Средние века и Возрождение (1100-1600)
Христианская вера была повсеместной в раннем средневековье, когда искусство и религия шли рука об руку. В пятнадцатом веке возродился интерес к классической античности. Реформация и подъем гуманизма впоследствии перевернули средневековое мировоззрение с ног на голову.
Людовико Карраччи был одним из первых художников, исследовавших эмоциональную сторону религиозного откровения. Здесь он впервые в искусстве проиллюстрировал эпизод, в котором один из последователей Святого Франциска стал свидетелем явления Богородицы, отдающей Младенца Христа святому, чтобы он взял его на руки. Карраччи отличил небесный свет вокруг Девы от ночного лунного пейзажа (слева на картине) и подчеркнул чрезвычайно духовную природу переживаний Франциска.
Фаринати был ведущим художником Вероны, Италия, и в свое время был таким же известным, как Тинторетто и Веронезе. Он придумал эту драматическую композицию около 1565 года. Жесты кривых фигур – например, вытянутой руки молодого человека слева – вносят вклад в динамизм картины. Иисус привлекает внимание всех собравшихся, даже осла.
Предметы итальянской мебели, особенно сундуки (кассони), часто украшались сюжетами из легенд и античности. Хотя кассони были написаны некоторыми из самых известных художников, большинство создали анонимные художниками-декораторы. На этой панели от кассона изображен римский полководец Гораций Коклес, защищающий мост в Рим от этрусков. Аполлонио ди Джованни (Apollonio di Giovanni) был одним из самых выдающихся специалистов по кассоне во Флоренции. Кассони часто изготавливались парами, в основном по случаю брака, с изображениями подвигов. Справа изображён персидский правитель Дарий, идущий на битву с Александром Великим.
Этот исключительный диптих изображает ведущего флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и его недавно умершего отца Франческо, который был не только музыкантом, но и архитектором. Это одни из самых ранних портретов, характеризующих их натурщиков по профессии: ручка и компас отсылают к архитектуре, ноты к музыке. Обе дисциплины основаны гармонии и пропорции. Во Фландрии Мемлинг разработал новый тип портрета, показывающий натурщиков на фоне пейзажей. Здесь пальма и лавровые листья на переднем плане намекают на фамильный герб Бернардо Бембо, итальянского гуманиста, который жил в Брюгге в 1473 году и собирал римские монеты. Мемлинг нарисовал нескольких членов итальянской общины в Брюгге, и их портреты вызвали восхищение у художников в Италии, включая Пьетро ди Козимо.
Эта картина представляет собой "мемориальную доску", призванную почтить память умершего человека. Вероятно, она висела рядом с могилой Гертрю Хек-ван Слингеланд ван дер Темпель в церкви монастыря Святой Агнес в Дордрехте. Гертруй преклоняет колени в молитве перед Святой Агнесой. Хотя сама Гиртруй не была рукоположенной монахиней, она одета в монашескую одежду в знак своего благочестия.
Император Габсбургов Карл V правил королевством, в котором "никогда не заходит солнце". Он охватывал большую часть Европы, включая Испанию и Низкие страны, части Центральной Америки и Карибского бассейна. Это первая картина, изображающая испанских солдат, покоряющих людей, живших здесь. Мостарт добавил несколько необычных элементов, чтобы придать своему традиционному европейскому пейзажу экзотическую атмосферу: обезьяна, дикобраз и попугаи.
Козимо Росселли был успешным независимым мастером и учителем, чья работа типична для художественного творчества Флоренции второй половины 15 века. Этот тондо, сохранившееся в удивительно хорошем состоянии, отражает флорентийское чувство дизайна и колорита, а также показывает реакцию Росселли на недавно импортированные работы фламандских художников.
Изабелла Бурбонская, жена Карла Смелого, герцога Бургундского, умерла в 1465 году. Их дочь Мария построила ей памятный монумент в аббатстве Святого Михаила в Антверпене. Гробницу окружали 24 фигуры скорбящих членов семьи и предков, известных как плевранты. Они символизировали величие династии Бургундий.
Женщина сидит за прялкой, а мужчина работает над своими счетами. Вероятно, эта пара портретов была написана для помолвки или свадьбы. Его изображают расчетливым купцом, её – прилежной хозяйкой. Это два самых ранних портрета голландских граждан.
Сэр Томас Грешем (1519–1579) был ведущим английским купцом в Антверпене, а также финансовым агентом английского короля в Нидерландах. Он и его жена Энн Фернели были богатыми людьми, но при этом скромно одеты. Их статус также очевиден в выборе художника: Антонис Мор был одним из выдающихся портретистов своего времени и придворным художником испанского короля.
В Ветхом Завете рассказывается история жителей Вавилона, захотевших построить башню, которая достигала бы небес. Бог наказал их за гордыню: он перепутал их общий язык, так что они больше не могли понимать друг друга. Это одно из самых ранних нарисованных изображений этой истории; он также дает довольно надежное представление о позднесредневековых строительных методах.
8 июля 1499 года солдаты герцога Гельдерского вошли в город Ренен в провинции Утрехт, по пути поджигая дома. Герцог пытался расширить область своей власти, но атака провалилась, и его войска отступили.
