default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC 0856DSC 0077Знаменитая коллекция живописи музея начала создаваться благодаря приобретениям французских королей, первым из которых был Франциск I. Именно они и составляли основу музея, открывшего свои двери в 1793 году. Впоследствии коллекция музея пополнялась благодаря военным кампаниям, многочисленным приобретениям в Салонах и у частных лиц, а также благодаря дарам знаменитых людей (Да Казе, Моро-Нелатон, Ротшильд, а позже Лемм, Кауффманн и Шлагетер).

DSC 0076DSC 0235Коллекция живописи, расположившаяся на втором этаже крыла Денон (aile Denon), а также на третьем этаже знаменитого Квадратного двора (Cour сагге) и крыла Ришелье (aile Richelieu), великолепнейшим образом отражает крупнейшие направления европейского искусства, начиная с ХIII-го века и заканчивая серединой Х1Х-го века (с 1986 года произведения, появившиеся после 1848 года, выставляются в музее Орсе).

DSC 0085 1DSC 0556Итальянское Возрождение, характеризующееся повторным открытием античных канонов, всё более растущее внимание к природе, стремление к идеализации и чувственности находят своё отражение в многочисленных шедеврах, хранящихся в Лувре, среди которых непревзойдённая Джоконда Леонардо да Винчи и Брак в Кане Галилейской Веронезе. В ХVII-ом веке свое развитие получает французский классицизм (Пуссен, Шарден), характеризующийся вечным поиском чистоты и гармонии, в то время как представители фламандской (Рубенс) и голландской живописи (Рембрандт) стремились к большему натурализму.

DSC 0881DSC 0863 2В ХVIII-ом веке, отмеченном эпохой Просвещения и одновременно периодом некой распущенности (Буше, Фрагонар), широкое распространение получает неоклассический стиль, основанный на строгой организации форм, что приводит к появлению масштабных исторических полотен (Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины Давида) и обнажённых натур (Большая одалиска Энгра). А прекрасным примером романтического направления является несравненная Свобода, ведущая народ Делакруа.

DSC 0914 1

DSC 0920 1Расписной крест с пеликаном наверху; слева от Христа святой Иоанн Богослов, справа – Дева Мария. Роспись по дереву (сосна). 1310-1315. Ахат 1861 г., коллекция Джампьетро Кампана (Giampietro Campana). Эта работа предназначалась, вероятно, для размещения на вершине трамеццо (перегородка между нефом и хором) в церкви, как крест, изображенный на фреске Джотто. Пеликан, кормящий птенцов собственной кровью, – распространенный символ жертвы Христа.
Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone). Святой Франциск Ассизский получает стигматы. Роспись по дереву (тополь), 1297–1299. Пределла (нижняя часть): Сон Иннокентия III; Папа утверждает устав ордена, Святой Франциск проповедует птицам. Эта картина была заказана Чинкини (Cinquini), банковской семьей из Пизы. Вероятно, она была предназначена для размещения на вершине трамеццо (перегородка между нефом и хором) в церкви Сан-Франческо в Пизе. Это одна из немногих работ, подписанных Джотто, одним из первых художников, изображающих людей и животных в натуралистическом стиле.

DSC 0932 1DSC 0927 1

Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro), прозванный Гоццоли (Gozzoli). Триумф святого Фомы Аквинского. Картина по дереву (тополь), 1470–1475. Написана для собора (Дуомо) Пизы, помещённая за епископским престолом. На этой картине изображена победа Фомы Аквинского (1224–1274) над арабским философом Аверроэсом (Averroes / 1126–1198). Фома Аквинский был выдающимся доминиканским богословом, известным своей борьбой с ересями. Он изображён на фоне золотого круга (мандорла) между древнегреческими философами Платоном и Аристотелем.
Джованни да Милано (Giovanni da Milano). Святой Франциск Ассизский. 1360–1365. Панно из полиптиха, изготовленное, возможно, по заказу умилиати (средневековой монашеской католической конгрегации) для церкви Сан-Торпе в Пизе. Во время своего художественного обучения Джованни да Милано, вероятно, находился под влиянием картин Джотто (около 1267–1337) в Милане. В этой работе да Милано, который провел большую часть своей карьеры в Тоскане, человечность святого Франциска Ассизского подчеркнута тонким использованием света и тени на его лице.

DSC 0923 1DSC 0923 2Томмазо дель Мацца (Tommaso del Mazza), ранее прозванный Мастер Санта-Вердианы (Master of Santa Verdiana). Коронация Девы Марии. 1380–1395. Центральное панно полиптиха. Как и многие флорентийские художники конца 14 века, Томмазо дель Мацца уделял больше внимания декоративным деталям, чем естественному изображению фигур. Эта картина иллюстрирует его элегантное использование золота и мастерство, с которым он создавал драгоценные ткани, которыми очень восхищались клиенты.
Бернардо Дадди (Bernardo Daddi). Благовещение. 1335. Панно из пределлы (нижняя часть) запрестольного образа. Присутствие ангела, сопровождающего архангела Гавриила, необычно в изображениях Благовещения. Этот третий главный герой мог бы здесь символизировать всех ангелов рая, которые пришли засвидетельствовать воплощение, когда Марии было сказано, что она родит сына Божьего.

DSC02359Ченни ди Пепо (Cenni di Pepo) или Чимабуэ (Cimabue). Мадонна с Младенцем во славе в окружении шести ангелов (Maestà). Около 1280 Рама украшена двадцатью шестью расписными медальонами с изображением Христа и четырех ангелов наверху, пророков и святых. Картина описана Вазари (1568 г.) в церкви Сан-Франческо в Пизе, где он изначально украшал главный алтарь. Иератический и драматический стиль Лувра Маэста предполагает, что это раннее творение Чимабуэ, намного более раннее, чем Maesià de Santa Trinita (Флоренция, Галерея Уффици). Оговорки, высказанные некоторыми специалистами по поводу атрибуции флорентийского художника, поддержанные Вазари, в значительной степени проистекают из того факта, что картине из-за ее происхождения обычно приписывалась поздняя дата, связанная с его пребыванием в Пизе в 1301–1302 годах.

DSC 0163 1

DSC 0910Портрет Жана II Доброго, короля Франции с 1350 по 1364 годы. Анонимный художник из Парижа около 1350 года. Эта работа считается старейшим сохранившимся образцом независимого написанного портрета со времен античности. Монарх показан в профиль без короны, на золотом фоне, как на медалях той эпохи, вероятно, до того, как он взошёл на трон в 1350 году. Надпись Jehan roi de France (король Франции Жан) была добавлена ​​позже.
Гвидо ди Пьетро (Guido di Pietro), прозванный Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico). Мученичество святых Козимо и Дамьена. Между 1438 и 1443 гг. Элемент пределлы алтаря, заказанного семьей Медичи для украшения главного алтаря, посвященного святым Козимо и Дамиану, монастыря Сан-Марко во Флоренции. К этому набору принадлежал Мадонна с Младенцем, окруженная ангелами и святыми (Флоренция, Museo di San Marco), возможно, изначально окруженная пилястрами с маленькими фигурами святых, а также восемь других элементов предллы, которые разделяют Museo di San Marco и музеи Мюнхена, Дублина и Вашингтон. Сцена с каждой стороны ограничена двумя позолоченными пилястрами.

