default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

Капелла 

 

Одно из самых ярких впечатлений от дворца оставляет капелла. После того как чума в 1348 году покинула город, начало расти население, а с ним и число прихожан; возникла необходимость расширения дворцовой церкви, что было исполнено в начале XV века. Художественное оформление помещения было заказано популярному в то время мастеру стенных росписей Таддео ди Бартоло (итал. Taddeo di Bartolo). Этот сиенский художник имел свою индивидуальную манеру, ценил декоративность и изящество, но соблюдал чувство меры и не впадал в соблазн наполнить изображения вычурной фантазией и чрезмерной роскошью "придворной" готики. Над алтарём помещена написанная Таддео сцена ''Благовещение''. На потолке и сводах капеллы он изобразил тридцать два музицирующих ангела, каждый из которых играет на различном инструменте. Эти ангелы исполнены с такой точностью, что можно с большой точностью воссоздать средневековый оркестр.

P1270543 1

Капелла укрыта кованой ажурной решёткой от арочного прохода, по другую сторону которого блестят сокровищи церковной утвари под витринным стеклом в зале Консистории. Эту решётку сделал Джакомо ди Вита (итал. Giacomo di Vita) в 1440-х, возможно, с участием Якопо делла Куеркии (итал. Jacopo della Quercia). Справа стоит чаша со святой водой и бронзовыми статуэтками работы Джованни Турино (итал. Giovanni Turino), а выше, в центре капеллы, редкой красоты лампада итальянского скульптора Доменико ди Никколо (итал. Domenico di Niccolò). Небольшой, но всё же ценный орган, созданный Джованни д'Антонио Пиффаро (итал. Giovanni d'Antonio Piffaro) ок. 1520 г., помещён на север от алтаря. Стены и своды капеллы расписал в своей маненре, близкой сиенской традиции, Таддео ди Бартоло (итал. Taddeo di Bartolo). Над входом в капеллу слева находится фреска Таддео ди Бартоло Св. Иоанн Евангелист и Св. Августин (1415), справа – Св. Лука евангелист и Св. Иероним Стридонский (1415).

P1270556 1

Алтарь из мрамора украшает великолепная работа Содома "Святое семейство со святым Леонардо" (ок. 1530). Содома (итал. Sodoma), собственное имя Джованни Антонио (итал. Giovanni Antonio Bazzi, 1477-1549) был итальянским художником сиенской школы живописи.

P1270548 0

Особенно прекрасна картина "Святое Семейство со Святым Леонардом". Шедевры были переданы из кафедрального собора Сиены в Палаццо Пубблико в конце семнадцатого века.

P1270553 1

Самым значительным достиженикм Таддео признан цикл фресок со сценами из "Жизни Богоматери". Вверху изображена сцена Прощания Богородицы с апостолами. Внизу – Успение Пресвятой Богородицы. 

P1270545 4

Согласно церковному преданию, в день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Каждого из них Она призывала к Себе по имени и благословляла. Отсутствовал только апостол Фома. Богородица молилась в ожидании своего исхода и пришествия своего божественного сына. 

P1270545 6

После этого Мария уснула. На Её лице сияет отпечаток благости и какого-то таинственного счастья, свидетельствующего об отсутствии всякой скорби, а также последнее "Прощайте!", полное милосердия и снисхождения к сему миру, оказавшему так мало сочувствия, гостеприимства и любви и Ей, и Ее Сыну.

P1270545 5

Наиболее удачной из цикла фресок "Жизни Богоматери " считается сцена "Вознесение Марии", которой Таддео ди Бартоло украсил другую стену, придав большой блеск всей капелле.

P1270550 0

В доме апостола Иоанна царит тишина и покой. Ничто не нарушает этой благоговейной атмосферы. Небольшая скромная комната освещена двумя рядами светильников, стоящих вокруг смертного одра. Можно бы было подумать, что в комнате никого нет, хотя на самом деле в ней в эту минуту собрано почти всё Христово воинство. Здесь Его Апостолы, только-только примчавшиеся со всех концов света, чтобы проводить Мать Учителя в Ее вечную обитель. Со склоненными головами стоят они вокруг одра Богородицы. А Она покоится.  

P1270550 3

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет: Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к своей матери. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки своего сына. Апостолы не видят, как Мария, поддерживаемая херувимами, плавно возносится вверх и как ее принимает Христос, сопровождаемый также херувимами. В нижней части композиции глазам зрителя предстает пустой гроб, вокруг которого столпились недоумевающие апостолы и другие персонажи. В чисто готическом духе художник акцентирует их душевные переживания, слегка утрируя удивленные вопрошающие жесты. Символ отошедшей от тела души Богоматери – ребёнок, которого держит на руках Иисус Христос. Главная сцена изображена на фоне холмов, пологие очертания которых мягко сбегают вниз; вдали виден силуэт замка.

