default_mobilelogo

DSC 0548

Пьяцца-дель-Пополо. Апостольский дворец.

Равенна расположилась на берегу Адриатического моря как портовое поселение, однако паводковые воды реки По приносили столько ила, что береговая линия отодвинулась вгубь водной стихии на добрый десяток километров и там, где раньше виднелись стройные мачты стоящих у причалов кораблей, сегодня растут яблони.

DSC 0559

Пьяцца-дель-Пополо. Венецианский дворец.

Выгодное во всех отношениях местоположение Равенны привлекало вниемание и соблазняло многих завоевателей. Населённый преимущественно умбрами и этрусками городок колонизаровали древние римляне, а торговый порт со временем укрепился и стал военным. После раздела Римской империи на Восточную и Западную, император последней Гонорий перенёс свою столицу в Равенну. Вскоре после того как Гонорий и его сестра Галла Плацидия избрали Равенну своей постоянной резиденцией, город приобрёл значение центра империи.

DSC 0741

Римская улица (Via Roma)

Три четверти века спустя, осенью 476 года, германские наёмники во главе с Одоакром разгромили истощённый римский гарнизон, после чего шестнадцатилетний император Ромул Августул был вынужден отречься от престола. Этой датой завершилась история древнего Рима. Уже через 17 лет после долгой осады Равенны её завоевал король восточных готов Теодорих, объявивший себя наследником римских императоров и "королём" государства. Столицей своей Теодорих, однако, избрал не Рим, а, по примеру последних императоров, хорошо укреплённую и чуждую воспоминаний о древней свободе – Равенну.

DSC 0749

 Фасад дворца Теодориха

Теодорих блестяще украсил город и построил себе роскошный дворец, изображение которого сохранилось на мозаике одной из равеннских церквей, возведённой в его время и уцелевшей до наших дней. В Равенне Теодорих был окружён пышным двором; столица его сделалась не только центром интенсивной политической работы, но и средоточием главных умственных сил страны.

DSC 0751

 Интерьер дворца Теодориха

Этот довольно скромный внешне и небольшой по размерам мавзолей находится на окраине города. Его построил Теодорих для своего будущего упокоения на месте действовавшего в те времена кладбища готов. Здание мавзолея двухуровневое, десятигранное. Купол вытесан из цельного камня весом более трехсот тонн. На верхнем этаже расположено помещение для гробницы, в нижней секции – часовня. И изнутри, и снаружи стены мавзолея не имеют никаких украшений. Внутри нет декоративного убранства, кроме саркофага – мощной глыбы порфира, в которой вытесана особая "ванна". 

P1170996

Мавзолей Теодориха

Когда Равенна перешла в руки императора Рима Юстиниана, останки Теодориха вынесли из мавзолея и здание стали использовать как капеллу. Сегодня саркофаг стоит открытым, без крышки, прямо в центре постройки.

P1170988

Мавзолей Теодориха

DSC 0574

Тарелка с изображением Венеры Боттичелли. Витрина магазина.

Во время правления Гонория и следующих девяти императоров были построены мавзолей Галлы Плацидии (около 440 года) и баптистерий православных (середина V века). Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения, а долгое время служил ораторием при несохранившейся дворцовой базилике Санта-Кроче. 

DSC 0393

Мавзолей Галлы Плацидии

Вероятно, мавзолей был капеллой-молельней, посвящённой особо почитавшемуся в роду Галлы Плацидии великомученику Лаврентию, чьё изображение помещено на самом видном месте – в люнете напротив входа. Здесь изображён святой Лаврентий, идущий принять смерть на горящем в центре композиции костре. Его развевающиеся одежды демонстрируют желание мученика принять смерть за Христа, а решётка в этом случае легко истолковывается как орудие его казни. Крест в руках мученика объясняется как процессионный крест, а книга – Псалтырь, оба предмета указывают на дьяконский сан Лаврентия. В комбинации с Евангелиями, лежащими в шкафу, крест и книга в руках Лаврентия символизируют, что он принял мученичество подражая Христу и усвоив Его учение.