DSC 0167 1DSC 0169 1Мастерская Анри Бельшоза (Henri Bellechose). Погребение. Роспись по дереву (дуб), золотой фон. 1410-1420. Согласно Библии, Иисус Христос был похоронен в присутствии его матери и близких ему людей. Это панно, пожалуй, единственный остаток небольшого переносного алтаря, предназначенного для индивидуального благочестия: ставни (четыре?), из которых оно состоит, вероятно, описывают сцены из Страстей Христовых. Заказчиком мог быть пожилой персонаж, изображенный слева.
Жакмар де Эден (Jacquemart de Hesdin). Христос, несущий крест. Иллюминация на пергаменте, закрепленном на холсте. Вероятно, это страница из Grandes Heures du due de Berry (Великолепный часослов герцога Беррийского), иллюстрированная рукопись, завершённая в 1409 году (Национальная библиотека Франции, Париж).

DSC 0174 1DSC 0176 1Будучи официальным живописцем герцога Бургундии Иоанна Бесстрашного (1371-1419), Анри Бельшоз (Henri Bellechose) создал этот алтарь для церкви картезианского монастыря Шанмоль, недалеко от Дижона. Последнее свидетельство готической эстетики, это произведение на золотом фоне, с оттенками синего и красными кровавыми следами, прославляет значимость самопожертвования. Распятый Иисус и два других лица Троицы, Бог Отец и голубь Святого Духа, находятся в центре композиции. Слева от креста Святой Дионисий (III век) принимает в своей темнице последнее причастие от руки Христа, справа он принимает мученическую смерть вместе со своими товарищами Рустиком и Елеферием.
Жан де Бомец (Jean de Beaumetz). Распятие с картезианским монахом. Роспись по дереву (дуб) между 1388 и 1396 годами. Картина написана для картезианского монастыря Шампмол, недалеко от Дижона. Эта работа является частью серии из 26 картин, заказанных в 1388 году Филиппом Смелым (герцог Бургундский с 1363 по 1404 годы) художнику Жану де Бомец. Они предназначались для келий монахов и настоятеля Картины Шампмоля. Уцелел только один из них (Музей искусств Кливленда).

DSC 0187DSC 0199Ангерран Картон (Enguerrand Quarton). Пьета из Вильнёв-лез-Авиньон. Картина на дереве (орех), позолоченный фон. 1455 г. Из бывшей коллегиальной церкви Нотр-Дам в Вильнёв-лез-Авиньон (Лангедок). Этот запрестольный образ – шедевр провансальской школы XV века. На золотом фоне сияющего Небесного Иерусалима мы видим Деву Марию с её мертвым сыном, Иисусом Христом, лежащим ей на коленях, в сопровождении святого Иоанна Богослова и Марии Магдалины. Слева, наравне с библейскими персонажами, изображён донатор, неизвестный какноник в белом одеянии.
Неизвестный художник из Прованса. 1440-1460. Алтарь Бульбона (алтарный стол) из церкви Сен-Марселлен в Бульбоне (Буш-дю-Рон). Святой Агрикола представляет канонического донатора этого алтаря Троице (Бог Отец, Христос, погребенный в окружении орудий Страстей, и голубь Святого Духа). Создатель этого увлекательного произведения использует стиль, близкий к стилю Бартелеми д'Эйка (Barthélemy d'Eyck) и Ангеррана Квартона (Enguerrand Quarton).

DSC 0171 1DSC 0178 1Анри Бельшоз (Henri Bellechose)(?). Маленькая круглая Пьета. Дева Мария оплакивает Иисуса, своего умершего сына, лежащего у нее на коленях. Роспись по дереву (дуб). 1410-1420. Подарок Мориса Феная, 1918. Золотой фон и одежда персонажей украшены мотивами, найденными в "Погребении" (Лувр). Обе картины, вероятно, увидели свет в одной мастерской. Реверс, окрашенный в красный цвет, украшен тремя гвоздями и терновым венцом – символами Страстей Иисуса Христа. 
Пьер Спикр (Pierre Spicre?). Месса Святого Григория. Роспись по дереву (дуб). Происходит из картезианского монастыря Шампмол, недалеко от Дижона. Во время мессы в церкви Святого Креста в Иерусалиме в Риме святому Григорию, папе с 590 по 604 год, было видение Иисуса Христа у гробницы, поддерживаемого ангелом. Стоящая на коленях фигура слева с длинным знаменем является заказчиком картины. Его личность неизвестна.

 

DSC 0182DSC 0183Жан Малуэль (Jean Malouel). Большая круглая Пьета. Роспись по дереву (дуб), позолоченный фон. 1400. По заказу Филиппа Смелого, герцога Бургундского с 1363 по 1404 г. (чей герб изображен на реверсе)? Эта "Пьета Господа нашего", согласно названию, ранее данному этому типу изображения, объединяет две темы: Человек Скорби (мертвый Христос) и Троица (Бог Отец, Христос, его Сын, и Святой Дух, символизируемый голубем). Филипп Смелый был особенно предан последнему. В ограниченном пространстве перед нами предстают снимаемый с креста и поддерживаемый двумя ангелами Иисус, Бог-Отец с голубем Святого Духа, Мария Магдалина и плачущий Иоанн Евангелист справа.
Братья Лимбурги (Frères de Limbourg). Роспись по дереву (орех), золотой фон. 1405-1410. Христос скорбящий, которого поддерживает Иоанн Богослов в сопровождении Девы Марии и двух ангелов. Национальное достояние, купленное в 2012 году Государством для Лувра благодаря патронату группы AXA. Этот шедевр «интернациональной готики» мог быть заказан братьями Лимбург, племянниками художника Жана Малуэля, их покровителем Жаном Дю де Берри (Jean, Due de Berry) с 1360 по 1416 год. Панель была обнаружена в Вик-ле-Конт, бывшей столице графства Овернь, которую Жан захватил в 1404 году.

DSC 0930

DSC02284Франческо Боттичини (Francesco Botticini). Богородица с Младенцем во славе в окружении святой Марии Магдалины, святого Бернарда, ангелов, херувимов и серафимов. 1485. Написана для церкви цистерцианского монастыря Честелло (ныне Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци) во Флоренции. Хранится с XVII века в капелле Кавальканти.
Флорентийская школа живописи. Пять мастеров флорентийского Возрождения. Вероятно, представлен элемент росписи комнаты. Работу часто приписывают Паоло Уччелло (Paolo Uccello), по упоминанию Вазари, который описывает эту картину в доме Джулиано да Сангалло во Флоренции и в 1550 году считает её автором Мазаччо, а затем в 1568 году приписывает Уччелло. Без сомнения, он хорошо разбирается в более позднем творении, воспроизводящем "в памятных целях" старые портреты пяти выдающихся флорентийских личностей. Надпись внизу, которая идентифицирует Джотто, Паоло Уччелло, Донателло, Антонио Манетти и Филиппо Брунеллески, более поздняя, чем дата написания картины.

