default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авентин – один из семи холмов, на которых стоит Рим, расположен на левом берегу реки Тибр к юго-западу от Палатина. В период Ранней Республики холм был слабо заселён, так как находился за пределами померия – сакральной границы, отделявшей территорию города от внешнего мира. Стены сначала не было, границу отмечали лишь белые камни. Полководцу в вооружении и со своими солдатами разрешалось пересекать померий и входить на территорию города только в случае триумфа, чтобы принести жертвы богам. На Авентин и Священную гору удалялись плебеи, согласно преданию, в период их борьбы с патрициями. С 50-х гг. V в. до н. э. земли Авентина были разделены между плебеями. Расширение границ города началось во время диктатуры Суллы и продолжалось при императорах Клавдии, Августе, Нероне и Траяне. Во время правления императора Аврелиана в 271–275 годах нашей эры вокруг всех семи холмов построили стены из бетона и облицевали их кирпичом. Составной частью Аврелиановой стены являются ворота Сан Паоло, которые в античности назывались Porta Ostiensis, так как от них простиралась дорога, ведущая в порт Остию. Позднее ворота были переименованы в Порта-Сан-Паоло (Porta San Paolo), потому что через них можно было попасть к базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. В 546 году из-за предательства гарнизона через эти ворота в город вошёл Тотила, осаждавший Рим. 10 сентября 1943 года у этих ворот итальянские войска и ополчение попытались препятствовать захвату города немцами, что повлекло за собой 570 погибших.

DSC 0367

Прямо перед воротами расположена пирамида Цестия. Она стоит на развилке двух древних дорог: Остийской и другой, ведущей на запад к реке Тибр примерно вдоль современной Via della Marmorata. Построена между 18 и 12 годами до н. э. для Гая Цестия Эпулона, магистрата и члена одной из четырёх крупных жреческих коллегий. Представляет собой прекрасно сохранившееся сооружение из бетона, облицованного кирпичом и мрамором. Высота составляет 125 римских футов (или 36,4 метра), длина основания – 100 римских футов (30 метров). Внутри пирамиды находится склеп длиной 5,95 м, шириной 4,10 м и высотой 4,80 м. Рядом – Некатолическое кладбище с могилами Шелли, Китса и Брюллова.

DSC 0363

В северном направлении от ворот Сан Паоло до набережной Тибра пролегает улица Мармората (Via Marmorata), получившая своё название от большого скопления мрамора и камня, которые попали в Рим по реке или по суше и были соскладированы на этом месте в ожидании продажи или обработки. Эта особенность относилась не только к временам Древнего Рима, поскольку до первой половины XVII века здесь находятся следы мраморных мастерских вдоль реки и рядом с улицей, а также потому, что Тибр продолжал сохранять роль коммерческого маршрута, особенно для транспортировки мрамора: например, в XVI веке блоки для возведения виллы Римского папы Пия IV в Ватикане провозили через Марморату. Свернув на улицу Лавернских ворот (Via di Porta Lavernale), на пути стоит Папский университет Сант-Ансельмо.

DSC 0373

Папский римско-католический университет учреждается и находится непосредственно под властью Святого Престола. Такие университеты, как правило, обладают правом выдавать академические степени в областях теологии, канонического права, библейских наук, философии и некоторых других. Папские университеты следуют за европейской системой степеней, выдают учёные степени бакалавра, лиценциата и доктора.

DSC 0376

По улице Via di Porta Lavernale можно подняться до площади Мальтийских Рыцарей (Piazza dei Cavalieri di Malta). Площадь, похожая на внутренний дворик, была создана в 1765 году по проекту Пиранези. История ордена Мальтийских Рыцарей на Авентине началась в 939 году, когда "принц и сенатор всех римлян" Альберико II преобразовал свой авентинский дворец в монастырь Бенедиктинцев. В XII в. монастырь перешел к Тамплиерам, после чего уже был сдан Мальтийским Рыцарям.