DSC 0414 0

Мученичество св. Лаврентия

Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, а на коленях лежит пурпурный плащ. Он сидит на пригорке (образ трона), держа в руке крест, выступающий в роли императорского жезла. Академик В. Н. Лазарев отмечает величественную позу Христа: его ноги скрещены, правая рука касается головы овечки, но взгляд при этом обращён в другую сторону. Благодаря такой позе, Пастырь становится смысловым центром мозаики: он видит всех своих овец, и все овцы смотрят на него

DSC 0413

Мозаика "Христос – Добрый Пастырь"

В западной и восточной сторонах мавзолея, за саркофагами, можно видеть ещё две символические раннехристианские мозаики. На них пара оленей жадно пьет из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!". Традиционно пара оленей истолковывается как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников. Этот сюжет встречается в катакомбах и активно использовался впоследствии (например, в алтарной мозаике в римской базилике Сан-Клементе)

DSC 0404

Мозаика "Олени, пьющие из источника"

В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов. Так как в середине каждого из четырёх люнетов находится окно, мастер по мозаике был поставлен перед выбором: изобразить всех 12 апостолов и нарушить симметрию (в этом случае в каждом люнете два апостола оказывались бы с одной стороны окна и только один – по левую), либо сохранить симметрию, пожертвовав четырьмя апостолами. Стремление к симметрии победило: "лишние" четыре апостола вытеснены в "ветви" мавзолея

DSC 0417 0

Мозаика в куполе "Крест и звёздное небо"

DSC 0636

Улица Фарини (Viale Farini)

Баптистерий православных (итал. Battistero degli Ortodossi), иначе Баптистерий Неона (итал. Battistero Neoniano) – баптистерий в Равенне, древнейшее сохранившееся здание города. Один из самых значительных в мире памятников византийской мозаики.

DSC 0877 0

Православный баптистерий

Мозаики этого баптистерия относятся ко второй половине V века, времени правления епископа Неона (отсюда – ещё одно название, т.е. баптистерий Неона, Неонианский баптистерий). Сама постройка древнее мозаик на несколько десятилетий, возведена она на руинах римских сооружений, как это часто бывает в Италии, а именно – терм. Центральная тема баптистерия – это, естественно, таинство крещения. В куполе изображена сцена Крещения Господня (Богоявления) в окружении апостолов, далее идёт пояс с престолами и епископскими кафедрами. 

DSC 0890 0

Купол баптистерия

Кроме изображённого нагим Иисуса и Иоанна Крестителя, в сцене присутствует Иордан в образе мужчины с полотенцем в руках. Вокруг медальона – фигуры двенадцати апостолов, на которых нисходит благодатная энергия, представленная радиальными лучами. Фигуры апостолов выполнены в полный рост и показаны в движении. Одежда напоминает хитоны римских патрициев. В мозаике использованы всего два цвета: белый (символизирует свет земной) и золотой (символизирует свет небесный). Лица апостолов обладают ярко выраженной индивидуальностью. В мраморных вставках – фигуры пророков, композицию дополняют многочисленные растительные мотивы.

DSC 0891

 Мозаики и горельефы

В 540 году армия Велизария осадила и завоевала Равенну, включив её в состав Византии. После смерти Юстиниана до первой половины VIII века Равенна оставалась византийской провинцией, столицей так называемого Равеннского экзархата. 

DSC 0073

Улица 4-го Ноября (Via IV Novembre)

Арианский баптистерий был построен королем Теодорихом на рубеже V и VI веков. Теодорих исповедовал христианство в арианском виде и постройка была названа так для отличия от другого баптистерия, построенного столетием раньше и называемого "баптистерием православных" или баптистерием Неона. Стенные мозаики утрачены: при археологических раскопках на полу найдено около 170 килограмм стеклянных тессер.

