default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из комнат Национальной галереи Умбрии содержит артефакты из драгоценных металлов и слоновой кости, которые поступили, в основном, из церквей Перуджи. Наиболее важные из них произошли из монастыря Святого Доминика или были связаны с ним. В позолоченном медном табернакле из церкви Святого Юлиана, который, вероятно, был заказан в сиенской мастерской, изначально находился реликварий, в котором, в свою очередь, хранился кусок черепа святого Юлиана. Мощи этого святого были перенесены в 1207 году из Кумы (итал. Cuma) в Неаполь, и этот фрагмент впоследствии попал во владения монахов монастыря Святого Доминика. Они вложили его в реликварийный бюст Святого Юлиана, на котором была вписана дополнительная информация, сделанная мастером Уильямом (англ. William) в Риме. В 1376 году епископ Андреа Бонтемпи (итал. Andrea Bontempi) убедил монахов отдать реликвию и её реликварий монахиням тогдашнего монастыря Святой Елизаветы, где игуменой была его сестра Габриэлла. В это время монахини изменили название своего женского монастыря, дав ему имя Святого Юлиана. К тому же они разместили в этом табернакле свою реликвию, сопроводив надписью, сообщающей, что монахини подарили реликварий для табернаклья "по собственной доброй воле и с честью". В эпоху Наполеона монахини убрали реликварий из табернакля и спрятали его. Они взяли эти драгоценности с собой, когда переехали из монастыря Святого Юлиана в монастырь Святой Марии Вознесённой в Монтелучи (итал. Monteluce) в 1862 году. Впоследствии табернакль был передан в галерею и был показан во время выставки, состоявшейся в 1907 году. Реликвия, которая в нём изначально находилась, появилась на рынке в 1933 году, затем была найдена и куплена музеем Метрополитен в Нью-Йорке в 1961 году.

DSC 0984

Реликварий имеет позолоченное медное покрытие с матовой эмалью. На нём изображены Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем, Августином, Агнесой, Петром, ​​Павлом, Юлианом, святым францисканцем, двумя святыми епископами и одной святой. Реликварий был дополнен медной головой святого, по всей вероятности, самой старой частью, ныне хранящейся в Метрополитен-музее Нью-Йорка. В 1852 году по поручению игумены Эрмелинды Монтесперелли (итал. Ermelinda Montesperelli) к реликварию был добавлен шпиль, чтобы заменить оригинал, который считался слишком простым. Он был разработан Николой Бенвенути (итал. Nicola Benvenuti) и выполнен ювелиром Диомедом Мартелли (итал. Diomede Martelli). Реликварий имеет шестиугольную форму; некоторые фигуры святых выполнены на панелях внизу с помощью полупрозрачных эмалей. Статуэтки наверху вставлены в маленькие ниши. Реликварий перешёл в государственную собственность в 1863 году, но остался в хранилище у монахинь, и только в 1910 году его  передали в Национальную галерею Перуджи. Были выдвинуты различные гипотезы о предполагаемом художнике, который создал это произведение.Считается, что большой и малый храмовый реликварии были сделаны не только разными художниками, но и в разное время, в разных местах и для разных заказчиков. В связи с этим,  критиками был предложен Джованни ди Бартоло (итал. Giovanni di Bartolo) как автор большого реликвария, в то время как готическая часовня (эдикула) могла быть сделана в мастерской Каталузио ди Пьетро да Тоди (итал. Cataluzio di Pietro da Todi).

DSC 0984 0

Реликварий Святой Анный был отмечен в описи ризницы монастыря Святого Доминика в 1430 году и оставался там до 1863 года, после чего был перенесён в галерею. Возможно, он был сделан в селении Тоди учеником Каталузио ди Пьетро да Тоди (итал. Cataluzio di Pietro da Todi). В нише верхнего яруса когда-то находились два пальца Святой Анны, матери Девы Марии, но они, очевидно, были украдены в 1609 году. В нишах в нижнего яруса стоят фигуры Мадонны с Младенцем и святых Доминика и Фомы Аквинского. Нижний ряд представлен резными по кости плакеткам, изготовленными в первой половине XV века в мастерской Имбриачи (итал. Embriachi), в то время как правые три предмета относятся к французским мастерам второй полоины XIV и начала XV века. 

DSC 0986

 Реликварий Святой Анны. Конец XIV века.

Изделия из слоновой кости представлены миниатюрной статуей Мадонны с Младенцем (1280); футляром для зеркала с композицией "Охота на сокола" и "Игра в шахматы" (1310); "Влюбленные" (1300); портативным алтарем "Мадонна и Младенец", высотой 12 см. (1310), на боковых панелях которого изображены сцены: "Благовещение Марии", "Рождество Христа", "Поклонение волхвов" и "Представление в храме"; справа створки переносного табернакля, работы французских мастеров первой половины XIV века.

DSC 0987 1

Изделия из слоновой кости. Конец XIII, начало XIV веков.

Серебряная чаша с позолотой и дискосом были указаны в описи с 1417 года ризницы церкви Святого Доминика, оставались там до 1863 года, после чего их переместили в галерею. Чаша украшена подписью ювелирного мастера Каталузио ди Пьетро да Тоди (итал. Cataluzio di Pietro da Todi). Позолоченная серебряная чаша и дискос (на заднем плане), созданные в 1304 году, а также другие драгоценные вещи, принадлежали Папе Бенедикту XI на момент его смерти в Перудже. Вероятно, он намеревался отдать их монахам монастыря Святого Доминика, поскольку в число эмалей святых вокруг основания чаши входят два покровителя Перуджи, святые Геркулафл и Лаврентий. Как чаша, так и дискос, в центре которого находится эмаль Вознесения, упоминаются в двух старейших описаниях Святого Доминика, датированных, соответственно, 1417 и 1430 годами. Чаша продолжала там остовваться до 1863 года, затем была перенесена в Галерею. Дискос был спрятан в одном из тайников драгоценных предметов, которые были обнаружены под полом хора в 1954 году, после чего был воссоединен с чашей в галерее. Конструкция похожа на чашу сиенского мастера Гуччио ди Маннайа (итал. Guccio di Mannaia), сделанную в 1290 году, которую папа Николай IV подарил францисканцам монастыря Святого Франциска Ассизского (который сейчас находится в сокровищнице). Художник, создавший чашу и дискос из Святого Доминика, вероятно, был последователем другого сиенца, Паче ди Валентино (итал. Pace di Valentino).

DSC 0988 1

Серебряная чаша с позолотой и дискос. Конец XIV века

DSC 0989

 Венецианская мастерская Эмбриачи (англ. workshop of the Embriachi). Шестигранный ларец из слоновой кости. 1450

DSC 0990

 Позолоченные двухсторонние кресты второй половины XIV и начала XV века.

Гексагональный ларец из резной кости на деревянной конструкции с позолоченными пластинами работы мастерской Бальдассаре Эмбриачи (итал. Baldassarre degli Embriachi), первая половина XV века; шестигранный ларец из слоновой кости мастерской Эмбриачи. 1450; ларец из мастерской Бальдассаре Эмбриачи (итал. Baldassarre degli Embriachi) первой четверти XV века.

DSC 0991