default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

DSC 0096 1DSC 0097Ксавье Меллери, художник из Брюсселя, посетил остров Маркен примерно в 1878 году. В то время между голландскими и бельгийскими художниками происходил оживленный обмен мнениями. На Маркене Меллери изучал местное население в традиционных костюмах. В финальной работе семья в одежде Маркена изображена в виде силуэтов, выделяющихся на золотом фоне. Таким образом, типично голландские фигуры напоминают византийскую икону.
Один глаз этого человека имеет удивительно насыщенный сине-зеленый цвет. Ван Гог использовал тот же цвет для фона картины. Другое веко закрыто. Возможно, мужчина был слеп на один глаз или имел глазное заболевание. Он был одним из пациентов психиатрической больницы в Сен-Реми (Франция), где Ван Гог оставался в течение года. Хотя Ван Гог иногда избегал других пациентов, он сделал портреты двух из них. Кончик сигареты ярко горит, как будто мужчина только что затянулся.

DSC 0103 1DSC 0106Винсент переехал в Париж в 1886 году, услышав от своего брата Тео о новом красочном стиле французской живописи. Не теряя времени, он опробовал это на нескольких автопортретах. Он делал это в основном для того, чтобы не платить за модель. Используя ритмичные мазки ярких цветов, он изобразил здесь себя модно одетым парижанином.
В отличие от художников Гаагской школы, Исаак Исраэлс изобразил беззаботный туристический аспект морского курорта Схевенинген. Он часто использовал модели для этих сцен – в данном случае его знакомые Сьюз Понт, Агата Поу и ее младшая сестра. Иcраэлc работал быстро: "Никогда не работайте слишком много, не более двух часов подряд, не суетитесь слишком долго, иначе вы потеряете свежесть".

DSC 0109 1DSC 0128 1

Повседневная сцена в Амстердаме зимой: двое тепло одетых фабричных работницы или студийные модели стоят в полный рост с длинными фартуками и шарфами на голове. Израэльс написал их так, будто во время перерыва они ненадолго, нерешительно остановились перед ним. Однако внешность может быть обманчива. Поза обеих женщин тщательно продумана, а черные и красные участки их шалей контрастируют с пальто, чтобы создать хорошо сбалансированную композицию, несмотря на то, что они выглядят как кадр мимолетного момента.
"Наша земля окрашена-сочно-жирная. (...) Повторяю, наша земля не серая, даже в пасмурную погоду, дюны тоже не серые, – написал Констан Габриэль в письме. В отличие от многих художников Гаагской школы, он любил рисовать прекрасный летний день. В этой картине их даже два: в ней отражаются трава, небо и ветряная мельница.

DSC 0115DSC 0123Зима 1892 года была исключительно суровой. Из мастерской своего друга Витсена Брайтнер мог увидеть заснеженный Оостерпарк (тогда строившийся), расположенный в новом районе Амстердама. На горизонте видны типичные высокие дома конца XIX века. Говорят, что Брайтнер, у которого всегда не хватало денег, променял эту картину на велосипед, а не продал ее через дилера, с которым у него был контракт.
Месдаг был очарован морем, рыбаками и их рыболовными судами – пинками. Эти небольшие корабли имели плоское дно, что позволяло поднимать их на берег. "Пинки во время прибоя" изображают момент, когда раздаётся новый улов. Благодаря горизонтальному формату и четкой манере письма Месдах превратил повседневную сцену в монументальную композицию. Художник обычно делал предварительные этюды на месте в Схевенингене, но писал свои картины в мастерской.

DSC 0112 1DSC 0120 1Виллем Витсен (Willem Witsen) был мастером безмятежного вида на город. В Амстердаме и Дордрехте он рисовал старые дома вдоль каналов с лодки. Он делал это с настоящей страстью к деталям, что видно здесь, например, в потертых кирпичах и терракотовых горшках на подоконниках. Подавляя любые признаки жизни и спада в глубину, он подчеркивал вечную тишину старого города.
С 1889 года центральный вокзал Амстердама перекрыл сообщение между Дамраком (прямой участок реки Амстел) и IJ (бывшая бухта города). Когда-то открытый водоем, Дамрак превратился во внутреннюю гавань. Здесь Георг Хендрик Брейтнер (George Hendrik Breitner) изобразил дома на Вармоэстрат и башню Аудекерк. Он использовал фотографию, на которой была изображена Koopmansbeurs (Товарная биржа), которая в то время находилась в стадии строительства. На его картине это здание полностью отсутствует.

DSC 0130 1DSC 0126 1Художников Гаагской школы привлекала суровая жизнь бедных рыбаков, вроде тех, что жили в соседнем Схевенингене. Однако здесь Антон Мауве (Anton Mauve) изобразил другую сторону этой рыбацкой деревушки: солнечный мир зажиточной буржуазии. Три всадника спускаются на пляж, где для купания готовы купальные кабинки. Светло-голубая цветовая гамма эффективно передает солёную атмосферу летнего дня на берегу моря.
В отличие от художников-романтиков, живописцы Гаагской школы ценили красоту осушенных и возделанных низменных участоков побережья – польдеров. Вместо драматических и разнообразных пейзажей романтической традиции они рисовали коров, спокойно жующих на зеленых лугах с панорамным горизонтом. Эти работы были высоко оценены и породили образ Нидерландов как зелёного плоского польдера под серовато-голубым небом.

DSC 0133 1DSC 0135 1Когда родной брат Якоб вернулся в Нидерланды, Маттейсу пришлось зарабатывать на жизнь в Париже. Его финансовые заботы объясняют, почему он повторно использовал уже нарисованный холст для этой работы. Под этим видом на город – пейзаж с паромом; вероятно, масляный рисунок, оставленный Джейкобом. Части этой основной композиции все еще видны. Ярко-зеленые мазки на коричневом переднем плане справа – от заросшего берега внизу.
Кажется, будто Ван Лой обильно разбросал голубые цветы по всему этому большому полотну. Однако, если присмотреться немного дольше, можно заметить дом художника в Соесте и фургоны с сеном за высокой живой изгородью, а на правом переднем плане – перевернутый горшок среди цветов. Живописца явно вдохновляли пейзажи Ван Гога, но его изображение природы и падения света более реалистично.