Париж – столица Франции, самый красивый и элегантный город мира, символ любви и романтики, моды и изысканности. Нет такого человека, который не мечтал бы посетить Париж, увидеть ставшие хрестоматийными достопримечательности, окунуться в атмосферу раскованности, отдать должное французской кухне, побродить по красивым бульварам.
В Париже есть всё, о чём мечтают путешественники, – многочисленные музеи с богатейшими коллекциями, отличный шоппинг, развлечения на любой вкус.
Столица Франции, расположенная в северной части государства, раскинулась на обоих берегах Сены. Существует две версии происхождения названия города. Первая гласит, что слово Paris образовалось от названия галльского племени паризиев, проживавших на месте современного острова Сите. Согласно второй версии, которую многие считают надуманной, город был назван в честь мифического героя Париса.
Очертания города напоминают сферу диаметром 12 километров. Граница Парижа – Периферийный бульвар протяжённостью 35 километров. Город поделён на 20 административных округов, первый из которых, Лувр, находится в центре, а от него по спирали, с увеличивающейся нумерацией, расходятся остальные.
Когда-то город принадлежал римлянам, затем был завоеван франками. Начиная с XII века Париж постепенно превращается в один из важнейших образовательных, политических и культурных центров Франции и Европы. Сегодня же Париж является одним из самых значимых туристических, деловых и политических городов мира.
Современный Париж с уверенностью можно назвать молодым городом, здесь проживает 2,2 миллиона человек. Так как многие парижане, выходя на пенсию, перебираются в пригород или на юг страны, а в городе остаются молодые люди, стремящиеся заработать. Около 15 % всего населения Парижа – это иммигранты, прибывшие из других стран ЕС, СНГ, Африки и Азии, поэтому, кроме французского, на улицах города можно услышать итальянскую, арабскую, китайскую речь. Многие работники сферы обслуживания прекрасно владеют английским, а иногда и русским языком. В целях безопасности не стоит посещать районы, где проживают преимущественно выходцы из стран Африки.
Большинство промышленных предприятий Парижа уже давно вынесены за черту города или даже в другие страны (авиационный завод, автомобилестроительные заводы Renault и Peugeot-Citroёn, производство косметики, пошив одежды и т.д.), поэтому на сегодняшний день главным загрязняющим окружающую среду фактором является транспорт.
Город расположен в зоне влияния умеренного океанического климата, поэтому погода здесь мягкая, без резких перепадов и экстремальных значений. Средняя температура летом +25, зимой редко опускается ниже нуля.
Париж – город удивительный и многоликий, способный поразить до глубины души каждого, кто решится его посетить. Здесь можно отдыхать в одиночку, вдвоем с любимым человеком, большой шумной компанией или в тесном кругу семьи, с маленькими детьми.
Прогулка на речном судне по Сене особенно соблазнительна в разгар лета, когда от жары плавится воздух, а зыбучий асфальт открывает сезон охоты на дамские каблучки.
Главная водная артерия пересекает всю столицу и вдоль неё разместились основные достопримечательности: Лебединый остров, Эйфелева башня, сады Трокадеро и Тюильри, музей Лувр и Триумфальная арка, музей Орсе, Отель-де-Виль, Консьержери и Собор Парижской Богоматери на острове Сите, а также другие известные места.
Во время своего путешествия судно проплывает множество живописных мостов с собственной захватывающей историей: Альма, Александра III, Конкорд, Леопольда Седара Сенгора, Руаяль, Каррузель, Искусств, Пон-Нёф, Менял, Сен-Мишель, Архиепархии, Сент-Луи, Аркольский, Луи-Филипп, Мари…
Каждая переправа, памятник, храм или музей – историческое достояние республики и уникальная архитектурная жемчужина, чей вид со стороны реки открывает новые грани.
