default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC 0581 0

Клод Моне (Claude Monet). Этрета: пляж и Порт д'Амон. 1883

Этот фрагмент, второй также находится в музее Орсе, является одной из оставшихся частей монументальной картины Моне "Обед на траве". Работа была начата весной 1865 года и имела размеры более четырех метров на шесть. Она должна была стать одновременно данью уважения и вызовом Мане, чья картина с таким же названием стала предметом сарказма как со стороны публики, так и критиков, когда она была выставлена в Салоне отказников в 1863 году. Но проект был оставлен в 1866 году, незадолго до открытия Салона, где Моне намеревался ее показать. В 1920 году сам художник рассказал о том, что произошло с картиной: "Мне нужно было платить за квартиру, я отдал ее хозяину в залог, а он свернул ее и положил в подвал. Когда у меня, наконец, оказалось достаточно денег, чтобы вернуть ее, как видите, она заплесневела". Моне получил картину обратно в 1884 году, разрезал ее и сохранил только три фрагмента. Третий теперь исчез.  Моне начал с серии небольших этюдов с натуры, а затем сделал более законченный и проработанный эскиз в студии (Москва, Музей Пушкина). Самое заметное различие между эскизом и картиной – замена молодого безбородого мужчины, сидящего на скатерти, на крепкого бородатого парня, имеющего поразительное сходство с Курбе. Курбе приходил к Моне и Базилю в их общую студию зимой 1865-1866 годов. По словам Базиля, он был "очарован" "Обедом на траве". Это мнение отличается от мнения Гюстава Жеффруа, который сказал, что комментарии Курбе были причиной, по которой Моне отказался от картины. Однако эти две версии не являются несовместимыми – негативное мнение могло быть сформулировано и после комплиментов. Факт остается фактом: Моне писал Базилю в 1865 году: "Я не могу думать ни о чем, кроме моей картины, и если бы мне пришлось оставить ее, я бы сошел с ума". Поэтому легко представить, как обескураживал Моне малейший намек на сдержанность со стороны мастера авангарда. Независимо от того, был ли Курбе критичен или нет, Моне прекрасно понимал, насколько сложно перенести эскиз в монументальную картину. Он подчеркнул контрасты света и тени, усилил цвета и, кроме того, сохранил сияние и спонтанность этюдов. В апреле 1866 года, видя, что он не сможет закончить огромную картину к Салону, Моне объявил Арману Готье о своем решении "оставить на время в стороне все мои текущие крупные проекты, которые только расходуют мои деньги и ставят меня в затруднительное положение".

DSC 0826 1

Клод Моне (Claude Monet). Обед на траве. 1865–1866

После 1870 года Моне отказался от крупномасштабных картин своего раннего творчества. Однако были и исключения: это "Обед", представленный на второй выставке импрессионистов 1876 года в качестве "декоративного панно", и картины, которые он создал в 1876-1877 годах для Эрнеста Хошеде в качестве украшения замка Роттенбург в Монжероне. Возможно, именно этот обед, увиденный в мастерской Моне или на выставке 1876 года, побудил Хошеде заказать панно для своего поместья. Очарование этой темы заключается прежде всего в впечатлении спонтанности, в простом изображении семейной жизни, некоторые следы которой сохранились. Стол еще не убран по окончании трапезы. Шляпа, висящая на ветке дерева, сумка и зонтик, оставленные на скамейке, кажется, были забыты там. В прохладной тени зеленой листвы маленький Жан Моне тихо играет с несколькими кусочками дерева. Как и в других картинах, Моне здесь как будто приближается к Вюйяру и Боннару, которые будут обрабатывать эти же сюжеты несколькими годами позже. Крупный план" верхней половины плетеной тележки для чая, контрастирующий с женской фигурой на заднем плане справа, также напоминает некоторые приемы, использовавшиеся наби.

DSC 0693

Клод Моне (Claude Monet). Завтрак: декоративное панно. 1876

DSC 0829

Клод Моне (Claude Monet). Заандам также известен как Канал в Голландии. 1871

DSC 0543 1 Kopie

Клод Моне (Claude Monet). Кафедральный собор Руана. Коричневая гармония. 1892–1893

DSC 0545

Клод Моне (Claude Monet). Портал, серая погода, также называют Гармонией серого цвета.

