Собор Святого Эгидия (англ. St Giles' Cathedral или High Kirk of Edinburgh) с башней в форме короны находится на Эдинбургской королевской миле, примерно в двух третях пути от Дворца Холирудхаус до Эдинбургского замка. Большую часть своей тысячилетнего существования собор находится в физическом и духовном сердце столицы Шотландии, и в нём или вокруг него разыгрывалось много ключевых моментов в истории.
Изначально, ещё в 854 году, на месте сегодняшнего собора была основана приходская церковь. Эта первая церковь в Эдинбурге использовалась, вероятно, в течение нескольких столетий, прежде чем была заложена новая в 1120-х годах. Церковь XII века служила интересам королевской семьи, особенно Давида I (1124-1153), по распространению католического богослужения по всей шотландской низменности. Приходская церковь была официально освящена епископом из архиепархии святого Андрея в 1243 году и впоследствии названа в честь святого Эгидия, французского отшельника и аббата VII века, покровителя Эдинбурга. Согласно легенде, Эгидий был случайно ранен на охоте королём вестготов Вамбой, стрелявшим из лука в оленя, поэтому его обычно изображают с пронзившей тело стрелой, а его поступок и более поздняя деятельность в VIII веке нашей эры сделали Эгидия одним из 14 святых помощников, которых часто просили о помощи в средние века. Однако и новая церковь в норманнском (романском) стиле была довольно маленькой, как и другие, построенные в то же время. Немного её следов сохранилось в нынешнем здании.
В 1385 году гораздо большая церковь (ранняя готика, остроконечные арки и простые восьмиугольные колонны) была частично сожжена, но не было найдено никаких записей о строительстве другой церкви. Её быстро отремонтировали и в 1466 году ей был присвоен статус коллегиальной церкви, а в 1495 году добавили уникальный коронный шпиль. В тот период было добавлено много капелл на средства гильдии ремесленников Эдинбурга, видных торговцев и титулованных лиц. Одна из капелл была построена для хранения реликвии святого Эгидия. К середине XVI века в церкви насчитывалось до 50 алтарей. В 1633 году король Карл I назначил епископских епископов Шотландии, а в 1635 году Уильям Форбс стал первым епископом новой епархии в Эдинбурге. Таким образом, церковь Св. Эгидия стала собором, как резиденция епископа. Хотя сегодня это пресвитерианская церковь, в которой нет епископов, церковь по-прежнему называют собором.
В течение почти 300 лет после Реформации собор широко использовался также и не для религиозных целей. В соборе в разное время было отделение полиции, пожарная станция, школа, магазин по продаже угля. В соборе также находилась гильотина шотландская дева, а в одном крыле собора действовала тюрьма для проституток и блудниц. К 1800 году собор находился в удручающем состоянии и портил внешний облик Эдинбурга. В 1829 году для проведения реставрационных работ был назначен архитектор Уильям Бёрн. Для симметрии и улучшения внешнего вида здания были снесены несколько часовен, в оконные проёмы были вставлены более современные витражи, внешние стены собора были обложены новым обтёсанным камнем. В 1872–1883 годах, сэр Уильям Чемберс, лорд-провост Эдинбурга, профинансировал новую реставрацию с целью создания "шотландского Вестминстерского аббатства". Для проведения реставрации был нанят Уильям Хэй, при проведении ремонтных работ были снесены старые галереи и перегородки возведённые во времена Реформации.
В 1559 году Джон Нокс ("Шотландский Мартин Лютер") произнёс свою первую проповедь о Реформации в Главной церкви Святого Эгидия. Его слушатели сообщили, что "он был настолько активным и энергичным, что выглядел так, как будто собирался разбить кафедру на куски и вылететь из неё". Нокс сыграл важную роль в распространении пресвитерианской формы протестантизма по всей Шотландии.
Бронзовая статуя Джона Нокса (англ. John Knox) работы британского скульптора и художника Джеймса Питтендрай Макгилливрей (James Pittendrigh MacGillivray)
В 1992 году был установлен поистине великолепный орган, занимающий южный трансепт, с его 4000 трубами.
