В самом сердце Латинского квартала Парижа расположена церковь Сент-Женевьева, ставшая благодаря политическим потрясениям Пантеоном, храмом великих мужчин и женщин французской нации.
В 1744 году, во время войны за австрийское наследство, Людовик XV тяжело заболел в Меце и обратился за защитой к святой Женевьеве, покровительнице Парижа. Чудом выздоровев, король отправился в паломничество в аббатство, расположенное на горе Сент-Женевьев. Он пообещал монахам реконструкцию их древней церкви, которая почти тысячу лет была посвящена покровителю Парижа и Франции. Но все было не так просто, государственная казна была пуста. Как профинансировать такой большой проект? Была организована огромная королевская лотерея. 6 сентября 1764 года, почти 20 лет спустя, первый камень был заложен самим королем.
Какому архитектору и такой ? Король доверил проект молодому и малоизвестному в то время архитектору Жаку-Жермена Суффло. Своим замыслом он надеялся составить конкуренцию собору Святого Петра в Риме и собору Святого Павла в Лондоне. Для церкви Сент-Женевьева Жак-Жермен выбрал план греческого креста. Церковь увенчана тройным куполом. Структура здания, его амбиции и выбор материалов заслужили как похвалу, так и критику. К сожалению, он умер до окончания строительства памятника. Его соратник Максимилиан Бребион и его ученик Жан-Батист Ронделе взяли на себя завершение проекта в 1790 году. С 1790 по 1889 год (когда была построена Эйфелева башня) Пантеон был самой высокой точкой Парижа!
Церковь Сент-Женевьева, ставшая Пантеоном во время революции, на протяжении всего XIX века колебалась между этими двумя функциями. Со сменой политических режимов функция здания менялась не менее шести раз. Построенное как святилище во славу покровителя Парижа, здание претерпело первые изменения во время революции. В 1791 году здание стало национальным некрополем, предназначенным для поклонения выдающимся людям. Вольтер и Руссо вошли в Пантеон в 1791 и 1794 годах соответственно. Вскоре после этого, в 1806 году, Наполеон Бонапарт вернул здание католической церкви, но сохранил склеп для захоронения сановников Империи. В 1815 году, во время Реставрации. В 1815 году, во время Реставрации, памятник снова стал церковью, а затем возобновил свою функцию Пантеона в 1830 году, во времена Июльской монархии. Названное Храмом Человечества в 1848 году, во времена Второй республики, здание снова стало церковью с приходом Второй Империи, в декабре 1851 года. Лишь на похоронах Виктора Гюго в 1885 году, во времена Третьей республики, памятник окончательно сохранил свою роль Пантеона.
"Вас приглашают прийти и увидеть поворот Земли". Это предложение было написано в приглашениях, отправленных в 1851 году для презентации эксперимента. Луи-Наполеон Бонапарт, увлекавшийся наукой и историей, разрешил физику Леону Фуко и инженеру Гюставу Фроману использовать купол Пантеона для проведения своего эксперимента. К куполу подвешивали стальную проволоку длиной 67 метров и сферу из латуни и свинца весом 28 килограммов. Под маятником установливали устройство из дерева и песка, позволяющее при каждом проходе наблюдать пояснения Фуко вживую: щуп, закрепленный в нижней части маятника, показывает течь в песке, которая час от часу усиливается... Эксперимент имел большой успех и собрал толпу парижан. Таким образом, несомненно, земля находится в движении!
Философы Просвещения, сановники Империи, писатели, ученые, борцы сопротивления: концепция "Великого человека", получающего почести Пантеона, не всегда была одинаковой на протяжении всей истории, особенно в эпоху Наполеона: в крипте похоронены высокопоставленные лица Империи, большинство из которых сейчас практически неизвестны. Помимо этого периода Империи, в основе признания "Великого Человека" лежит образцовая приверженность ценностям Республики, таким как свобода, справедливость, равенство, терпимость и мир.
Философы Вольтер и Руссо, выдающиеся представители эпохи Просвещения, вошли в Пантеон в 1791 и 1794 годах соответственно. Во времена Третьей, Четвертой и Пятой республик образцом самоотверженности, признанным страной, является Виктор Гюго, а также Эмиль Золя, Жан Жорес, Виктор Шельшер, Жан Мулен и другие великие люди.
Скульптура Вальтера рядом с местом его погребения
Погребальная комната Александра Дюма, Виктора Гюго и Эмиля Золя
Женщины долгое время не были представлены в Пантеоне. В 1995 году Мария Кюри стала первой женщиной, вошедшей в Пантеон благодаря своим заслугам. С тех пор к ней присоединились еще четыре женщины, постепенно прокладывая путь к созданию более справедливого места для женщин в Пантеоне: Женевьева де Голль-Антониоз, Жермена Тильон, Симона Вейль и, совсем недавно, Жозефина Бейкер.