На площади Пьяцца Венеция возвышается памятник Эммануилу II. В состав комплекса входит Алтарь Отечества и могила Неизвестного солдата. Мраморный монумент был построен по проекту архитектора Джузеппе Саконни в 1885 г. и торжественно открыт в 1911 г. При его возведении были снесены некоторые сооружения на Капитолии и в окрестностях. Лестница ведёт к высокому портику с коринфскими колоннами и панорамной террасой; по бокам находятся два небольших храма, увенчанные бронзовыми квадригами с крылатыми богинями Победы. Этих же богинь можно увидеть сбоку от памятника. В Витториано открыт Музей знамён Военного флота, в котором хранятся хоругви и реликвии, Национальный музей итальянской эмиграции, посвящённый этому феномену на рубеже XIX и XX вв., а также Центральный музей Рисорджименто.
Над парадной лестницей возвышается Алтарь Отечества, а ещё выше установлена конная статуя первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Вокруг памятника стоят шесть статуй высотой по 6 м, олицетворяющих "Ценности итальянцев" (I Valori degli italiani). Перед памятником – две отдельных бронзовых: слева – Мысль (Il Pensiero) работы Джулио Монтеверде, справа – Действие (L’Azione) работы Франческо Джераче. Остальные четыре статуи – из боттичинского мрамора: слева ближе к центру – Согласие (La Concordia) работы Лудовико Польяги, дальше от центра – Сила (La Forza) работы Аугусто Ривальта; симметрично им справа расположены Жертвенность (Il Sacrificio) работы Леонардо Бистольфи (ближе к центру) и Право (Il Diritto) работы Этторе Хименеса (дальше от центра). На втором ярусе, непосредственно перед пронаосами, в 1911 г. установили четыре триумфальных колонны с бронзовыми статуями Викторий, стоящих на шаре; первоначально эти статуи были позолоченными, высота каждой вместе с шаром составляет 3,7 м. Слева направо, если смотреть на фасад памятника, расположены Виктории работы Н. Канталамесса Папотти (с пальмовой ветвью и змеей), А. Аполлони (с мечом), М. Рутелли и А. Дзокки – обе держат лавровые венки.
Алтарь Отечества и конная статуя Виктора Эммануила II.
Фонтан Треви – самый впечатляющий и известный в Риме. Он снабжается водой из акведука Акуа Верджине, который проложен Марком Агриппой в 19 г. до н.э. Агриппа установил на площади фонтан, где вода собиралась в три чаши. В Средневековье воду в фонтане Треви контролировали кузнецы, чья курия располагалась на Капитолийском холме. Раз в месяц они приходили убедиться, чтобы горожане не брали воду для собственных нужд. Кроме того, подход к фонтану был защищен оградой. Три чаши оставались до 1453 году, после фонтан отреставрировали и установили одну чашу, в которую собиралась вода из трех труб, фонтан стали называть "Тривио", т.е. перекресток трех дорог, ведь фонтан располагался как раз на пересечение трех улиц. Свой современный облик фонтан Треви получил в 1735-62 гг., он был возведен по проекту римского архитектора Николы Сальви, которого явно вдохновляли работы Бернини. Фонтан Треви опирается на дворец Поли, образуя с ним единое целое, его ширина составляет 20 метров, а высота – 26 м. Фасад фонтана состоит из большой ниши с полукруглым сводом, с двух сторон от ниши стоят четыре колонны. Верхнюю балюстраду украшают четыре статуи, которые символизируют времена года.
В центральной нише вольготно расположилась статуя мускулистого бога Океана, его повозку в форме раковины везут два морских конька: один спокойный, а другой возбужденный, что символизирует два лика моря. Морскими коньками управляют Тритоны. По сторонам от центральной ниши находятся две прямоугольные ниши поменьше. В них расположены статуи Изобилия (слева) и Полезности (справа). Вода стекает в грандиозную чашу-бассейн. Согласно популярной традиции, нужно бросить через плечо в фонтан монетку и тогда обязательно вернешься в Рим. Другая менее известная, но забавная легенда связана с большой вазой, расположенной с правой стороны и называемый "туз червей" за сходство формы. Когда Сальви работал над фонтаном, ему надоедал советами и критикой парикмахер, чья мастерская находилась рядом, и архитектор установил вазу, чтобы закрыть от него работы над фонтаном.
Сумма выловленных из воды в минувшем году средств эквивалентна 1,4 миллиона евро и на 100 тысяч превысила результаты 2013 года, последнего, когда публиковалась подобная статистика. Она говорит о том, что "доход" фонтана Треви превышает прибыль среднего римского музея: так, например, Национальный римский музей за год заработал 1,1 миллиона евро. По данным La Repubblica, реставрация фонтана обошлась в 2,5 миллиона евро. Затраты оплачивал предприниматель и владелец обувной компании Tod's Диего делла Валле, а также использовались собранные со дна фонтана деньги.
Испанская лестница – одна из самых известных достопримечательностей Рима. Лестница ведет от площади Пьяцца ди Спанья к площади Пьяцца Тринита дей Монти, а возвышается над всей этой старинной красотой церковь Тринита дей Монти. Известная как Ла Скалината, лестница считается самой широкой в Европе. Испанская лестница, состоящая из 138 ступеней, была построена на средства французского дипломата Этьена Гофье в 1723-1725 гг. Она соединила испанское посольство и вышеупомянутую церковь, которая находилась под патронажем династии Бурбонов, с Палаццо Мональдески, в котором тогда располагался Папский Престол. Над проектом монументального сооружения работали архитекторы Франческо де Санктис и Алессандро Спекки. Строительству лестницы предшествовали десятилетия жарких споров о том, как же должен выглядеть крутой склон холма Пинчо. Например, еще на рисунках конца 16-го века изображена лестница, ведущая к только что завершенному фасаду церкви. Однако история распорядилась иначе – средства Этьена Гофье, завещанные на строительство лестницы в 1670-х годах, долгое время оставались невостребованными. Только при Папе Клементе XI проект был возобновлен.
Справа от Испанской лестницы стоит дом, в котором жил и в 1821 году умер английский поэт Джон Китс – сегодня это мемориальный музей. Чуть дальше можно увидеть дворец кардинала Лоренцо Чибо де Мари, перестроенный по проекту Марчелло Пьячентини, главного городского архитектора эпохи фашизма. А с вершины лестницы можно попасть на Виллу Медичи.