DSC 0933

DSC02244 1Филиппо Липпи (Filippo Lippi). Богородица с Младенцем в окружении ангелов со святыми Фредиано и святыми Августином, называемая Пала 1437 г. Главная часть запрестольного образа, заказанного 8 марта 1437 года капитанами отряда гвельфов согласно завещанию Герардо Барбадори для украшения алтаря этой семьи в церкви Санто-Спирито во Флоренции. Элементы пределлы, Святой Фредиано отводит реку Серхио, Возвещение Богородице о скорой кончине св. Августина в его келье, сохранившиеся во Флоренции (Галерея Присутствий). Возможно, в молодом монахе, опирающемся на перила слева, можно увидеть автопортрет художника.
Правая картина приписывается Франческо Маццола (Francesco Mazzola) по прозвищу Пармиджанино (Parmigianino). Портрет молодого человека. Традиционно приписываемую в XV веке Рафаэлю, картину сравнивали со знаменитым автопортретом с выпуклым зеркалом, написанным Пармиджанино в 1524 году перед его отъездом в Рим (Вена, Художественно-исторический музей), но также недавно высказывались предположения, об авторстве Корреджо (Correggio).

DSC02418DSC02423Гвидо ди Пьетро (Guido di Pietro), известный как Фра Анджелико (Fra Angelico). Голгофа. 1440-1445. Фреска.
Бернардино Луини (Bernardino Luini). Поклонение волхвов. Написано для оратории греко-миланцев, недалеко от Милана. Эти три фрески Луини, хранящиеся около 1810 года в стенах молельни виллы семьи Литта, расположенной в пригороде Милана, называемом Греко-Миланезе, но на которые у нас почти нет никаких документов, несомненно, находятся примерно в 1520-1525 годах. Строгость пространственной организации характерна для автора. Ломбардная живопись конца XV ​​века сочетается с влиянием Леонардо, которому Луини обязан мягкостью выражений своих фигур и нежностью света.

DSC02426DSC02429Бернардино Луини (Bernardino Luini). Рождество и Поклонение пастухов.

 

 

Бернардино Луини (Bernardino Luini). Христос благославляющий.

 

DSC02437DSC02439Алессандро Филипепи (Alessandro Filipepi), названный Боттичелли (Botticelli). Молодой человек, представленный Венерой (?) семи гуманитарным наукам. Фреска. 1483-1485

Алессандро Филипепи (Alessandro Filipepi), названный Боттичелли (Botticelli). Венера и Три грации преподносят подарки молодой девушке. Фреска. 1483-1485

 

 

DSC 0942 1DSC 0939 1Алессандро Филипепи (Alessandro Filipepi), известный как Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Богородица с Младенцем и дитём Иоанном Крестителем. Картина на дереве (тополь). 1470. Эта ранняя картина Боттичелли представляет собой переосмысление сюжета, часто изображённого его учеником Филиппо Липпи (1406-1469). Присутствие святого Иоанна Крестителя, защитника города Флоренции, является приглашением к молитве. Фигура могла быть написана одним из помощников Боттичелли.
Сцены из повести Эстер. Картина на дереве. 1475. Слева направо: Эстер и её дядя Мардохей перед царским дворцом; обморок Эстер, которая пришла просить своего мужа, царя Персидского Артаксеркса, спасти евреев королевства; Артаксеркс видит, что великий визирь Аман умоляет Эстер пощадить его; на заднем плане – смерть Амана через повешение. Эта панель была передней частью брачного сундука (кассон или форзьер). Боттичелли было заказано, вероятно, изготовить два таких сундука, украшенных сценами из историй добродетельностей Эстер, библейского персонажа, предположительно жившего в V веке до нашей эры. Боттичелли поручил часть задания своему самому одаренному ученику Филиппино Липпи.

DSC02326

DSC02331 KopieАлессандро Филипепи (Alessandro Filipepi), более известный как Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Богородица с Младенцем, называемая Мадонной Гвиди из Фаэнцы. 1465-1470. Вдохновленный "Богородицей с Младенцем" Филиппо Липпи, учеником которого был Боттичелли, эта картина, без сомнения, является произведением юности флорентийского художника.
Алессандро Филипепи (Alessandro Filipepi), прозванный Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) или его мастерская. Портрет молодого человека. 1475-1480. Переданная однажды окружению Доменико Гирландайо, эта картина, вероятно, относилась к окружению Боттичелли или даже к самому мастеру. Прическа натурщика претерпела значительные изменения.

DSC02335Мастер Рождества с виллы Реале в Кастелло. Иногда отождествляют с Пьеро ди Лоренцо ди Пратезе (Piero di Lorenzo di Pratese). Богородица с Младенцем в окружении четырех ангелов. 1450-1455. Именно Рождество послужило отправной точкой для начала деятельности этого анонимного флорентийского художника. Среди его работ можно назвать "Рождества Христова" (Филадельфия, Художественный музей, колл. Джонсон; Сан-Марино, Хантингтон, Гал.), Алтарь (Мадонна и два святых) из приходской церкви Фалтуньяно (Флоренция), Мадонны (2 в Лувр; Балтимор, WAG; Кембридж, Музей Фицуильяма; Пиза, Миннесота), а также "Портреты женщин в профиль" (Музей Метрополитен, коллекция Лемана). Ученик Липпи, не будучи в действительности учеником, отличается от него плавными и монументальными формами, заставляющими предположить, что он был также и скульптором. Способность к синтезу, о которой он показывает в пределле запрестольного образа Фалтуньяно (ныне в Филадельфии, Художественном музее, коллекции Джонсона и в Лондоне, Нью-Гэмпшир), связывает его более непосредственно с Мазаччо и Доменико Венециано.

DSC 0956 1DSC 0957 1Анонимный художник, прозванный Мастером Рождества Кастелло (Maestro di Citta di Castello). Богородица и Младенец с щеглом. Роспись по дереву (тополь). 1455–1460. На этого неизвестного флорентийского мастера оказал влияние Филиппо Липпи, что также очевидно в "Богородице с младенцем в окружении четырех ангелов" (на дисплее поблизости). Щегол, которого держит Иисус, символизирует его будущую жертву, поскольку щегол питается чертополохом, связанным с шипами венца Христа.
Филиппино Липпи (Filippino Lippi), cын художника Филиппо Липпи. Сцены из Истории Виргинии. Роспись по дереву (тополь). 1470–1480. Слева направо: Аппий Клавдий останавливает Виргинию; Децемвиры присуждают отдать Виргинию в рабство; Виргинию убивает Виргинии. В эпоху Возрождения светские картины часто изображали истории добродетельных женщин, заимствованные из классических или христианских источников. Здесь изображена история Виргинии, римской героини республиканского периода (V век до нашей эры).

