Капитолий, один из семи холмов Рима, возвышается над Форумами, неподалёку от Ватикана. В этом месте, в старину посвящённом богам, находитсянесколько величайших творений Микеланджело. С вершины монументальной лестницы Кордоната открывается величественный и гармоничный вид на площадь.
На холме располагался священный акрополь античеого Рима – конечная цель триумфальных кортежей римских полководцев, проходивших по улице Сакра (Via Sacra). На одной из его вершин находился храм Юпитера Капитолийского, окружённый другими святилищами. Здесь же возвышалась Тарпейская скала, с которой сбрасывали предателей родины. На месте сегодняшней базилики Санта-Мария-ин-Арачели с 344 году до н.э. предположительно находился храм богини Юноны Монеты ("Монета" в переводе с латыни означает "предостерегающая" или "советница"). При храме чеканились римские деньги, которые и стали называть по имени Юноны Монеты – монетами. После христианизации, примерно с VII и вплоть до IX века, здесь располагался монастырь, державшийся греческого обряда. Начиная с IX века в нём обосновались бенедиктинцы, а в 1250 году базилика была передана францисканцам.
Базилика была сложена из обломков античных зданий бенедиктинцами и францисканцами. Во времена средневековья здесь происходили народные собрания и провозглашались законы. В 1285-1287 годах после реконструкции храм приобрёл романо-готические черты, а в 1291 году был снова освящён. В разгар Чёрной смерти XIV века народный трибун Кола ди Риенцо торжественно открыл монументальную лестницу из 124 ступеней, ведущую к храму.
Памятник Коле ди Риенцо
За грубым кирпичным фасадом XIII века, когда-то покрытого великолепной мозаикой (остатки которой до сих пор видны вверху справа), открывается впечатляющее внутреннее пространство бвзилики Санта Мария Арачели, разделённое двадцати двумя великолепными гранитными колоннами на три нефа, взятыми из древних построек. На первой колонне слева (четвёртой от входа) присутствует фреска XV века "Мадонна с младенцем Иисусом)" (также известная как Мадонна дель Рифуджио или делла Колонна), помещённая в алтарь, построенный в начале XVIII века Джироламо Фаби.
Центральный неф покрыт великолепным, сияющим золотом кессонным потолком XVI века, с резным изображением Мадонны с Младенцем Иисусом в центре и расположенными по бокам геральдическими символами Григория XIII, Пия V и Римского сената. Работа, выполненная Джироламо Сичиоланте (более известным как иль Сермонета) и Чезаре Трапасси в 1572-1575 гг., была заказана Папой Пием V в ознаменовании победы над турками в морском сражении при Лепанто во главе с вице-королём Сицилии адмиралом Маркантонио Колонна (1535-1584), отметившим здесь свой триумф.
Заказанный в 1725 Папой Бенедиктом XIII главный алтарь украшает особо почитаемая римлянами алтарная икона Мадонна ди Аракоэли, датируемая VI веком (в других источниках – XI веком). Потолок хоровой капеллы был расписан в 1565-2568 гг. живописцем Николо Трометта да Пезаро легендами о пророчестве Тибуртинской Сивиллы императору Августу и освящении Императором Небесного Алтаря. На левой стене надгробный памятник кардиналу Джованни Баттиста Савелли (1489), выполненный Андреа Бреньо и Луиджи Каппони.
Особый историко-художественный интерес представляет контрфасад базилики Санта Мария Арачели. Его главный портал украшает рельеф с Аллегорией славы и памятной надписью для Папы Урбана VIII, выполненный из мрамора и лепнины в мастерской Джан Лоренцо Бернини около 1634-1636 гг.
В правом крыле трансепа базилики расположена капелла Святого Причастия, построенная во второй половине XVII века Антонио Герарди. Её алтарь украшает деревянная статуя Непорочного зачатия. На левой стороне капеллы – полотно Антонио Герарди "Смерть Святого Франческо Солано" (1675). С правой стороны капеллы открывается вход в часовню Санта Роза да Витербо, в которой находится уникальная стеклянная мозаика "Мадонна с Младенцем Иисусом на троне между Святым Франциском Ассизским, Святым Иоанном Крестителем и донатором", созданная во второй половине XIII века Якопо Торрити. Здесь же находится полотно Паскуалино Росси "Проповедь Святой РОзы Витербо" (1674-1686).