Елисейские поля, также известные как Авеню Елисейских полей, – знаменитый бульвар французского мегаполиса Парижа, проходящий от площади Согласия до площади Шарля де Голля. Бульвар французской столицы расположен в 8-м округе. Елисейские поля возникли в XVIII веке и превратились в великолепную торговую милю парижан, и с тех пор неоднократно расширялись. Посетители могут найти здесь множество развлечений и прогуляться по многочисленным магазинам. Ни одна другая улица Парижа не пользуется такой популярностью, как Елисейские поля, но это ещё и одна из самых дорогих торговых улиц в мире. Здесь богатых посетителей ждут не только дорогие магазины, но и изысканные рестораны, кафе и театры ревю. Тротуары Елисейских полей отличаются своей шириной, а по обеим сторонам расположены великолепные здания и парки.
Елисейские поля – это многополосная улица, ширина которой достигает 70 метров. С обеих сторон она окружена деревьями и парками. Протяженностью около двух километров она соединяет площадь Согласия с её обелисками, соседние Тюильри и площадь Шарля де Голля, где находится знаменитая Триумфальная арка. Таким образом, Елисейские поля образуют самый известный участок исторической оси. От Триумфальной арки через центральную аллею Тюильри открывается вид на весь Лувр.
Триумфальная арка занимает особое место в Париже. Слегка возвышаясь в верхней части Елисейских полей на площади Шарля де Голля Этуаль, Триумфальная арка наблюдает за городом и, безусловно, является одной из главных парижских достопримечательностей.
На холме Святой Женевьевы стоит католическая церковь Сент-Этье́н-дю-Мон (Saint-Étienne-du-Mont, т. е. "Святой-Стефан-на-Горе"). Её построили по указанию папы Гонория III в 1222 году для нужд растущего населения близлежащих кварталов, чтобы разгрузить переполненное прихожанами аббатство Святой Женевьевы папа построить. Значительную часть паствы в первые века существования храма составляли студенты Сорбонны. В настоящее время от аббатства Святой Женевьевы осталась только башня (справа)
Церковь Сент-Этьен-дю-Мон (Saint-Étienne-du-Mont)
Самое примечательное в интерьере церкви – необычный амвон, или леттнер, в виде поперечной навесной галереи с ажурной балюстрадой, к которой ведут две винтовые лестницы, расположенные по сторонам.
Алтарь Девы Марии
Сегодня небольшие частицы спасённых мощей св. Женевьевы хранятся в медной раке в амбулатории, по правую сторону от главного алтаря. Раку перенесли сюда из старой аббатской церкви в 1793 году.
Усыпальница Святой Женевьевы
Остров Сите, или Ситэ (фр. Île de la Cité), – один из двух сохранившихся островов реки Сены в центре Парижа и вместе с тем старейшая часть города. Французская революция и падение монархии еще больше усугубили мрачную славу некогда роскошного дворца. С 1793 года в королевских покоях замка расположился революционный трибунал. Политические заключенные рекой потекли через камеры Консьержери, в залы суда, а оттуда – на гильотину. Бытовал даже афоризм, что гильотина – единственный путь на свободу из Консьержери. "Закон о подозрительных" давал право арестовывать всех, кто чем-нибудь напоминал врагов Революции, порой без всяких на то оснований. Права на свидетелей и защиту у подсудимых не было. Среди самых знаменитых узников тюрьмы – Мария-Антуанетта и Робеспьер, по иронической случайности ставший жертвой вдохновленной им же самим политикой всеобщего террора.
Самая поздняя и самая высокая из замковых башен – Часовая – была возведена во второй половине XIV века. Её высота – чуть меньше 50 м. Это единственная башня Консьержери, которая имеет не круглую, а прямоугольную форму. Изначально ее венчал фонарь, а позднее – серебряный колокол. Служила башня наблюдательным пунктом для замковой охраны. Часы на ней появились при Карле V, в 1370 году. Для их создания был приглашен немецкий мастер часовых дел, Генрих Вик. Это были первые общественные часы Парижа, которые стали символом важности соблюдения дисциплинарных норм службы, поскольку именно в это время замок перестал быть королевской резиденцией, полностью превратился в административное учреждение и перешел в ведение консьержа. В конце XVI века Генрих III заменил циферблат часов на новый, который был выполнен знаменитым мастером Жерменом Пилоном. Часы были украшены статуями, изображающими Закон и Правосудие. В годы революции фигуры сильно пострадали, но затем были отреставрированы. Интерьер башни менялся несколько раз за время ее существования. Надпись на циферблате гласит: "Этот механизм, разделяющий время на 12 равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Закон".
