default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форум, расположенный между Капитолием и Палатином, был средоточием жизни Рима, театром триумфов, борьбы и трагедий. Несмотря на то, что античные памятники разруши¬лись, это пространство по сей день излучает величие: среди всех римских достопримечательностей имено это место даёт наиболее яркое представление о чувстве сакрального, пронизывавшем каждую минуту общественной и частной жизни Рима. Сбоку расположены форумы, возведённые между 42 г. до н.э. и 112 г. н.э., в сновном, для торговых целей. Тот Форум, который мы видим сейчас, представляет собой, по болыией части, реконструкцию эпохи империи. Изначально здесь располагался заболоченный участок, который, как считают историки, был осушен в эпоху царей между VII и VI вв. до н.э. (тогда же были вымощены первые улицы) благодаря строительству Великой Клоаки (античной канализации) и превращён в торговый, судебный и политический центр города.

P1170837 1

 Римский форум. На переднем плане слева Храм Венеры, далее – Форум Цезаря; справа – церковь святых Луки и Мартина

DSC 0862 0

Со временем Форум наполнился зданиями и памятниками; в середине VI в. до н.э. здесь был возведен архаичный комплекс Комиций с Черным камнем (Lapis Nigег), позднее здесь были построены дворец Регия, предназначенный для проведения гражданских церемоний и отправления религиозных обрядов, Гостилиева Курия и храм Весты. В V в. до н.э. появились храм Сатурна и храм Кастора и Поллукса, еще позднее – храм Согласия. В эпоху поздней республики облик Форума изменился: при диктаторе Сулле были построены Табуларий и базилики Порция, Эмилия, Семпрония и Опимия. Юлий Цезарь начал перестройку Форумов, завершённую Августом, посвятившим своему приёмному отцу храм Божественного Юлия. В эпоху Флавиев были возведены храм Веспасиана, арка Тита и Продовольственные склады Веспасиана. Ко II в. восходят храм Антонина и Фаустины и храм Венеры и Ромы; в начале III в. была построена арка Септимия Севера; в IV в. – базилика Максенция и храм Божественного Ромула, его сына. Справа от храма Божественного Юлия видны фрагменты пилястров арки Августа, возведенной в 29 г. до н.э. в честь победы в морском сражении при Акциуме против Антония и Клеопатры. Три расположенные рядом колонны принадлежат храму Кастора и Поллукса, воздвигнутому в республиканскую эпоху; здесь располагалась Палата мер и весов.

P1270291 0

Вид на Римский форум.
На переднем плане храм Кастора и Поллукса; далее – подножья колонн базилики Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и портики Богов Согласия у стен Капитолия.
В центре – арка Септимия Севера, рядом Колонна Фоки. В правом нижнем углу храм Весты, выше – храм Цезаря.
Справа – базилика Эмилия, далее – Курия Юлия и церковь святых Луки и Мартина. 

Рядом с церковью святых Луки и Мартина, расположена трехпролётная арка Септимия Севера с коринфскими колоннами, воздвигнутая в 203 г. в ознаменование побед императора в походе против Парфии; сцены этой военной компании изображены на панелях арки, украшенной статуями крылатых богинь Победы, Марса и морских богов. Из посвятительной надписи было удалено имя Геты, сына Тита, после того как он был убит по приказу собственного брата Каракаллы. Неподалеку находится "Пуп города" (Umbilicus Urbis), круглое кирпичное сооружение, которое символизировало центр античного Рима. Сбоку возвышаются Ростры, старинная трибуна, с которой выступали ораторы, обращаясь к народу. Ростры были перестроены Цезарем и отреставрированы при Августе. 

