Прогуливаясь вдоль Елисейских полей в направлении Лувра, невозможно пройти мимо Сада Тюильри. Он относится к одному из самых старинных и популярных мест Парижа, и расположен на правом берегу Сены. Старейшая садовая зона стала неотъемлемой частью знаменитой Исторической оси Парижа. Его зеленые кварталы раскинулись между Лувром и Елисейскими полями, занимая площадь более 25 га.
Идея создания садово-паркового ансамбля принадлежала Екатерине Медичи – основательнице замка Тюильри. Впервые сад, по ее указанию, начали разбивать в 1564 году, а первым планировщиком и создателем был Бернар Палисси. Отведенная под парк площадь представляла собой пешеходную зону для прогулок. Тогда в моде были парки итальянского стиля, когда вся отведенная территория разделялась на шесть аллей по длине и восемь аллей по ширине. Садово-парковая зона была разбита на том месте, где ранее в открытом карьере добывали глину для производства черепицы (керамической плитки). На французском черепица звучит как тюиль, от этого слова сформировалось название замка и сада.
Новый парк плотно примыкал к территории дворца и создавал дворцово-парковый комплекс. Ровно через столетие, в 1664 году, более тщательной разбивкой и планировкой сада занялся знаменитый ландшафтный архитектор XVII века Андре Ленотр — создатель известных парковых комплексов, основатель Версаля. Он действовал по указанию Кольбера. Придворный архитектор стремился внедрить оригинальную идею, таким образом появился сад-театр. Здесь были установлены театральные подмостки, цветочные клумбы и два объемных бассейна. С тех пор сад-театр был прекрасным украшением ныне несуществующего замка Тюильри, варварски сожженного в 1871 году.
После смерти Андре Ленотра, парк порос сорной травой, деревья не обрезались, он стал довольно мрачным и неприглядным. Значительную роль в его разрушении сыграли и периодические войны. Восстановлением сада Тюильри стали заниматься в конце XX столетия, когда проводился масштабный основательный ремонт Лувра. Все реставрационные работы в саду были выполнены на высоком уровне, после чего он не только приобрел свой первозданный вид, но был украшен скульптурами и обновлен новыми растениями, привезенными из разных стран мира.
Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже – монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 годах. От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с гораздо более масштабной Триумфальной аркой и Большая арка Дефанс.
Проект арки подготовили Шарль Персье и Пьер Фонтен, вдохновлявшиеся формами древней арки Константина в Риме. Сооружение высотой 19 метров увенчала квадрига святого Марка, вывезенная из Венеции. После падения Наполеона и возврата квадриги в Венецию её пришлось заменить скульптурной композицией, аллегорически представляющей триумф Бурбонов (скульпторы Франсуа-Фредерик Лемо, Франсуа Жозеф Бозио).
Вершину Арки украшает символическая фигура Мира, которая управляет повозкой, а по сторонам стоят золочённые статуи Победы. Всё это совместно призвано славить Реставрацию – возвращение Бурбонов на французский престол. Однако, барельефы и хвалебные надписи во славу побед Наполеона, Бурбоны сохранили.
Сюжеты скульптурного убранства для арки отбирал лично Виван-Денон. Рельефы Клодиона изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма. Кроме того, арку украшают геральдические символы Итальянского королевства и Французской империи.
Восемь солдат, изображают различные рода войск при Наполеоне – на одной стороне они символизируют кирасиров, драгунов, кавалеристов и карабинеров. Надпись над ними сообщает: "Армия французов, высадившись в Булони, угроза Англии. Тогда на континенте образуется третья коалиция. Французы мчатся от океана к Дунаю, Бавария освобождена, австрийская армия в плену в Ульме. Наполеон входит в Вену и побеждает под Аустерлицем. Меньше чем через сто дней коалиция распускается". С обратной стороны фигуры обозначают гренадёров, пехотинцев, канониров и сапёров. За ними написано: "По велению победителя Аустерлица рушится Германская империя, рождается Рейнский Союз, создаются Баварское и Вестфальское королевства, Венеция присоединена к Железной короне, вся Италия принимает законы своего освободителя". Надпись на южнои боковине арки со стороны Сены, гласит: "Слава великой армии, победительнице под Аустерлицем и в Моравии! Второе декабря 1805 г. – годовщина коронации Наполеона", а с северной: "Владыка государств своего врага, Наполеон их ему возвращает. Он подписывает мир в столице Венгрии, занятой победоносной армией".
