В античные времена на Латеранском холме (лат. Lateranus Mons) в юго-восточной части города находилось поместье знатного семейства Латеранов, члены которого служили нескольким императорам. Один из этого семейства, Платиус Латеранус, стал известен тем, что Нерон обвинил его в заговоре против императора. Обвинение вылилось в то, что вся собственность Латерануса была конфискована и роздана. В 312 году император Константин Великий решил поддержать христиан Рима и подарил папе Мельхиаду земельный участок бывшего Домуса Латеранов. Поскольку центральная часть города с древними языческими храмами была во власти римских патрициев, враждебно настроенных к христианам, Папа Сильвестр I основал свою резиденцию на месте Латеранских садов за Аврелиановой стеной. В 324 году Сильвестром I была освящена новая базилика в честь Спасителя. На Латеранском холме находилась найденная на римском Форуме бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, она украшала соседнюю виллу деда и матери этого императора. Позднее, в 1538 году её установили на Капитолии.
Первый храм имел восточно-западную ориентацию, что было типично для раннехристианских базалик. Фасад смотрел на восток, где восходило солнце. Апсида с алтарём, наоборот, была повёрнута на запад, в сторону заката. Восток считался местом, где находился Рай и Христос. Немногое сохранилось от великолепной Золотой базилики эпохи Константина, разграбленной визиготами в 410 г. Церковь, опустошенная вандалами в 455 году, была отреставрирована Львом Великим и Адрианом I в VIII веке; в 774 году здесь состоялось крещение Карла Великого. В 896 году кровля нефа обрушилась во время землетрясения; базилика, отреставрированная в начале X веке, была освящена Сергием III и посвящена Св. Иоанну Крестителю. Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, кафедральный собор Рима, является частью комплекса, включающего Папский дворец, Дворец каноников, Главную семинарию и Латеранский университет. Храм, в котором состоялось пять вселенских соборов, на протяжении длительного времени был папской резиденцией; в его стенах похоронены 22 понтифика.
Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, кафедральный собор Рима, является частью комплекса, включающего Папский дворец, Дворец каноников, Главную семинарию и Латеранский университет. Храм, в котором состоялось пять вселенских соборов, на протяжении длительного времени был папской резиденцией; в его стенах похоронены 22 понтифика. В 1276 г. над ней работал Арнольфо ди Камбио, а между 1297 и 1300 годами – Джотто, автор сохранившейся фрески. 22 февраля 1300 года Бонифаций VIII провозгласил первый юбилейный год, местом проведения которого стала базилика. Церковь, пришедшая в упадок в эпоху авиньонского пленения, была восстановлена на основе предыдущего пятинефного плана Джованни ди Стефано, который сохранил пол работы Козмати и портик раннехристианской базилики, добавив некое подобие трансепта и киворий (1370 г.) главного алтаря, сохранившийся до нашего времени. В результате переноса папской резиденции в Ватикан Латеранская базилика утратила былое значение, а рядом с церковью возник бенедиктинский монастырь. В XVI в. Доменико Фонтана возвёл на месте старинной Патриаршей резиденции Латеранский дворец. Его величественный главный фасад в неоклассическом стиле был завершён архитектором Алессандро Галилеи (Alessandro Galilei) в 1735 году. Он состоит из двухъярусного портика с папской ложей, откуда папа Римский благословляет верующих в Страстной четверг. Фасад украшают огромные скульптуры Иисуса Христа и святых, которые буквально парят над городом. На фоне грозовых облаков эти скульптуры производили незабываемое впечатление. Над главным входом в Базилику выгравирована надпись "Sacrosancta Lateranensis ecclesia omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput", т.е. "Святейшая Латеранская церковь, мать и глава всех церквей города и мира". Нынешний облик базилики сформировался благодаря Франческо Борромини, сохранившим её первоначальную планировку. После того, как Алессандро Галилей возвел новый фасад, от средневековой базилики остались только полы мастеров Козмати, дароносица и апсидная мозаика.