DSC 0383

Церковь Святого Ансельма на Авентине или Сант-Ансельмо-аль-Авентино (итал. Sant’Anselmo all’Aventino) – это римско-католическая церковь, монастырь и Папский университет, расположенный на площади Кавальери-ди-Мальта на холме Авентин в римском районе Рипа-Рионе. Он назван в честь монаха-бенедиктинца святого Ансельма Кентерберийского. Комплекс находится под опекой и надзором Конфедерации бенедиктинцев и его настоятеля-примаса. Церковь также известна своим монашеским хором, исполняющим во время воскресной службы григорианские песнопения.

DSC 0378

Церковь Святого Ансельма на Авентине

Вилла Мальтийского монастыря или Villa Magistrale – это официальная резиденция Ордена и его Великого Магистра. Вилла как комплекс зданий с садом является исторической резиденцией Великого Приората Римских рыцарей Мальты, ныне Суверенного военного Мальтийского ордена. Здесь находится посольство итальянского государства Ордена, которое с 1869 года оно пользуется правом экстерриториальности.

DSC 0380

Вилла находится во владении Мальтийского Ордена с XIV века; она была местом проведения некоторых самых важных событий в жизни Ордена: выборы последних шести великих магистров прошли в великолепном зале капитула, а праздник Святого Иоанна Крестителя – покровителя Ордена – ежегодно отмечается в садах 24 июня на протяжении веков. 

DSC 0381

В воротах резиденции проделано специальное отверстие, через которое видны целых три государства: Мальтийский орден (которому принадлежит резиденция Ордена), Ватикан (собор Святого Петра) и Италия (к которой относится всё, что в промежутке). Отличить отверстие с видами от простой замочной скважины просто: возле него всегда дежурит пара карабинеров.

DSC 0487 0

 Вид через замочную скважину на собор Святого Петра 

Сад, расположенный между монастырями Сан-Сабина и Сан-Алессио, представляет собой великолепную террасу с видом на город, оформленную в стиле девятнадцатого века, в тени деревьев и с зелеными партерами. Территория нынешнего сада принадлежала закрытому монастырю братства Сомаска в Св. Алессио алл'Авентино и был передан муниципалитету Рима в 1877 году во исполнение положений закона 1866 года об упразднении церковных органов. Муниципалитет очень просто устроил узкий коридор с видом на город. Сосны и средиземноморские растения были расставлены вокруг центрального проспекта в соответствии с традиционным типом римского сквера конца XIX века.

DSC 0387

Сад Сан-Алессио

Ещё одной ценностью, однако, является захватывающий вид, открывающийся с каменной балюстрады в нижней части сада: справа – склоны Авентина, с историческими виллами и раннехристианскими церквями; напротив холма Яникулум, у подножия которого находится район Трастевере; ниже русла Тибра, очерченного рядами платанов, которое ведет к острову Тибр.

DSC 0469

С западной стороны парк ограничен стеной базилики Святых Вонифатия и Алексия. Свой нынешний вид базилика святых Вонифатия и Алексия приобрела в результате значительной перестройки, послечего приобрела размеры: 50 метров в длину, 23 – в ширину и 19 – в высоту. Были сохранены крипта и колокольня XII-XIII веков, а также венчающий тимпан византийский крест X века. Главными святынями храма являются мощи святых Вонифатия и Алексия, почивающие под главным престолом и икона Эдесской Божией Матери, иначе называемая "Мадонна ди Сант-Алессио".

DSC 0395

Вид на восточный фасад базилики святых Вонифатия и Алексия со стороны парка.

Первоначальная церковь на месте нынешней базилики была построена в конце V века. Сведения о почитании святого мученика Вонифатия, чьи мощи сохранялись в этой часовне, относятся к началу VII века. Далее место постройки церкви связано с домом Евфимиана и Аглаиды – родителей святого Алексия, где прошли последние семнадцать лет жизни Алексия. К X веку на Авентине сложилась большая греческая колония, ядро которой составили православные, бежавшие в Рим от преследований иконоборцев в VIII-IX веках. Богослужения в близлежащих церквах Санта-Мария-ин-Космедин и Сан-Джорджо-аль-Велабро велись по греческому обряду. В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII бежавшему от мусульманских притеснений митрополиту Сергию Дамасскому. Сергий основал здесь монастырь, в котором жили монахи греческого и латинского обряда. С прибытием на Авентинский холм греческих монахов связывается почитание святого Алексия, имя которого появляется в римских святцах в X веке. В 986 году монастырский храм был освящен уже в честь двух святых – Вонифатия и Алексия.

