default_mobilelogo

DSC04841 2

В трёх поразительных зданиях Гамбургского Кунстхалле, расположенного недалеко от реки Альстер, хранится одна из самых богатых коллекций произведений искусства в Германии. Кунстхалле – редкий музей, который предлагает экскурсию по восьми векам истории искусства. Это прекрасное место, чтобы обнаружить связи и получить новые, удивительные знания. Развитие искусства от Средневековья до наших дней представлено в виде знаменитых коллекций и временных выставок.

DSC03749

В постоянной экспозиции представлено более 700 работ. В центре внимания - северогерманская средневековая живопись с алтарями мастера Бертрама и мастера Франке, голландская живопись XVII века, немецкая живопись XIX века с обширными группами работ Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich), Филиппа Отто Рунге (Philipp Otto Runge), Адольфа Менцеля (Adolph Menzel) и Макса Либермана (Max Liebermann), а также классический модернизм с работами Макса Бекмана (Max Beckmann), Вильгельма Лембрука (Wilhelm Lehmbruck), Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner), Эдварда Мунка (Edvard Munch) и Пауля Клее (Paul Klee).

DSC03753В области современного искусства различные экспозиции Гамбургского Кунстхалле позволяют ему занимать видное место на актуальной арт-сцене. Помимо выставок, можно увидеть работы художников из великолепной коллекции – таких как Брюс Науман (Bruce Nauman), Герхард Рихтер (Gerhard Richter), Розмари Трокель (Rosemarie Trockel) и Зигмар Польке (Sigmar Polke) – на тематически организованных меняющихся презентациях. Благодаря более чем 130 000 рисунков и гравюр и неизменно высокому качеству этой коллекции, Купферстихкабинет Кунстхалле является одним из самых значительных в Германии. В Harzen-Kabinett всегда можно встретить подборку из богатого собрания, а в кабинете Kupferstichkabinett – отдельные листы. 

DSC04821

Помимо собственной коллекции, Гамбургский Кунстхалле привлекает международное внимание высококлассными специальными выставками, которые ежегодно собирают сотни тысяч посетителей в ганзейском городе. Одним из направлений работы Кунстхалле является донесение содержания музея до всех возрастных групп. Например, Кунстхалле является одним из крупнейших поставщиков внеклассных образовательных программ в Гамбурге
DSC04803Благодаря завершенному в 2016 году проекту модернизации, который стал возможен благодаря экстраординарному пожертвованию в размере 15 миллионов евро от Фонда Дорит и Александра Отто, Гамбургский Кунстхалле теперь располагает дополнительными сервисными возможностями. Музейный магазин прямо у входа предлагает большой выбор книг по искусству, плакатов, открыток и предметов дизайна. DAS LIEBERMANN, одно из самых красивых музейных кафе в Германии, приглашает вас задержаться. Из кафе-ресторана THE CUBE в Galerie der Gegenwart открывается вид на город и Альстер.

DSC04832

Коллекция старых мастеров отличается необычайно широким историческим охватом – от начала XV до конца XVIII века. В центре внимания – северогерманская средневековая живопись с алтарями Бертрама фон Миндена (Bertram von Mindens) и мастера Франке (Meister Franckes). Работы Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach d. Ä.), Ганса Гольбейна Старшего (Hans Holbein d. Ä), Париса Бордоне (Paris Bordone) и Яна Массиса (Jan Massys) иллюстрируют многогранность европейского Ренессанса. Частные коллекционеры из Гамбурга, такие как Георг Эрнст Харзен и Йоханнес Амсинк, заложили основу коллекции старых мастеров еще в 1863 и 1879 годах, завещав свои собрания преимущественно голландской живописи. Альфред Лихтварк, первый директор Кунстхалле, оказал решающее влияние на коллекцию живописи с 1886 года: в 1888 году для Кунстхалле были приобретены несколько картин из коллекции Худтвалкера-Вессельхофта и полотна гамбургских художников. Лихтварк приобрел две крупные работы – алтарь Томаса для гамбургских англичан работы мастера Франке (1898) и бывший главный алтарь церкви Святого Петра в Гамбурге работы Бертрама фон Миндена (1903), о значении которых он сказал: "Отныне основой нашей коллекции картин будут работы старого гамбургского мастера Франке" и "Поскольку осенью 1900 года знаменитый алтарь Грабоу [...] был признан бывшим главным алтарем церкви Св. Петра в Гамбурге, Кунстхалле счел самой неотложной задачей пройти по следам его создателя, [...] знаменитого мастера Бертрама, и восстановить его работы для города, в котором он родился".