В портике главного фасада имеется пять дверей с лоджиями над ними. Центральная бронзовая дверь, покрытая благородной патиной времени, была создана еще во времена Римской империи и украшала здание Курии (Сената) на Императорском Форуме. Последний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только в Юбилейные Годы – один раз в 50 лет. Старая традиция заключается в том, что эта дверь была заложена кирпичом и папа ритуально удалял один кирпич в начале разблокировки двери, открывая Юбилейный Год. Отказался от этой традиции папа Иоанн Павел II, заказав в 2000 году установку рельефной бронзовой двери. Её дизайн принадлежит Флориано Бодини и представляет собой единичную панель с изображением Матери и Младенца перед распятым Христом. Гвозди проходят через запястья Христа, а не через ладони, как это обычно изображается в искусстве, поскольку ладони не выдержали бы веса тела.
Главный фасад оборудован атриумом со статуей императора Константина, которую нашли на Квиринале при раскопках терм Диоклетиана, и крытой галереей, украшенной статуями.
Статуя была отреставрирована Руджеро Бескави и установлена здесь в 1737 году. Добавленные части (нижняя часть тела и оружие) видны по иному оттенку цвета мрамора.
Внутри, в центральном нефе, Борромини разместил 12 эдикул с колоннами из зелёного мрамора, в которых установлены статуи апостолов, а межоконные пространства украшены овалами с изображениями пророков.
Роскошный потолок предположительно был расписан Пирро Лигорио. Вдоль стен идут статуи Пророков, Святых и Апостолов, выполненных по эскизам Борромини его учениками в XVIII веке.
Среди капелл крайних нефов следует упомянуть капеллу Орсини с гробницей Климента XII. В северном трансепте возвышается орган XVI века.
В южном трансепте, над главным алтарём с ковчегом, хранящим столешницу, за которой свершилась Тайная вечеря, можно полюбоваться изумительным Вознесением работы Кавалера д'Арпино.
Там, где центральный неф пересекается с трансептом, находится сердце готического собора – табернакль, выполненный Джованни ди Стефано. Над папским алтарём установлена готическая дароносица; внизу находится надгробие Мартина V.
Над центральным алтарем храма, за решеткой, в кевории хранятся древние христианские реликвии – ковчеги с головами апостолов Петра и Павла.
В центре апсиды возвышается кафедра папы – епископа Рима работы Козмати.
В 1276 г. над украшением базилики работал Арнольфо ди Камбио, а между 1297 и 1300 годами – Джотто (Giotto di Bondone), автор сохранившейся на столбе в правом нефе фрески, изображающей папу Бонифация VIII, провозглашающего 1300 год Юбилейным Годом. Сегодня эта фреска остается как с художественной, так и с исторической точки зрения важным следом уникальной деятельности Джотто в Риме.
Итальянский живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) говорил о портрете Папы Бонифация VIII из церкви Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, созданном Джотто. Когда в 1586 году лоджию снесли, центральная часть фрески в твердой форме была отделена, перенесена в монастырь и только два столетия спустя была помещена внутри базилики по поручению семьи Каэтани (Caetani) в эдикулу на колонне правого нефа. Эксперты XVI и XVII веков так же упоминали эту фреску, относя её к Чимабуэ (Cimabue) или Джотто (Giotto)). Позже было подтверждено прямое авторство Джотто. В 1952 году фрагмент был отреставрирован и осветлён.
На северном фасаде, между средневековыми колокольнями, Фонтана возвел портик с крытой галереей, расписанный фресками и украшенный статуей французского короля Генриха IV.
В Музее базилики хранятся реликвии, предметы церковного убранства и облачения; во внутреннем дворике (начала XIII в.), самом большом во всем Риме, установлены скульптуры работы Арнольфо и других мастеров. В подземных помещениях сохранились остатки фундамента раннехристианской эпохи и древнеримских зданий.