DSC 0972 1DSC 0974 1

Франческо ди Стефано (Francesco di Stefano) по прозвищу Пезеллино (Pesellino). Мадонна с младенцем и святым Зенобием, святым Иоанном Крестителем, святым Антонием и святым Франциском Ассизским. Темпера ро жереву. Третья четверть XV века (1455–1457).
Джованни ди Франко ди Пьеро (Giovanni di Franco di Piero), также известный как Мастера триптиха Карранда (Maître du Triptyque Carrand). Рождество и поклонение волхвов. 1460. Дерево (тополь). Роспись по дереву (тополь). 1460? Пределла или элемент пределлы (нижней части) запрестольного образа. Эта картина с яркими красками характерна для раннего флорентийского Возрождения. Работа тщательно построена вокруг разрушенного здания, показанного в перспективе. Великолепная одежда фигур напоминает о пышных гуляниях, которые проводились во Флоренции.

DSC 0993DSC 0994Франческо Боттичини (Francesco Botticini). Богородица, поклоняющаяся младенцу Христу с младенцем Иоанном Крестителем и двумя ангелами. Роспись на дереве. 1480. Этот тип круглой картины (тондо) был изобретён во Флоренции между 1450 и 1500 годами. Здесь изображён сюжет, бывший популярным в этом городе: Младенец Христос, на которого любуется его мать, и младенец Святой Иоанн Креститель, покровитель Флоренции.
Бартоломео ди Джованни (Bartolomeo dI Giovanni). Свадьба Фетиды и Пелея. Картина на дереве (тополь). 1490–1500 Лицевая панель кассона (брачного сундука), парная часть "Шествия Фетиды". Морская нимфа Фетида покинула море и её приветствует жених Пелей, царь мирмидонов, изображенный в красном плаще. На свадьбу были приглашены боги и богини, в том числе Посейдон, Гермес, Афина и Аполлон, и (в небе) Зевс, Гера и Церера. Кентавр Хирон (наполовину человек-наполовину лошадь) играет на лире.

DSC 0945DSC 0952 1Фра Диаманте (Fra Diamante). Рождение Младенца Иисуса в окружении Девы Марии, Иосифа и двух ангелов. Роспись по дереву (тополь). 1465–1470. Основано на Библии. Иисус родился в хлеву в Вифлееме. В эту панель для алтаря фра Диаманте включил множество живописных деталей, таких как фляга и ящерица, поднимающаяся на руины. Он создал сцену в том, что похоже на тосканский пейзаж, чтобы помочь христианским зрителям идентифицировать себя с персонажами, и черпал вдохновение из фрески, написанной Филиппо Липпи в соборе Сполето.
Якопо ди Арканджело (Jacopo di Arcangelo), прозванный Якопо дель Селлайо (Jacopo del Sellaio). Коронация Эстер Артаксерксом. Роспись по дереву (тополь). 1475–1500

DSC 0985 1DSC 0983 1Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Посещение Девой Марией Елизаветы. Роспись по дереву (тополь). 1491. По заказу Лоренцо Торнабуони для своей часовни в церкви Честелло (ныне Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци) во Флоренции. Мария сообщает стоящей на коленях Елизавете, что ждёт сына. Присутствие матери Иакова Мария и Марии Саломеи, которые станут свидетелями Распятия, является намёком на будущую жертву Христа и искупление человечества. На оборотной стороне панели изображены некоторые из немногих известных рисунков художника.
Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Портрет старика и мальчика. Роспись по дереву (тополь). 1490. Этот портрет мальчика с пожилым флорентийским патрицием (членом правящего класса), изуродованным розовыми нарывами (ринофимами) был написан, вероятно, после смерти последнего: в Национальном музее в Стокгольме есть современный рисунок Доменико Гирландайо, изображающий того же человека с закрытыми глазами. , словно на смертном одре. Присутствие мальчика могло быть приглашением к размышлениям о разных возрастах жизни.

DSC 0998DSC 0978Бьяджо д'Антонио (Biagio d'Antonio). Христос, несущий крест. Роспись по дереву (тополь). 1500. Насписана для часовни Антинори в церкви Санто-Спирито во Флоренции. Оригинальный каркас до сих пор находится в часовне. Этот запрестольный образ – одно из самых значительных произведений Бьяджо Дантонио. Искажённые выражения некоторых фигур и присутствие Святой Вероники с изображением Святого Лика позволяют предположить, что художник был вдохновлен фламандскими картинами, очень популярными в то время во Флоренции.
Андреа Мантенья (Andrea Mantegna). Распятие. Темпера по дереву (тополь), 1456-1459. Центральная панель пределлы (нижняя часть) алтаря, заказанного Грегорио Коррером (1409-1464) для церкви Сан-Зено в Вероне. Эта работа отражает знания Мантеньи о перспективе, его вкус к детальному изображению ландшафтов и архитектурных элементов, а также его чувство пафоса, выраженное в чрезвычайно эмоциональных изображениях фигур. Его страсть к старине проявляется в классических костюмах солдат.

DSC 0970 1DSC 0001 1Паоло ди Доно (Paolo dI Dono), известный как Уччелло (Uccello). Битва при Сан-Романо: контратака итальянского кондотьера Микелетто да Котиньола (1370–1463). Роспись по дереву (тополь). 1438–1440. Эта и две другие панели (теперь во Флоренции и Лондоне) были заказаны примерно в 1438 году для дворца Лионардо Бартолини Салимбени (Lionardo Bartolini Salimbeni), чтобы отпраздновать победу флорентийцев над сиенцами в 1432 году. Уччелло демонстрирует особенно смелое чувство перспективы, геометрию и движение в этой картине.
Бартоломео ди Джованни (Bartolomeo dI Giovanni). Шествие Фетиды. Картина на дереве (тополь). 1490–1500. Лицевая панель кассона (брачного сундука), дополнение к "Свадьбе Фетиды и Пелея". На панели изображён морской эскорт, сопровождавший нимфу Фетиду, чтобы присоединиться к её жениху Пелею. Фортуна плывет в раковине перед Фетидой, за ней следуют сестры, морская богиня Венера, отец Посейдон и Европа на морском быке. Кентавр Хирон ждёт её на земле, на глазах у пьяного Геракла.

DSC 0208 1DSC02377 1Гвидо ди Пьетро (Guido di Pietro), известный как Фра Анджелико (Fra Angelico). Коронация Девы Марии. Роспись по дереву (тополь). 1430-1432. Работа предназначалась для одного из алтарей монастыря Сан-Доменико-де-Фьезоле, недалеко от Флоренции, в котором Гвидо ди Пьетро дал свой обет, став фра (братом) Анджелико. Использование правил перспективы и скульптурного объема тел напоминает работы флорентийского живописца Мазаччо (1401–1438). Они свидетельствуют о расцвете эпохи Возрождения во Флоренции того времени.
Мастер Дре Буде (Meister des Dreux Budé), отождествлялся с Андре d'Ипром (André d’Ypres). Распятие парламента Парижа. Роспись по дереву (дуб), начатая до 1450 года для Большой палаты парижского парламента. На этой картине изображены Распятие и Троица в окружении Святых Людовика (рядом с Иоанном Крестителем), Дени и Карла Великого, покровителей французской монархии. На заднем плане узнаваем Париж: слева Башня Несель, Сена, Лувр и Отель дю Пети-Бурбон; справа - здание парижского парламента на острове Сите.

