default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырский комплекс Святой Юлианы, преобразованный в 1862 году в военный госпиталь, был богат произведениями искусства, которые после национализации XIX века сохранили в тогдашней общественной пинакотеке, а теперь хранятся в запасниках и экспонируются в залах Национальной галереи. Среди них две фрески, посвященные Рождеству и Поклонению пастухов, неизвестного художника из Перуджа XIV века.

DSC 0710

 Рождество и Поклонение пастухов. Перуджа. 1360-1390

DSC 0711

 Рождество. Перуджа. 1360-1390

DSC 0713

Поклонение пастухов. Перуджа. 1360 - 1390

DSC 0692

 Мастер Сан Франческо аль Прато. Обручение Девы Марии, 1340-1350. Перуджа, церковь Сан-Франческо-аль-Прато

DSC 0694 1

  Мастер Сан Франческо аль Прато. Успение Богородицы, 1340-1350. Перуджа, церковь Сан-Франческо-аль-Прато

Эта первоначально полихромная деревянная фигура мертвого Христа стояла в церкви Санта-Мария-ди-Ронсьоне, недалеко от Деруты (итал. Deruta). Надпись на основании креста, которая указывает реставрацию 1784 года, даёт оригинальную дату работы (которая принята учеными) и устанавливает более раннюю реставрацию в 1492 году, сделанную Николо ди Джованни ди Бенедетто дель Приоре (итал. Nicolò di Giovanni di Benedetto del Priore). Эта работа тесно связана со скульптурой Снятия Иисуса с креста в Тиволи (ок. 1220), которая до сих пор хранится в кафедральном соборе Тиволи. Подобные работы были выполнены в других местах центральной Италии, хотя большинство из них были рассеяны или потеряны. Фигура Христа изначально была частью группы, среди которых были другие святые: Богородица, Иоанн Богослов и, возможно, Иосиф Аримафейский и Никодим. Сильно восстановленная фигура Богородицы хранится на прежнем месте.

DSC 0679

Умбрийский скульптор первой половины XIII в. Распятый Христос, 1236. Ронсьоне-ди-Дерута, церковь Санта-Мария 

Бронзовая группа с изображением трёх женщин с кувшином воды была размещена в центре Фонтана Маджоре в Перудже; в 1997 году по причинам сохранности изваяние было заменено копией из стекловолокна. Изготовленные методом литья статуи, вероятно, были смоделированы Джованни Пизано, о чём говорит изысканный готический отпечаток этих замечательных женских фигур, отличающихся тем же изяществом скульптур, которые украшают верхний регистр фонтана, приписываемый сыну Николая Пизано и его талантливым сотрудникам, в том числе Арнольфо ди Камбио. Никола и Джованни Пизано работали над фонтаном между 1275 и 1280 годами с архитектором Фра Бевиньяте и опытным дизайнером гидравлики для бронзовых деталей Бонинсенья из Венеции; надпись на чаше от 1277 года говорит об участии мастера литья Рубеуса (итал. Rubeus).

DSC 0717

 Три женщины с кувшином воды. 1277-1278

Антепендиум (итал. Antependium) – это предалтарная икона, закрывающая внешнюю сторону алтарного престола, предназначенная для украшения алтаря склепа Сан-Феличе, показывает в центре изображение Страшного Суда, а сцены мученичества находятся в нижнем регистре. В центре, внутри миндаля, изображен Христос на троне; стороны, Михаил и Гавриил как ангелы и два ряда Апостолов во главе с Богородицей и Иоанном, в середине написано два ряда Пророков, по пять с каждой стороны. Ниже, под троном, внутри круга изображены Агнус Дей и четыре живых символа Апокалипсиса (Ангел, Орел, Телец и Лев) четырёх евангелистов. На верхней стороне рамы появляется серия полуфигур ангелов, которые теперь частично утрачены, а шесть фигур святых, по три с каждой стороны, сбоку украшают ту же раму, что и нижняя сторона, которая полностью утратила украшение. В нижнем регистре представлены четыре сцены мученической смерти Сан-Феличе. Сан-Феличе допрашивают и делают кнут, затем погружают в кипящий котел, подвергают воздействию огня на решетке и, наконец, обезглавляют палача Севибо. Легенда известна в четырех редакциях, из которых самый старый (девятый век) принадлежит к коду аббатства Фарфа, подтверждающему связь между бенедиктинским монашеством и поклонением этому епископу-мученику, место захоронения которого, около Джиано, должно было стать сначала монашеское поселение пятого и шестого веков, а затем, в начале тринадцатого века, здание аббатской церкви, для которой ему был поручен алтарь.

