С момента основания епископства в Перудже собор размещался в разных местах, пока в 936-1060 гг. не было построено новое здание, неф которого соответствовал трансепту нынешнего собора. Современный собор, датируемый проектом 1300 года Фра Бевиньяте, был начат в 1345 году и завершён в 1490 году. Храм освятили в честь казнённого во время гонений, воздвигнутых императором Валерианом, архидиакона римской христианской общины Лаврентия Римского и обезглавленого королём остроготов Тотилой епископа Перуджи Геркулафла.
В отличие от большинства других соборов, храм Перуджи выходит на главную площадь города южным боковым фасадом, напротив Фонтана Маджоре и Дворца Приоров (Палаццо деи Приори). На этой стороне имеется строение эпохи раннего Возрождения Лоджия ди Браччо, построенная по заказу Браччо да Монтоне (1423), приписанная архитекторуиз Болоньи Фиораванте Фиораванти. Ранее лоджия входила в состав дворца Подеста – главы города-государства (Палаццо дель Подеста), сгоревшего в 1534 году. Под ним можно увидеть часть римской стены и подвал старой колокольни. Здесь же находится "Пьетра делла Джустиция" ("Камень правосудия") с надписью 1264 года, в которой коммуна объявила о погашении всего государственного долга. На этой же стороне находится статуя папы Юлия III Винченцо Данти (1555); Юлий был героем Перуджи и прославился тем, что восстановил местную магистратуру, которая была подавлена Павлом III. До конца девятнадцатого века статуя находилась на площади Пьяцца Данти, но была перенесена, чтобы освободить место для электрического трамвая, который был открыт в 1899 году. В незаконченной стене сооружён портал, спроектированный Галеаццо Алесси (1568), кафедра, состоящая из древних фрагментов и мозаик в стиле Косматеско, из котоой святой Бернардино Сиенский проповедовал в 1425 и 1427 годах и деревянное Распятие Полидоро Сибурри (1540). Внешняя отделка, выполненная в виде ромбов из белого и розового мрамора, никогда не была завершена; Главный фасад выходит на небольшую и плотно застроенную площадь Данте; в нём – барочный портал, спроектированный Пьетро Караттоли в 1729 году. Массивная колокольня была построена в 1606-1612 годах.
Фрагмент Южного фасада Кафедрального собора
Деревянное распятие Христа, к ногам которого лидеры городского восстания 150 года положили ключи от города.
Винченцо Данти (итал. Vincenzo Danti). Бронзовая статуя папы Юлия III. XVI век.
Кафедра, из котоой проповедовал святой Бернардино
Южный портал
Богородица Провидения (1929), в благодарность Марии за спасение Бенито Муссолини от покушения 31 октября 1926 года. В тимпане – рельефное Воскресение Христово (1440).
Собор имеет форму так называемой "церкви-дома", потому что центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту. Главный неф завершается в многоугольной апсиде, а каждый из боковых заканчивается маленькой прямоугольной капеллой. В 1481 году епископ Якопо Ваннуччи (итал. Jacopo Vannucci) распорядился пробить боковые стены церкви, чтобы построить трансепты. Большая капелла в правом трансепте (первоначально капелла Св. Онуфрия) служила местом погребения епископа, а позднее – зимним хором для каноников. В 1608 году построили перегородка, чтобы капеллы трансептов достигли своей нынешней симметрии.
Западная сторона собора
Интерьер обязан своим нынешним обликом епископу Алессандро Мария Одоарди (итал. Alessandro Maria Odoardi), который заказал лепное украшение в нефе, мнимый мраморный рисунок на первоначально кирпичных восьмиугольных колоннах и фрески на сводах в конце XVIII века. Примерно пятьдесят лет спустя епископ Джоаккино Печчи (итал. Gioacchino Pecci) поручил расписать фрескми стены и сделать новое мраморное покрытие пола.
http://www.keytoumbria.com/Perugia/Duomo_Interior.html
Восточная сторона собора
По обе стороны от главного входа внутренней стены восточного фасада установлены каменные мемориалы. Справа от дверей монумент эпохи Возрождения епископу Джованни Андреа Бальоне (итал. Giovanni Andrea Baglioni) создал флорентийский мастер Урбано да Кортона (итал. Urbano da Cortona). В XIX веке епископ Джоакино Печчи (итал. Gioacchino Pecci) перенёс его в собор из альтаря церкви Святого Иеронима. В современном положении статуя лежит поверх четырёх рельефов кардинальных добродетелей над саркофагом. Чертёж, сделанный непосредственно перед переносом памятника в собор, показывает, что раньше статуя с рельефами внизу лежала прямо на саркофаге, надпись на котором отмечает роль Джованни Андреа Бальоне в восстановлении собора и датируется 1451 годом, двумя годами позже его смерти.
