default_mobilelogo

Содержание материала

 

 

 

 

 

 

 

Зал Маппамондо

 

Первой фреской, украсившей только что отстроенный Палаццо Пубблико, стал торжественный образ Девы Марии – Маэста (итал. Maesta – Величие); по-русски подобная иконография иногда называется Мадонна с Младенцем во славе, написанный Симоне Мартине в 1315 г.  Дева Мария на троне с младенцем Христом на руках изображены под балдахином, который поддерживают сонмы святых и праведников. Два ангела, преклонив колени, возлагают цветы к ногам Богоматери, а сиенские святые просят ее быть заступницей города. Образ Девы Марии – великий итог встречи сразу нескольких художественных традиций Средневековья, воплощенный гением большого мастера. В творчестве Мартини соединились традиции позднеготической живописи Сиены и рафинированные художественные вкусы французского Юга (Сиена была с ним тесно связана).

P1270573 2

 Симоне Мартини (Simone Martini), Маэста́ (1312-1315), рядом с залом Глобуса

Образы Мартини отличает редкостная грация; плавные линии рисунка, удлиненные силуэты, сияющий колорит придают всей сцене впечатление торжественного небесного зрелища. Другая прославленная фреска Симоне Мартини изображает сиенского кондотьера при осаде замка Монтемасси во время войны против тирана Лукки Каструччо Кастракани. В истории искусства она стала первым изображением конкретного исторического события с портретом современника. Этот портрет явился прототипом будущих конных монументов. В верхней части стены находится сравнительно узкая полоса росписи. На фоне густо-синего неба и жёлто-бурого, мертвенного, голого, словно кристаллического пейзажа с изображением крепостей Монтемасси и Сассофорте, а также укреплённого лагеря сиенцев едет на коне кондотьер Гвидориччо де Фольяни. Он изображён в профиль, его чертам мастер придал портретное сходство с оригиналом. Замок Монтемасси ещё в осаде, а над Сассофорте, который  кондотьер отвоевал у захвативших её пизанцев, уже развевается знамя Сиены. . Фреска запечатлела на века его подвиги и суровый дух времени, в котором реальность тесно переплелась с вымыслом. Одеяние прямо держащегося в седле всадника и попона на лошади имеют одинаковый узор из крупных тёмно-синих ромбов на жёлтом фоне. Узор как бы объединяет всадника и мощное животное в одно существо. В творчестве художника это самая героическая и мужественная работа,– ее можно воспринимать как манифест, противопоставляющий грубую мужскую эстетику военных будней, жесткость и одновременно хитроумие большой политики Гвидориччо, завоевавшего для Сиены два хорошо укрепленных замка.Фреска датирована художником 1328 г.

P1270583 10

 Симоне Мартини (Simone Martini). Кондотьер Каструччо Кастракани дельи Антельминелли (вверху)

В 1984 году при проведении реставрационных работ, финансируемых немецкой художественной ассоциацией, из под слоя штукатурки внизу появилась на свет новая фреска "Две персоны и замок", изображающая двух особ и замок. Оба персонажа представлены в цивильном одеянии, один из которых вооружён шпагой и явно доминирует над другим. Сцена изображает  завоевавшего Арчидоссо Гвидориччо да Фольяно в момент передачи графом Альдобрандески Кастель-дель-Пьяно. Авторство картины спорно: одни его приписывают Симоне Мартини; другие склоняются, что кажется менее вероятным, к Амброджо Лоренцетти или Меммо ди Филиппуччо; комплексная оценка имеющихся материалов относит картину к последниму периоду деятельности Дуччо ди Бонинсеньа, чей труд в качестве художника по фрескам до сих пор был мало заметен, но широко известен в многочисленных эпизодах на территории Сиены. Вероятно, фреска была удалена вместе с большей частью других, изображаующих земли и замки, завоеванные Сиеной, потому что планировалось заменить их большим Глобусом Амброджо Лоренцетти, потерянным три века назад. Разработанный прочным вращающимся механизмом в огромном диске из древесины и пергамента, глобус оставил памятные отпечатки на стене, чтобы Залу было передано его имя. По обе стороны от фрески "Две персоны и замок" Содома написал обрамления в виде портиков со святыми. Внутри обрамлений слева Cв. Ансан, который производит обряд крещения; справа – Cв. Виктор в античном вооружении и мечом в руке.

