default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

В Золотой век голландская буржуазия любила демонстрировать свое процветание. Шикарные семейные портреты захватывает новый, богатый средний класс. В групповых портретах выражается приобретенное богатство, а также чувство родительской гордости за потомство и привязанность между супругами. Мейндерт Сонк (Meyndert Sonck), мужчина слева, был мэром голландского провинциального городка Хорн. Здесь изображена его семья в виде ряда строгих фигур, стоящих рядом друг с другом, и всё внимание уделяется деталям богатой одежды, в которую одеты дети: жена Агата ван Нек, держащая веер, и пятеро их детей. Младшая дочь сидит сзади, на руках у няни. Неслучайно единственный сын Альберт стоит рядом с отцом (позже у пары родился шестой ребенок.). Как мы на самом деле узнаем, что Альберт мальчик? В XVII веке мальчики носили платья до шести или семи лет. Мы можем сказать, что это мальчик, по его шляпе с перьями, его немного более угловатому воротнику, как у его отца, и медали на цепочке, которая по диагонали висит на его груди. Последний орнамент был исключительно для мальчиков.

DSC 0431 1

Ян Альбертс Ротиус (Jan Albertsz Rotius). Мейндерт Сонк (Meyndert Sonck) с женой и детьми. Хорн, 1662 г.

Фриц Майер ван ден Берг купил портреты Маргареты Риччен (Margareta Riccen) и её мужа Адриана ван Бредехоффа (Adriaen van Bredehoff) непосредственно у семьи Бредехофф в Утрехте в 1897 году. Он их купил вместе с четырьмя другими портретами, все из которых, кроме одного, связаны друг с другом и показывают двух богатых сводных братьев Хорн и их семьи. Прекрасный портрет Маргареты Риччен принадлежит Яну Митенс (Jan Mijtens), одному из самых известных и плодотворных портретистов Гааги своего времени. Митенс происходит из семьи художников в Гааге и научился ремеслу у своего отца Исаака. Маргарета привлекает внимание своим взглядом и бледным лицом. Но прекрасный эффект ее одежды, украшений и прически не оставляет сомнений: эта дама происходит из обеспеченной семьи. Портрет Маргареты – типичный образец буржуазного стиля Митенса. Она изображена в современной, богатой и модной одежде с драгоценными украшениями. На молодой женщине черное платье с подкладкой поверх красной нижней юбки, переплетенной серебряной нитью. Вдобавок к этому у нее декорированный вручную воротник, который, по последней моде, способствует тонкой линии плеч. Рукава платья, разрезанные спереди, обнажая майку, скреплены красивыми бантами, немного ниже локтя, из множества полос узкой ленты. Именно это украшение женской и детской одежды можно увидеть с конца 1650-х годов. Волосы Маргареты частично зачесаны назад и скреплены шиньоном, а локоны по бокам ее головы ниспадают от висков к плечам. Верные посетители музея Майер ван ден Берг иногда называют Маргарету фламандской Моной Лизой. Слева от Маргареты вид на пейзаж с водопадом, который можно метафорически интерпретировать как символ чистоты, излюбленный образец женских портретов. Маргарета Риччен была дочерью Фредерика Риччена, члена двора Голландии и офицера Пурмеренда. В 1657 году она вышла замуж за Адриана ван Бредехоффа. Его портрет был написан годом позже, в 1659 году, Яном Альберцем Ротиусом (Jan Albertusz Rotius) написал копию этого произведения. Обычно подвесные портреты делает один и тот же художник. В этом случае клиент выбрал другого исполнителя. Возможно, потому, что Ротиус ранее изображал первую жену Адриана ван Бредехоффа. Ротиус отклоняется от композиции и фона портрета Маргареты. Ван Бредехофф стоит на темном ровном фоне и изображён в полтора раза крупнее Маргареты. Возможно, Ротиус получил размеры только для портрета Ван Бредехоффа и не видел портрет Маргареты Риччен.