Ecce homo означает "узрите человека": наверху лестницы арестованный Христос показан людям, которые требуют его распятия. Художник перенес эту важную библейскую историю в воображаемый город своего времени. Повседневная жизнь продолжается как обычно: идут строительные работы, есть рынок, в гавани разгружают корабли.
В ночь на 19 ноября 1421 года – в праздник Святой Елизаветы – большая часть Голландии была затоплена. Район Дордрехт сильно пострадал: 23 деревни были затоплены, 2000 человек погибли. Позже выжившим был изготовлен алтарь. На внешних панелях изображено бедствие с проломом плотины справа и неповрежденным городом слева.
Магистр Алкмара (XVI век) обязан своим именем серии из семи панелей, написанных в 1504 году, на которых изображены семь благотворительных работ. Они были заказаны братством Святого Духа для церкви Святого Лаврентия в Алкмаре. Считается, что настоящим автором работы является Корнелис Байс (Cornelis Buys), который, в свою очередь, был братом художника Якоба Корнелиса ван Остсанен (Jacob Cornelisz van Oostsanen). Корнелис Байс работал в Алкмаре с 1490 по 1524 год. Голландский город является фоном для этого повествования, которое показывает, как хороший христианин должен помогать нуждающимся. Христос стоит среди зрителей почти на всех панно. Сцены создают впечатление городского общества около 1500 года. Произведение было сильно повреждено во время иконоборчества 1566 года, когда католические церкви подверглись вандализму со стороны протестантов.
Начиная с Карло Кривелли так называемый "интернациональный готический" стиль пережил свой окончательный расцвет в Италии. Это прекрасно сохранившееся панно было написано ближе к концу его карьеры. Он служил алтарем провинциальной церкви, посвященной Марии Магдалине в малонаселенной сельской местности Марке, где жил Кривелли. Мария Магдалина была блудницей из Магдалы. Библия содержит информацию о ней. Она стала одним из самых верных последователей Христа. Вскоре после его распятия Мария Магдалина обнаружила пустую гробницу. Несколько позже она приняла его за садовника. Когда Мария обняла его, Христос сказал на латыни Noli me tangere: "Не трогай меня", потому что он собирался оставить свое земное существование.
Августин, отец церкви 4-го века, показан здесь как епископ римского города Гиппо Региус (ныне Аннаба, Алжир). Он символически держит обнесенный стеной город в правой руке. Лучи света и стрела исходят от ангела, что является намеком на награды, дарованные городу как центру раннего христианства при епископе.
Орканья был ведущим флорентийским художником середины XIV века. Этот запрестольный образ с Богородицей и Младенцем среди святых, сохранившийся почти в первозданном виде, был заказан известным гражданином для придела в церкви в 1350 году. Изображение Богородицы с Младенцем и двух святых отражает довольно жёсткий, иератический стиль того периода. Каркас напоминает готическую архитектуру.
Стиль мастера Бадиа а Изола тесно связан со стилем Дуччо, основателя сиенской школы живописи. Эта Богородица – вариация прототипа Дуччо. Хотя нижняя часть панели была обрезана, она по-прежнему является прекрасным примером утонченного линейного стиля, который Дуччо передал своим последователям в Сиене.
Иероним и Катерина сидят на покрытой травой скамейке перед кустами роз. Двух святых можно идентифицировать по их атрибутам: Иеронима со львом и Екатерина с мечом и сломанным колесом. Екатерина была дочерью короля и служила образцом для подражания для богатых придворных дам. Дорогая книга в форме сердца, которую она держит, вероятно, содержит светские песни о любви. Мы смотрим на портрет?
Пристрастие к нежным, тонко окрашенным сценам на золотом фоне сохранялось в Сиене дольше, чем во Флоренции. Эта работа, примечательная драматической изоляцией распятого Христа между его последователями (справа) и его преследователями (слева), была, вероятно, серединой в серии панелей пределлы Страстей Христовых, помещенных под большим алтарем.
Джованни да Милано внёс более богатый цвет и более изысканный стиль во флорентийскую живопись конца XIV века. Это видно по изящным силуэтам фигур на традиционном золотом фоне. Панно, вероятно, было написано для кого-то, кто имел особую связь с изображенными святыми: Франциск, Мария Магдалина, Дева Мария, Иоанн Богослов.
Как доминиканский монах, Фра Анджелико (Fra Angelico) не подчинялся строгим правилам гильдии флорентийских художников. Таким образом, он был свободен развивать более личный стиль. Фра Анджелико сочетал в себе сильный реализм и твердые формы с некоторой сладостью, частично заимствованной из более ранних сиенских и флорентийских образцов.
Благодаря своей добровольной жизни в нищете Святой Франциск был одним из самых почитаемых святых в средневековой Европе. На этой панели изображен момент, когда Франциск, отождествляя себя с Христом, получил раны (стигматы), полученные Иисусом во время распятия. Изначально панель была левым крылом триптиха, с Распятием в центре и Смертью Святого Франциска справа.
Как и многие небольшие картины того периода, это произошло из серии панелей предллы, которые раньше находились на основании большого алтаря. На таких панно часто изображались Богородица с младенцем в сопровождении нескольких стоящих святых. Однако иногда художники имели больше свободы в выборе и обработке сцен пределлы, в то время как сам главный алтарь обычно был довольно обычным.