DSC 0682

Мастер Сан Феличе ди Джано (итал. Maestro di San Felice di Giano). Середина XIII века

Триптих "Марзолини" – это большая икона со створками, названная по имени её владельца. Триптих происходит из церкви тамплиеров в Сан-Бевиньяте. О том, что его заказали тамплиеры, указывает отличительный красный крест на облачении алтаря в сцене "Представление в храме". В 1307 году тамплиеров обвинили в ереси, а францисканцев Сан-Франческо-аль-Прато назначили инквизиторами в Сан-Бевиньяте. В то время имущество тамплиеров было конфисковано, а триптих позднее попал во францисканский женский монастырь Святой Агнессы. Тогда же, вероятно, монахини заказали более поздние картины святых Франциска и Клыры на внешних сторонах створок. В 1907 году, когда триптих был выставлен в Перудже, он был зарегистрирован как собственность монсеньора Н. Марзолини. Вскоре после этого он перешел в галерею.На центральной панели изображена Мадонна, восседающая на троне с Младенцем, а внутри левой створки разворачиваются "Истории жизни Христа". Они начинаются со сцены Благовещения и продолжаются вниз. На правой створке написаны сцены Страстей христовых, читающиеся сверху вниз. На обратных сторонах створок приведены фигуры святых Франциско и Клары.

DSC 0685

 Мастер триптиха Перуджи. Триптих "Марзолини". 1280

Это двустороннее процессионное Распятие, которое приписывают Маэстро Сан-Франческо или, иногда, его последователю, было задокументировано в XIX веке в церкви Святой Девы Марии Милосердия . На каждой стороне изображен страдающий Христос на кресте, а по сторонам – Богоматерь и Иоанн Богослов. Однако существуют различия в верхней и нижней панелях: на одной стороне есть надпись HIC NAZARENUS; REX IUDEORUM; REX GLORIAE  (Назарет Царь Иудейский Царь Славы) в верхней панели, а нижняя панель пуста. На другой стороны обе панели окрашены: верхняя панель содержит небольшую фигуру молящейся Богородицы между ангелами, а на нижней панели изображена фигура святого Франциска, целующего правую ногу Христа. Эта фигура была закрашена в какой-то момент, чтобы убрать короткую надпись и францисканскую привычку, но эти оригинальные черты были обнаружены в недавней реставрации.

DSC 0690

Мастер Сан Франческо (итал. Maestro di San Francesco). Процессионное Распятие. 1272

DSC 0699

 Мастер Сан Франческо (итал. Maestro San Francesco). Процессионный крест (обратная сторона). 1272

Неизвестный умбрийский художник, работавший в конце XIII века, создал процессионный крест с Распятием Христа в центре, по обе стороны которого размещены скорбящие святые Дева Мария и Иоанн Богослов. На боковых панелях поперечины креста изображены два опечаленных ангела

DSC 0704

Умбрийский художник конца тринадцатого века. Распятие. 1280-1300

Эта панель с автографом маэстро дель Фарнето, созданная в францисканском монастыре Фарнето за пределами Перуджи, была передана в галерею в 1863 году. Панель изображает фигуру Мадонны с Младенцем в центре, с двумя сценами из Страстей Христовых с каждой стороны.