DSC 0546

Клод Моне (Claude Monet). Портал, утреннее солнце, также известный как Голубая гармония. 1893

DSC 0550 1

Клод Моне (Claude Monet). Портал и башня Альбана, утреннее солнце, также известный как Белая гармония. 1892–1893

DSC 0548

Клод Моне (Claude Monet). Портал и башня Альбана, полное солнце, также известный как Гармония синего и золотого.

С 1871 года, когда Моне вернулся из Англии, он до 1878 года  жил в коммуне Аржантей под Парижем. В этот период он часто изображал на своих картинах свою жену Камиллу и их старшего сына Жана, родившегося в 1867 году. Здесь он изображен внутри второго дома, в котором Моне жил в Аржантейе, с фигурой, вероятно Камиллы, в тени на заднем плане. Передний план здесь состоит из симметричного декора: вешалок с цветными мотивами, зеленых растений и декоративных ваз, встречающихся на других картинах Моне. Эта композиция производит впечатление занавеса, открывающегося на сцену. Взгляд зрителя обращен к задней части комнаты, к освещенному участку у окна. В самом центре картины рисунок паркета "елочкой" усиливает симметрию общего вида и подчеркивает перспективу. Затем, один за другим, можно различить Жана, стоящего чуть правее, лампу и стол в центре, и Камиллу, сидящую слева. Силуэт ребенка отражается на паркетном полу, освещенном дневным светом из окна. В этом интерьере "сделана серьезная попытка ввести воздух и свет", как отметил в 1894 году художественный критик Гюстав Геффруа. Эта тихая, интимная сцена, образ повседневной семейной жизни в Аржантейле, воссоздана в пространстве, окрашенном в голубые тона. Эта цветовая гамма создает атмосферу спокойствия и поэзии, напоминающую мир детства писателя Марселя Пруста, как он позже опишет его в книге "В поисках утраченного времени" (1913).

DSC 0699

Клод Моне (Claude Monet). Интерьер квартиры, также известный как уголок квартиры. 1875

Лондонские здания парламента регулярно появляются в работах Моне в 1900 году. Сначала художник наблюдал за ними с террасы больницы Святого Томаса, расположенной на противоположном берегу, недалеко от Вестминстерского моста. В лондонских работах Моне, включающих виды моста Чаринг-Кросс и моста Ватерлоо, фактически доминируют колебания света и атмосферы из-за знаменитого лондонского тумана, окутывающего город, особенно осенью и зимой. Нереальные призрачные очертания зданий Парламента вырисовываются как наваждение. Каменная архитектура словно потеряла свою суть. Небо и вода написаны в одних тонах, в которых преобладают сиреневый и оранжевый. Мазки кисти систематически разбиваются на тысячи цветных пятен, чтобы передать плотность атмосферы и тумана. Парадоксально, но эти непрозрачные элементы становятся более осязаемыми, чем ускользающее здание, которое словно растворяется в тени.

DSC 0554

Клод Моне (Claude Monet). Лондон, Парламент. Солнечный свет в тумане. 1904

"Нимфея" – это ботаническое название водяной лилии. Моне выращивал белые кувшинки в водном саду, который он разбил в своем поместье в Живерни в 1893 году. С 1910-х годов и до его смерти в 1926 году сад и, в частности, его пруд стали единственным источником вдохновения художника. Он сказал: "Я вернулся к тому, что невозможно сделать: вода с развевающимися в глубине сорняками". Кроме живописи и садоводства, я ни на что не гожусь. Мой величайший шедевр – это мой сад". Исключив горизонт и небо, Моне сосредоточился на небольшом участке пруда, рассматривая его как кусочек природы, почти крупным планом. Никакие детали не выделяются, и общее впечатление – бесформенная поверхность. Квадратный формат усиливает нейтральность композиции. Отсутствие рамки отсчета придает фрагменту ощущение бесконечности, безграничности. Никогда ещё мазок кисти художника не был таким свободным, таким отрешенным от описания форм. При близком рассмотрении полотна возникает ощущение полной абстракции, потому что мазки кисти сильнее, чем идентификация растений или их отражений. Зрителю приходится прилагать постоянные визуальные и умственные усилия, чтобы собрать воедино пейзаж, представленный на картине. Незаконченные границы подчеркивают это стремление к живописи как к поверхности, покрытой краской, что не осталось незамеченным художниками после Второй мировой войны, особенно американскими живописцами, исследующими "абстрактные пейзажи" и "лирическую абстракцию".