DSC 0385

 Вход во внутрений двор базилики святых Вонифатия и Алексия. 

В 1937 году у левой стены был установлен фонтан из исчезнувшего дворца Аккорамбони, а в 1954 году на соседней клумбе – статуя Святой Жанны Д'Арк, подаренная французским писателем Максимом Реал Дель Сарт.

DSC 0400

 Фонтан из дворца Аккорамбони.

DSC 0396

Статуя святой Жанны д'Арк

Расположенная по другую сторону сада Св. Алессио базилика Санта Сабина аль Авентино – это раннехристианская церковь V века на Авентинском холме. Она посвящена Святой Сабине, легендарной мученице II века. Что необычно для римских церквей, эта базилика не имеет монументального фасада или триумфального входа. Причиной является то, что монастырь, состоящий сейчас из двух блоков, протянувшихся с севера на юг, построен прямо перед тем, что должно быть фасадом. На фасаде монастыря, обращенном к площади, есть открытая лоджия, являющаяся, фактически, большим сводчатым проходом, или притвором, тянущимся вдоль передней части базилики. Это главный вход в монастырь, и пройдя по притвору, можно найти оригинальную входную дверь церкви.

DSC 0460

 Вход в правый боковой неф базилики.

Внутренняя сторона фасада содержит надпись золотыми буквами на синем фоне, повествующую о том, что "Когда Целестин был на апостольской вершине и сиял во всем мире как первый епископ, Петр, священник Города от народа Иллирии, основал эту (церковь), которой вы восхищаетесь, человек достойный имени во (второе) пришествие Христа, дававший пропитание бедным людям в (своем) доме, человек богатый по сравнению с бедными, но сам бедный, избегавший благ нынешней жизни, заслуживающий надежду на будущее". К сожалению, дата в надписи отсутствует. Целестин, о котором говорится в надписи – это папа Целестин I (422-432). Строительство продолжалось 8 лет, следовательно, здание было освящено уже при папе Сиксте III в 432 году. В правом углу стоит короткая каменная колонна со странным полированным черным камнем, напоминающим круглую буханку хлеба. Это lapis diaboli, камень, который, по легенде, дьявол бросил в Святого Доминика, когда тот молился в церкви. Камень разбил плиту, на которой Доминик стоял на коленях. Был ли оригинальный камень метеоритом? Тот, что лежит на колонне, метеоритом не является, а выглядит как древнеримская мера веса, образцы которой сохранились и в других римских церквях.

DSC 0428

Центральный неф базилики украшают 24 ребристые мраморные коринфские колонны II века и представляют собой единый набор. Возможно они были взяты из одного из зданий на Авентине, опустевших к середине 5 века после разграбления Рима визиготами в 410 году. Пропорции базилики основаны на эллинистических принципах. Например, высота колонн равна 9 ½ их диаметра, а пространство между ними равно 5 их диаметрам.

DSC 0404

Утерянная мозаика апсиды в 1560 году была заменена фреской Таддео Зуккари, написанной в стиле маньеризма на основе, как утверждается, зарисовок с оригинальной мозаики. В 1836 году фреска была перерисована Винченцо Камуччини. Она показывает Христа на троне в лучах славы над Рекой Жизни, из которой пьют овцы, окруженного апостолами и святыми. Впереди – святые Петр и Павел, слева – святые Сабина и Серапия. Триумфальная арка украшена 17 тондо, 15 из которых содержат фрески с бюстами святых, а 2 – пустые. Их выполнил Эудженио Цистерна в 1920 году, основываясь на оригинальной мозаике 17 века. Слева и справа – стилизованные здания, изображающие Вифлеем и Иерусалим, а вдоль линии крыши – летящие голуби.

DSC 0424

С левой стороны, по средине длины нефа, находится часовня д‘Эльчи.