У подножия Испанской лестницы раскинулась площадь Пьяцца ди Спанья (Площадь Испании), достопримечательностью которой является фонтан в стиле раннего барокко – Фонтана делла Баркачча. История этого фонтана начинается с 1623 года, когда по указанию Папы Урбана VIII (Барберини) в Риме началась реконструкция древнего акведука для обеспечения водой новых районов города. Место для строительства было выбрано неслучайно. Именно на этой площади, после того как отступила вода, затопившая город во время сильного наводнения на Рождество 1598 года, был обнаружен затонувший баркас, на котором перевозили бочки с вином. Это событие произвело на Папу Урбана VIII такое сильное впечатление, что во время восстановления водоканала он приказал на будущей площади Испании увековечить баркас, принесенной сюда очередным разливом Тибра, в виде фонтана.
Фонтан делла Баркачча
Церковь Тринита дей Монти считается одной из самых грандиозных францисканских церквей города. Ее строительство началось в 1503 г. по заказу Людовика XII, и впоследствии в разные периоды она подвергалась перепланировкам и обновлениям. Строгий фасад, выполненный архитектором Карло Мадерна, с одним ордером пилястров и с широким порталом в обрамлении колонн, увенчан аттиком с огромной балюстрадой. Фасад предваряет лестница Доменико Фонтана (1587 г.), украшенная античными капителями и барельефами. Интерьер с большим нефом хранит прекрасные произведения искусства. Так, в первой капелле справа можно видеть фреску Налдини с сюжетами из Жизни Св. Иоанна Крестителя, а в третьей капелле справа – великолепную фреску "Вознесение" художника Даниэле да Вольтерра. Еще один шедевр этого же художника – "Снятие с креста" – можно видеть во второй капелле слева, а в шестой капелле слева – фрески художника Перин дель Вага: "Исайя и Даниил" (на передней стороне арки) и "Посещение", а также фрески "Смерть Мадонны" Таддео Цуккари и "Вознесение Федерико" и Таддео Цуккари. Еще одна выдающаяся работа Федерико Цуккари "Коронование Мадонны" находится в капелле, слева от пресбитерия. Клуатр украшен фресками с эпизодами из Жизни Св. Франческа из Паолы.
Церковь Тринита дей Монти
Церковь Санта-Мария-ин-Виа-Лата – очень старая церковь, построенная с использованием древнеримского портика; в XI веке из-за подъема уровня земли над старой была построена новая церковь. Церковь носит своё имя от древней Виа Лата, в те времена очень известной и популярной, потому что, находясь вне города, она была украшена и окружена великолепными продажными зданиями, для использования и удобства иностранцев, еще не принятых в гражданство. Первоначально Виа дель Корсо, на которой расположена церковь, была городской частью Виа Фламиния, римской дороги, которая соединяла город с Аримином (Римини). Из-за относительной ширины его южная часть от площади Венеции до Сан-Марчелло также была известна как Виа Лата (широкая), как и другие главные улицы итальянских городов (например, Виа Ларга во Флоренции и Милане).
В 1658 году Папа Александр VII попросил Пьетро да Кортона построить новый фасад, а в 1661 году архитектор обнаружил остатки подземной церкви. Он превратил его в маленькую молельню, которая уже давно закрыта. Согласно традиции, подземная церковь включала в себя здание, в котором апостол Павел провел два года в принудительном заключении, ожидая суда. Новый фасад Пьетро да Кортона состоит из портика и лоджии; в отличие от многих других фасадов в стиле барокко, он не имеет изогнутой формы, а его серлиана (своего рода триумфальная арка) напоминает древнеримские узоры (см. пример в Эфесе), которые стали очень популярными в XVI веке. Фасад был украшен гербом и геральдическими символами Папы Александра VII, которые вы можете увидеть на странице, посвященной этой теме.
Пьетро да Кортона не участвовал в перепланировке интерьера церкви, потому что эта работа была выполнена в 1650 году Козимо Фанзаго (1591–1678), ведущим архитектором Неаполя. В церкви были древние колонны-чиполлино, отделяющие главный неф от малых; Фанзаго покрыл их сицилийской яшмой, очень ценным красноватым камнем.
Другие украшения из мрамора и золота сделали интерьер очень красочным, и церковь Св. Марии на Виа Лата стала одной из церквей Рима, которые больше всего поражают посетителей своим роскошным убранством.
Джованни Баттиста д'Асте был богатым банкиром из Альбенги, недалеко от Генуи. Он приехал в Рим в начале XVII века и, по словам Теодора Амайдена, автора широко известного трактата о римских дворянских семьях, невероятно увеличил свое состояние, торгуя при папском дворе. В конце концов д'Асте построил дворец недалеко от Санта-Мария на Виа Лата. Франческо д'Асте, сын Джованни Баттисты, согласился нести расходы по переделке апсиды, если он сможет разместить надгробные памятники своих родителей по бокам от священного изображения Девы Марии. В 1634–1643 годах Джан Лоренцо Бернини руководил строительством новой апсиды и погребальных памятников, которые были выполнены членами его ближайшего окружения. Для украшения апсиды было использовано более двадцати различных мраморов.
Пантеон – памятник архитектуры периода расцвета Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 году н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено около 126 года н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое возвел на этом месте Марк Агриппа, сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.
Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым. Ротонда Пантеона, выложенная из кирпича и облицованная мрамором, в своей структуре обозначает сложную символику космоса, а “око” на вершине купола – символ солнечного диска, единственный источник света в здании. Есть легенда, что отверстие в куполе пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.
Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда). В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, и короля Умберто I.