DSC 0701

 Мастер монастыря Фарнето (Convento Farneto). Запрестольный образ. 1290

Эта подписанная и датированная панель является единственной известной работой Вигоросо да Сиены (итал. Vigoroso da Siena) и самой ранней сохранившейся работой в Перудже "иностранного" художника. Его иконография свидетельствует о том, что он прибыл из женского монастыря Святой Юлианы, хотя панель принадлежала купеческой гильдии Перуджи (Collegio della Mercanzia) в 1879 году, откугда она вошла в галерею.
На панели изображены Мадонна с Младенцем и святыми Марией Магдалиной, Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом и Юлианой ( обозначенной надписью). Христос во славе изображен над Мадонной и Младенцем, а ангел – над каждым из святых. Формат этого запрестольного образа является промежуточным между ранними образами (в которых фигуры занимали одно поле) и более поздними полиптихами (в которых фигуры занимали отдельные панели). Работа состоит из горизонтальных, а не вертикальных панелей: резные арки отделяют фигуры в нижнем регистре, а фигуры в верхнем регистре расположены в виде пяти отдельных фронтонов, врезанных в верхнюю доску.

DSC 0707

 Вигорозо да Сиена.(итал. Vigoroso da Siena). Запрестольный образ "Мадонна с Младенцем и святыми". 1291

Этот складной алтарь был инвентаризован в Академии изящных искусств в конце XIX века и указана в описи 1918 года как принадлежащий монастырю Святого Севера Равеннского. Центральная панель содержит четыре сцены: святая Анна и ребёнок Мария на троне; Мадонна с Младенцем; Распятие с Богородицей и Иоанном Евангелистом; и Страдание Христа в Гефсиманском саду. Каждая из боковых панелей имеет пары святых в трёх регистрах: святых Петра и Павла; монаха и ангела; и святых Екатерину Александрийскую и Цецилию (слева); а также святых Иоанна Крестителя и Лаврентия; святых Августина и Блаженного Сперандия (обозначены надписями); святой Иероним и ещё один апостол справа. Над центральной панелью всё ещё можно увидеть двух ангелов, когда створки алтаря закрыты.

DSC 0719

 Складной алтарь. XIII век.

Это большое нарисованное Распятие является единственной датированной работой, которая приписывается Маэстро ди Сан Франческо. Вероятно, первоначально он висел над главным алтарем Сан-Франческо-аль-Прато, но Оттавио Ланселлотти (итал.  Ottavio Lancellotti ) в своей "Скорте сагре" (итал. Scorta Sagra, XVII в.) записал его на правой стене нефа. Когда в 1737 году церковь пришла в упадок, крест перенесли в соседнюю Ораторию Сан-Бернардино. В галерею Распятие поступило в 1863 году. На нём изображены страдания умирающего Христа: скорбящая Богородица и Иоанн Богослов стоят у вытянутых рук Христа; небольшая фигура молящейся Богородицы между ангелами завершает вертикальную перекладину креста, а Христос-Искупитель изображён на тондо вверху; страдающий Святой Франциск становится на колени у подножия креста, созерцая раны на ногах Христа.

DSC 0053

 Мастер Сан Франческо (итал. Maestro San Francesco). Страсти Христовы со святым Франциском. 1272