Это многолюдное Распятие, вероятно, было задумано как отдельная панель для личного поклонения в домашней обстановке.
Когда Христос нёс свой крест на Голгофу, он вытер пот со своего лица платком, который преподнесла ему Вероникой. На ткани запечатлелось изображение его лица. Эта чудотворная икона вера или "истинный образ" превратилась в "стандартный портрет" Христа. Авторство портрета Христа на плате Вероники ранее приписывалоь Карло Кривелли (Carlo Crivelli), однако позже было отклонено. Плат Вероники был излюбленным предметом религиозного искусства XV века и изображался на многих картинах и скульптурах. В кафедральном соборе маленькой деревни Манопелло из провинции Абруццо хранится оригинал. Немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер, изучая плат, пришел к выводу, что он обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца, лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом.
Сцены Благовещения регулярно изображались на верхних частях больших полиптихов, и этим объясняется этот небольшой медальон, несомненно, один в паре с другим, который показал бы, что архангел Гавриил возвещает зачатие Богородицы. Когда такие алтари выходили из моды, их часто расчленяли, и фрагменты попадали в частные коллекции.
Якобелло дель Фьоре(Jacobello del Fiore), ранее работавший в различных небольших итальянских городах, был одним из первых, кто представил Венеции элегантный и яркий стиль "интернациональной готики". Две стоящие на коленях монахини слева, которые являются свидетелями этой сцены мученичества, заказали бы картину для своего личного поклонения; возможно, они принадлежали венецианскому монастырю Сан-Лоренцо.
Святой Иероним, который в IV веке перевел Библию на латынь, считается наиболее образованным из четырех Отцов Церкви. Лоренцо Монако изобразил его в углу своего кабинета в сопровождении льва, который подружился с ним после того, как он вынул шип из его лапы. Это панно было правым крылом небольшого диптиха.
Герардо Старнина (Gherardo Starnina) был художником, который много путешествовал, и разработал в Испании элегантный и яркий стиль. После того, как он вернулся во Флоренцию в 1403 году, его работы оказали глубокое влияние на художественное развитие Лоренцо Монако и других флорентийских художников. Эти две панели, которые находятся в отличном состоянии, вероятно, служили крыльями большого алтаря.
Стиль известного голландского скульптора Николааса Герхарта ван Лейдена (Nicolaas Gerhaert van Leyde) отражен в кропотливой каллиграфической обработке этих фигур, с их изяществом и пространственной связностью. Ван Лейден работал в Страсбурге и оказал глубокое влияние на позднюю готическую немецкую скульптуру. Ганс Каменсецер, создавший эту очаровательную рождественскую группу (критики приписывают эту работу ему) в 1470 году, вероятно, был его учеником.
Витус был сицилийским мальчиком IV века, который перенёс варварские пытки после своего обращения в христианство. В возрасте 12 лет его варили в котле с кипящим маслом, но он чудом выжил благодаря своей непоколебимой вере. Изображение Вита в котле было очень популярно в средние века, особенно на юге Германии.
Эти три группы изображают сцены из жизни Христа, в которых он появляется за трапезой (Христос в доме Марии и Марфы; Тайная вечеря; Ужин в Эммаусе) созданы неизвестным мастером в 1520 году. Первоначально они составляли часть предллы (нижней зоны) большого резного алтаря. Три сцены за столом относятся к празднованию Мессы, когда хлеб и вино преподносятся к алтарю как тело и кровь Христа. Миниатюрный алтарь справа – один из самых красивых образцов работы французских ювелиров периода около 1400 года. Возможно, он происходил из аббатства Шок (Па-де-Кале) и, несомненно, принадлежал кому-то, связанному с парижским двором. Видя измученное тело Христа, хозяин мог в любой момент задуматься о его страданиях.
Начиная с 13 века, статуи Богородицы с младенцем в натуральную величину находили по всей Европе. По форме они отражали монументальные статуи в больших французских соборах в таких городах, как Париж, Шартр, Амьен и Реймс. Статуи Богородицы с сыном на руке часто изображают его, держащего в руке какой-либо атрибут, например яблоко, глобус или, как здесь, птицу. Это относит к его страданиям на кресте. По одной из легенд, птица пыталась оторвать шип от тернового венка на голове Христа. Самые ценные монументальные французские скульптуры и скульптуры Мосана были изготовлены из импортного итальянского мрамора, как этот прекрасный образец. Мария держит в правой руке лилию как символ своей девственности. Справа Дева сидит с Младенцем Христом на коленях. Здесь она больше, чем просто мать Иисуса, она – символический трон, на котором сидит Младенец, воплощение божественной мудрости: sedes sapientiae. Вместе с резными распятиями это один из самых ранних предметов отдельно стоящей скульптуры в средние века.