DSC 0006DSC 0009Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi). Богородица с Младенцем в окружении святых Юлиана и Николая Мирликийского. Панель, темпера, масло. 1494. Эта картина была главной панелью алтаря в капелле Маскальцони в церкви Честелло во Флоренции (ныне Санта-Мария-Маддалена деи Пацци). Две другие картины из той же церкви, "Посещение Девой Марией Елисаветы" Доменико Гирландайо и "Мадонна с Младенцем во славе" Франческо Боттичини, также находятся в Лувре.
Лоренцо Коста (Lorenzo Costa). Святая Вероника держит платок с изображением лица Христа, которое чудесным образом проявилось, когда она вытерла ему лоб. Масло по дереву (тополь), 1508. Эта картина была написана для Флоримонда Робертета (Florimond Robertet), секретаря короля Франции Людовика XII (правил 1498-1515 гг.) и одного из первых во Франции, проявивших интерес к итальянской живописи в то время. Франческо II Гонзага (Francesco II Gonzaga), маркиз Мантуанский, заказал работу у Лоренцо Коста, а затем отправил её во Францию.

DSC01974

DSC 0205 1Карло Брачческо (Carlo Braccesco). Триптих. 1490-1500. Центральная панель: Благовещение. Левая боковая панель: Святой Бенедикт и епископ. Правая боковая панель: Святой Стефан и Святой Ангел Кармелит. Три панели были приобретены в 1812 году Домиником-Виваном Деноном, основателем музея Наполеона, как происходящие из неопознанной молельни семьи Фрегосо в Генуе. Первоначально, вероятно, все дополняли другие элементы (пределла, верхние панели). Приписывание Карло Брачческо, единственной определенной работой которого является полиптих, подписанный и датированный 1478 годом, сохранившийся в церкви Монтеграци недалеко от Империи, не встречает единодушного одобрения критиков.
Мастер Коэтиви (Maitre de Coetivy) был неизвестным художником, работы которого обычно приписывают Колину д'Амьену (Colin d'Amiens). Воскресение Лазаря Картина на панно (дуб), ок. 1450–1460 гг. По Библии. Окруженный плотной толпой, Иисус воскрешает из мертвых Лазаря, выходящего из могилы.

DSC 0017DSC 0015Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Богородица с Младенцем между Святым Петром и Святым Себастьяном. Панно, масло (тополь). 1487. Подпись на латыни художника на краю балюстрады. Джованни Беллини предпочитал ясные композиции без украшений. Вместо обычного синего, плащ Девы здесь желтый, что символизирует её веру. Художник считал, что его мастерство лучше всего выразилось в этом образе Богородицы с Младенцем.
Бартоломео Виварини (Bartolommeo Vivarini). Богородица, кормящая ребенка. Панно (тополь), темпера и / или эмульсия. 1450–1455. В этой ранней работе Бартоломео Виварини золотой нимб Марии украшен латинской надписью из Песни Песней: NIGRA SVM SED FORMOSA ("Я черный, но красивый"). Это могло быть отсылкой к культу Чёрной Мадонне, широко распространенному в Венеции.

DSC02234DSC02225 1

Якопо Карруччи (Jacopo Camicci), известный как Понтормо (Pontormo). Богородица с Младенцем, святой Анной и четырьмя святыми. По заказу, вероятно, незадолго до 1529 года сеньорией Флоренции для главного алтаря монастырской церкви Сант-Анна в Верзайе, где ежегодное шествие, упомянутое здесь процессией, нарисованной на нижнем медальоне, ознаменовало изгнание из Флоренции 26 июля. , 1343 год, день Святой Анны, тирана Готье де Бриенна, герцога Афинского. Присутствие святой Анны, защитницы Флоренции, святого Бенедикта, святого Себастьяна и доброго вора, обычно называемого покровителями Доброй Смерти, вызывает вероятный контекст этого ордена накануне осады Флорентийской республики имперскими войсками в 1529 году.
Доменико Мекарино (Domenico Mecarino), прозванный Беккафуми (Beccafumi). Святой Франциск получает стигматы; Проповедь святого бернардинца Сиенского; Святой Антоний и чудо мула. Элементы пределлы алтаря, завершенного в 1537 году для Оратория Сан-Бернардино в Сиене, из которых только центральная панель, Священный разговор, остаются на месте. Четыре небольшие панели, две из которых изображали Молящихся братьев, Святого Бонавентура и Святую Елизавету Венгерскую (Сиена, Пинакотека Национале), возможно, были вставлены между сценами повествования в Лувре.

DSC 0948 1DSC 0950 1Алессандро Филипепи (Alessandro Filipepi), известный как Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Портрет юноши. Роспись по дереву (тополь). 1475–1500 гг. В этот период во Флоренции стали очень популярны индивидуальные портреты. Личность этого натурщика неизвестна. Некоторые искусствоведы приписывают картину Боттичелли, но другие считают, что это работа Филиппино Липпи, члена студии Боттичелли в начале 1470-х годов.
Филиппо Липпи (Filippo Lippi). Богородица с младенцем и двумя ангелами, известная как "Дева с гранатом". Роспись на панно (тополь). 1472–1475. Во время обучения в мастерской Боттичелли Филиппино Липпи создал несколько картин с изображением Богородицы с младенцем, на которых он смело пытался показать ребенка в движении, иногда в искаженных позах. Гранат, с древних времен ассоциирующийся со смертью, символизирует будущую судьбу Иисуса.

DSC 0960DSC 0964Алессио Бальдовинетти (Alesso Baldovinetti). Богородица с Младенцем. Роспись на дереве. 1464. Когда эта картина попала в Лувр, ее приписывали Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca). Влияние последнего явно заметно, особенно в интенсивном свете, который заполняет сцену, и в перспективном панорамном виде пейзажа, напоминающего долину Арно в Тоскане.
Анонимный художник, прозванный как Мастер Рождества из кастелло. Мадонна с Младенцем в окружении четырех ангелов. Роспись по дереву (тополь). 1450–1455. Картина для приватного богослужения. Этот флорентийский художник не скрывал своего художественного долга перед Филиппо Липпи (около 1406–1469), в мастерской которого он, вероятно, работал. Влияние мастера проявляется в физических характеристиках фигур, позах и нежных, меланхоличных выражениях лиц.