Между Лувром и садом Тюильри находится Площадь Каррузель (Place du Carrousel). Она была создана в 1662 году по велению короля Людовика XIV для проведения торжеств по случаю рождения наследника. в программу которых входила демонстрация мастерства кавалеристов во время конной выездки – каррузели. До этого времени на пустыре между дворцом Тюильри и стеной Карла V с 1600 года находился дворец герцогини Монпансье, снесённый в 1655 году. Во время Великой французской революции конца XVIII века площадь Каррузель стала местом публичных казней. На несколько лет в эти бурные дни она была переименована в площадь Братства. На ней была установлена гильотина, на которой были казнены десятки человек, в том числе писатель Ж. Казотт и министр правительства Людовика XVI А. де Лапорт. В начале XIX века, при Наполеоне I, площадь была расширена после сноса старых домов. Спустя несколько десятилетий во времена Второй империи при правлении Наполеона III площадь стала ещё просторнее. Во время Парижской коммуны 1871 года построенный для Екатерины Медичи дворец Тюильри был подожжен восставшими. Огонь почти полностью уничтожил его и после подавления восстания дворец восстанавливать не стали, а в 1883 году снова раздвинули границы площади в западном направлении.
В центре площади с 1989 года посреди круглой площадки с живыми изгородями из кустарника находится перевёрнутая пирамида Лувра (La Pyramide inversée du Louvre), большая часть которой скрыта под землёй. Это спроектированное Йо Минг Пеем сооружение с размерами сторон 16 м и высотой 7 м весит около 160 т.
Крыло Сюлли – самая старая часть Лувра. Второй этаж содержит коллекцию французских картин, рисунков и гравюр. Одним из наиболее известных полотен является эротическая "Турецкая баня" Энгра конца восемнадцатого века. На первом и цокольном этажах крыла Сюлли расположена огромная коллекция древностей. В тридцати залах с египетскими древностями вы найдете артефакты и скульптуры из Древнего Египта, такие, как знаменитая Сидящая и колоссальных размеров статуя фараона Рамсеса II. На первом этаже находится статуя Афродиты, более известная как “Венера Милосская”, одно из главных произведений греческой коллекции Лувра.
В крыле Денон всегда много посетителей. Возле картины Мона Лиза Леонардо да Винчи на первом этаже обычно собирается большая толпа желающих поближе рассмотреть картину. Очередь постоянно движется, поэтому долго стоять возле картины не получится. Кроме Моны Лизы, имеются и другие шедевры, в том числе Свадебный пир в Кане от Веронезе и Освящение императора Наполеона I Жака Луи Давида. Еще одной достопримечательностью музея является крылатая Ника Самофракийская, греческая мраморная статуя расположена на видном месте в атриуме, соединяющем крыло Денон с крылом Сюлли. На первом этаже крыла Денон находится большая коллекция римских и этрусских древностей, а также коллекция скульптур от Ренессанса до девятнадцатого века. Здесь вы найдете мраморную статую Амур и Психея Антонио Кановы. Еще более известным является Умирающий раб Микеланджело. На этом же этаже восемь залов с артефактами из Африки, Азии, Океании и Америки. Средневековые скульптуры из Европы расположены на нижнем этаже.