DSC 0807 0

Ян Митенс (Jan Mijtens), Портрет Маргареты Риччен (Margareta Riccen), 1658 г.
Ян Альбертс Ротиус (Jan Albertusz. Rotius). Портрет Адриана ван Бредехоффа (Adriaen van Bredehoff), 1659 г.

В 1625 году любой, кто смог заказать портрет своей семьи у известного антверпенского художника, был богат. Йорис Векеманс (Joris Vekemans) именно так и поступил. Он был богатым антверпенским бизнесменом. Его семья вместе с ним были изображены на шести картинах. Пять из них можно увидеть в музее. Портреты составлены по два: Йорис и его жена Мария составляют одну пару. Мария пережила мужа на сорок лет. Затем дети: четырех- или пятилетний Франс и его сестры Элизабет и Корнелия. Ян – старший сын. Вторая девушка рядом с Яном, но этой работы нет в собрании музея. 

DSC 0459 1

Корнелис де Вос (Cornelis de Vos). Портрет Йорис Векеманс (Joris Vekemans) и Марии ван Гиндердерен (Maria van Ghinderdeuren). 1625

Фигуры каждой пары портретов принимают одну и ту же позу. Фоны совпадают и художник использовал аналогичную палитру. Взгляните на портрет Элизабет Векеманс или её сестры Корнелии. Она смотрит на нас одновременно гордо и застенчиво. Ей должно быть около восьми лет, и она показана в полный рост; это очень необычно для детского портрета. На заднем плане видно, что работа не закончена, и её стильное платье также немного бегло раскрашено. Вероятно, это связано с тем, что отец, Йорис, заказавший работы, умер в 1625 году, когда художник был ещё занят работой над портретом. Элизабет умерла через три года; ей тогда было одиннадцать. Корнелис де Вос не был обычным художником: он работал с Рубенсом и другими художниками, но, прежде всего, был одним из самых известных портретистов Антверпена, в том числе детских. Де Вос даже стал мастером профессионального объединения художников – Гильдии Святого Луки.

DSC 0462 1

Корнелис де Вос (Cornelis de Vos). Портреты детей из семьи Векерманс-ван Гиндердерен (Vekemans-van Ghinderdeuren). 1625

Это один из трех больших семейных портретов в этой комнате. Все трое демонстрируют значительную вариативность жанра в один и тот же период, когда голландские семьи всё чаще можно было увидеть на открытом воздухе, как в данном случае: это примерно 33-летний Виллем ван дер До из Гааги, который позже стал мэром своего города вместе со своей жена Вильгельминой ван ден Хонерт и их семеро детей. Старшему ребенку, Джейкобу, девять лет, он стоит справа с собаками. Некоторые из вещей, которые носят члены семьи, причудливы, но их прически модны для того времени. Художник Йоханнес Мийтенс написал десятки семейных портретов в пейзажной обстановке.

DSC 0429 1

 Йоханнес Митенс (Jan Mijtens). Виллем ван дер До (Willem van der Does) с женой и детьми. Гаага, 1650 г.

Семейный портрет с более фантастическим уклоном, на котором родители и дети изображены героями легендарного рассказа, а представление реальности уступает место живописному эффекту барочной композиции.

DSC 0427 1

 Кристиан ван Кувенберг (Christiaen van Couwenbergh). Аллегорический семейный портрет. Делфт, 1642

Портрет голландского художника Золотого века Йоханнеса Митенса (Johannes Mytens) стройной молодой женщины, предположительно Маргареты ван Раэфорст (Margaretha van Raephorst), жены голландского адмирала Корнелиса Тромпа (Cornelis Tromp), одетой как Диана, богиня охоты.

DSC 0448 1

Портрет дамы из Гааги в образе Дианы (Якоба ван Орлиен). Йоханнес Митенс (Johannes Mijtens). Гаага. XVII век.

DSC 0479

Неизвестный художник. Двойной портрет мальчика и девочки. 1600

DSC 0451 0

Ян Баптист Веникс (Jan-Baptist Weenix). Папийон и мертвая птица. Амстердам. XVII век.

