушевленными, как можно видеть в Историях Ноева ковчега и Адама и Евы, написанных в двух капеллах, и в сцене Поклонения волхвов, слева над арочным проемом перегородки.
DSC 0252 1

 Аурелио Бернардино (Aurelio Bernardino). Истории о Ноевом ковчеге. Вторая половина XVI века. 

DSC 0251 1

Аурелио Бернардино (Aurelio Bernardino). Истории о Ноевом ковчеге. Вторая половина XVI века. 

DSC 0249 1

 Аурелио Бернардино (Aurelio Bernardino). Истории о Ноевом ковчеге. Вторая половина XVI века. 

DSC 0260 Расписной алтарь

DSC 0261 1

 Мастерская Джованни Пьетро и Аурелио Луини. Первородный грех. 1565.

DSC 0262 1

Росписи продолжилось во втором десятилетии XVI века: по заказу семьи Бентивольо Бернардино Луини написал обширный цикл, посвященный Страстям Христовым, в нижней части перегородки. Работа относится к зрелому возрасту художника и демонстрирует все его отличительные черты: теплые и яркие цвета, мягкий и тонкий рисунок, фигуры, очерченные в соответствии с идеалом классической красоты, представленные со спокойными и собранными выражениями и жестами. Представление разворачивается справа налево и начинается с эпизода "Моление Христа о чаше в Гефсиманском саду", в котором также присутствуют спящие ученики и Иуда, ведущий солдат. Она продолжается "Ecce Homo", где Пилат, одетый в роскошные царские одежды, указывает на Христа, над которым с гротескными выражениями издеваются солдаты. Далее следуют люнеты с Восхождением на Голгофу и Снятием с креста. В последней сцене в фигуре крайнего справа в драгоценных одеждах, расшитых золотом, узнается член семьи Бентивольо. В "Погребении Христа", уменьшенном в нижней части в XIX веке из-за открытия двери, вместо него присутствует монахиня, вероятно, настоятельница Алессандра. Цикл завершается слева "Воскресением" с торжествующим Христом в люнете и испуганными солдатами внизу, а также "Noli me tangere".    DSC 0255 0

 DSC 0258 1

 Джованни Пьетро Луини. Христос перед Пилатом. 1565DSC 0254 1

 Джованни Пьетро Луини. Снятие с креста. 1565DSC 0259 1

 

DSC 0240Бернардино Луини, Положение Христа во гроб. 

DSC 0241

 

DSC 0245

 

DSC 0243

 

DSC 0247 1

 

Последние расписные части относятся к недавнему времени: в первой половине XIX века своды были расписаны Алессандро Санкирико, сценографом Ла Скала, который также расписал свод собора в похожем неоготическом стиле. Возможно, работа Костантино Лонгетти – это спокойные пейзажи в боковых капеллах, где до начала XX века были росписи с черно-белыми вертикальными полосами.

Сегодня мы наконец-то можем насладиться этой чудесной церковью после недавней реставрации, которая вернула ей большую часть ее первоначального великолепия, несмотря на превратности истории.