DSC 0595

Сохранилась только подкупольная мозаика с изображением сцены крещения Христа в водах Иордана Иоанном Крестителем в окружении двенадцати апостолов и изображении престола уготованного. 

DSC 0610

В архитектурном выражении Арианский баптистерий похож на Баптистерий православных: его кладка сделана из таких же необожженных кирпичей, а под кровлей виднеется карниз с зубчатым орнаментом. Главной ценностью сооружения являются его мозаики.

DSC 0627

 Купель

DSC 0762 1

Улица Франческо Негри (Via Francesco Negri)

Театр Данте Алигьери (Teatro Dante Alighieri). Первый камень этого культурного учреждения был заложен в сентябре 1840 года, когда городские власти решили, что построить новый театр будет проще, чем ремонтировать окончательно обветшавший старый. Тогда площадь, где теперь находится театр, называлась Швейцарской (Piazzetta degli Svizzeri), теперь она носит имя Гарибальди (Piazza Garibaldi). Возведение здания доверили инженеру и архитектору (соответственно) Томмазо и Жанбатисту Медуна (Tommaso и Giambattista Meduna), которые были братьями. До этого они уже работали над подобным проектом в Венеции. 15 мая 1852 года театр был открыт и долгое время являлся самым современным и лучше всего оснащенным в Италии.

DSC 0766

 Театр Данте Алигьери (Teatro Dante Alighieri)

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Sant'Apollinare Nuovo), изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493-526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Позже, в IX веке, освящена в честь небесного покровителя Равенны св. Аполлинария (отсюда название). После того, как Равенну завоеван Юстиниан I, все храмы в городе передали православным. В 561 году базилику посвятили Святому Мартину – почитаемому верующими епископу Тура. Тогда же часть мозаик храма по указанию папы Григория Великого зачернили и заложили, а на освободившихся стенах выложили новые. Причиной этого было желание Юстиниана I уничтожить память о прежних правителях итальянского города. Своё современное название храм получил в IX столетии, после посвящения Святому Апполинарию, который являлся первосвященником Равенны. Это произошло в 856 году, когда сюда из храма Сант-Аполлинаре-ин-Классе перенесли его мощи. Слово "Нуово" в названии церкви означает "новая". В середине XVIII столетия мощи вернули на прежнее место, но за "новой" церковью осталось и имя, и посвящение.

DSC 0760

Базилика небольшая, трехнефная, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилика короткая, в ней явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают базилике очарование легкости и ритмической прозрачности.

DSC 0729

Мозаики базилики, выстроенные в единый ансамбль, располагаются в трёх ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене). Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающие на престолах с двух сторон базилики. Во главе процессии мучениц изображены трое волхвов, во главе процессии мучеников – архиепископ Аньело с приближенными. В западной части храма, там, где начинается процессия мучениц, изображен равеннский порт Порто ди Классе. Процессия мучеников начинается от дворца короля Теодориха. Фигуры волхвов и архиепископа с приближёнными относятся к более позднему времени (556-65 гг.), раньше процессии мучеников возглавлял сам Теодорих с супругой, а в арках королевского дворца были изображены придворные.

DSC 0664 1

.Процессия мучениц (фрагмент)

DSC 0684 1

 Процессия мучеников (фрагмент)

DSC 0678

Дворец короля Теодориха

Кроме мозаик от храма Теодориха сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, четырёхчастная преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста. Оборот одной из частей преграды украшен барельефом с Даниилом в львином рву. Причём об оборотной стороне этой части стало известно только в 1950 году, когда её извлекли из одной из боковых капелл, где она до этого была вмонтирована в стену. В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке.

DSC 0650

 Главный алтарь и алтарная преграда

В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию – Святой Мартин в золотых небесах.

DSC 0674

В 751 году Равенна была завоёвана лангобардами. Город сильно пострадал от германцев, хотя и стал второй (наряду с Павией) резиденцией их королей. В VIII–XV веках Равенна входила в состав разных крупных образований, включая империю Карла Великого, а также управлялась местными феодалами.