Памятник Джованни Андреа Бальоне (итал. Giovanni Andrea Baglioni). 1451
Слева от дверей стоит памятник епископу Маркантонио дельи Одди (итал. Marcantonio degli Oddi). В XIX веке епископ Джоакино Печчи (итал. Gioacchino Pecci) перенёс его в собор из церкви Святого Августина в Перудже.
Памятник Маркантонио дельи Одди (итал. Marcantonio degli Oddi). 1658
Над дверьми возвышается панель с Мадонной и Младенцем в окружении святых. Её написание в 1610 году заказали община Перуджи и братства монастырей святых Доминика, Франциска и Августина местному художнику Джованни Антонио Скарамучча (итал. Giovanni Antonio Scaramuccia) для принадлежавшей городу капеллы Святого Розария в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели (итал. Santa Maria degli Angeli), в Ассизи. Платежи за панель Скарамучча получил в 1610 году, а затем в 1614 году. Однако к моменту, когда панель была готова в 1617 году, перуджцы обменяли принадлежавшую им на более крупную капеллу Святого Антония Падуанского, которая ещё строилась. Поэтому картину привезли в церковь Иисуса Христа в Перуджу, а затем, в 1650 году, поместили над входными воротами внутреннего фасада Кафедрального собора. На панели изображена Мадонна с Младенцем во славе над городом Перуджа; святые покровители Перуджи Геркулафл, Констанций и Лаврентий; а также покровители перуджийских братств, которые заказали панель, святые Доминик, Августин и Франциск.
Мадонна с Младенцем и святыми. 1610-1617
Витраж в люнете кафедрального собора изготовил мастер из Перуджи, впоследствии директор академии художеств и руководитель национальной галереи Умбрии, Людовико Казелли (итал. Ludovico da Casoria).
Людовико Казелли (итал. Ludovico da Casoria). Мученичество святого Лаврентия. 1919
В углах восточной стены расположены капеллы Святого Бернардино Сиенского (слева) и Священного Кольца (справа). Обе капеллы огорожены кованными металлическими решётками, выполненными по заказу торговой гильдии в начале XVI века.
Интерьер восточного фасада
Капелла в левом углу внутренней стены восточного фасада, была построена вскоре после канонизации святого Бернардино Сиенского в 1450 году и первоначально была посвящена ему. Все, что сохранилось от её оригинального убранства, – это фреска святого Бернардино, написанная Бенедетто Бонфильи (итал. Benedetto Bonfigli) около 1471 года, на первой колонне с левой стороны центрального нефа. В 1487 году капелла была посвящена культу "Святого Кальца", которое, по преданию, служило обручальным кольцом Девы в её браке со святым Иосифом. История реликвии загадочна и удивительна: в 95 году, во время гонений на христиан, арестовали апостола Иоанна Богослова и привели его к императору Нерону в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа Иоанн был приговорён к смерти. Перед тем как лишить его жизни, у апостола отняли кольцо, которое он носил с собой в память об умершей Марии. В Израиле, когда Дева Мария выходила замуж, кольца не носили постоянно, а использовали лишь во время брачной церемонии как символ заключённого союза. Форма этого кольца, материал, из которого оно изготовлено, а такжже его возраст – всё вполне указывает на его реальную возможность принадлежности Марии. В 2004 году провели тщательный анализ реликвии, доказавший, что оно было изготовлено в I веке до н.э. Незатейливое украшение осталось при римском дворе, где попало в руки к кузине императора Клавдия II готского, Мустиоле. Через несколько десятков лет Мустиола была вынуждена скрываться в городе Кьюзи от императора Аврелиана, который казнил многих христиан. Не избежала смертной участи и Мустиола: её арестовали и казнили, тело похоронили в катакомбах, а кольцо поместили в специально возведённую и наречённую её именем церковь. Поскольку новая базилика находилась на удалении от города, для лучшей сохранности кольцо перенесли в собор Святого Секондиана, откуда реликвия была передана в монастырь францисканцев-конвентуалов. В 1473 году немецкий монах Винтерио ди Магонца, живущий в монастыре три года, смог открыть ящик, который закрывали на несколько ключей, выкрасть кольцо и бежать с ним в Германию. По дороге он сбился с пути из-за густого тумана, отчаяно молился Деве Мари, которая, по словам самого монаха, вывела его к Перудже. В Перудже он обратился к своему знакомому Лукке делле Мине, который тотчас взял Винтерио под руку и повёл к одному из приоров города, Маттео ди Франческо Монтесперелли. Кольцо было вручено городу как дар от беглого монаха. Реликвию поместили в капеллу Святого Кольца кафедрального собора.