DSC 0559

Клод Моне (Claude Monet). Голубые водяные лилии. 1916–1919

DSC 0540 1

Клод Моне (Claude Monet). Пруд с нимфеями. Гармония розового. 1900

DSC 0561

Клод Моне (Claude Monet). Пруд с водяными лилиями, Зелёная гармония. 1899

DSC 0569

Клод Моне (Claude Monet). Ветёй, заходящее солнце. 1900

DSC 0703

Клод Моне (Claude Monet). Индюки, незаконченная декорация. 1876

Эта картина, приобретенная Полем Дюран-Рюэлем в 1893 году, долгое время оставалась в семье знаменитого дилера и друга импрессионистов. Теперь она стала частью публичных коллекций благодаря датировке, позволяющей представить серию "Peupliers", выполненную сразу после "Meules" и непосредственно перед "Cathédrales", весной, летом и осенью 1891 года. Эта серия включает в себя более двадцати картин с изображением деревьев, посаженных на краю болота Лимец, на левом берегу Эпте, примерно в двух километрах вверх по течению от Живерни. Мимолётный характер этих картин призван передать силу и краткость впечатлений, которые испытывает человек при встрече с природой, причем в центре внимания художника в этой "серии" находятся изменения освещения, климата и времен года. В данной картине, композиция которой с игрой изгибов, сопровождаемых деревьями, особенно удачна, Моне оставил только три дерева на переднем плане, подчеркнув диагональ второго. Полотна этой серии обычно писались с лодки или с близкого берега, поэтому пейзаж виден снизу. Более того, листва здесь шевелится от ветра, и движение, оживляющее мотив, придает декоративный характер этой композиции. Вертикальность деревьев подчеркивается выбранным форматом, который является очень длинным и высоким.

DSC 0572

Клод Моне (Claude Monet). Эффект ветра, серия "Тополя". 1891 

DSC 0744 1

Клод Моне (Claude Monet). Улица Монторгей в Париже. Празднование 30 июня 1878 года. 1878

Летом 1870 года, накануне франко-прусской войны, Клод Моне жил в Трувиле со своей молодой женой Камиллой, на которой он женился 28 июня. Как и многие полотна Эжена Будена, оказавшего сильное влияние на молодого Моне, "Отель в розовых тонах. Трувиль" изображает модный морской курорт времен Второй империи. Но эта работа также демонстрирует оригинальность подхода Моне и является великолепным примером его смелой техники. Быстрый, аллюзивный штрих создает впечатление трепещущих флагов и оживляет небо, пересеченное клубящимися облаками. Высокий формат еще больше подчеркивает контраст между устойчивостью фигур, расположенных в нижней части полотна, и движением элементов, подвластных ветру, в верхней части. Флаг на переднем плане особенно выделяется своими красными и белыми полосами, написанными очень свободными мазками. Пруст часто упоминается в связи с этой картиной, но общество, изображенное Моне, по крайней мере, на поколение раньше, чем то, которое описал романист, даже если отель "Hôtel des roches noires" был одной из моделей для отеля "Balbec".

DSC 0033

Клод Моне (Claude Monet). Отель "Чёрные скалы (Roches Noires)". Трувиль. 1870

Вернувшись из Англии в 1871 году, Моне поселился в Аржантейле и прожил там до 1878 года. Эти годы стали для него временем самореализации. При поддержке своего дилера Поля Дюран-Рюэля Моне нашел в окрестностях своего дома яркие пейзажи, которые позволили ему исследовать потенциал живописи на пленэре. Он показал "Маковое поле" публике на первой выставке импрессионистов, проходившей в заброшенной студии фотографа Надара в 1874 году. Сейчас это одна из самых известных картин в мире, она создает яркую атмосферу прогулки по полям в летний день. Моне разбавил контуры и построил красочный ритм с помощью мазков краски, начиная с рассыпанных маков; непропорционально большие пятна на переднем плане указывают на то, что он придавал первостепенное значение визуальному впечатлению. Был сделан шаг к абстракции. В пейзаже пара мать и дитя на переднем плане и еще одна на заднем – лишь предлог для проведения диагональной линии, которая структурирует картину. Созданы две отдельные цветовые зоны, в одной из которых преобладает красный цвет, а в другой – голубовато-зеленый. Молодая женщина с тенью от солнца и ребенок на переднем плане – это, вероятно, жена художника, Камилла, и их сын Жан.