DSC 0770

Площадь Джузеппе Гарибальди

DSC 0638

 Улица Анджело Мариани (Via Angelo Mariani)

Базилика святого Виталия (итал. Basilica di San Vitale) была заложена в 527 году равеннским епископом Экклезием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Строительство велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария (Серебряника), который финансировал также строительство базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Освящение совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан. Всё внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годы

DSC 0384

Церковь Сан Витале имеет восьмиугольный план. Его внешний периметр повторяется вторым внутренним восьмиугольником, боковые стороны которого увеличены полукруглыми глубокими нишами с двумя ордерами аркад. Здание построено из простого кирпича, а его наружная часть намеренно простая и лишённая всяческих декораций. Высокий купол имеет форму полусферы. Снаружи он скрыт под тибурием, своего рода восьмиугольной архитектурной оболочкой. Геометрическая форма церкви, таким образом, состоит из различных, строго очерченных ячеек – основного корпуса, тибурия, апсиды (многогранной снаружи, полукруглой внутри) и небольшого прямоугольного вестибюля, завершенного двумя боковыми апсидами.

DSC 0380

В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи и венецианца Гвараны (Jacopo Guarana).

DSC 0449

 Купол ротонды

Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия.

DSC 0484

 Аркада ротонды

Центр мозаичного убранства находится в апсидной круглой нише, где изображён Христос Вседержитель, особый образ Мессии, вдохновленный стихом из Ветхого Завета, гласившим: "Небеса – престол мой, а земля – подножие ног моих". Христос изображён сидящим в центре на бирюзовом глобусе, подвешенном на основании скалы. У ног его текут четыре реки Рая, а на золотом фоне виднеются полосы красных и синих облаков. Внизу простирается зеленый луг с цветами и кустарниками. Иисус, согласно древней раннехристианской иконографии, изображён юным, на нём крестообразный нимб, в левой руке он держит свиток Закона Божия, а правой рукой вручает венец мученичества святому Виталию. С другой стороны – епископ Экклесий, инициировавший строительство церкви Сан-Витале, преподносящий Христу проект здания. Самые известные мозаики, расположенные друг напротив друга на двух стенах снизу, изображают процессию императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, которые несут блюдо с хлебом и вином, направляясь к Христу Вседержителю. Этой данью они выражают уважение Богу, от которого исходит их власть на земле. Несмотря на некую правдоподобность соматических черт (считается, что их лица были скопированы с портретов, присланных из Константинополя), Юстиниан и Феодора изображены фронтально, с головой, окруженной нимбом, и представлены в виде символических и абстрактных образов. На панно рядом с Юстинианом изображены мужские фигуры, стоящие на газоне или, скорее всего, на зеленом ковре. В центре – император в белой тунике с золотой отделкой и пурпурной накидкой, прикреплённой к правому плечу круглой брошью из драгоценных камней и жемчуга. На голове у него диадема из золота, жемчуга и драгоценных камней, с двумя подвесками на каждой стороне. Слева от него мы узнаем епископа Максимиана, благодаря эпиграфу, написанному у него над головой. Человек с бородой, справа от Юстиниана, вероятно, – Белисарий, завоевавший для него Италию. В отличие от панно Юстиниана, в панно с Феодорой есть некоторые элементы интерьера, которые помещают сцену в более определенную среду: в верхнем правом углу видна трехцветная вуаль, слева дверь, частично закрытая занавеской, небольшой фонтан с рифленой колонной, а на заднем плане, в центре, ниша, украшенная "ракушкой". Поверх белой туники на королеве пурпурная мантия, украшенная внизу изображениями Волхвов. На голове у неё драгоценный головной убор из жемчуга с диадемой, также из жемчуга, золота и драгоценных камней. Две дамы слева от Феодоры – это жена и дочь Белисария. В обеих сценах с Юстинианом и Феодорой все персонажи свиты мало отличаются друг от друга. Они изображены фронтально и выстроены в ряд на переднем плане в неестественном положении. Сцены предназначены для иллюстрации процессии, где свита должна стоять за императором и его женой. Фигуры персонажей лишены натуральности, без веса или массы тела, сплющенные, уложенные друг на друга как в открытой колоде карт. Особенно это заметно по ногам, которые, кажется, наступают одна на другую.