DSC 0435 1

Охотничий натюрморт Сэмюэля Хофманна (Samuel Hofmann). 1642–1644

В воскресенье утром мы любим свежие булочки и кофейные пирожные. Их с большим мастерством готовят в пекарне, где они на прилавке с раннего утра. Раньше было иначе. На этом портрете изображен пекарь XVII века, трубящий в рог. В то время все семьи сами замешивали хлебное тесто и относили его пекарю. Он пёк буханки хлеба в большой печи. Когда булки были готовы, пекарь громко трубил в рог. Это был сигнал забирать хлеб!

DSC 0439 1

Кристиан ван Кувенберг (Christiaen van Couwenbergh). Пекарь, трубящий в рог. 1650

Коллекция живописи содержит прекрасное фламандское барокко "Поклонение пастухов" (ок. 1618 г.) Якоба Йорданса. Йорданс был безусловно самым долгоживущим художником из трёх великих мастеров Антверпена: Рубенса, Ван Дейка и Йорданса. Будучи протестантом, он заполнил свои религиозные и мифологические сцены обычными людьми, как в "Поклонении пастухов", около 1618 года. Йорданс использует сильный свето-теневой эффект, когда ребенок видится в полном свете. Поразительно, что среди пастухов есть и пастушки. Это реалистичные персонажи, включая детское личико самого Христа.

DSC 0498

Якоб Йорданс. Поклонение пастухов. 1618

Есть много исторических картин, которые представляют собой сюжеты с рассказами. Они могут быть как из Библии, так и из классической мифологии. Классическая античность, в частности, давала возможность показать поразительное количество обнаженных тел, женских и мужских. Ведь эти произведения служили и для назидания, и для развлечения. Майер ван ден Берг купил у Жерара де Лересса: Венера дарит оружие Энею, сцена из греческой мифологии. Венера – очаровательная белокурая молодая женщина, которая парит над своим сыном Аэном, когда она показывает ему его новое оружие, сделанное её мужем Вулканом, богом огня. 

DSC 0488

Герард де Лересс (Gerard de Lairesse). Венера передает свое оружие Энею. 1668

Тема "фавн (или сатир) и нимфа" популярна в искусстве с древних времен. Он располагается в дионисийской атмосфере выпивки, мужской смелости и похоти. Его также часто представляли в период барокко. Это пример из мастерской Рубенса, где дома висело несколько сцен Бахуса. Фавн – персонаж из древней мифологии, получеловек и полукозел. Фавны жили в сельской местности и в лесах, часто в компании пастухов и их животных. Также они входили в разношёрстную свиту бога Диониса (или Вакха). Нимфы, в свою очередь, были мифическими молодыми женщинами, которые жили в воде, в лесах и в сельской местности. Они составляли компанию богам и богиням, и в мифах они переживали любовные приключения, желаемые ими или нет, с богами, иногда также с человеческими мальчиками и такими существами, как Пан, Приап, сатиры и фавны. Нимфы часто символизируют плодородие. Это тема также из мастерской Рубенса, о чём свидетельствует богато заполненная корзина – сама по себе натюрморт. Обнажённый бородатый фавн сжимает корзину, а робко краснеющая и в то же время озорная нимфа держит виноградную лозу. Может, она его дразнит. Фавн слегка склоняет голову и смотрит на зрителя. Кто говорит виноград, тот говорит вино, и мы получаем в итоге древнего бога вина Диониса. Виноград также символизировал девственность и плодородие одновременно, в зависимости от контекста. Если совместить жест нимфы с наводящим взглядом фавна, становится ясно, каков мотив этой работы: отсылка к плотской и эротической похоти, телесным дионисийским удовольствиям. Мифологические фигуры со всеми их ассоциациями представлены здесь как люди из плоти и крови. В мастерской Рубенса было изготовлено не менее двадцати копий этой сцены. Версия в Вене (коллекция Шенборн-Буххайм) проходит за оригинал. Если это правда, то данная работа в мастерской послужила образцом. Тот же фавн (или сатир) появляется и в других произведениях Рубенса. Некоторые исследователи предполагают, что Франс Снайдерс был ответственен за покраску корзины и её содержимого. Известно, что сам художник украсил свой дом на Ваппере, в том числе, вакхическими сценами. Они отдали дань жизненной силе природы – необходимому условию человеческого счастья. В этом смысле такие картины – ода жизни, любви и плодородию. Похоже, это было их более глубоким значением для художника-гуманиста, такого как Рубенс.