DSC 0819

Клод Моне (Claude Monet). Маки, также известные как Променад. 1873

DSC 0821

Клод Моне (Claude Monet). Сирень, серая погода, также известная как Отдых под сиренью. 1872–1873

DSC 0573 1 Kopie

Клод Моне (Claude Monet). Сад художника в Живерни. 1900

DSC 0568

Клод Моне (Claude Monet). Рукав Сены около Живерни. 1897

С декабря 1871 года по 1878 год Моне жил в Аржантейле. Он использовал это время, чтобы установить свой мольберт в сельской местности или в садах своих домов. Но прежде всего его внимание привлекала Сена и движение лодок. В своих ярко раскрашенных полотнах Моне продемонстрировал совершенное владение техникой фрагментации мазка в переплетении световых колебаний. Левая часть композиции занята набережной Аржантей, пронизанной тенями, отбрасываемыми деревьями. На заднем плане – автомобильный мост, на каждом конце которого расположен павильон для оплаты проезда. Справа на переднем плане – понтон купальни, за ним – умывальник. Голубое небо с облаками занимает почетное место. Как отметил Даниэль Вильденштейн, Моне несколько вольно обошелся с этим мотивом. Он изобразил только пять арок на мосту, которых в действительности было семь, и поднял павильоны для оплаты проезда. Оживленность этого Bassin d'Argenteuil напоминает пляжные сцены в Сент-Адрессе или купальни в Гренуйере в Буживале до 1870 года. Но это особенно совершенная работа, которая блестяще открывает плодотворную серию, поскольку период Аржантейля является апогеем импрессионизма.

DSC 0721

Клод Моне (Claude Monet). Бассейн в Аржантей. 1872

В 1874 году, в год проведения первой выставки импрессионистов, Клод Моне семь раз рисовал мост Аржантей, а железнодорожный мост, перекинутый через Сену выше по течению от деревни, – четыре раза. Это показывает, насколько художник был привязан к этому мотиву, используя текущую реку как контрапункт для геометрической массы моста и его свай, отражающихся в воде. Здесь передний план заполнен парусными лодками, стоящими у причала. Эффект света на мачтах и на крышах домов на берегу на заднем плане дает возможность для игры дополнительных цветов (оранжевого и синего), которые подчеркивают сверкающий свет. Мост в Аржантейле демонстрирует большое разнообразие в обработке: все еще твердые очертания твердых или структурных элементов, таких как парусники и мост, гладкая, ровная текстура воды на переднем плане и неровные мазки кисти, передающие отражения на среднем плане.

DSC 0579 1

Клод Моне (Claude Monet). Мост Аржантее, также известный как Мост Аржантее и лодки. 1876

DSC 0703 1

Клод Моне (Claude Monet). На норвежском языке, также известна как "Лодка в Живерни". 1887

Эта картина – блестящая демонстрация того, как Моне заново открыл для себя Средиземноморье во время своего пребывания в Италии в 1884 году. И все же она была написана в его студии в Живерни, с картины меньшего размера, выполненной на этом месте (Виллы в Бордигере, Музей искусств Санта-Барбары). Моне намеревался использовать картину для большого декоративного панно для гостиной Берты Морисо. В начале 1884 года Морисо сообщила своей сестре Эдме: "Я начинаю сближаться с моими друзьями-импрессионистами. Моне намерен подарить мне панно для моей гостиной. Ты можешь себе представить, с каким удовольствием я его принимаю". В этой работе улавливается яркий свет Средиземноморья и увлечение художника пейзажами этого региона. Здесь он изобразил сад господина Морено, который он назвал "земным раем", представляя "это владение как никакое другое [...] сад, не похожий ни на что другое, это чистая фантазия, все растения мира растут здесь снаружи и, кажется, за ними не нужно ухаживать: это клубок всех сортов пальм...". (Алисе Хошеде, 5 февраля 1884 года). Виллы в Бордигере сочетают в себе несколько типичных черт искусства Моне. Во-первых, он использует большой, почти квадратный формат, который он предпочитал для своих декоративных работ. Во-вторых, повторение в студии мотива, взятого с натуры в Бордигере, предвосхищает его более поздние "серии". И, наконец, с помощью этого экзотического пейзажа Моне предлагает нам вариацию на одну из своих любимых тем – сад.