В начале XVI века неизвестный мастер вырезал из древесины дуба фигуру Христофора, несущего на своих плечах мальчика. Легенда гласит, что великан Кристофер перенёс Младенца Христа через реку, но вес стал для него почти непосильным: это произошло потому, что ребенок нёс все грехи мира. В средние века Кристофер был покровителем путешественников, поэтому колоссальные статуи Христофора часто стояли у дверей церквей. В стеклянном шкафу справа установлен реликварий, украшенный Христом, святыми и ангелами, изготовленный неизвестным мастером в начале XIII века. Под ним реликварий-бюст из позолоченного серебра и эмали, изображающий святую Феклу. Волосы разделены на две косы сзади. Вокруг шеи по краю халата колье с красной эмалью, а спереди – герб. Карие глаза с эмалью на фоне прозрачного серебряного глазного яблока. Рядом стоит сделанная в виде голубя гостия – от латинского "hostia", что означает "жертва". Гостию наполняли плоскими круглыми ломтиками пресного пшеничного хлеба и подвешивали на цепи как символ Святого Духа.
Этот триптих был написан в память о супружеской паре: на створках мужчина и женщина стоят на коленях. Центральная панель надлежащим образом изображает чудо Христа, воскресившего Лазаря из мертвых, намёк на обещание вечной жизни и веру в то, что смерть преодолевается верой во Христа.
Эта "мемориальная доска" была написана в память о четырёх изображённых на ней канонах. Частично разложившийся труп в открытой гробнице напоминает зрителю о его собственной тленности и просит его молиться: "Проходящий, смотри и плачь. Кем ты являешься, когда-то был я; ты станешь, кем я являюсь, умоляю тебя молиться за меня".
После разрыва помолвки с римским консулом, чтобы стать христианкой, Луция претерпела множество пыток, но оставалась стойкой. В конце концов, она была казнена мечом, как показано здесь. Святой, стоящей на погребальном костре, палач пронзил шею мечом. Другие палачи раздувают мехами пламя, а власти слева наблюдают. На заднем плане сцены из жития святой. Слева Луция стоит перед борделем, справа молодая пара занимается любовью, рядом с ними пытаются утащить Луцию с упряжкой волов, Луция получает последний обряд от священника, справа – обезглавиливают правителя Пасхасия. Это панно было частью алтаря, посвященного святой. Картина справа – ода целомудрию. Дева сидит в огороженном саду, символизирующем девственность, в окружении четырех других дев ("девственница между девственницами"). По атрибутам на ожерельях они идентифицируются как святая Екатерина с колесом и мечом, святая Цецилия с органом, святая Варвара с башней и святая Урсула с сердцем и стрелой.
Мадонна на троне со святыми Иеронимом и Иоанном Крестителем и коленопреклоненным картезианским монахом. Слева Мария сидит на троне с Младенцем Христом на коленях. Монаха представляет Богородице Иоанн Креститель. У ребенка на коленях открытая книга, а в протянутой руке – четки, которые он отдаёт монаху. Между ними стоит святой Иероним, который, как и Иоанн, жил отшельником в пустыне. Таким образом, оба святых подчеркивают затворнический образ жизни картезианцев. Справа Гентский алтарь с видом на сад. На панели Гертгена Янса представлены ближайшие родственники Христа, собранные в воображаемой средневековой церкви. Название для такой сцены происходит от слова, обозначающего кровное родство. Слева Дева (в синем) сидит с Иисусом на коленях рядом со своей матерью Анной. За ними стоят их мужья Иоахим и Иосиф. Справа сидят двоюродная сестра Марии Елизавета с сыном Иоанном Крестителем. Здесь же Мария Саломея и Мария Клеофас. У алтаря Алфей, Зеведей и Захария. Рядом играют ученики Симона, Иакова и Иоанна, еще будучи детьми. Перед алтарем Иуда Фаддей зажигает свечу на вершине хора. На алтаре группа статуй, изображающая жертвы Авраама.
На золотом фоне изображены Христос на кресте, слева Мария, справа Святой Иоанн, а внизу креста преклонивший колени молящийся священник. Внизу был нарисован латинский текст, в котором говорится, что в 1363 году Хендрик ван Рейн, ректор и архидьякон умер в 1363 году: "Молитесь за него". При ближайшем рассмотрении можно заметить, как Святой Иоанн тянется к стоящему на коленях мужчине, который, в свою очередь, смотрит на Марию, в то время как последняя возвращает свой взгляд и указывает ее правую руку на Христа. Архивные записи говорят нам, что Хендрик ван Рейн был ректором и архидьяконом церкви Св. Иоанна в Утрехте. Он заказчик и жертвователь этой мемориальной доски или эпитафии. Ван Рейн выглядит меньше святых и Христа, он представлен Христу святыми Иоанна и Марии. Самая простая форма портрета, профиль или вид сбоку не очень личная, но легко узнаваемая. С другой стороны, скромность изображенных людей означает, что без Хендрика ван Рейна композиция всё равно была бы завершенной. Справа четыре голландских рыцаря преклоняют колени перед Богородицей. Первые трое погибли в 1345 году в битве при Уорнсе против фризов; четвертый был тяжело ранен. За ними стоит Святой Георгий, их покровитель. Гербы над головами показывают, что они принадлежат к семье Де Ровер из Монфорта. Картина представляет собой "монументальное панно", посвященное их памяти.
В этом выставочном зале 0.1 на переднем плане возвышается статуя, изображающая Богородицу с Младенцем. Она держит маленького обнаженного Христа на своей левой руке и протягивает ему гроздь винограда правой рукой. Дева Мария носит поверх платья плащ и головной платок, окантованный мехом. Тема Христа на руке Богородицы была универсальной для средневекового религиозного искусства.