DSC03759 1

Мастер Бертрам фон Минден. Ретабло главного алтаря церкви Св. Петра в Гамбурге (Грабовский алтарь). 1379-1383 

Мастер Бертрам был зарегистрирован в Гамбурге с 1367 года. Ретабл был задуман как изменяющийся алтарь. В зависимости от значимости праздничных дней в церковном году, молящиеся смотрели на три разных вида. В будние дни демонстрировались расписные внешние крылья, ныне утраченные, а по воскресеньям открывались первые два крыла с 24 расписными панелями. Полностью открытый алтарь показывал скульптурную святыню и был виден только в большие праздники. Живописная программа, которая до сих пор окончательно не расшифрована, изображает сцены из истории творения и спасения. Святилище венчают мудрая и юродивая девы. Вокруг центральной группы распятий под балдахинами расположились различные женские и мужские святые с их атрибутами, а также настоятели Церкви. В центре предалтарной части изображено Благовещение Марии. В 1726 году приход Святого Петра передал алтарь городской церкви в Грабове, которая сильно пострадала от пожара. Альфред Лихтварк приобрел алтарь в 1903 году для Кунстхалле.
DSC03765

Мастер Бертрам фон Минден. Ретабло с бывшего главного алтаря церкви Святого Петра в Гамбурге. 1379-1383 

Алтарь работы мастера Бертрама фон Миндена, созданный в 1415 году, содержит 18 картин, изображающих жизнь Марии на основе старых легенд и библейских текстов. Особенно знаменито изображение "Вяжущей Мадонны" на правом крыле алтаря.

DSC03790

Мастер Бертрам фон Минден. Двустворчатый алтарь, так называемый алтарь Букстехуде. 1390/1415 

DSC03770

Мастер Бертрам фон Минден. Ретабло алтаря из Харвестехуде. 1410

О так называемом Мастере Франке известно немного. Только три работы могут быть приписаны мастеру, который, возможно, был монахом-доминиканцем. Девять сохранившихся панелей алтарного образа святого Томаса включают сцены Страстей, жизнь Марии и мученическую смерть святого Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского. Святой Томас Бекет был покровителем гамбургской купеческой общины английских путешественников, которые и заказали алтарь. Вероятно, он был возведен в их часовне в доминиканской церкви Святого Иоанна в 1436 году. Реконструкция панелей позволяет предположить, что первоначально ретабло было двухстворчатым, хотя крайние панели уже не сохранились. Первое отверстие показывало сцены Девы Марии и святого Фомы, которые имели одинаковый красный фон с золотыми звездами. Второе отверстие открывало вид на сцены Страстей с золотым фоном. Плачущие женщины на кресте – это фрагмент центральной панели, на которой когда-то было изображено распятие.

DSC03781

Мастер Франке. Панели алтаря Святого Фомы из Гамбурга 

Картина "Муж скорбей" 1435 года, висевшая на южной стене хора главной церкви Гамбурга, собора Святого Петра, – это, вероятно, последняя картина, созданная рукой Франке.

DSC03796 1

Мастер Франке. Муж скорбей. 1435

В средневековом и раннем христианском искусстве немецкоязычного мира Богородицв также известна как Мария в платье с шипами (что не совсем верно: Мадонна в платье с шипами), – это изображение поздней Богоматери Марии в виде юной храмовой девы в платье, украшенном шипами. Изобразительная традиция опирается на сравнительно узкую литературную версию: В апокрифических Евангелиях сообщается, что Мария служила в Иерусалимском храме до того, как забеременела младенцем Иисусом. Истоком традиции изображения, насколько можно проследить, вероятно, была чудесная серебряная статуэтка Марии в ушастой одежде, изготовленная к северу от Альп в первой половине XIV века, которая была пожертвована Миланскому собору немецкими купцами и очень почиталась ими. Она была утрачена во время строительства нового собора и несколько раз заменялась, например, в 1465 году картиной, а в 1485 году – мраморной фигурой. Надписи на некоторых ксилографиях середины XV века отсылают к одной из последующих картин, а также дают нам необходимые подсказки о смысле изображения. В каждом случае стройная фигура юной Марии представлена в портретном формате, с основными мотивами всех этих изображений: распущенные волосы, воротник в виде венка из пламени, сложенные в молитве руки и, прежде всего, колосья кукурузы на длинном платье высокопоясной, стоящей в храме девы.