DSC 0497

Фавн и нимфа (Faun and nymph). Мастерская Питера Пауля Рубенса. XVI век

XVII век был золотым веком натюрмортов и Антверпен не стал исключением. Такие художники, как Ян Брейгель I, Франс Снейдерс, иезуит Даниэль Сегерс и менее известные, но высоко ценимые в свое время, Авраам Миньон создавали богатые, виртуозные и пышные сцены с яркими цветами. В центре внимания были цветы и виноград, а второстепенные роли исполняли различные фрукты и маленькие животные. Натюрморты в первую очередь демонстрируют, насколько искусно художник изобразил действительность. В то же время они обманчивы, потому что они однозначно искусственны. Например, у многих нарисованных букетов цветы не распускаются в одно и то же время года.

DSC 0501

Виноград в нише. Авраам Миньон (Abraham Mignon). Утрехт. Вторая половина XVII века

DSC 0484 1

Ян Филипп ван Тилен (Jan Filips van Thielen) и Ян Эйкен (Jan Eykens).
Цветочная гирлянда и картуш вокруг портретного бюста Великого Конде (Le Grand Condé).

DSC 0445

Ян Альбертс Ротиус (Jan Albertsz Rotius). Портрет Мейндерта Сонка (Meyndert Sonck). 1643

DSC 0437 2

 Питер Пауль Рубенс. Портрет Елизаветы де Бурбон

DSC 0453 1

Говерт Флинк (Govert Flinck). Портрет мужчины. Антверпен. 1654

DSC 0444

Адриан ван Остаде (Adrian van Ostade). Боевая крестьянская компания. Харлем. XVII век.

DSC 0455 1

Питер Симонс Поттер (Pieter Symonsz. Potter). У сельского хирурга. Амстердам. 1633

DSC 0469 1

Давид Младший Тенирс (David Teniers II). Искушение святого Антония. Антверпен, середина XVII века.

DSC 0490

Последователь Питера Пауля Рубенса. Праздник Ирода. Антверпен. XVII век.

DSC 0493 1

Последователь Питера Пауля Рубенса. Иов на куче навоза. Нидерланды. 1650

DSC 0473 1

Порт Антверпена и рынок. Антверпен. 1600

DSC 0475 1

Карл Брейдель (Karel Breydel). Грабёж крестьянского подворья. 1710

DSC 0485 1

Франс Франкен Старший (Frans Francken I). Свадьба готовится к танцу. Конец XVI – начало XVII века.

DSC 0482 1

Питер Баут (Pieter Bout). Деревенская ярмарка. Брюссель. конец XVII – начало XVIII века.

Такой ретабло был коллективной работой, и многие мастера работали вместе. Плотник сделал алтарь из дуба, резчик по дереву вырезал украшение. Отдельные статуи из ореха серийно производились в Мехелене. Так что покупатели могли выбирать своих любимых святых. Их одежду красил драпировщик. А потом был позолота. 

DSC 0769

Богоматерь с Младенцем, Екатарина, Варвара, Мария Магдалина и Агнесса. Мехелен. 1500

Это оборотная сторона картины. Она показывает скрытую историю её создания. Вы можете увидеть структуру дерева и то, как панель закреплена в раме, а также отметки или другие следы, которые раскрывают что-то о "жизни" произведения искусства. Обычно задняя часть предназначена только для музейных работников. Но вы тоже можете полюбоваться оборотной стороной. Над боковыми панелями работал неизвестный художник, нанесший на обратную сторону гербы меценатов. Таким образом, этот запрестольный образ представляет собой комбинацию индивидуальной и серийной работы.

DSC 0790

Вутренняя сторона ретабло

DSC 0771 1

Оплакивание Христа (Пьета). 1455–1459
Мастер искупления Прадо (псевдоним Вранке ван дер Стокт / Vrancke van der Stockt) или мастерская.