Картина Яна Янса Мостарта "Поклонение волхвов", написанная в период 1520-1525 годов, "увеличивает" обожание магов до такой степени, что зритель чувствует себя почти присутствующим при рождении. Цари приносят дары младенцу Иисусу, который находится не в скромном хлеву, а в руинах дворца – дворца царя Давида, где, согласно легенде, Иисус родился много веков спустя. Поклонение королей. Мария сидит с младенцем Христом на коленях, цари расположились от неё по обе стороны. Ребёнок тянется к золотой чаше. Слева рушащиеся стены конюшни, справа свита королей. В качестве украшений на столбе от ворот: виночерпия о сне фараона, тибуртинская сибилла с императором Августом, три героя предлагают царю Давиду воду из вражеского колодца и дерево Иессея.
Слева символически изображено генеалогическое древо Христа. Оно выросло из спящей фигуры Иессея, прародителя линии царей, в которую, согласно преданию, входили Саломон, Давид и Иисус. На ветвях возвышается царство двенадцати царей Иудейских, праотцев Христа. На самом верху – Мария с младенцем Христом. Цари: Давид, Соломон, Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Озия, Иоатам, Ахаз. Хезекия и Манассия. По обе стороны от Иессея стоят два пророка, вероятно, Исаия и Иеремия. Слева коленопреклоненная монахиня в белом одеянии, основательница, вероятно, ордена Магдалины.
На правой стороне ведущий художник Антверпена начала XVI века Квентин Массейс (Quinten Massijs) описывает яркую картину страданий Иисуса. Иисус появляется близко к переднему плану, почти ощутимо соединяясь со зрителем: окровавленный и изогнутый под тяжестью креста Христос несёт его на своих плечах. Ухмыляющиеся солдаты слева и справа тянут веревку, обвязанную вокруг талии Христа. Позади Христа вестник трубит в трубу, на которой висит знамя с двуглавым орлом. Прямо вдалеке виднеется Голгофа. Это проницательное изображение помогало прихожанам сочувствовать боли Иисуса.
Здесь художник "приблизился" к ликам мертвого Христа и его скорбящих учеников. Таким образом, картина одновременно интимная и конфронтационная. Это облегчало верующим отождествление со страданиями Христа и скорбью Девы. Человек справа, держащий гвозди от креста, – Никодим; Вероятно, это также портрет человека, заказавшего картину. Дева Мария, Мария Магдалина и Иоанн стоят у тела Христа.
В центре триптиха изображено Распятие. На левой боковой панели – мужчина, который заказал этот частный алтарь, стоит на коленях рядом со Святым Петром; на правой боковой панели впереди Святого Иакова женщина-заказчица так же опустилась на колени. Над заказчиками летают путти с гербами. Донаторы, одетые в чёрное, преклоняют колени перед распятым Христом. Таким образом, они, похоже, участвуют в крестной жертве Христа на Голгофе за пределами Иерусалима, где были казнены преступники. В закрытом виде алтарь изображает святого Христофора верхом на лошади с младенцем Христом на руке, справа – армию дьяволов.
Тирольские художники по стеклу часто использовали в качестве модели гравюры итальянского мастера Маркантонио Раймонди. Так обстоит дело с этой картиной на стекле: художник только добавил великолепное звездное небо. Процесс росписи стекла противоположен обычному рисованию: мелкие детали сначала наносятся на обратную сторону стеклянной панели, а остальная часть изображения затем постепенно обрабатывается вокруг них.
Этот изысканный переносной алтарь предназначался для личного поклонения. Владелец мог использовать его для личных медитаций дома или в путешествии. Открытый алтарь представлял собой пронзительное изображение "Христа как Человека Скорби", стоящего в своей гробнице и явно указывающего на раны, нанесенные его распятием. Это помогло верующему отождествить себя со страданиями Христа.
Виллем ван Бибо (Willem van Bibaut) стал главой картезианского ордена в 1521 году и жил в Ла Гранд Шартрез в Гренобле до 1535 года. Его портрет должен датироваться этим периодом. Крыло с изображением Богородицы с Младенцем написано в Брюсселе около 50 лет назад. Таким образом, Бибо превратил старую картину в свой собственный религиозный портретный диптих. На геральдической панели справа на золотом фоне с маленькими красными точками изображена Мария с младенцем Иисусом на руках. На левой геральдической панели – портрет молящегося картезианского монаха Виллема ван Бибо. На обороте портрета – орудия Страстей христовых на фоне голубого неба.
Распятие расположено на центральной панели на фоне города Утрехт: Мария слева и Иоанн справа. Таким образом, библейская сцена приобрела определенную реальность для средневекового зрителя. Слева – Папа Григорий Великий, которому во время мессы было видение Христа. Справа – Святой Христофор, который несёт на своих плечах Младенца Христа и бремя человечества. В закрытом состоянии на боковых панелях изображено Благовещение Марии в гризайле. Слева ангел, справа Мария, изображенная статуями на постаментах под балдахинами. На правой панели Христос на кресте, по обе стороны ангелы. Ниже креста слева Иоанн, Мария, Мария Магдалина и святые женщины. Фантастическая одежда фигур на переднем плане помещает библейскую историю в далекое прошлое. Художник также добавил в эту сцену распятия элементы из своего собственного мира: высокая башня в обнесенном стеной городе – Иерусалиме – является собором города Утрехт. На заднем плане исцеляющий от слепоты Лонгин и сотник, два всадника справа. Не все следят за происходящим: на холмах слева старый путешественник продолжает свой путь, а влюбленная пара веселится справа.