После смерти Рафаэля, в 1520 году в Пантеон было перенесено тело художника. "Мадонна дель Сассо / Мадонна на скале" ("Madonna del Sasso") ученика Рафаэля Лоренцетто датируется 1523–1524 годами. Эта скульптура была заказана Рафаэлем для того, чтобы стоять над его саркофагом в Пантеоне. Эту скульптуру завершил ученик Рафаэля Лоренцо Лотти, также известный как Лоренцетто. Лоренцетто был итальянским скульптором и архитектором эпохи Возрождения. Он создал эту скульптуру как точную копию Венеры Феликс в музее Ватикана и смоделировал одежду по образцу Афродиты Мелосской. Говорят, что голова Мадонны носит черты идеального древнего женского портрета, а младенец Христос как можно меньше индивидуализирован (итальянское искусство XVI века). "Художественное новаторство Лоренцетто приводит к совершенно личному достижению, а именно к тому, что древняя скульптура богини остается видимой в образе Богородицы". В 1833 году, во время папства Григория XVI, могила была вскрыта, чтобы проверить существование тела. Тело было найдено, и папа подарил древний мраморный саркофаг, на котором была надпись Бембо: ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI (Здесь покоится Рафаэль, которого природа боялась превзойти, пока он жила, а когда он умер, боялась, что она сама умрет). Бронзовый портрет художника слева от эдикулы работы Джузеппе Фабриса (Giuseppe Fabris / 1833). Надпись справа посвящена художнику Аннибале Карраччи. Вскрытие могилы Рафаэля в 1836 году запомнилось картиной Франческо Диофеби.
Величественная церковь Сан-Иньяцио в стиле барокко стоит на одноименной площади и была построена по заказу кардинала Людовико Людовизи, начиная с 1626 году в честь Игнатия де Лойола, основателя Общества Иисуса. Решение было принято после канонизации Святого Игнатия в 1622 году Папой Римским Григорием XV, племянником которого и был кардинал Людовико Людовизи.
Базилика стоит на месте построенной в 1567 году церкви Санта Мария Аннунциата для обслуживания учеников и студентов Римского колледжа, к которому она сейчас примыкает задним фасадом. Церковь Аннунциатина (как ее обычно называли) имела престиж и честь хранить могилу Папы Римского Григория XV, умершего в 1623 году. Приверженность кардинала Людовизи Компании Общества Иисуса началась еще в школьные годы. Когда у него появилась возможность построить храм – он немедленно заплатил 100 000 скуди, сказав: "… за его ширину и красоту меньше не стоит". Кардинал Людовико Людовизи (Болонья 1595 – Рим 1632) – сын сенатора Орацио и, следовательно, племянник Папы Григория XV. Он на следующий день после своей коронации получил сан кардинала (1621 г.). Затем у него было архиепископство Болоньи. Его называли кардиналом Падроном, потому что всего за 29 месяцев понтификата своего дяди он смог баснословно приумножить состояние своей семьи. Кардинал Людовико Людовизи построил виллу, где Гверчино нарисовал Аврору. В часовне Людовизи находится надгробный памятник Папе Григорию XV и кардиналу Людовико Людовизи, созданный в период с 1709 по 1717 годы по проекту французского скульптора Пьера Легро. Его украшают аллегорические женские статуи. Наверху крылатые статуи Фам, трубящие во славу семейства Людовизи, по бокам урны – фигуры Религии и Щедрости, а ниже – похоронный медальон кардинала между двумя путтами. В угловых нишах капеллы Людовизи помещены четыре лепные статуи, изображающие добродетели: Крепость, Справедливость, Благоразумие и Умеренность.
Капелла Людовизи. Памятное надгробие кардинала Людовико Людовизи и Папы Римского Григория XV века.
При входе в базилику, кажется, что перед нами не общественное учреждение, коей по сути является церковь, а дворец сказочно богатого императора. Храмовая апсида украшена фресками на сюжеты из жизни святого Игнатия. Позолота, лепнина, барельефы и скульптуры – всё это нашло достойное применение в церковном декоре.
Подняв глаза вверх, мы увидим большой массивный купол, расписанный прекрасными фресками. И только посвященные люди (ну или хотя бы те, кто перед визитом в базилику удосужился заглянуть в книгу или проспект) знают, что это вовсе не купол, а искусно созданная иллюзия, а потолок на самом деле плоский. Автором такой архитектурной и художественной шутки является Андреа Поццо – прославленный художник и попутно математик. После него иллюзионистская живопись получила особое распространение – чуть ли не каждый уважающий себя художник считал своим долгом создать нечто подобное. Впрочем, такой прием, возможно, был вызван не только стремлением к оригинальности, но и более приземленными причинами. "Иллюзия" сэкономила строителям приличную сумму. Кардинал и последующие "спонсоры"»" и без того изрядно потратились на роскошное убранство базилики, а сооружение купола обошлось бы в копеечку. Так что перед нами редкий случай, когда экономия пошла на пользу искусству.
Двигаясь дальше к апсиде, попадаешь под большой купол, но это иллюзия – купола не существует! Это большой круглый холст, также расписанный Андреа Поццо (1685 г.). Точка схода расположена в направлении нефа. Купол представляется настоящим за счет мастерски изображенных в перспективе архитектурных элементов (световой люк лантерны, окна), а также фресок. Четыре купольных паруса украшают изображения героев Ветхого Завета: Юдифь и Олоферна, Давида и Голиафа, Иаиль и Сисару, Самсона и филистимлян. Сюжеты, в которых библейские персонажи побеждают врагов Израиля – в данном случае используются в качестве метафоры борьбы, которую ведет Святой Игнатий (Игнасио) де Лойола и иезуиты против ереси и еретиков.
Однако на этом работа Андреа Поццо не заканчивается. Художник-иезуит также посвятил свое искусство апсиде и пресвитерию. В пресвитерии три картины иллюстрируют основные моменты призвания Св. Игнатия и зарождение Общества Иисуса. На центральном алтаре находится картина на тему как Св. Игнатий в районе под Римом Ла Сторте (на Виа Кассия)переживает свое видение Бога-Отца и Христа, держащего крест. Над ней табличка с надписью "Ego tibi Romae propitius ero" (в переводе "Я буду благосклонен к тебе в Риме") в память об этом событии. Справа – Св. Игнатий приветствует Святого Франциска Борджиа в Обществе Иисуса Слева – Проводы Святого Франциска Ксаверия в Индию. В апсиде изображена Слава св. Игнатия, благодаря заступничеству которого исцеляются жертвы чумы. И здесь опять Андреа Поццо проявляет свой талант: ему удалось изобразить псевдо – архитектуру с четырьмя прямыми колоннами на вогнутой поверхности. В своде триумфальной арки – ранение святого Игнатия при осаде Памплоны, с которой началось его обращение.