Построенная Людовиком IX Святым в XIII веке, капелла Сент-Шапель не была первым храмовым сооружением на территории архитектурного комплекса королевского дворца. На ее месте ранее стояла часовня Сент-Никола, воздвигнутая еще в начале XI века. Людовик, начавший планомерное превращение фортификационного укрепления в хранилище святынь, добытых крестоносцами, которые он приобретал за большие деньги, начал строительство нового храма. Сент-Шапель стала уникальным реликварием, который возвеличил Людовика в глазах западного христианского мира. Криминальная полиция и прокуратура, и Суды всех инстанций – все сосредоточено во Дворце Правосудия. Сегодняшний архитектурный ансамбль состоит из сооружений различных эпох охватывающих период с XIII по XX века.
Музей Орсе (Musée d’Orsay) представляет собой здание, построенное в конце XIX века, сочетающее в себе черты классицизма и индустриального стиля. Это одно из самых популярных туристических мест Парижа. Уникальные коллекции изобразительного искусства, представленные в музее, органично вписаны в воздушные интерьеры из стекла и стали, которые сами по себе представляют исторический интерес.
Первоначально здесь находился вокзал Орсе, который, подобно Эйфелевой башне, был построен к знаменитой Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году. Долгое время он обслуживал движение поездов направления Париж-Орлеан. Но по прошествии лет, с увеличением длины составов пассажирских поездов, вокзал перестал соответствовать техническим требованиям, и ему пришлось удовольствоваться скромной функцией приема и отправки поездов пригородного сообщения. К 1971 году вокзал настолько обветшал, что и вовсе перестал обслуживать движение поездов. Некоторое время он служил площадкой для театральных представлений, а в многочисленных его помещениях расположились аукционные дома. В конце концов правительство поставило вопрос о сносе уникального здания. Это вызвало такую бурную негативную реакцию в обществе, что в итоге (в 1977 году) было принято решение о реконструкции вокзала для размещения в нем музейных коллекций. Зданию даже был присвоен статус исторического памятника.
В 1986 году, с участием Президента Франсуа Миттерана, состоялось открытие музея Орсе. Уникальную коллекцию его составили экспонаты разных музеев Европы. В отличие от Лувра (в экспозицию которого входят в основном артефакты древнего мира, а также средневековья) и центра Помпиду (ориентированного на современное искусство), музей Орсе экспонирует предметы искусства, датируемые от середины XIX века до 1915 года. XIX век стал периодом расцвета искусства скульптуры. Восторжествовавший средний класс ввел моду на эту художественную форму. Наличие скульптурных композиций в частных домах определяло статус и положение хозяев. Искусство, способное аллегорически запечатлеть в камне или бронзе идеалы, убеждения и идеи того времени, пользовалось огромным спросом. Ряды скульптурных композиций выстроены под стеклянным сводом вокзальной крыши, подобно уходящим в даль железнодорожным путям. Пространство небольших залов по бокам от основной галереи отведено под произведения живописи. Наибольший интерес среди прочих объектов музея вызывает собрание картин художников-импрессионистов, в которое вошли самые знаменитые работы лучших мастеров этого течения.
Герцогом Ришелье в 1635 году было предложено основание Французской академии, с помощью которой кардинал предполагал составить единый словарь французского языка и следить за его правильностью и чистотой. На печати академии, подаренной кардиналом, был высечен девиз "Ради бессмертия". Смысл данных слов указывал на бессмертие знатоков французского языка. В период существования Академии её членами были утверждены более 700 выдающихся людей – поэтов, писателей, философов, учёных, медиков, представителей театрального искусства, художественных критиков, государственных и военных деятелей, представителей церкви. Все они имели огромные заслуги перед Францией и ее государственным языком. Выбор в члены Французской академии считался наивысшей честью – своего рода посвящением.