В XVI-XVII веках пошлые и плутовские застолья были не только привилегией крестьян. Их также украшали галантными сценами, воспевающими плотские удовольствия. Вначале художники связывали эти изображения с "блудным сыном" в библейском контексте. На заднем плане часто можно было видеть деликатные сцены. Картина "Притча о блудном сыне", приписываемая Франсу Поурбусу, является прекрасным примером такой "галантной сцены".

DSC 0839 1

Притча о блудном сыне. Франс Пурбус Старший (Frans Pourbus I)

Питер Артсен (1507 / 1575) – недооцененный художник, который заново изобрёл натюрморт и жанровую живопись во время рисования. Возможно, он основывался на произведениях художников классической античности. Полный сатиры, он показывает людей, гуляющих в повседневной жизни. С иронией и насмешкой над собой он показывает зеркало общества XVI века. На передний план Артсен ставит своих монументальных и реалистично изображенных крестьян. Они предаются наслаждению едой и питьем. Питер Брейгель Старший поднимает эту тему в своих более поздних крестьянских сценах. На переднем плане Аэрцен представляет компанию у костра. Справа – на стуле с тремя ножками "смотрящий за кувшинами", пресловутый пьяница. Старик удрученно смотрит в свою пустую кружку. Он откидывается на накрытый стол. С его пояса свисают меч и нож. Справа от него склоняется молодая женщина. В правой руке она держит черпак и сжатый кулак левой руки на уровне ножа своего соседа. Молодой человек сзади обнимает её за талию. Под молодым человеком с бумажной короной спереди слева подпись и дата: P (трезубец) A – 17 апреля 1556 года. Питер Аэрцен так гордился этой работой, что даже увековечил день, когда он ее завершил. Это уникально. Продукты питания выставлены по всему интерьеру. Сыр, хлеб, вафли и выпечка на столе и на прилавке перед входом, мясо на вертеле, колбаса, пустые ракушки из мидий, несколько бутербродов и чайник для жира на чайнике на первом этаже, морковь, пастернак и сыр на настенная полка сзади. Кухня и посуда состоят из тарелок, кувшинов и стаканов. Спереди – корзина с дровами, привязанная к ней, а дальше – стопка брёвен. Птица в клетке висит на внешней стороне открытой двери рядом с камином. Мы видим зелёный цветущий пейзаж. Две пары идут сзади рука об руку через открытое крыльцо. Некоторые элементы картины указывают на распутное поведение. Птичья клетка у двери говорит о том, что мы находимся в борделе. Жесты большинства персонажей также предполагают вожделение: крестьянская девушка тянется к "ножу", рука молодого человека лежит у неё на коленях, женихи подходят к борделю. Окрашенные продукты являются либо афродизиаками, такими как морковь и пастернак, либо, как кухонная утварь и другие предметы, они относятся к соответствующим мужским и женским гениталиям, таким как меч и нож, сосиски, булочки, раковины мидий, кувшины и корзины или даже прямо к половому акту, как мясо на вертеле. Поразительно центральное место, которое занимает горничная. Её окружают трое мужчин разного возраста. Это может быть аллегорическое изображение трёх эпох. Карнавальная корона и барабан, подвешенный к стене сзади, символизируют глупое поведение. Картина явно имеет моральное значение. Это визуальный аналог письменной сатиры гуманистов. "Похвала глупости" Эразма – самый известный ее вариант. В этом жанре в развлекательной форме обсуждались вопросы морали. Картина Аэрцена, вероятно, была заказана или куплена богатым представителем среднего класса или гуманистом. Она отлично подойдет в качестве украшения столовой в городском или загородном доме. Во время "идеального банкета" хозяин и его компания, вероятно, смеялись над стереотипным крестьянским поведением сельских жителей. Они, несомненно, чувствовали своё превосходство как представители буржуазии. В этом отношении картина определила и укрепила их классовую идентичность. Раскрашенная сатира также побуждает к саморефлексии: предостерегает от обжорства и алкоголизма, глупости, неумеренного и аморального поведения.