Один из главных действующих лиц гражданской войны в середине XVII века лежит в приделе Чепмена: маркиз Монтроуз (Montrose). Он поддерживал короля Карла I и его преемника Карла II против шотландских ковенантеров. После нескольких первоначальных побед ему пришлось бежать. Позже он был экстрадирован и казнен. Карл II занял трон и сразу же реабилитировал Монтроуза. Его останки были похоронены в проходе Чепмена с поминальной службой. Могила украшена мраморной статуей маркиза в натуральную величину.
В конце XIX века витражи стали вставлять в окна, которые были в основном прозрачными со времени Реформации. Это был радикальный шаг в пресвитерианской церкви, где такие украшения воспринимались с большим подозрением. В конце концов витражи были позволены на основании того, что они иллюстрировали библейские истории и оказывали помощь в обучении, а не легкомысленным украшением или, что еще хуже, идолопоклонством. Лишь небольшое количество окон было завершено в рамках реставрации XIX века, но это стало началом процесса, который привел к тому, что к середине XX века в подавляющем большинстве окон были витражи. Окна были спланированы так, чтобы сформировать непрерывный рассказ, начинающийся в северо-восточном углу и заканчивающийся на северо-западной стороне.
Зоровавель руководит восстановлением Храма; Соломон освящает Храм.
Памяти Уильяма и Роберта Чемберс (William and Robert Chambers).
Святой Иоанн проповедует у реки Иорданом; Ангел возвещает Захария о рождении Святого Иоанна Крестителя; Захарий решает, как назвать своего сына.
Памяти Роберта Чемберса (Robert Chambers).
Рождество; Представление Господа в храме; Бегство в Египет; Диспут с врачами.
В память о Джеймсе Монтейт (James Monteith).
Крещение Господне; Призвание апостолов; Первое чудо в Кане; Исцеление больных.
В память о Джеймсе Ричардсоне (James Richardson).
Христос благословляет детей; Иисус успокаивает бурю; Исцеление слепорождённого; Воскрешение Лазаря.
Памяти лорда-декана Гильдии Джорджа Лоримера (George Lorimer).
Вход Господень в Иерусалим; Изгнание торгующих из храма; Христос проповедует в храме.
В память о Роберте Стивенсоне (Robert Stevenson).
Тайная вечеря; Моление о чаше; Поцелуй Иуды; Несение креста.
Дар Уильяма Лоу (William Law), лорда-проректора Эдинбурга, 1869–1872.
Распятие и Вознесение
Подарок сэра Джеймса Фальшоу (James Falshaw), лорда-проректора Эдинбурга, 1874-77.
Ангелы, явившиеся женщинам у Гроба Господня; Христос явился Марии Магдалине, святому Фоме и ученикам.
Памяти Роберта Смита (Robert Smith)
День Пятидесятницы; Фигуры Двенадцати Апостолов и Трех Марий.
В память о Джеймсе Брайсоне (James Bryson).
Святой Пётр и Святой Иоанн перед иудейским синедрионом; Святой Петр сообщает об обращении Корнилия.
В память о верховных комиссаров в викторианскую эпоху. (Буллантин, Эдинбург.)
Обращение Саула; Павел проповедует в Афинах.
Памяти Дункана Монтейта (Duncan Monteith).
Возвращение Моисея с горы со Скрижалями; Переход через Красное море; Моисей иссекает воду из скалы; Медный Змей; Вид Земли Обетованной.
В память о Вильяме Линдсей Александере, докторе медицинских и юридических наук (William Lindsay Alexander)
Фигуры, изображающие Авеля, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама и Исаака.
В память о Роберте и Маргарет Тод ( Robert and Margaret Tod).
Иосиф представляет своего отца фараону; Израиль дарит Иосифу много цветов; Братья возвращают пальто, запятнанное кровью;
Иосиф истолковывает сны Главного Лакея и Пекаря; Фараон назначает Иосифа Правителем в Египте.