DSC03777Хинрик Фунхоф (Hinrik Funhof). Мария в сиянии. 1480

DSC03798 1

Ханс Бургкмайр (Hans Burgkmair). Христос на Масличной горе. 1505 

DSC03802 1

Уилм Дедеке (Wilm Dedeke). Мария и младенец Христос с грушей. 1510

DSC03809 1

Мастер легенды святой Урсулы. Мадонна с Младенцем на троне со святым Иоанном Крестителем. 1488

DSC03813 1

Ганс Гольбейн (Hans Holbein d. Ä.). Сретение Господне. 1500-1501

DSC03805 1

 Адриан Изенбрант (Adriaen Isenbrant). Триптих со святыми Иеронимом, Катериной и Марией Магдалиной.

DSC03807 1

 Марселлус Кофферманс (Marcellus Coffermans). Триптих с изображением Христа на Масличной горе, Бичевания и Увенчания Терновым венком.

DSC03818

Ханс Шойфелин (Hans Schäufelein). Рождество и Христос в Гефсиманском саду. 1508.

DSC03823 1

Южные Нидерланды. Мистическое обручение святой Екатерины. 1515-1520

DSC03824 1

Ханс Фрис (Hans Fries). Коронация Девы Марии.

DSC03828

Пьетро да Римини (Pietro da Rimini). Успение Богородицы. 1340-1360

DSC03830

Пьетро да Римини (Pietro da Rimini). Распятие Христа. 1340-1360

DSC03836

Сано ди Пьетро (Sano di Pietro). Мария с Младенцем. 1450

DSC03839

Ян Госсарт по прозвищу Мабюз (Jan Gossaert). Распятие Христа.

DSC03841 1

Ян Провост (Jan Provoost). Страшный Суд. 1490-1505

DSC03844 1

Мартин Шаффнер (Martin Schaffner). Эпитафия мэру Штутгарта Себастьяну Веллингу. 1535

DSC03848

Ганс Милих (Hans Mielich). Gabriel Ridler. 1559

Дальнейшие приобретения из коллекции консула Эдуарда Фридриха Вебера и из наследия Зигфрида Веделса характеризуют последующие годы и укрепляют значение коллекции старых мастеров. В период с 1923 по 1929 год преемник Лихтварка Густав Паули стремился прежде всего расширить коллекцию итальянской живописи, которой до этого времени уделялось очень мало внимания. В эпоху национал-социализма большое количество голландских картин попало в Кунстхалле через зарубежную торговлю произведениями искусства, но большинство из них было возвращено после окончания войны. Именно благодаря Альфреду Хентцену в 1950-х годах выдающиеся картины из коллекции Веделса были переданы Кунстхалле в постоянное пользование из Вольного и Ганзейского города Гамбурга. По сей день коллекция старых мастеров продолжает пополняться за счет завещаний, пожертвований и целевых приобретений, которые призваны ликвидировать пробелы в фондах и расширить возможности коллекции.

DSC03851

Парис Бордоне (Paris Bordone). Вирсавия у фонтана. 1552

DSC03876 1 Kopie

Южноголландский мастер. Отдых на пути в Египет. 1520-1530

DSC03861 1

Парис Бордоне (Paris Bordone). Девушка с зеркалом и служанкой. 1535-1540

Хронологический тур, который был переработан в связи с модернизацией Гамбургского Кунстхалле в 2016 году, раскрывает все разнообразие коллекции Старых мастеров. Несмотря на то, что привычные фокусные точки коллекции остаются на виду, важные крупные работы теперь представлены в новых констелляциях и захватывающих сопоставлениях, подчеркивающих взаимные, транснациональные влияния. Новые тематические залы позволяют посетителям отправиться в путешествие через четыре столетия.