DSC 0716 1

Питер Артсен (Pieter Aertsen). Крестьянская компания у камина, 1556 г.

Фриц Майер ван ден Берг приобрел эту рождественскую кроватку как часть коллекции Micheli из Парижа. Он исследовал и обнаружил, что это была рождественская кроватка. Монахини, особенно в Нидерландах, использовали их во время рождественских праздников, чтобы молиться и медитировать. Сестры установили кроватку в хоре своей церкви и поместили в нее куклу Иисуса. Чтобы пробудить в них любовь к Младенцу Христу, они раскачивали кроватку. Внизу зазвенели серебряные колокольчики. Напоминание о песне ангелов при рождении Христа. В этой кроватке под богато расшитым одеялом лежала серебряная кукла. Она утрачена. У горожан иногда также были рождественские детские кроватки. Башня-ретабло с младенческим циклом – одно из редких сохранившихся башенных ретабло, созданное неизвестным художником, знакомым с искусством южных Нидерландов в конце XIV века. Майер приобрел это произведение в 1898 году, когда он купил полную коллекцию коллекционера и реставратора Карло Микели в Париже. По словам более раннего владельца XIX века, он стоял в картезианском монастыре в Шампмоле недалеко от Дижона, замке бургундского герцога Филиппа Смелого, где также находилась герцогская погребальная часовня. Доказательств этого нет, но ясно, что ретабло башни было сделано для самых высоких кругов. На это указывает дорогое и технически сложное исполнение, как росписи, так и декоративных мотивов. Работа входит в список шедевров фламандского сообщества. Высота почти 1,5 метра. Башня может покинуть музей только в исключительных случаях и с разрешения фламандского сообщества. 

DSC 0798

Выставочный зал

DSC 0784 1

Неизвестный художник. Дижон. Башня с циклами младенчества. 1395-1400

Интригующий шедевр позднего средневековья – главная изюминка коллекции музея. Мадонна в окружении Серафимов и Херувимов, написанная французским придворным художником Жаном Фуке в середине XV века, выглядит удивительно современно. Работа была заказана Этьеном Шевалье, казначеем французского короля Карла VII. Фуке представляет Деву Марию как Царицу Небесную, превознесённую Богородицу. Необычное, интенсивное использование цвета и смелое изображение делают картину завораживающей. Мария сидит на троне строго и неподвижно. Её окружают девять ангелов. Три синих херувима олицетворяют чистоту и воздух, шесть красных серафимов – любовь и огонь. Мария одета в аристократическом стиле XV века. Плащ и корона подчеркивают её величие. Узкая талия подчеркивает её полную обнаженную грудь, что придает картине почти эротический оттенок. Агнесса Сорель, вероятно, была прообразом для Мадонны. Любовница и советница Карла VII была известна своей красотой. Кормящая Мадонна, Сорель смогла воплотить преобладающий идеал красоты. Мадонна в окружении Серафимов и Херувимов – одно из двух панелей Диптиха Мелун – одного из лучших произведений Фуке. Левая панель сейчас находится в Gemäldegalerie в Берлине. На ней в деловой, острой как бритва манере изображены двое сдержанных мужчин. Один из них – заказчик работы: Этьен Шевалье, казначей французского короля Карла VII. Его сопровождает святой покровитель Стефан, первый христианский мученик. Фуке нарушил традицию изображать Мадонну чувственной и модной женщиной. Характерные черты – стеклянная отстраненность и отсутствующий взгляд, который он придавал своим фигурам. Ребёнок на коленях, кажется, совершенно не интересуется её грудью, и Мария на самом деле не намерена его кормить. Младенец Христос сосредоточен на другом. Он указывает на второе крыло диптиха, а точнее на покровителя художника, Этьена Шевалье, словно говоря матери: "Этот человек заслуживает места на небесах. Вы замолвите за него словечко?". Красные и синие ангелы в Мадонне в окружении Серафимов и Херувимов типичны для итальянской живописи XIV-XV веков. Другими словами, их цвет – это не "изобретение" самого художника, а устоявшийся для того времени способ изображения. Синий и красный также были цветами муниципального герба Парижа, в то время как белый символизировал королевскую семью. Более того, поверх платья Мария носит плащ из горностая – королевского меха. Таким образом, картина имеет и политическое измерение, как прославление Франции и её монархов.