P1270295

Арка Септимия Севера

Слева от арки Септимия Севера находится Курия, где заседал сенат и вершились судьбы древних держав. Первое сооружение для проведения правительственных собраний было построено еще в царский период, а точней в середине VII века до нашей эры. Здание, которое можно видеть сегодня, возведено в первом веке до нашей эры Юлием Цезарем. Внутри него располагался так называемый Алтарь Победы, где в античные времена совершали обряды жертвоприношений, а также клялись в верности представители римского Сената. Внутри здания с ценным напольным покрытием видны высокие ступени, на которых размещались кресла сенаторов; здесь же установлена порфировая статуя в тоге, найденная позади Курии. На дальнем плане двух мраморных рельефов, сюжет которых посвящён филантропическим деяниям Траяна, изображены здания Форума той эпохи. Здание выходит на площадь, где находились Комиций (место народных собраний) и плита Чёрный камень, названный так потому, что поверхность вокруг была облицована черным мрамором. По легенде, именно на этом месте сенаторы убили Ромула за его деспотизм. Нынешний облик здание получило при Диоклетиане, отреставрировавшем его после пожара в 283 г. После падения Римской Империи Курия, лишенная мраморной облицовки, была переоборудована под христианскую церковь, именно поэтому здание так хорошо сохранилось до наших дней.  

P1270270

Курия

С противоположной стороны арки, рядом с портиком Божественного Согласия и Табуларием, в который упирается храм Веспасиана и Тита с тремя сохранившимися мраморными коринфскими колоннами, возвышаются восемь ионических колонн храма Сатурна, воздвигнутого в конце V в. до н.э. и реконструированного в 42 г. до н.э. В выступе фасада, практически полностью разрушенном, могла храниться государственная казна Рима. Рядом располагалась пятинефная базилика Юлия, самое большое сооружение Форума (с размерами 101 м на 49 м), начатая около 54 г. до н.э. Цезарем и достроенная Августом; кирпичные конструкции были восстановлены в XX в. Далее, с правой стороны, на обширном пьедестале возвышается колонна Фоки – последний из появившихся на форуме памятников. Она была возведена в 608 г. в честь византийского императора Никифора Фоки, которому в то время подчинялся Рим. Коринфская колонна II века, увенчанная золотой статуей, была посвящена Фоке в знак благодарности за передачу Пантеона христианской церкви. Чуть поодаль находится храм Божественного Юлия, от которого уцелели только фрагменты подиума. Храм был возведен в 29 г. до н.э. в том месте, где было кремировано тело Юлия Цезаря, убитого заговорщиками под предводительством Брута и Кассия.

P1270297

Вид на портик Божественного Согласия (внизу, слева), колонны храма Сатурна (в центре, слева), храма Веспасиана и Тита (в центре, справа) и Табуларий на заднем плане.

Храм Сатурна один из древнейших храмов Рима. Он был воздвигнут в 497 г. до н.э. Фестий и Сервий, ссылаясь на монументальный план города (Форма Урбис) эпохи Септимия Севера, утверждают, что храм был построен на месте древнего алтаря, также посвященного Сатурну. Другие историки приписывают основание храма последним царям, хотя очевидно, что его возведение осуществлялось уже в эпоху республики. Посвящение храма Сатурну произошло в день празднования Сатурналий – 17 декабря, день окончания года у римлян. В 42 г. до н.э. эдил (должностное лицо, ведавшее надзором за строительством и содержанием храмов) Мунаций Планк приступил к радикальной перестройке здания. Ему приписывается возведение огромного, полностью покрытого травертином подиума (40 м в длину, 22,5 – в ширину и 9 – в высоту), который сохранился до наших дней. Надпись на архитраве дает возможность сделать предположение о вторичной реставрации 283 г. н.э., потребовавшейся после пожара. К этой эпохе относятся шесть колонн из серого гранита по фасаду, две из красного гранита по сторонам и фронтон, в котором были использованы материалы от сооружения 42 г. до н.э. Колонны не соответствуют по стилю не своим базам, не ионическим капителям. Возведение этого храма связано с наиболее критическим моментом в истории Рима: длительные неурожаи, голод, эпидемии и глубокий экономический и торговый кризис характеризуют годы, следующие за падением монархии. Чтобы умилостивить богов, в городе начинается бурное строительство храмов: Храм Сатурна в 497 г. до н.э., Храм Меркурия – покровителя торговли – в 495 г. и Храм Цереры – богини Земли и Плодородия – в 493 г.. Строительство Храма Сатурна было своего рода данью богу Сатурну, которого римляне отождествляли с греческим богом Кроносом и почитали за его способность избавлять город от бедствий.

