default_mobilelogo

DSC 0428

DSC 0433P1260911 1

Фасад папской базилики Санта-Мария-Маджоре многократно перестраивался, пока не приобрёл современный вид. Радикальная перестройка собора, которая полностью поменяла его вид, произошла при папе Николае IV (1288-1292); основные изменения повлекла пристройка поперечного нефа длиной 35 м., который стал выступать за стены собора. Усердие пантифика не ограничилось внутренним видом церкви, его заинтересовал также фасад, выглядивший как небольшой портик в нижней части здания, пристроенным по указанию папы Евгения III в середине XII века, в то время как высокая сторона была простой кирпичной стеной под штукатуркой, лишённая украшений. Николай IV решил обогатить фасад мозаичным циклом на позолоченном фоне в двух реестрах (верхних и нижних частях, разделённых широкой полосой), который сегодня виден за арками лоджий.

P1260899 1P1260893 0Мозаика была заказана известному художнику Филиппу Русути (Rusuti, Filippo; 1297-1317), который в 1296 году создал мозаичное "Небесное коронование Богоматери" для церкви Санта Мария Маджоре. Он был учеником Якопо Торрити, чьи работы украшают апсиду внутри собора. Русути  выполнил заказ между 1294 и 1308 гг. Легко узнаваема его кисть в вехней части мозаики, которая подписана художником. Нижний регистр вызывает некоторое замешательство различием стилей и сочетанием цветов, в остальном – более-менее идентичен.

P1260900 1P1260896 1Центр верхнего регистра занимает медальон с изображением Иисуса Христа, сидящим на троне, украшенном драгоценностями, что продолжает классическую иконографию Византии. Спаситель, одетый в пурпурную тогу (мантию), держит левой рукой открытую книгу, в которой виден текст Ego sum lux mundi, qui… ( Я – свет мира, который…). Поднятые пальцы правой руки символизируют две природы Христа, согнутые пальцы – Троицу. Цвет фона – темно-синий со светящимися золотыми звездами, ограниченный голубым кругом, представляющим Вселенную.; внизу, в его ногах, на карнизе читается подпись мастера Русути: Philipp[us] Rusuti fecit hoc opus. Медальон с Христом окружен четырьмя ангелами, двое из которых держат подсвечники. У их ног – две маленькие фигуры кардиналов Пьетро и Якопо Колонна, следившими за окончанием работы над мозаикой после смерти папы Николая. Справа от Спасителя Дева Мария и Святые Павел, Яков, Иероним. Слева  –  Святые Иоанн Креститель, Пётр, Андрей, Матвей. Над ними изображены Символы Евангелистов. Святые обозначены латинскими надписями, а Богоматерь – греческой, сокращенной формой от Mater Theou (Мать Бога).

P1260908 1P1260933 0В нижнем регистре по обе стороны стороны большого круглого резного окна, окруженного гербами семейства Колонны, на четырёх панелях воссозданы эпизоды, рассказывающие истории о происхождении храма: Сон папы Либерия, Сон Патриция Иоанна, Иоанн Рассказывает о Своем Сне Папе и Папа чертит План Базилики на Снегу. Стиль одежды и папские знаки отличия относятся к 14-му, а не к 4 веку, когда происходившие события якобы имели место. Однако, это обычная практика в средневековом искусстве. Вo врeмя рeлигиозныx праздников папа повтopяeт жeст Xриста, благословляя собравшиxся, поэтoму вeрxняя ложа называeтся "ложeй благословeния".

Чудесная мозаика конца XIII века украшала фасад Санта Мария Маджоре над её старым портиком, пока итальянский архитектор эпохи позднего барокко из Флоренции Фердинандо Фуга (итал. Ferdinando Fuga; 1699-1782), назначенный на должность архитектора папских дворцов его земляком-флорентийцем папой Климентом XII Корсини, не закрыл ее лоджией. Очередная реконструкция глубоко изменила восприятие средневекового произведения. Первый камень был заложен папой Бенедиктом XIV.

