default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа детей играет на открытом воздухе. Их возраст находится где-то между детством и половым созреванием, и их игры происходят на фоне природы и культуры: от деревьев слева до архитектуры, которая перекликается с девочкой справа, повторяя линии ее платья. Возможно, именно эта близость к культуре привлекает мальчика, несмотря на насмешливый жест девочки? Дети за игрой – обыденная сцена, но Ланкре изобразил её среди возвышенных кругов в величественном доме с декоративной архитектурой. В начале XVIII века во французской живописи появился новый и популярный жанр – галантные праздники, которые изображали высший класс на отдыхе, показывая взаимодействие полов в атмосфере игры и эротики. Этот мотив типичен для легкомысленной жизнерадостности рококо.

DSC 0034 0

Никола Ланкре (Nicolas Lancret). Дети за игрой на открытом воздухе. 1705–1743

DSC 0183 1

Арнольд Франс Рубенс (Arnold Frans Rubens). Танцы вокруг майского столба. 1709–1719

DSC 0193 1

Арнольд Франс Рубенс (Arnold Frans Rubens). Зимний пейзаж с катанием на коньках. 1709–1719

DSC 0150 1

Джузеппе Бартоломео Кьяри (Giuseppe Bartolomeo Chiari). Отдых во время бегства в Египет. 1720

DSC 0152 1

Джузеппе Бартоломео Кьяри (Giuseppe Bartolomeo Chiari). Поклонение пастухов. 1720

Мотив Пантеона пользовался большим спросом и Джованни Паоло Паннини пришлось написать несколько вариантов этой темы, чтобы удовлетворить спрос своих клиентов. Незадолго до его смерти этот сюжет был использован для гравюры, созданной И.С. Мюллером и опубликованной И. Бойделлом в Лондоне. Тот факт, что лондонский печатник распространил этот популярный мотив, не случаен, так как английские высшие классы были одними из самых активных покупателей картин Паннини с изображением римской архитектуры. Английские путешественники, отправлявшиеся в Гранд-тур, хотели привезти домой сувениры, связанные с этим ритуалом. Паннини манипулировал перспективой и поместил две колонны на переднем плане, чтобы вызвать у зрителя затаенное восхищение подавляющим величием древних зданий.

DSC 0165 1

 Джованни Паоло Паннини (Giovanni Paolo Pannini). Интерьер Пантеона в Риме. 1734

Декоративные серии стали играть важную роль в творчестве Джованни Баттиста Тьеполо. Он получил несколько заказов на выполнение декоративных проектов, как в его родном городе Венеции, так и за рубежом. Например, считается, что эта овальная картина была частью серии из шести мифологических сцен, первоначально созданных в качестве люнетов для большого дома, Палаццо Барбаро в Венеции. Будучи декоративным элементом над дверным проёмом, картина предназначалась для просмотра снизу, что объясняет её перспективу di sotto in sù, означающую "снизу и сверху". Перспектива "червивого глаза" подчеркнута в самой сцене, где передняя мужская фигура смотрит на женщину снизу. Декоративный аспект картины проявляется в том, что группа фигур и мраморные колонны выдвинуты вперед, создавая впечатление, что они находятся близко к самой декорированной поверхности. За ними пространство подчеркнуто ограничено балюстрадой, идущей параллельно поверхности картины. Мотив Коленопреклоненный мужчина, предлагающий женщине кольцо, – это Эней, основатель Рима, история которого рассказана Вергилием (70 до н. э. – 19 до н. э.) в "Энеиде". После бегства из завоеванной греками Трои Эней добрался до устья Тибра, где царь Латиума отдал ему в жены свою дочь Лавинию.

DSC 0158 1

Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo). Латинус предлагает свою дочь Лавинию в жены Энею. 1753-1754

Джон Ролле Уолтер посетил Рим в начале 1750-х годов. В то время Батони уже прославился как портретист, которому отдавали предпочтение все состоятельные путешественники во время Гранд-тура по Европе. Картина является предварительным этюдом к портрету, который был недавно приобретен и изучен Королевским мемориальным музеем Альберта в Эксетере, Великобритания. Только их исследования позволили нам идентифицировать изображенного на картине пастора. На картине в Королевском мемориальном музее Альберта есть каменный постамент с надписью "John Rolle Walter Esq", что говорит о том, что он находился в обществе члена знатной семьи Ролле, владевшей большими земельными владениями в Девоне.