Рядом с базиликой находится Латеранский дворец, возведенный Доменико Фонтаной (1585-1589 гг.) в стиле палаццо Фарнезе. Он известен как бывший Апостольский дворец – старинное строение эпохи Римской империи, а позднее – главная резиденция Папы Римского. Дворец лишился своего высокого титула после того, как Папа Римский был изгнан из Рима и несколько десятков лет жил в Авиньоне (так называемое Авиньонское пленение пап). В 1307 и 1361 годах дворец подвергался разрушительным пожарам, и, несмотря на то, что на его восстановление были выделены огромные суммы, он так никогда и не вернул былого величия. После возвращения Папского двора из Авиньона, резиденцией Папы Римского сначала была базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, а затем – Санта-Мария-Маджоре. Папа Сикст V, более расположенный к рациональному планированию городского устройства, чем к сохранению древних строений, в 1586-м году приказал снести то, что осталось от античного Латеранского дворца и возвести на его месте меньшее по размерам здание. В 1589 году архитектор Доменико Фонтана выполнил его приказ. От старинного дворца сохранились только три элемента – Святая лестница, часовня Санкта Санкторум и триклиний (пиршественный зал) Папы Лео III. В этом зале можно увидеть некоторые старинные мозаики. В конце XVII века Папа Иннокентий XII организовал в части Латеранского дворца приют для сирот, которые работали на небольшой шелковой фабрике. В XIX столетии во вдорце был создан музей религиозного искусства и языческой культуры. А в 1925-м году к нему был добавлен этнографический музей, коллекция которого была собрана миссионерами. Здесь же в 1929-м году были подписаны Латеранские соглашения – система договоров, регулирующих отношения между Папским престолом и Итальянским государством. Позднее коллекции Латеранского музея были переданы Ватикану, а во дворце разместился Исторический музей Ватикана, открытый в 1991-м году.
Первым из известных баптистериев, т.е. сооружений, построенных специально для целей крещения, в Риме стал баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте. Его постройка произошла, вероятно, при Сиксте III (423-430 гг.) и здание представляет собой отдельное сооружение. Его восьмиугольная форма повлияла на другие ранние баптистерии.
Сооружение представляет собой комплекс строений до конца XIX века, полностью отдёленный от базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. Вид баптистерия со стороны площади представляет собой довольно мрачную восьмиугольную кирпичную коробку. На сторонах, примыкающих к двери, хорошо видны контуры заблокированных дверей и окон. Считается, что они относятся ко времени Константина. Имеющиеся сейчас прямоугольные окна относятся к XVII веку. Они вставлены в более крупные и частично заблокированные окна V века, заменившие в свое время те, что находились ниже. Простой вход оборудован дверной коробкой, обрамленной пилястрами с кронштейнами, поддерживающими треугольный фронтон. Над перемычкой дверной коробки расположена надпись "Gregorius XIII Pont. Max" (Григорий XIII Великий Понтифик). Деревянные двери конца XVI века были уничтожены бомбой мафии.
Восьмиугольная форма считается символом Дня Воскресения, потому что Воскресший Господь явился Апостолам в восьмой день. Этот день Святой Иоанн назвал "первым днем недели". Император Константин украсил баптистерий семью серебряными фонтанами с оленями, которые пили проточную воду. Со временем олени были украдены, поэтому папа Павел VI в 1967 году украсил баптистерий двумя бронзовыми статуями оленей, пьющими из реки. В Баптистерии стоят восемь мраморных красных колонн. Их подарил император Константин. Колонны соединены между собой белым мраморным наличником. В центре находится купель из египетского мрамора. Известный архитектор Франческо Борромини добавил красочный мраморный пол и мраморные стены, окружающие купель. Купель имеет бронзовую крышку Чиро Ферри, на которой изображено крещение Христа с одной стороны и крещение Константина – с другой. В пространство, окруженное балюстрадой, можно попасть как с севера, так и с юга. Пол – то есть мраморный пол Борромини – ниже, чем пол баптистерия, и хотя крещения полным погружением ушли в прошлое, вся конструкция явно предназначена для воссоздания опыта древнего бассейна для крещения, который когда-то был здесь.
Первоначальный позднеантичный купол не подлежал ремонту и был снесен в 1540 году. В 1625 году папа Урбан VIII начал реставрацию баптистерия. Проект включал в себя изменения потолка и купола, а также фресок для стен и барабана купола. Эти фрески, изображающие сцены из жизни Константина, до сих пор доминируют в баптистерии.