P1250615 0

Храма Сатурна (слева); храм Веспасиана и Тита (справа)

Храм Божественного Ромула выходит на Священную дорогу между районом древнего кладбища и Базиликой Максенция. Однако, скорее всего, это не храм, посвященный Ромулу – сыну Максенция, а постройка эпохи Константина, возможно храм Пенатов (божеств-покровителей семьи и домашнего очага), который находился на территории, занимаемой с IV в. н.э. Базиликой Максенция, и который затем был перенесен в близлежащее место. Здание – кирпичной постройки и круглое. В центре фасада открывается вход – бронзовый оригинальный портал в обрамлении двух небольших колонн из порфира, покоящихся на плинтах, увенчанных мраморными капителями, которые поддерживают архитрав, выполненный также из мрамора. С каждой стороны входа – по четыре ниши, предназначенные для статуй. С обеих сторон храма идут здания вытянутой формы, завершающиеся апсидами и предваряемые двумя колоннами из мрамора с прожилками; в этих зданиях должны были храниться статуи Пенатов. В VI в. н.э. храм был преобразован в атрий Церкви Санти Козма э Дамиано, построенной на обширной территории Форума Мира, который находился позади храма. По некоторым предположениям, этот храм был храмом Юпитера Статора (призванного удерживать на месте заколебавшиеся ряды римских легионеров), который нигде не был обнаружен, хотя и упоминался в литературных источниках эпохи правления Константина наряду с другими зданиями, расположенными по левую сторону от Священной дороги, тогда как храм Божественного Ромула не упоминался нигде.

P1270278 0

 Храм Божественного Ромула

Храм Антонина и Фаустины выходит на Священную дорогу, к востоку от базилики Эмилия, и своим фасадом обращен к северной стороне Регии. Хорошо сохранившаяся надпись на архитраве сообщает нам, что этот храм был воздвигнут в честь Антонина Пия и его жены Фаустины. В действительности же он был посвящен только Фаустине ее мужем после кончины последней в 141 г. н.э. После смерти Антонина Пия в 161 г. н.э. Римский сенат посвятил этот храм обожествленной императорской чете. Здание храма дошло до нас в состоянии хорошей сохранности благодаря тому, что, во-первых, в раннее средневековье в его структуру была встроена церковь Сан Лоренцо ин Миранда, а во-вторых, в связи с тем, что при его строительстве использовались очень прочные материалы. Так, например, в свое время тщетно пытались снести пронаос, чтобы использовать его мрамор для других сооружений, как свидетельствуют косые насечки, проделанные для веревок в верхних частях колонн. Грандиозный храм с одной целлой из местного камня пелерина (поверхность которого была облицована мрамором с прожилками) возвышается на подиуме. В настоящее время к храму ведет современная лестница с кирпичным алтарем по центру. Пронаос, предваряющий вход в храм, образован коринфскими колоннами из мрамора с прожилками – шесть по фасаду и по две боковых; они достигают 17 м высоты. На некоторых колоннах выгравированы изображения божеств; на фризе – грифоны и растительные мотивы. Вблизи храма можно увидеть фрагменты культовых статуй императорской супружеской четы.

P1270288 Храм Антонина и Фаустины

Слева расположена базилика Фульвия-Эмилия, построенная в 179 г. до н.э. по распоряжению цензоров Марка Фульвия Нобилиора и Марка Эмилия Лепида. Она была отреставрирована в эпоху поздней республики; впоследствии, по приказу Тиберия, трехнефная планировка здания изменилась на четырехнефную; в первой половине V в. были проведены новые реставрационные работы, быть может, вследствие повреждений, полученных зданием во время разграбления Рима в 410 г. Соседний храм Антонина и Фаустины, который император Антонин Пий в 141 г. посвятил памяти своей жены Фаустины, на рубеже VII и VIII вв. был превращен в церковь Сан-Лоренцо-ин-Миранда. Установленное на подиум здание (нынешняя кирпичная лестница появилась в результате современной реконструкции), оборудовано портиком с десятью коринфскими колоннами; на колоннах сохранились следы канатов, при помощи которых их пытались опрокинуть, чтобы пустить на строительные материалы.