DSC 0980 1DSC 0988 1Андреа Мантенья (Andrea Mantegna). Богородица Победы. Холст, темпера, 1496 год. По заказу Франческо II Гонзага (1466-1519), маркиза Мантуанского, в память о битве при Форново (1495). Это ex voto (подношение по обету) изображает Богородицу с младенцем, благословляющую Франческо II Гонзага. Фигуры изображены под необычной беседкой, украшенной фруктами и экзотическими птицами. Коралл, символизирующий Деву, мог быть намеком на ее вмешательство в битву при Форново.
Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Богородица с младенцем. Смешанная техника на панели, ок. 1475-1480 гг. Это, пожалуй, одна из первых картин Доменико Гирландайо, все еще находящаяся под сильным влиянием его мастера Андреа дель Верроккьо (1436–1488). Проем с колоннами, выходящими на пейзаж, был заимствован из картины Ганса Мемлинга (1433–1494), отражающей вкус Гирландайо к фламандскому искусству.

DSC 0012 1DSC 0003 1Андреа Мантенья (Andrea Mantegna). Святой Себастьян. Холст, темпера. 1480. Из церкви Эгеперс в Оверни (современная Франция). Святой Себастьян был написан на холсте – возможно, чтобы облегчить его транспортировку из Мантуи в Эгуперс в Оверни: работа была свадебным подарком дочери покровителя художника Федерико Гонзага (Federico Gonzaga) и Жильбера де Бурбона (Gilbert de Bourbon), графа Оверни. В картине много отсылок к античности.
Пьеро ди Лоренцо (Piero di Lorenzo), известный как Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo). Богородица с Младенцем и голубем. Темпера и масло по дереву (тополь). 1490. На картине изображена Богородица, держащая своего Сына на коленях. Покрытая шалью, которую носят обычные женщины, показывает свою скромность и человечность. Христианская тайна воплощения подсказана грустным взглядом Матери и жестом Ребенка в сторону голубя, символа Святого Духа.

DSC 0027 1DSC 0037 1Джованни Беллини (Giovanni Bellini)? Святой Августин. Темпера по дереву (тополь). 1470? Левое крыло алтаря, на котором также изображен святой Антоний Аббат. Святой Августин Показан здесь в мантии епископа Гиппона (современная Аннаба, Алжир). Приписывание этой картины Джованни Беллини не принято однозначно историками искусства, в качестве авторов картины были также предложены два других современных венецианских художника: Альвизе Виварини (Alvise Vivarini) и Лаццаро Бастиани (Lazzaro Bastiani).
Бартоломео Виварини (Bartolommeo Vivarini), известен также как Бартоломео да Мурано (Bartolommeo da Murano). Святой Иоанн Капистрано. Темпера по дереву (тополь). 1459. Святой Иоанн Капистран (1386–1456) был францисканским монахом. Картина с изображением святого Иоанна из Капистрана представляет собой независимую панель. Флаг напоминает об осаде Белграда (в современной Сербии), когда святой помогал защищать город от турок. Это первая работа, подписанная и датированная художником: "OPUS BARTHOLOMEI VIVARINI DE MURANO. 1459" – надпись внизу на латыни.

DSC 0040DSC 0047Пьетро ди Кристофоро Вануччи (Pietro di Cristoforo Vannucci), прозванный Перуджино (Pérugin). Святой Себастьян. Роспись по дереву (тополь). 1490–1500. Святой Себастьян, переживший мученическую смерть, был призван для защиты от чумы, божественного проклятия, символизируемого стрелами. В этом изображении Святого Себастьяна в виде молодого обнаженного мужчины, мечтательно смотрящего в небо, Перуджино стремился перенести принципы классической скульптуры в живопись. Восхищение художником стариной проявляется и в арке, украшенной гротескными мотивами, инспирированной древнеримскими виллами.
Франческо Райболини (Francesco Raibolini), прозванный Франческо Франча (Francesco Francia). Распятие с Девой Марией и Святым Иоанном и Святым Иовом у подножия креста. Масло по дереву (тополь). 1514. Роспись для церкви Сан-Джоббе в Болонье. Пророк Иов у подножия Креста изображён с короной на голове – необычная деталь. Его присутствие объясняется тем, что эта картина предназначалась для церковной больницы, которая лечила больных сифилисом – болезнью, с которой был связан Иов.

DSC01899 1DSC01911Марко ди Антонио ди Руджеро (Мако di Antonio di Ruggero), известный как Цоппо (Zoppo). Богородица с Младенцем в окружении восьми ангелов. 1455 Подпись на этикетке скатерти внизу слева: "OPERA DEL ZOPPO DI SQUARC1ONE". На парапете нарисованы гербы семьи Дардани (Dardani) из Венеции. Подпись позволяет датировать картину 1455 годом, годом, когда Зоппо был учеником и "приёмным сыном" художника Франческо Скварчоне (Francesco Squarcione) в Падуе. Впоследствии работал в Венеции и Болонье.
В галерее итальянской живописи, есть небольшое панно (55х43 см) с надписью "Ecce Homo", подписанной Бартоломеусом Монтанья Фечит (Bartolomeus Montagna Fecit). 1500–1507. Принадлежащая маркизу Джампьетро Кампана, арестованному за мошенническое банкротство, его коллекция была приобретена в Монте-дей-Пеньи в Риме, а затем частично куплена Наполеоном III, переехала в Париж и стала частью знаменитого музея.

DSC01976 1

DSC01982 1Амброджо да Фоссано (Ambrogio da Fossano), известный как Бергоньоне (Bergognone). Представление в храме. 1494? Фрагмент центральной части запрестольного образа, разрезанный на три отдельные панели в неопределенное время. Из той же группы происходят святой Августин и коленопреклоненный донатор, мученик святой Пётр и коленопреклоненный донатор. Персонажи изначально были изображены в полный рост, как Святой Августин и Святой Петр. Недавняя реставрация выявила наличие справа желто-зеленой одежды, которая соответствует одежде святого Иосифа Сретения в храме.
Бернардо Дзенале (Bernardo Zenale). Пьета со святыми Иеронимом, Иоанном Крестителем, Готардом и Себастьяном. Написанный около 1494 года для молельни Санта-Мария-делла-Пассионе в Милане, этот запрестольный образ объединяет мертвого Христа на руках его матери, четырех святых, которые являются объектом особого поклонения спонсоров. Первоначально алтарь завершала картина, изображающая трех ангелов, держащих инструменты Страстей.

DSC 0019

DSC 0210 0Джованни Беллини (Giovanni Bellini) и помошники. Богородица с Младенцем в окружении святых Иоанна Крестителя, Марии Магдалины (?), Георгия, Петра и донатора. Масло по дереву (тополь). 1490–1500. Подпись Джованни Беллини находится на краю балюстрады, но члены его мастерской, возможно, также внесли свой вклад в эту картину. Она поступила из часовни Палаццо Пезаро в Венеции: донатор, который заказал работу, предположительно был членом семьи Пезаро (Pesaro), благословляется Богородицей, когда он преклоняет колени в молитве у её ног.
Мастер Сент-Жиль (Saint Gilles), часто отождествляемый с Готье де Кампом. Дева Мария и Младенец Иисус. Роспись по дереву (дуб), золотой фон, около 1500 г.