DSC 0148 1

Помпео Батони (Pompeo Batoni). Портрет Джон Ролле Вальтер (John Rolle Walter). 1753

DSC 0035 1

Йохан Горнер (Johan Hörner). Портрет Карла Христиана Лаврентия Бирха. 1753

Взгляд в сторону воланчика, тело ребенка изображено в момент подачи. Мотив играющего ребенка и внимание к детскому телу отражают новые ценности эпохи Просвещения, которая считала детство важным, а игру – неотъемлемым элементом развития ребёнка до всесторонне развитого взрослого. Многие из новых идей эпохи Просвещения о воспитании детей и чувствительности к ним легли в основу и сформировали нормы сегодняшнего дня. Кеннет был старшим сыном Джона и Энн Диксон из Тоттериджа, тогдашней деревни под Лондоном. Портрет соответствует тому, какими хотели видеть себя богатые английские семьи. В то же время это одно из самых вдохновенных произведений живописной виртуозности сэра Уильяма Биче. Лицо, манишки и ткани написаны с большой детализацией, в то время как парковый пейзаж более свободно составлен из широких горизонтальных мазков на переднем плане и более тонких мелких мазков на заднем. Таким образом, Бичи черпает вдохновение у двух своих художественных кумиров – Джошуа Рейнольдса (1723-1792) и Томаса Гейнсборо (1727-1788).

DSC 0039 1

Генри Уильям Бичи (Sir William Beechey). Портрет Кеннета Диксона, играющего c воланчиком. 1790

DSC 0038 1

Антон Тишбейн (Anton Tischbein). Семья Сучей. 1779

Франческо Гварди всю жизнь работал в Венеции и сделал своей любимой темой многочисленные вечеринки и общественную жизнь города. Туристы, совершающие Гранд Тур, были его постоянными заказчиками. На этой работе изображено празднование ежегодного ритуального брака дожа с морем, проводимого в день Вознесения. Корабль дожа, II Бучинторо, отплывает на Лидо, ведя за собой знатное собрание представителей государства и городского совета, а также высокопоставленных лиц из-за рубежа. Гавань заполнена гондолами, сопровождающими высокопоставленных гостей. Эта причудливая традиция была заложена в те времена, когда Венеция была ведущим международным торговым центром. Ритуал заключался в том, что дож бросал в море золотое кольцо со словами In segno di etemo dominio, Noi, Doge di Venezia, ti sposiamo, о mare! (В знак вечного владычества мы, дожи Венеции, женимся на тебе, о море!).

DSC 0160 1

 Франческо Гварди (Francesco Guardi). Венецианский фестиваль Бучинторо. 1780–1793

Купец Нильс Райберг, сколотивший состояние на международной торговле, хотел, чтобы его считали аристократом. Юль изобразил его отца помещика. Его сын, женившийся на молодой дворянке, с гордостью демонстрирует поместье Парле. Во второй половине XVIII века возник совершенно новый взгляд на природу, вдохновленный швейцарским философом Руссо. Природа больше не была чем-то, что можно покорить; она существовала в состоянии взаимодействия с человеком. Йенс Юль написал несколько своих работ на природе, сначала в Швейцарии в 1777-79 годах, а затем в Дании. Мысли Руссо означали, что дети больше не рассматривались как маленькие взрослые, а как юные человеческие существа с отдельными потребностями. Юль нарисовал бегущего мальчика (слева), направляющегося в свою копенгагенскую школу, первую, где была оборудована игровая площадка.

DSC 0483 1

Йенс Юль (Jens Juel). Нильс Райберг со своим сыном Йоханом Кристианом и невесткой Энгельке, урожденной Фальбе. 1797

DSC 0244 1

Фрагмент оформления стены выставочного зала