Эти шесть панелей принадлежат к десяти работам, относящимся к маэстро Сан-Франческо. В 1961 году они были признаны частями, принадлежащими к самому раннему двухстороннему алтарю, о котором известно. В 1982 году куратор коллекции Национальной галереи Диллиан Гордон (итал. Dillian Gordon) показала, что эти панели составляют менее половины тех, которые изначально были установлены в монументальной раме. Она предположила, что образы первоначально находились на главном алтаре церкви Сан-Франческо-аль-Прато. Алтарь и Распятие принадлежали, вероятно, к одному и тому же престижному заказу монахов францисканского монастыря. В 2001 году эксперт Донал Купер (итал. Donal Cooper) указал, что необходимость в двухстороннем алтаре возникла, вероятно, потому что у монахов был хор, несмотря на тот факт, что подобное расположение было необычным в подобном церкви и в других частях Италии до XVI века.Диллиан Гордон реконструировала этот удивительно широкий полиптих следующим образом: Панели, стоящие перед монахами в хоре церкви, были бы (слева направо): Святой Франциск (потерянный); две сцены из Страстей Христовых (потеряны); пророк Иеремия (потерянный); центральная сцена, Распятия (потеряна); пророк Исаия; Снятие Иисуса Христа с креста (Перуджа); Оплакивание Христа (Перуджа); и Святой Антоний Падуанский (Перуджа). Панели, обращенные к собранию в нефе, были бы (слева направо): страдающий Святой Франциск (Перуджа); святые Симон и Варфоломей (Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Святой Иаков (Национальная галерея, Вашингтон); Святой Андрей (Перуджа); центральная сцена "Мадонна с Младенцем" (потеряна); и четыре другие панели, в том числе: Святой Пётр (Перуджа) и Иоанн Богослов (Национальная галерея, Вашингтон). (В этом списке "Перуджа" обозначает панели, которые сейчас находятся в галерее). Полиптих был заменен в 1403 году и впоследствии расчленён. Панели, которые первоначально перенесли в ризницу, впоследствии были рассеяны. Три панели, которые сейчас находятся в Америке, и панель Св. Петра, в какой-то момент перешли в церковь в церковь Богоматери Милосердия на Тевтонском кладбище в Риме, и были проданы в 1921 году. Панель Исаии была обнаружена в Сан-Франческо, Ассизи, в 1919 году, и сейчас находится в Музее Тесоро-ди-Сан-Франческо. Все панели, которые сейчас находятся в Национальной галерее, кроме панели Святого Петра, были приобретены у местных коллекционеров в течение пяти десятилетий вплоть до 1932 года. Панель Святого Петра попала в частную коллекцию в Брюсселе и была приобретена галереей в 2001 году.

DSC 0056 1

Панели из полиптиха 1272

Самая ранняя ссылка на эту известную панель датируется XIX веком, когда она находилась в монастыре Святого Доменика, около двери, ведущей к ризнице церкви. Вероятно, она писалась для главного алтаря новой церкви Святого Доменика, строительство которой было начато в 1304 году. Однако возведение новой церкви оказалось длительным делом, и алтарь пришлось разместить на для время в одной из других церквей  монастыря, вероятно, церкви Святого Стефана-дель-Кастелларе или её предшественницы Сан-Доменико-Веккьо. Образ перенесли в галерею в 1863 году. Американский историк искусств и художественный критик, при жизни считавшийся крупнейшим в США авторитетом в области живописи итальянского Ренессанса, Бернард Беренсон (англ. Bernard Berenson) приписал его Дуччо Буонинсенья в 1897 году, и эта атрибуция впоследствии никогда не ставилась под сомнение. Недавняя реставрация показала, что эта панель первоначально была центральной частью полиптиха: это был бы один из первых полиптихов в Умбрии. Комиссия была в целом современна с таковой из полиптиха Дуччио для доминиканцев Сиены (так называемый Полиптих 28 в Национальной Пинакотеке, Сиена - ок. 1306). На перуджийской панели Мадонна указывает на руки и ноги Младенца, предвосхищая Его Распятие, в то время как шесть молящихся ангелов смотрят вниз от люстры над вымышленной полукруглой рамой. Натуралистическая репрезентация фигур тесно связана с тем, что в известной мэче Дуччо (1308-11) из Кафедрального собора в Сиене.

DSC 0735 1

Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna). Мадонна с Младенцем и шестью ангелами. 1304

Эта панель, которая, вероятно, является самой ранней работой, относящейся к художнику из Сиены, ставшего позже гражданином Перуджи, Мео ди Гуидо да Сиена (итал. Meo di Guido da Siena), была частью полиптиха из богодельни Святой Девы Марии Милосердия (итал. Santa Maria della Misericordia). Поступила в галерею в 1879 году.

