default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот холм представлял собой гигантскую резиденцию императоров. Палатин занимает центральную позицию среди семихолмия: по легенде, у склона Гермалуса, рядом с осушенным болотом Велабр, находился Луперкал – грот, в котором Волчица вскармливала Ромула и Рема. Эта местность, заселённая уже в железном веке, о чём свидетельствуют руины поселения (IX-VIII вв. до н.э.), в эпоху царей была обнесена стенами. В период республики здесь располагался жилой квартал, а позднее – жилище правителей. Август построил здесь свою резиденцию, его примеру последовал Тиберий и его преемники: так, постепенно, холм превратился в один сплошной, нескончаемый дворец. Нерон возвёл здесь пышный Золотой дом. Дворец Домициана был построен как официальная резиденция римского императора в 81-92 годах нашей эры и использовался в качестве таковой для последующих императоров. Его останки возвышаются над Палатинским холмом рядом с другими дворцами. Дворец представляет собой массивное сооружение, разделенное сегодня на три части, частично следуя тому, как были разделены деловые вопросы и личная жизнь, чтобы их можно было вести параллельно. Современные названия, используемые для этих частей: Дом Флавия, Дом Августов, Сад или "Стадион".

DSC 0513 0

Руины Палатина с видом на Храм Аполлона Палатинского

Вход в некогда огороженный каменной стеной комплекс расположен на улице Виа Сан-Грегорио, откуда видны развалины акведука Клавдия,чуть поодаль – руины акведука Сеттициония эпохи Севера.

P1270207 0

В центре Палатина раскинулся Дворец Флавиев, возведенный по приказу Домициана (81-96 гг.) в качестве представительского комплекса; здесь выделяется тронный зал, в котором император давал аудиенции, а с южной стороны, в помещении с апсидой, возможно, располагалась трапезная – триклиний. 

P1270211 0

Термин "Дом Флавиев" – это современное название северо-западной части дворца, где была сосредоточена большая часть больших "общественных" комнат для официальных деловых встреч, развлечений и церемоний.

P1270213

Дворец Флавиев был построен в 92 году н.э. императором Титом Флавием Домицианом. Домициан был последним представителем династии Флавиев, но дворец продолжал использоваться императорами с небольшими изменениями до распада империи.

P1270212 0

Дворец Флавиев построен в основном вокруг большого внутреннего двора, который был окружен множеством тщательно продуманных комнат внушительной высоты, из которых сохранились лишь несколько стен толщиной 3 метра и 16 метров в высоту, что составляет половину оригинала. Он был построен на месте прежнего дворца Нерона и, как показали раскопки, соответствовал некоторым его планам. На северо-востоке была огромная Аула Регия (Aula Regia / королевский зал) центральной и самой большой комнатой, по бокам располагались небольшие приёмные, так называемые Базилика и Ларариум. На северной стороне этих трех комнат был портик, который продолжался с западной стороны и составлял главный вход во дворец, обращенный к тем, кто поднимался по дороге с форума.

P1270259

Внутренний двор (перистиль) с восьмиугольным островом

Главный вход на запад вел сначала в Аула Оттагонале с замысловатыми триклинами с каждой стороны, а затем в огромный перистильный сад, почти полностью занятый озером, в центре которого находился уникальный восьмиугольный остров с лабиринтообразным узором. каналы и фонтаны, облицованные драгоценным мрамором. Колонны вокруг перистиля были из драгоценного желтого нумидийского мрамора и поддерживали искусно вырезанный антаблемент под крышей.

P1270215

 Руины Дворца Флавиев

За дворцом Флавиев находится зал Изиды, относящийся к жилому дому эпохи поздней республики и названный так по сюжету росписей, посвященных культу Изиды (которые были сняты и хранятся во Дворце Августов). В доме Грифов, самом древнем из сооружений республиканской эпохи, сохранились следы росписей и лепнины. К западу от Дворца Флавиев возвышается подиум храма Аполлона (28 г. до н.э.); украшавшие его статуи утрачены, за исключением трёх Данаид, установленных в межколонном пространстве. На юго-востоке Дворец Флавиев соединён с внутренним крылом Дома Августов – это современное название центральной жилой части огромного римского дворца Домициана (92 г. н.э.) на Палатинском холме. Его имя не имеет прямого отношения к императору Августу (годы правления 27 г. до н.э.– 14 г. н.э.), но, вероятно, оно связано с более поздним римским значением Августа как "императора". Центральная часть дворца состоит как минимум из четырёх основных частей: трёх оконтуренных колоннами внутренних дворов и завершённой полукуполом глубокой полукруглой нишей (экседра). Один из дворов был почти полностью заполнен огромным бассейном такой же ширины, как и у Дома Флавиев, и включал морской пейзаж, возможно, из греческой мифологии на острове, соединенном со стороной через мост с несколькими арками и скульптурами в воде. Дом Августов построен в двух уровнях, верхний северный состоял из двух дворов и выполнял, вероятно, общественные функции. В тщательно продуманных комнатах, окружающих двор, чередовались открытые и закрытые пространства, подходящие для общественного пользования и, возможно, нескольких социальных групп. С юго-западной стороны стены довольно высокие (после частичной реконструкции в 1930-е годы) с несколькими комнатами вокруг полукруглого зала. На юго-западной стороне этого комплекса находится большая экседра, длинная изогнутая аркадная галерея, соединяющая два крыла, с видом на Большой цирк на юго-западе, позволяя императору наблюдать за скачками. С этой изогнутой террасы во двор вёл большой арочный проём, видимый на рисунках XVI века.