P1270550 2

Мастерству Доменико ди Никколо относят великолепный деревянный хор, который придает капелле соборное чувство средневековой духовности и последнего готического великолепия. На каждом из этих 22 тонко вырезанных и талантливо украшенных кресел (между 1415 и 1428 годами) изображён апостольский символ веры. 

P1270561 0

 За красоту и широкую известность этой работы Доменико получил прозвище Хор (итал. ''dei cori''), что можно перевести как душа, сердце, суть.

P1270563 0

Деревянная, красиво инкрустированная дверь также изготовлена Доменико ди Никколо (нач. XV в)

P1270560 2

 Антикапелла

 

Помещение, в котором находится антикапелла, ранее служило вестибюлем Зала Консистория и великолепно иллюстрированными сценами напоминало власти о римской морали. Сиена считала себя наследницей Вечного Города. На это указывает возвышающийся у стены символ Рима – позолоченная бронзовая скульптура Капитолийской волчицы(лат. Lupa Capitolina), изображающая (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев – Ромула и Рема, легендарных основателей города Рим.

P1270569 0

 

В 1415 году рождённый в этом городе художник Таддео ди Бартоло (итал. Taddeo di Bartolo; 1362- 1422) получил заказ написать картины, представляющие символы политических достоинств: Справедливость, Великодушие, Силу, Мудрость и Религию, а также легендарных римских героев. В то время одно из заметных мест в искусстве занимла тема "Девяти доблестных мужей" ("Neuf Preux"). Под этим названием объединяли исторические, легендарные и мифологические персонажи, хронологически распределённые в три триады: первая состоит из героев античности (Гектор, Александр Македонский, Юлий Цезарь), вторая – героев Ветхого Завета (Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей), третья – героев христианской эпохи (король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский). Сформированная в XIV веке в атмосфере рыцарской аристократической культуры тема "Девять доблестных мужей" воплотили собой образец доблести. В декорациях Антикапеллы аллегорические фигуры добродетелей Таддео ди Бартоло разместил в верхней части стены, в "люнетах", окруженных акантовым фризом с интегрированными в него медальонами "известных людей". Некоторые знаменитые мужи Рима представлены в полный рост и занимают место в нижнем ярусе под добродетелями.

P1270565 0

В нижнем ярусе изображены известые люди Рима (слева направо): Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō;106-43 до н. э.) – древнеримский политический деятель, оратор и философ; Марк Порций Катон Младший(известен также как Младший или Ути́ческий; лат. Marcus Porcius Cato Minor/Uticensis; 95-46 гг. до н. э.) – древнеримский политический деятель; Публий Корнелий Сципион Назика (лат. Publius Cornelius Scipio Nasica; 230-171 гг. до н. э.) – римский военачальник и политический деятель из патрицианского рода Корнелиев; Маний Курий Дентат (лат. Manius Curius Dentatus; 321-270 гг. до н. э.) – древнеримский политический деятель и военачальник; Марк Фурий Камилл (лат. Marcus Furius Camillus; 447-365 гг. до н. э.) – римский государственный и военный деятель; Публий Корнелий Сципион Африканский(лат. Publius Cornelius Scipio Africanus Maior; 235-183 гг. до н. э., Литерн[en], Кампания) – римский военачальник и политический деятель. Вверху Таддео представляет аллегории "Справедливость" (justitia) и Великодушие (Magnanimità), во многом напоминающие аналоги Амброджо Лоренцетти.

P1270565 4

На внутренней поверхности арочного свода, отделяющего Антикапеллу от Зала Маппамондо, Таддео ди Бартоло написал в нижнем ярусе фигуры Цезаря и Помпея (Гай Юлий Цезарь и Гней Помпей Великий). Они стоят перед входом в зал Совета, и хотя представлены напротив Аристотеля, последний не указывает на них, как на пример гражданской добродетели. Их обособленное положение объясняется и текстами «tituli», в которых сказано, что пока Цезарь и Помпей были в согласии друг с другом, Рим внушал всему миру благоговение, но слепые амбиции каждого погрузили республику в гражданскую войну, в которой римская свобода была попрана. Таким образом фигуры Цезаря и Помпея служили отрицательным примером- предупреждением, а отнюдь не моделью для подражания. Тем не менее, Цезарь имел особенное значение для Сиены. Согласно одной из легенд, именно он основал на месте будущего города военную колонию. 