Площадь Навона (Piazza Navona) – это, безо всякого сомнения, самый элегантный и солнечный уголок в Риме. История возникновения площади неразрывно связана с такой достопримечательностью Рима, как форум Цезаря. Именно Гай Юлий Цезарь построил на этом месте еще в 46 году до нашей эры временный стадион, где могли бы показывать свое мастерство и превосходство над соперниками различные атлеты. Строительство временного стадиона – это своеобразное освящение начала возведения форума Цезаря. Шли годы, стадион из временного, превратился в "постоянно действующий": с роскошными входами, украшенный статуями и дорогими произведениями искусств. Такая реконструкция была произведена по приказу императора Тита Флавия Домициана в 85 году нашей эры. Стадион уже вмещал более 15 000 зрителей, а его размеры составляли 275х106 метров. Первый этаж стадиона занимали различные лавки и мастерские, а для посетителей, жаждущих женской ласки, были построены бордели.
В Средние века территория стадиона, на которой сейчас находится площадь Навона, была предназначена совсем для других целей. На месте, где находился бордель, была отстроена церковь святой мученицы Агнессы. По преданию, за веру в Бога, в тот самый бордель и сослали совсем юную Агнессу. Там ей явился ангел, который не позволил надругаться над девушкой. Как только с нее сорвали одежду, волосы Агнессы на глазах изумленной толпы отросли и закрыли ее интимные части тела. Существует предание, что любой мужчина, который хотел близости с Агнессой, при приближении к ней, моментально лишался своей силы и в ужасе убегал из борделя. Правда, мученица не прожила долго: Бог забрал ее к себе в возрасте 12-ти лет. Так говорят католики. По легенде, ее заколол кинжалом воин, после того, как ее не смогли спалить на костре. Церковь на площади Навона, в которую и сейчас заходит каждый верующий, была освящена еще в 1123 году. По крайней мере, эта дата указывается на специальной надписи. Места, где ранее были трибуны для плебса, стали застраиваться домами, а стадион чудом сохранил свою форму и превратился в площадь, которая в настоящий момент во всех туристических проспектах значится, как площадь Навона. Свой внешний вид, которым и в наше время могут полюбоваться туристы, приехавшие в Рим за новыми, незабываемыми впечатлениями, площадь Навона приобрела во времена барокко. Папа Иннокентий Х, глава семьи Памфили, решил возвести рядом с родовым имением обелиск с голубем и оливковой ветвью на вершине. Вокруг обелиска планировалось возвести фонтан. Композиция фонтана – боги четырех великих рек того времени – Дуная (il Danubio), Ганга (il Gange), Ла-Платы (il Rio della Plata) и Нила (il Nilo) – которые олицетворяют части света. Жена брата папы носила греческое имя Олимпия и ей тоже захотела проявить себя в архитектуре: она решила полностью перестроить площадь и сделать её похожей на один из древнеримских форумов. По её приказу к площади был проведен акведук, выполненный в античном стиле и названный акведуком Девы. Благодаря этому, скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини в 1649 году построил на площади Навона фонтан, ставший легендарным. В центре этого фонтана Бернини установил обелиск, который он "нашел" на Аппиевой дороге. Материал скульптуры – белый мрамор. Вода в фонтан поступает из античного акведука Аква Вирго (Acqua Vergine), с которого питаются также фонтан Треви (Fontana di Trevi) и фонтан Баркачча (Fontana della Barcaccia).
Расположены симметрично на севере и юге площади фонтаны Нептуна и Мавра были построены в 1576 году Джакомо делла Порта. В то время они были похожи на современные версии лишь расположением и формой. Фонтан Нептуна (Fountain of Neptune) в Риме выполнен в стиле нео-барокко или, как его еще называют, барокко эпохи Возрождения. По сравнению с расположенным рядом Фонтаном Четырех Рек его размеры небольшие, но задумка мастеров получилась вполне удачной и многие современники считают, что по своей красоте он не уступает творению великого Бернини. В самом центре чаши стоит скульптура Нептуна, который борется с осьминогом. В руках мифологического божества находится трезубец. Эта работа буквально переполнена мощной мужской энергетикой. Античный сюжет продолжают остальные скульптуры, расположенные по кругу. Это – амуры, нереиды и морские животные. В общей сложности, восемь скульптур, среди которых выделяются лошади, херувимы, дельфины и морские нимфы. Образы этих существ парные. Историки искусства считают, что Фонтан Нептуна был украшен для того, чтобы вписаться в общий архитектурный ансамбль площади Навона, создать симметрию с фонтаном Мавра, который располагался напротив.
фонтан Мавра – выполнен все в том же античном стиле, который так вдохновлял ваятелей 17-18 веков. В центре установлена копия статуи Мавра проекта Бернини. Эта замена – совсем не лишняя предосторожность: в 2011 году фонтан подвергся нападению вандалов, и центральная фигура композиции была сильно изувечена. К счастью, это была только прекрасная копия.
На тот момент он украшен лишь скульптурами тритонов, в центре было пусто. Олимпия Майдалькини, фаворитка папы Иннокентия X, имевшая огромную власть в государстве, заказала новую статую. В итоге, по проекту Бернини статую мавра, борющегося с дельфином и стоящего на огромной раковине, выполнил Джованни Мари. Все остальные скульптуры в фонтане Мавра появились в 19-м веке.
Одно из двух главных зданий окружающей площадь архитектуры – дворец рода Памфили. Он был остроен по заказу все того же папы Иннокентия X. Несколько зданий, ранее находившихся на месте особняка, принадлежали роду еще с конца XV века. Сам Иннокентий начал вместо них строить дворец сразу по восхождению на папский престол – в 1644 году. Работы закончили в 1650, но сам папа тут не жил, он подарил готовое здание своей любовнице Олимпии Майдалькини. Внутри палаццо Памфили находятся 23 шикарно оформленных зала, есть внутренние дворы, а позднее к нему присоединили церковь святой Агнессы.
Дворец Памфили и церковь святой Агнессы (слева).