 

P1260826 0P1260984Центральный портик украсила Богоматерь с Младенцем, над образом которой работали Джозеппе Лирони, Пьетро Браччи, Джамбаттиста Майни, Микеланджело Слодц, Филиппо делла Валле и другие. Были созданы бесчисленные полуциркульные арки, капители, фронтоны, рамки, гирлянды и фигурки ангелочков. Статуи выглядят так, как их представлял кардинал Николо Албергати-Людовизи и много других пантификов. Папа Ламбертини выражался о реставрации только с саркастичным и остроумным замечанием: "Я бы поверил, будь мы импресарио. Выглядит как танцевальный зал". Торжественное открытие нового фасада состоялось 4 марта 1741 г.

P1260879P1260883 1Монументальная Санта-Мария-Маджоре, расположенная на Эсквилине и выходящая на одноимённую площадь с Колонной мира, входит в число четырёх папских базилик. Главная особенность этих храмов – наличие "Святой двери", которая открывается только раз в 25 лет, и папский алтарь, где в юбилейный год проводится особая торжественная служба. Базилика Пресвятой Девы Марии отличается тем, что сохранила раннехристианскую планировку и мозаики той же эпохи, к которой позднее добавились другие сокровища искусства и архитектуры. Романская колокольня (1376 г.), надстроенная в 1483 г.,, с гланым колоколом работы Пизано (1289 г.) и колоколом "Ла Спердута" (Сбившаяся с пути), который, по старинной традиции, звонит после 21 часа, возвышается над изумительным по красоте фасадом (1743 г.). Под лоджией у входных ворот установлена статуя короля Испании Филиппа IV, давшего богатое завещание в пользу базилики Санта-Мария-Маджоре в знак преданности Деве Марии. Памятник создали Джованни Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) и Джироламо Луценти (Girolamo Lucenti).

P1260983 1

P1260949Базилика была возведена Сикстом III (432-440 г.г.) взамен предыдущей церкви, которую построил папа Либерий на месте, указанном Богородицей. По легенде Пресвятая Богородица явилась сразу трём лицам, проживавшим в Риме: богатому патрицию Иоанну и его супруге, а также папе Либерию. Этому явлению предшествовали горячие молитвы супругов к Господу, чтобы он даровал им дитя. Долгое время супруги были бездетными и совершали щедрые приношения для церкви, чтобы Господь послал им свою милость. И вот в ночном видении Богородица сообщила супругам, что Господь пошлёт им сына, если они построят церковь на холме Эсквилин в её имя. А чтобы они не сомневались, будет дано знамение: утром 5 августа на том месте, где должна быть построена церковь, они найдут снег.

 

 

P1260839 1P1260875 0Супруги посетили папу Либерия, который весьма удивился их приходу, поскольку и ему в ту же ночь было подобное видение. Утром 5 августа папа вместе со священниками и церковнослужителями в сопровождении патриция и его супруги отправились на Эсквилинский холм и к своей радости увидели посреди поля чистый яркий белый снег. Это место сразу же было освящено и спустя немного времени здесь начали возводить церковь во имя Девы Марии на поле "снежного чуда" холма Эсквилин – одного из семи холмов, на которых стоит центральная часть Рима. Освящение церкви состоялось в 432 году. С тех пор католическая церковь ежегодно чествует 5 августа посвящённый Богородице и её "чуду снега" праздник Дева Мария Снежная (итал. Madonna della Neve).

P1260871 0P1260878 0Величественный интерьер базилики сохранил первоначальную планировку с тремя нефами; обширный центральный неф с драгоценным полом работы Козмати (середина XII в.) перекрыт кессонированным потолком (кессоны – углубления прямоугольной формы между балками и перекрытиями из дерева), приписываемым Джулиано да Сангалло (ок. 1450 г.), изготовленным по велению кардинала Родриго Борджиа, будущего папы Александра VI. 