DSC 0022

DSC01906Антонелло да Мессина (Antonello da Messina). Христос у колонны. Масло по дереву (тополь). 1476–1478. Перед распятием Иисуса привязали к колонне и били плетью. Плотное обрамление этой портретной картины приближает лицо Христа к зрителю, подчеркивая эмоциональное воздействие. Художник добился множества иллюзионистских эффектов, таких как капли крови, слезы и узел веревки, лежащей на раме. 
Антонелло да Мессина (Antonello da Messina). Портрет мужчины, известного как Кондотьер. Масло по дереву (тополь). 1475. Подписано латинскими буквами и датировано на листе развернутой бумаги (внизу: 1475 / Antonellus messaneus me pinxit ("Антонелло да Мессма нарисовал меня"). Натурщиком для этого портрета, написанного во время пребывания художника в Венеции, был, вероятно, высокопоставленный человек, прозванный Кондотьер (лидер наемников) из-за решительного выражения его лица и покрытой шрамами верхней губы.
DSC01914

DSC01958 1Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Портрет мужчины. Картина на панели (тополь). 1500. На этом портрете изображён мужчина в три четверти оборота профиля на фоне неба – популярный портретный стиль в Венеции около 1460–1500 годах. Жёсткая поза сидящего и гармоничный свет, который освещает черты лица, говорят о его статусе. Отсутствие балюстрады придаёт фигуре вытянутый вид.
Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci), известный как Перуджино (Perugino). Святой Мартин (?). Происходит из большого двустороннего полиптиха, созданного в 1502 году для церкви, за исключением Агостино в Перудже, который включал в себя много элементов, теперь разбросанных по всему миру. Первоначально в квадратном или прямоугольном формате панно размещалось на лицевой стороне как парный объект к святому Варфоломею (Бирмингем, США, Художественный музей). Нижняя часть – поздняя пристройка, преобразованная в круглое панно.

DSC 0031DSC 0034Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Христос благословляющий. Темпера по дереву (тополь). 1465–1470. Беллини, возможно, подарил эту независимую религиозную картину монастырю Санто-Стефано в Венеции. Тщательно переданное выражение фигуры, свидетельствующее о человечности Христа, и поясное обрамление отражают интерес художника к фламандской живописи.
Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Роспись по дереву (тополь). 1465–1470. На картине изображен мертвый Христос на кресте между его матерью Девой Марией и святым Иоанном. Джованни Беллини развил в своих картинах чувство драмы с выразительным изображением лиц, искаженных страданием и отчаянием. Он поместил эту сцену в пейзаж, вдохновленный венецианской сельской местностью, залитый гармоничным светом.

DSC01941DSC01971 1Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio) и его мастерская. Богородица с Младенцем, юный Иоанн Креститель и три ангела. 1490. Пожалуй, лучшая из множества копий композиция, созданная Доменико Гирландайо и обработанная в его студии. Некоторые критики сегодня воздерживаются от того, чтобы видеть в этой работе вмешательство Бастиано Майнарди, зятя и ученика Доменико.
Франческо Мармитта (Francesco Marmitta). Богородица с Младенцем в окружении святых Бенедикта и Квентина, и двух ангелов. 1500-1505. Картина происходит из церкви августинцев Сан-Кинтино-де-Парма, где она упоминается в 1725 году. Эта бледная копия, единственная сохранившаяся в Мармитте, к тому же более известная в качестве работы художника-миниатюриста, следует модели Беседы святых, разработанной в 1470-х годах в Венеции Джованни Беллини и Антонелио де Мессина, и особенно широко распространённой за пределами Венето, в Эмилии и Романье, до начала XVI века.

DSC 0043Это тондо приписывается работе Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи (Pietro di Cristoforo Vannucci), известного как Перуджино (Perugino). Богородица с Младенцем в окружении двух ангелов, Святой Розы и Святой Екатерины Александрийской. Картина на панели (тополь). 1490–1495. Двух святых можно узнать по их атрибутам: розовая ветвь и хрустальная ваза для Святой Розы, пальмовая ветвь мученичества и книга для Святой Екатерины. Гармония композиции и изящество фигур в этом sacra converazione или священном разговоре (изображение Богородицы с младенцем в окружении святых) отражают мастерство художника. Тем не менее, картина, долгое время считавшаяся шедевром Перуджино, по мнению некоторых современных специалистов, была выполнена в мастерской мастера одним из его сотрудников, вероятно, Андреа д'Ассизи, известным как Ингеньо (Andrea d’Assisi dit l’Ingegno).

DSC01924 1DSC01954 1Бартоломео Венето (Bartolomeo Veneto). Обрезание. 1506. Подпись и дата на табличке ниже скатерти стола: 1506 Бартоломей да Венеция. В этой композиции, вдохновленной Джованни Беллини, некоторые скандинавские элементы предполагают возможное знание искусства Дюрера, присутствовавшего в Венеции во второй раз между 1505 и 1506 годами.
Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci), известный как Перуджино (Perugino). Богородица с Младенцем между Иоанном Крестителем и Святой Екатериной Александрийской. Около 1500

DSC 0065

DSC 0068Царствование Комуса. Лоренцо Коста (Lorenzo Costa). 1-я четверть XVI века. Эта картина, оставшаяся незаконченной Андреа Мантенья (1431–1506), была завершена после его смерти Лоренцо Коста. Римские боги Меркурий и Янус (справа) не дают порокам войти в музыкальный сад, где мифологические персонажи внимательно слушают музыку Аполлона и Орфея. Комус, бог праздников, изображён сидящим слева.
Аллегория двора Изабеллы д'Эсте, также известный как Коронация Изабеллы д’Эсте-Ломпам. 1606–1906. Картина была аказана Лоренцо Коста в 1504 году Изабеллой д'Эсте, маркизой Мантуанской (1474-1539), чтобы украсить свою первую студию во дворце Дожей Мантуи замка Святого Георгия вместе с двумя полотнами Андреа Мантеньи ("Парнас" и "Триумф добродетелей", соответственно, с 1497 по 1499-1502) и "Битвы любви и целомудрия" Перуджино (1503). Аллегория двора Изабеллы д'Эсте написана в Болонье в 1505–1506 годах.

DSC 0070

DSC 0074Пьетро Перуджино (Pietro di Cristoforo Vannucci, dit le Pérugin). Битва между любовью и целомудрием. Холст, темпера. 1505 г. Картина написана по заказу Изабеллы д'Эсте (1474–1459), маркизы Мантуи, для своей студии (studiolo). Борьба между физической любовью и целомудрием символизируется битвой, в которой римские божества Диана и Минерва сражаются против Венеры и Купидона, а нимфы и сатиры вступают в битву. Хотя Перуджино следовал инструкциям Изабеллы д'Эсте в отношении сюжета картины, она не была удовлетворена результатом, упрекая художника в том, что он использовал темпера вместо масла.
Андреа Мантенья (Andrea Mantegna). Минерва, римская богиня войны, изгоняющая пороки из Сада Виртуэ. Холст, темпера. 1502. Эта работа также выполнена по заказу Изабеллы д'Эсте (1474–1459), маркизы Мантуи, для своей студии. Мантенья изобразил богиню Минерву, загоняющую группу пороков в болото. Ряд пороков, включая неблагодарность и невежество, обозначен надписями на свитках. Справедливость, Стойкость и Умеренность смотрят на сцену из облака.