Нынешние здание было заказано все тем же папой Иннокентием X, который решил расширить старую церковь и сделать ее примыкающей к собственному дворцу, чтобы можно было участвовать в службах не покидая дома. Работы начали в 1652 году по проекту Джироламо Райнальди и его сына. Но изначальная версия храма, сильно поднятого над уровнем земли, с вогнутым фасадом, встретила серьезную критику. Райнальди уже спустя год был заменен на другого архитектора, Борромини, который серьезно переделал проект. Но и его не воплотили в жизнь – папа умер в 1655 году, его племянник, Камилло Памфили, ставший наследником, спустя два года уволил Борромини и вернул Райнальди, который снова изменил проект. Но и в этот раз церковь не закончили – Камилло так же скончался и дальше церковью занялась Олимпия, бывшая любовница Иннокентия, которая наняла на работу своего любимца Барнини, который строил Фонтан четырех рек. Но он тоже был уволен в 1668 году сыном Олимпии и Райнальди опять был восстановлен в качестве архитектора и на этот раз уже закончил церковь.
Церковь вятой Агнессы построена в виде греческого креста. В ней 6 алтарей и каждый из них по своему уникален. Первый алтарь справа представляет Смерть Св. Алексия работы Джованни Франческо Росси. Второй – Св. Агнесса в языках пламени, третий – Святая Емерентиана (оба работы Ерколе Феррата). Третий – Святое семейство (Доменико Гуиди), четвертый – Мученичество Св. Цецилии (Эрколе Антонио Раджи), пятый – Святой Себастьян работы Пьетро Паоло Кампи. И последний – Св. Евстафий и его семья среди хищников (Мельхиоре Каффа). Главный алтарь заменил собой более ранний, спроектированный Маттиа де Росси. Четыре мраморные композитные колонны поддерживают антаблемент с разделенным украшенным фронтоном, на котором изображен голубь в лучах славы. Два ангела сидят на половинках фронтона, а выше – три херувима держат бронзовый свиток с надписью "Non surrexit inter natos mulierum major Ioanne Baptista" (Никто из сыновей женщин не поднялся выше Иоанна Крестителя). Алтарь посвящен ему, и здесь присутствует ещ и намек на Джованни Баттисту (Иоанн Баптист) Памфили, прежнее имя папы Иннокентия X. Считается, что колонны попали сюда из разрушенной триумфальной арки Марка Аврелия на Корсо. Проект алтаря принадлежит Франческо Модерати, а лепные ангелы – работа Антонио делла Битта (они были помещены сюда в XIX веке). Скульптурный алтарный образ Святое Семейство с Иоанном Крестителем и его Родителями был выполнен Доменико Гуиди в 1683 году и позднее перемещен в новый алтарь. Святой Иоанн – мальчик, стоящий перед Христом. Его родители, Захария и Елизавета, находятся справа. Скиния у алтаря датируется 1123 годом.
Купол Сант Аньезе ин Агоне – один из нескольких в Риме, изображающих Эмпирей. Это попытка убедить смотрящего вверх в открытости Небес. Его барабан содержит пары коринфских пилястр между восемью большими окнами с сегментированными фронтонами. Все элементы позолочены. Синие полосы между пилястрами и окнами подчеркивают эффект эмпирея. Фриз нижнего антаблемента содержит надпись "Ingressa Agnes turpitudinis locum, angelum Domini praeparatum invenit" (На входе в грязное место Агнесса встретила ангела Господня, ждущего). Фреска купола изображает Апофеоз Святой Агнессы во Славу Небес и выполнена, в основном, Чиро Ферри. Он умер в 1689 году, не успев завершить работу, и заканчивал ее уже его ученик Себастьяно Корбеллини. На фреске множество ангелов, святых и символов из Ветхого Завета, в центре которых находится Богоматерь, приветствующая Агнессу. Не все святые идентифицированы, но блондинка, держащая крест – это Святая Мария Магдалина, а человек с арфой – Царь Давид. Есть здесь и Святой Филипп Нери, хотя существует подозрение, что он был добавлен во время реставрации в XIX веке. Фонарь купола содержит изображение Голубя Святого Духа, являющееся, скорее, нескромным намеком на голубя Памфили. Четыре больших опоры купола украшены фресками аллегорий четырех кардинальных добродетелей. Это первые фрески, выполненные Джованни Баттистой Гаулли по прозвищу Иль Бачиччо, заказ, которым он был обязан Бернини. Слева от главного алтаря находятся Благоразумие и Провидение, справа – Справедливость и Мир. Лицом ко входу слева – Мужество и Милосердие, справа – Умеренность и Целомудрие.
Вторая церковь, которая находится на площади Навона, называется Ностра Синьйора дель Сакро Куоре. Эта совсем небольшая церковь появилась в XII веке, но выглядела, конечно, иначе. В 1450 году ее глобально перестроили, а в самом начале XVI века передали испанцам – долгое время Сакро Куоре была национальной испанской церковью в Риме.
Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo) имеет грандиозный вид и не менее внушительную историю. Цилиндрический мавзолей, выстроенный на заре христианства на берегу Тибра, в ходе своей долгой жизни успел побывать последним пристанищем для римского императора, резиденцией понтификов, превратиться в форт, затем в темницу, а в последствие получить статус музея и сокровищницы. Усыпальница императора Адриана Публия (лат. Publius Hadrianus) была воздвигнута на высоком берегу реки около 139 года нашей эры. В оригинале мавзолей имел цилиндрическую форму и был богато украшен. Плоскую крышу здания украшал декоративный сад, по центру которого была установлена позолоченная квадрига. В 138 г. прах императора Адриана был помещен в гробницу, совместно с урнами его жены Сабины и приемного сына. Также по приказу Адриана был построен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), ведущий из центра Рима к усыпальнице.
К V веку н.э. мавзолей Адриана растерял свой былой блеск и торжественность, поскольку постепенно был превращен в военное укрепление. Во времена нашествия готов, большая часть бронзовых украшений, урн и статуй были украдены или разрушены. К XIV столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). Уже в XIV столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение – капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo). В XV веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александр VI служил для роскошных приемов и торжеств. В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка.
В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В XVII столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо. Во второй половине XVII столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время. С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).
Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura) стоит в Риме вот уже семнадцать веков. Церковь является одной из четырёх великих папских базилик. Она поражает своим величием и торжественным внешним видом. Базилика стоит над могилой святого Павла в Риме, которого казнили в самом начале нашей эры. Изначально, к украшенной мемориальной плитой могиле приходило много верующих, чтобы почтить память усекновенного апостола. Во время правления императора Константине I в IV веке н.э. над могилой святого Павла была построена церковь.
Внутри собора имеется пять залов. Центральный зал разделен на части восьмьюдесятью гранитными колоннами. Колоннада и потолочная фреска датируются XIX веком. Потолок украшают резные позолоченные панели. Собор сохранил и часть постройки V века – фрагменты мозаик и арку. Одно из названий этой арки – Арка Галлы Плацидии, считается, что она воздвигнута в честь супруги римского императора. Каждое окно имеет неповторимый рисунок, который пропускает солнечные лучи и наполняет собор теплым светом. Весь пол выложен изображениями различных животных.
В центре церкви стоит саркофаг с мощами святого Павла – это главная достопримечательность церкви. Над ним возвышается творение 1285 года – табернакль, украшенный умело скомбинированными языческими и христианскими мотивами. А рядом стоит подсвечник XIII века, высотой 5,5 м. Право служить мессу над мощами имеет только Папа Римский.
Сикстинская капелла является одним из важнейших помещений Ватикана, поскольку именно здесь собирается конклав для избрания нового папы. Сикст IV делла Ровере поручил Баччо Понтелли отреставрировать "Великую капеллу", создав на её месте капеллу, получившую имя самого папы (1477-1480 гг.). Стены были расписаны фресками кисти тосканских художников: Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Казимо Россели при содействии мастеров такого уровня, как Лука Синьорелли и Бьяджо ди Антонио. Циклы фресок, созданные между 1481 и 1482 гг. которые, по замыслу, должны были подчеркнуть преемственность между Ветхим и Новым Заветом, изображают Историю Моисея (южная стена) и Историю Христа (северная стена), соединяясь на входной стене. Когда-то свод был украшен росписью в виде звёздного неба, выполненной Пьер Маттео д'Амелия. Одновременно с этим Мино да Фьезоле, Джованни Далмата и Андреа Бреньо возвели мраморные хоры и парапет. Новая капелла была освящена 15 августа 1483 г. В 1508 Юлий II, племянник Сикста V, поручил Микеланджело Буонорроти расписать фресками свод капеллы, изобразив Истории из книги Бытия от сотворения человека до Всемирного потопа, Сивилл и Пророков, Спасение народа Израильского и Предков Христа. Благодаря своему титаническому труду Микеланджело, несмотря на трения и разногласия с папой, удалось создать один из важнейших художественных циклов мира. Свод был торжественно открыт 1 ноября 1512 г.
В 1533 г. Климент VII поручил Микеланджело написать на алтарной стене Страшный суд – монументальную фреску, в создании которой Буонаротти вложил всё своё мастерство. Художник приступил к работе лишь в 1536 г., при понтификате Павла III, и завершил её в 1541 г. К сожалению, при её создании были уничтожены фреска Перуджино "Успение" и два первых компартимента с Историей Моисея и Христа. Мощная фигура Христа-Судии, изображённого в образе сурового, но спокойного юноши, рядом с которым стоит Богородица, смирившаяся с утратой силы её заступничества, является стержнем монументальной композиции; именно вокруг неё, начиная с фигур Святых и Избранных, формируется широкий и медленный вихревой поток, затягивающий всех персонажей: Воскресших, поднятых из могил трубами Апокалипсиса и возносящихся на небо, и Проклятых, преследуемых чертями и низвергаемых в развёрстый ад. Здесь грозный Харон с поднятым веслом увлекает Проклятых к Миносу-судье, который обвивает вокруг их тел хвост, указывая, в какой круг ада они обречены спуститься. Среди Святых можно видеть Петра, Лаврентия, Екатерину Александрийскую; Святой Варфоломей держит содранную с него кожу, на которой Микеланджело изобразил свой автопортрет.
Южная стена украшена шестью из восьми первоначальных компартиментов с Историей Моисея: утрачены "Рождение Моисея" и "Обретение Моисея" Перуджино, которые были расположены на алтарной стене. В первом секторе, посвящённом Путешествию Моисея в Египет работы Пьетро Перуджино, изображены эпизоды "Прощание с тестем Иофором", "Возвращение в Египет" и "Обрезание второго сына". Второй сектор: "Сцены из жизни Моисея" работы Сандро Боттичелли: "Убийство египтянина", "Заступничество перед пастухами" и "Видение горящего тернового куста". В третьем секторе расположена фреска "Переход через Красное море" Бьяджо ди Антонио, в четвёртом – "Вручение скрижалей" кисти Козимо Росселли с эпизодами "Восшествие Моисея на гору Синай", "Поклонение золотому тельцу", "Наказание идолопоклонников" и "Возвращение Моисея с новыми скрижалями". В пятом секторе видны "Наказание Корея, Дафана и Авирона" работы Сандро Боттичелли; в шестом – "Завещание и смерть Моисея" кисти Луки Синьорелли. Центральная полоса занята парными изображениями пап, обрамляющими окна, которые созданы художниками XV в. Наверху, в люнетах и распалубках, изображены "Предки Христа" работы Микеланджело.
На северной стене также расположены шесть из восьми первоначальных компартиментов с Историей Христа:утрачено "Рождество Христово" Перуджино на алтарной стене, место которого занял "Сташный суд" Микеланджело. В первом секторе видно "Крещение Христа" Перуджино, во втором – "Искушение Христа" Боттичелли с эпизодом "Очищение прокажённого". В третьем секторе, расписанном Доменико Гирландайо, изображено "Призвание первых апостолов". В четвёртом секторе – "Нагорная проповедь" Козимо Росселли и "Исцеление прокажённого"; в пятом расположена фреска "Вручение ключей" Перуджино. В последнем, шестом, секторе стены Козимо Росселли изобразил Тайную вечерю с тремя сценами Страстей Христовых: "Гефсиманское моление", "Арест Христа" и "Распятие". Центральная полоса этой стены также украшена фигурами пап, написанными художниками XV в., а в полукругах свода и распалубках Микеланджело изобразил предков Христа.