 

 

DSC 0533DSC 0532

Слева от входа в базилику находится памятник верховному понтифику Никколо IV, урожденного Джироламо Маски да Асколи (Girolamo Masci da Ascoli). Он был членом ордена младших братьев-францисканцев, кардиналом и возглавлял папский престол с 1288 по 1292 годы, много сделав для расширения и украшения базилики: оборудовал базилику новым фасадом со знаменитыми мозаиками Филиппо Русути (Filippo Rusuti), поднял потолок, построил два прохода и новую апсиду, сдвинув трансепт на 7 метров. Скульптура Папы обрамлена аллегорическими фигурами Религии слева и Правосудия справа. С правой стороны установлен монумент Папы Климента IX (1667-1669), спроектированная Карло Райнальди (Carlo Rainaldi) в 1671 году. Сидящая статуя Папы принадлежит Доменико Гуиди (Domenico Guidi), аллегорическое изображение Веры принадлежит Козимо Фанчелли (Cosimo Fancelli), а изображение Милосердия – Эрколе Феррата (Ercole Ferrata).

 

P1260844 1P1260869 0Золото для потолка подарил Папа Александр VI Борджиа, поэтому на потолке его герб. Это первое золото, привезенное из Америки на кораблях Колумба и подаренное Папе Фердинандом и Изабеллой Испанскими. Под окнами нефа находятся изумительные раннехристианские мозаики (V в.) со сценами из Ветхого Завета. Эти мозаики являются самыми древними в Риме. Они стали первым циклом библейских сцен. На левой стороне можно видеть Авраама, Иакова, Исаака, а на правой – Моисея и Иисуса Навина. Триумфальная арка также украшена мозаиками со сценами из Нового Завета и апокрифических Евангелий (встреча Иисуса с градоначальником Афродизием), а также символами торжества Христова.

DSC 0537P1260855 0Не уступают им по красоте и старинные мозаики (1288-1292 гг.), изображающие сцены из жизни Марии и Мадонны, матери Иисуса. Впечатляют фрески, украшающие апсиду, где изображено Коронование Марии; она сочетает части, относящиеся к V в., с теми, которые были созданы приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV. Именно к этому времени относятся все фигуры: слева – святые Петр, Павел, Франциск. Справа – Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, Св.Антоний, На коленях стоит папа Николай IV. Традиционно Христос изображался один, как Правитель (Пантократор) и Учитель, но здесь он показан с Богоматерью. Он разделяет с ней один царский трон и алую подушку и венчает ее драгоценной короной.

DSC 0546DSC 0544Под раковиной, на стене апсиды, сценs из жизни Богоматери. Панели располагаются между окнами и показывают Благовещение, Рождество, Успение, Поклонение Волхвов и Представление Христа. Центральная сцена, Успение, наиболее важная. На ней изображена Богоматерь на ее одре в окружении апостолов, нескольких святых епископов слева и святых дев справа. Христос стоит в радуге, держа ее душу, показанную в виде молодой девушки. Над ними – небожители, включая Царя Давида (отмечен). В верхнем левом углу – Гора Сион, в верхнем правом – Масличная Гора. Изгиб апсиды украшен большой картиной Франческо Манчини Francesco Mancini) 1750 года, изображающей Поклонение Пастухов. С обеих сторон – деревянные хоры каноников, вписанные в кривую апсиды, а спереди – полностью позолоченный деревянный отдельно стоящий епископский трон.

DSC 0466 0DSC 0483 0Над папским алтарём возвышался торжественный балдахин, стойки которого сделаны из древних порфирных колонн с Виллы Адриана в Тиволи. Папским алтарь называется потому, что только папа может служить мессу в этом алтаре. которая отправляется в базилике каждый год 15 августа, когда католики отмечают Успение Девы Марии. а над ним – триумфальная арка. На сводах арки – 24 старца из Книги Откровения (Апокалипсиса), над которыми изображены четыре символа евангелистов. На арке и боковых стенах сохранилась подлинная реликвия – мозаики первой половины V столетия.

DSC 0445DSC 0452Сбоку от центрального алтаря с балдахином видна вделанная в пол надгробная плита Джан Лоренцо Бернини; перед алтарём устроен нижний предел – крипта. В крипту ведут две лестницы справа и слева от алтаря. Перед реликварием помещена скульптура коленопреклонённого папы Пия IX работы Джакометти, его взор устремлен на алтарь. В крипте захоронен Святой Иероним, который впервые перевел Библию на латинский язык, а также Папа Пий V. Эта крипта называется Вифлеемской, потому что в ее алтаре в хрустальном реликварии хранятся в серебряной раке, выполненной по проекту Джузеппе Валадье, частицы яслей, в которых лежал младенец Иисус в Рождественскую ночь. 