DSC 0777 1

 Дева Мария с Младенцем в окружении серафимов и херувимов. Правая створка Меленского диптиха. 1450

Этот диптих имеет высоту всего 9 см, а возраст – более 400 лет. На нём изображена супружеская пара из высшего сословия. Но их личность неизвестна. Возможно, покровителями были не сами изображённые люди, а кто-то из их близких родственников, ведь небольшой размер было легко взять с собой в поездку. Каждый портрет заключён в позолоченную рамку. Створки можно закрыть, и тогда они примут вид книжки.

DSC 0526 1

Мастер портретов Бенсона, Портрет мужчины и его жены. 1540–1545

В промежуточной комнате висят прекрасные натюрморты, в том числе Авраама Миньона (Abraham Mignon), Даниэля Сегерса (Daniël Seghers) и Корнелиса Маху (Cornelis Mahu), которые близки к всемирно известным работам гарлемского мастера Виллема Хеды (Willem Heda). В то время были созданы многочисленные картины. Жанр любили, потому что он был красивым и возбуждающим, а также моралистическим: почти всегда речь идёт о непостоянстве или о том, чтобы напомнить, что изобилие вредно. К тому же натюрморты были дешевле пейзажей или портретов. Эти мастера Золотого века хотели сделать так, чтобы различные материалы сияли как можно реальнее. Лучшие работы этого жанра до сих пор встречаются на современных фотографиях из поваренных книг.

DSC 0801

Хендрик де Фромантью (Henri de Fromantiou. Натюрморт с персиками, грецкими орехами, мышью и венецианским бокалом для вина, после 1661 года.

Сочетание особых, часто экзотических блюд с изысканнми драгоценными стеклянными предметами или посудой. Важно воспроизвести это как можно более "реально" в гармоничной композиции. Это задача художника-натюрморта. Хендрик де Фромантью из Гааги уникальным образом изобразил это на этой небольшой картине. Она отражаат богатство буржуазии, для которой была создана. Но часто натюрморт наполняют аллегорическими символами, потому что независимо от того, насколько люди богаты, неизбежно наступит упадок. Устрицы в меню многих любителей. Они считаются выдающимся афродизиаком. Казанова назвал их "стимулятором ума, чувств и любви". 

DSC 0802

Хендрик де Фромантью (Henri de Fromantiou. Натюрморт с устрицами, хлебом и венецианским винным бокалом. 1661

Эта картина Иоахима Патинира (Joachim Patinir) показывает мир в небольшом формате. Художник сочетает скалы Арденн с деревней Брабант, туманное итальянское побережье и вдалеке альпийские вершины. Крутые скалы перед пещерой – место проживания духовного отшельника Святого Иеронима. Патинир всегда работает с высоким горизонтом. Он часто рисует причудливые скалы, напоминающие его родной регион недалеко от Динанта.

DSC 0792

Скальный пейзаж со святым Иеронимом. Иоахим Патинир (Joahim Paninir). Антверпен. Первая четверть XVI века.

DSC 0724Герард Давид (Gerard David). Отдых во время бегства в Египет. Конец XV века.

DSC 0795

Лукас ван Фалькенборх (Lucas van Valckenborch). Вид на Хай из Ахина. Последняя четверть XVI века.

DSC 0728

Херри мет де Блес (Herri met de Bles). Пейзаж со Христом и путниками в Эммаус. Середина XVI века.

Этот серьезный молодой человек выглядит воспитанным, спокойным, достойным и надежным. Портрет без изысков и хвастовства. В XVI веке больше не было необходимости в религиозных сценах, как в прошлом. Мужчина хочет, чтобы его имидж говорил сам за себя. И это было очень успешно, потому что список слишком мал для его Эго, он так застенчиво смотрит на Вас!