В центре левого крыла трансепа базалики расположена капелла Святой Елены, построенная в 1605 году по завещанию епископа Джироламо Сентельеса. Разрушенная в 1798 и перестроенная в 1833 году Пьетро Холлом (1780-1850), она представляет собой миниатюрный храм с восемью колоннами, поддерживающими купол, в стиле темпьетто Браманте.
Алтарём капеллы является порфировая урна, в которой хранятся останки Святой Елены – матери императора Константина I, перенесённые сюда в XII веке из ныне лежащего в руинах мавзолея IV века, находящегося на Виа Казилина, 641.
Капитолийская площадь была построена по приказу Павла III по проекту Микеланджело, которому папа в 1537 г. поручил обустроить участок, где в 1453 г. Росселлино обновил Палаццо деи Консерватори, спланировав обращённую к Форумам площадь. Микеланджело изменил её планировку, развернув площадь к базилике Святого Петра.
Пространство обрамлено реконструированным Палаццо Сенаторио (Сенаторским дворцом), слева расположен Палаццо Нуово (Новый дворец), сбоку находится базилика Санта-Мария-ин-Арачели, справа – Палаццо деи Консерватори (Дворец хранителей).
Дворец сенаторов
Также Микеланджело является автором проекта Кордонаты и балюстрады; в центре площади он установил конную статую Марка Аврелия (её оригинал находится в Капитолийских музеях). Строительство комплекса завершилось после смерти мастера, при этом его преемник Джакомо делла Порта, в основном, сохранил первоначальный проект.
Конная статуя Марка Аврелия
В 1940 площадь была вымощена в соответствии с замыслом Буонарроти. В сенаторском дворце расположена римская мэрия; в центре широкой лестницы, украшенной с обеих сторон статуями Нила и Тибра, установлен фонтан с Миневрой в образе богини Ромы, олицетворяющей город Рим. К архитектурному комплексу относятся Капитолийские музеи, основанные в 1471 г. и открытые для посещения с 1734 г., в которых хранятся сокровища античного Рима, шедевры Тициано и Караваджо.
Дворец сенаторов. Слева статуя Нила, справа – статуя Тибра, в центре – фонтан с Миневрой
Фонтан с Миневрой в образе богини Ромы, олицетворяющей город Рим
В состав комплекса входят Палаццо деи Консерватори, Палаццо Нуово и часть Палаццо Сенаторио. В основу музейных коллекций было положено небольшое собрание античных бронзовых статуй, подаренных Сикстом IV в 1471 г. Строительство Палаццо Нуово завершилось в 1663 г.; архитекторы Джироламо и Карло Райнальди придерживались проекта, разработанного Микеланджело, особенно в части фасада. Коллекции преумножились в XVI в., особенно значительным был дар Пия V. В 1734 г. Климент ХII основал Капитолийский музей, открытый для публики; через несколько лет Бенедикт XIV открыл Картинную галерею (Пинакотеку). Коллекции были переоборудованы в 1925 г. с открытием Нового Музея, расположенного в Палаццо Каффарелли. В 1952 г. было оборудовано Новое крыло; в 1957 г. в подземном переходе между дворцами открылась Галерея Лапидария (1939-41 гг.). К комплексу относится Табуларий; в настоящее время ведутся работы по расширению и обустройству данного музея. Новый дворец (Palazzo Nuovo – Палаццо Нуово) построен в 1571-1654 гг. Здание изначально предназначалось для первого в истории общественного музея. Проект палаццо создал Микеланджело Буонарроти. После смерти гениального архитектора его план воплотили в жизнь Джакомо Делла Порта, Карло и Джироламо Райнальди. Вначале, по воле папы Пия V, не приемлющего проявлений язычества, здание служило исключительно для хранения античных скульптур. Публичным музеем Палаццо Нуово стал с 1734 года при Клименте XII.
