Очаровательный городок Кольмар, расположенный в северо-восточной части французского региона Эльзас, покоряет посетителей своей живописной красотой и богатой историей. Благодаря хорошо сохранившемуся средневековому старому городу и потрясающему сочетанию немецкого и французского архитектурных стилей, Кольмар любят посещать те, кто хочет познакомиться с идеальным провинциальным городом.
Одна из главных достопримечательностей Кольмара – его удивительно хорошо сохранившийся старый город. Каналы и переулки усыпаны красочными старинными фахверковыми домами.
Если вы впервые в Кольмаре, попробуйте совершить пешеходную экскурсию по Главной улице (Grand Rue). Она ведёт мимо множества увлекательных достопримечательностей. Например, Таможенный дом, церковь Святого Матвея, дом Сандерра, дом Керна, дом рыцарей Святого Иоанна, фонтан Россельмана и площадь Цветочного рынка (Place du Marche aux Fleurs). В центре площади Шести Чёрных Гор (Place des six montagnes noires) стоит фонтан, украшенный статуей Жана Россельмана (Jean Roesselmann). Фредерик Огюст Бартольди создал этот памятник в 1888 году. Жан Россельман – знаменитый гражданин Кольмара. Он был городским прево (начальником стражи) и геройски погиб, успешно защитив Кольмар и его общественные свободы от войска и притязаний епископа Страсбургского в 1262 году. Статуя героя имеет портретное сходство с Эркюлем Пейеримхоффом (Hercule de Peyerimhoff), мэром города, отстранённым от должности в 1877 году за отказ подчиниться приказам немецких властей.
Чуть в стороне от улицы можно легко встретить массивную коллегиальную церковь Святого Мартина и очаровательный район "Маленькая Венеция". Здесь можно немного побродить. Заблудиться в Старом Кольмаре - неплохая идея. Здесь есть отличные магазины, достопримечательности и рай для гурманов.
Церковная улица (La rue de l'Eglise), получившая свое название благодаря близости к Кафедральному собору Св. Мартина, соединяет Соборную площадь с Главной улицей (Grand'Rue), недалеко от площади старой таможни (place de l'Ancienne Douane). Справа виднеется ожурный торец дома с пристроеной к нему башней – ещё один архитектурный шедевр немецкого ренессанса. Строение было возведено в 1606 году и служило жилищем для священников протестантской церкви Сен-Матье, находящейся по соседству. На первом этаже пресвитерии имеется сводчатая галерея с десятью арками, в которой теперь располагаются магазины и рестораны. На углах здания привлекают внимание трехэтажные эркеры – они поддерживаются консолями восьмиугольной формы, увенчаны остроконечной крышей и чем-то напоминают башенки оборонительных укреплений.
Наклонная улица следует за ручьём Мульбахом, который частично виден на площади кафедрального собора. В нижней части Церковной улицы Мульбах (Синнбах или Гербербах) проходит под Главной улицей и вновь появляется на площади Старой таможни и улице Кожевников (La rue des Tanneurs).
Чётная сторона Церковной улицы с её домами в средневековом стиле контрастирует с нечетной стороной, которая идет вдоль реки и была перестроена в XIX веке.
Прогуливаясь здесь, трудно не почувствовать, что вы попали в сказку или сцену из Диснея. Но в этом нет ничего диснеевского – шербетного цвета деревенские дома и предприятия вдоль воды стоят здесь уже 400 лет или даже больше, хотя сейчас они, возможно, стали немного ярче.
Улица не очень длинная, чуть более 1600 футов. Она начинается на площади Шести Черных гор и заканчивается на площади Жанны д'Арк. По всему пути расположены рестораны, бары, кафе, красивые средневековые здания и магазины.
Дом пекаря (Maison Pfister) был построен в 1537 году для шляпника Людвига Шерера, который сделал себе состояние торгуя на Val de Liepvre. Несмотря на средневековые черты, дом является первым примером архитектуры эпохи Ренессанс в Кольмаре. С его двухэтажным угловым эркером, деревянной галереей, восьмиугольной башней и фресками на библейские и светские темы, Maison Pfister стал одним из символов старого города Кольмара. Свое название он получил благодаря семье, которая восстановила дом и жила в нем с 1841 по 1892 гг.