Росписи входной стены изображают две заключительные сцены Историй Моисея и Христа: "Воскресение Христа" и "Диспут о теле Моисеевом". Первоначальные фрески кисти Гирландайо и Синьорелли, повреждённые в результате обрушения двери в 1522 г. были восстановлены во второй половине XVI в. На центральных панелях изображены канонизированные папы, а в люнетах – четыре Предка Христа.
Расположенная в самом сердце огромного парка, излюбленного места прогулок жителей Рима, уютная вилла Боргезе хранит статуи, барельефы, античные мозаики, а иакже картины и скульптуры XVI-XVIII вв., включая шедевры художников Антонелло да Мессина, Джованни Беллини, Рафаэля, Тициана, Корреджо и Караваджо, скульпторов Джан Лоренцо Бернини и Антонио Кановы.
Строительство залитой светом пригородной виллы, увеселительного места, наполненного изумительными произведениями искусства и окружённого буйно разросшимся парком, началось в 1607 г. под руководством Фламинио Вазанцио, автором проекта по обустройству садов, который также возвёл Птичий вольер; остальные постройки были добавлены в XVII в. Карло Райнальди. В 1770 г. по приказу Маркантонио Боргезе IV было радикально обновлено декоративное убранство виллы и обустроены художественные коллекции, упорядоченные по тематическому принципу, в общих чертах сохранившемуся до наших дней. Первоначальное и наиболее значительное ядро коллекций, сформировавшееся, помимо прочего, за счёт конфискаций, реквизиций и похищения картины Рафаэля "Снятие с креста", образовалось при кардинале Сципионе Каффарелли Боргезе, племяннике Павла V, утончённом ценителе искусства и пытливом собирателе древностей и диковин. Именно он в начале XVII в. собрал воедино шедевры эпохи античности, Возрождения и современности и заказал Бернини скульптуры, которые по сей день хранятся в музее.
Коллекция, некоторый шедевры из которой, несмотря на введённые кардиналом Сципионом ограничения, попали в самые знаменитые музеи мира (в частности, в Лувр), пополнилась картиной "Даная" Корреджо (в 1827 г.) и статуей "Паолина Боргезе" работы мастера Кановы (в 1838 г.). В 1902 г. вилла и её коллекции были приобретены итальянским государством. Экспозиция делится на 20 залов, расположенных на двух этажах: на первом этаже находится величественный входной зал с потолком, расписанным фресками на аллегорические сюжеты работы Мариано Росси, украшенный статуями и бюстами императоров; в пол зала вделана мозаика IV в. до н.э.
Антонио Канова.Паолина Бонапарт Боргезе (1805-1808).
Рафаэль. Снятие с креста.
В папской базилике Святого Петра, самом большом христианском храме (его наружные размеры составляют 218 м.), папы отправляют главные церковные требы. В XIX в. здесь проходил Первый Ватиканский собор, собранный Пием IX, а также Второй собор, открытый Иоанном XXIII и закрытый Павлом VI. Храм расположен на месте базилики Костантина IV века. В работах по возведению новой Ватиканской базилики, беспрецедентных по масштабу и срокам, которые длились в течение 120 лет (1506-1626), приняли участие такие мастера, как Браманте, Рафаэль, Микеланджело и другие выдающиеся архитекторы.
В начале XVI в. Юлий II поручил строительство новой базилики Донато Браманте, который снёс предыдущее здание эпохи Константина, сохранив затронувшие хоры изменения, добавленные Росселлино в XV в. Браманте разработал проект монументального здания в форме греческого креста с огромным куполом, аналогичным куполу Пантеона. После его кончины в 1514 г. было возведено лишь 4 огромных пилястра с арками. Три последующие мастера, выбранные Львом X: Рафаэль (ратовавший в пользу храма базиликального типа), фра Джокондо да Верона и Джулиано да Сангалло – также умерли, не дождавшись значительного продвижения строительных работ. Их преемник Антонио да Сингалло Младший переработал проект Браманте, но его реальный вклад ограничился переделкой фундамента (при этом новые сооружения продолжали сосуществовать бок о бок со старыми), а также поднятием пола над уровнем базилики Константина, благодаря чему образовалось свободное пространство для Ватиканских гротов. Перелом произошёл в 1546 г. при Павле III, поручившем завершение строительства Микеланджело. Видимо, у мастера не было окончательного замысла, поскольку он начал работы одновременно в нескольких частях комплекса; не исключено, что, учитывая свой преклонный возраст, Микеланджело хотел таким образом предотвратить будущие изменения своего проекта.
Не отказываясь от предложенной Браманте планировки в форме греческого креста, Буонаротти упростил её, добавив портик, но его главный, титанический вклад в наружном скульптурном убранстве. Оно состоит из сдвоенных коринфских пилястров, чередующихся с окнами и нишами, с выдающимся вперёд карнизом, на который опирается аттик с пилястрами. Под руководством Микеланджело (при этом не обошлось без полемики в связи с обширным сносом частей здания, возведённых Сангалло, которые отбили у мастера охоту продолжать работу) строительство продвигалось вплоть до окончания барабана купола. После его смерти в 1564 г. остались незавершёнными свод купола, а также работы по разбору старой базилики. После Виньолы, который едва успел начать работу над малыми куполами, руководство было возложено на Джакомо делла Порта (1587 г.). В итоге, благодаря круглосуточным работам при свете факелов, гигантский купол был завершён всего за 22 месяца, и 19 мая 1590 г. он был торжественно открыт папой Сикстом V. Тем не менее, лантерна и свинцовое покрытие круглого свода были закончены только в 1593 г., после чего на вершине был установлен шар из позолоченной бронзы, увенчанный крестом.