DSC 0464DSC 0455Яслями служила кормушка для животных, которая находилась в пещере, ставшей местом рождения Христа. В ясли Иосиф Обручник и Дева Мария положили спелёнатого Богомладенца. Привезённые Святой Еленой из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы, хранятся в базилике Санта-Мария-Маджоре с 642 года. Их называют Sacra culla, Cunambulum или Praesepe. Они сделаны из оливкового дерева и представляют собой пять дощечек, скреплённых металлическими полосами. На одной из металлических полос сохранилась сильно затёртая греческая надпись VII-IX веков с именами христианских святых. По традиции 25-го числа каждого месяца к яслям допускают верующих для поклонения, а в рождественский сочельник совершают с ними крестный ход вокруг базилики.

DSC 0514DSC 0511 0Слева от алтаря расположена капелла Боргезе, или Паолинская, она построена по приказу Павла V из семейства Боргезе. Здесь хранится бесценная византийская икона Девы Марии "Salus Populi Romani" или икона Божией Матери "Спасение народа римского." По преданию эта икона спасла население Рима от чумы в XVI веке. Папа Пий V прошел с иконой в руках от базилики до собора Святого Петра. Когда процессия верующих подошла к собору, все услышали пение ангелов, славящих Деву Марию. Чума отступила. По данным исследований, этой иконе примерно 2000 лет. Считается, что автором иконы был сам апостол Лука.

DSC 0513 0DSC 0516В Паолинской капелле находится гробницы Павла V и его предшественника Климента VIII, а также статуи этих пап. Эту капеллу называют также капеллой Боргезе, поскольку она построена по приказу Павла V, происходившего из семейства Боргезе. Здесь же похоронен итальянский кардинал, меценат, племянник папы римского Павла V Шипионе Боргезе (Сципион Боргезе, итал. Scipione Borghese; 1576-1633). Паолинская капелла – настоящая жемчужина, хранящая бесценные шедевры; она украшена работами таких скульпторов, как Мадерно, автора барельефа, который изображает папу Либерия, рисующего план базилики на снегу, а также полотнами Джузеппе Чезари по прозвищу Кавалер  д'Арпино, Чиголи, Гвидо Рени и Пассиньяно.

DSC 0526 0DSC 0530Вторая часовня в левом проходе посвящена Вознесению Девы Марии, к которой относится алтарь. По бокам находятся могилы  кардинала Гвидо Асканио Сфорца (Guido Ascanio Sforza), и его брата Алессандро, также кардинала. Задуманная в возрасте 87 лет великим флорентийским художником, который умер два года спустя, она была построена архитектором Тиберио Кальканьи (Tiberio Calcagni). Её можно считать последней работой Микеланджело, спроектировавшего эллиптическое пространство, перекрытое ребристыми сводами и апсидами, обрамленными колоннами. Рядом со входом памятник канонику церкви Санта-Мария-Маджоре, юристу, литератору и дипломату Ватикана Агостино Фаворити (Agostino Favoriti) работы скульптора Монса (Mons).

DSC 0491DSC 0502 0В глубине нефа находится Сикстинская капелла (Cappella Sistina), построенная в виде классического латинского креста, расположена справа от центрального нефа, за алтарем Благовещения. Создавали её по велению папы Сикста V. Автором проекта был Доменико Фонтана. Для убранства он взял цветные мраморные плиты с руин Септизодия. В интерьере использованы флорентийские мозаики, купольный барабан расписан светлыми полихромными фресками. Входную арку венчает картина "Рождение Богоматери" работы Аурелиано Милани (1742 г.). Слева покоятся нетленные мощи Пия V; справа установлена усыпальница Сикста V.

DSC 0496DSC 0508Их надгробные памятники украшены барельефами. Статую коленопреклонённого Сикста V выполнил скульптор Джованни Паракка, прозванный Вальсольдо. Капеллу увенчивает купол, она отличается богатством декора. Отсюда можно спуститься в ораторий Святых яслей, перенесённый из другого места и встроенный в базилику в виде крипты, который украшен горельефными фигурами, работы Арнольфо ди Камбио (1288-1291 гг.). 