P1270583 00

Напртив окон – две картины, посвященные прославленным сиенским победам – над флорентийцами при Поджо-Империале в 1479 году (1480, Джованни ди Кристофано, Франческо д'Андреа) и при Валь-ди-Кьяна в 1363 году (Липпо Вани). Изображения святых появились значительно позднее. Св. Виктор, Cв. Ансан, блаженный Бернардо Толомеи написаны Содомой (1530-33), Cвятая Екатерина Сиенская – Веккьеттой (1460), Cв. Бернардино – Сано ди Пьетро (1450). 

P1270589 1

В 1478 году папа римский Сикст IV и Неаполитанский король Фердинанд I, недовольные правлением Флоренции, собрали свои войска для нападения на неподвластную им республику, требуя изгнания её правителя Лоренцо Медичи. Лоренцо собрал во Дворце самых известных граждан и обратился к ним с пламенной речью. Его взволнованно, со слезами на глазах, слушали 300 человек и в знак признания заслуг дома Медичи перед республикой, Лоренцо услышал ответ: "Республика благодарна ему. Все флорентийцы за него". Сиенская республика в то время не была в состоянии войны и разрешила пройти через свою территорию противникам Флоренции, за что последние подвергли сиенцев наказанию, опустошив их земли. В ответ, Сиена вошля в папскую коалицию и год спустя, в сентябре 1479, одержала победу над Флоренции в сражении под Поджо-Империале. Сиенские художники  Джованни ди Кристофано Гини и Франческо д' Андреа увековечили эту победу фресками  в Зале Глобуса (правая часть).

P1270591 1

В начале XIV в. Сиенскую Республику возглавлял Совет Девяти, который был низложен императором Карлом IV после большой чумы 1348 и последующих двух лет жёсткого неурожая, превративших город и окрестности в трагическое состояние. С марта 1355 власть перешла к Совету Двенадцати, который состоял, примущественно, из боровшихся с феодалами пополан – торговцев и ремесленников, и, как говорит предание, был худшим из всех сиенских правительств. Самая тяжелая проблема, доставшаяся ещё от предыдущего правительства, и одна из причин его пагубного падения, – это отсутствие в Сиенцах чувства патриотизма и самопожертвования для всеобщего блага. Цель была одна: обогащаться. В начале 1363 на сиенскую территорию вошла армия наёмников из Флоренции под командованием Никколо Монтефельтро (итал. Niccolò da Montefeltro), Маркольфо Росси (итал. Marcolfo dei Rossi), Уголино Сабатини (итал. Ugolino dei Sabatini) и подвергла разорению приграничные районы. Совет Двенадцати считал откуп лучшим способом держаться от наёмников подальше, но первая выплата повлекла вторую и проблема постепенно становилась всё более трудноразрешимой. Когда отсутствие ответной реакции Сиены стало очевидным, Монтефельтро двинул войска к стенам города и это, возможно, послужило пружиной, которая заставила правительство вооружить армию, чтобы выступить навстречу врагу. Никколо да Монтефельтро не принял всерьеёз намерения сиенцев, так как они раньше никогда не реагировали, или был слишком уверен в собственных силах, вступил в бой на открытой местности. Войско сиенцев, включавшее 800 рыцарей под командованием Франческо Орсини (итал. Francesco Orsini), застало Монтефелтро врасплох, его армия была несчастно разгромлена, а сам он с 1300 воинами взят в плен.

P1270585 1

Прославить важное событие было доверено художнику Липпо Ванни (итал. Lippo Vanni), который передал образ сиенской Валь-ди-Кьяна с богатым сельским хозяйством, многими домами с огородами, сараями для соломы, плодовыми деревьями, невероятно чистыми и совсем нетронутыми, несмотря на свирепое сражение, благодаря обнадеживающему присутствию и защите замков, размещенных на стратегических высотах вокруг долины. Описание сражения изображено на одной картине, сцены которой достаточно отчётливо прослеживают три части слева направо: войско со знаменем монашеского ордена терции Камолия выходит из ворот Писпини (итал. Pispini) в Сиену на помощь Франческо Орсини, узнаваемого по полосатому гербу с розой и аббревиатуры S.P.Q.R. латинской фразы "Senatus Populus Que Romanus" ("Сенат и граждане Рима") на кольчуге. Вторая сцена рассказывает об атаке командущих: на гребнях их шлемов герб с розой Орсини и стреловидный герб Хуго дель Ала (итал. Ugo dell’Ala). Тетья сцена описывает разгром флорентийских наёмников.

P1270585 2

 

P1270570 0