DSC03855 1

Ян Массейс (Jan Massys). Флора. 1559

DSC03867 1

Бартель Бехам (Barthel Beham). Ванитас. 1540

Итальянская живопись эпохи барокко представлена значительными индивидуальными работами Каналетто (Canaletto), Бернардо Беллотто (Bernardo Bellotto) и Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo).
DSC03874 1

Франческо Франча (Francesco Francia). Мария с Младенцем, держащим шар.

Во Флоренции XV века все большее значение приобретало так называемое тондо (круглое изображение). Изначально круглая картина задумывалась как подарок будущим матерям, но впоследствии приобрела статус самостоятельного произведения искусства, которое размещалось в комнатах преимущественно богатых покровителей для личного почитания. Особенно популярными сюжетами были изображения Мадонны с младенцем или Поклонения волхвов. Майнарди, обучавшийся в мастерской флорентийского живописца Доменико Гирландайо, добился большой известности благодаря своим тонди. Эта круглая картина, вероятно, также была создана в знаменитой мастерской Гирландайо. В центре картины изображена Дева Мария, которая правой рукой держит на коленях младенца Иисуса, а левой с любовью прикасается к лицу мальчика Иоанна. В левой руке Иисус держит гранат, который символизирует воскресение и уже отсылает к грядущим Страстям и его судьбе. Лилии – марианские символы целомудрия. Из окон открывается вид на город Флоренцию на реке Арно.
DSC03865

Себастьяно Майнарди (Sebastiano di Bartolo Mainardi). Мария с Младенцем, святым Иоанном Крестителем и ангелами. 1495

DSC03879 1

Южноголландский мастер. Святое семейство. 1520

DSC03882

Франц Тиммерман (Franz Tymmermann). Грехопадение и искупление. 1540

Нюрнбергский гуманист Кристоф Шёрль в письме к Лукасу Кранаху Старшему ещё в 1509 году восторженно описывал его как одного из лучших современных художников в силу его таланта и образцовых достоинств: "Поистине, если исключить единственного и неповторимого Альбрехта Дюрера, моего соотечественника, этого несомненного гения, только тебе предоставлено первое место в живописи нашего века".

DSC03885 1

 Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach d. Ä.). Фридрих Мудрый, Иоганн Стойкий и Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрсты Саксонии.

Кранах Старший родился около 1472 года в Кронахе. В 1505 году Фридрих Мудрый назначил его придворным художником в Виттенберг, где он почти непрерывно работал для саксонских курфюрстов в течение 50 лет. В своей знаменитой мастерской он выполнял множество престижных заказов, в том числе большое количество портретов саксонских правителей. В 1508 году курфюрст пожаловал ему за заслуги герб, на котором изображена крылатая змея с рубиновым кольцом во рту, который Кранах Старший с тех пор использовал в качестве печатки на своих картинах и печатей авторизации. Кроме того, он активно занимался графикой, книгопечатанием, политикой и предпринимательством и стал успешным и влиятельным жителем Виттенберга помимо своей художественной деятельности. В 1512 году Лукас Кранах получил лицензию на продажу вина, был членом совета и казначеем города, владел типографским станком (между 1522 и 1526 годами), а с 1520 года – аптекой, в ассортимент которой также входили предметы роскоши, такие как специи, сахар и воск.

DSC03888 1 Kopie

 Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach d. Ä.). Христос благословляет детей. 1538

Лукас Кранах Старший внёс свой весомый вклад благодаря тесной дружбе с Мартином Лютером и новаторским протестантским образам его работ. Кранах Старший содействовал распространению нового учения и оказал влияние на Реформацию в Германии. Тем не менее, он продолжал принимать важные заказы для старообрядческих сановников, таких как кардинал Альбрехт Бранденбургский, и создавал циклы картин на традиционные католические темы. Чтобы иметь возможность обрабатывать большое количество заказов, начиная с середины 1520-х годов, он разработал в своей мастерской стандартизированные процессы и точное распределение задач между обученными сотрудниками. Огромная производительность и быстрый стиль работы Кранаха принесли ему прозвище pictor celerrimus (самый быстрый художник).