Палаццо Нуово
На первом этаже Палаццо Нуово находится Атриум вдоль длинной стены которого установлены большие ниши со статуями, в том числе уникальной скульптурой Минервы в хитоне (V века до н.э.), а также восточная экспозиция, древнегреческая коллекция и зал с поминальными артефактами.
Помимо статуй, во дворце имеется большое собрание мраморных саркофагов, среди которых выделяется гробница III века нашей эры со сценами из жизни Ахилла. Он был найден в мавзолее Монте дель Грано в Риме, который считается вероятным местом упокоения римского императора Александра Севера, и на основании предполагаемого портретного сходства мужской и женской фигур на крышке с реальными историческими персонами саркофаг из Монте дель Грано иногда именуется саркофагом Александра Севера и Юлии Мамеи, его матери.
Во дворе палаццо установлен фонтан со статуей речного бога или Океана – Марфорио, которую называют "говорящей статуей". Граждане Рима возле неё могли выражать своё недовольство властью эпиграммами, стихами или прозой. Ранее эта скульптура I века н.э. стояла на Пьяцца Сан Марко. Во двор Капитолийского музея её перенесли в 1594 году. В атриуме находятся статуи Минервы и Марса в доспехах.
На первом этаже работают три зала: с древнеегипетской коллекцией; зал надгробий и саркофагов с саркофагом Амендолы (II в.); зал с экспозицией, посвящённой культам и обрядам Востока. Широкая парадная лестница ведет к Галерее со статуями и каменными надписями. В Зале голубок, названном так по сюжету мозаики из виллы Адриана в Тиволи, можно полюбоваться статуей девушки и Италийскими таблицами со сценами из Троянской войны. В Кабинете Венеры хранится изумительная Венера Капитолийская, выполненная по образцу Афродиты Книдской Праксителя. В Зале императоров экспонируются бюсты римских императоров и членов императорских семейств, в Зале философов – портреты греческих и римских философов и писателей. Салон украшен статуями Зевса, Асклепия и Геркулеса-ребёнка, кентаврами из Виллы Адриана, Амазонкой, копией скульптуры Поликлета, а также статуями римских императоров (II-III вв.). На стене Зала фавна, чьё название связано со статуей Фавна из Виллы Адриана, находится бронзовая скрижаль с "Законом о верховной власти Веспасиана". И, наконец, в Зале гладиатора, названном по имени знаменитой статуи Умирающий галл, копии эллинистического оригинала, можно полюбоваться Раненой амазонкой, приписываемой Фидию (V в. до н.э.), Отдыхающим сатиром, копией скульптуры Праксителя (IV в. до н.э.), эллинистической Юноной (III в. до н.э.) и скульптурной группой Амур и Психея.
Формирование Капитолийских музеев началось с Дворца Консерваторов XV в., перестроенного по проекту Микеланджело. Сегодня здесь размещена бо́льшая часть экспозиции Капитолийских музеев, представленная скульптурами и саркофагами, этрусскими статуями, греческими вазами, образцами древнеримской живописи и античные мозаики, некоторыми артефактами из храма Юпитера.
Палаццо-деи-Консерватори – Дворец Консерваторов
Внутренний двор Дворца Консерваторов был расширен в 1720 году с постройкой портика на задней стене; он был спроектирован Алессандро Спецки (1668-1729) для размещения группы скульптур, представляющих огромную ценность: богини Рима и двух варварских заключенных из коллекции Цези, приобретенной папой Климентом XI (1700-1721) для Капитолийского музея.
Внутренний двор Дворца Консерваторов
На правой стороне двора выставлены фрагменты знаменитой колоссальной статуи императора Константина. Это различные части великой статуи императора, найденной в 1486 году под понтификатом Иннокентия VIII, в западной апсиде базилики Максенция на Римском форуме, завершенной Константином. Статуя, изображающая сидящего на троне императора, согласно модели, относящейся к статуям Юпитера, была создана в технике "акролито": только голые части тела были выполнены из мрамора, а остальные части состояли из несущая конструкция, замаскированная под позолоченную бронзу или даже лепнину. Датировка работы колеблется между 313 и 324 годами. Здесь также хранится кисть руки с вытянутым указательным пальцем и огромная ступня.