DSC 0613 Kopie

Клод Моне (Claude Monet). Виллы в Бордигере. 1884

DSC 0800

Клод Моне (Claude Monet). Натюрморт: мясная четверть. 1864

"Я нахожусь в удивительно диком краю, с ужасающими скалами и морем невероятных цветов; я действительно в восторге, хотя это и трудно, потому что я привык писать Ла-Манш и знал, как это делать, но Атлантический океан – это совсем другое". (Письмо Моне к Гюставу Кайлеботту). Бель-оль, самый большой из Бретонских островов, в XIX веке нечасто посещался художниками и писателями. Моне, который искал новые пейзажи, другую атмосферу, пробыл там с 12 сентября по 25 ноября 1886 года. Поначалу бескомпромиссная дикость этого пейзажа смущала его постоянно меняющейся погодой и сложностью добраться до интересующих его мест. Но отвесные скалы и головокружительные выступы не отпугнули художника, который установил свой мольберт на краю пустоты и упорно оставался там, рисуя выбранные им мотивы. Это одна из пяти картин, написанных Моне на островах Порт-Домуа. Это единственная картина в формате пейзажа, позволяющая ему дать более широкое представление о конфликте, о борьбе между скалами и морем. Скалы расположены так, что создается ощущение пространства. В стиле японских гравюр, имевших много общего с импрессионистской эстетикой, горизонт расположен в верхней части картины, оставляя мало места для неба. Необыкновенная, атмосферная вибрация моря передана с помощью интенсивных цветов. Голубые, зеленые и фиолетовые цвета проходят по морю, окаймленному белым. Мазки кисти плоские и широкие, вертикальные или округлые, как круговые ударения или запятые, бурные, но контролируемые. Это новый стиль работы кистью, очень отличающийся от картин Моне в Нормандии и более подходящий для этого внушающего благоговение острова, где все неподвластно человеку.

DSC 0632

Клод Моне (Claude Monet). Роше-де-Бель-Иль, дикое побережье. 1886

DSC 0789

Клод Моне (Claude Monet). Дорога в Шайи (Шайли). 1865

DSC 0808

Клод Моне (Claude Monet). Железнодорожный мост в Аржантёе. 1873–1874

Развитие промышленности и городского хозяйства в столице требовало значительного увеличения поставок сырья. Здесь Клод Моне изобразил работу угольщиков в виде процессии, силуэтно выстроенной против света, в темных тонах, соответствующих теме. На набережной реки Сены на въезде в Париж эти рабочие разгружают топливо для газового завода в Клиши, который обеспечивает город светом. Над ними по мосту Аньер проезжают экипажи и пешеходы, не обращая внимания на их тяжелую работу.

DSC 0747 1

Клод Моне (Claude Monet). Угольщики. 1875

Когда Моне писал картину "Вокзал Сен-Лазар", он только что покинул Аржантей и поселился в Париже. После нескольких лет рисования в сельской местности он обратился к городским пейзажам. В то время, когда критики Дюранти и Золя призывали художников писать картины своего времени, Моне пытался разнообразить источники вдохновения и мечтал, чтобы его, как Мане, Дега и Кайлеботта, считали художником современной жизни. В 1877 году, поселившись в районе Нувель-Атен, Клод Моне попросил разрешения работать в Гаре Сен-Лазар, который с одной стороны обозначал его границу. Действительно, это было идеальное место для того, кто искал меняющиеся эффекты света, движения, облаков пара и радикально современных мотивов. Далее последовала серия картин с различными точками зрения, включая виды огромного зала. Несмотря на кажущуюся геометричность металлической рамы, здесь преобладают эффекты цвета и света, а не стремление детально описать машины или путешественников. Некоторые зоны, настоящие произведения чистой живописи, достигают почти абстрактного видения. Эту картину высоко оценил другой художник современной жизни, Гюстав Кайлеботт, чья живопись часто была противоположна живописи Моне.

DSC 0747

Клод Моне (Claude Monet). Вокзал Сен-Лазар (Saint-Lazare). 1877

DSC 0564

Клод Моне (Claude Monet). Гора Колсаас в Норвегии. 1895

На этой картине первая жена художника Камилла Моне (Camille Monet), урожденная Донсье (Camille Doncieux/1847-1879), изображённая во время их пребывания в Лондоне.