Картины от средневековья до девятнадцатого века со всей Европы находятся на втором этаже крыла Ришелье, в том числе работы таких известных художников, как Рубенс и Рембрандт. Одними из наиболее заметных работ являются Кружевница от Яна Вермеера и Богоматерь канцлера Ролен, работа пятнадцатого века фламандского живописца Яна ван Эйка. На первом этаже крыла Ришелье находится коллекция декоративно-прикладного искусства с такими предметами искусства, как часы, мебель, фарфор и гобелены. На этом же этаже находятся пышно декорированные апартаменты Наполеона III. Они дают нам представление о том, как выглядел интерьер Лувра, когда он использовался в качестве королевского дворца. Первый и цокольный этажи вместили обширную коллекцию скульптур. Она расположена вокруг двух застекленных двориков: Двор Пуге и Двор Марли. Последний вмещает в себя Лошадей Марли, большие мраморные скульптуры, созданные в восемнадцатом веке Гийомом Кусту. Рядом находится гробница Филиппа Пота, поддерживаемая восемью плакальщицами. На первом этаже также находится коллекция предметов старины с Ближнего Востока. Главной достопримечательностью здесь является Кодекс законов Хаммурапи, большая базальтовая стела восемнадцатого века до н.э., с надписью вавилонского Уложения.
С конной статуи Людовика XIV начинается Историческая ось Парижа. Изначально памятник был изготовлен из мрамора римским скульптором Бернини в конце XVII века. Людовику статуя не понравилась, однако скульптор получил своё вознаграждение и уехал домой в Рим. После этого, Людовик XIV поручил другому скульптору – Жирирдону – изменить памятник, убрать портретное сходство и сделать статую в виде римского полководца. Монумент был изготовлен и установлен в углу живописного Версальского парка. Памятник Людовику XIV – это точная копия мраморного памятника.
Новый, современный этап преображения Лувра начал Франсуа Миттеран в 1989 году. Он ознаменовался появлением необычной стеклянной пирамиды, которую спроектировал американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. Споры вокруг её уместности в Лувре развернулись нешуточные, не меньше, чем в своё время по поводу Эйфелевой башни. Но с уверенностью можно утверждать одно: с появлением пирамиды количество посетителей Лувра увеличилось в два раза.
Приуроченный к двухсотлетнему юбилею Французской революции, проект под названием "Большой Лувр" тоже стал в некоторой степени революционным. Было решено выстроить во дворе Лувра современное сооружение, никак, казалось бы, не гармонирующего с архитектурой дворца. Строительство объекта преследовало не столько эстетическую, сколько практическую цель. Дело в том, что центральный вход Лувра был чрезвычайно перегружен и просто не справлялся с ежегодно увеличивающимся наплывом туристов. С этой задачей и призвана была справиться появившаяся пирамида.
Вопреки опасениям многих парижан, постройка пирамиды нисколько не испортило красоту архитектурного ансамбля Лувра, а только подчеркнуло его великолепие. Современное сооружение в футуристическом стиле демонстрирует связь эпох и дает возможность более подробно рассмотреть сам Лувр. Дело в том, что с появлением пирамиды стало невозможным увидеть с любой точки центральные павильоны музея, они только частично выглядывают из-за стеклянной конструкции. Поэтому, чтобы разглядеть все великолепие музея и найти удачные ракурсы для фотографии, придется основательно погулять по его двору и детально присмотреться к архитектуре.
Конструкция их стекла и металла была установлена во внутреннем дворе. Особое освещение, разработанное ведущими дизайнерами, позволяет увидеть подземный вестибюль сооружения. Огромный зал, расположенный под пирамидой служит центром информации о музее, отсюда на эскалаторе можно подняться во все галереи музея или спуститься во внутренние помещения. Пирамида вполне справляется со своей функцией, благодаря чему посетить Лувр могут все многочисленные желающие.
Самое интересное в Лувре – гардероб, с которого начинается экскурсия. Необходимо сдать свои пакеты с покупками, а взамен получить аудиогида. Завершив осмотр музеев и вернувшись в раздевалку, гардеробщик вбивает цифры с номерка на специальном пульте, жмёт красную кнопку и пальто приезжает само.
Через Колоннаду имеется проход в Квадратный двор (Cour Carrée). Это просторная площадь длиной около 160 метров. Он является центром Луврского комплекса. Его также называют "Старый Лувр". Внутри можно распознать следы многих эпох. История здания началась в 1200 году, когда король Филипп II Кривой заказал строительство крепости на юго-западном углу Квадратного двора. В разные времена эта крепость использовалась как тюрьма, арсенал, королевская казна и т.п.