Для изображения Голгофы, горы, на которой был распят Христос, Якоб Корнелис ван Остсанен (Jacob Cornelisz van Oostsanen) выбрал высокую точку обзора. Поступая так, он создал обширный ландшафт, на котором одновременно изображались последовательные эпизоды Страстей Христовых. Эта повествовательная традиция часто использовалось в средневековой живописи. Посередине Христос на кресте с четырьмя ангелами, собирающими кровь. На переднем плане Мария Магдалина, Мария, Иоанн и святая Вероника с тканью. На краю её мантии написано: Salve Sact (a) Facies Nos (tri) Redemptor (is). Прямо на коне Лонгин и сотник. На заднем плане: распятие, прощание Христа с матерью и молитва в Елеонском саду в Гефсимании. Ближе к концу своей карьеры Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden) написал несколько картин Богородицы с Младенцем, в том числе и эту, справа. Расположение матери и ребенка близко к картинной плоскости придает сцене интимность, которая еще больше усиливается ее нежной лаской. Чтобы создать личную связь со зрителем, Мария и Иисус смотрят на нас с поразительной прямотой. Мария сидит с младенцем Христом на коленях. В левой руке ребенок держит шар с крестом, а в правой – цветок.
Христос прощается со своей матерью Марией. Слева скорбящие женщины, сзади его ожидают несколько учеников. Справа Христос уходит со своими учениками и ещё раз оглядывается назад. Справа внизу собака. Вдалеке мост, ведущий в город. Это панно было частью серии сцен из жизни Богородицы. Здесь мы видим, как Христос прощается со своей матерью, несмотря на то, что она умоляла его не идти в Иерусалим.
На правой панели мы стали свидетелями драматического момента. Христос сидит на скамейке рядом со своей матерью Марией и разговаривает с учениками. На полу перед ним становится на колени Мария, сестра Марты. На заднем плане Марта работает на кухне у камина. Над проходом на кухню изображение смерти Лукреции. Обе Марии – мать Иисуса и его подруга – тщетно пытаются отговорить Христа от поездки в Иерусалим, где он умрет на кресте.
Посредством подобных картин верующие могли следить за эпизодами Страстей Христовых и отождествлять себя с Его болью и страданиями. На переднем плане солдаты бросили жребий на его одежду Христа, рядом палач сверлит отверстия в кресте, справа раздевается Христос. Чуть дальше, слева, Христос сидит на кресте, ожидая своего распятия, в центре Мария падает в обморок, поддерживаемая Иоанном, справа Пилат верхом на коне со свитком бумаги в руке. Слева двух убийц напоили перед распятием, верховный жрец Анна верхом на лошади дает указания палачу. В центре другие палачи с лестницей и двумя крестами. На заднем плане Иисус падает под тяжестью креста. Затем его раздевают (внизу справа) и издеваются (слева). Вдали Несение Креста в процессии, выходящей из городских ворот Иерусалима. В центре вверху Иисус висит на кресте. Две статуи по обе стороны панели изначально стояли под большой скульптурой распятого Христа. Дева в печали склоняет голову, а выразительный взгляд юного апостола Иоанна, любимца Иисуса, устремлён вправо вверх. Он опирается на правоую ногу, слегка согнув левую на дискообразной земле. Иоанн сжимает книгу под правой рукой, согнутую левую немного отводит от тела. Он носит рясу с плоским воротником на пуговицах. На поясе свисают чернильница и ножны для письменных принадлежностей. Большие скульптурные группы, подобные этой, обычно размещались высоко на пределе, отделявшей алтарь от нефа церкви.
Козимо Росселли был успешным независимым мастером и учителем, чья работа типична для художественного творчества Флоренции второй половины XV века. Это тондо, сохранившееся в удивительно хорошем состоянии, отражает флорентийское чувство дизайна и колорита, а также показывает реакцию Росселли на недавно импортированные работы фламандских художников. Мария преклоняет колени перед младенцем Христом. Ребёнок протягивает руки к матери. Один ангел держит голову ребенка, другой ангел кладет руки на плечи юному Иоанну Крестителю. Иосиф становится на колени под навесом справа.
Даниэле Барбаро (Daniele Barbaro) был ведущим исследователем аристотелевской физики. Он изображен в церковном облачении патриарха. Рядом с ним – перевод его трактата об архитектуре древнеримского Витрувия. Книга была издана в 1556 году с иллюстрациями известного архитектора Палладио (Palladio). Последний часто сотрудничал с Веронезе, художником этого портрета, особенно на вилле Барбаро в Мазере.