Ступня императора Константина
С левой стороны находятся рельефы с провинциями (Египет, Ливия, Мезия, Дачия, Галлия, Испания и Мавритания) и трофеи с оружием из храма Адриана на Пьяцца ди Пьетра. Некоторые рельефы, отмеченные гербами консерваторов, были обнаружены в конце XVI века, в то время как другие находили в том же районе, начиная с 1883 года. Серия рельефов, персонификацирующая различные провинции, подчиненные Римской империи, была помещена в качестве украшения храма, посвящённого в 145 г. н.э. Антонино Пио его предшественнику и приёмному отцу Адриану, обожествленному после смерти: заботливое отношение к различным провинциям было одной из характерных черт правления Адриана.
Первые экспонаты для музейной коллекции дворца Консерватори подарил папа Сикст IV. Понтифик в 1471 году передал собрание античных бронзовых скульптур, до того хранившееся в Латеранском дворце. Среди них были замечательные шедевры: "Мальчик, вынимающий занозу", позолоченная фигура Геркулеса с Бычьего форума и жемчужина коллекции – "Капитолийская волчица".
Мальчик, вытаскивающий занозу
Геркулес с Форума Боариум – одна из двух статуй Геркулеса из позолоченной бронзы, найденных на месте Форума Боариум в Древнем Риме. Обе статуи были помещены в Палаццо деи Консерватори на хранение в 1950 году и находятся там по сей день. Геркулес из Forum Boarium, скорее всего, был культовым изображением храма Геркулеса, стоявшего у древнего скотного рынка.
Геркулес
Капитолийская волчица
Новое крыло, пристоенное к Дворцу Консерваторов, назвали греческим термином "экседра", который обозначает глубокую нишу, завершаемую полукуполом. Зал покрывает большой стеклянный навес, разработанный в духе современной архитектуры и с использованием самых передовых технологий. Здесь находится важнейший экспонат – оригинал конной статуи из позолоченной бронзы императора Марка Аврелия. Скульптура была создана в конце II века нашей эры и является единственной конной статуей, уцелевшей с античных времён. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура поверженного врага (связанного варвара), а жест императора обозначал великодушие по отношению к побеждённым. В Средние века статую по ошибке принимали за императора Константина Великого, которого Церковь канонизировала как святого равноапостольного. Именно это и спасло памятник, ведь служители Божьи объявили статуи дохристианских правителей языческими идолами и велели их уничтожать. В течение долгого времени статуя, постамент для которой был выполнен самим Микеланджело, возвышалась в центре Капитолийской площади.
Конная статуя Марка Аврелия
В этом же зале выставлены сделанные из бронзы в 336—337 гг. голова и фрагмент руки Константина Великого.
Из внутреннего двора, чтобы подняться на первый этаж, есть доступ к парадной лестнице (Scalone), которая ведёт на верхние этажи. На лестничных площадках размещены большие исторические рельефы, посвящённые императорам Марку Аврелию и Адриану, а также панели, инкрустированные цветным мрамором из Базилики Юния Басса на холме Эсквилине.
Фрагмент Парадной лестницы
Центральным местом в экспозиции зала Горациев и Куриациев является фресковая роспись с изображением исторического поединка Горациев и Куриациев. Событие произошло в рамках борьбы Рима с городом Альба-Лонга за лидерство в Латинском союзе (объединение городов региона Лацио). Чтобы избежать полноценного сражения двух армий, трое братьев из рода Горациев (Рим) сразились с тремя братьями Куриациями (Альба-Лонга). В результате смертельной схватки в живых остался лишь один из Горациев. Точная дата поединка в рассказе историка Тита Ливия, который и является первоисточником, не называется. Однако известно, что уже к VII веку до нашей эры город Альба-Лонга был разрушен римлянами, а его жители насильно переселены в Рим.
Поединок Горациев и Куриациев получил широкую известность благодаря картине Жак-Луи Давида "Клятва Горациев" (1784 год), которая принесла небывалый успех художнику и стала поворотным моментом в формировании школы французского неоклассицизма.