Коллегиальная церковь Сен-Мартен посвящена святому Мартину Турскому и находится на Соборной площади. Церковь построена в готическом стиле в XIII–XIV веках. Епископской кафедры здесь давно нет, поэтому её нельзя назвать собором, но, безусловно, это главная церковь города. Она возвышается в самом центре и её отлично видно почти из любой части старого города.
Портал главного фасада украшен сценами поклонения Трех Волхвов и Страшного Суда над фронтоном. На фронтоне северного фасада изображено Воскресение из мёртвых, и сцены из жития Святого Николая. Над ними возвышается Бог в окружении музыкантов, ангелов, короля и епископа – всего 15 фигур.
Коллегиальная церковь Сен-Мартен – главный собор города. Церковь была построена в период с 1234-1365 г.г. на месте другой, более ранней церкви. Коллегиальная церковь в свое время пострадала от сильного пожара, с тех пор одна из колоколен так и осталась не восстановленной. Внутри церковь щедро украшена скульптурами. Примечательно, что раньше в этой церкви хранилась картина "Мадонна в беседке из роз" Мартина Шонгауэра до того, как ее похитили. Картину потом нашли сейчас она хранится в Доминиканской церкви Кольмара. Вот собственно и она. Еще одна интересная церковь Кольмара – Святого Матфея. Здесь отличная акустика, именно поэтому Международный кольмарский фестиваль под руководством Спивакова проводят в этой церкви.
Гармоничный интерьер церкви хранит старинные скульптуры и витражи. В храме много сюжетов о жизни Спасителя. Интересные объекты церкви – два старинных органа 1755 года и готический алтарь. Церковная атмосфера дарит посетителям ощущение теплоты, добра, любви и покоя.
Этот особняк на Соборной площади – Дом Адольфа – одно из наиболее старых строений Кольмара, датируемое 1350 годом. Его нетрудно отличить от других городских зданий более поздней постройки по характерным готическим арочным окнам – они свидетельствуют о значительном влиянии религиозной архитектуры на нецерковные сооружения того времени. Помимо этой особенности, есть и другие примечательные детали, например, старинный колодец XVI века, который украшают две каменные львиные головы.
Старое здание Кордегардии в стиле рейнского ренессанса было построено в 1577-1582 гг. на месте старинной часовни Сен-Жак, датируемой 1286 годом. Оно входит в число исторических памятников Франции и является одной из самых известных архитектурных достопримечательностей Кольмара. С красивого небольшого балкончика представители городского совета провозглашали важные решения перед толпами горожан. Еще одной интересной особенностью бывшего караульного помещения является декоративная лоджия, которая считается шедевром ренессансной архитектуры Верхнего Рейна.
Доминиканская церковь (Église des Dominicains) – вторая по величине и архитектурному значению церковь в городе Кольмар в Эльзасе после собора Святого Мартина. Готическая церковь монастыря, основанного в 1277 году, была построена между 1289 и 1346 годами. 35-метровый неф с плоским потолком разделен на три части высокими стройными колоннами. Нынешняя высота помещения (около 28 метров) соответствует нынешнему уровню пола, который примерно на 80 сантиметров выше первоначального. Хоры в готическом стиле с ребристыми сводами имеют длину 30 метров, они значительно уже и чуть менее высоки, чем неф.
Бывшая коллегиальная церковь упраздненного доминиканского монастыря сегодня известна во всем мире как место, где находится "Богородица с розовым кустом" Мартина Шонгауэра, бесспорный шедевр немецкой живописи, а также хранятся другие художественные сокровища огромного значения. Другими известными экспонатами являются десять окон хора с легендами о святых XIV века, которые считаются самой значительной коллекцией средневековых витражей в Кольмаре, а также части кафедр хора и алтарей хора в стиле рококо работы Габриэля Игнаца Риттера (1732-1813), которые были перенесены сюда из аббатства Марбах после 1790 года.
Другая часть происходит из бывшего верхнеэльзасского монастыря Альспах близ Кайзерсберга. Церковь была отреставрирована в конце XIX века, когда Теофил Клем создал портал в неоготическом стиле. Богато украшенная рама картины Шонгауэра также принадлежит мастерской Клема, а изображения святых на боковых крыльях – работа Мартина фон Фойерштайна. Великолепный орган 1726 года, ранее установленный Андреасом Зильберманом, сейчас находится в приходской церкви Нидерморшвира.