DSC 0423

Это восьмиугольная в плане роскошная, богато украшенная барочная работа, посвященная известному доминиканскому мистику Святой Екатерине Сиенской. Архитектором был Джованни Баттиста Контини, а заказчиками и покровителями – семья тосканских дворян по имени Эльчи.

DSC 0413 0

Купол часовни д‘Эльчи освещен восемью окнами в позолоченном обрамлении и украшен фреской Джованни Одацци с изображением Святой, Представляемой Христу Богоматерью. Алтарный образ – картина Джованни Баттисты Сальви да Сассоферрато Богоматерь Розария, на которой она показана в окружении Святого Доминика и Святой Екатерины. Алтарь имеет четыре коринфские колонны из красной, желтой и белой брекчии. На полу эффектно изображен в технике штучной мозаики герб семьи Эльчи с двуглавым орлом.

DSC 0418 0

С правой стороны расположена квадратная в плане часовня Святого Гиацинта. Она была построена в 1600 году после канонизации святого.

DSC 0434

Настенные фрески работы Федерико Цуккаро очаровательно реалистичны. Они изображают людей, одетых по моде того времени, и выполнены, предположительно, на основе реальных персонажей. Алтарь имеет четыре алебастровые колонны и алтарный образ Богоматерь со Святым Гиацинтом художника Лавиния Фонтаны.

DSC 0440 0

У церковной стены установлен фонтан, возле него – калитка, ведущая в Апельсиновый сад (Giardino degli Aranci) – парк Савелло. Среди апельсиновых деревьев, пиний и олеандров встречаются древние камни – фрагменты руин крепости Савелло. Сад заканчивается смотровой террасой с видом на Тибр, холм Яникул, район Трастевере и Ватикан.

DSC 0461

На месте парка Савелло ранее стоял замок знатной семьи с такой фамилией, в честь нее и названо это место. Не только крепость, но даже ее остатки не сохранились, так как ей пришлось пережить несколько серьезных сражений, в ходе которых к XVIII веку сооружение частично разрушилась. Апельсиновый сад расположен симметрично; в его центре высажена аллея Нино Манфреди, названная в честь известного писателя и актера Италии. Аллея разделяет площадь на две части, на одной из них раньше находился заслуживающий внимание фонтан работы Джакомо дела Порта, но его в 1973 году перенесли на другую площадь и теперь он красуется на Сан-Симеоне. Площадь на холме Авентин носит название Фиоренцо Фиорентини. Он на протяжении многих лет был художественным руководителем постановок в открытом летнем театре, который находится на территории апельсинового сада.

DSC 0465

В начале XX века Рафаэль де Вико – архитектор, получил задание построить городской парк, поэтому остатки замка полностью устранили, а на их месте построили смотровую площадку, с которой можно насладиться красивой панорамой города. Сам сад занимает 7,8 тыс. м2, под него была забрана часть земли, принадлежащей доминиканской церкви. Говорят, что первое апельсиновое дерево было посажено ещё самим святым Домиником вблизи бывшего монастыря.

DSC 0500

Рядом с парком расположена построенная в V-м веке церковь Санта-Сабина, которая получила свое название в честь великомученицы. По субботам в ней проводятся венчания.

DSC 0498 0

Украшением сада являются апельсиновые деревья, дающие тень даже в разгар жаркого лета. Посажены они были в честь Святого Доминика. Однако, апельсины эти – дикие. Поэтому пробовать их не стоит. Кроме давших название саду апельсинов здесь так же растут пинии и олеандры. Заканчивается сад смотровой террасой с великолепным видом на Тибр, холм Яникул, район Трастевере и Ватикан. Придя сюда рано утром, можно увидеть безумно красивый рассвет.

DSC 0499

Заканчивается сад смотровой террасой с великолепным видом на Тибр, холм Яникул, район Трастевере и Ватикан. Придя сюда рано утром, можно увидеть безумно красивый рассвет.