P1270216

 Дом Августов

Комплекс внутреннего двора  использовался для личных покоев императора и был построен вокруг другого сада, окружённого двухуровневой колоннадой: на верхнем были размещены различные помещения, а на нижнем, на 10 м ниже уровня земли, находился бассейн с необычным дизайном острова, состоящего из четырех типичных для амазонок щитов; все поверхности изначально были облицованы мрамором.

P1270255 0

Садик внутреннего двора Дома Августов

Соседний Дом Августа, отреставрированный после пожара в 3 г. н.э., украшен росписями, лепниной и инкрустациями. Рядом с развалинами Лестницы Каки (Scalae  Caci) были найдены следы хижин поселения архаичной эпохи; здесь же находится подиум храма Великой Матери (Кибелы), появившегося в III в. до н.э. и неоднократно перестраиваемого. Расположенный рядом подиум, возможно, относился к Авгураторию, откуда жрецы делали предсказания, наблюдая за полётом птиц. В смежном Доме Ливии, супруги Августа (I в. до н.э.) сохранилась эдикула, расписанная фресками со сценами мифа об Ио и Галатее, ускользающей от Полифема. К северу от комплекса Дворца Флавиев, на участке с виноградником Барберини, появившимся около 1675 г. вместе с церковью Сан-Бонавентура по велению кардинала Франческо Барберини, были найдены руины, возможно, относившиеся к храму Солнца, возведенному Гелиогабалом (начало III в.).

P1270219

 Дом Августов

Палатинский стадион был третьей частью дворца Домициана. Его построили последним, вслед за Домом Флавиев и Домом Августов. Стадион представлял собой здание в форме амфитеатра, размеры которого равны примерно 160 х 48 метрам, с вытянутым прямоугольником и округлой  короткой стороной. Периметр оформлен двухэтажным портиком, состоящим из кирпичных столбов, покрытых мрамором (остались только основания) на нижнем уровне, а на верхнем уровне – мраморных колонн. Он занимает всю восточную сторону Дома Августов. Частью этого комплекса были императорские бани; теперь они видны в остатках под экседрой Палатинского стадиона, который, возможно, был построен самим Домицианом и перестроен во времена Максенция. Их питала ветка аквидука Клавдия, которая пересекала долину между Палатином и Челио через могучие арки, все еще частично видимые.

P1270222 0

Палатинский стадион

В центре длинной восточной стороны находилась большая имперская сцена, полукруглый подиум, образованный полукруглой экседрой, окруженной двухэтажным сводчатым коридором с лепниной и тремя комнатами, расположенными рядом на уровне арены. Таким образом, вокруг сцены располагался кольцевой коридор, расположенный на трех уровнях, все с кессонными цилиндрическими сводами и соответственно соответствовали уровню стадиона, уровню экседры и ставне полукупола; различные другие четырехугольные комнаты расположены рядом с коридорами. Трибуна, расположенная на верхнем уровне портика и немного выступающая, поддерживается тремя комнатами, выходящими на стадион. Это имперская сцена, а также и место, где проводился ритуал лектистерния, то есть священная передача божественных симулякров, перенесенных на носилках на трибуну, чтобы Боги могли насладиться происходящими соревнованиями. Большая трибуна в центре была типична для стадионов большого частного "домуса".

P1270252

 Экседра стадиона (полукруглая глубокая ниша).

Дом Севериана был последним продолжением императорских дворцов на Палатинском холме в Риме, построенным Септимием Севером к юго-востоку от Палатинского стадиона во дворце Августов. Сегодня от здания остались только внушительные кирпичные конструкции на углу холма, которые создали искусственную платформу на той же высоте, что дворец Домициана, так как доступное на холме пространство было исчерпано.  Поэтому здание соорудили на террасе с каркасами. Со стороны Аппиевой дороги дворец Септимия Севера имел внушительный фасад, похожий на выстроенную театральную сцену, оборудованную фонтанами и колоннадами на трёх уровнях: Септизониум. Говорят, что император монументализировал эту сторону, чтобы произвести впечатление на своих соотечественников в Африке, прибывших в Рим с юга по Аппиевой дороге. Остатки великолепного здания были снесены в 16 веке и известны нам только по рисункам эпохи Возрождения. Несравненная панорама Рима простирается от Авентина до Большого цирка, от бань Каракаллы до Челио.

