Пьяцца дель Пополо или Народная площадь у подножия холма Пинчо (вилла Боргезе) на северном входе столицы Италии – одна из самых красивых городских площадей в мире. Расположена на вершине треугольника улиц, известных как Трезубец ( виа дель Бабуино – виа дель Корсо – виа ди Рипетта). Отсюда и название оживленного района исторического центра "Трезубец". Пьяцца дель Пополо – последнее великое архитектурное достижение папского Рима и символ покровительства понтификов.
Сегодня площадь Пополо – архитектурный ансамбль монументов и достопримечательностей, по которым можно изучать стили и целые эпохи, историю искусства человечества. Обелиск в центре площади относится к истории Древнего Египта, врата Порта-делль-Пополо или Фламиния, которые яаляются часть Стены Аврелиана – Древний Рим, церковь Санта-Мария-делль-Пополо – Средневековье и Возрождение, "церкви – близнецы" с южной стороны площади – барокко XVII века, а структура и форма площади представляет собой яркий пример неоклассического стиля начала XIX века.
Врата Порта дель Пополо были главным входом в Рим в эту "гостиную". Сквозь арки ворот в Вечный город взъезжали и сильные мира сего, и входили простые паломники. В античности врата имели название Порта Фламиния и были одними из ворот стены Аврелия, а назывались так, потому что здесь проходила древняя дорога Via Flaminia. Во времена правления императора Августа городской отрезок улицы Виа Фламиния назывался "Виа Лата" (нынешняя улица Виа дель Корсо).
На входе у ворот находится церковь, основанная в конце XI века на средства римского народа, отсюда ее название "Санта-Мария или Мадонна дель Пополо". Этот топоним затем перешёл к площади, которая первоначально называлась "дель Трулло" из-за фонтана в виде трулло, в центре площади, которая тогда имела трапецевидную площадь.
В центре площади стоит обелиск под названием "Фламинио" высотой 23,20 метра с иероглифами эпохи фараона Сети I (XIV в до РХ). Обелиск и фонтан со львами вместе с церквями-близнецами стали символами площади Пьяцца-дель-Пополо.
Валадье заменил старый фонтан Трулло фонтаном Львов у обелиска. Фонтан Львов состоит из четырех круглых травертиновых чашен, украшенных таким же количеством львов из белого мрамора в египетском стиле, изо рта которых брызжит веером вода.
Церкви – близнецы были построены в середине XVII века и посвящены Богоматери. Одна носит названия Санта-Мария-ин-Монтесанто (слева) и вторая – Санта-Мария-деи-Мираколи (справа). Обязательства и финансирование по их строительству были делегированы в середине XVII века Римским Папой Александром VII кардиналу Гастальди, генеральному уполномоченному по здравоохранению Государства Церкви.
Церковь Санта-Мария-ин-Монтесанто обязана своим названием тому факту, что была построена на месте небольшой церкви, принадлежавшей кармелитам провинции Монте-Санто на Сицилии. Фасад Санта-Мария-ин-Монтесанто украшен портиком, опирающимся на четыре колонны коринфского ордера; надпись на фризе увековечила щедрость кардинала Джироламо Гастальди. Аттик фасада венчают восемь статуй святых кармелиток, выполненных в мастерской Дж. Л. Бернини. Купол опирается на двенадцатигранный барабан с квадратными окнами и завершается овальным в плане фонарём. Алтарная картина с образом Мадонны Монтесанто написана в кармелитских традициях неизвестным художником, возможно, принадлежавшим к школе А. Романо.
Название церкви Санта-Мария-дей-Мираколи (Святой Марии Чудотворной) связано с преданием. В 1325 году женщина, чтобы спасти своего сына, упавшего в реку Тибр, обратилась с молитвой к образу Богородицы, изображенному на стене дома у реки. Чудо произошло, и в качестве благодарности рядом с современным мостом Понте Реджина Маргерита, где первоначально находился чудотворный образ, была построена часовня, посвященная Марии. Пройдя под руководством различных конгрегаций, преодолев различные наводнения Тибра изображение Мадонны деи Чудес было перенесено в безопасное место, которое Александр VII в 1661 году приказал построить. Ею стала новая церковь на площади Пьяцца дель Пополо Санта-Мария-деи-Мираколи и до сих пор хранит копию изображения Богородицы (оригинал сейчас находится в церкви Сан-Джакомо на виа дель Корсо).
Обустройство площади началось в начале XIX века, когда Рим был ещё папским городом. Сегодня это монументальная, рациональная и упорядоченная площадь, которая до проекта архитектура Джузеппе Валадье имела с одной стороны амбары и зернохранилища, а с другой – большой виноградник, принадлежащий ордену августинцев. Площадь раньше использовалась для проведения ярмарок, игр, народных гуляний и представлений, а также казней. В 1826 году на площади была проведена последняя пытка простым молотком (то есть без четвертования), когда осужденного неоднократно били молотками по вискам до смерти. Последним был осужден римлянин по имени Джузеппе Франкони, виновный в убийстве священника и его грабёж.
Две стены экседры площади украшают сфинксы, а на их концах располагаются аллегорические мужские и женские статуи времен года. В центре экседр два фонтана. Со стороны холма Пинчо, в восточном полукруге площади Пьяцца дель Пополо, расположен монументальный фонтан Богини Рима. Завершенная в 1823 году по проекту Джузеппе Валадье и исполненная Джованни Чеккарини, величественная мраморная скульптурная группа изображает богиню Рому, олицетворяющую город, по бокам от двух аллегорических статуй рек Тибр и Аниена. Богиня, вооруженная, носит шлем и держит копье, а у ее подножия – волчица, кормящая близнецов Ромула и Рема. Под статуями находится большой полукруглый бассейн из травертина, над которым раковинный клапан собирает воду, выливающуюся из маленького бассейна в верхней части.
Терраса дель Пинчо соединяет площадь Пьяцца дель Пополо с холмом Пинчо. От площади к подножию террасы ведут через пышную зелень ступени. Терраса была спроектирована римским архитектором Джузеппе Валадье и построена в 1816 году. Наконец, вы попадаете на террасу. Кремового цвета сооружение в стиле барокко, построенное с тремя арками, прекрасно сочетается с белыми статуями у подножия.
C противоположной стороны – фонтан Нептуна между двумя Тритонами. Фонтан Неттуно (Нептун) расположен в западном полукруге площади Пьяцца дель Пополо со стороны, обращенной к реке Тибр. Он состоит из круглого пруда из травертина, который поддерживает большая раковина Тибуртина, над которой маленькая чаша собирает воду, льющуюся со стены. Фонтан венчает группа, спроектированная Валадье и изваянная Джованни Чеккарини (1822-1824), изображающая Нептуна с двумя тритонами, опирающимися на дофины у его ног.