default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

Зал Балии

 

Балия (итал. Balìa) или Бэйлия (итал. Baylia) – старый термин французского происхождения, принятый в республиках Флоренции, Сиены и Перуджи для обозначения управления (администрации) территорий. Например, муниципалитет итальнского города Ассизи (итал. Assisi – регион Умбрия, провинция Перуджа) в 1232 году был разделен на 51 балию; город Треви (Trevi, 1213 г.) – на четыре. Балиями так же называли чиновников, уполномоченных представлять власть в районе города и его окрестностях. Зал был основан в начале четырнадцатого века, чтобы приютить Магистратуру – орган, призванный исполнять решения, принятые городским советом с некоторой свободой действия. Иллюстрированный цикл, разделенный на шестнадцать сцен, начинается с двух люнетов на арке у входа. Цикл был создан одним из самых известных тосканских мастеров Спинелло Аретино (1408), которому помогал сын Парри, и посвящен папе Александру III, сиенцу по рождению. Основная тема – конфликт между папой и императором Фридрихом Барбаросса, закончившийся примирением в Венеции, где император был вынужден признать власть папы. Целую стену занимает изображение морской битвы между имперскими и венецианскими галерами, написанное в 1407-1408 годах Аретино. Он драматично представил сражение у мыса Сан-Сальваторе между немецкими и венецианскими моряками, в ходе которого дож Венеции вместе с другими видными людьми поднялись на 30 галер и отправились в море; проделав 50 миль, встретили 75 галер под командованием сына императора Барбаросса. Дож вступил в бой и имел удачу пленить галеры императора и его сына. Папа Римский встретил дожа с распростертыми объятиями и сказал: "Добро пожаловать, господин всего соленного моря!" и подарил ему золотой перстень со словами: "чтобы женить с морем, как мужчина женится на женщине и становится её господином".

P1270471 0

В верхнем регистре Спинельо Аретино разместил сцену Вселенского собора в Латеранской церкви, созванного римским папой Александром III в марте 1179 года (слева). Другая сцена (справа) описывает исход Александра III из Рима, занятого императором Фридрихом Барбаросса.

P1270482 0

Спинельо Аретино, Морское сражение у мыса Сан-Сальваторе

1 декабря 1167 года 15 ломбардских городов объединились в Ломбардскую лигу на основе соглашений, заключённых под патронажем Адриана IV в 1159 году. Целью лиги была защита традиционных свобод североитальянских городов от посягательств императора. Александр III был провозглашён главой Ломбардской лиги, его популярность в Италии достигла небывалых размеров, в его честь был даже назван новый ломбардский город Алессандрия, основаный в 1168 году на месте существовавшего здесь ранее поселения. Город возник как хорошо укреплённая крепость для защиты Ломбардской лиги от имперских притязаний Фридриха Барбаросса – яростного противника папского престола.

P1270483 1

Спинелло Аретино. Строительство Александрии.

Один из великих сыновей Сиены, папа римский Александр III, помог объединить северные итальянские города в непрерывной борьбе с императором Фридрихом I Барбаросса. На левой стене (от Морского сражения) Спинелло Аретино разместил фрески со сценами коронования папы Александра III и признания императором Священной Римской империи Фридрихом I Барбаросса власти римсого папы Александра III.

P1270488 0

Мотивом фресок послужила история избрания римского папы Александра III (до посвящения – Орландо Бандинелли), которого не признал император, вынудив понтифика покинуть Рим и укрыться в в Нинфе, где он был коронован кардиналом Одоне Бонеказе, кардиналом-протодьяконом диаконии церкви Сан-Джорджио-ин-Велабро. В этот же самый день Орландо Бандинелли был посвящён в епископа Рима кардиналом Убальдо Аллючиньоли, епископом Остии и Веллетри, и возведён на папский престол под именем Александра III. 

P1270487 2

Спинелло Аретино. Коронование папы Александра III.

В битве при Леньяно в 1176 году Ломбардская лига силами городских ополчений наголову разбила рыцарей Фридриха I Барбароссы, вынудив императора в 1183 году признать самостоятельность городов Лиги. После этого поражения Фридриху пришлось смягчить свою позицию и пойти на большие уступки: он согласился признать Александра III единственным законным папой и вернул ему префектуру в Риме. В июле 1177 года в Венецию прибыл папа, представители Ломбардской лиги, короля Сицилии (в числе последних был Ромуальд Салернский, оставивший подробное описание событий) и император.

P1270490 0

Спинельо Аретино, Папа Римский Александр III возвращается в Рим

Утром 24 июля 1177 года Фридрих был встречен кардиналами в церкви Сан-Никола в Лидо, здесь он признал Александра III законным папой и отрёкся от антипапы Каликста III, после чего с него было снято отлучение. В сопровождении кардиналов, дожа Венеции Себастьяно Дзиани и патриарха Аквилеи Фридрих прибыл в Собор Святого Марка, где его ожидал на троне Александр III. По описанию Ромуальда Салернского, император сбросил свою мантию и пал в ноги папе, был поднят им, получил поцелуй мира и благословение. Венецианское предание утверждает, что император выразил готовность преклонить лишь одно колено (перед святым Петром), но Александр III потребовал от Фридриха пасть на оба колена (перед святым Петром и папой). В атриуме собора святого Марка до сих пор сохраняется место унижения императора.

P1270487 1

Спинелло Аретино. Фридрих Барбаросса признает власть Александра III.

P1270483 2

Спинелло Аретино. Император Фридрих I Барбаросса, унижающийся перед Папой Римским Александром III.

P1270479 2

Спинельо Аретино, Встреча Александра III с Людовиком VII.