Большая прямоугольная часовня Святого Венантия, расположенная в баптистерии, является главным местом поклонения для прихожан базилики Сан Джованни ин Латерано. Папа Сикст III построил часовню Святого Венантия в первой половине V века в качестве вспомогательной церкви. Здесь хранятся мощи наиболее значимых далматских святых, привезённые Папой Иоанном IV в середине VII века из его родины Далмации, после того как её захватили славяне.
Оригинальная мозаика пятого века в значительной степени сохранилась лишь в апсиде капеллы Святых Киприана и Иустины. Мозаика изображает свитки виноградной лозы, украшенные драгоценными камнями кресты, голубей и Агнеца Божьего.
Главная капелла бывшего Латеранского дворца, сильно повреждённого пожаром в 1308 году, осталась нетронутой. Так как в ней хранилось наиболее ценные реликвии, её назвали Святая Святых (Sancta Sanctorum). Архитектору Доменико Фонтана было поручено строительство отдельного здания вокруг священной капеллы. Самым главным сокровищем капеллы считалась нерукотворная икона Христа, датируемая VI–VII веком. В структуру здания органично была встроена и Святая Лестница, привезенная Еленой. По преданию, речь идёт о лестнице Иерусалимской претории, на которой Пилат вершил суд над Иисусом. Строение, содержащее в себе капеллу Святая Святых и Святую лестницу, получило статус церкви и было названо церковью Сан-Лоренцо-ин-Палатио-ад-Санкта-Санкторум (Chiesa di San Lorenzo in Palatio ad Sancta Sanctorum). Этот храм также входит в комплекс строений Собора Святого Иоанна Крестителя и является персональной церковью понтификов.
Святая лестница, по легенде, – та самая лестница, по которой Иисус Христос поднимался в дом Понтия Пилата. Она была доставлена в Рим из Иерусалима Еленой, матерью императора Константина Великого. Теперь Святая Лестница – популярная достопримечательность Рима. Верующим христианам полагается преодолевать 28 ступеней Святой лестницы только на коленях, читая молитвы и прикладываясь к маленьким застекленным окошкам, вмонтированным в те места лестницы, куда, как считается, капала кровь Христа.
Святая лестница ведёт к капелле Святая Святых (лат. Sancta Sanctorum). В её алтаре хранится ценнейшая икона, вероятно, римской работы конца V – начала VI века: Образ Христа в серебряном окладе XV века.
Неподалеку от дворца и базилики был установлен Латеранский обелиск. Созданный при фараоне Тутмосе III, он был привезен в город и установлен императором Константином Великим в Большом цирке. Первоначально он весил 455 тонн. Со временем обелиск разрушился. Хотя куски обелиска были найдены в XIV и XV веках, серьезные раскопки были возможны только при папе Сиксте V. Три части латеранского обелиска были выкопаны в 1587 году, а после восстановления архитектором Доменико Фонтана обелиск стал на 4 метра короче, высотой 45,7 метра и массой 330 тонн. Воздвигнутый на месте нахождения конной статуи Марка Аврелия возле Латеранского дворца и базилики Святого Иоанна Латеранского 9 августа 1588 года, он стал последним древним египетским обелиском, который был возведен в Риме. Обелиск был увенчан крестом, а пьедестал был украшен надписями, объясняющими его египетскую историю и путешествия в Александрию и Рим, в которых упоминалось крещение Константина Великого. Латеранский обелиск – самый большой в мире древний египетский обелиск, а также самый высокий обелиск в Италии.
На площади Сан-Джованни-ин-Латерано расположен Госпиталь Сан-Джованни (Hospital of San Giovanni). Он был основан в 1216 году кардиналом Джованни Колонна (Giovanni Colonna). Сначало это была примитивная больница, но в 1338 году общество Иисуса Христа, желавшее расширить больница, купило участок земли у Латеранской базилики, где были Торри-деи-Новелли (Torri dei Novelli ) и небольшая церковь Святого Михаила-Архангела, от которой больница получила своё первое название. Единственным наследием этой церкви остается римская скульптура, когда-то полихромная, датируемая XIV веком, статуя архангела, которая сегодня находится на парадной лестнице нынешнего госпиталя Сан-Джованни-ин-Латерано.