P1270589 11

 Цикл известных римлян заканчивается двумя фресками языческих богов Аполлона и Палланта. Вершину арки главного входа в Антикапеллу коронует круглая карта Рима.

P1270588 0

 По обе стороны арочного прохода между Капеллой и Антикапеллой, видны медальоны с изображением консулов Гая Лелия (справа) и Луция Юния Брута (слева).

P1270597 1

 

P1270567 1

 

У выхода из Антикапеллы даже самый рассеянный посетитель не сможет не заметить на стене фигуру огромного Святого Христофора, стоящего в воде и держащего маленького мальчика на плечах, Согласно легенде, простодушный великан Репрев искал самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Сначала он поступил на службу к царю, но понял, что тот боится дьявола. Тогда он предложил свои услуги дьяволу, но заметил, что тот трепещет при виде креста. Гигант отыскал святого отшельника, и спросил его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой рост и сила делают его отличным переправщиком, чтобы помогать людям переходить опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя – Христофор, "несущий Христа".

P1270593 0

 Таддео ди Бартоло. Святой Христофор.

 

Зал Консистории

 

В этом зале собиралось правительство Сиены как во времена республики, так и господства семьи Медичи, когда некоторые городские чиновники продолжали исполнять незначительные административные обязанности. После 1786 года место заседаний Муниципального правительства переместилось в Зал Народного капитана (Sala del Capitano del Popolo). 

P1270511 0

Обычное для того времени художественное оформление повторяет тему известных людей: вогнутый потолок расписан фресками, составляющими аллегорический цикл “Гражданских Достоинств” с большим количеством эпизодов из древнегреческой и римской традиции. Художественные образы взяты из сочинений римского писателя времён императора Тиберия Валерия Максима (лат. Valerius Maximus, l в. н. э.), который воспел три основных ценности, изображенные в центре потолка: "Патриотизм" "Справедливость" и ”Гармония”.

P1270514 0

Доменико Беккафуми. Трибун Публий Муций посылает своих союзников на костёр.

Il Tribuno Publio Muzio manda i suoi alleati sul rogo

P1270516 0

Доменико Беккафуми. Обезглавливание Спурия Кассия.

Spurio Cassio, del Beccafumi

P1270519 0

Доменико Беккафуми. Постумий Тибурций убивает своего сына.

Postumio Tiburzio uccide suo figlio

P1270521 0

Доменико Беккафуми. Примирение Эмилия Лейда и Флавия Флакка.

Riconciliazione di Emilius Lepido con Fulvio Flacco

P1270523 0

Доменико Беккафуми. Убийство Лжемелиуса.

Morte di Melio

P1270525 0

Доменико Беккафуми. Падение Марка Манилия.

Marcus Manlius, del Beccafumi

P1270526 0

Доменико Беккафуми. Жертва Селевкия из Локриды.

Sacrificio di Seleuco di Locri

P1270530 0

Доменико Беккафуми. Милосердие (Caritas).

Patriea Amor, allegorie del Beccafumi

P1270532 1

Доменико Беккафуми. Юстиция (Justizia).

Giustizia

P1270534 0

Доменико Беккафуми. Аллегория Согласия (Concordia).

Mutua Benevolentia, allegorie del Beccafumi

P1270538 0

Доменико Беккафуми. Жертва Кодра, царя Афин.

Vittima di Codro, re di Atene

Дверной проём украшен вырезанными мраморными бордюрами, работы Росселлино (итал. Rossellino 1448). Над дверью в монументальной рамке висит холст Луки Джордано (итал. Luca Giordano, 1632-1705), изображающий “Суд Соломона”.

P1270536 0

Лука Джордано (Luca Giordano). Суд Соломона.

 

Зал Консистория содержит много фресок, собранных из других помещений дворца. Особый интерес вызывает большой фрагмент над дверью, приписанный известному сиенскому художнику Амброджо Лоренцетти, изображающий "Святую Екатерину Алесандрийскую, Св. Иоанна Богослова и Св. Августина с Благодетелем". Над другими дверями фрески из часовни внутреннего двора главного магистрата (подеста). Они выполнены в конце 14-го века и представляют "Мадонну с Младенцем в окружении Св. Екатерины Алесандрийской, других Святых и Благодетеля", а так же красивые эскизы. Центральный пилястр содержит маленькую панель, изображающую "Мадонну с Младенцем", которую считают работой тосканского мастера Маттео ди Джованни (ок. 1470). На противоположной стене радует глаз единственная фреска, напианная ок. 1370 г. Мартино ди Бартоломео непосредственно для этого зала, огромного Святого Павла.