 

DSC 0523

DSC 0521 0Блок ризницы, включая баптистерий, был спроектирован Фламинио Понцио в 1605 году и состоит из двух помещений – прихожей и собственно крестильни. Оба помещения имеют сводчатые потолки. В прихожей есть две большие боковые двери. Левая ведет в часовню Святого Михаила, а правая – в ризницу. Вход в крестильню оборудован решетчатыми воротами, обрамленными парой античных ионических колонн из красного Асуанского мрамора, несущих на себе архивольту. Своды крестильни украшены позолоченной лепниной с кариатидами и херувимами, и фресками, изображающими Непорочное Зачатие с Пророками и Отцами Церкви. Центральная панель содержит образ Богоматери, а диагональные – четырех пророков. Четыре Римских Отца Церкви изображены в больших люнетах. Меньшие заняты херувимами. Два боковых люнета содержат фрески со сценами из апокрифической легенды о рождении Богородицы – Святые Иоахим и Анна Входят в Золотые Врата Храма и Благовещение Святому Иоахиму.


DSC 0522 0DSC 0520По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Её украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier). Алтарный образ – мраморный барельеф Успение работы Пьетро Бернини, отца Джованни Лоренцо. Мария изображена лежащей на кровати, в то время как ангелы готовятся перенести её тело на Небеса на глазах изумленных апостолов. Над сооружением – оранжевая стеклянная панель Тайна Троицы, Почитаемой Ангелами.

 

 

 

 

P1260928 0P1260929 0В 2001 году с благословления Иоанна Павела II был открыт музей базилики. В этом 8-комнатном музее размещены наиболее интересные предмекты. Комнаты соответствуют следующим темам: история базилики; тайна Рождества и страсти, salus populi Romani, святые, связанные с базиликой, их личные вещи, религиозная иконография и искусство. Даже для человека, не слишком интересующегося теологией, взгляд на работы таких мастеров, как восхождение Антонио Бацци на Голгофе и Мадонна Доминико Якопо с младенцем, Святая Екатерина Сиенская и т. Д., Может быть полезным. Туристы, интересующиеся музыкой, могут захотеть увидеть интригующие старинные партитуры из музыкальной часовни, такие как рукопись мессы «Стелла» Доменико Скарлатти.

 

 

 

 

 

 

На фоне стоящей рядом Латеранской базилики или, как её ещё называют, собором Святого Иоанна Крестителя, церковь Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum – "Святая Святых") выглядит настолько непривлекательно, что скорее напоминает заурядное административное здание с опшарпанными стенами, мимо которого можно легко пройти, не бросив взгляд на строение. Тем не менее, в Риме нетпаломников, которые не посетили бы Церковь Святой Лестницы (Святая Святых), одну из самых известных и прославленных в католическом мире святынь, которая находится недалеко от Собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме и представляет собой часовню Святая Святых (Санкта-Санкторум), где находится икона Спаса нерукотворного.

Sancta Sanctorum

Основная достопримечательность церкви, влекущая христиан всего Света на поломничество в Санкта-Санкторум, это укрытая за входными дверями Святая Лестница. Лестница несколько раз реставрировалась и в XX веке, последний раз – в 2007 году. Тогда же были расчищены от копоти украшающие своды лестницы фрески итальянского художника Балтасара Кроче (1558–1628).

P1270013 0

Первые документально зафиксированные сведения о Святой лестнице встречаются в "Liber Pontificalis", составленном в середине IX века, при папе Сергии II (844–847). Сообщалось, что лестница эта – из резиденции Понтия Пилата в Иерусалиме и что по ней несколько раз восходил Спаситель в день обречения на смертную казнь. Предание гласит, что Святую лестницу равноапостольная Елена отправила в Рим в дар епископу Рима святому Сильвестру I (335).