DSC03890 2

Кранах Лукас Старший (Lucas Cranach d. Ä.). Муж Скорбей между Марией и Иоанном Крестителем. 1540

Благодаря большому количеству портретов Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона он существенно сформировал образ двух реформаторов. В 1519 году он иллюстрировал памфлеты, в которых резко критиковалась политика католической церкви.

DSC03894

Кранах Старший (Lucas Cranach d. Ä.). Мартин Лютер и Филипп Меланхтон. 1534

После смерти  Лукаса Кранаха Старшего в Веймаре в 1553 году, его сын Лукас Кранах Младший возглавил  и продолжил работу мастерской. 

DSC03858 1

Кранах Лукас Младший (Lucas Cranach d. J.). Каритас. 1537

DSC03896 1

Мастер главного алтаря Дёбельна. Св. Георгий. 1520

DSC03898

Южно-нидерландский мастер. Святой Иероним. 1520

DSC03904 1

Франц Тиммерман (Franz Timmermann). Лукреция. 1536

DSC03901 1

Иероним Босх (Hieronymus Bosch). Сошествие Христа в ад.

DSC03907 1

Корнелис Корнелиссен ван Харлем (Cornelis Cornelisz. van Haarlem). Адам и Ева. 1622

В одновременном переплетении различных сюжетных линий многофигурная композиция изображает решающее событие в истории израильского народа – Исход из Египта, описанный в Ветхом Завете в Книге Исход (Исх 1-15). После многовекового плена фараон наконец отпустил Моисея и израильский народ, но в итоге преследовал их из мести и настиг у Красного моря. Чтобы спасти избранный народ Израиля, Бог разделил воды, чтобы они могли невредимыми пересечь море, но утопил египтян в потопе. Благополучный выход израильтян на сушу и смертоносные волны, окружающие врага, драматически сопоставлены на переднем и заднем планах. Огненный столп, который Бог зажёг ночью в небе, чтобы указать израильтянам верный путь, парит над всем в центре картины (Исх 13:17-22). Рогатый Моисей стоит на берегу. На переднем плане – кости Иосифа, сына Иакова, в гробу (Исх 13:19). На переднем плане слева взгляд женщины вводит нас в композицию и, вместе с обнаженным ребенком на коленях, отсылает к выкупу первенца (Исх 13:13) и к коробке, на которую Франкен положил картину с надписью "D O. F. FRANCK IN. ET FECIT". Пейзаж написан Тобиасом Верхехтом. Франкен несколько раз писал сюжет из Ветхого Завета, варьируя группы фигур и композиционные элементы. По содержанию сюжет часто параллелится с политическими конфликтами между Испанией и Республикой Семи Соединенных Провинций, которые привели к независимости северных Нидерландов в 1648 году.

DSC03910 1

Тобиас Верхахт (Tobias Verhaecht) и Франс Франкен Младший (Frans Franken d. J.). Франс Франкен Младший. Отдых израильтян у Красного моря. 1621

DSC03912 1

Адриан Ван де Венне (Adriaen van de Venne). Крещение евнуха.

DSC03915 1

Тобиас Верхахт (Tobias Verhaecht, ученик). Пейзаж с Бегством в Египет. 

DSC03917 1

Херри мет де Блес (Herri met de Bles, ученик). Пейзаж с дорогой в Эммаус. 1597

DSC03920 1

Хендрик ван Клеве III (Hendrik van Cleve III). Вавилонская башня. 1560-1580

DSC03923 1

Якоб Исааксзон ван Рёйсдал (Jacob Isaacksz. van Ruisdael). Зимний пейзаж.

DSC03925 1

Йос де Момпер Младший (Joos de Momper d. J.). Деревня зимой.

DSC03929 1

Хендрик Барентсзон Аверкамп (Hendrick Barentsz. Avercamp). Пара из двух зимних пейзажей. 1608-1609

DSC03931 1

Хендрик Барентсзон Аверкамп (Hendrick Barentsz. Avercamp). Пара из двух зимних пейзажей. 1608-1609

DSC03936 1

Ян Йозефсзон ван Гойен (Jan Josephsz. van Goyen). Крестьянское подворье. 1632

DSC03939 1

Йозеф ван Бредель (Joseph van Bredael). Пейзаж с двумя ветряными мельницами. 1612

DSC03942 1

Вильгельм Шуберт ван Эренберг (Wilhelm Schubert von Ehrenberg). 1667. Главная лестница в Ватикане (Scala Regia).