DSC 0724

 Мео ди Гвидо да Сиена (итал. Meo di Guido da Siena). Мадонна с младенцем. 1310

Этот полиптих, подписанный Мео ди Гвидо, украшал главный алтарь церкви Санта Мария в Вальдипонте (Монтелабате) за пределами Перуджи. Он был расчленён в конце XVIII века, после чего панели были выставлены отдельно в разных частях церкви. Большинство панелей вошла в Академию изящных искусств в 1810 году, однако центральная панель и пределла оставались в церкви до 1863 года. Позже сохранившиеся панели были воссоединены в Национальной галерее. Панель Святого Петра в какой-то момент перешла в частную собственность и была приобретена галереей в 1968 году. Центральная панель изображает Мадонну с Младенцем, двумя пророками вверху и Христом-Искупителем в фронтоне. Боковые панели, в фронтоне каждой из которых размещён ангел, изображают (слева направо) Св. Григория, над образом которого полуфигуры Св. Марфы и Св. Екатерины Александрийской; Св. Петра со Св. Антонием Аббатом и Бенедиктом (выше); Св. Иоанна Богослова с пропавшими образами святых; Св. Эмилиана, со Агнессой и Марией Магдалиной. Впределле изображены двенадцать апостолов.

DSC 0726

 Мео ди Гвидо да Сиена (итал. Meo di Guido da Siena). Монтелабатский полиптих. 1315

Этот алтарь, приписываемый Мео ди Гуидо да Сиена, был перенесён из церкви Санта Мария в Вальдипонте (Монтелабате), пригорода Перуджи, в Национальную галерею в 1863 году. Панель, на которой изображена поясная фигура Мадонны с Младенцем на золотом фоне, уцелел в своём первоначальном обрамлении и никогда не был частью полиптиха.

DSC 0742

Мео ди Гвидо да Сиена (итал. Meo di Guido da Siena). Мадонна с Младенцем. 1325-30

Этот алтарь был перенесён в 1863 году из монастыря Святого Павла в Валь-ди-Понте (Монтельабате) в галерею. На нём изображена Мадонна с Младенцем на троне с ангелами и двумя святыми. Святой Павел стоит слева. Подпись на мече святого Павла гласит: "Marinus P" (Марино да Перуджа): этого художника обычно называют миниатюристом Марино д'Элемозина, который был задокументирован в 1309 году, и / или с Марино ди Одерисио, который был главой гильдии художников в 1318 году. Монаха справа иногда называют Святым Петром Целестинским, потому что аббатство было известно как целистинское.

DSC 0745

 Марино д'Элемозина (итал. Marino d’ Elemosina). Мадонна с младенцем, ангелами и святыми. 1313

Работа, предположительно являющаяся частью полиптиха с двумя регистрами, чье первоначальное местонахождение неизвестно, была приобретена государством у антиквара из Перуджи. Ранее она была частью коллекции Conestabile della Staffa di Perugia, хотя в 1871 году в каталог продаж коллекции включена не была. Панель разделена на две заключённых в многослойную раму части. Работу приписывают венецианскому художнику начала XIV века.

DSC 0753

Мадонна с Младенцем и Крещение Христа. 1300-1320

Неизвестный умбрийский скульптор первой половины XIV века вырезал из древесины тополя и окрасил в темпере образ Богородицы, который иногда называют Sedes Sapientiae (в переводе с латыни "Место Мудрости", одно из средневековых названий Девы). 

DSC 0751 0

Неизвестный умбрийский скульптор. Мадонна. 1330-1350

Этот двухсторонний процессионный крест, который приписывают Мастеру Креста из Губбио (итал. Maestro della Croce di Gubbio), вошёл в галерею Академии искусств в XIX веке. На одной из сторон изображено Распятие с Богородицей и Иоанном Евангелистом по бокам, воинами на фартуке, а также Франциском и Антонием Падуанским у подножия Креста. На обратной стороне показано бичевание Христа с ангелами по сторонам и святым епископом внизу. Присутствие францисканских святых у подножия Креста и Бичевания Христа на оборотной стороне указывают на то, что работа была заказана для братства кающихся францисканцев.

DSC 0757

 Мастер Креста из Губбио (итал. Maestro della Croce di Gubbio) работавший в северной Умбрии в конце XIII века. Процессионный крест.

DSC 0762

 Мастер Креста из Губбио (итал. Maestro della Croce di Gubbio). Процессионный крест (обратная сторона). XIII век