P1270026 1

На протяжении веков христиане благочестиво восходят по Святой лестнице на коленях. Лестницу устанавливали тоже очень благоговейно: ни один из рабочих не ступил своими ногами ни на одну из ее ступеней. Сначала была положена верхняя 28-я ступень, затем поочередно клались следующие ступени. В Римско-Католической Церкви считают, что на Святой лестнице "можно получить полную индульгенцию в каждую пятницу Великого поста и частичную индульгенцию – ежедневно". 

DSC 0366

Католики, поднимаясь на коленях по лестнице, на каждой ее ступени читают специальные "Молитвы при восхождении на Святую лестницу". По давней традиции, православный паломник читает Акафист страстям Христовым или, останавливаясь на каждой ступени, произносит молитву "Отче наш".

P1270024 1

По преданию, когда Спасителя, окровавленного после бичевания, вели по этой лестнице на смертную казнь, на ступени капала Его кровь. На ступенях в некоторых местах сохранились якобы кровавые следы Христа. В этих местах в досках, покрывающих ступени, было сделано несколько крестообразных прорезов для благоговейного лобызания паломниками самих ступеней. Сейчас на 2-й, 11-й и 28-й ступенях устроены небольшие застекленные круглые отверстия, которые с особым благоговением целуют верующие. 

P1270040 0

Поднявшись на коленях по Святой лестнице, паломники спускаются вниз уже по одной из боковых лестниц, специально установленных по обеим сторонам Святой лестницы.

P1270030 0

Первыми документальными свидетельствами того, что Святая Лестница действительно хранит благодатную память о Страстях Христовых, являются упоминания в "Liber Pontificalis", составленном при Папе Сергии II (844-842) и в Булле ПапыПаскуаля II (1099-1119).

P1270033 0

Первоначально Святая Лестница располагалась в Патриархии, Латеранском комплексе – древней резиденции Римских Пап, а в 1589 году, при Папе Сиксте V, Лестницу поместили перед часовней Святая Святых, где она и находится по сей день.

P1270036 0

Папа Пий IX (1846-1878) провёл реставрацию Святой Лестницы и способствовал распространению её культа и прославления. По его указу к церкви пристроили здание монастыря, которое 24 февраля 1853 года было даровано Пассионистам – братству Страстей Господних. Папа Пий IX сам не раз восходил на коленях по Святой Лестнице, пока 19 сентября 1870 года, в канун ликвидации папской власти над Римом, не заперся в Ватиканском дворце в качестве добровольного узника.

P1270039 0

Часовня Святая Святых (Санкта-Санкторум) является тем местом, где молятся поломники, преодолев последнюю ступень Святой Лестницы и оказавшись на небольшой площадке с зарешеченным окном, через которое можно увидетьбогатый интерьер древней папской часовни Святая Святых.

DSC 0377

По мнению историков средневековья, эта часовня была самой почитаемойсвятыней Рима. Вплоть до эпохи Возрождения она была домовой церковью Римских Пап и свидетельствовала о великолепии старого Патриархата при Латеранском дворце и тысячелетней истории римского понтификата.

DSC 0373

О том, кто был основателем часовни Святая Святых, точных сведений нет. Первоначально она была посвящена священномученику Лаврентию (225-228) – архидиакону римской христианской общины. Вииду того, что внутри хранились мощи многочисленных христианских святых, начиная с IX века, часовню стали называть Святая Святых.

DSC 0376

Первое упоминание об этой церкви относится ко второй половине VIII века, когда в риме правил Папа Стефан III  (772). Многочисленные документальные свидетельства восходят к началу второго тысячелетия н.э. в связи с литургией Страсной недели и овладением папами римскими Латеранским дворцом.

DSC 0398

Папы вели между собой негласное соревнование по украшению часовни. Особенно заметными были работы по её реставрации, проведенные Львом III (816), Иннокентием III (1216), Гонорием III (1227) и Николаем III (1280), при котором часовня приобрела современный облик.

DSC 0396

При Николае III были созданы фрески римской школы XIII века, завершены мозаики над алтарём часовни и украшен пол в стиле Космати.

DSC 0383При Калисте III (1458) была укреплена несущая стенав задней части часовни. Документы свидетельствуют, что по Божественному Провидению часовня почти не пострадала во время ограбления Рима в 1527 году.