DSC 0463 0

 

DSC 0493

Вид с Авентинского холма на купол церкви Сан-Карло-аи-Катинари. 
На заднем плане купола церквей Сант-Андреа-делла-Валле и Святой Агнессы на пьяцца Навона и фасад Верховного кассационного Суда Италии.

С одетого в камень склона Авентинаского холма просматривается Витториано – монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на Площади Венеции в Риме, на склоне Капитолийского холма, а также рынки Траяна и близлежащий Бычий форум.

DSC 0473

Мост Палатино (Ponte Palationo) построили в конце XIX века взамен моста Ротто (Ponte Rotto), одна арка которго была специально сохранена как историческая достопримечательность II века до н.э. Мост расположен южнее острова Тиберина и есть одна особенность – движение по мосту организовано левосторонним, как это принято в Англии, потому этот мост ещё называют Английским мостом. Сделано это, конечно, для большего удобства организации движения на примыкающих к мосту улицах.

DSC 0495

Одна из дорог, ведущих на Авентинский холм, указывает на термы императора Деция – Via delle Terme Deciane. Они были построены в 249 году и должны были обслуживать изысканную и состоятельную клиентуру Авентино, в отличие от близлежащих бань Каракаллы, которые были более грандиозными, но предназначались для массового использования незнатными жителями.

DSC 0502

На северо-восточном склоне Авентинского холма, рядом с Большим цирком, установлен памятный монумент Джузеппе Мадзине – известному итальянскому политическому деятелю, философу, писателю и патриоту, который сыграл очень важную роль в самом начале национального освобождения XIX века.

DSC 0508

Название Circo Massimo – Большой цирк – произошло от латинского Circus Maximus. Одно из значений слова Circus – ристалище, место для конных соревнований. В долине между холмами веками происходили скачки – историки предполагают, что это могло быть сезонное празднование в честь Нептуна Конного. В Большом цирке, расположенном между Палатином и Авентином, проводились гонки на колесницах и квадригах; принято считать, что состязания организовывались здесь уже с VI веке до н.э. В 174 году до н.э. появились первые каменные сооружения: центральный разделительный барьер (зрйга), который огибали колесницы, и стойла (сагсегер), из которых они выезжали. Август возвёл со стороны Палатина императорскую ложу и установил на барьерспину египетский обелиск Рамзеса II из Гелиополиса высотой почти 24 м. После пожара в 36 году были отстроены мраморные стойла и бронзовые финишные столбы (metae), но Цирк был уничтожен пожаром в 64 году.

DSC 0519

Цирк, частично реконструированный Нероном, был украшен аркой, возведенной в честь Тита; затем он был отреставрирован при Траяне в начале II века и расширен в эпоху правления Каракаллы. В 357 году Константин II перенес сюда ещё один древнеегипетский памятник: обелиск Тутмоса III из Тебеса высотой более 32 метров. Цирк имел исполинские размеры: свыше 600 метров в длину и почти 140 метров в ширину: это самый крупный из всех когда-либо возводимых в мире комплексов для зрелищных мероприятий, рассчитанный на более чем 250.000 зрителей.

DSC 0513

Слева от соседней церкви Сан- Джорджио-ин-Велабро видна так называемая Арка Арджен-тари, которая, возможно, вела на Бычий форум. Арка была возведена менялами (аргентариями) и посвящена в 204 году Септимию Северу. Далее расположено место археологических раскопок Сант-Омобоно, где были найдены руины древнейших храмов Фортуны и Матер Матуты.

DSC 0522Последние состязания состоялись здесь при короле Тотиле в 549 году. От колоссального сооружения остались лишь контуры ступеней и центральная площадь, где в наши дни проходят концерты и различные мероприятия. В южном секторе участка, на котором возведен Цирк, находилось болото Велабр, осушенное между VII и VI веками до н.э. после прокладки Великой Клоаки. Она впадала в Тибр около сломанного моста (Понте Ротто), уцелевший фрагмент которого можно увидеть рядом с Аркой Януса, возведенной в IV в. на краю Бычьего форума – рынка скота. Облицованная мрамором четырёхсторонняя арка без аттика была оборудована нишами со статуями.

P1250675 0

Римская колесница IV века до н.э.