Муж скорбей между Марией и Иоганнесом. 1540
Гамбургский кунстхалле (нем. Hamburger Kunsthalle)
Христос благословляет детей. 1538
Гамбургский кунстхалле (нем. Hamburger Kunsthalle)
Христос благословляет детей. 1550. Национальная галерея в Праге.
Фридрих Мудрый, Иоганн Непоколебимый и Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст Саксонии. 1533
Гамбургский кунстхалле (нем. Hamburger Kunsthalle)
Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Мартин Лютер и Филипп Меланхтон. 1534.
Гамбургский кунстхалле (нем. Hamburger Kunsthalle)
Портрет Иоанна Фридриха Великодушного (1503-1554), наследного принца Саксонии. 1531. Музей Лувра.
Портрет Фридриха III Мудрого (1463-1525), курфюрста Саксонии. 1532. Музей Лувра.
Любовь (caritas). 1537
Гамбургский кунстхалле (нем. Hamburger Kunsthalle)
Посмертный портрет доктора Иоганна Шеринга. 1529
Брюссель. Королевский музей изящных искусств.
Любовь (caritas).
Брюссель. Королевский музей изящных искусств.
Эта картина является выдающейся работой Лукаса Кранаха Старшего в Королевской коллекции. На ней изображён бог солнца Аполлон, которым восхищаются за его моральные качества и физическую красоту, и его сестра–близнец Диана или Артемида, богиня луны, которая была связана с целомудрием, стрельбой из лука и охотой. Акцент на человечество, тесно связанный с первозданным лесом и охотой, напоминает ранние работы Кранаха и так называемую Дунайскую школу. Сцене придаёт особую динамику то, как видны фигуры в рельефе, но также связаны с лесом за ними. Точно прорисованные волосы Дианы вьются вокруг оленьих рогов, которые, в свою очередь, намеренно путаются с ветвями деревьев. Здесь прослеживается характерная для Кранаха резкость и внимание к мельчайшим деталям – например, в отражённом свете в глазу оленя или в маленьких лебедях, плавающих по озеру. В придворных и научных кругах, в которых жил Кранах в Виттенберге, Аполлона, вероятно, считали предшественником Христа, а целомудренную Диану – Девы Марии, а также мифологическими героями. Принц Альберт купил картину в образе Адама и Евы, что понятно, поскольку у главных героев нет явных атрибутов, а обнажённые фигуры очень похожи на Адама и Евы в Эдемском саду, сюжет, который Кранах рисовал во многих вариациях.
Аполлон и Диана. Брюссель. Брюссель. Королевский музей изящных искусств. 1520–1530
Адам и Ева. Брюссель. Королевский музей изящных искусств.
Адам и Ева. 1538. Национальная галерея в Праге.
Три грации. 1531. Музей Лувра.
Гесиод (Hesiod) рассказывает о конце Золотого века, когда люди жили в гармонии друг с другом и с природой. Они начали сражаться сначала деревянным оружием (Серебряный век), затем металлическим оружием (бронзовый век).
Серебряный век (ранее известный как Плоды ревности). 1535. Музей Лувра.
Кранах предложил множество вариаций на тему Венеры: перед густым лесом у кромки воды, открытым для города, древняя богиня, украшенная только ожерельем и элегантной шляпой, во времена Реформации также должна была пробуждать предупреждение против соблазнов плоти.
Богиня любви, Венера, стоящая на фоне пейзажа. 1529. Музей Лувра.
Портрет Магдалены Лютер (1529–1542), дочери реформатора Мартина Лютера (1483–1546). 1539 / 1540–1542, Музей Лувра.
Св. Кристина. 1520–1522. Национальная галерея в Праге.
Портрет Каспара фон Кокеритц (1499 / 1500-1567). 1530. Музей Лувра.
Муж скорбей между Марией и святым Иоанном. 1524
Музей августинцев (Фрайбург)
Адам и Ева. 1508–1510. Государственный кунстхалле Карлсруэ.
Неравная пара. 1530. Государственный кунстхалле Карлсруэ.
Суд париса. 1530. Государственный кунстхалле Карлсруэ.
Фридрих Мудрый в поклонении апокалиптической Богородице. 1515. Государственный кунстхалле Карлсруэ.
Портрет мужчины из семьи Рехенберг. 1535–1540. Государственный кунстхалле Карлсруэ.
Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1525. Национальная галерея в Праге.