Капелла Святого Кольца
Настоятель Священной конгрегации Святого Кольца Филиппо дельи Одди (итал. Filippo degli Oddi) в 1825 году заказал написать алтарный образ "Брак Богородицы" своему другу, французскому живописцу Жану-Батисту Викару (фр. Jean-Baptiste Wicar), для замены алтаря на эту же тему, созданного в 1814 году Карлом Лабруцци (итал. Carlo Labruzzi), но не получившего одобрения духовенства. Лицо римского солдата справа – портрет самого Филиппо дельи Одди. Алтарь подвергался критике, вероятно, из-за обиды, вызванной тем фактом, что французский художник Викар принимал участие в наполеоновских конфискациях 1797 года, в число которых входил первый алтарь этой часовни, созданный кистью Перуджино. Особая критика включала тот факт, что Богородица и Святой Иосиф изображались на коленях перед еврейским священником. Говорят, что фигура святого Иосифа напоминает сатира, а женские фигуры слева – чрезмерно сладострастные.
Жан-Батист Викар (фр. Jean-Baptiste Wicar). Брак Богородицы. 1825
Так называемый Прилавок магистратов (итал. Bancone dei Magistrati) был заказан местному резчику по дереву Джованни Баттиста Бастони (итал. Giovanni Battista Bastoni), работавшему вместе с сыновьями Эйсебио и Джироламо в собственной мастерской в городе Перуджа. Святое Кольцо хранится в табернакле, созданном в 1498-1511 годах потомственными умбрийскими ювелирами, братьями Федерико и Чезарино Рошетто (итал. Federico e Cesarino Roscetto). Реликвия висит в нём под серебряной позолоченной короной, изготовленной в 1716 году, и подаренной епископом Ипполито делла Корня (итал. Ippolito della Corgna). Обычно табернакль находится за занавесом и выставляется в алтаре каждый раз 31 июля, в годовщину его обретения.
Прилавок магистратов – резной деревянный хор и табернакль со Святым Кольцом
Капелла святого Бернардино первоначально находилась слева от входных дверей восточного фасада базилики, то есть там, где сейчас расположена капелла Святого Кольца. В 1515 году Торговая коллегия приобрела эту капеллу, окружила её железной решёткой и в 1559 году поручила архитектору Людовику Скальце (итал. Ludovico Scalza) и Джованни ди Доменико Фиорентино, больше известному как Джованни ди Доменико Каффарелли да Сеттиньяно (итал. Giovanni di Domenico Caffarelli da Settignano), построить новый алтарь. Он содержал ряд скульптурных произведений, которые были приписаны Винченцо Данти (итал. Vincenzo Danti).
Капелла Святого Бернардино
Оттавио Ланселлотти в своей "Скорте сагре" (XVII век) писал, что новый алтарь (который заменил алтарь, созданный флорентийским скульптором Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio) и перенесённый сюда в 1486 году, был закончен в 1567 году. Первоначально в нём была картина Федерико Бароччи (итал. Federico Barocci), изображающая Снятие с креста (1569 г.), которую отпраил в Париж специальный уполномоченный Наполеона Жаком-Пьер Тине (фр. Jacques-Pierre Tinet) в 1797 году. Итальянский скульптор Антонио Канова (итал. Antonio Canova) нашёл его в 1815 году и картина была возвращена новому алтарю. В верхней части полотна Иосиф Аримафейский и другие снимают мертвого Христа с Креста, в то время как внизу Богородица, теряя сознание, падает в объятия своих дам.