Триптих с Поклонением волхвов (центральная панель), Донатором и его шестью сыновьями со святым Иеронимом (внутреннее левое крыло), женой донатора и ее семью дочерьми со святой Екатериной Александрийской (внутреннее правое крыло), святым Христофором (внешнее левое крыло) крыло) и Антонием Аббатом (внешнее правое крыло). Якоб Корнелис ван Остсанен (Jacob Cornelisz van Oostsanen). 1517.
Опасаясь исхода битвы, Саул, царь израильтян, посоветовался с гадалкой из Эндора. Пророчество сбылось: Саул проиграл битву, но незадолго до своей смерти он бросился на свой меч. Его самоубийство - на среднем фоне – предостережение от колдовства. На переднем плане – шабаш ведьм: гадалка сидит в меловом круге в окружении других ведьм, сатиров и воображаемых фигур.
На просторном лугу Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden) поместил библейское повествование об израильтянах, которые изменили Богу из-за того, что поклонялись изображению золотого тельца. Триптих предостерегает от неверия и аморального поведения. Выбор этой редкой темы может быть связан с зарождающимся протестантизмом, который сильно не любил римско-католическое поклонение религиозным изображениям.
Эта многогранная композиция представляет собой момент, когда священник проповедует с кафедры собравшейся толпе сидящих и стоящих мужчин и женщин. Позади священника на стене картина Моисея с Десятью заповедями. На переднем плане разбросаны цветы. Богатый Антоний, стоящий справа как наблюдатель группы из пяти других мужчин (донаторов?), во время проповеди отвечает на призыв священника раздать всё своё мирское имущество. Реалистичная муха на белой фуражке женщины впереди – иллюзионистская шутка художника. На заднем плане святой Антоний раздает хлеб бедным, нищим и инвалидам. Внутри церкви вид сзади на органную галерею, за ней – хор с алтарем, на котором расположен триптих.
Саломея соблазнительно танцевала для царя Ирода, и в награду ей было исполнено желание. По настоянию своей матери Иродиады Саломея попросила голову Иоанна Крестителя, критиковавшего прелюбодеяние Иродиады с царем. Саломея показывает нам свой приз – голову святой на блюде. Саломея стоит под аркой, вдали виднеется пейзаж с крестьянским хозяйством у реки.
Мраморная ниша, в которой восседают Богородица с младенцем Христом на правой руке, – настоящий образец современного стиля Возрождения. Пилястры и балясины, полукруглые ниши, бараньи головы, рога изобилия и скрученные листья аканта типичны для нового стиля, основанного на архитектуре классической античности.
По надписи на оригинальной раме мы узнаём, что это портрет дворянина Георга ван Эгмонда (Joris van Egmond). Он снискал расположение императора Карла V и в 1535 году стал епископом Утрехта. Ван Эгмонд был важным покровителем художников, в том числе Ван Скореля (Jan van Scorel), который нарисовал своего защитника на панно исключительно широкого формата. Половина в черной накидке, отороченной коричневым мехом, и в чёрном берете. Его руки лежат на бархатной подушке или спинке стула.
Автопортрет Якоба Корнелиса ван Остсанена (Jacob Cornelisz van Oostsanen) сигнализируют о растущем осознании художниками своей роли. Эта работа долгое время считалась самым ранним автопортретом художника в Северных Нидерландах. Якоб Корнелис смотрит прямо на зрителя; позади него на листе бумаги дата, 1533 год, и монограмма художника I (Якоб), A (Амстердам) вокруг перевернутой буквы W: для Уорра, его фамилия.
Это единственный известный портрет чернокожего мужчины в ранней европейской живописи. Возможно, он служил при брюссельском дворе императора Карла V, у которого был чёрный лучник по имени Кристофль ле Мор среди своих телохранителей. Значок Богородицы на его фуражке – сувенир паломничества в Галле (Брабант), излюбленное место паломников брюссельского двора.
Граф Энгельберт изображал себя со своим охотничьим соколом, как типичного представителя знати. Его семья годами управляла некоторыми частями Брабанта. Энгельберт служил герцогам Бургундии на различных административных и военных должностях. В 1496 году Филипп Прекрасный назначил его своим агентом в Нидерландах.
Филипп Прекрасный был сыном императора Священной Римской империи Максимилиана I и Марии, герцогини Бургундской. Он носит знак отличия Ордена Золотого Руна – маленькую овечью шерсть на цепочке. Только самые важные вельможи и князья могли стать членами Ордена Золотого Руна.
Эритрейская Сибилла была пророчицей классической древности, предсказавшей пришествие Христа. Хеемскерк изобразил ее здесь, в этом левом крыле большого алтаря, молодой женщиной в фантастической одежде. Слой краски стал бесцветным и местами стал прозрачным, в результате чего рисунок просвечивает сквозь платье.
Любовь к ближнему важнее религиозной веры, вот в чем смысл этого послания: благочестивый человек из Самарии – в тюрбане – утешает человека, которого только что жестоко ограбили. Библейская история описывает, как два еврейских священника прошли мимо полумертвой жертвы. Изображая одного из них (спереди справа) христианским монахом, художник явно подвергал критике католическую церковь своего времени.