Памяти Александра Стюарта (Alexander Stewart).
Амаликитянин возлагает корону и браслеты Саула к ногам Давида; Авенир. Давид, Ионафан и царь Саул.
Памяти генерал-майора Эндрю Гилберта Вочопа (Andrew Gilbert Wauchope).
Верхний ярус показывает сцену убийства регента Шотландии Джеймса Стюарта (James Stewart) на Хай-стрит в Линлитгоу. Оконные проёмы ниже представляют Джона Нокса (John Knox), проповедующего панихиду в соборе Святого Эгидия.
Фигуры Святого Луки, Святого Иоанна, Святого Павла, Святого Петра, Святого Иакова и Давида, Соломона, Моисея, Исаии и Самуила.
Во имя Джона Ричи Финдли. (John Ritchie Findlay)
В течение 1870-х гг. в оконные проёмы были вставлены витражи с библейскими сюжетами, что было принято не всеми прихожанами, поскольку, как считалось, идёт вразрез с пресвитерианскими традициями. Не все окна были заменены в то время, в том числе и по вышеуказанным причинам, но это послужило началом процесса по претворению в жизнь плана, когда непрерывно в хронологическом порядке, витражи с северо-восточной части и до северо-западной части собора несут на себе повествование Библии. Завершена установка витражей была лишь в середине XX века, на одном из последних витражей изображён Св. Андрей – покровитель Шотландии. Святой Андрей предстаёт в одеянии голубого цвета, в его образе угадывается облик знаменитого эдинбургского зубного врача Джеймса Джеймсона, который профинансировал создание витража и настоял на том, чтобы святой Андрей носил черты его лица. Надпись под окном Св. Андрея гласит: "Во славу Богу и в память Джеймса Джеймисона, члена Королевского колледжа хирургов в Эдинбурге и старейшины церкви, родился в 1841 году в Боудене и умер в 1905 году".
Фигуры, представляющие раннехристианскую церковь в Шотландии: Св. Колумба, Св. Андрей и Св. Катберт; Св. Маргарет, Св. Эгидий и Св. Давид.
В память о Джеймсе Джеймисоне (James Jamieson).
Фигуры, представляющие Веру, Надежду, Любовь, Правду, Справедливость и Милосердие.
Памяти Роды Кэмерон Лис (Rhoda Cameron Lees), жены Джеймса Кэмерона Лиса (James Cameron Lees), доктора медицинских и юридических наук.
В верхнем ярусе изображён триумфальный въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Нижний ярус изображает Откровение Иоанна Богослова.
Окно было подарено в 1957 году Мэри Бьюкенен Козенс (Mary Buchannan Cosens) для украшения Храма и в память о её муже Роберте Романе Козенсе (Robert Romanes Cosens), а также её матери и отце Агнес Лонг (Agnes Long), Стюарте Макглашене (Stewart McGlashen) и других родственниках.
Притча о десяти девах и талантах. Памяти Александра Клаппертона (Alexander Clapperton).
Окно Юша (Joshua / Иисуса Навина) Эдварда Бёрн-Джонса (Edward Burne-Jones). 1886
Роспись показывает Юша и израильтян в верхней части, а дочь Иеффая, Мариам и Руфь в нижней части.
Мемориальное окно Роберта Бернса (Robert Burns).
Окно состоит из пяти просветов, расположенных в два яруса с масверком. Абстрактное окно фокусируется на темах, которые Роберт Бернс прославляет больше всего в своей поэзии. В масверке изображены солнечные вспышки любви, расцветающие, как роза, ссылающиеся на одну из самых известных цитат Берна: "О, моя любовь, как красная роза". Верхний ярув изображает человеческое сообщество и братство людей; нижний – силы из мира природы.
Христос, усыпляющий бурю; Прогулка по морю. Аллегорические фигуры в боковых проёмах изображают Ангелов, удерживающих четыре ветра.
Окно установлено капитаном Чарльзом Тейлором (Charles Taylor) из торгового флота в память о его отце, матери и сестре.