Алтарь Святого Бернардино. 1559-1567
После некоторых негативных упоминаний о работавшем в Италии фламандском живописеце Хендрике ван ден Бруке (нидерл. Hendrik van den Broeck) Джорджо Вазари добавил, что "он лучше оправдал себя в стеклянном окне, разработанном и расписанном им самим и выполненным для капеллы святого Бернардино в кафедральном соборе Перуджи". Этот витраж, подписанный "H-V-B" и датирован надписью, остался на прежнем месте. Надпись внизу отмечает, что витраж был восстановлен Франческо Моретти (итал. Francesco Moretti) в 1863 году.
Хендрик ван ден Бруке (нидерл. Hendrik van den Broeck). Проповедь Сан-Бернардино в Сиене. 1565
Эта фреска в кафедральном соборе, которую можно увидеть на первой колонне по левой стороне нефа, приписана Бенедетто Бонфильи и входит в число его самых ранних известных работ. Это все, что сохранилось от бывшей капеллы Святого Бернардино. Фреска изображает святого незадолго до его смерти. Он указывает на диск в верхнем левом углу, который, вероятно, изначально содержал буквы "IHS", святое имя Христа.
Святой Бернардино Сиенский. 1451
Резной деревянный хор капеллы Святого Бернардина
В левом нефе над ступеньками, ведущими к входу на внешнюю кафедру, видна панель с изображением Бога-Отца, благославляющего Перуджу, написанную Симеоне Сибурри (итал. Simeone Ciburri) в 1602 году. Перуджа представлена прекрасным городским пейзажем с церковью Святого Геркулафла и прилегающими городскими воротами Порта Марция. Рядом панель с Богоматерью во славе, сидящей на облаках, и святыми Иоанном Крестителем, Филиппом Бенизи и Филиппом Нери, работы Франческо Аппиани (итал. Francesco Appiani) в 1740 году, восстановленная в 2001 году.
Начало левого нефа.
Капелла Гонфалона на левой стене названа так в честь процессуального знамени, которое служит теперь её алтарным образом.
Это процессуальное знамя, который сейчас образует алтарный образ капеллы Гонфалона, является последней задокументированной работой Берто ди Джованни (итал. Berto di Giovanni). Оно было написано во время вспышки чумы и является одним из последних вотивных флагов такого рода, которые были созданы в Перудже до созыва Трентского собора. На нём изображена Богородица, держащая руку мстящего Христа, который готовится обрушить наказание на безумных людей внизу. Святые Геркулафл и Иосиф, стоящие по сторонам от Христа и Богородицы, также заступаются за Перуджу, которая представлена городским пейзажем.
Берто ди Джованни (итапл. Berto di Giovanni). Процессуальное знамя. 1526
Эта панель Джанниколы ди Паоло (итал. Giannicola di Paolo) в люнете над алтарем взята с экрана органа, который был снесен в 1784 году. Три другие панели с экрана (тондо "Мученичества святого Лаврентия" и панели святых Петра и Павла) теперь находятся в Капитолийском музее.
Воскресший Христос с Лаврентием и Геркулафлом (1513)
Двигаясь вдоль левой стены от капеллы Гонфалона к поперечному нефу (трансету), взору предстанет разместившаяся под окном панель "Богоматерь во славе со святыми", написанная в 1740 году Франческо Аппиани (итал. Francesco Appiani). На ней изображена Богородица, сидящая на облаках, внизу – святые Иоанн Креститель, Филипп Бенизи и Филипп Нери. На противоположной стороне, в правом нефе, размещена панель "Мученичество святого Себастьяна", кисти Орацио Альфани (итал. Orazio Alfani) в 1576 году. Алтарный образ был заказан семьёй Кантагаллина (итал. Cantagallina) для своего алтаря Святого Себастьяна на внутренней стене фасада,откуда он был перенесен в нынешнее место у стены возле правого трансепта в 1651 году, когда был демонтирован оригинальный алтарь. Фрагменты первоначального алтаря сохранились в Капитолийском музее. На колонне сразу за входом в капеллу Святого Духа Cappella, в позолоченном нео-готическом табернакле 1855 года, находится глубоко почитаемое изображение Милостивой Богоматери (итал. Madonna delle Grazie), созданное в 1515 году. Надпись сообщает тот факт, что кардинал Фульвио делла Коргна (итал. Fulvio della Corgna), епископ Перуджийский, приказал восстановить святыню в 1564 году после того, как она была повреждена повышенной влажностью. Эта панель традиционно приписывалась Джанниколе ди Паоло (итал. Giannicola di Paolo), но совсем недавно авторство отнесли на Перуджино (итал. Perugino). На правой стене, после баптистерия, висит панель "Рождение Богородицы", написанная в 1610 году Винченцо Пеллегрини. Её привезли сюда в 1855 году из церкви, расположенной за пределами Перуджи, Санта-Мария-Ассунта. Заказчик, Annibale Floramonti изображён в левом нижнем углу.