DSC02255DSC02276 1

Андреа Мантенья (Andrea Mantegna). Марс и Венера или Парнас. 1497. Работа является частью серии из пяти картин, хранящихся в Лувре, которые маркиза Мантуи Изабель д'Эсте (1474-1539) заказала для украшения своей первой студии, расположенной в замке Сан-Джорджо Герцогского дворца Мантуи.
Антонио Кампи (Antonio Campi). Тайны страстей Христовых. 1569. Подпись и дата в центре переднего плана на камне: anton (tus) Camp (u) s Cremonensis 15 (6) 9. Здесь следует признать, что помимо повествования и озабоченности, которая руководит этим скрупулезным представлением точных эпизодов Страстей, Воскресения и Вознесения Христа, принцип принцип созидания верующих и поощрения их веры, характерный для "Духовных упражнений", пропагандируемых в Ломбардии сторонниками Контрреформации, собравшимися вокруг Святого Карла Борромео. У последнего была копия этой картины в Архиепископском дворце в Милане.

DSC 0212DSC 0225

Эта работа приписывается Жаку Каувину (Jacques Gauvain). Поклонение пастырей. Холст, масло. 1535. Согласно Библии, когда родился Иисус, пастухи собрались вокруг него и его матери Марии. В 1520-х годах Лион стал центром травления медных пластин. Небольшая группа из четырех рисунков и около сорока гравюр, подписанных JG, была связана с именем Жана де Гурмона (Jean Ier de Gourmont) с тех пор, как французский искусствовед Пьер-Жан Мариетт (Pierre-Jean Mariette ) впервые опознал его. Но Гурмонт умер в 1522–1523 годах, и один датированный оттиск, который у нас есть, был изготовлен в 1526 году. Совсем недавно было обнаружено, что единственный "JG", записанный в Лионе в то время, был ювелиром по имени Жак Каувин (Jacques Gauvain). Нет никаких доказательств того, что Каувин является автором этих работ, и поэтому они остаются под именем Мастера JG.
Анри Ламбер (Henri Lambert). Холст, масло. 1580. Похороны Амура.

DSC 0216 1DSC 0219 1Жан Кузен Старший (Jean Cousin le Père). Отец художника Жана Кузена, известного как Младший. Ева Прима Пандора. Масло на дереве. 1550. Эта картина сравнивает Еву, которая, согласно Библии, совершила первородный грех (о чем свидетельствует яблочная ветвь в ее правой руке), с Пандорой. Согласно греческой мифологии, Пандора была смертной женщиной, поддавшейся любопытству и открывшей вазу, принадлежащую титану Эпиметею, тем самым выпустив зло в мир.
Жан Кузен Младший ( Jean Cousin le Jugement). Страшный суд. Холст, масло. 1585. По заказу короля Генриха II (годы правления 1547–1559) для его личной оратории в монастыре в Венсенне, недалеко от Парижа.

DSC 0194DSC 0202 1Жак Иверни (Jacques Iverny). Алтарь Тузона. Роспись по дереву (ива), золотой фон. 1410. Происходит из монастыря Тузон-Автор, который ранее был прикреплен к аббатству Сен-Андре в Вильнёв-ле-Авиньон (Гар). Каждое из этих панно запрестольного образа изображает святого в полный рост - юную мученицу и Себастьяна – рядом со сценой из жизни святого Андрея (I век). Слева Андрей заставляет своего ученика тушить пожар. Справа он преследует демонов из города Никея (Изник, современная Турция).
Художник из окружения Симона Мармиона (Simon Marmion). Чудо Истинного Креста. Дерево. 1470. Согласно "Золотой легенде о Воражине" (XIII век), молодая женщина чудесным образом воскрешена при контакте с крестом Христа, эксгумированным Святой Еленой, матерью императора Константина. Здесь она изображена стоящей на коленях со своими товарищами. На заднем плане изображен эпизод открытия Креста. Это может быть часть запрестольного образа аббатства Сен-Бертен в Сен-Омер, над которым работал Симон Мармион.

DSC 0821 1Иоахим Патинир (Joachim Patinir). Святой Иероним в пустыне. 1515–1524. Этот медитативный мастер не имеет себе равных в своей способности поглощать притчу о каком-то библейском эпизоде или размышление святого Антония в естественную сцену, в которой он заставляет нас полностью забыть о размерах картины благодаря амплитуде того, что она предлагает. Мы имеем перед собой нарисованное пространство, время и пространство, осязаемые нашим взором. В его "Святом Иерониме" эти голубоватые перспективы красиво уходят вдаль под широким белым небом. У художника есть изысканная манера зарисовывать крошечных людей, фермы и группы домов или оставлять какое-нибудь животное – козу или птицу – бродить среди синевато-серой голубизны его скал. Сюжет святого Иеронима (340-420), переведшего Библию на латынь, служит предлогом для создания панорамы Вселенной. Масштаб святого сильно уменьшен, теряет всякое превосходство в живописи. Художник предлагает синтез искусства пейзажной живописи своих современников, отдавая почетное место только пейзажу.

DSC 0229DSC 0231Художник школы Фонтенбло. Предполагаемый портрет Габриэль д'Эстре и её сестры герцогини Виллар. Масло по дереву. 1594. На создание этой работы вдохновила картина Франсуа Клуэ "Дама в ванне" (1505 / 1510-1572). Своеобразный жест руки может быть намёком на мать Габриэль д'Эстре и на рождение в 1594 году Сезара де Вандома, внебрачного сына короля Генриха IV.
Никола Пуссен (Nicolas Poussin ). Холст, масло. 1637-1639. Коллекция Людовика XIV, приобретённая у Симона Ленуара в 1666 году. Эта библейская сцена, основанная на Книге Исхода, показывает, как израильтяне собирают манну, чудесную пищу, ниспосланную с небес, которая спасает их от голода, когда они пересекают пустыню. Это первая картина, написанная для Ролана Фреара де Шантелу (Roland Fréart de Chantelou, 1606–1676), друга и покровителя Николя Пуссена.

DSC 0191DSC 0196Никола Фроман (Nicolas Froment). Портреты короля Рене и Жанны де Лаваль, известный как диптих Матерон.. Роспись по дереву (тополь). 1475-1480. На обратной стороне панно эмблемы и девизы семьи Матерон. На этой двухпанельной работе изображены портреты Рене Данжу, графа Прованса с 1434 по 1480 год, и его второй жены Жанны де Лаваль (умерла в 1498 году). Считается, что король передал диптих своему советнику Жану Матерону, который позже стал президентом Счётной палаты Прованса.
Неизвестный художник периода 1450-1470 гг. Портрет мужчины, часто называемый как Человек с бокалом вина. Роспись по дереву (орех). Картина была увеличена с обеих сторон, дата неизвестна.