DSC 0707

Мартен ван Хемскерк (Maarten van Heemskerck). Портрет мужчины. Середина XVI века.

DSC 0711

Квентин Массейс (Quinten Massijs). Святая Мария Магдалина. Антверпен. 1514–1524

DSC 0713

Квентин Массейс (Quinten Massijs). Питер Гиллис (Pieter Gillis). Антверпен. 1517

DSC 0722 1

Маринус ван Реймерсвале (Marinus van Reymerswale). Городской сборщик. Первая половина XVI века

DSC 0660

Выставочный зал

Эта всемирно известная работа в виде монументальной статуи была вырезана незадолго до 1300 года мастером Генрихом фон Констанцем (Heinrich von Konstanz)  для доминиканского монастыря в Санкт-Катариненталь в Швейцарии. Статуя Христа и его молодого апостола Иоанна в натуральную величину показывает особенно интимный момент. Учитель и ученик – Бог и человек – как бы слиты воедино. Складки мантий ещё больше усиливают это единство. Апостол Иоанн кладет голову на грудь Иисусу и вкладывает правую руку в руку своего Учителя. Иисус обнимает Иоанна за плечи. Эта спокойная, эмоциональная группа статуй прекрасно показывает, что Иоанн был любимым апостолом Христа.

DSC 0855

Генрих фон Констанц (Heinrich von Konstanz). Христос и святой апостол Иоанн Богослов. 1280–1290

DSC 0511

Два ангела с подсвечниками. Клеве, начало XV века.

DSC 0639 0

Святой Георгий на коне. Клеве-Гельре. Конец XV века.

DSC 0641

Святая Луция. Хендрик Доуверман (Hendrik Douverman). Клеве-Гельре. 1515-1525

DSC 0644

Святой Лука. Германские Нидерланды. Первая половина XVI века.

DSC 0648

Святая женщина. Мастер из Сотербека. Северный Брабант. 1470–1480

DSC 0650

Иов. Клеве-Гельре. 1510–1520

DSC 0654

Молодой человек в доспехах. Нидерланды. 1520–1530

DSC 0657

Святой Рох. Клеве-Гельре. 1490–1495

DSC 0441 0

Святая Сивилла. Северный Брабант. 1525–1530

DSC 0662

Даниэль Маух (Daniel Mauch). 1530
Мученичество Святой Екатерины. Погребение Екатерины ангелами (съемные ставни).

DSC 0629

Пленение Христа. Христос перед Пилатом. Париж. 1-я четверть XIV века.

DSC 0633

Представление в храме. Въезд в Иерусалим. Христос в масличном саду. Франция. 1-я четверть XIV века.

DSC 0631

Бегство в Египет. Франция. 2-я четверть XIV века.

DSC 0665

Избиение младенцев в Вифлееме. Франция. 1-я половина XIV века.

DSC 0673

Эпитафия Филиппа де Мезьера (Phillippe de Mezieres). Париж, конец XIV века

DSC 0667 1

Голгофа. Лимож (Limoges), окружение Нардона Пенико (Nardon Penicaud), 1530–1535

DSC 0668 1

 Страшный суд. Лимож (Limoges), окружение Нардона Пенико (Nardon Penicaud), 1530–1535

DSC 0636

Марцелл Кофферманс (Marcellus Coffermans). Мария с Младенцем на троне. Антверпен. 3-я четверь XVI века.

В южных голландских провинциях мало что сохранилось от каменной скульптуры. То, что до сих пор присутствует, часто относится к украшениям фасадов зданий и со временем подверглось повреждениям или реставрации. Эта статуя Девы Марии уникальна тем, что сохранила свою первоначальную роспись. Она интересна еще и потому, что что он происходит из разрушенной церкви Святого Донааса в Брюгге, так что её можно с уверенностью разместить во Фландрии. Скульптора свидетельствует о новом реализме, что соответствует самой прогрессивной скульптуре своего времени во Фландрии и далеко за ее пределами.

DSC 0634

Мария с Младенцем. Брюгге. 4-я четверть XIV века.

DSC 0671

 Выставочный зал