default_mobilelogo

 

На фоне стоящей рядом Латеранской базилики или, как её ещё называют, собором Святого Иоанна Крестителя, церковь Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum – "Святая Святых") выглядит настолько непривлекательно, что скорее напоминает заурядное административное здание с опшарпанными стенами, мимо которого можно легко пройти, не бросив взгляд на строение. 

Sancta Sanctorum

Основная достопримечательность церкви, влекущая христиан всего Света на поломничество в Санкта-Санкторум, это укрытая за входными дверями Святая Лестница.

P1270013 0

Первые документально зафиксированные сведения о Святой лестнице встречаются в "Liber Pontificalis", составленном в середине IX века, при папе Сергии II (844–847). Сообщалось, что лестница эта – из резиденции Понтия Пилата в Иерусалиме и что по ней несколько раз восходил Спаситель в день обречения на смертную казнь. Предание гласит, что Святую лестницу равноапостольная Елена отправила в Рим в дар епископу Рима святому Сильвестру I (335).

P1270026 1

На протяжении веков христиане благочестиво восходят по Святой лестнице на коленях. Лестницу устанавливали тоже очень благоговейно: ни один из рабочих не ступил своими ногами ни на одну из ее ступеней. Сначала была положена верхняя 28-я ступень, затем поочередно клались следующие ступени. В Римско-Католической Церкви считают, что на Святой лестнице "можно получить полную индульгенцию в каждую пятницу Великого поста и частичную индульгенцию – ежедневно". Католики, поднимаясь на коленях по лестнице, на каждой ее ступени читают специальные "Молитвы при восхождении на Святую лестницу". По давней традиции, православный паломник читает Акафист страстям Христовым или, останавливаясь на каждой ступени, произносит молитву "Отче наш". 

P1270024 1

 Лестница несколько раз реставрировалась и в XX веке, последний раз – в 2007 году. Тогда же были расчищены от копоти украшающие своды лестницы фрески итальянского художника Балтасара Кроче (1558–1628).

P1270040 0

По преданию, когда Спасителя, окровавленного после бичевания, вели по этой лестнице на смертную казнь, на ступени капала Его кровь. На ступенях в некоторых местах сохранились якобы кровавые следы Христа. В этих местах в досках, покрывающих ступени, было сделано несколько крестообразных прорезов для благоговейного лобызания паломниками самих ступеней. Сейчас на 2-й, 11-й и 28-й ступенях устроены небольшие застекленные круглые отверстия, которые с особым благоговением целуют верующие. Поднявшись на коленях по Святой лестнице, паломники спускаются вниз уже по одной из боковых лестниц, специально установленных по обеим сторонам Святой лестницы.

P1270030 0

 

P1270033 0

 

P1270036 0

 

P1270039 0

Санкта-Санкторум была личной капеллой пап, посвящена святому Лаврентию и является одной из немногих неразрушенных частей стоявшего на этом месте старого Латеранского дворца, служившего с IV до начала XIV резиденцией Римских Пап. При Папе Sixtus V (1585-1590) Латеранский дворец был снесён, от него осталась апсида когда-то огромной трапезной Папы Льва III – Triclinium Leoninum (IX в.). Трапезная была огромным залом (68 x 15,37 м), с пятью нишами на каждой из длинных сторон и апсидой в торце. В нишах размещались полукруглые кровати, лёжа на которых принимали пищу. Потолок зала был изготовлен из дорогой древесины, пол покрыт многоцветным мрамором, в центре красовался фонтан из порфира. Здесь праздновалось коронование императора Священной Римской империи Карла I Великого. В память об этом событии 

P1270067 0

Наружная сторона апсиды украшена мозаикой, знаменующей миру разграничение полномочий между императором и папой, который хотел всё же отстаивать моральное превосходство Церкви наl Империей.

P1270063 1

Мозаика здания триклиния датируется 800 годом, в год коронования Карла I Великого в Риме: Центральная сцена представлена воскресшим Христом, который держит в руке Евангелие с надписью " Pax Vobis " (лат. " Мир вам ") и даёт напутствие своим апостолам. В левой стороне Христос передает ключи Святому Петру и знамя с крестом Константину I Великому. С правой стороны ставшие на колени в ноги Святого Петра Лев III получает епитрахиль (длинную ленту, огибающую шею Папы), а Карл Великий – знамя: папа и император совместно разделили заботу о христианах. У Карла Великого и Папы Льва III (750– 816) четырёхугольные нимбы, что обозначает, что они были изображены при жизни, это в свою очередь указывает на время создания мозаики.