DSC 0399

 

DSC 0400

Самая древняя и особо почитаемая святыня, хранящаяся в часовне Святая Святых – это икона Спасителя, так называемый Acheiropoeton, или Спас Нерукотворный. Она находится на стене за алтарём и изображает Спасителя на троне. 

DSC 0378

Господь благославляет человечество правой рукой и держит Евангелие в левой. В документах по названию этой иконы часто именуют и саму часовню, и церковь Святая Святых. Происхождение иконы не установлено. Доподлинно известно, однако, что икона почиталась уже в VIII веке: согласно Liber Pontificalis, Папа Стефан III (757) возложил её на свои плечи и шёл с нею во главе молитвенной процессии, чтобы предотвратить вторжение в Рим лангобардов под предводительством Астольфа (753). С тех пор ежегодно в день 15 августа в Риме проходит празднование в честь этого образа Спасителя, и в этот день икону выносят из часовни для поклонения.

DSC 0405

Образ реставрировался при папах Иоанне X (928), Александре III (1181) и Иннокентии III. При второй реставрации лик Спасителя с этой иконы перенесли на шёлк, который наложили на образ, так что сегодня мы видимкопию на шёлке, за которой скрывается оригинал, написанный по дереву. Оклад образа, выполненный из серебра и золота и украшенный драгоценными камнями, был изготовлен в правление Папы Иннокентия III.

DSC 0382

Какаим бы не было происхождение чудотворной иконы Спасителя, её история навсегда и тесно переплетена с многовековой религиозностью римского народа.

DSC 0401

В основании папского алтаря часовни, защищённого огромной железной решёткой, просматриваются две бронзовые дверцы, на которых сохранились надписи XIII века. За этими дверцами – драгоценный ковчег-реликварий, где с давних пор хранилисьприсланные из Константинополя по заказу Папы Льва III самые великие христианские сокровища и мощи Санкта Санкторум. Многие бесценные реликвии до сих пор хранятся в церкви Святая Святых. Здесь же на протяжении нескольких веков находились головы святых апостолов Петра и Павла, которые Папа Урбан V (1370) велел переместить в собор Святого Иоанна Кркестителя на Латеранском холме.

DSC 0410

Часовня Святая Святых расположена между двумя другими часовнями, одна из них посвящена св. Лаврентию, другая – св. Сильвестру.

DSC 0414

 

DSC 0416

Санкта-Санкторум была личной капеллой пап, посвящена святому Лаврентию и является одной из немногих неразрушенных частей стоявшего на этом месте старого Латеранского дворца, служившего с IV до начала XIV резиденцией Римских Пап. При Папе Sixtus V (1585-1590) Латеранский дворец был снесён, от него осталась апсида когда-то огромной трапезной Папы Льва III – Triclinium Leoninum (IX в.). Трапезная была огромным залом (68 x 15,37 м), с пятью нишами на каждой из длинных сторон и апсидой в торце. В нишах размещались полукруглые кровати, лёжа на которых принимали пищу. Потолок зала был изготовлен из дорогой древесины, пол покрыт многоцветным мрамором, в центре красовался фонтан из порфира. Здесь праздновалось коронование императора Священной Римской империи Карла I Великого. В память об этом событии 

P1270067 0

Наружная сторона апсиды украшена мозаикой, знаменующей миру разграничение полномочий между императором и папой, который хотел всё же отстаивать моральное превосходство Церкви наl Империей.

P1270063 1

Мозаика здания триклиния датируется 800 годом, в год коронования Карла I Великого в Риме: Центральная сцена представлена воскресшим Христом, который держит в руке Евангелие с надписью " Pax Vobis " (лат. " Мир вам ") и даёт напутствие своим апостолам. В левой стороне Христос передает ключи Святому Петру и знамя с крестом Константину I Великому. С правой стороны ставшие на колени в ноги Святого Петра Лев III получает епитрахиль (длинную ленту, огибающую шею Папы), а Карл Великий – знамя: папа и император совместно разделили заботу о христианах. У Карла Великого и Папы Льва III (750– 816) четырёхугольные нимбы, что обозначает, что они были изображены при жизни, это в свою очередь указывает на время создания мозаики.

 

 

Подкатегории