Сама же базилика была завершена при Павле V, избранном папой в 1605 г. Он возложил руководство на Карло Мадерно, который велел разобрать остатки постройки эпохи Константина (при этом было уничтожено немало сокровищ искусства, включая ораторию Иоанна VII с мозаиками VIII века и папские гробницы) и изменил планировку с греческого креста на латинский. Работы начались в 1607 г; в 1615 г. базилика, в целом, была закончена и освящена Урбаном VIII в 1626 г. Автором фасада собора Святого Петра также является Карло Мадерна, который, несмотря на дискуссии, сумел соединить его с основным корпусом, возведённым Микеланджело, заложив специальный опорочный фундамент. Эти работы были начаты 5 ноября 1607 г.; первый камень был заложен 10 февраля 1608 г; окончание строительства произошло в 1614 г. Остались недостроенными две колокольни, предусмотренные проектом, которые были снесены в соответствии с окончательным планом Бернини. Длина фасада составляет 120 м.; высота равна 48 м.; он увенчан статуями Христа, Св. Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (за исключением Святого Петра). Над пятью порталами расположены шесть окон и три балкона; с центрального балкона (Лоджии благословений) объявляют об избрании нового папы; отсюда папа обращается к к верующим с благословением Urbi et orbi.
Огромный атриум, созданный в 1608-1612 гг., составляет свыше 70 м в длину, его глубина – почти 13 м, высота – 20 м. Он украшен статуями Карла Великого работы Корнаккини (1725 г.) и Константина работы Бернини (1670 г.), а также мраморным рельефом Pasce oves meas ("Паси овец моих"); этот же сюжет можно видеть внутри базилики, а напртив него расположена мозаика Навичелла. Пять ведущих внутрь дверей изготовлены современными мастерами: Джакомо Манцу, Лючано Мингуцци, Венанцо Крючетти и Вико Консорти (автор Свтой двери), за исключением центральной двери, которую Филарет создал в пятнадцатом веке (1439-1445 гг.) для базилики Константина.
Изобилующее шедеврами, пышно декорированное мозаиками, позолотой и мрамором, огромное внутреннее пространство с 45 алтарями и 11 капеллами протянулось в длину почти на 190 м и делится на три нефа при помощи мощных пилястов с нишами, где установлено огромное количество статуй святых и пап. Несмотря на размеры, храм создаёт ощущение гармоничного целого; Центральный неф, длиной 90 м, покрыт бочарным сводом с компартиментами и медальонами. На антаблементе расположен высокий позолоченный фриз с надписью, поясняющей миссию апостола Петра. Изнутри купол, рачсленённый рёбрами, декорирован лепниной, чередующейся с картонами кисти Кавалера д'Арпино, расписанными темперой.
Авторы проекта купола, высота которого с крестом составляет 133 м, внутренний диаметр превышает 41 м, взяли за образец купол флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В отличие от замысла Микеланджело, который намеревался придать куполу полусферическую форму, архитектор Делла Порта сделал его стрельчатым. В барабане, среди сдвоенных колонн, расположены классические окна. Аттик украшен панелями с растительными гирляндами; слуховые окна протобарочного типа расположены в три яруса. лантерна также опирается на двойные колонны, увенчанные завитками и канделябрами, которые поддерживают шпиль с шаром и крестом.
Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра.
Пространство, которое занимает папский алтарь с балдахином работы Бернини, расположенный в конце центрального нефа, в центре трансепта, возведённого Микеланджело, обрамлено пилонами Браманте. Они украшены статуями, выполненными Бернини и другими мастерами, которые напоминают о присутствии бесценных реликвий: копья, пронзившего ребро распятого Христа, фрагментов креста, плащаницы Христа и головы апостола Андрея.
На мраморной кафедре возвышается статуя Святого Петра неопределённой датировки (некоторые специалисты приписыввают её Арнольфо ди Камбио); по традиции верующие прикладываются к её правой ноге.
В центре поперечного нефа, на возвышении, установлен папский алтарь, возведённый в 1594 г., на котором могут служить только папы; алтарь расположен над Исповедальней. Над алтарём высится величественный бронзовый балдахин, архитектурный и скульптурный шедевр Джан Лоренцо Бернини, который был создан по приказу Урбана VIII между 1624 и 1633 гг. Для изготовления великолепного барочного балдахина высотой 28 м была использована переплавленная бронза, снятая с Пантеона. Эта смелая и инновационная интерпретация кивория состоит из четырёх витых спиральных колонн, декорированных оливковыми и лавровыми ветвями, фигурками амуров, зверей и пчёл – эмблемой рода Барберини, к которому принадлежал папа. В апсиде базилики, среди ниш со статуями Урбана VIII Джан Лоренцо Бернини и Павла III работы Гульельмо делла Порта, возвышается сооружение из мрамора и бронзы, кафедра Святого Петра, шедевр Бернини (1655 г.). В огромном ковчеге высотой 7 м, увенчанном статуей Славы из позолоченной бронзы, хранится так называемая дубовая кафедра апостола, которая в действительности является троном IX века.
Правый неф украшает капелла делла Пьета́, получившая имя от изумительной статуи "Оплакивание Христа" (Pietà), выполненной в 1499 г. двадцатитрёхлетним Микеланджело.
Левый неф начинается с капеллы Крещение работы Карло Фонтана, где установлена купель из красного порфира; далее находится памятник Стюартам от Антонио Кановы. За капеллой Введения Божьей Матери во Храм следует капелла хора, расположенная симетрично капелле Святых Таинств, которая также огорожена элегантной решёткой работы Борромини. Вблизи поперечного нефа находится пышная Клементинская капелла с гробницей, созданной БертелемТовальдсеном (1831 г.), в которой похоронены Григорий Великий и Пий VII. В левом нефе можно видеть капеллуМадонна делла Колонна, названной так в честь почитаемой статуи Богородицы XV в., оставшейся от базилики Константина. Здесь установлен престол, в котором покоятся останки Святого Льва Великого – первого папы, захороненного в базилике после Святого Петра, и находится прекрасный мраморный рнльеф работы Алессандро Альгарди (1652 г.). Далее можно полюбоваться шедевром Джан Лоренцо Бернини – памятником Александру VII, символизирующим глубокое размышление на тему смерти. Рядом с пилястром, взятым из базилики Константина, расположена благородная бронзовая гробница Иннокентия VIII, выполненная в XV в. Антонио дель Поллайоло. На этой стороне, напротив алтаря Лжи, начинается двойной коридор, ведущий в большую ризницу, возведённую Карло Маркьонни (1766-1784 гг.), которая расположена снаружи базалики.
Гробница папы Иоанна XXIII.
Погода в Риме переменчивая.