В правом нефе, рядом с панелью "Мученичество святого Себастьяна", расположена капелла Святого Духа. Её сооружение в 1557 году заказал протоиерей Леон Ле Бальони (итал. Leone Baglioni) известному архитектору из Перуджи Галеаццо Алесси (итал. Galeazzo Alessi). Работы по строительству прекратились в 1559 году, когда умер Баглиони, а капелла ещё не была закончена в 1572 году, когда умер Алесси. В 1573 году работу принял Полидоро Орадини (итал Polidoro Oradini). Надпись на внешнем архитраве говорит, что он выполнил ёе по завещанию своего брата Джулио Орадини (который был епископом Перуджи в 1562-1564 годах и умер на Троицу в 1576 году).
Чезаре Неббия (итал. Cesare Nebbia) написал в 1563 году алтарный образ Пятидесятницы, на котором изображён Святой Дух, нисходящий на Богородицу, апостолов, святую Марию Магдалину и святую женщину. Бородатый мужчина справа от Святой Марии Магдалины (единственная фигура без язычка пламени над головой) – портрет епископа Джулио Орадини (итал. Giulio Oradini). Памятник содержит останки папы Мартина IV, который умер в Перудже в 1285 году, а также реликвии Иннокентия III и Урбана IV.
Следующая ниша ведёт к капелле баптистерия. Епископ Джоаккино Печчи (итал. Gioacchino Pecci) построил её у правой стены, рядом с капеллой Святого Духа. Первоначально здесь располагалась боковая дверь, которую закрыли в 1850 году, тем самым закрыв удобный проход, используемый прихожанами. Фреска с Крещением Христовым, созданная в 1876 году Доменико Бруски (итал. Domenico Bruschi), оконтована элегантным фасадом эпохи Возрождения работы Пьетро ди Паоло Андреа да Комо (итал. Pietro di Paolo di Andrea da Como) в 1477-1479 годах, который является частью разрушенного алтаря из церкви Мадонны Исцеления (итал. Madonna del Verde). В трёх люнетах плохо сохранившиеся монохромные сцены из жизни святого Иоанна Крестителя.
Купол и люнеты расписаны фресками Мариано Пьервиттори (итал. Mariano Piervittori) в 1868 году.
Крестильная купель принадлежит работе Джузеппе Лучетти (итал. Giuseppe Luchetti) в 1876 году.
На левой стене закреплено большое деревянное распятие французского мастера Кристофера Фурнье (фр. Cristoforo Fournier), созданное в 1656 году. Это распятие изначально было установлено в апсиде.
Пространство между нефом и алтарём – пресвитерий – приняло свою современную форму, когда в 1524 году хор канонов был перемещён из нефа в его нынешнее местоположение, чтобы исполнить требования Трентского собора. После установки монументального табернакля, кардинал-епископ Антонио Мария Галло (итал. Antonio Maria Gallo) освятил главный алтарь в 1587 году. В 1986 году. Епископ Дионисио Ваннуччи (итал. Dionisio Vannucci) в 1489-1491 годах заказал хоровые кресла с надписью: "Работа Джулиана Майани и Доменика Тасси Флорентини MCCCCLXXXXI". Учёные считают, что они были разработаны Джулиано да Майани и завершены Доменико дель Тассо после смерти Джулиано в 1490 году. Как отмечалось выше, кресла были перемещены из нефа в их нынешнее местоположение в 1524 году. Кресла с правой стороны были уничтожены при пожаре в 1985 году, после чего их заменили копиями. В 1986 году Папа Иоанн Павел II посетил кафедральный собор и во время этого визита был установлен вспомогательный алтарь, который соответствует рекомендациям Второго Ватиканского Собора.