DSC 0511 1

 Апсида

P1170909

 Площадь павших за свободу (Piazza Caduti per la Libertà)

На улице Алигьери, у базилики Св. Франциска, находится гробница автора "Божественной комедии" – великого Данте. Как утверждают историки, Данте был вовлечен в конфликт между гибеллинами и гвельфами. После победы над противником гвельфы разделились на две фракции – на "чёрных" и "белых" – и начали ожесточенную борьбу между собой. Данте относился к белым, которые в 1301 году потерпели поражение. Поэта осудили на изгнание и назначили большой штраф. В случае неуплаты по возвращении во Флоренцию, по законам того времени, его могли сжечь на костре. Данте, который страстно любил родную Флоренцию, тяжело переживал ссылку. Всю боль утраты он выразил в "Рае". После смерти поэта во Флоренции «вдруг» поняли, что её покойный гражданин был великим национальным поэтом, и потребовали от властей Равенны выдать его прах. В 1519 году Папа Лев X распорядился выдать останки поэта, которые должны были быть перевезены во Флоренцию. Саркофаг доставили, но он оказался пуст. Как выяснилось позднее, равеннские францисканцы сделали отверстие в гробнице, извлекли из нее останки и тайно похоронили их в монастыре Сиенцо. В 1810 году монахи покинули монастырь и перепрятали гроб в Браччиофорте, который и в наши дни находится неподалеку от гробницы Данте. Гроб был обнаружен при строительных работах в 1865 году. Однако еще в 1829-м для Данте была построена гробница во Флоренции. С тех пор она пустует.

DSC 0801

Вид на мавзолей Данте из сквера

К гробнице Данте в Равенне ведет узкая и тихая улочка, в конце которой виден довольно скромный, но достойный мемориал. Он выполнен в неоклассическом стиле в 1780 году Камилло Моригией. 

P1170945

Фасад мавзолея Данте

Внутри находится урна с латинской эпитафией, которую составил в 1327 году Бернардо Каначчио. Над урной высечен барельеф работы П. Ломбардо, на котором изображен поэт, погружённый в думы. Он работает, сидя за письменным столом. Прежде этот барельеф являлся частью внутреннего убранства гробницы Данте, располагавшейся в церкви Св. Франциска. Равенна, достопримечательности которой очень бережно охраняются властями и местными жителями, по праву может гордиться бесценными памятниками, расположенными на его территории.

DSC 0790

Интерьер мавзолея Данте

Рядом с мавзолеем Данте Алигьери, в историческом центре города, расположена базилика Святого Франциска. В 450 году на месте нынешней базилики, при епископе Неоне Равеннском, была возведена небольшая церковь, освящённая в честь апостолов Петра и Павла и получившая название церковь Апостолов. Во второй половине IX века она была снесена, а на её месте построена новая, более крупная церковь, освящённая в честь святого Петра, – церковь Сан-Пьетро-Маджоре. В X-XI веках к базилике была пристроена квадратная 33-метровая колокольня. В 1261 году церковь была передана францисканским монахам, и в 1321 году заново освящена в честь святого Франциска Ассизского – основателя Ордена францисканцев.