В Зале Горациев и Куриациев установлены две скульптуры, изображающие Папу Урбана VIII и Папу Иннокентия X. Мраморная статуя Урбана VIII (1640 год) выполнена его протеже, великим мастером Джованни Бернини, который был папским архитектором и во многом именно он определил сегодняшний облик Вечного города, сформировав стиль римского барокко.
Зал Горациев и Куриациев (Sala degli Orazi e Curiazi)
Бронзовая статуя Иннокентия X (1650 год) – результат работы не менее великого скульптора и живописца Алессандро Альгарди.
В соседней с большим залом комнате выставлена работа мастерская Антониаццо Романо "Мадонна с Младенцем на троне", написанная в конце XV - начале XVI века. Дева Мату изображена в традиционной иконографии "Богоматери". Она сидит на мраморной скамье, одета в длинную мантию и держит на левом колене Младенца в позе "Salvator Mundi" (Спасителя мира). В левой руке у Него земной шар, символ всеобщего владычества, а правая рука поднята в благословении. Фреска была снята со своего первоначального места – возможно, церкви – вероятно, в конце XIX века. Стиль относится к мастерской Антониаццо Романо, однако можно заметить несколько контактов с умбрийской живописью конца XV века.
Римские легенды и триумфы также представлены на фресках, статуях, монетах, керамике и древних ювелирных украшениях. Здесь иммеются изображения Пунических войн, надписи римских магистратов, основания древнего храма, посвященного богу Юпитеру, и потрясающую коллекцию статуй атлетов, богов и богинь, воинов и императоров, начиная со времен Римская империя в период барокко.
Коридор
Помимо греческой и этрусской керамики, обильно представленной во дворце, можно полюбоваться образцами скульптурного убранства древнеримских Horti (садов), среди которых Венера Эсквилинская и изображения богов и императоров.
Венера Эсквилинская
Капитполийская картинная Галерея, основанная Бенедиктом XIV около 1750 г., состоит из 8 залов, в которых экспонируются полотна конца XIV–XVII вв. Особого внимавнимания заслуживают Крещение Христа кисти Тициана (III зал), Гадалка и Иоанн Крести телъ Караваджо, Ромул и Рем Рубенса (зал Св. Петрониллы), Похищение сабинянок Пьетро да Кортона. В Галерее Чини хранится ценная коллекция фарфора XVIII века.
Выставочный зал Пинакотеки
Проход из Дворца Консерваторов в Новый дворец возможен по подземной галерее Лапидария. На обеих сторонах длинной галереи отображаются 130 надписей, иллюстрирующих различные аспекты общественной и частной жизни в Древнем Риме. Из Лапидарии можно свернуть в табуларий – государственный архив в Древнем Риме, в котором хранились народные постановления и другие государственные акты (tabulae publicae).
В 78 до н.э. рядом с храмом Сатурна Квинт Лутаций Катул Капитолин построил общий государственный архив (tabularium), остатки которого сохранились до наших дней. Табуларий – это государственный архив в Древнем Риме, в котором хранились решения городской власти и другие государственные акты (tabulae publicae).
Табуларий
Вид на Дворец сенаторов со стороны Римского форума
У северной оконечности Капитолия на современной Via dell Teatro Marcello находятся руины Арачели – развалины многоквартирного многоэтажного жилого дома в Риме, датируемой II веком. Этот дом считается самым хорошо сохранившимся жилым зданием в городе Риме и на всей территории античной Римской империи.
На первом этаже дома располагались лавки и мастерские, соединённые с антресолями между первым и вторым этажами. Над ними были по меньшей мере ещё три этажа с квартирами, пятый этаж практически не сохранился. Судя по толщине стен и описанию Тацита, инсула имела, возможно, ещё по крайней мере два этажа из деревянных конструкций. От фасада, украшенного аркадами, сохранились лишь две арки. На втором этаже располагались две большие квартиры по 200 м² площадью.
Первое упоминание об этом доме появилось в путевых записках капеллана базилики Сан-Лоренцо-ин-Дамасо в середине XVIII века, в них указывались арочные конструкции и мозаики.