P1270241 0

 Смотровая площадка на крыше 

Северские арки, построенные в период правления Домициана и Максенция, являются свидетельством инженерных способностей римлян и их невероятной способности преодолевать любые трудности, создаваемые природой, ландшафта, в который они вмещались, чтобы построить сложные и роскошные сооружения. Очень высокие и узкие арки образуют систему, распределенную по двум ярусам, в соответствии с хорошо известной моделью, используемой в основном для акведуков и мостов. Эти арки предназначались для увеличения площади застройки на вершине холма Палатин и, следовательно, для дальнейшего развития занимавшей его императорской резиденции. С вершины этих построек сегодня можно насладиться захватывающим видом на древний и современный Рим. В частности, можете полюбоваться императорским подиумом и входным коридором с видом на Большой цирк, построенный при Домициане и увеличенный Максентием. Отсюда также можете видеть называемый "Стадион", спроектированный тем же архитектором Рабириусом, который перестроил Храм Юпитера на Капитолийском холме. Место, и без того такое интригующее, во время заката окрашивается лучами солнца и тенями, которые придают ему волшебное ощущение подвешенности во времени.

P1270238

 Северские арки

Термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые термами Антониниана (лат. Thermae Antoninianae), находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс – 150 на 200 м. Уже в V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, "банный корпус", лежит в парке, который окружен сплошной линией различных помещений.

P1270246

 Термы Каракаллы

На вершине холма, между Дворцами Августов и Флавиев, расположен Палатинский музей, в котором хранятся археологические находки, обнаруженные во время раскопок. Экспозиция посвящена художественной культуре императорских дворцов. На первом этаже выставлены экспоты доисторического периода с конца II тысячелетия до н.э. до бронзового века, протоисторическому периоду (Х-VII вв. до н.э.) с хижинами и захоронениями железного века, архаичной и республиканской эпохе. На втором этаже хранятся экспонаты, относящиеся к периоду правления Августа, со святилищем Аполлона; эпохе Нерона с новым декоративным стилем; эпохе Юлиев-Клавдиев и тетрархии (I-IV вв.) со скульптурными портретами и вплоть до скульптурного убранства с оригиналами грече-ской скульптуры и римскими копиями. Рядом высится церковь Сан-Себастьяно-аль-Палатино (X в.): принято считать, что она была возведена на месте мученической смерти Святого.

P1270217

 Церковь Сан-Себастьяно-аль-Палатино

Северо-западный угол Палатина занимает Дворец Тиберия (Domus Tiberiana). Сооружение занимало площадь 120×150 м; позже Калигула распространил его до Форума. Массивные подпорные стены расширили площадь Палатина, доступную для комплекса императорских зданий. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь остатки стен, которые поддерживали верхние этажи. Тем не менее, нетрудно представить величие здания, поскольку даже сохранившиеся руины достигают в высоту 20 м. После пожаров 64 и 80 гг. н.э. Домициан перестроил здание, добавив к нему монументальный фасад, обращённый к форуму. На верху Дворца Тиберия теперь устроена смотровая площадка с видами на Форум и Колизей. 

P1270242 0

Дворец Тиберия

Между Дворцом Тиберия и Домом Ливии тянется криптопортик, возведённый Нероном. С северной стороны находится Спуск Победы (Clivus Victoriae), ведущий на холм со стороны Велабра и сокдиняющий с Палатинским спуском (Clivo Palatino), от которого уцелела часть, вымощенная огромными камнями. Рядом расположен так называемый Дом Эмилия Скавра (I в. до н.э.), от которого сохранился ларарий. После разграбления Дом Тиберия подвергся разрушениям, а в середине XVI в. кардинал Алессандро Фарнезе приобрёл участок земли на том месте холма, где располагались остатки дворца Тиберия. По велению кардинала руины дворца были засыпаны землёй и на этой основе итальянский архитектор Виньола создал сад, красивыми террасами спускавшийся к Римскому Форуму. С террасы, возвышающейся над экседрой, открывается изумительный вид на Большой цирк и Авентин. Справа видны руины Педагогиума – школы для рабов эпохи Домициана.

DSC 0794

Вид на Дворец Тиберия со смотровой площадкой. Слева – белые "скворечники" Фарнезе.
На заднем плане церковь Сан-Бонавентура, базилика святых Иоанна и Павла.

Палатин, пришедший в упадок после переноса столицы в Константинополь, был разграблен готами в 410 г. и вандалами в 455 г. Еще большим разрушениям Палатин подвергся в VIII в., когда его стали использовать в качестве каменоломни. В 1542 г. кардинал Алессандро Фарнезе превратил большую часть холма в Сады Фарнезе; между XV и XVII вв. здесь был разбит виноградник Барберини. Раскопки на Палатине начались в XVI в., после того, как здесь была найдена статуя Геракла Фарнезе.

P1270226

Поросший зеленью склон Палатина и фрагмент акведука