P1270282 1

Вид на руины базилики Фульвия-Эмилия между Курией и храмом Антонина и Фаустины

Напротив входа в базилику Фульвия-Эмилия расположена Регия – резиденция царей Рима или, по крайней мере, их присутственное место, а позднее – местопребывание верховного понтифика, первосвященника римской религии. Здание относилось к комплексу царской эпохи и предназначалосьй для проведения священных обрядов;в нём хранились религиозный календарь и государственные архивы. Неподалеку от Регии стоял храм Весты, покровительницы домашнего очага и непорочности, воплощением которой считались девственные сталки, поддерживавшие неугасимый священный огонь, посвящённый богине. При восстановлении храма были использованы фрагменты здания, реконструированного Юлией Домной, супругой Септимия Севера, после пожара в 191 г. Соседний Дом весталок, реконструированный в том виде, который он приобрел после пожара в 64 г., и отреставрированный при Адриане и Севере, сохранил фрагменты республиканской эпохи. В здании с обширным, обнесенном портиком двором и фонтанами, комнаты весталок чередовались с залами общего пользования; статуи женщин в плащах изображают Великих Весталок – верховных жриц культа. На заднем плане, с правой стороны, видна бронзовая дверь, обрамленная мрамором, уцелевшая от храма Божественного Ромула, который император Максенций возвёл в честь своего сына Ромула, умершего в 309 г. Некоторые ученые считают, что речь шла о временном посвящении, и изначально храм был посвящен Юпитеру Статору. В VI в. храм, лишенный мраморной облицовки, стал преддверием церкви Святых Космы и Дамиана; здание состоит из центрального корпуса с куполом и полукруглым фасадом.

P1270280

Двор Дома весталок с мраморными статуями жриц.

В нача­ле IV века Мак­сен­ций постро­ил вели­че­ст­вен­ную бази­ли­ку, от которой уцелел северный неф с апсидой и аркады бочарного свода. Огромная конструкция рухнула в середине IX в., материалы пошли на возведение других зданий, а позолоченные пластины кровли были использованы в 626 г. при строительстве древней базилики Святого Петра. Максенций заложил эту базилику там, где располагались Ноггеа Piperitaria – склады со специями; её строительство было завершено Константином, одержавшим победу над Максенцием в битве у Мульвийского моста. Зда­ние воз­двиг­ли на месте рас­по­ла­гав­ше­го­ся здесь ранее скла­да спе­ций, пря­но­стей и лекарств. Зда­ние име­ло боль­шой цен­траль­ный неф, закан­чи­вав­ший­ся в апсиде с запад­ной сто­ро­ны. Его покры­ва­ли три кре­сто­вых сво­да, кото­рые под­дер­жи­ва­ли восемь колонн раз­ме­ром почти 15 м. Два кры­ла име­ли цилин­дри­че­ские сво­ды и кес­сон­ные потол­ки. Пер­во­му вхо­ду с восто­ка пред­ше­ст­во­вал гори­зон­таль­ный вести­бюль, что при­да­ва­ло ком­плек­су ори­ен­та­цию востокзапад, кото­рая была изме­не­на, когда стро­и­тель­ство завер­шил Кон­стан­тин, доба­вив­ший вто­рой вход с юга, со сто­ро­ны Свя­щен­ной ули­цы; здесь лест­ни­ца вела внутрь через вход с пор­ти­ком, перед кото­рым сто­я­ли четы­ре коринф­ские колон­ны. Внут­ри была достро­е­на еще одна апсида, укра­шен­ная ста­ту­я­ми; закры­тая ворота­ми, она пред­на­зна­ча­лась для введен­ных в то вре­мя закры­тых судеб­ных раз­би­ра­тельств по делам сена­то­ров. Пол укра­ша­ла гео­мет­ри­че­ская моза­и­ка из раз­лич­ных видов мра­мо­ра. Мра­мор­ные пли­ты покры­ва­ли и внут­рен­ние сте­ны, при­да­вая им поис­ти­не вели­че­ст­вен­ный вид. Этот вели­че­ст­вен­ный облик уси­ли­ва­ла ста­туя импе­ра­то­ра Мак­сен­ция, кото­рая после его смер­ти была заме­не­на гигант­ской ста­ту­ей из мра­мо­ра и брон­зы импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, уста­нов­лен­ной в запад­ной апсиде. В здании располагалась городская префектура – высшее судебное ведомство в позднеантичную эпоху. Базилика, куда вела широкая лестница, была разделена на три нефа, расчлененных ныне утерянными мраморными колоннами (за исключением одной, которая в 1613 г. была установлена на площади Санта-Мария-Маджоре).