Женщина – Мария Магдалина. Её можно узнать по сосуду с мазью, которой она помазала ноги Иисуса. Ван Скорел изобразил её соблазнительной, роскошно одетой куртизанкой, отсылая к известной прошлой проституции. В одежде Марии Магдалины чувствуется влияние итальянской живописи, с которой Ван Скорель познакомился во время своей поездки в Рим.
Маленькие стеклянные тарелки использовались в качестве красочных, повествовательных рассказов в больших окнах, украшающих дома и общественных зданиях. Пигменты наплавлялись на стекло обжигом. Композиции часто создавались выдающимися художниками и подписаны, например, Дирком Веллертом (Dirck Vellert), который работал в Амстердаме и Антверпене. Его композиции изображают в основном аллегории или сказки из древности.
Здесь всё источает классическую старину, от старинных статуй фонтанов до классической архитектуры дворца. Библейский сюжет подчинен обширной панораме. Вирсавия сидит и купается слева внизу, за ней наблюдает царь Давид, маленькая фигурка на балконе справа вверху. Даже с такого расстояния он соблазняется красотой Вирсавии.
Эрард де ла Марк, принц-епископ Льежский, имел репутацию безжалостного инквизитора (противника ереси), но также большого покровителя искусств и главного героя современного стиля Возрождения в северных и южных Нидерландах.
Свадьба в Кане, также интерпретируемая как Христос с Марией и Марфой. Христос сидел с несколькими другими гостями за накрытым свечами праздничным столом. Слева лютнист. В этой ночной сцене – новинке в живописи того времени – Вермейену удалось создать драматический эффект. Свет свечей играет на лицах и отбрасывает тёмные тени. Для огня Вермейен использовал сусальное золото. Он намного опередил своё время: лтшь около 1600 года ноктюрн как жанр стал более широко известным благодаря итальянскому художнику Караваджо.
В работе "Святое семейство" Ян Корнелис Вермеен (Jan Cornelisz Vermeyen) изобразил сидящую на ступенях дома Пресвятую Богородицу, держащей цветы большим и указательным пальцами. На её коленях стоит Младенец Иисус, сложив пальцы правой руки в благословении. За их спиной задумчивый Иосиф подпирает ладонью подбородок. На небе музицирующие ангелы славят рождение Христа.
Слева стоит домашний алтарь с Тайной вечерей, изготовленный неизвестным мастером в 1550 году. Его орнаментальная рамка, богато украшенная гротесками, гирляндами, сатирами и путти, основана на гравюрах антверпенского скульптора Корнелиса Флориса (Cornelis Floris). Стиль отличает южно-нидерландский вариант итальянских моделей эпохи Возрождения. Подобные современные, роскошные произведения искусства часто экспортировались в Германию, Скандинавию и страны Балтии. В XVI веке Мехелен был центром производства алебастра на юге Нидерландов. Из-за своей мягкости алебастр был идеальным камнем для вырезания сложных рельефов. Их часто собирали в домашние алтари с богато украшенными деревянными рамами в стиле ренессанс. Правый алтарь взят из командорства Святого Иоанна в Хардервейке.
Питер Балтенс (Peeter Baltens), художник в кругу Питера Брейгеля, играл важную роль в гильдии художников Антверпена. Он также был поэтом и актером. Посреди этой сцены с ярмаркой на импровизированной сцене идет комедийно-драматическое произведение, где рассказывается история жены, которая посылает своего мужа за "ложной водой", чтобы излечить её. Муж спрятался в корзине разносчика и застаёт свою жену, изменяющую ему со священником.
Путто, пускающий мыльные пузыри на фоне живописного пейзажа, Корнелис Кетель (Cornelis Ketel) написал в 1574 году. На обороте тодо с путто, пускающим мыльные пузыри, Корнелис Кетель (Cornelis Ketel) написал портрет Адама Вахендорфа (Adam Wachendorff). Натурщика, Адама Вахендорфа, можно узнать по фамильному гербу на корпусе его часов. Он был секретарем лондонских отделений Ганзейского союза, торгового союза европейских городов. Греческая надпись на оригинальной рамке ("Человек – мыльный пузырь") и обнаженный юноша, пускающий мыльные пузыри на оборотной стороне, намекают на быстротечность человеческой жизни.
Танец с яйцами – это традиционная пасхальная игра, в которой яйца кладут на землю или пол, а цель – танцевать между ними, нанося как можно меньше повреждений. Яйцо было символом возрождения земли во время языческих праздников весны и было принято ранними христианами как символ возрождения человека на Пасху. Справа в этом борделе молодой человек танцует среди яиц под музыку волынщика. Во время танца ему приходилось катать яйцо в меловом круге, не разбивая, и накрывать его деревянной миской. Это "бессмысленное" развлечение, наряду с распутным поведением других фигур, служило моральным предупреждением против разврата.
Не обилие овощей, фруктов, мяса, птицы и кухонных принадлежностей, представленных здесь горничными, составляет главную тему этой картины. Это Иисус, посещающий Марию и Марфу, изображенный вдалеке почти в стороне. Контраст между передним и задним планами заключает в себе мораль картины: не поддавайтесь искушениям мирского.
Этот запрестольный образ, изначально имевший два крыла, посвящен поклонению новорожденного Иисуса тремя волхвами, каждый из которых был изображен на одной из панелей. На этой центральной панели изображен только самый старый король.