DSC 0164 1

Клод Моне (Claude Monet). Медитация. Мадам Моне на диване. 1871

Камилла родила Моне двух сыновей: Жана – в 1867 году и Мишеля – в 1878 году. Рождение второго ребёнка ослабило уже и без того хрупкое здоровье Камиллы. 5 сентября 1879 года жена Моне и мать его двух сыновей скончалась. Моне написал её посмертный портрет. Это пронзительное полотно – живописный отклик на её смерть, в котором художник пытается запечатлеть супругу в последнем портрете: *(...) оказавшись у постели умершей, которая была и остается для меня очень дорогой, я с удивлением (...) поймал себя на том, что механически наблюдаю за последовательностью меняющихся красок, которые смерть только что наложила на ее жесткие черты*. 

DSC 0620 Kopie

Клод Моне (Claude Monet). Камилла на смертном одре. 1879

DSC 0784

Клод Моне (Claude Monet). Большое море в Этретате. 1868–1869

DSC 0623 Kopie

Клод Моне (Claude Monet). Мороз, солнце. 1880

Этот вид Онфлера был датирован Моне 1865 годом, когда картина попала в Лувр в 1911 году. Однако письма местного художника Александра Дюбура, в которых он вспоминает снежные пейзажи, написанные художником в 1867 году, делают эту более позднюю дату более вероятной. Крыша слева – это, вероятно, ферма Сен-Симеон, место встречи художников, которые в то время регулярно работали и останавливались в этой части Нормандии: Труайон, Добиньи, Коро, Курбе, Буден, Жонгкинд, Базиль... и, конечно, Моне. Выбрав эту тему, Моне пошел по стопам Курбе, который уже обращался к снежным пейзажам в ряде жанровых сцен. Но в отличие от старшего художника, основным мотивом которого оставались олень и охотник и который создал множество анекдотических сцен, Моне написал почти пустынный пейзаж, где повозка и ее обитатель играют очень незначительную роль. Рисование пейзажей под снегом дало Моне возможность изучить вариации света и использовать различные цветовые нюансы. Желая создать новое представление о сельской местности, художник использовал ограниченное количество оттенков. Он предпочитал коричневые цвета, цвета земли, и голубые, используемые в разных оттенках, чтобы земля не была однородно белой, а переливалась бликами. Моне написал несколько таких "эффектов снега" во второй половине 1860-х годов. Самым выдающимся из них, несомненно, является знаменитая "Волчица" (Музей д'Орсэ), датируемая зимой 1868-1869 годов. Более того, именно в декабре 1868 года он признался в письме своему другу Базилю, что находит нормандскую сельскую местность "возможно, даже более приятной зимой, чем летом...".

DSC 0042

Клод Моне (Claude Monet). Повозка. Дорога под снегом в Онфлёре. 1867

В конце 1860-х годов у Моне обострилась потребность запечатлеть ощущения и передать "эффект" на все преходящие, даже мимолетные состояния природы. Взяв с собой Писсарро, Ренуара и Сислея, Моне взялся за великую задачу заснеженного пейзажа, который незадолго до этого с большим успехом исследовал Курбе. Смягчив лиризм Курбе, Моне предпочел хрупкую сороку, сидящую на воротах, как нота на музыкальном посохе, миру леса и охоты. Солнце и тень конструируют картину и переводят непроницаемую частично твердую, частично жидкую материю. Импрессионистский пейзаж родился за пять лет до первой официальной выставки, когда движение получило свое название. В этой картине, изображающей сельскую местность близ Этретата, выполненной на месте, использованы очень необычные бледные, светящиеся цвета, что было отмечено критиком Феликсом Фенеоном: "[Публика], привыкшая к терпким соусам, приготовленным поварами художественных школ и академий, была поражена этой бледной картиной". Новизна и смелость подхода Моне, который был больше направлен на восприятие, чем на описание, объясняют отклонение картины жюри салона 1869 года.

DSC 0045 1 Kopie

Клод Моне (Claude Monet). Сорока. 1868-1869

DSC 0049 1

Клод Моне (Claude Monet). Фермерский двор в Нормандии. 1863

DSC 0625

Клод Моне (Claude Monet). Кубики льда, также известная как Ледоход на Сене. 1880

DSC 0630 0

Клод Моне (Claude Monet). Проба рисунка на открытом воздухе, справа и слева. 1886