Пресвитерий
Рокко ди Томмазо да Виченца (итал. Rocco di Tommaso da Vicenza) спроектировал эти кафедры на колоннах, обрамляющих пресвитерий, как часть проекта апсиды. Они включают в себя статуи святых Лаврентия (слева) и Геркулафла, взятые, возможно, из памятника XIII века Папе Мартину IV, который был первоначально установлен в старом соборе; в этом случае они могли принадлежать работе Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano). Табернакль высотой около 5 метров, стоящий в главном алтаре, был отмечен в XVIII веке как "изумительная" работа Бино Сози (итал. Bino Sozi). Он был позолочен Фиоренсо ди Джулиано (итал. Fiorenzo di Giuliano) по проекту, предоставленному Бино Сози и под его руководством в 1587 году. Епископский трон был сделан в 1520-1524 годах Чианчио ди Пьерфранческо из Перуджи (итал. Ciancio di Pierfrancesco da Perugia), дизайн которого разработал Рокко ди Томмазо (итал. Rocco di Tommaso).
В апсиде, по обе стороны витражного окна, расположены четыре панно двух разных художников со сценами из жизни святого Лаврентия, написанные в 1767-1768 годах. Два из них принадлежат кисти Карло Спиридионе Мариотти (итал. Carlo Spiridione Mariotti): "Святой Лаврентий в сопровождении папы Сикста на его казнь", а также "Святой Лаврентий крестит своих собратьев-заключенных".
Два других панно принадлежат Бальдассарре Орсини (итал. Baldassarre Orsini): "Святой Лаврентий раздает оружие", а также "Мученичество святого Лаврентия".
Слева от апсиды расположена капелла Святого Франциска. Она была основана юристом Пирантонио Гиберти (итал. Pierantonio Ghiberti), чья могила находится на правой стене. В 1620 году Пирантонио Гиберти заказал алтарь "Успения Богородицы" перуджинскому художнику Ипполито Боргезе (итал. Ippolito Borghesi). Здесь же хранится верхняя часть табернакля от главого алтаря.
Капелла святого Франциска. 1620
Справа от апсиды находится капелла Святого Эмидия. Епископ Алессандро Мария Одарди (итал. Alessandro Maria Odoardi) основал её в 1784 году, в честь Святого Эмидия, покровителя своего родного города Асколи-Пичено. На алтаре, созданном Франческо Аппиани (итал. Francesco Appiani), изображён Святой Эмидий, крестивший Полисию, дочь римского префекта.
Капелла Святого Эмигдия. 1784
В 1480 году епископ Якопо Вагнуччи (итал. Jacopo Vannucci) поручил добавить трансепты к первоначальному плану собора. Согласно утерянной надписи, он освятил капеллу Святого Онуфрия в правом трансепте, перед тем как уйти в отставку в 1482 году, чтобы стать архиепископом Никейским. Надпись, датированная 1484 годом, также свидетельствует о том, что его преемник и племянник Дионисио Вануччи (итал. Dionisio Vagnucci) отвечал за украшение капеллы. Она была явно предназначена для семейной погребальной капеллы, так как и Якопо Вануччи (умер 1487), и Дионисио Вануччи (умер 1491), вероятно, были похоронены перед её алтарем.
Впоследствии капелла пришла в упадок и её алтарь был разрушен в 1608 году. Первоначальная капелла была заменена нынешней капеллой Святого Стефана в 1608 году. Надпись на карнизе нынешнего мраморного алтаря на задней стенке трансепта фиксирует его постройку в 1608 году для протонотария Стефано Сальвуччи (итал. Stefano Salvucci). Дизайн приписывается архитектору из Перуджи Валентино Мартелли (итал. Valentino Martelli). Предполагаемые мощи святого Бевиньяте (англ. St Bevignate), получившие папское признание в 1605 году, были перенесены сюда в 1609 году из крипты церкви Сан-Бевиньята в новый алтарь. Очень испорченные фрески и алтарь, расписанный в 1877 году мнимыми вставками, принадлежат Доменико Бруски (итал. Domenico Bruschi). Алтарь расположен в центре; слева – созданный в 1892 году скульптором Джузеппе Лучетти (итал. Giuseppe Luchetti) памятник Папе Льву XIII, епископу Перуджи Джоакино Печчи; на правой стене памятник 1615 года трём Папам, которые умерли в Перудже: Иннокентию II, Урбану IV и Мартину IV. Их оригинальные памятники в старом соборе, вероятно, были разрушены в 1373 году, во время погромов папского легата Жерара дю Пюи, аббата Мармутье. После этого останки папы были помещены в железную шкатулку в ризнице, пока епископ Наполеон Комитоли (итал. Napoleone Comitoli) не перезахоронил их. Нынешний памятник, который был перестроен в 1960 году, содержит останки Мартина IV, реликварии Иннокентия III и Урбана IV. Лев XIII переместил останки Иннокентия III в новый мавзолей, который он воздвиг в правом трансепте Латеранской базилики Святого Иоанна Крестителя Сан-Джованни-Латерано в Риме, в 1891 году. Останки Урбана IV были перенесены в собор Трои (город его рождения) в 1901 году. Двери по бокам алтаря ведут к Оратории Святого Онуфрия (XVII век), которую каноники использовали в качестве зимнего хора, где находился алтарный образ Святого Онуфрия кисти Луки Синьорелли (итал. Luca Signorelli) и хранится в настоящее время в соседнем Соборном музее.