DSC03946 1

Дирк ван Делен (Dirk van Delen). Ренессанс Холл. 1632

DSC03955 1

Эмануэль де Витте (Emanuel de Witte). Ауде керк (Старая церковь) в Амстердаме. 1659

DSC03948 1

Эмануэль де Витте (Emanuel de Witte). Вид в церкви.

DSC03950 1

Герард Хаукгест (Gerard Houckgeest). Интерьер Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма I, принца Оранского. 1650

DSC03952 1

 Геррит Адриансзон Беркхейде (Gerrit Adriaensz. Berckheyde). Интерьер церкви Св. Баво в Хаарлеме.

DSC03958 1

Хендрик ван Стенвейк Старший (Hendrick van Steenwijk d. Ä.). Интерьер средневековой церкви. 1585

DSC03960 1

 Рашель Рюйш (Rachel Ruysch). Букет цветов.

DSC03983 1

 Рашель Рюйш (Rachel Ruysch). Натюрморт цветами. 1691

DSC03962 1

 Ян ван Россум (Jan van Rossum). Натюрморт с цветами и занавеской.  1671

DSC03965 1

Отто Марсеус ван Скрик (Otto Marseus van Schrieck). Натюрморт с лесными цветами и бабочками.

DSC03967 Kopie

Выставочный зал

DSC03971 1

Йоган Георг Хайнц (Johann Georg Hinz). Художественный стеллаж. 1666
DSC03974 1

Йоган Георг Хайнц (Johann Georg Hinz). Натюрморт со стаканом пива и булочками. 1665

DSC03981 1

Якоб Маррель (Jacob Marrel). Натюрморт с цветами на разносе.

DSC03976

 Хармен Лёдинг (Harmen Loeding). Натюрморт с кубком-Наутилус. 1650

DSC03979 1Симон Лютикуйс (Simon Luttichuys). Натюрморт с бокалом вина и булочками. 

DSC03985 1

Эрт ван дер Нер (Aert van der Neer). Вечер на городской площади.

DSC03987 1

Якоб Врель (Jacobus Vrel). Вид на улицу.

DSC03990 1

 Ян ван дер Хейден (Jan van der Heyden). Павильон в Хёйс-тен-Бос.

DSC03991 1

 Мастер женских полуфигур. Лютнистка. 1520-1540
DSC03996 1

Ян Хавикзоон Стейн (Jan Havicksz. Steen). Отцовская радость. 1668

DSC04005 1

Давид Тенирс Младший (David Teniers d. J.). Новости. 

DSC04011 1

Виллем ван Мирис (Willem van Mieris). Молодая женщина с вырвавшейся на свободу птицей. 1687

DSC04014 1

 Ян ван Мирис (Jan van Mieris). Портрет курящего художника. 1688

DSC04016 1

Годфрид Схалкен (Godfried Schalcken). Мальчик с маской из блина. 1670-1680

DSC04021 1

Ян Хавикзоон Стейн (Jan Havicksz. Steen). Дегустатор сиропа.

DSC04027 1

Франсуа Лемуан (François Lemoyne). Нарцисс. 1728

DSC04043 1

Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн (Johann Heinrich Wilhelm Tischbein). Кухонная сцена. 

 

В XVIII веке следует выделить портреты Жана-Лорана Моснье (Jean-Laurent Mosnier) и Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (Johann Heinrich Wilhelm Tischbein), а также известные картины Франсуа Буше (François Boucher), Жана-Оноре Фрагонара (Jean-Honoré Fragonard), Иоганна Генриха Фюссли (Johann Heinrich Füssli) и Гойи (Goya).

 

Основное внимание в коллекции уделено золотому веку Нидерландов XVII века, где представлены выдающиеся работы Рембрандта (Rembrandt), Абрахама Бломаэрта (Abraham Bloemaert), Питера де Хуха (Pieter de Hooch), Антониса ван Дейка (Anthonis van Dyck) и Герарда ван Хонтхорста (Gerard van Honthorst).

 

DSC04188

 Продолжение следует