DSC 0870

Фасад церкви Святого Франциска

Именно в церкви Святого Франциска в 1321 году был похоронен великий итальянский поэт, философ и богослов Данте Алигьери – после изгнания в 1315 году из Флоренции, Данте был приглашён в Равенну правителем города Гвидо да Полента. Поэт умер 14 сентября 1321 года от малярии, которой заболел возвращаясь в Равенну из Венеции, куда ездил по поручению правителя Равенны с целью заключения мира с республикой Святого Марка. Могила Алигьери находилась во внешнем портике базилики Святого Франциска вплоть до 1519 года, пока в ответ на просьбу Микеланджело Папа Римский Лев X не дал согласие на перенос праха поэта на его родину – во Флоренцию. Однако, гроб во Флоренцию приехал пустой – францисканские монахи выкрали урну с прахом поэта и перезахоронили её на территории монастыря, располагавшегося рядом с базиликой. В 1780 году рядом с базиликой был построен мавзолей Данте, в котором был установлен саркофаг с прахом Данте Алигьери.

DSC 0804

Интерьер церкви Святого Франциска

Со временем, как и другие древние сооружения Равенны, церковь Святого Франциска осела в мягком городском грунте. В 1879 году под базиликой, на глубине 3,5 метров, были обнаружены пол с мозаикой V века и эпитафия епископу Неону. Крипта церкви, которая находится под полукруглой апсидой центрального нефа, и сейчас затоплена грунтовыми водами – в воде, над мозаичным полом, сохранившимся от первой церкви, плавают золотые рыбки.

DSC 0817

Затопленная крипта с мозаичным полом

В базилике хранятся несколько мраморных саркофагов, в то числе саркофаги V века с мощами епископов Неона и Ливерия III, а от некогда пышного склепа рода да Полента сохранилась лишь стрельчатая арка с остатками фресок.

DSC 0861

Боковой неф базилики со стрельчатой аркой склепа рода да Полента и саркофагами Неона и Ливерия III

В XVII-XVIII веках церковь неоднократно перестраивалась, однако, в ходе реставрационных работ, проведенных в 1918-1921 годах, базилике Святого Франциска был возвращён её первоначальный вид. В настоящее время базилика Святого Франциска остаётся действующей церковью, кроме того, в ней часто проходят концерты органной и классической музыки.

DSC 0818

Пресбитерий

Первый кафедральный собор (Duomo) Равенны возник в начале V столетия по инициативе епископа Урса (Орсо), и поэтому его часто называли Урсиановой базиликой, хотя официально храм посвятили Воскресению Господню (греч.: Агия Анастасис). От самого первого сооружения сохранились лишь незначительные фрагменты, например, часть балюстрады, помещенная теперь в экспозицию Архиепископского музея. Как и полагается главного храму города, его не раз перестраивали, пока начальная конструкция не пришла в ветхость и не была полностью разобрана, в 1733 г. Строительные работы поручили зодчему из Римини, Джан-Франческо Буонамичи: в 1749 г. новый собор торжественно освятили.

DSC 0989 0

Кафедральный собор (Duomo) 

С внешней стороны собор представляет собой смешение стилей, характерное вообще для Италии. С могучей и строгой кокольней-цилиндром, поставленной в Х столетии, контрастирует нарядный фасад XVIII в., с просторным трехарочным портиком, куда были вмонтированы четыре красивые колонны от предыдущего сооружения. К фасаду обращена статуя Мадонны, водруженная на высокий столб в центре Соборной площади (piazza Duomo), согласно желанию папы Климента VIII в 1830 г., когда Равенна еще принадлежала Папскому государству. Громада Дуомо впечатляет со всех сторон, однако самый гармоничный вид открывается со стороны небольшого скверика у пьяццы им. Дж.-Ф. Кеннеди, откуда виден и Баптистерий православных, и бронзовая скульптурная композиция Святого семейства.