"Богородица с розовым кустом" – алтарный образ на дереве (200 × 114,5 см), датируемый 1473 годом, изображающий Деву и Младенца, сидящих в саду, украшенном растениями и птицами, над которыми возвышаются два ангела в коронах. Первоначально картина имела больший размер (255 × 165 см), но была переделана, вероятно, после падения, которое повредило ее, а затем, в начале XX века, украшена деревянной рамой и помещена в алтарную часть со ставнями – именно в таком виде она представлена сегодня.
Крытый рынок (Marché couvert) был открыт в 1865 году по проекту архитектора Люи-Мишеля Больца, который также спроектировал муниципальный театр Кольмара (1849 г). Как маленький остров, этот крытый рынок окружен тремя улицами и каналом. Местные фермеры могут привозить свою продукцию напрямую в маленьких лодках.
Выбор материалов для строительства – кирпич, железо, чугун – отражает переход Кльмара в индустриальную эпоху.
После реконструкции в 2010 голду, рынок Кольмара опять работает ежедневно, а каждый четверг проводится дополнительный рынок под открытым небом рядом с главным зданием.
Мимо старинного крытого рынка (построенный в 1865 году, он кажется почти новым), где можно купить все возможные эльзасские деликатесы, вы выйдете в знаковый район Кольмара – на набережную рыботорговцев, но теперь этот живописный квартал называют не иначе как "Маленькая Венеция".
Рыбный квартал – это место, где жило большинство профессиональных рыбаков и лодочников Кольмара. Они составляли мощную корпорацию. Выловленную рыбу хранили в прудах или продавали в районе рыботорговцев. В 1706 году сильный пожар уничтожил более сорока домов в этом районе. С 1978 по 1981 год в этом районе, который находится между районом Таннерс и живописной маленькой Венецией, были проведены масштабные ремонтные работы, позволившие восстановить многие фахверковые дома.
Романтики Кольмару добавляет квартал под названием Petite Venise, "Маленькая Венеция". Petite Venise – район в Кольмаре, бывший квартал огородников, рыбаков и дубильщиков кожи, тянется вдоль реки Лаух (Лош). Эта река когда-то служила для них основным средством сообщения. Название района не случайно – маленький город на воде похож на Брюгге, который в свою очередь называют "Северной Венецией". Вдоль реки выстроилась цепочка аккуратных отреставрированных домиков 14–18 веков. Лучшие виды на самые живописные в городе ансамбли фахверковых домов открываются с улицы Кожевников (rue des Tanneurs) и набережной Рыбных торговцев (quai de la Poissonnerie), протянувшихся вдоль реки, а также с двух мостов: на бульваре Сен-Пьер и неподалеку от площади Шести черных гор (place des Six Montagnes Noires). С Крытого рынка начинается судоходный участок реки. Над рекой он смотрелся просто замечательно.
Маленькая Венеция, или Petite Venice, – пожалуй, самая популярная достопримечательность Кольмара. Такое название, скорее всего, возникло из-за расположения домов по обе стороны реки, которая тянется в юго-восточной части города, и реки, напоминающей канал, проходящий через город.
От Маленькой Венеции до Рыбного квартала, прогуливаясь по средневековым улочкам, вы встретите множество очаровательных магазинов, кафе и ресторанов.
За Таможней на фоне фахверковых домов виден фонтан Швенди (Schwendi) – творение скульптора Бартольди. Лазар де Швенди был военачальником на службе Императора Священной Римской Империи Германской нации и сеньором Хохландсбурга (Hohlandsburg) поблизости от Кольмара. Швенди сражался в Венгрии против турок. Бронзовый полководец потрясает токайской виноградной лозой, которую он привёз из военных кампаний. В действительности эльзасский “токай” это пино-гри, известное в здешних краях со времён Средневековья.
Примерно в 2 милях от исторического центра находится одна из самых уникальных достопримечательностей Кольмара – статуя Свободы. Статуя высотой 39 футов воздает должное своему скульптору Бартольди. Местные жители единодушны во мнении, что лицо всемирно известного изваяния взято мастером от собственной материи, а её тело – от своей любовницы, коей удосужилась быть жене знатного специалиста в области швейных машин – Исаака Зингера.