Алтарный образ "Мученичество Святого Стефана" написан в начале XVII римским художником с перуджинскими корнями Джованни Бальони (Giovanni Baglioni).
Джованни Бальони (Giovanni Baglioni). Мученичество Святого Стефана. Начало XVII века.
Эта статуя Джузеппе Лучетти (итал. Giuseppe Lucchetti), бывшего епископа Джоакино Печчи (который стал Папой Львом XIII в 1878 году), находится у левой стены правого трансепта.
Джузеппе Лучетти (итал. Giuseppe Luchetti). Памятник Папе Льву XIII. 1892
В левой половине трансепте находится находится капелла Распятие с массивным алтарём и скульптурной композицией в виде распятого на кресте Иисуса Христа и оплакивающих его Святой Богородицы и Святой Марии Магдалины. Слева от алтаря видны трубы органа, справа – полотно неизвестного автора, предположительно относящееся к семнадцатому веку. На нём изображён очень молодой мученик Лаврентий (он умер в 33 года, как Христос) с классическими атрибутами: литургическое облачение далматика, решётка и пальма мученичества. Имеется также золотой ореол святости. Святой, принявший мученическую смерть на горячих углях, безвольно улыбающимся прислоняется к гигантской решетке с правой стороны своего тела". Священная икона находилась в церкви Сан-Лоренцо-делла-Рабатта и чудом избежала хищников, которые разорили окрестные церкви, закрывшиеся для поклонения. Приходская церковь уже существовала в 1163 году, так каФридрих I подтвердил свое владение собором Святого Лаврентия. Капелла была востановлена Распятия по указу епископа Наполеона Комитоли (итал. Napoleone Comitoli) в 1613 году.
Капелла Распятия
Капелла справа от пресвитерия ведёт к ризнице, украшенной фресками Джованни Антонио Пандольфи ди Пезаро (итал. Giovanni Antonio Pandolfi di Pesaro) в 1572-1578 годах.
Мебель, изготовленная Мариотто ди Паоло да Губбио (итал. Mariotto di Paolo da Gubbi) датируется 1494-1497 годами. Из этих комнат можно попасть в обитель пастыря, где в 1216, 1265, 1285, 1294 и 1305 годах состоялось пять епископских конклавов. В музее, расположенном неподалеку, находится множество сокровищ, в том числе "Пьета" Бартоломео Капорали (итал. Bartolomeo Caporali) 1486 года, алтарная часть с "Мадонной на троне" Луки Синьорелли (итал. Luca Signorelli) 1484 года и триптих начала XIV века Мео ди Гуидо да Сиены (итал. Guido da Siena).
Ризница, начиная с 1573 года, была полностью украшена фресками Джованни Антонио Пандольфи (итал. Gian Antonio Pandolfi). В монастыре находится несколько архитектурных и скульптурных фрагментов, в том числе голова, приписанная Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano), и бюст Спасителя эпохи Возрождения.
Фрески на сводах датируются второй половиной XVIII века и относятся к Пьетро Караттоли (итал. Pietro Carattoli), Франческо Аппиани (итал. Francesco Appiani), Винченцо Монотти (итал. Vincenzo Monotti), Марчелло Леопарди (итал. Marcello Leopardi), Доменико Сергарди (итал. Domenico Sergardi), Карло Спиридионе Мариотти (итал. Carlo Spiridione Mariotti).