P1270337 0

 Базилика Максенция

Улица Виа Сакра заканчивается перед Колизеем, упираясь в Арку Тита. Выдающийся памятник эпохи Флавиев расположен у северного склона Палатина. Однопролетная арка была возведена в честь императора Тита, преемника Веспасиана, родившегося в 41 г. и скончавшегося в 81 г. В средние века арка была встроена в монастырь Санта-Франческа-Романа и восстановлена только в 1822 г. Арка, фронтон которой украшен четырьмя мраморными пилястрами, сохранила не только посвятительную надпись от Сената и римского народа, но и большую часть изначальных барельефов, изображающих сцены военных кампаний Тита, одержавшего победу в Иудейской войне (69 г.), завершившейся разграблением Иерусалима и разрушением храма Соломона. 

P1270198

Арка Тита

Внутри арки, на левой панели, изображены люди, выносящие святыни из разоренного иудейского храма, семисвечник и серебряные трубы. 

P1270318 0

На правой панели мы видим триумфальную квадригу Тита, перед которой шествует богиня Рома, держа лошадей под уздцы; за спиной триумфатора – богиня победы Виктория и ал-легорические изображения сената и народа Рима на фоне кортежа магистратов, сопровождающего триумфальную процессию и несущего фасцииликторские пучки. На центральном своде изображено вознесение на Олимп обожествленного Тита.

P1270317 0

Рядом с аркой, со стороны базилики Максенция, расположены руины храма Венеры и Ромы, самого большого святилища Древнего Рима, который был возведен в 121 г. на месте атриума нероновского Золотого дома (Иотш Аигеа) императором Адрианом. Храм был разрушен в IX веке в результате землетрясения. Нынешние колонны были выкопаны из земли и установлены на прежнее место в фашистскую эпоху, во время работ по прокладке улицы Виа деи Фори Империали. В храме, в отдельных целлах, хранились статуи богинь Рома Этерна и Венус Феликс (Венеры Счастливой). Целла богини Ромы с порфировыми колоннами была встроена в комплекс церкви Санта-Франческа-Романа, где в наши дни расположено Хранилище древностей. В нём собраны статуи, фрагменты колонн и декоративных элементов, макет архаичного могильника и археологические находки республиканской эпохи. 

P1170628 0

Руины храма Венеры и Ромы (слева)

В средние века Форум пришел в упадок; большая его часть была занесена землей и использовалась в качестве пастбища, о чём свидетельствует его тогдашнее название "Коровье поле". Но даже руины продолжают восхищать таких живописцев, зодчих и ученых, как Донателло, Брунеллески и Альберти. В эпоху Возрождения Форумы, на которых появились церкви и оратории, превратились в каменоломни, где добывался строительный материал для новых зданий, возводимых папой Юлием II и римской знатью. Позднее, с развитием археологической науки, разграбление прекратилось, а участок был законсервирован.