P1170859

Фасад кафедрального собора

Базилика Урсиана представляла собой большое прямоугольное здание размером примерно 60 на 35 метров. Она имеет форму классической римской базилики без трансепта. Ряды колонн разделяли внутреннее пространство собора на центральный и четыре боковых нефа, по два с каждой стороны. Сохранились немногие из оригинальных украшений, которые, должно быть, были обильными и роскошными. Священник IX века Агнеллус оставил описание базилики тех дней, из которого следует, что стены и потолок здания были украшены драгоценными камнями, мозаикой и лепниной. Колокольня была пристроена к собору в X веке и, к счастью, осталась стоять во время реконструкции XVIII века. В начале XII века собор был украшен новой мозаикой, остатки которой можно найти в Museo arcivescovile di Ravenna, который расположен рядом с собором. Мозаики изображали святого Аполлинария, традиционного первого епископа города, однако собор ему посвящён не был (в нынешнем соборе ему посвящена часовня). Неф базилики Урсиана реставрировался по крайней мере трижды в десятом, четырнадцатом и шестнадцатом веках. В 1727 году архиепископ Маффео Николо Фарсетти решил перестроить весь собор по плану первоначальной базилики. Работа была предоставлена ​​Джованни Франческо Буонамичи (1692-1759), архитектору из Римини, который уже работал над церковью Сан-Витале в Равенне. Буонамичи было приказано в значительной степени снести старый собор и построить на его месте новый собор в стиле барокко. Проект был начат в 1734 году, а строительство не было завершено до 1745 года. Новый собор был освящен в 1749 году. Хотя я в целом не люблю церкви в стиле барокко, я должен сказать, что Буонамичи очень хорошо поработал с собором Равенны. Интерьер Дуомо прекрасен, как и его цвета и свет. Для собора в стиле барокко украшения Дуомо на самом деле довольно скромные, по крайней мере, в отношении нефа и проходов (о часовнях могут быть некоторые дискуссии).

DSC 0063

 Интерьер кафедрального собора (базилики Урсиана)

В соборе красивый пол, в котором отчасти повторно использован мрамор, взятый из оригинальной базилики Урсиана. Одним из самых интересных артефактов в Дуомо является амвон или кафедра Агнеллуса, который был епископом Равенны с 557 по 570 год, и его не следует путать со священником и историком Агнеллусом, жившим в девятом веке. Кафедра сделана из мрамора, привезенного с острова Проконнес в Мраморном море. Возможно, он был напрямую импортирован из Константинополя. На обеих сторонах амвона написано: "SERVVS XPI AGNELLUS EPISC HUNC PYRGUM FECIT", что переводится как: "Епископ Агнеллус, слуга Христа, сделал эту кафедру (пиргум)". Кафедра украшена с обеих сторон 36 квадратными панелями с изображением нескольких животных сверху вниз: ягнят (Agnellus фактически означает "ягненок"), павлинов, оленей, голубей, уток и рыб. Большой украшенный крест, заказанный епископом Агнеллусом, теперь можно увидеть в Museo arcivescovile di Ravenna, где также хранится трон, созданный в честь предшественника Агнелла, епископа Максимиана (546-557) и названный в его честь.

DSC 0041

Амвон епископа Аньелло

DSC 0024

 Трон епископа

В левом рукаве трансепта расположена капелла Святого Причастия, построенная в 1612 -1620 годах по приказу архиепископа Пьетро Альдобрандини и проекту Карло Мадерно. Алтарь сделан из полихромного мрамора, на столе которого стоит сделанный в Риме ценный табернакль. В центренаходится обрамленный двумя коринфскими колоннами алтарь Гвидо Рени, изображающий Моисея и сбор манны в пустыне.

DSC 0027

Капелла Святого Причастия

Другие картины, украшающие капеллу, принадлежат тому же художнику и его школе: Искупитель и архангелы во славе в куполе и Мелхиседек, благословляющий Авраама и его победоносный народ в люнете над алтарем, написаны Гвидо Рени и Джован Франческо Джесси; пророки, помещённые на подвесках купола, и роспись арок, в том числе восемь святых, три богословские добродетели и четыре главные добродетели, написаны Джованни Джакомо Сементи. Стены богато украшены лепниной.

DSC 0030

 Купол капеллы Святого Причастия