На юго-западе Престонского придела находится небольшая капелла, основанная Уолтером Чепменом (Walter Chepman), в честь своего королевского покровителя Джеймса IV (James IV), погибшего во Флоддене в 1513 году. Уолтер Чепман был шотландским купцом, нотариусом и государственным служащим, работавшим в конце XV и начале XVI веков. Он служил в шотландском суде во времена правления Джеймса IV и Джеймса V. В партнерстве с Андроем Мийяром он создал первую типографию в Шотландии в 1508 году. Чепман также был значительным покровителем кирка Святого Джайлса в Эдинбурге.Гербы на окне принадлежат главным сторонникам Монтроуза (Montrose) во время его борьбы за дело короля.
Мемориал приделы Чепмена и Монтроуза. Окно отображает список товарищей по оружию и принадлежности к родам, которые отмечены их именами и гербами: Королевский герб Шотландии, Лорд Сетон (Lord Seton), Лорд Килпонт (Lord Kilpont), полковник Вильям Сиббальд (William Sibbald), Гордон Ардлогийский (Gordon of Ardlogie), Герб Чаттан (Chattan), Атоллмен (Athollmen), Герб Грегор (Gregor), Грэм Финтри (Graham of Fintry), Сэр Филип Нисбет (Philip Nisbet), Джордж Уишарт (George Wishart), Хей Далгети (Hay of Dalgety), Грэм Инчбраки (Graeme of Inchbrakie), Граф Саутф (Southf). Камерон Лохиэль (Cameron of Lochiel), Робертсон Строуэн (Robertson of Strowan), Граф Эирли Спотсвуд Спотсвуд (Earl of Airlie, Spotswood of Spotswood), Грэм Горти (Graham of Gorthie), Карл Кинноулла (Karl of Kinnoull), Грэм Орчилла (Graeme of Orchill), М'Доннелл Антрима (M 'Donald of Clanranald), Лорд Мадерти (Lord Madertie), Огилви Инверквартира (Ogilvy of Inverquarity), М'Лин Дуарта (M'Lean of Duart), Лорд Нейпир (Lord Napier). Грэм из Клеверхауса (Graham of Claverhouse), М'Дональд из Кланранальда (M 'Donald of Clanranald), сэр Вильям Ролло (Sir William Rollo), М'Дональд из Гленгарри (M 'Donald of Glengarry), ирахам Морфи (iraham of Morphie), Лорд Гордон (Lord Gordon), Грэм из Балгована (Graham of Balgowan), Гатри Гатри (Guthrie of Guthrie). Мюррей из Туллибардина (William Murray of Tullibardine).
К Северному Трансепту примыкает небольшая капелла, известная как часовня Св. Элоиса или часовня Молотобойцев. В капелле установлен прекрасный памятник Арчибальду Кэмпбелл (Archibald Campbell), маркизу Аргайлле. Кэмпбелл был пылким ковенантером и – по иронии судьбы – прямым противником противоположного маркиза Монтроуза. Маркиз был обезглавлен возле собора в 1661 году. На окне изображены гербы Главных лидеров Ковенантеров. На западной стене висит последнее знамя гильдии Эдинбургской общества Молотобойцев. Ниша в стене в северо-западном углу ранее была входом в небольшую комнату, в которой сэр Джон Гордон из Хаддо находился в заключении вплоть до своей казни в 1644 году.
Гербы главных лидеров ковенантского движения – сторонников "Национального ковенанта" 1638 года, манифеста шотландского национального движения в защиту пресвитерианской церкви – умерших до и после открытия капеллы, выделены курсивом, имена читаются сверху вниз на каждом киоске: Сазерленд (Sutherland), Кассиллис (Cassillis), Лотиан (Lothian), Балмерино (Balmerino), Аргайл (Argyll), Далхаузи (Dalhousie), Лоудун (Loudoun), Эгиинтон (Egiinton), Левен (Leven), Сэр Томас Хоуп (Thomas Hope), Лорд Ньюарк (Newark) и Джонстон из Уорристона (Johnston of Warriston).